Научная статья на тему 'ПОЛИЭТНИЧНЫЙ СОСТАВ УЧЕНИКОВ ГИМНАЗИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК В 1726-1740 ГГ.'

ПОЛИЭТНИЧНЫЙ СОСТАВ УЧЕНИКОВ ГИМНАЗИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК В 1726-1740 ГГ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ / ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕТР I

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Костина Татьяна Владимировна

Гимназия Петербургской Академии наук в 1726-1740 гг. представляла собой всесословное и полиэтничное учебное заведение, через которое за этот период прошло не менее 869 учеников. Из-за особенностей программы кроме 66% русских учеников, более 27% учащихся составляли немцы, из-за чего их билингвальный состав давно привлекает внимание исследователей. В статье впервые анализируется состав 6,6% учеников других национальных и этнических групп. Из 57 выявленных гимназистов заметными оказываются группы шведов (8), греков (7), голландцев (5), французов (5), англичан (4), грузин (4) и малороссов (4). Выходцы из разных национальных и этнических групп представляли различные социальные круги. Установление дальнейших судеб части из них показало, что имеются некоторые закономерности в выборе ими разных родов службы и карьерных успехов на ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Костина Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLYETHNIC STRUCTURE OF STUDENTS OF THE GYMNASIUM OF THE PETERSBURG ACADEMY OF SCIENCES IN 1726-1740

Gymnasium of the Petersburg Academy of Sciences (1726-1740) was a comprehensive and multiethnic educational institution for all social classes, with at least 869 students passing through during this period. 66% of Russian students, more than 27% of the Germans already analysed by scholars. The article describe for the first time the 6.6% of students of other ethnic groups. Between 57 students 8 Swedes, 7 Greeks, 5 Dutch, 5 French, 4 British, 4 Georgians and 4 Ukrainians can be identified. Tracing the biographies of some of them show us that there are some patterns in their choice of different types of service and career.

Текст научной работы на тему «ПОЛИЭТНИЧНЫЙ СОСТАВ УЧЕНИКОВ ГИМНАЗИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК В 1726-1740 ГГ.»

УДК 94(47)" 17

Полиэтничный состав учеников Гимназии Петербургской Академии наук в 1726-1740 гг.

Т.В. Костина

Санкт-Петербургский институт истории Российской академии наук Санкт-Петербург, Российская Федерация

Гимназия Петербургской Академии наук в 1726-1740 гг. представляла собой всесословное и полиэтничное учебное заведение, через которое за этот период прошло не менее 869 учеников. Из-за особенностей программы кроме 66% русских учеников, более 27% учащихся составляли немцы, из-за чего их билингваль-ный состав давно привлекает внимание исследователей. В статье впервые анализируется состав 6,6% учеников других национальных и этнических групп. Из 57 выявленных гимназистов заметными оказываются группы шведов (8), греков (7), голландцев (5), французов (5), англичан (4), грузин (4) и малороссов (4). Выходцы из разных национальных и этнических групп представляли различные социальные круги. Установление дальнейших судеб части из них показало, что имеются некоторые закономерности в выборе ими разных родов службы и карьерных успехов на ней.

Ключевые слова: Петербургская Академия наук, Академическая гимназия, национальный состав, этнический состав, Российская империя, история образования, Петр I.

Для цитирования: Костина Т.В. Полиэтничный состав учеников Гимназии Петербургской Академии наук в 1726-1740 гг. // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. 2022. Т.12, №4. С. 138-154.

Как известно, Петр I учредил Петербургскую Академию наук вместе с Университетом и Гимназией. Цель появления в России Академии в совокупности с учебными заведениями формулировалась задолго до ее основания в указах. В июне 1718 г. советник Камер-коллегии Г. Фик, бывший в это время основным консультантом Петра I в проведении административной и судебной реформ [30, с.78], подал доношение (мемориал), в котором говорилось, в частности «о нетрудном обучении и воспитании российских младых детей, чтоб оных в малое время в такое совершенство поставить, дабы Ваше Величество все гражданские и воинские чины в коллегиях, губерниях, судах, канцеляриях, магистратах и прочая своими природными подданными наполнить, також и собственной своей земли, из детей искусных купеческих людей художников, ремесленников, шкиперов и матрозов, получить могли» [13, с.574]. Своей резолюцией Петр I пожелал «сделать

Академию, а ныне приискать из Русских кто учен, и к тому склонность имеет» [13, с.574]. Таким образом, изначально перед учебными заведениями Академии наук ставились две государственные задачи, сформулировать которые современным языком можно так: национализация управленческих кадров и подготовка ценных для страны специалистов [5].

