Научная статья на тему 'НА СЛУЖБЕ У ФЮРЕРА, ПАРТИИ И ГОСУДАРСТВА: К ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ «VöLKISCHER BEOBACHTER» - ГЛАВНОГО ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ НСДАП'

НА СЛУЖБЕ У ФЮРЕРА, ПАРТИИ И ГОСУДАРСТВА: К ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ «VöLKISCHER BEOBACHTER» - ГЛАВНОГО ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ НСДАП Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
886
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"VöLKISCHER BEOBACHTER" / НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА / NATIONAL SOCIALIST PROPAGATION / НАРОДНОЕ ГОСУДАРСТВО / NATIONAL STATE / ФЮРЕР / FUHRER / НСДАП / ОБЩЕСТВО "THULE" / N.S.D.A.P / THE "THULE"-SOCIETY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Турыгин Александр Александрович

Цель статьи рассмотреть и проанализировать развитие национал-социалистической пропаганды на примере газеты «Völkischer Beobachter» и дать ей оценку в современной историографии. Формирование пропагандистского стиля газеты автор рассматривает на фоне дискуссии о трансформации/эволюции ее печатного стиля. В качестве источников автором статьи были взяты тексты газеты «Vцlkischer Beobachter». Для написания статьи привлекалась литература на немецком и русском языках. На основании изучения источников и литературы автор приходит к выводу, что успех развития национал-социалистической пропаганды был во многом обусловлен распространением печатных изданий, которые не эволюционным образом, а с помощью специальных способов были трансформированы из партийных изданий в общегосударственные со строго регламентированной и очерченной проблематикой и спецификой изложения материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Fuhrer's party's service: to the history of occurrence and development of the main printing edition N.S.D.A.P

The purpose of the history science kandidat A.A. Turygin's article is the analysis of the development of NS-propaganda on the example of the «Völkischer Beobachter» newspaper. Giving estimation to NSpropaganda in the context of modern historiographiy, the author studied the process, how the propaganda newspaper style was forming. To write the article, the author used original sources and the science literature in the german and the russian languages. On the basis of studing this sources literature, the author comes to the conclusion, that the success of the NS-propaganda development mainly was connected with the spreading of printed editions, which didn't evolve, but were transformed with the help of special methods from partial edition into the national with strictly regulated problematic and specific material presentation.

Текст научной работы на тему «НА СЛУЖБЕ У ФЮРЕРА, ПАРТИИ И ГОСУДАРСТВА: К ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ «VöLKISCHER BEOBACHTER» - ГЛАВНОГО ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ НСДАП»

А.А. Турыгин

НА СЛУЖБЕ У ФЮРЕРА, ПАРТИИ И ГОСУДАРСТВА: К ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ «VÖLKISCHER BEOBACHTER» -ГЛАВНОГО ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ НСДАП

Цель статьи - рассмотреть и проанализировать развитие национал-социалистической пропаганды на примере газеты «Völkischer Beobachter» и дать ей оценку в современной историографии. Формирование пропагандистского стиля газеты автор рассматривает на фоне дискуссии о трансформации/эволюции ее печатного стиля. В качестве источников автором статьи были взяты тексты газеты «Völkischer Beobachter». Для написания статьи привлекалась литература на немецком и русском языках. На основании изучения источников и литературы автор приходит к выводу, что успех развития национал-социалистической пропаганды был во многом обусловлен распространением печатных изданий, которые не эволюционным образом, а с помощью специальных способов были трансформированы из партийных изданий в общегосударственные со строго регламентированной и очерченной проблематикой и спецификой изложения материала.

Ключевые слова: «Völkischer Beobachter», национал-социалистическая пропаганда, народное государство, фюрер, НСДАП, общество «Thule».

