Научная статья на тему 'Полиэтнокультурное воспитание на уроках литературы'

Полиэтнокультурное воспитание на уроках литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОНАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ПОЛИЭТНОКУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ДИАЛОГ / DIALOG / ПОДХОД / APPROACH / ЦЕННОСТЬ / VALUE / ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LITERARY EDUCATION / MULTINATIONALNESS / POLI-ETNOKUL 'TURA / КөПұЛТТЫқ / КөПЭТ-НОМәДЕНИЕТТіЛіК / ТүЛГАЛЫЦ / ТәСіЛ / құНДЫЛЫқ / әДЕБИЕТТіК БіЛіМ БЕРУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Димухаметов Р.С., Жусупова Г.С.

В данной статье предложен понятийный минимум полиэтнокультурного воспитания и рассматриваются важность и особенности полиэтнокультурного воспитания на уроках литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полиэтнокультурное воспитание на уроках литературы»

Вестник «Эрлеу^-kst

Димухаметов Р.С.,

доктор педагогических наук., профессор, Челябинского государственного педагогического университета

Жусупова Г. С.,

старший преподаватель ФАО «НЦПК «врлеу» ИПК ПР по Костанайской области»

Неггзгг свздер: квщлттыц, квпэт-номздениеттМк, тулгалыц, диалог, тэсш, цундылыц, эдебиеттгк бшм беру.

Ключевые слова: многонациональ-ность, полиэтнокультура, личность, диалог, подход, ценность, литературное образование.

Keywords: multinationalness, poli-etnokul 'turn, personality, dialog, approach, value, literary education.

ПОЛИЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Ацдатпа

Автор макалада эдебиет сабагындагы кепэтномэ-дениеттшк тэрбиенщ мацыздылыгы мен ерекшелш-терш айкындай отырып, 6Yrrnri KYHri окытудьщ езектшпн керсетедi.

Аннотация

В данной статье предложен понятийный минимум полиэтнокультурного воспитания и рассматриваются важность и особенности полиэтнокультурного воспитания на уроках литературы.

Annotation

This article discusses the features and the importance of the multicultural education in literature lessons.

В науке при рассмотрении проблем воспитания в многонациональном социуме систематически используется понятие многокультурного воспитания.

В мировой педагогике накоплен определенный фонд дефиниций понятия поликультурного воспитания. Так, в Международной энциклопедии по образованию поликультурное воспитание определено как

усвоение знаний об иных культурах, осознание раз- §

личий и сходств, общего и особенного между куль- ^

турами, традициями, образом жизни, формирование §

позитивного уважительного отношения к многообра- <

зию культур и их представителям. «

А.Н.Джуринский отмечает, что американцы Д.Гол- д

дник и П.Шин рассматривают поликультурное воспи- ^

тание как стратегию, при которой культурное окруже- §

ние учащихся рассматривается как среда, позитивная ^

и существенная для школьного обучения. ^

Другой американской педагог Т.Ким характеризу- ^

ет поликультурное воспитание как педагогическую ^

поддержку понимания учащимися фактов, позиций, ^

мнений и поведения, исходя из собственных и иных 0

этнических истоков. По мнению Дж.Бэнкса, поли- §

культурное воспитание - это, прежде всего, предо- ^о

ставление равных образовательных возможностей ^

учащимся различных социальных, расовых и этниче- ^

ских групп. Канадские ученые А. Флерас и Ж.Эллио м

предлагают рассматривать понятие поликультурно- §

го воспитания как широкую вариативность методов ф

О

включения учащихся в культурное этническое многообразие [1]. На наш взгляд, они рассматривают поли- О