В первых числах января 1726 г. в столице открылась пятиклассная Гимназия, которая должна была готовить учеников к поступлению в Университет. Это означало, что основным предметом изучения в ней становился латинский язык. Однако, поскольку гимназические учителя и учебные пособия были немецкими, то и обучение в первой половине XVШ в. происходило на немецком языке. Как следствие, в 1735 г. Гимназия разделилась на две: трехлетнюю немецкую и пятилетнюю латинскую. Из первой ученики, освоив азы немецкого и латинского языков, переводились в середине курса обучения во вторую; либо не переводились, оставаясь все три года в немецкой и, научившись писать письма, читать немецких авторов и азам латыни (помимо этого учились также арифметике, геометрии, географии, французскому языку и рисованию), считали свое образование завершенным.

Второй вариант оказался столь привлекательным, что в 1735 г. поступило не менее 77 учеников, из которых 62 в немецкую гимназию. Из них по меньшей мере 29 были русскими дворянами, включая детей высших чиновников: секретаря Военной коллегии А.Я. Яковлева, ставшего в 1737 г. кабинет-секретарем; генерал-майора П.В. Измайлова; обер-сек-ретаря Сената М.С. Козьмина; прокурора Военной коллегии С.П. Епиш-кова; находившегося под следствием губернатора и вице-губернатора Иркутской провинции А.И. Жолобова, казненного в июле 1736 г.; генерал-рекетмейстера, с 1736 г. иркутского же вице-губернатора А.Ю. Бибикова; полковника и директора Ямской канцелярии И.В. Чебышева; переводчика и члена Коллегии иностранных дел В.М. Бакунина, ставшего впоследствии автором сочинения «Описание калмыцких народов, особливо тор-гаутского» и др. [11, с.180-182, 246; 5, 148]. К Университету начали готовиться преимущественно немцы, изначально нацеленные на получение высшего образования. Значительная часть учащихся предпочитала уже через пару лет, освоившись в немецком языке, увольняться (брать абшид) и определяться на службу [4, с. 111-114].

Регламент 1739 г., а также выход в свет ряда учебных пособий на немецком языке с переводом и публикацией на русском, дооформил сложившуюся билингвальную систему образования на немецком и русском языках [2; 3; 4]. Получение такого образования, как для русских, так и для детей балтийских немцев, и приехавших в Петербург иностранцев, было важно в ситуации, когда в центральный аппарат управления были интегрированы немецкоязычные элиты Российской империи. В случае с Академической гимназией мы можем сказать, что именно запрос на изучение немецкого языка со стороны дворянства повлиял на ее эволюцию.

Процесс реформирования учебного заведения, его дрейфа от первоначальной задумки Петра I в сторону немецкой школы, при сохранении латинской, не мог бы состояться в столице, если бы не заинтересованность в высших сферах. В России одновременно шел процесс адаптации управления присоединенными при Петре I Эстляндией и Финляндией. Запущенные при Петре I изменения в социальной структуре общества нуждались в дальнейшем упорядочивании, а институты управления - в ревизии и установлении контроля над государственными расходами. Важными задачами стала подготовка вызывающего доверие высшей власти среднего и низших звеньев управленческих кадров; лояльных военных, владеющих одновременно русским, немецким и французским языками. Свою роль в осознании этих задач сыграла и Русско-турецкая война 1735-1739 гг. Академическая гимназия, оставаясь всесословным и полиэтничным учебным заведением, стала местом подготовки кадров для самой Академии (что не предвещало больших чинов), а также одним из мест образования будущих военных и гражданских чиновников [6].