По общему убеждению национал-социалистов, «рупор НСДАП» - «Völkischer Beobachter» («Народный обозреватель») -представляет собой не столько обычное печатное издание, сколько «боевую газету», ставшую одним из основных средств нацистской агитации и пропаганды. Ее стиль был развит из привычных для листовок и плакатов слоганов. Он был скорее разговорным, чем публицистическим, и состоял из призывов к действиям, ярких словечек «партайгенносен», речей и дифирамбов, формирующих массовое сознание немецкого народа. Газета «Völkischer Beobachter» была рассчитана на широкий круг читателей, убеждая «маленьких

© Турыгин А.А., 2010

людей» в их исключительной значимости для национал-социалистического государства и большой роли в истории человечества.

Важное место в современных дискуссиях о национал-социалистической пропаганде занимает проблема преемственности стиля печатных изданий: от публикации «событийных» наглядно-агитационных материалов, содержащих карикатуры на политических и идеологических врагов, однозначные призывы к действиям и критику государственной системы, до вполне легального общегосударственного периодического издания, охватывающего все государственные структуры и транслирующего, хотя и предельно тенденциозную, но обобщающую информацию об основных сферах общественной жизни. Процесс трансформации (в ряде работ -эволюции) «Völkischer Beobachter» из партийной газеты в общегосударственное периодическое издание некоторые историки связывают с политикой национал-социалистов, стремившихся «придерживаться тактики фиктивной лояльности» в достижении своей конечной цели - установления «безраздельного господства»1. Такая политика выражалась в формальном соблюдении норм парламентаризма (выборы в рейхстаг 5 марта 1933 г., принятие чрезвычайного законодательства). В связи с этим газета должна была стать легальным инструментом воздействия на немецкий народ и содержать информацию о стратегических целях партийного и государственного руководства. Тем не менее нельзя утверждать, что утверждение газеты в качестве общегосударственного печатного издания было связано только лишь с ее «насаждением» сверху. В научных работах, посвященных национал-социалистической пропаганде, также отмечено, что популярность газеты (по крайней мере до начала 1940-х годов) была связана с определенным интересом и соответствующими ожиданиями политизированной общественности, части населения Германии, убежденной в правильности государственного курса2. Подобные ожидания немецкого народа были представлены на страницах печатных изданий, являясь результатом специальных усилий и конкретных политических действий отдела пропаганды.

Процесс трансформации, или эволюции, стиля газеты (дискуссионный вопрос в современной историографии), изучению которого посвящены исследовательские работы западных и российских историков, сопровождался изменением задач и стиля национал-социалистической пропаганды3. После прихода Гитлера к власти призывы к активным политическим действиям и продолжению революционной борьбы, по мнению Н. Фрая, были заменены необходимостью решения задач по восстановлению и стабилизации нового режима4. Интересный момент дискуссий об изменении задач

национал-социалистической пропаганды связан с оценкой взглядов представителей государственных и партийных структур СС и СА на предмет развития государства после 1933 г. Стремление вождей СА продолжить революционную борьбу уже после прихода Гитлера к власти не нашло поддержки у фюрера. Параллельно с этим в периодической печати начинает формироваться и критиковаться негативный образ верхушки штурмовиков из СА.

Новые задачи, поставленные перед пропагандой, вытекали из необходимости скрыть процесс ликвидации демократических институтов, сформировать новое мировоззрение, основанное на лояльном отношении немецкого населения к национал-социалистической политике, устранить политических противников нацизма и продолжить процесс унификации общества.

Язык «Völkischer Beobachter» - это язык нацизма, «который въедался в плоть и кровь масс через отдельные словечки, обороты речи, конструкции предложений, вдалбливаемые в толпу миллионными повторениями и поглощаемые ею механически и бессозна-тельно»5. Анализируя язык Третьей империи (LTI - «Lingua Tertii Imperii»), В. Клемперер отмечает его мощное воздействие на простых немцев, отводя ему роль сильнейшего орудия нацистской пропаганды. Так, если долго использовать слово «фанатически», вместо того чтобы сказать «героически» или «доблестно», человек в конечном счете уверует, что фанатик - это просто доблестный герой и что без фанатизма героем стать нельзя»6.

Едва ли не самым главным средством распространения «нового языка» стали печатные издания. Среди них видное место занимает газета «Völkischer Beobachter».

