Научная статья на тему 'Полиидеологемы как средство пропаганды и агитации в СМИ тоталитарных режимов (на примере немецкой газеты "Völkischer Beobachter" в 1933-1938)'

Полиидеологемы как средство пропаганды и агитации в СМИ тоталитарных режимов (на примере немецкой газеты "Völkischer Beobachter" в 1933-1938) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
172
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / MEDIA / ИДЕОЛОГЕМА / ПОЛИИДЕОЛОГЕМА / ПРОПАГАНДА / АГИТАЦИЯ / PROPAGANDA / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / MASS CONSCIOUSNESS / ФАЛЬСИФИКАЦИЯ / FALSIFICATION / IDEOLOGEMES / POLY-IDEOLOGEMES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Погребная Н.М.

В статье анализируются полиидеологемы, функционировавшие в нацистских СМИ в период укрепления нацистов у власти. Анализ осуществляется по двум направлениям: типологии полиидеологем и их пропагандистского воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLY-IDEOLOGEMES AS MEANS OF PROPAGANDA AND AGITATION IN THE MEDIA OF TOTALITARIAN REGIMES (FOR EXAMPLE, THE GERMAN NEWSPAPER "VÖLKISCHER BEOBACHTER" IN 1933-1938)

The article analyzes poly-idelogemes functioned in the Nazi media during the strengthening of the Nazis’ power. The analysis is carried out in two directions: the typology of poly-idelogemes and of their propaganda influence.

Текст научной работы на тему «Полиидеологемы как средство пропаганды и агитации в СМИ тоталитарных режимов (на примере немецкой газеты "Völkischer Beobachter" в 1933-1938)»

ПОЛИИДЕОЛОГЕМЫ КАК СРЕДСТВО ПРОПАГАНДЫ И АГИТАЦИИ В СМИ ТОТАЛИТАРНЫХ РЕЖИМОВ (НА ПРИМЕРЕ НЕМЕЦКОЙ ГАЗЕТЫ «VÖLKISCHER BEOBACHTER» В 1933-1938)

Н.М. Погребная, студент

Северо-Кавказский федеральный университет (Россия, г. Ставрополь)

Аннотация. В статье анализируются полиидеологемы, функционировавшие в нацистских СМИ в период укрепления нацистов у власти. Анализ осуществляется по двум направлениям: типологии полиидеологем и их пропагандистского воздействия.

Ключевые слова: СМИ, идеологема, полиидеологема, пропаганда, агитация, массовое сознание, фальсификация.

В современных условиях осложнения международной политической обстановки и обострения противоречий и конфликтов необходимо объективно проанализировать и оценить существующий исторический опыт применения политических идеологем в целях агитации и пропаганды, с тем, чтобы установить разрушительное и само-разрушиительное воздействие, которое оказывает на массовое сознание мифологизация реальности, показать опасность такого воздействия для мирового сообщества, для гуманистических принципов мирного сосуществования разных государственных устройств в пределах общемирового пространства, во избежание повторения установления человеконенави-стических тоталитарных режимов, которые несут опасность для мирового сообщества, как распространители милитаризма и насилия.

Как указывает А.А. Карамова в статье «Идеологемы: определение понятия и типология», «идеологичность обусловливает другие важнейшие свойства политического дискурса (оценочность, экспрессивность, манипулятивность)» [1]. В периоды становления и правления тоталитарного режима агитационно-пропагандистская, оценочная функция СМИ, направленная на формирование массового сознания, начинает открыто доминировать над информационной, а в периоды обострения международной конфронтации между тоталитарным режимом, установившемся в конкретном государстве, с государствами, конкурирующими с ним в борьбе за экономическое и политическое лидерство или

превосходство, информационная функция политического дискурса вытесняется агитационно-пропагандистской, воздействующей на массовое сознание и формирующей массовое общественное мнение, направленное на консолидацию населения в поддержке правящего режима. Именно в такие периоды СМИ перестают сообщать собственно факты, информация о конкретных событиях интерпретируется в пользу правящего режима, подается искаженной, неполной или абсолютно лживой, истинная картина мира подменяется вымышленной, выстроенной в пользу правящего режима, а не базирующейся на конкретных фактах. Картина мира мифологизируется, причем, в соответствии с законами миологического мышления: человек не просто создает миф, в данном случае политический, он живет в этом мифе и действует в соответствии с тем устройством мира, которое в этом мифе предлагается, но при этом может в деталях или в общем плане не совпадать с истинным положением дел на политической международной арене.