Необходимость усвоения немецкого языка в ходе учебы вносила существенные коррективы в национальный состав гимназических учеников. Естественно, в ней оказывалось множество учащихся из иностранцев, в первую очередь, из немцев. Полиэтничный, преимущественно билингваль-ный, состав учеников Академической гимназии давно привлекает внимание исследователей [32; 37]. Однако, во-первых, долгое время за пределами исследования оказывалась немецкая гимназия, анализ производился на основе опубликованных списков учеников, включающих только учащихся латинской гимназии [9, с.217-232, 325-343, 431-437, 605-622, 694-697; 10, с.88-94, 245-250, 417-426, 556-564, 850-857; 11, с.298-304, 584-587, 867-871; 12, с.292-294, 533-539]. Списки учеников немецкой гимназии, в которую поступали чаще русские ученики, по большей части, дворяне, а также иностранцы без немецкого языка, ориентированные на его изучение, сохранились в Санкт-Петербургском филиале архива РАН, но до сих пор не опубликованы [23, л.131-184; 15, л.63-81 об.]. В случае с латинской гимназией мы также, чтобы избежать неточностей и сокращений, обращались к подлиннику, а не к публикации [19].

Во-вторых, иными были цели обращения к этой теме. Состав гимназических учеников был полиэтничным, однако исследователей ранее больше интересовали русско-немецкие взаимосвязи, персональный состав немецких учеников, изучение языков в билингвальном сообществе, тогда как основная задача данной статьи заключается в выявлении учеников, не входящих в эти две основные группы учащихся, что позволяет увидеть связь их национальной или этнической принадлежности с определенным социальным бэкграундом. Интерес представляют пути, которыми представители различных национальностей и этнических групп попадали в Академическую гимназию, их маркирование в источниках (в данном случае в списках учеников Гимназии) и дальнейшие карьеры в случаях, когда их

возможно установить. Последнее позволяет увидеть, какие позиции занимали впоследствии представители разных народов, получившие качественное образование, на государственной службе.

Если о национальности русских и немцев мы можем, в основном, судить по фамилиям и именам учеников, что, конечно, подразумевает определенную погрешность, то другие национальные и этнические группы во многих случаях указывались при приеме в Гимназию. Такие указания как правило осуществлялись в форме ответа на вопрос «кто был отец». Обычно в таких случаях описывался социальный статус, но в особых случаях появлялись указания на этническое происхождение. Поскольку это делалось не всегда, определение национальной и этнической принадлежности было произведено по совокупности сведений. Во внимание принимались, в первую очередь, прямые указания источника, затем место рождения, фамилия и имя ученика и его отца. При этом некоторые евреи, выходцы из Швеции, Финляндии и других стран, могли быть отнесены к немцам, особенно в случаях, когда они находились в процессе онемечивания и отнесены к немцам в базе Эрика Амбургера [34]. Также к немцам могли быть отнесены ученики, имеющие одного из родителей немецкого происхождения. Например, сын архитектора Доменико Трезини Иосиф, отец которого имел швейцарско-итальянское происхождение, а мать была немкой.

Таблица 1

Национальный состав учеников Академической гимназии в 1726-1740 гг.

год количество учеников численность в %

руа нем. другие всего руа нем. другие

1726 71 30 13 114 62,3 26,3 11,4

1727 32 20 6 58 55,2 34,5 10,3

1728 9 17 1 27 33,3 63 3,7

1729 57 17 5 79 72,2 21,5 6,3

1730 6 8 1 15 40 53,3 6,7

1731 19 11 0 30 63,3 36,7 0

1732 13 16 1 30 43,33 53,33 3,33

1733 38 10 3 51 74,5 19,6 5,9

1734 27 7 5 39 69 18 13

1735 76 14 4 94 80,9 14,9 4,2

1736 87 9 3 99 88 9 3

1737 38 20 3 61 62 33 5

1738 49 15 2 66 74,2 22,8 3

1739 19 26 5 50 38 52 10

1740 35 16 5 56 62,5 28,6 8,9

576 236 57 869 66,28 27,16 6,56

Из таблицы видны колебания численности русских и немцев, основные факторы влияния на которую были упомянуты выше. Резкое повышение числа русских учеников в 1729 г. вызвано участием П.С. Сиверса, определившего в Гимназию группу детей солдат, боцманов и мастеровых, принадлежащих к ведомству Адмиралтейства. Также из таблицы видно, что почти каждый год поступали представители других национальных и этнических групп. Удалось выявить 57 таких учеников из общего числа 869. Их доля варьировалось от года к году, от 0 до 13% всех поступающих, в среднем составляя менее 7 % за рассматриваемый период.

