Научная статья на тему 'Поликомпонентные кофейные напитки диетического назначения'

Поликомпонентные кофейные напитки диетического назначения Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
97
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пиво и напитки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕГУСТАЦИЯ / TASTING / ДИЕТИЧЕСКИЕ КОФЕЙНЫЕ НАПИТКИ / DIET COFFEE DRINKS / ЖЕЛУДИ / ACORNS / КАШТАНЫ / CHESTNUTS / ЦИКОРИЙ / CHICORY / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / ЯЧМЕНЬ / BARLEY / PEER REVIEW

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Шевцов А.А., Острикова Е.А.

На основе программного обеспечения ВНИИКП 5.0 разработаны рецептуры кофейных напитков с добавлением обжаренного растительного сырья: корней цикория, ячменя, желудей и каштанов. Рецептурные соотношения были подобраны с учетом потребностей в пищевых веществах различных групп населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multicomponent dietetic coffee beverages

Dietetic coffee beverages recipes with the addition of roasted raw material of plant origin: chicory roots, barley, acorns and chestnuts were developed on the base of software VNIIKP 5.0. Component proportions were chosen with consideration of nutritional needs of different population groups. opinions.

Текст научной работы на тему «Поликомпонентные кофейные напитки диетического назначения»

УДК 663.94

Поликомпонентные кофейные напитки диетического назначения

А. А. Шевцов, д-р техн. наук, профессор; Е. А. Острикова, аспирант Воронежская государственная технологическая академия

Ключевые слова: дегустация; диетические кофейные напитки; желуди; каштаны; цикорий; экспертная оценка; ячмень. Keywords: acorns; barley; chestnuts; chicory; diet coffee drinks; peer review; tasting.

Как известно, кофеин оказывает стимулирующее воздействие на деятельность сердца, употребление его в значительных количествах имеет сильный тонизирующий и возбуждающий эффект [1]. Людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, беременным женщинам, маленьким детям и некоторым другим группам населения его потребление противопоказано.В этой связи актуальна разработка рецептур диетических кофейных напитков с небольшим содержанием кофе или без него.

На кафедре технологии хранения и переработки зерна Воронежской государственной технологической академии проведены исследования по разработке рецептур кофейных напитков, в состав которых помимо кофе входит недорогое отечественное растительное сырье, обжаренное по специально разработанной технологии [2, 3]: зерно ячменя, корни цикория, желуди и каштаны. Ингредиенты были подобраны с учетом их химического состава [4], пищевой ценности и лекарственных свойств.

В качестве целевой аудитории были выбраны четыре группы: дети и подростки в возрасте от 10 до 17 лет; беременные женщины и кормящие матери; лица пожилого и старческого возраста; спортсмены и люди, подверженные тяжелым физическим нагрузкам.

На основе Норм физиологической потребности в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации (МР 2.3.1.2432-08) проанализированы

потребности в питательных веществах указанных групп населения с целью адаптации рецептур под фи-

зиологические потребности каждой из них.

Разработку рецептур производили с помощью программного обеспечения ВНИИКП 5.0, позволяющего получать процентные соотношения ингредиентов в продукте с содержанием питательных веществ, не выходящим за пределы заранее заданных интервалов, в результате чего получены 16 рецептур кофейных напитков: по четыре на каждую группу (табл. 1).

Определение качественных характеристик кофейных напитков проводили с использованием современных методов физико-химического контроля и анализа, что позволило обеспечить нормативные требования к показателям качества [5] в области допустимых значений. Среди нескольких вариантов рецептур отбирали наилучший с помощью экспертной оценки с выполнением единых тре-

Таблица 1

№ напитка Кофе обжаренный, % Корни цикория обжаренные, % Ячмень обжаренный, % Желуди обжаренные, % Каштаны обжаренные, %

I Дети и подростки в возрасте от 10 до 17 лет 1

1 — 10,01 44,22 10,01 35,76

2 10,00 10,00 52,45 10,00 17,55

3 5,00 5,00 67,82 5,00 17,18

4 14,88 14,88 38,19 14,88 17,17

Беременные женщины и кормящие матери

1 — — 30,80 — 69,20

2 — — 75,56 7,05 17,39

3 — — 73,76 — 26,24

4 — 10,00 66,01 10,00 13,99

Лица пожилого и старческого возраста

1 12,32 0,57 74,74 12,37 —

2 12,38 5,00 72,62 5,00 5,00

3 21,31 10,00 58,69 10,00 —

4 15,52 10,00 54,48 10,00 10,00

Спортсмены и люди, подверженные тяжелым физическим нагрузкам

1 30,76 — 42,25 — 26,99

2 36,83 5,00 26,51 5,00 26,66

3 40,94 9,62 17,40 9,62 22,42

4 35,85 15,01 15,01 15,01 19,12

Желтоватый

Другое*

Темно-коричневый

Светло-коричневый

Коричневый

* Светло-карамельный, бурый, желтовато-коричневый, ярко-коричневый, коньячный, красно-коричневый

Рис. 1. Диаграмма распределения оценок экспертов цвета кофейных напитков

36 ПИВО и НАПИТКИ 2011

бований к квалификации экспертов-дегустаторов (компетентность, психофизиологические возможности, заинтересованность в результатах экспертизы, объективность, деловитость), правильной и грамотной организации экспертизы [6, 7].

