Научная статья на тему 'Полифункциональность сетевых «Ников» (на примере IRC-чата компании «Интерсвязь», г. Челябинск'

Полифункциональность сетевых «Ников» (на примере IRC-чата компании «Интерсвязь», г. Челябинск Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
129
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЙ "НИК" / ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ / IRC-ЧАТ / "ИНТЕРСВЯЗЬ"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Селютин Александр Анатольевич

В статье определяются основные функции «ника» (условного псевдонима при Интернет-общении) как полифункционального явления, а также дается характеристика каждой функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полифункциональность сетевых «Ников» (на примере IRC-чата компании «Интерсвязь», г. Челябинск»

7 Федоров, Ф. П. Система событий в новеллах... - С. 82.

8 Клейст, Генрих фон. Поединок / Генрих фон Кейст // Немецкая романтическая повесть. Том II. - М. ; Л., 1935. - С. 313. Далее цитаты на русском языке приводятся по этому изданию с указанием в тексте в квадратных скобках номеров страниц.

9 Марченко, Е. П. Полипредикативное сложное предложение, сверхфразовое единство и абзац как текстообразующие единицы / Е. П. Марченко // Язык и речь в парадигмах современной лингвистики : сб. науч. тр. - Краснодар, 2006. - С. 161.

10 Duden. Etymologie. Herkunftswoerterbuch der deutschen Sprache / Duden. -Мannheim ; Zuerich, 1963. - С. 577.

11 Koch, Fr. Heinrich von Kleist. Bewusstsein und Wirklichkeit / Fr. Koch. - Stuttgart, 1958. - С. 310.

12 Федоров, Ф. П. Система событий в новеллах... - С. 100.

13 Duden. Etymologie. - С. 635.

14Ibid. - С. 192.

15 Гумбольдт, В. фон. Избранные труды по языкознанию / В. Фон Гумбольдт. - 2-е изд. -М., 2000. - С. 111.

16 Duden. Etymologie. - С. 136.

17 Бахтин, М. М. Работы 20-х годов / М. М. Бахтин. - Киев, 1994. - С. 56.

18 Федоров, Ф. П. Система событий в новеллах. - С. 83.

19 Клейст, Генрих. Избранное. Драмы. Новеллы. Статьи / Генрих Клейст. - М., 1977. - С. 504.

20 Бахтин, М. М. Работы 20-х годов. - С. 307.

А. А. Селютин

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ СЕТЕВЫХ «НИКОВ»

(НА ПРИМЕРЕ ІЯЄ-ЧАТА КОМПАНИИ «ИНТЕРСВЯЗЬ», г. Челябинск)

В статье определяются основные функции «ника» (условного псевдонима при Интернет-общении) как полифункционального явления, а также дается характеристика каждой функции.

Ключевые слова: сетевой «ник», полифункциональность, ігс-чат, «Интерсвязь».

Виртуальное коммуникативное пространство как объект исследования привлекает большое количество ученых из разных областей знаний, в том числе лингвистов и филологов (Н. Г. Асмус, Е. Белинская, А. Жичкина, И. Карамазов, В. М. Лейчик, Л. Л. Федорова). Коммуникативные процессы виртуального пространства наиболее характерно проявляются в так называемых ГО.С-чатах.

Чат системы ГОС представляет огромные возможности для общения между пользователями. Каждый из зарегистрированных членов данной программы имеет возможность принять участие в коммуникативном процессе либо в общем канале чата, либо в индивидуальном окне другого клиента. Файлообменная система, присущая данной форме чата, позволяет обмениваться фотографиями, рисунками и другими файлами, визуализируя речевую форму общения. В ГО.С-чат включено множе-

ство различных каналов, которые объединяют пользователей на основании интересов, знакомств или принадлежности к определенной группе (социальной, профессиональной).

Каждый пользователь в процессе регистрации выбирает себе «ник» (вымышленное имя), под которым он будет известен для других пользователей. «Ник», являясь визитной карточкой собеседника, обладает большой значимостью и требует пристального изучения. Мы исследовали особенности выбора «ников» на примере 100 коммуникантов канала #is74 IRC-чата компании «Интерсвязь», предоставляющей услуги локальной сети в г. Челябинске.

