Коммуникативные исследования. 2016. № 2 (8). С. 143-146. УДК 811.1/.8
Н.В. Орлова Омск, Россия
ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ ТЕКСТ В УСТНЫХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ДИСКУРСАХ (Докторская диссертация И.В. Тубаловой. Томск, 2016)
Представлены результаты исследований томского лингвиста И.В. Тубаловой по проблеме полифонического текста как продукта устных личностно-ориентиро-ванных дискурсов. Отмечено, что в докторской диссертации И.В. Тубаловой осмыслены важнейшие аспекты взаимодействия неинституциональных дискурсов с институциональными формами коммуникации.
Ключевые слова: И.В. Тубалова, личностно-ориентированный дискурс, полифонический текст.
Защита диссертации стала итогом многолетнего изучения автором инодискурсивных стилевых включений в разговорную речь. Результаты этих исследований отражены в целой серии статей и разделах восьми коллективных монографий. Приведем названия некоторых публикаций, чтобы представить траекторию научного поиска И.В. Тубаловой: «Отражение в метатексте семантики "чуждости" слова» (1998], «Полифоническая структура текста: подходы и процедуры анализа» (2008], «Специфика организации дискурсов повседневности» (2011], «Коммуникативные модели обращения к иноречевым текстовым формам в современной частушке» (2012], «The concept "Great Patriotic War" in the person-centered discursive practices of the ordinare person» (2015].
В современной лингвистике понятие личностно-ориентированных дискурсов чаще всего встречается в контексте противопоставления дискурсам институциональным. При этом последние описаны гораздо более подробно и глубоко, чем первые. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что «порядок» институциональных дискурсов легче поддается параметризации и научной экспликации. Имеющиеся модели описания позволяют представить институциональные дискурсы как типы, или массивы, текстов, чего до сих пор нельзя было сказать о личностно-ориенти-рованных, в частности устных. Диссертационная работа И.В. Тубаловой в этом смысле пионерская: ею сделана успешная попытка выявить закономерности текстопорождения в той сфере, которая слабо регулируется
© Н.В. Орлова, 2016
извне и в которой субъект обладает значительной свободой в выражении разнообразных коммуникативных интенций.
Выбрав устный личностно-ориентированный дискурс в качестве объекта изучения, И.В. Тубалова исследовала его с точки зрения проникновения иноречевых форм. Предмет диссертации - полифоническая организация текста - уточнен как «результат реализации свойственных лич-ностно-ориентированному общению дискурсивных интенций». В результате построена содержательная теоретическая модель, которая в равной степени спроецирована на организацию полифонического текста и на свойства неинституциональных дискурсов. Впервые описаны факторы, которые заставляют субъекта речи использовать в обыденной коммуникации речевые формы, восходящие к институциональным сферам общения. Показано, например, что говорящий апеллирует к авторитету институционального дискурса для усиления своей позиции в тех случаях, когда речевая составляющая коммуникации имеет самостоятельное значение. Описаны включения из трех различных по природе институциональных дискурсов, знания о которых приобретены в речевом опыте «обыденного человека». Дискурсы-источники - а это документный, политический, фольклорный - охарактеризованы с точки зрения их интенциональности, социальной функции и возможностей междискурсивного распространения. И.В. Тубалова показала механизмы действия полифонических включений, выявила разновидности личностно-ориентированных дискурсов, в которых включения наиболее регулярны, предложила достоверную научную интерпретацию такой избирательности.
Значимость исследований И.В. Тубаловой, увенчавшихся защитой докторской диссертации, определяется по отношению к тем направлениям современной лингвистики, объектами которых являются взаимоопределяемые текст и дискурс. Закономерно, что в исследованиях текста на основе таких понятий, как текстовые категории и критерии текстуальности, с течением времени менялись акценты: лингвистическая теория текста, реагируя на исследования «чужого слова» в ведущих филологических и семиотических концепциях второй половины XX в., открыла границы текста, переосмыслила контекст его целостности и акцентировала интертекстуальность. Обобщив всевозможные традиции в этой области, связанные с художественными и нехудожественными текстами, И.В. Тубалова предложила теорию функционирования полифонического текста в неинституциональном дискурсе, разработала оригинальную методологию анализа полифонического текста с опорой на систему понятий, необходимых и достаточных для моделирования объекта. Плодотворным оказалось обращение к категориям диктума и модуса, перенесенным с высказывания на устройство дискурса. Значительный объяснительный потенциал обнаружили такие классификационные основания (они же параметры описания полифонического текста], как тип дискурса-источника, сохранение,
Н.В. Орлова
145
нейтрализация либо трансформации его интенции в полифоническом тексте, принадлежность текста к той или иной разновидности «принимаю-шего» личностно-ориентированного дискурса и некоторые другие.