Для экспертной оценки органолеп-тических характеристик кофейных напитков диетического назначения была сформирована комиссия из десяти человек. Среди экспертов имели место следующие соотношения:

распределение по половому признаку: шесть женщин и четверо мужчин;

распределение по возрастным группам: 18-20 лет — один; 2140 лет — пятеро; 41-60 лет — трое; 61-90 — один;

распределение по образованию: высшее образование — шестеро; неоконченное высшее образование — четверо;

род деятельности: шестеро занимаются выполнением научных исследований, из них четверо — в области пищевой промышленности.

Экспертная комиссия собиралась четыре раза на непродолжительное время с целью оценки каждой из четырех групп напитков для различных слоев населения. Экспертам предлагалось оценить органолептические показатели качества: цвет, вкус и аромат напитка [8] и определить его ранг.

Дегустация начиналась с отбора обжаренного сырья, его размола на лабораторной мельнице и приготовления смеси согласно рецептуре. Затем в 150-миллилитровую кружку насыпали 7,5 г кофейного порошка, заливали его некрутым кипятком, накрывали крышкой и давали завариться в течение 5 мин. Когда снимали крышку, ароматные пары выходили наружу, проявляясь в этот момент более отчетливо и ярко.

Оценивая цвет напитков, эксперты в основном характеризовали его как оттенки коричневого или желтого (рис. 1).

Оценивая цвет напитка, эксперты преимущественно придерживались терминологии, применяемой для определения вкусоароматических характеристик кофейных напитков (табл. 2).

На рис. 2-3 приведены соотношения оценок экспертами запахов и вкусов кофейных напитков соответственно.

Таблица 2

Термин Характеристика выражаемого термином вкусоароматического качества

Выветрившийся Кофе со слабым вкусом и послевкусием

Горький Вкусовое ощущение, напоминающее то, которое возникает во рту после приема хинина, часто является следствием слишком сильного обжаривания зерен

Жесткий Вкусовое ощущение, напоминающее жжение

Мягкий Вкусовое ощущение, лишенное какой-либо остроты

Нейтральный Вкусовое ощущение, в котором отсутствует какой-либо ярко выраженный оттенок

Травянистый Вкусовое ощущение, напоминающее аромат и вкус зеленой травы

Приятный Кофе с полным и нежным вкусом, в котором отсутствует терпкость

Сладкий Вкусовое ощущение, полностью лишенное терпкости

Тонкий Кофе, обладающий незначительной кислотностью

Утонченный Приятное и нежное вкусовое ощущение

Рис. 2. Диаграмма распределения оценок экспертов запахов кофейных напитков

Ячменный

С привкусом каштана

Тонкий

Жесткий

Утонченный

Приятный

Горький

Нейтральный

Мягкий

Сладкий

* Привкус ячменя различной интенсивности

Рис. 3. Диаграмма распределения оценок экспертов вкусов кофейных напитков

Согласованность мнения экспертов оценивали по величине коэффициента конкордации

Г = -

125

п2 (т3 - т)

где 5 — сумма квадратов отклонений всех оценок рангов каждого объекта экспертизы от среднего значения;

п = 10 — число экспертов; т = 16 — число объектов экспертизы (табл. 3).

Коэффициент конкордации изменяется в диапазоне 0 < ^ < 1, причем 0 — полная несогласованность, 1 — полное единодушие [9].

По результатам расчетов коэффициент конкордации ^ = 0,8, что свидетельствовало о высокой степени согласованности экспертных оценок.

2011

ПИВО и НАПИТКИ

]

Таблица 3

Номер Оценка эксперта Сумма рангов Отклонение Квадрат отклонения

объекта экспертизы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 от среднего Ранг

1 16 13 15 14 15 15 15 16 15 15 149 64 4120 15

2 9 6 10 8 8 14 9 13 9 9 95 10 104 9

3 4 3 2 2 4 4 3 3 4 3 32 -53 2789 3*

4 10 6 5 4 7 5 8 4 8 11 68 -17 283 6

5 7 4 3 5 5 6 5 2 3 5 45 -40 1585 5*

6 12 8 9 15 14 8 6 12 13 13 110 25 634 13

7 11 10 12 12 9 11 13 11 12 7 108 23 538 12

8 5 11 8 11 6 7 12 7 7 6 80 -5 23 7

9 1 5 1 1 3 2 2 1 1 4 21 -64 4072 1*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 14 16 16 16 16 16 16 14 16 16 156 71 5068 16

11 3 15 11 9 13 13 7 10 11 10 102 17 295 11

12 6 2 6 7 2 3 4 5 5 2 42 -43 1833 4

13 2 1 7 6 1 1 1 6 2 1 28 -57 3228 2*

14 15 12 4 3 10 10 10 9 6 8 87 2 5 8

15 8 7 14 10 11 9 11 8 10 14 102 17 295 10

16 13 14 13 13 12 12 14 15 14 12 132 47 2227 14

Сумма 85 27 098

' Наивысший ранг в каждой группе.