Ниже приводится таблица «Представители неосновных национальных и этнических групп в Гимназии Петербургской Академии наук 17261740 гг.». В ней намеренно не представлен столбец «национальность», т.к. для рассматриваемого периода нельзя всем упомянутым этническим группам приписать процесс нациестроительства. Намного важнее увидеть дефиниции, которыми снабжали представителей разных наций при Академии наук, как немецкие профессора, так и их русские переводчики, поскольку они, по-видимому, отражали представления интеллектуальных и политических элит.

Таблица 2

Представители неосновных национальностей и этнических групп в Гимназии Петербургской Академии наук 1726-1740 гг.

ФИО дата рожд. дата поступления место рожд. отец или опекун прямые указания в источниках источники

1 Кондоиди Панаиота 24.6. 1709 4.1. 1726 о. Корфу дядя - греческий священник Анастасий Кондоиди, Вологодский епископ «грек, родился в Корцирец, «грек» 15, л.67; 16, л.1 об.

2 Адмирас Лука 19.1. 1726 Смирна «грек, родился в Смирне», «грек» 15, л.67; 16, л.2.

3 Биазо Григорей 19.1. 1726 Смирна «грек, родился в Смирне», «грек» 15, л.67; 16, л.2.

4 Рамбур Петр 1.2. 1726 Москва Стефан Рамбур, учитель танцев и верховой езды в школе пастора Э. Глюка в Москве, затем при Дворе, преподавал танцы Анне, Катерине и Прасковье, племянницам Петра I. «француз, уроженец московской» 16, л.2 об.

5 Рамбур Степан 1.2. 1726 Москва он же «француз, уроженец московской» 16, л.2 об.

6 Бантыш 6.2. Молдова «Дому его светло- «уроженец 16,

Григорей 1726 сти господаря Во- молдав- л.3.

(Бантиш) лоскаго», двоюродный брат Д. Кантемира. ской»

7 Мирович Петр Федорович 8.2. 1726 Переяс-лав После измены в 1709 г. отца, Ф.И. Мировича, генерального есаула у первого подручного Мазепы Орлика, вместе с братом Яковом до 14 лет жил в Чернигове у полковника П. Полуботка, с которым в 1723 г. приехал в Петербург. «малороссиянин» 16, л.3.

8 Мирович Яков Федорович 8.2. 1726 Переяс-лав то же «малороссиянин» 16, л.3.

9 Енгаличов 16.2. Москва Семен (ум. 1748), «россиянин, 16,

Степан 1726 сын Сулеймана уроженец л.3 об.

(Енгалычев) (Якова) московской»

10 Штерншанц 18.4. Сток- - «шведской 16,

Карл Ульрих 1726 гольм нации» л.3 об.

(Стемшанц)

11 Александров Петр июнь 1726 Швеция - «швед» 16, л.7 об.

12 Адемир июнь 1726 Турция турок «турок» 16, л.7 об.

13 Ассамбеков ок. 11.10. между Ассамбек, владе- отец: 15,

Темирхан 1714 1726 горскими черкасами тельный князь горских казаков, мусульманин, прислал сына как заложника Петру I. Сын не знал, жив ли еще отец, жил у переводчика Рейхсканцелярии М. Алединского. «правительствующий князь над горскими черкасами, Магоме-танскаго закона» л.70; 16, л.9.

14 Павлов Иван (Паулсон Иоанн) ок. 1716 16.1. 1727 Петербург армянин, строил турецкие бани в Петербурге «армянин отец и мать его чухонка» 15, л.70 об.; 16, л.9 об.

15 Станиславский Адам Лазаревич ок. 1719 1.5. 1727 Кронштадт Лазарь Николаевич Станиславский, купчина у принца Георгского; медник. «персиа-нин» 15, л.72; 16, л. 11; 18, л.7.

16 Тодорский Семен 1.12.1 700 16.8. 1727 «в Украине», «в Малой России в Золото-ноше» солдат, казак Переяславского полка отец «казак» 15, л.73; 16, л. 12 об.; 18, л.8.

17 Ильин Илья (Гиесун Илья) ок 1715 04.09. 1727 кубанский татарин, кубанец слуга сенатора В.Я. Новосильцова «татарин», «кубанец» 5, л.135 об.; 16, л.13; 18, л.8.

18 Потапский Мартин ок. 1708 13.09. 1727 Иоханс-бург слуга профессора Бернулли, поляк. 15, л.73; 16, л.13.