В такие периоды СМИ вырабатывают язык политических штампов, которые по мере частоты и длительности употребления, обобщаются до семантических сигналов и указателей, принимая форму политических концептов и политических идео-логем. В силу всех перечисленных выше особенностей формирующего воздействия идеологем прессы, действующей в интересах тоталитарного государства, важно не только классифицировать и описать их идеологический инструментарий с точки зрения лексического состава, но и вырабо-

тать смыслоразличительные механизмы для их распознания, а также пути и способы преодоления их влияния. Кроме того, необходимо установить допустимые границы в применении агитирующих и формирующих массовое сознание медийных идеологем, то есть ту черту, за которой применение идеологем приводит к искажению картины мира и формированию агрессивно-милитаризированного массового сознания.

Для немецкой печати периода 19331938 гг., в частности, для главного печатного органа НДСАП - газеты Völkischer Beobachter" в период постепенного утверждения нацистской идеологии по мере прихода нацистов к власти с 1933 по 1938 гг. характерно применение четырех типов идеологем: лексических полных и неполных идеологем и смысловых и полиидео-логем, истинный смысл которых реализо-вывался только в определенных вербальных и невербальных контекстах.

В толковом словаре В. Зорина под идеологемой понимается «один из элементов идеологии как совокупности взглядов и представлений, из которых складывается самосознание народа» [2]. Следовательно, идеологема выступает неотъемлемой частью любого мировоззрения. В связи с этим, в типологии идеологем А. Карамо-вой выделяется большая группа лексем -полиидеологические смысловые идеоло-гемы, которые представляют собой «слова и фразеологизмы, в которые вкладываются идеологические смыслы, значимые не только для одной идеологии» [1].

Как правило, такими идеологемами становится специальная лексика (название политического строя, система управления и т.д.) или лозунги и девизы. Например, призыв «Flaggen Heraus!»( «Достать знамена! Флаги наружу!») на первой полосе «Обозревателя» за 31 января 1933 года. Поднятые государственные флаги выступают символом величия и непобедимости страны, а призыв их достать можно приравнять к боевой готовности державы. Ярким примером выступает хроника «Со-винформбюро» от 30 апреля 1945 года, сообщающая, что «советские бойцы овладели зданием немецкого рейхстага и водру-

зили на нём знамя победы». Именно флаг СССР над Рейхстагом стал символом победы Красной армии. В большом толковом словаре Д. Ушакова выражение «поднимать знамя» обозначает (книж. ритор.) -став во главе, начинать борьбу за что-нибудь [3]. Главным образом, призыв со словом «флаг» используется политиками во время агитационных речей или в период правления тоталитарных или авторитарных лидеров.

В таком же контексте рассматривается „unsere Fahne flattert uns voran" («Наше знамя развевается впереди»). Здесь отсутствует призывающий подтекст, но лексема «знамя» выступает в роли проводника, который, как маяк, ведет за собой народ, развевается впереди, к тому же, она привязано к притяжательному местоимению «наше». Идеологема рассказывает о событии в настоящем времени, т.е. нация уже следует за своим лидером. Фраза написана от первого лица - «развевается впереди нас», что ставит автора вровень с читателем, а собирательный образ народа, идущего за знаменем, распространяется на журналиста. Такой прием способствует лучшему манипулированию аудиторией и внушает ей доверие. Вне контекста в идеологеме отсутствуют какие-либо признаки, закрепляющие ее за национал-социализмом, напротив, собирательный образ народа, следующего за своим лидером распространен не только в радикальных идеологиях.

Культ объединения народа в труде на благо государства отражен в лаконичной идеологеме «die Einigkeit des Volkes» («Единство народа»). В рамках нацистской идеологии единство народа означало сплоченность не только по идеологическому, но, что важно, по национальному признаку (только немецкая нация) и означало развитие государства, которое невозможно без национального единства.

