Научная статья на тему 'Полифоничность интерпретаций творческого наследия Е. И. Замятина в отечественном литературоведении'

Полифоничность интерпретаций творческого наследия Е. И. Замятина в отечественном литературоведении Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
212
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Е. И. ЗАМЯТИН / ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ЗАМЯТИНОВЕДЕНИЕ / ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД / ТВОРЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ / ПОЭТИКА / ПЕРСПЕКТИВА / YE. I. ZAMYATIN / DOMESTIC ZAMYATIN CRITICISM / CREATIVE METHOD / CREATIVE PARALLELS / POETICS / PROSPECT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Толмачева Оксана Васильевна

В статье акцентировано внимание на разнообразие подходов к изучению творчества Е. И. Замятина в России. Определены тенденции науки о писателе на современном этапе. Обозначены перспективы развития замятиноведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Толмачева Оксана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLYPHONY OF INTERPRETATIONS OF THE YE. I. ZAMYATIN’S CREATIVE HERITAGE IN DOMESTIC LITERARY CRITICISM

In article the attention is focused on a variety of approaches to studying of Ye. I. Zamyatin's creativity in Russia. Science tendencies about the writer at the present stage are defined. Prospects of development of Zamyatin criticism are designated.

Текст научной работы на тему «Полифоничность интерпретаций творческого наследия Е. И. Замятина в отечественном литературоведении»

ПОЛИФОНИЧНОСТЬ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ Е. И. ЗАМЯТИНА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ

О. В. ТОЛМАЧЕВА

В статье акцентировано внимание на разнообразие подходов к изучению творчества Е. И. Замятина в России. Определены тенденции науки о писателе на современном этапе. Обозначены перспективы развития замятиноведения.

Ключевые слова: Е. И. Замятин, отечественное замятиноведение, творческий метод, творческие параллели, поэтика, перспектива.

За период нового «открытия» Замятина отечественная наука о писателе прошла большой путь, целью которого было изучение творческого наследия классика в новых социокультурных условиях, была задача вписать его имя в научный контекст ХХ-ХХ1 вв., расставить приоритеты. Обозревая накопленный материал, можно констатировать, что в последнее десятилетие замятиноведение перешло на качественно новую ступень своего развития: от накопления материала к систематизации приобретенных знаний. Видимо, есть необходимость обозначить направления изучения творчества писателя, ставшие магистральными в замятиноведении.

К изучению творческого наследия Е. И. Замятина сегодня привлечены специалисты из разных городов, научных центров России: Москва, Санкт-Петербург, Барнаул, Благовещенск, Волгоград, Воронеж, Елец, Иваново, Ишим, Йошкар-Ола, Магадан, Мичуринск, Петрозаводск, Самара, Саратов, Тамбов, Тюмень, Томск и другие. Широта географического охвата сопоставима с широтой исследовательского интереса к творчеству писателя.

В последние годы в подходах к изучению за-мятинского наследия оказывается преодоленной категоричность и нескрытая субъективность суждений о писателе, продиктованных конъюнктурными обстоятельствами. «Когда критики 1920-х гг. видели в прозе Замятина только яд, они однобоко воспринимали размышления писателя. Когда же современные критики в поисках Замятина различают только лекарство, они выдают желаемое за действительное. Замятин тем и интересен, что сохраняет за собой право любить и карать, утверждать и сомневаться» [3], - читаем в монографии Л. В. Поляковой.

Фиксируя основные тенденции современного замятиноведения, отечественные исследователи решают существенные вопросы о творческом методе писателя; национальной доминанте замятин-ского творчества; осмыслении художественного наследия писателя в контексте истории русской литературы ХХ в.; публикациях, хранящихся в российских и зарубежных архивах рукописей.

В решении вопроса о природе замятинского творчества можно выделить три направления: Замятин - реалист нового типа; имеет модернистскую основу творчества; сохраняет синтезированный характер художественных поисков (реализма и модернизма).

Тамбовская литературоведческая школа под руководством Л. В. Поляковой рассматривает неореализм Замятина как разновидность классического реализма, обогащенного достижениями модернистской литературы. Ученые, разделяющие данное убеждение, внесли значительный вклад, прежде всего, в прояснение проблемы традиции и новаторства в художественном мире Замятина. В ряду их научных достижений находятся также исследование национальной доминанты замятинского творчества, расширение аспектов изучения реализма ХХ-ХХ1 вв., закономерностей его развития.