Осенью 1919 г. в Мюнхене состоялась встреча Адольфа Гитлера с его бывшим фронтовым начальником фельдфебелем Максом Аманном, ставшим к тому времени служащим банка. А. Гитлер рассказал ему о своей деятельности в армии в качестве политического наблюдателя и о том, что думает основать партию социал-революционеров. Рассчитывая на М. Аманна, А. Гитлер заявил, что в ее рядах он хотел бы видеть только храбрых немцев, в том числе своих фронтовых друзей. Два года спустя этот «вечный солдат», как называл А. Гитлера М. Аманн, создал такую партию7. Во время следующей встречи А. Гитлер напомнил М. Аманну обо всех опасностях большевизма и заявил: «Я просил Вас стать моим начальником. Ныне я заявляю Вам, что вы не имеете права отказаться, так как Ваш долг предоставить себя в мое полное распоряжение. Любая отговорка со ссылкой на пенсионный возраст мною не принимается, ведь большевиков это не остановит, и они вздернут Вас на ближайшем фонарном столбе»8. Такой типичный для А. Гитлера

тон был для М. Аманна столь неожиданным, что три дня спустя он стал служить А. Гитлеру. Он стал первым руководителем партии (август 1921 г.) и главой партийного издательства, выпускавшего «Völkischer Beobachter». А. Гитлер был благодарен М. Аманну, даже несмотря на то что в годы инфляции газета не издавалась, а начала выходить только с 1925 г.

После поражения в Первой мировой войне в Германии усилились националистические тенденции. Различные националистические группы имели свои печатные органы и выпускали множество газет: «Orden fuer deutsche Art», еженедельник масонского общества «Thule», проповедовавший расовое учение, и др. Содержание статей было примерно таким: «Христианское общество снисходительно относится к различным учениям о равенстве людей. Цыгане, готтентотты, германцы - все равны <...> Досадно, ибо природа учит иначе: равенство бессмысленно <... > Существуют высшие и низшие расы. Смешение рас - преступление против человечества <...> Среди всех рас Земли, германская раса заявляет о недопущении этого»9.

На волне национализма растет количество националистических организаций - «Союз немецкого Возрождения», «Молот империи». В слове «народ», с одной стороны, начинает объединяться все немецкое - культура, язык, дух, с другой - такие понятия, как «государство», «нация», «армия», «флот», «колонии», «кровь» и «железо». Если прежде национальная идея ассоциировалась с идеей империи вокруг «трона и алтаря», то с ее крахом произошла утрата прежней системы ценностей и ориентиров самоидентификации немцев. Намерение возродить национальную идею в 1920-е годы было связано с коллективным национализмом.

В декабре 1920 г. за 120 000 марок А. Гитлер выкупил издательство, ставшее позже печатным издательством партии, выпускавшее «Völkischer Beobachter». Это было большое предприятие для маленькой партии. Первоначально права на газету принадлежали издателю Францу Эйеру («Franz-Eher-Verlag»), вдова которого после его смерти продала их обществу «Туле» («Thulegesellschaft»). Глава общества Рудольф фон Зеботтендорф купил права на газету за 5000 марок в 1918 г.

Приобретение издательства было покрыто тайной. Около половины суммы внесли военные. Друг А. Гитлера Дитрих Эккарт, ставший в августе 1921 г. главным редактором «Völkischer Beobachter», получил от генерала Риттера фон Эппа 60 000 марок на поправку финансового положения собственного издательства. Р. фон Эпп был членом нацистской партии и начальником Эрнста Рёма в рейхсвере. Вполне вероятно, что средства поступили из засекреченных