Как показывает история, каждый диктатор наделял свой народ сверхкачествами и льготами, чтобы выделить его на общем плане и, тем самым, заслужить доверие и поддержку любой деятельности. Идеоло-гема «die große Nation» («Великая нация») легла в основу национал-социализма, хоть

и она не привязана к конкретной идеологии при переводе на любой другой язык. Именно на возвышении немецкой нации и строились правительственные программы НСДАП. Убежденность в безупречности государства, радикальный патриотизм -обязательные условия построения автократии или тоталитаризма.

В истории любой идеологии есть ее лидеры, главные последователи и географическая распространенность. Для национал-социализма - «Hauptstadt der Bewegung» (München) («Столица движения (Мюнхен)»). В текстах газет «столица движения» и «Мюнхен» - взаимозаменяемые понятия, не требующие разъяснительных ссылок. Несмотря на то, что национал-социалистическое движение в начале своего существования носило радикально оппозиционный характер, его победа на выборах прочно закрепила за Мюнхеном право называться «Столицей движения». Отсутствие уточняющих слов объясняется единовластием, отсутствием любых других политических движений и проделанной на высочайшем уровне консолидирующей работы среди населения, в результате которой слово «движение» - «die Bewegung» - становится идеологизированным синонимом понятия «национал-социализм».

Интерпретация государственных событий через призму идеологии правящей партии была ведущим принципом работы нацистских СМИ. Гиперболизация значимых для правительства новостей и замалчивание тех, огласку которым придавать невыгодно для государства - характерная черта нацистских правительственных средств массовой информации. «Völkischer Beobachter» - партийная газета, издаваемая самим Гитлером, что указано в шапке первой полосы; газета принадлежала партии, которая спустя 10 лет после своего создания получила абсолютную власть в стране. Газета стала официальным государственным органом. Учитывая это, мы понимаем, что газета гиперболизировала значимые для нацистского правительства события. Так идеологемы «Geschichtliche Stunde» («Исторический час») и «Geschichtlicher Tag» («Исторический день»)

встречаются во всех номерах «Народного обозревателя», в которых описываются важные, с точки зрения партии-учредителя СМИ, для немецкой нации события. Так эти выражения были использованы в текстах о назначении нового правительства во главе с Адольфом Гитлером, о визите Муссолини в Мюнхен, о возможности создания новой армии в стране после выполнения Германией Версальского договора, который очень критиковался в правительстве. Геббельс, объявляя о создании новых вооруженных сил, прямо отмечал однобокость соглашения, в котором, по мнению министра пропаганды, обязательства по выполнению пункта о массовом мировом разоружении направлены только на Германию.

Такая же целенаправленная фальсификация истории присуща и ряду развернутых полиидеологем. Например, идеологе-ма: «Das Auge ist geblendet von Glanz und Farbe, von dem Gold der Liktorenbündel, die säulengleich die Straßen säumen, geblendet von der bunten Farbenpracht der Fahnen und der Flaggen» («Глаза ослеплены золотым блеском фасций, стоящих колоннадой вдоль улиц, ослеплены яркими цветами знамен и флагов»), - может быть проинтерпретирована с точки зрения семантики в том же контексте подмены реальной истории мифологизированной. Идеологема упомянута в статье от 25 сентября 1937, в которой описывается визит Муссолини в Мюнхен и его торжественная встреча с Гитлером, ознаменовавшая скрепление нового военно-политического союза. Внутренний состав идеологемы строится на совмещении специфически итальянских фашистских реалий (фасции - древнеримский символ, атрибут власти царя или магистрата - пучок березовых или вязовых прутьев, перевязанных красной лентой, дававший магистрату исключительны права на осуществление своих полномочий, реинкарнированный и ресемантизирован-ный итальянским фашизмом) с традиционными реалиями торжественной встречи лидеров глав государств и торжественным парадом в их честь. Идеологема представляет собой предложение вследствие совмещения полииделогического (парад в

честь встречи национальных лидеров) и моноидеологического (фасция) значений. Таким образом, в пределах одного контекста могут совмещаться, акцентируя значение друг друга, два типа идеологем.