В ходе исследования выяснилось, что каждый «ник» является полифункцио-нальным, обладающим несколькими функциями. Основной функцией «ника» является формирование образа, который оказывает влияние на речевое поведение участника общения. «Ник», оказывая влияние на имидж коммуниканта, задает определенные установки речевого поведения. «Речевой имидж виртуального коммуниканта складывается под влиянием того образа или персонажа, который выбрал участник при общении...» [1. С. 74]. Так, например, «ник» YKYPEHH обуславливает определенную «маску», которую «надевает» собеседник и определяет речевой стиль как развязный, пошлый, стремящийся выйти за рамки социального этикета. «Ники» с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Анечка, Вишенка, Звездочка, IRISёнок, Анимашка) присущи капризному, «детскому» стилю общения, тяготеющему к показной наивности и беззащитности.

Второй немаловажной функцией «ника» является демонстрация креативности. «Попадая в виртуальный мир, человек стремится реализовать свои творческие возможности, которые позволяют ему “вести себя” так, как он хочет, говорить то, что он желает и так, как он может это делать» [1. С. 72]. Собеседник стремится выбрать такой «ник», который заинтересует возможного адресата, позволит проявить эстетическое начало. Например, «ник» AnYOUtA, помимо демонстрации имени пользователя, выявляет креативность автора, который использовал английское слово «you», фонетически совпадающего с русской буквой «ю», для придания «нику» своеобразия, визуальной эстетичности. К подобным «никам» можно также отнести «ник» Ви-ниШлюх, в котором имя известного литературного героя преобразуется автором для создания комического эффекта. Демонстрирующие креативность «ники» также могут включать в себя аллюзии на известных литературных героев, мультипликационных или кинематографических персонажей, известных политических деятелей и так далее (Beavis, Hollywood, Simpson).

Вопреки закону анонимности общения, ряд пользователей Интернета стремится раскрыть свое инкогнито при помощи «ника», сообщая другим участникам коммуникативного процесса некие персональные данные о себе (пол, возраст, черты внешности или характера, род деятельности, интересы). Как правило, подобная демонстрация носит прикладной характер, преследующий определенные цели. В основном, данными, подлежащими афишированию, являются пол и возраст, а также некоторые черты внешности (Анечка, Дениска, Марийка, Мишелька, Надюша_18, Приятный, Парнишка21, Юлька22, ОЛЬГА_21, Одинокая_20, BlondGirl). Согласно статистике компании «Интерсвязь», 42 % пользователей услугами локальной сети являются студентами или аспирантами, что влияет на характер общения в IRC-чате, основной из функций которого становится общение ради знакомства. Анонимность «ника» при подобном раскрытии личной информации сохраняется, так как имеющихся данных недостаточно для раскрытия инкогнито пользователя. Функциональное противоречие заключается в том, что коммуникант стремится не быть узнанным,

одновременно пытаясь предоставить некую личную информацию для достижения определенной цели.

Мета-сообщение является уникальной функцией «ника», позволяющей пользователю предоставлять собеседникам некую информацию, имеющую определенное значение непосредственно для чат-коммуникации. Например, «ник» NewUser сообщает участникам коммуникативного процесса, что пользователь является новым членом данного канала; «ник» КИСКА_УЕХАЛА_ сообщает о физическом отсутствии данного пользователя на канале, хотя виртуально коммуникант присутствует в списках чата; «ник» Цай_LA2 информирует, что пользователь является активным участником игрового портала «Lineage II» (сокращенно LA2).

Последней рассматриваемой нами функцией является создание анонимности пользователя, позволяющее скрыть истинные данные пользователя. В целом, анонимность присуща любому Интернет-общению, позволяя коммуниканту создавать некий образ собеседника, не соответствующий его реальному образу. Коммуникант может приписывать себе те или иные качества, поступки, черты характера, особенности внешности, которые отсутствуют при реальном общении. Анонимность также позволяет прибегать к определенному стилю общения, который может отличаться от истинного. Например, пользователь, будучи тихим и спокойным собеседником в реальном общении, может позиционировать себя как вспыльчивого и раздражительного коммуниканта в общении виртуальном. Собеседник надевает определенную «маску», отыгрывает выбранную роль, анонимно скрываясь за «ником».