военных фондов. Тем не менее в письме от 18 декабря 1920 г. А. Гитлер благодарит Д. Эккарта за оказанную в последние минуты помощь в приобретении собственной газеты. Поручителями за выплату суммы стали нотариус из Аугсбурга Готфрид Грандель и сам Дитрих Эккарт. Приобретенное А. Гитлером издательство оказалось во владении общества с ограниченной ответственностью, состоявшего из восьми человек с капиталлом в 120 000 марок. До сих пор остается открытым вопрос о погашении долга. В документе, удостоверяющем покупку от 17 декабря 1920 г., значатся имена трех членов общества: Антона Дрекслера, фройляйн Кэт Бирбау-мер и Доры Кунце, уплативших 56 500 марок. Об остальных членах общества вовсе не идет никакой речи. Остается открытым вопрос о том, была ли внесена оставшаяся сумма (63 500 марок), полученная Д. Эккартом от Р. фон Эппа. В другом документе о покупке от 16 ноября 1921 г. указано, что долями всех членов общества владел уже А. Гитлер. К тому времени А. Гитлер стал главой партии, являясь вместе с тем председателем Национал-социалистического рабочего общества («NS-Arbeiterverein»). Оно было основано 20 октября 1920 г., чтобы придать партии правовой статус, и существовало до 1935 г.

Издательство «Völkischer Beobachter» контролировалось казначейством партии. Председателем совета по надзору за деятельностью издательства также был А. Гитлер, который и передал эти полномочия М. Аманну.

М. Аманн принял руководство издательством в апреле 1922 г. Он оказался расчетливым и хорошим организатором, энергичным и аккуратным. При нем издательство стало процветать. Финансирование в первое время (до 1923 г.) осуществлялось за счет читателей, прежде всего членов партии, а также вследствие общего подорожания печатных изданий в Германии.

С начала и до конца «Völkischer Beobachter» печаталась в типографии книжного дома М. Мюллера «M. Muller & Sohn» в Мюнхене, а также в его филиалах в Берлине и Вене. В каждой иногородней редакции «Völkischer Beobachter» управлял представитель главного редактора; в Берлине и на севере Германии с 25 марта 1933 г. - Карл Кранц, после перевода которого в имперскую палату прессы его заменил Теодор Зиберт, в Мюнхене с марта 1933 г. -Йозеф Берхтольд, с 1943 г. - Б. Мойнир, в Вене с 1941 г. -В. Шмитт, позже - К. Пфайфер.

Газета выходила два раза в неделю и имела три колонки. Как ежедневная газета она начала издаваться с 8 февраля 1923 г. уже с пятью колонками (с 29 августа 1923 г. - с шестью колонками) и большим форматом. Несмотря на рост инфляции, тираж газеты

увеличивался, завоевывая новую аудиторию читателей. Начальник издательства М. Аманн стал называть газету «Орган завоевателя». Ее тираж с 1920 по 1922 г. составил от 8000 до 17 000 экземпляров, с 1923 г. - 30 000.

Газета «Völkischer Beobachter» печаталась трудночитаемым старогерманским шрифтом - фрактурой, развившимся на основе готического письма. Это затрудняло распространение немецкой газеты за пределами Германии, в то время как все остальные газеты перешли на доступный для восприятия латинский шрифт -«Antiqua-Type». Национал-социалисты, дабы подчеркнуть исключительный характер своей газеты, закрепили за новым шрифтом название «еврейского письма». Но безусловно, что доступные для восприятия газеты, напечатанные латиницей, сразу увеличили свой тираж. Чтобы дальше убеждать немцев в количественном превосходстве партийной газеты по сравнению с другими тираж «Völkischer Beobachter», о котором раньше мог узнать любой немец, в годы войны уже не печатался на ее страницах, о нем предпочли умолчать, называя это «военной тайной».

9 ноября 1923 г. после национал-социалистического путча партия и газета были запрещены.

Еще во времена Д. Эккарта - первого главного редактора газеты - сотрудником в «Völkischer Beobachter» стал Альфред Розен-берг. Впоследствии он оказал большое влияние на превращение газеты в рупор партии.