этнокультурное воспитание. §

О

ш

Вестник «Oрлеу»-kst

К <

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

и

м ^

[-4

о ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

Авторы концепции мультикультурности Д. Бенс, Н.Крылова, Н.Покровская трактуют полиэтническую культуру личности как признание и уважение различных этнических культур. Данное трактование, по нашему мнению, важно для понимания природы данного явления. Точку зрения Н.Бердяева об общечеловечности культуры [2], развивают представители кросскультуризма А.Джокоба, В.Менчан, С.Морсе и др. Они рассматривают полиэтническую культуру, как культуру признающую равенство и уникальность всех этнических сообществ, равные права всех людей живущих на земле, абсолютно общечеловеческие ценности, необходимость формирования планетарного сознания, обеспечение взаимосвязи социальной и языковой ориентации в полиэтнической среде. Представители данного направления предлагают возрождение прогрессивных этнокультурных традиций, утверждая самоценность всех этнических культур, в чем проявляется противоречивость их взглядов, так как необходимо развитие межнациональных ценностей, которые обеспечат межэтническую интеграцию в многонациональной среде [3, с.8].

Полиэтнокультурное воспитание в Республике Казахстан на сегодняшний момент является одним из главных направлений в системе школьного образования. Поэтому перед учителем литературы стоит важнейшая задача - использовать весь свой уникальный опыт и знания этнокультурных традиций многоязычных стран в создании благоприятной образовательной и воспитательной среды, способствующей формированию полиэтнокультурной личности.

Гуманизм великого Абая, звучащий в стихотворении «Наставление», актуален и в наши дни: Живущие всюду народы для радости сотворены. Всех ласково греет солнце, всем светят лучи луны. Особо рожденных не было и нет на этой земле, Мы друг перед другом с детства во всем быть

должны равны. Друзья! Надо жить нам дружно - ведь хватит на всех земли!

Личность - нация - человечество - это те основные понятия, которые определяют структуру культуры как единой культуры человечества. Общечеловеческое начало - фундамент творчества. «Изолированных культур не существует, они взаимосвязаны, - писал Леонид Андреев («Роза мира»). - Оставаясь достоянием своего народа, своего творца, каждая культура, сохраняя своеобразие, влияет на другие культуры». «Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других, обогащаясь духовно самим». Так счита-

ет академик Д.С.Лихачев. Искусство есть средство общения между поколениями, между народами, между представителями разных культур. Значит, главная функция искусства, кроме воспитательного или эстетического воздействия на личность, - в возможности диалога поликультур. Литература - вид искусства. Понятие диалог является ключевым для курса литературы. Учителя словесности стараются представить ее как единый творческий процесс - от века к веку, от писателя к писателю, от произведения к произведению и, конечно, от «народа к народу». Диалоговый подход позволяет идти от родной культуры к казахской и русской и далее - к мировой. Это помогает формировать в сознании детей и молодежи целостную картину мира и повышать их общий полиэтнокультурный уровень. На « встрече» культур учащиеся более ярко и наглядно увидят своеобразие родной этнокультуры и то общее, что объединяет полиэтнокультуры.

Одним из источников и средств полиэтнокультурного воспитания являются фольклорные произведения. На уроках изучения устного народного творчества возможны и необходимы сравнения некоторых традиций и устоев различных народов. Этот диалог полиэтнокультур послужит подлинной основой взаимопонимания, установления уважения не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов, понимания многообразия духовного и материального мира, явится средством формирования умения жить в многонациональной стране.

Познакомившись с героями и образами казахских и русских народных сказок, поняв их структуру, символику, учащиеся на деле убеждаются в справедливости утверждения о единстве сказочного мира и законах построения сказок. На уроке внеклассного чтения «Сказки народов Казахстана» учащиеся, знакомясь с мордовскими сказками и сказкой народов «Общее счастье», приходят к выводу, что все люди, независимо от национальной принадлежности, стремятся к счастью, ценят добро, взаимопомощь, трудолюбие и смекалку. В качестве домашнего задания учащимся предлагалось составить рассказ на тему «Почему в сказках разных народов представления об идеалах сходны?» или составить словарик со словами, отражающими высокие моральные качества людей.

Важное место в формировании высоко полиэтнокультурной, толерантной личности отводится произведениям древнерусской литературы: «Повести временных лет», «Слово о полку Игореве». Прежде всего, культурный человек

Вестник «Oрлеу»-kst

Ш

должен знать свою историю. Ведь именно знакомство с ней учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. Произведения прошлого как бы разрушают преграду между эпохами. Вот это чувство сопричастности и возникает у юного читателя. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что без знания Корана, Библии не возможно расширить горизонты личности. Человек, способный воспринять этнокультурные ценности иных эпох и иных народов, преодолевает узость, освобождается от вражды и подозрительности.