Данная таблица рассматривает процентное соотношение функционального использования «ников». Следует отметить, что анонимность как функция является постоянной для «ников», тогда как другие функции выполняются значительно реже. В целом, мы видим «ник» как явление полифункциональное, стремящееся к аккумуляции множества функций.

Процентное соотношение функционального использования ников в IRC-чате

компании « Интерсвязь» (г. Челябинск)

Формирование образа Демонстрация креативности Предоставление некоторых личных данных Мета- сообщение Создание анонимности

23 % 10 % 29 % 9 % 100 %

«Ник» является феноменом развивающимся, прогрессирующим: пользователь в процессе Интернет-общения может изменять «ник» бесконечное множество раз, стремясь создать нечто уникальное, присущее только ему как участнику виртуального общения. Наряду с этим «ник» характеризуется тенденцией сочетания функций, что приводит к формированию его своеобразия. Желание усовершенствовать «ник» приводит собеседника к ситуации использования нескольких «ников» в зависимости от ситуации общения и от принадлежности к определенному каналу чата или чату в целом. Таким образом, «ник» претерпевает трансформацию не только прогрессирующего характера, но также и регрессирующего. Например, существующий на канале «ник» chocolate в зависимости от физического состояния коммуниканта может быть преобразован в chocolate/away (ушел), chocolate/sleeping (спит), chocolate/busy (занят), chocolate/off (отсутствует), а при инициации коммуникативного процесса снова приобретать значение chocolate. Данная модернизация «ника» выполняет функцию мета-сообщения, которая позволяет другим участникам процесса общения отслеживать физическое присутствие или отсутствие коммуниканта на канале чата.

Создание уникального, интересного «ника» становится искусством, присущим современной молодежной субкультуре, тяготеющей к постоянному использованию Интернета как основного средства общения.

Список литературы

1. Асмус, Н. Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства : дис. ... канд. филол. наук. - Челябинск, 2005. - 265 с.

2. Белинская, Е. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью [Электронный ресурс] / Е. Белинская, А. Жичкина. - Режим доступа : http://www.klubok.net/.

3. Карамазов, И. Зачем поэту псевдоним [Электронный ресурс] / И. Карамазов. -Режим доступа : http://strogino.com/karamazoff/pseudos.htm

4. Лейчик, В. М. В мире названий : Рубин, Лада, Мишка косолапый [Электронный ресурс] / В. М. Лейчик. - Режим доступа : http://www.gramota.ru/mag_author.#В.М

5. Федорова, Л. Л. Маскарадная коммуникация в компьютерных сетях [Электронный ресурс] / Л. Л. Федорова. - Режим доступа :

http://rus.1september.ru/article.php?ID=200204807

Ю. В. Смирнова

ГЕНДЕРНЫЙ ПАРАМЕТР ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

С ОТРИЦАНИЕМ

Приводится анализ вопросительных конструкций с отрицанием в детской речи с точки зрения гендерного параметра. Обосновывается взаимосвязь общего смысла подобных конструкций с гендерными стереотипами, принятыми в обществе. Использование большого количества вопросительных конструкций с отрицанием определяется как вербальный способ конструирования маскулинного дисплея.

Ключевые слова: вопросительные конструкции, отрицание, гендер, детская речь, маскулинность.

В настоящее время в фокусе внимания отечественной гендерной лингвистики находятся специфические вопросы конструирования гендера. В частности, к подобным вопросам относится вопрос производства гендерной идентичности посредством единиц языка. Анализ различных языковых феноменов с точки зрения их участия в процессе формирования и становления гендерной идентичности индивида представляется одной из наиболее актуальных проблем современной лингвистики, поскольку вносит вклад в развитие антропоориентированного знания, позволяет «точнее и чётче учитывать человеческий фактор в языке»1. Кроме того, выявление вербальных инструментов конструирования гендера даёт возможность управлять процессом гендерной социализации, «программировать» гендерную идентичность, влиять на усвоение тех или иных гендерных установок, а следовательно, максимально эффективно адаптировать индивида к жизни в обществе.

Цель данной статьи заключается в анализе употребления вопросительных конструкций с отрицанием в детской речи с точки зрения гендерного параметра. Другими словами, в статье рассматривается, каким образом вопросительные конструкции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.