1 января 1921 г. А. Гитлер написал одну из своих первых статей - «Народная идея и партия», в которой, бросая вызов национальному движению, назвал его бесплодным и бездейственным. Он упрекал немецких националистов в стремлении к «неосознанному до конца желанию», так как практическое желание непременно должно было быть связано с намерением захватить власть и с созданием для этого сильной организации. А. Гитлер точно знал, что идея его партии не нова, и главный акцент ставил на призыв к активному действию, вызову националистам. Это было необходимо для того, чтобы систематизировать идеологию немецкого националистического движения, превращая ее в «идеологию действия». 6 марта 1921 г. на страницах «Völkischer Beobachter» А. Гитлер обратился к населению с такими словами: «Мы хотим взволновать народ. И не только взволновать, но и подхлестнуть его. Мы стремимся проповедовать борьбу, неукротимую борьбу против всего парламентерского отродья, всей системы, которая не рухнет так скоро, пока не погубит Германию или не принесет однажды какой-либо вред. Грязными сапогами, но с чистой совестью и стальным кулаком мы прекратим речь этих героев паркет-

ного пола и совершим для нации целое дело»10. Стиль и само название статей Гитлера в газете были исполнены пафоса и призыва к действию по разрушению Версальской системы и созданию национального движения: «Заблуждение или преступление?»11 «Ратенау и Санчо Панса»12, «Государственные мужи или национальные преступники?»13, «Глупее кошек и плохо, как еврей»14.

Исследуя содержание первых статей «Völkischer Beobachter», можно определить принципы национал-социалистического движения А. Гитлера, ставшие руководящими принципами НСДАП.

1. Антипарламентаризм. Критикуя Версальскую систему, А. Гитлер был убежден, что конституция Веймарской республики существенно ограничивает свободу немецкого народа, немецкий дух. Представитель «радикального национализма» Эрнст Юнгер, публиковавший свои работы на страницах «Völkischer Beobachter», отмечал, что Германии в эпоху кризиса нужны не парламентские дискуссии, а «сильная и авторитарная государственная власть», организация которой является основной целью националистического движения15. Тем не менее национал-социалисты первоначально вполне охотно использовали механизмы республики, чтобы с их помощью получить власть. Политика двойных стандартов была необходима, чтобы после законного обретения власти сформировать новые механизмы и поменять форму правления.

2. Национализм. Точного определения национализма не было. Существовавшие националистические организации, по мнению членов НСДАП, дискредитировали себя связью с евреями и не обращались к проблеме рас. Поэтому члены партии стремились создать собственную концепцию национализма, связав ее с расширением «жизненного пространства» немцев, утраченного или сильно ограниченного условиями Версальского мира. Национализм НСДАП связывался с «борьбой». Существование гражданского общества, организованного по национальному признаку, представлялось всего лишь формальностью. Обращаясь к представителям других националистических организаций, члены НСДАП заявляли, что «ваш национализм и наш - это совершенно разные вещи. Ваш национализм в лучшем случае представляет собой средство возродить прошлое. А наш национализм - создание нового порядка, ибо старый уже потоплен»16.

3. Антисемитизм. Антисемитизм, идеей которого было наполнено каждое предложение, каждое слово в газете, представлял собой смешение различных расовых теорий, от теории Гобино до социал-дарвинизма. Общим для этих теорий было убеждение их авторов в избранности германской расы вести борьбу со слабыми расами, подчиняясь «закону жизни». Можно сослаться на слова

Карла Брасслера, опубликованные на страницах «Völkischer Beobachter»: «Как у лошадей, на всем протяжении жизни которых в равной мере и равным успехом ведется естественный отбор, должно быть и среди людей»17.

Основными врагами национал-социалистов на страницах «Völkischer Beobachter» представлены евреи. Евреями был подготовлен и заключен Версальский мир, еврейским вождем коммунистов была проведена революция 1918 г., во всех немецких партиях и церквях Веймарской республики присутствовали евреи. Почти во всех выпусках газеты поднималась еврейская тема - «еврейский вопрос», говорилось о «еврейских списках», конфискации их имущества. Газета часто печатала высказывания фюрера на тему антисемитизма: «...очищения нации и особенно интеллигентных ее слоев от иноплеменного влияния и чужеродной примеси. Справедливые притязания Германии на идейное руководство должны быть удовлетворены путем немедленного удаления избытка еврейской интеллигенции из культурной и духовной жизни Германии. Вытесняя иноплеменников, нужно расчистить путь германской молодежи и дать ей возможность "работать"»18.