В классической литературе отображены общегуманные идеалы и нравственные ценности этносов. Поэтому на уроках литературы мы так или иначе стараемся понять: «Что есть жизнь? Для чего жить? Каким должен быть человек? Что есть добро, а что зло? Что есть страдание, и можно ли прожить без него?» Примеряя на себя опыт чужой жизни, ученик развивается, и это развитие носит конкретный характер, идет изнутри. Такой подход к обучению учащихся позволяет формировать гармоничную личность.

Особо развит диалог культур в системе литературного образования. Именно литературе принадлежит ведущая роль в раскрытии национального характера. Художественнаяя литература показывает и многообразие национальных типов, и их конкретно-классовую природу, и их историческое развитие.

Национально-культурный космос казахской и русской литературы вмещает в себя ряд частных проблем: национальный характер символы и архетипы, культурный потенциал евразийской идеи. В процессе параллельного изучения художественных произведений идет постепенного осваивания культурного космоса национальных литератур. Структура национального характера создается разными элементами, среди которых и национальная психология, где отражены этнокультурные коды народа, элементы национального опыта, проецирующие многие поступки персонажей, обряды и обычаи, так или иначе влиящие на формирование национального характера, художественная концепция автора, выстраивающая все элементы произведения, а потому передающая своеобразие культурно-исторического фона своего народа.

Любая этнокультура опирается на основные ценности, определяющие нормы и правила поведения, систему убеждений. При этом в ней обязательно присуствуют общечеловеческие ценности, но их «вес» неодинков у различных народов. Общие черты могут проявляться у

представителей разных наций. «Чтобы понять Плюшкина, не нужно быть непременно русским...» (П.М.Бицилли). На уроках литературы необходимо работать с такими понятиями как «национальный характер», «ментальность», «менталитет», соотносить национальное и общечеловеческое. Литература - это, естественно, не только «описание народного сарафана» (В.Белинский), а самобытный характер, язык, психология народа, его культурно-историческая почва, особенности мировосприятия [4, с.19].

Транспектива развития полиэтнокультур ведет к полифонии этнокультур, поэтому диалог этнокультур выступает как способ приобщения личности к ценностям этнокультуры, а сама эт-нокультура, соединенная Интернетом, многослойна, поэтому образовательная задача - знать хотя бы два языка, две культуры. Чем выше уровень языков, тем выше уровень полиэтнокуль-туры. Необходимо говорить об билингвальном обучении как целенаправленном процессе обучения культуре средствами родного и иностранного языков. Знание другого языка является ключом к этнокультуре другого народа, говорящего на этом языке. В языке отражается опыт народа, его история, материальная и духовная культура.

Модернизация литературного образования предопределяет полиэтнокультурный подход к выстраиванию концепции преподавания литературы. Полиэтнокультурное воспитание средствами урока литературы является его приоритетной задачей. Поэтому актуальным становится место литературы в жизни, сознании, душе ребенка-подоростка, роль литературы в формирование полиэтнокультурной личности, изучающей не только язык, казахскую литературу, но и литературу других этносов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Джуринский, А.Н. Педагогика в многонациональном мире[Текст] / А.Н. Джуринский. -М.: ВЛАДОС, 2010.- 75с.

2. Бердяев, Н.А. Судьбы России [Текст]/ Н А. Бердяев - М., 1990. - 95с.

3. Слесарь, М.В. Формирование полиэтнической культуры - актуальная задача процесса модернизации содержания образования[Текст]/ М.В. Слесарь. Сборник статей участников международной научно - практической конференции.- Костанай, 2013. - С.3-13.

4. Бурая, Е.В. Основные направления поликультурного образования [Текст] / Е.В. Бурая // Администратор в Казахстанской школе. -2010. - №4 (20).

к <

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

и м

¡г1

[-4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О Ч

О «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.