Сторонники модернистской природы замятин-ского творчества основывают свои доказательства на «сдвиге», «кривизне», «искажении» - базисных понятиях художественной системы писателя. Важным свидетельством его «модернизма», по их суждению, могут также служить литературные пристрастия Замятина, живой и действенный отклик писателя на модернистские эксперименты начала ХХ в. Подобный ракурс исследования открывает

О. В. ТОЛМАЧЕВА

251

перспективы исследования замятинской поэтики в связи с новыми открытиями литературы и искусства ХХ в., проясняет ряд вопросов, связанных с влиянием модернистских течений на творчество писателя.

Существуют расхождения в трактовке понятия «литературно-художественный синтетизм». Видимо, более перспективен подход тамбовской литературоведческой школы и ее сторонников из других городов, воспринимающих «синтетизм» нетождественным «неореализму». Эти два явления искусства выражают, с одной стороны, возможности и пути взаимодействия литературно-художественного творчества с иными видами искусства, разнообразными областями гуманитарного знания; с другой - качественную специфику, знаковость художественного направления, в которое путем узнавания, опознания, распознания той самой знаково-сти вписывается конкретное произведение литературы.

Примечательно, что представители противоположных концепций находят подтверждение в одной и той же области - замятинской художественной системе. Учитывая ее универсальный, многогранный, «синтетический» характер, можно согласиться с утверждением Л. В. Поляковой о том, что личность Замятина, его творческие достижения «настолько уникальны и вместе с тем столь характерны для русской литературы не только первой трети, но и всего столетия, что обращение к наследию и творческой биографии этого писателя оставляет возможность скорректированного взгляда на весь литературный процесс столетия» [3, с. 50].

Обобщая взгляды исследователей на данную проблему, можно сказать, что творческий метод Замятина проясняет природу неореализма. Художник показал, каким образом укрупняются и насколько расширяются границы реалистического искусства. Он продемонстрировал, что не только для символизма характерна проницательность взгляда, постигающего сверхреальность, и не только модернизм способен на формальные эксперименты. Но все это тоже свойственно реализму, в том числе и реализму нового типа - неореализму. При всем этом неореализм сохраняет связь с жизнью, чистоту звучания, свойственную исторически и социально обусловленному искусству слова.

Полемика вокруг неореализма и синтетизма преодолела локальный характер, обусловила ряд открытий в других сферах замятиноведения. Прояснились некоторые аспекты поэтики произведений писателя, открылась его связь с культурной и философской традицией, обнаружилось влияние замятинских открытий на литературу последую-

щих периодов, связь художника с современной литературой.

Изучение вопросов замятинской поэтики трудно представить без опоры на внутреннюю, основную ценностную базу. Анализ наследия Замятина в ключе христианской символики способствует тому, что укрепляется связь писателя с традициями русской классической литературы, в основе которой лежит христианское понимание жизни и нравственная оценка действительности.

Одним из фундаментальных направлений последних лет в изучении художественного творчества Замятина является его исследование в контексте национальной культуры. Связь писателя с традициями народного творчества, русской философской мыслью, историко-культурным наследием определяет ракурс научных изысканий многих за-мятиноведов, в поле зрения которых - анализ художественных особенностей прозы и драматургии Замятина, определение тематики творческих устремлений художника, выявление фактов литературной преемственности, установление культурных параллелей.

Обращение исследователей к национальным доминантам в творчестве Замятина (национальные архетипы, религиозное и мифологическое сознание, детализация быта, особенности портрета, использование фольклорных жанров и языковых средств) способствует представлению о внутреннем единстве и целостной основе замятинского творчества.

Значительное место в изучении творчества Замятина занимает установление связи писателя с традициями классической отечественной словесности. Данный аспект исследования позволяет оценить степень влияния этих традиций на развитие художественной системы писателя, выявить точки соприкосновения, на которых основывается литературная преемственность. В ряду предшественников Замятина называют Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова и других представителей классического реализма. Подобная «генеалогия» может свидетельствовать в пользу реалистической природы замятинского творчества. Однако в анализе известных тем, сюжетов, мотивов, заимствованных у классиков XIX в., исследователями продемонстрирован новаторский характер художественных экспериментов писателя-неореалиста.