4. Антикоммунизм. Первоначально национал-социалистическое движение в Германии преследовало общую с коммунистами цель - борьбу с капитализмом. Однако коммунистическое движение за призыв к ликвидации классов и создание бесклассового социалистического общества равных со временем становится объектом критики со стороны национал-социалистов. В теории общества равных у коммунистов речь идет о растворении наций, смешении рас и утрате элементов национальной самоидентификации. Эта теория не нашла поддержки у национал-социалистов Германии, которые призывали к сплочению немецкого народа, сохранению коллективной памяти, национального самосознания, которые можно было противопоставить всеобщему «хаосу» общества равных. Более того, увлечение коммунизмом после 1917 г. в Германии и формирование новых коммунистических организаций составляло конкуренцию другим, прежде всего националистическим движениям. «Мы - или большевизм!», «Мы последняя надежда немецкого народа!» - заявляли о себе национал-социалисты на страницах «Völkischer Beobachter»19.

После освобождения А. Гитлера из-под стражи он вновь начал собирать верных ему и его идее людей. В это время «Völkischer Beobachter» из еженедельной становится ежедневной газетой. С 1925 г. она впервые печатается с эмблемой, на которой изображен орел со свастикой - опознавательный знак НСДАП, а в заголовке указано -«Издатель - А. Гитлер». Это клише существовало до 1 мая 1933 г.

За названием и эмблемой газеты следовали надпись «Боевая газета национал-социалистического движения Великой Германии» и лозунг - «Свобода и хлеб».

C 1926 г. в «Völkischer Beobachter» начинают печатать иллюстрации к текстам, что, безусловно, увеличивает популярность газеты. С 1928 г. увеличивается количество служащих издательства -с 1 редактора и 4 служащих до 7 редакторов и 34 служащих. Это было связано с ростом тиража газеты: 4500 экз. (1925), 15 000 экз. (1928), 18 000 экз. (1929), 39 300 экз. (1930), 128 800 экз. (1931). Увеличение тиража газеты и ее продаж принесло издательству прибыль почти в 4 млн марок (1932).

Начальник издательства М. Аманн (1891-1957) пользовался благосклонностью фюрера и был ответственен только лишь перед ним. С 1933 г. М. Аманн становится председателем имперской палаты печати и рейхсляйтером прессы НСДАП, основав тем самым «империю партийной прессы». Тем не менее деловые качества М. Аманна и стремление получить практическую пользу от издания все же превосходили интерес к идеологии и программе его собственной партии.

Некоторое время перед главным издателем «Völkischer Beobachter» стоял вопрос о превращении газеты в общегосударственное, официальное издание и перенесении издательства из Мюнхена в Берлин. Однако этого не стали делать, оценив возможности конкуренции с берлинскими газетами, доверие к которым и круг читателей которых формировался на протяжении долгих лет. Более того, в столице уже существовало подобного рода издание -еженедельная газета «Der Angriff» («Атака») Й. Геббельса. В дальнейшем «Der Angriff» становится вечерней газетой, а «Völkischer Beobachter» - утренней.

Как любое другое официальное издание (официальное издание правящей партии), «Völkischer Beobachter» была обязана быть информативной, предлагая немецкому народу актуальные сведения о фактах политической жизни в стране и за ее пределами, пусть даже и с интерпретациями вождей НСДАП. Как справедливо заметила Т.В. Мариничева, эта функция газеты была реализована в пропагандистском духе, в свойственной фюрерам Третьего рейха форме и предпочтительными для них методами. «Мощность повторения и упрощения, искажения и лжи, дискредитация противника, двусмысленность слов служили эффективными средствами пропаганды. Применимые по отношению к простым обывателям и любой ситуации, эти средства значительно облегчали контакт с читательской аудиторией и эффективно расставляли акценты. Здесь благородный, чистый немец, там обманщик, коварный еврей;

здесь бедствующий немецкий студент, там богатый банкир и т. д. Таким образом, делает вывод Т.В. Мариничева, деятельность нацистской пропаганды, которая через «Völkischer Beobachter» велась тенденциозно, наступательно и активно, приводит к тому, что военные или политические события у населения нередко вызывали пронацистские оценки20.