Таблица 4

Показатель Напиток для детей и подростков в возрасте от 10 до 17 лет (№ 3) Напиток для беременных женщин и кормящих матерей (№ 1) Напиток для лиц пожилого и старческого возраста (№ 1) Напиток для спортсменов и людей, подверженных тяжелым физическим нагрузкам (№ 1)

Цвет Желтоватый Светло-коричневый Коричневый Коричневый

Запах Приятный, ячменный* Приятный Приятный, ячменный* Утонченный

Вкус Сладкий » Приятный Утонченный

' В таблице указаны оценки, набравшие не менее четырех голосов из десяти.

Среди каждой из четырех групп был выбран наилучший напиток (получивший наивысший ранг). Отобраны образцы по оценке экспертов (табл. 4).

В целом эксперты дали высокую оценку органолептическим показателям качества кофейных напитков и порекомендовали наиболее оптимальные с позиций вкусовых характеристик образцы для промышленного производства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дроздова, Т. М. Физиология питания/Т. М. Дроздова, П. Е. Влощинский,

B. М. Позняковский. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. — 352 с.

2. Шевцов, А. А. Обоснование ступенчатого режима обжарки каштанов на основе исследования форм связи влаги/А. А. Шевцов, Е. А. Острикова // Вестник Воронежской государственной технологической академии. — 2011. — № 1. —

C. 39-41.

3. Шевцов, А. А. Тепловая обработка ячменя перегретым паром /А. А. Шевцов,

Е. А. Острикова, А. Г. Ткачев // Комбикорма. — 2010. — № 8. — С. 43-44.

4. Острикова, Е. А. Технология диетических кофейных напитков / Е. А. Остри-кова // Материалы всероссийской научной конференции «Повышение качества и безопасности пищевых продуктов». — ГОУ ВПО «ДГТУ», 2010. — С. 91-93.

5. ГОСТ Р 50364-92 Концентраты пищевые. Напитки кофейные растворимые.

6. Кантере, В. М. Отбор и подготовка дегустаторов/В. М. Кантере, В. А. Матисон, М. А. Фоменко и др. // Пищевая промышленность. — 2003. — № 10. — С. 18-24.

7. Родина, Т. Г. Дегустационный анализ продуктов/Т. Г. Родина, Г. А. Вукс. — М.: Колос, 1994. — 192 с.

8. Позняковский, В. М. Экспертиза пищевых концентратов. Качество и безопасность: учеб.-справ. пособие/В. М. Позняковский, И. Ю. Резниченко, А. М. Попов; под общ. ред. В. М. Позняковского — 2-е изд., испр. и доп. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. — 266 с.

9. Орлов, А. И. Нечисловая статистика / А. И. Орлов. — М.: «МЗ-Пресс», 2004. — 516 с. &

38 ПИВО и НАПИТКИ 4•2011

«Сокол»:

специальный выпуск бирмиксов

Популярный бренд «Сокол» расширяет линейку пивных коктейлей — в июле состоялся розлив бирмиксов «Сокол Кола», «Сокол Мохито» и «Сокол Текила» в алюминиевую банку емкостью 0,5л.

«Сокол» активно осваивает быстрорастущий сегмент пивных коктейлей, рост которого в 2010 г. составил около 35 % в натуральном выражении в сравнении с 2009 г. (на фоне 6%-ного падения рынка пива в объемном выражении за аналогичный период). Каждый год бренд выпускает новый вкус, соответствующий потребностям молодежной аудитории. Выпуск пивных коктейлей в алюминиевой банке логично продолжит развитие линейки.

Запуск бирмиксов в новой упаковке отвечает пожеланиям лояльных потребителей «Сокола» и будет способствовать привлечению новой аудитории. Ожидается, что новинка позволит увеличить продажи бренда в разгар пивного сезона.

«Сокол» открывает сезон вечеринок

Бренд «Сокол» поддержит собственный светлый сорт пива и линейку пивных коктейлей телевизионной рекламной кампанией под общим слоганом «Стрелка отрыва». Яркий ролик популярного пивного бренда с 04.07.2011 г. появился в эфире крупнейших федеральных каналов: Первый, СТС, Муз-ТВ, MTV, 2х2, НТВ и ТНТ.

«Главным героем» ТВ-ролика стала стрелка — ключевой графический элемент упаковки светлого пива. По сюжету, «стрелка отрыва» заставляет мир двигаться и может превратить спальный район в место, наполненное весельем, обычный вечер — в зажигательную вечеринку, а простую многоэтажку — в настоящий диско-шар. Рекламный ролик снят в стилистике обновленного бренда «Сокол», который направляет к веселью, что и символизирует «стрелка отрыва» на упаковке. В линейку «Сокола», отображенную в ролике, входит освежающее светлое пиво, а также пивные коктейли для любителей необычных вкусовых сочетаний: «Сокол Мохито», «Сокол Кола» и «Сокол Текила».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.