Спектр исследования взаимодействия писателя с мастерами слова современной ему литературной эпохи достаточно широк. На страницах отечественных публикаций в творческом контакте с Е. Замятиным рассматриваются А. Белый, А. Блок,

И. Бунин, З. Гиппиус, Л. Леонов, В. Маяковский, Ю. Олеша, А. Платонов, Б. Пильняк, М. Пришвин, А. Ремизов, В. Розанов, Ф. Сологуб, А. Толстой, И. Шмелев и другие современники. Анализируя проблемно-тематические связи творчества Замятина и других авторов, точки их соприкосновения в области художественно-поэтических экспериментов, мировоззренческие параллели, ученые пытаются заполнить существующие лакуны в историко-литературном процессе ХХ в., обусловленные временным «забвением» целого ряда писателей, в том числе и Замятина.

Особое место в изучении литературных связей писателя занимает его эпистолярное наследие. Публикации неизвестных ранее материалов, писем и комментарии к ним добавляют новые штрихи к портрету писателя, и в облике художника-«еретика» можно увидеть Замятина-человека.

В последние годы исследователи обращаются к связи Замятина с современной литературой, обнаруживают замятинский «след» в прозе реалистов второй половины ХХ в. (В. Маканин), писателей-фантастов (А. Кабаков, В. Пьецух, братья Стругацкие), постмодернистов (В. Пелевин, Л. Петрушев-ская, Т. Толстая). Данный подход способствует актуализации творчества Замятина, укреплению связи между литературными процессами разных эпох, восстановлению целостности историко-культурного контекста ХХ в. как литературной эпохи.

Не остались без внимания литературные параллели Е. И. Замятина с зарубежной литературой: произведениями Д. Голсуорси, О. Хаксли, Дж. Оруэлла, К. Кизи, Б. Келлермана и др. Исследования, посвященные этой теме, демонстрируют масштабность личности писателя, спектр его творческих взаимодействий, способствуют утверждению значительного места Замятина не только в русской, но и в мировой литературе.

Поэтика Е. И. Замятина представляет собой перспективную и, несмотря на многочисленные исследования, далеко не полностью исчерпанную область изучения творчества писателя. Проблемы интегрального образа, функций цвета и звука в художественной системе Замятина, времени и пространства, языка и стиля, своеобразия приемов, деталей, мотивов, тропов в произведениях писателя - многообразие замятинской поэтики безгранично, художественные грани связаны между собой и вместе создают целостную и яркую картину мира, нарисованную классиком ХХ в.

Художественное наследие Е. И. Замятина продолжает оставаться богатой кладовой для исследования. В числе перспектив замятиноведения следу-

ет отметить изучение проблем влияния Замятина на литературу ХХ-ХХ1 вв., с учетом форм опосредованного воздействия. Широкое поле для исследователей оставляет национальный контекст творчества писателя. Существенным направлением науки о Замятине должна стать аналитическая источниковедческая работа. Большой научный потенциал сохраняет поэтика художника. Плодотворным для отечественного замятиноведения именно на современном этапе представляется укрепление и развитие обзорно-аналитического направления в освоении научных концепций и подходов зарубежных специалистов: сегодня написаны работы, где освещаются англо- и франкоязычные труды, однако есть потребность в аналогичной систематизации корпуса замятиноведческих исследований, написанных в Польше и Германии. Новые горизонты для замятиноведов открывает публикация в 2010 и 2011 гг. киносценариев Замятина [1; 2]. Целесообразно активизировать научную результативность работ о писателе отечественных исследователей по вопросам междисциплинарного культурного диалога.

Многообразие подходов к изучению творчества писателя позволяет создать представление о широте и своеобразии уникального художественного мира Е. И. Замятина.

Литература

1. Замятин Е. И. Полное собрание сочинений в одном томе. М., 2011.

2. Замятин Е. И. Собрание сочинений: в 5 т. / сост., подгот. текста и коммент. Ст. Никоненко. Т. 4. М., 2010.

3. Полякова Л. В. Евгений Замятин в контексте оценок истории русской литературы ХХ века как литературной эпохи. Тамбов, 2000. С. 64.

* * *

POLYPHONY OF INTERPRETATIONS OF THE YE. I. ZAMYATIN'S CREATIVE HERITAGE IN DOMESTIC LITERARY CRITICISM

O. V. Tolmacheva

In article the attention is focused on a variety of approaches to studying of Ye. I. Zamyatin's creativity in Russia. Science tendencies about the writer at the present stage are defined. Prospects of development of Zamyatin criticism are designated.

Key words: Ye. I. Zamyatin, domestic Zamyatin criticism, creative method, creative parallels, poetics, prospect.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.