С 1925 г. редактором «Völkischer Beobachter» становится Альфред Розенберг, сменивший на этом посту Вильгельма Важса.

Отношения между редакцией газеты и издательством, которое возглавлял М. Аманн, не были дружелюбными. М. Аманн считал редакторов людьми, которым нечего делать и которые ни на что не годятся. Сложными были отношения между М. Аманном и А. Ро-зенбергом. Если А. Розенберг сидел в кафе «Оделон» и читал или редактировал новые материалы, то проходящий мимо М. Аманн ругал его на хорошем баварском наречии: «Снова он здесь торчит, этот глупый, заносчивый простофиля!»21 Критикуя А. Розенберга и подшучивая над ним, личным встречам с редактором М. Аманн предпочитал отдание приказов по телефону, прежде всего по содержанию материалов газеты.

Во времена А. Розенберга содержание «Völkischer Beobachter» включало вопросы экономической политики, науки и техники, известий с фронта, молодежного движения и семейной политики. Так, исследуя один из аспектов социальной политики Третьего рейха - школьную политику, А.В. Васильченко указывает на ограниченность и тенденциозность «Völkischer Beobachter» как исторического источника. Он утверждает, что «эта газета дает много информации о школьной жизни того периода, но чаще всего эта информация имеет поверхностный характер и ценна прежде всего для уточнения деталей и передачи обстановки тех дней»22.

В годы войны интерес к газете стал снижаться (особенно после первых поражений армий вермахта). Многие стали понимать, что за пафосными и претенциозными призывами газеты и замалчиванием реальных фактов мало что стоит. Газета обращала внимание не на события из реальной жизни, а отвлекала немецкий народ от нее. В редакционных коллективах столичных городов, где выходила газета, - Берлине, Вене и Мюнхене - политика руководства стала чаще подвергаться критике. Критика действительно стала возможной в «самой официальной нацистской газете»23. «Пораженческие ноты» стали проникать в редакционную среду «Völkischer Beobachter» особенно после 1943 г., когда в редакции газеты стали работать сотрудники закрытой в 1943 г. «Frankfurter Zeitung», образовавшие так называемый «буржуазный элемент». Прежде всего такая критика стала появляться в берлинской редак-

ции газеты. В связи с этим был усилен контроль за «Völkischer Beobachter» со стороны пресс-службы правительства рейха, государственного секретаря министерства пропаганды и начальника имперской прессы НСДАП Отто Дитриха.

30 апреля 1945 г. под обстрелами американцев в типографии Мюнхена вышло последнее издание «Völkischer Beobachter». Однако широкого распространения этот номер газеты не получил, поскольку коммуникации и сама типография находились под вниманием американских вооруженных сил.

В отечественной и германской историографии даются примерно одинаковые оценки «Völkischer Beobachter». Так, говоря о национал-социалистической литературе, и в частности периодике, Г. Егер отмечал ее «поверхностность и плоскость, отвечавших уровню мещанских газет. Легкая литература - только в противоположность бульварной, рассчитанной больше на читателей из евангелических юношеских союзов. Там, где литературное бессилие становится слишком явным, довольствуются "драгоценными сокровищами" прошлого, которые, понятно, сначала фильтруются и лишаются всего действительно ценного»24.

Стремясь достигнуть поставленных целей, НСДАП использует любые средства, превратив «Völkischer Beobachter» в «слепое орудие своей системы, направленное против любого, чуждого всему немецкому, устремления»25. То, что сегодня не печатается на страницах газет и журналов, в «Völkischer Beobachter» на первой полосе выходило, читалось и понималось не только образованными слоями населения, но и всеми остальными, становясь популярным чтивом и формируя национальное самосознание даже в самой беднейшей хижине26.