Перспективной идеей, объясняющей явление полифонии текста в личностно-ориентированном дискурсе, стало положение о социальном авторитете дискурса-источника - истинном или мнимом с точки зрения говорящего.
Наряду с очевидной значимостью концепции И.В. Тубаловой для теории и методологии анализа текста, она явила собой заметный прорыв в изучении неинституциональных дискурсов, онтология которых интерпретируется автором в широком контексте исследований повседневности и «обыденного человека». После знаковой работы Б.М. Гаспарова 1996 г. «Язык. Память. Образ. Лингвистика языкового существования» это первое масштабное исследование не регулируемой институционально речевой деятельности. Существенным достижением автора явилось создание внутренней типологии личностно-ориентированных дискурсов (дискурсы практической / интерпретационной направленности, повседневные / неповседневные]. Известно, что любая таксономия является способом описания объекта. В данном случае специфика объекта потребовала сознательного абстрагирования от множества различий между конкретными коммуникативными событиями. То, что оказалось в фокусе внимания, безусловно, релевантно с точки зрения предмета исследования - полифонического текста. В диссертации, например, показано, что в неповседневных, непривычных дискурсах концентрация институциональных полифонических включений выше, чем в дискурсах повседневных, «рутинных», и это связано с необходимостью для говорящего повысить статус собственного речевого произведения в условиях дискурсивного дискомфорта. Добавим, что выделенные оппозиции значимы и безотносительно к полифоническому тексту, а деление личностно-ориентированных дискурсов на повседневные и неповседневные может стать импульсом к дальнейшему исследованию каждого типа, причем особенно интересны «неповседневные».
Для исследований институциональной сферы как более традиционного объекта дискурсологии теоретически значимо объяснение причин и описание механизмов, которые обеспечивают междискурсивное распространение институциональных практик и, в частности, проникновение их компонентов в речевую жизнь «обыденного человека». Глубоко проанализированы обстоятельства, объясняющие способность институциональных дискурсов к выходу за их собственные границы. Доказано, что ценностное, интенциональное содержание источника в личностно-ориенти-рованном дискурсе либо нейтрализуется, либо сохраняется, либо трансформируется. См. приведенный в диссертации пример дискурсивного сопротивления: социальный авторитет политического дискурса воспринимается как ложный, а эмоциональный пафос источника становится осно-
ванием для осознанного использования его речевых форм в стратегиях иронии: [Наталья, жен, 23] На выборы пойдешь? [Владимир, муж, 40] Пойду / исполню свой гражданский долг. [смех] [Наталья, жен, 23] Ну-ну / сходи. Чрезвычайно интересны и другие многочисленные наблюдения над ментально-речевой реакцией «обыденного человека» на риторику институтов, в разной степени приближенных к государственным. Часть этих наблюдений имеет выход на такие сферы профессиональной деятельности, как копирайтерство, реклама, публичные выступления и т. д.
Представляется, что защита диссертации И.В. Тубаловой станет импульсом для дальнейших исследований личностно-ориентированных дискурсов в русистике.
N.V. Orlova Omsk, Russia
POLYPHONIC TEXT IN VERBAL PERSONALITY-ORIENTED DISCOURSES (Doctoral dissertation of I.V. Tubalova. Tomsk, 2016)
The report presents the results of a research of the Tomsk linguist I.V. Tubalova on the issue of polyphonic text as a product of verbal personality-oriented discourses. It is noted that the most important aspects of the interaction of institutional discourses with institutional forms of communication are interpreted in the doctoral thesis of I.V. Tubalova.
Key words: I.V. Tubalovа, personality-oriented discourse, polyphonic text.
Сведения об авторе: Орлова Наталья Васильевна, профессор кафедры русского языка, славянского и классического языкознания
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: [email protected]
About the author:
Orlova Natalia Vasilievna, Professor of the Chair of Russian, Slavic and Classical Linguistics
Dostoevsky Omsk State University 55a Mirapr., Omsk, 644077, Russia E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи 02.04.2016
Для цитирования: Орлова Н.В. Полифонический текств устных личностно-ориентированных дискурсах (Докторская диссертация И.В. Тубаловой. Томск, 2016) // Коммуникативные исследования. 2016. № 2 (8). С. 143-146.
For citation: Orlova, N.V. (2016), Polyphonic text in verbal personality-oriented discourses (Doctoral dissertation of I.V. Tubalova. Tomsk, 2016). Communication Studies, No. 2 (8), pp. 143-146. (in Russian).