Манипулирование с историческими реалиями, замена реально значимых исторических событий на те, которые приобретали значимость только в контексте правящей идеологии, вообще фальсификация истории - отличительная черта тоталитарных идеологий. В этом контексте следует рассматривать идеологему: «die Idee der Nation» («Идея нации/национальная идея»). Генезис этой идеологемы связан с мифом об арийском происхождении истинных немцев, которые тем самым автоматически приобретали преимущества первоначально по отношению к евреям и цыганам, которые лишались возможности карьерного развития и социального признания, а позже - и права на существование, а затем и по отношению ко всем остальным нациям и народам. Таким образом, создавался исторический миф об избранном народе, который несет историческую миссию быть правителем мира и пользоваться преимущественными правами. Любопытно, что, составляя свидетельства об арийском происхождении, важнее было обосновать не свою принадлежность к арийской нации, что было весьма затруднительным, сколько свою непринадлежность к неарийцам. Именно принадлежность к неарийцам особенно подробно раскрывалась и уточнялась в документах Вермахта. В инструкции о выполнении приказа от 7 апреля 1933 года, известного под названием «Gesetz zur Wiederherstellung des Berufsbeamtentums» («Закон о восстановлении чиновничества») не уточнялось, по каким признакам и кого считать арийцем, зато подробно указывалось, кого именно и по каким признакам считать неарийцем: «Неарийцем считается тот, кто происходит от неарийских, особенно еврейских родителей или прародителей. Достаточно, если один из родителей или прародителей не является арий-

цем. Это действительно, в частности, если один из родителей или прародителей принадлежал к иудейской религии»[4]. Таким образом, идеологема «die Idee der Nation» выступает идеологообразущей по отношению к национал-социализму, хотя вне конкретно-исторического контекста данная идеологема семантически нейтральна и может быть приложена к любой нации в конкретный момент ее исторической консолидации. Так, национальной идеей может выступать экономически важная стройка, выборы главы государства, заключение международного политического или экономического союза.

Так образом, именно в полиидеологе-мах, активно применяемых как средство пропаганды и агитации в печати, находит отражение категориальная черта тоталитарных режимов и обслуживающих их идеологий, находящая непосредственное выражение в СМИ, как манипулирование с общезначимыми знаками символами, их десемантизация и наполнение новым, отвечающим задачам правящего режима смыслом.

Как показало наше исследование, идео-логемы разных типов, активно применявшиеся в период с 1933 по 1938 в газете партии «Völkischer Beоbachter», способствовали не только выработке массового оценочного суждения по текущим и прошедшим внешне-внутриполитическим событиям, но консолидации нации вокруг идеи национального превосходства избранного народа арийского происхождения над прочими нациями и народностями, причем, превосходства, допускающего геноцид (евреев и цыган) и массовое уничтожение и обращение в рабство в ходе войны, которую избранный народ считает своей исторической миссией, народов и наций низшего уровня (славян). Идеоло-гемы выполняли задачи мобилизующие и милитаризирующие массовое сознание, то есть способствовали формированию разрушительного и саморазрушительного, оправдывающего преступления против человечности массового сознания.

Библиографический список

1. Карамова А.А. «Идеологемы: определение понятия и типология»// Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования» http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20815 Дата посещения 29.10.2016.

2. Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь под редакцией В.И. Зорина. -Алматы. Изд-во: «Создк-Словарь», 2002. - 407 с. http://terme.ru/slovari/-evraziiskaja-mudrost-ot-a-do-ja-tolkovyi-slovar.html Дата посещения 26.02.2017.

3. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940. (Переиздавался в 1947-1948 гг.); Репринтное издание: М., 1995; М., 2000. http://ushdict.narod.ru/ Дата посещения 26.02.2017.

4. Günther Selb: Ohne Ariernachweis durch das Dritte Reich. Ein autobiographisches Fragment von 1932 bis 1945, Haag + Herchen, 1998, ISBN 3861374153.

POLY-IDEOLOGEMES AS MEANS OF PROPAGANDA AND AGITATION IN THE MEDIA OF TOTALITARIAN REGIMES (FOR EXAMPLE, THE GERMAN NEWSPAPER «VÖLKISCHER BEOBACHTER» IN 1933-1938)

N.M. Pogrebnoy, student North-Caucasus federal university (Russia, Stavropol)

Abstract. The article analyzes poly-idelogemes functioned in the Nazi media during the strengthening of the Nazis' power. The analysis is carried out in two directions: the typology of poly-idelogemes and of their propaganda influence.

Keywords: media, ideologemes, poly-ideologemes, propaganda, the mass consciousness, falsification.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.