Рассуждая о проблеме эволюции/трансформации газеты, можно отметить, что имели место обе формы процесса ее изменения. Об эволюции газеты можно говорить в связи с изменением ее стиля (из сугубо партийной она превращается в массовую), доступностью (замена готического шрифта новым), сравнительно низкой ценой, освещением большинства сфер общественной жизни (прежде всего жизни средних социальных слоев), что, однако, не лишает ее критики за чрезмерную идеологическую тенденциозность. Трансформацию «Völkischer Beobachter» наглядно демонстрирует процесс ее превращения из сугубо партийной газеты в средство пропаганды и агитации. Если эволюция газеты позволяет отметить качественные моменты процесса ее преобразования применительно к обществу, то о трансформации можно вести речь, исходя из целей и задач, которым она служила и которые решала в сфере «государственного».

Газета «Völkischer Beobachter» фактически позволила национал-социалистам обратиться к конкретному человеку так, как если бы он был неотъемлемым элементом сообщества, немецкого народа, не противопоставляя и не выделяя себя из него. Она демонстративно предоставила ему формальную возможность обратиться к ней за советом, получить рекомендацию, обсудить вопросы государственной политики. Нацисты хорошо это понимали, стремясь придать газете образ «народной». Для этого они сформировали у немецкого народа такое представление о ней, которое позволило приравнять ее к «трибуне», консультанту, справочному бюро и, главное, - к источнику информации, необходимой ему для решения жизненно важных вопросов. Становясь средством масштабного коллективного общения, газета предоставила нацистам возможность формирования массовых настроений, инициации различных психоэмоциональных состояний общества в целом и его частей, а также информирования об этих состояниях. Она также способствовала определению общественных позиций людей, оформлению массового сознания, его изменений.

Примечания

1 Шварцкопф К.Э. Эволюция системы национал-социалистической пропаганды в период установления нацистской диктатуры в Германии // URL: http:// propaganda.schwarzke.ru/2007/17/6.htm (дата обращения: 11.03.2008).

2 Frei N. Journalismus im Dritten Reich. München, 1999.

3 См.: Шварцкопф К.Э. Указ. соч.

4 Фрай Н. Государство фюрера. Национал-социалисты у власти: Германия, 1933-1945 гг. М.: РОССПЭН, 2009.

5 Клемперер В. LTI. Язык Третьего рейха. Записная книжка филолога. М.: Пресс-Традиция, 1998. С. 44.

6 Там же. С. 45.

Facsisme Querschnitt durch den Völkischer Beobachter / Hrsg. von S. Noller und H. von Kotze. Göttingen, 1996. S. 4.

8 Ibid. S. 4.

9 Ibid. S. 5.

10 Völkischer Beobachter. 1921. № 3.

11 Ibid. № 13.

12 Ibid. № 21.

13 Ibid. № 22.

14 Ibid. № 33.

15 Völkischer Beobachter. 1927. № 3.

16 Ibid. № 81.

7

17 Völkischer Beobachter. 1920. № 78.

18 Völkischer Beobachter. 1933. № 12.

19 Völkischer Beobachter. 1932. № 93.

20 Мариничева Т.В. «Völkischer Beobachter» как источник по истории становления национал-социалистического режима в Германии // Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Материалы межвуз. науч. конф., посвящ. 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. М., 2005. С. 111-112.

21 Facsisme Querschnitt durch den Völkischer Beobachter... S. 10.

22 Васильченко А.В. Школьная политика германского национал-социализма. М., 2003.

23 Клемперер В. Указ. соч. С. 89.

24 Егер Г. Творчество германских фашистов // Интернациональная литература. 1931. № 5-6. С. 187.

25 Jockheck L. Der «Völkische Beobachter» über Polen 1932-1934: Eine Fallstudie zum Übergang vom «kampfblatt» zur «regierungszeitung». Berlin; Hamburg; Münster: Lit Verlag, 1999. S. 16.

26 Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.