19 Ратец Петр Иоган 04.10. 1727 «в Украине», Молдавия отец был купец, который добровольно закрепил себя в службе у князей Кантемиров «молдавец» 5, л.135 об.; 15, л.73 об.; 16, л.13 об.; 18, л.8 06.

20 Норштеин Карл ок. 1715 27.06. 1728 Казань Зигмунд Норштеин, армейский капитан в Казани; швед, дезертировавший из шведской армии во время Северной войны и убитый в России пленным соотечественником С. Малкольмом. 15, л.74; 19, с.332; 20.

21 Абрызов Антон (Абрасков, Обрасцов) ок. 1715 06.02. 1729 Петербург сирота, определен Сиверсом «поляк» 15, л. 76 об.; 16, л.17.

22 Голмштром ок. 11.02. Петер- «отец его купецкой - 15,

Карл Иоганн 1717 1729 бург человек», финская л. 77

фамилия об.;

16,

л.18

23 Купи Купи ок. 10.06. Петер- сын Иогана Виль- - 16,

Мартын 1719 1729 бург гельма Купия сло- л. 19;

Михаэль волитца при Ака- 18,

демии, из Голлан- л.13

дии об.

24 Купи ок. 10.06. Петер- то же - 16,

Николай 1720 1729 бург л. 19

об.;

18,

л.13

об.

25 Купи Мартын ок. 10.06.1 Петер- то же - 16,

1723 729 бург л. 19

об.

26 Мелиссино ок. 10.09.1 Рига советник в Ком- - 16,

Иван 1716 730 мерц-коллегии, л.22.

грек

27 Косач Нице- ок. 22.07. «в Раде- «Верховы казак»; отец «ка- 15,

тас (Козац 1712 1732 госте в «бунчуковый това- зак» л.81;

Руйцетас, умер Украине» рищ, господарь 16,

Козак в козацской», под- л.26;

Никита) 1733 полковник 18,

л.17

об.

28 Монтем ок. 16.04.1 Швеция, капитан в швед- «уроженец 5,

(Монтан) 1719 733 Дален ской службе; в шведской» л.142

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Адам службе у господи- об.;

Рейнгольд на асессора Вит- 16,

тингофа, швед л.27

об.

29 Монтем ок. 16.04.7 Швеция то же «уроженец 16,

(Монтан) 1716 33 шведской» л.27

Карл Алек- об.

сандр

30 Черняков ок. 16.05.7 Петер- птичник придвор- «armener 5,

Василей 1719 33 бург ный. von л.143;

(Черников) gebuhrt»1 13,

с.423;

16,

л.28

об.

31 Дункан Виль- ок. 14.01. Сток- поручик от артил- - 16,

гельм Рейн- 1725 1734 гольм лерии, лейтенант л.31

гольд (Дун- артиллерии, швед

кам Вилгелм

Каниполд)

1 Пер. со старонем.: армянин по происхождению.

32 Каламар Александр Иванович (Каламаров) 1725 14.01. 1734 Петербург боцман при галерном флоте И.А. Каламар, служил с 1716 г., приехав по призыву из Копенгагена, фамилия греческая 16, л.31 об.

33 Гиггинс Генрих (Риггиус, Хиггиус) ок. 1721 15.01. 1734 Москва английский танцмейстер при дворе 16, л.31 об.

34 Албоом Бетфрид (Албоом Готфрид) ок. 1717 20.03. 1734 Стокгольм поручик в шведской службе, был лейтенантом шведской службы 16, л. 32 об.

35 Биянко Петр ок. 1720 28.07.1 734 Петербург итальянский шкипер, гондольер Антонио, купец отец «итальянский шкипер» 16, л.34.

36 Греков Алексей (Делило Алексей) ок. 1723 07.02. 1735 Петербург шкипер Ангелей Дмитриевич Делило, род. на о. Мило, в 1698 г. прибыл в Россию из Голландии, грек «греков» вместо «делило». 5, л.146; 16, л.35.

37 Мелиссино Петр ок. 1726 15.04. 1735 Курляндия советник в Ком- мерц-коллегии, грек 16, л.35 об.

38 Линдеман Степан ок. 1724 18.12. 1735 Петербург купец, датский купец отец «датский купец» 16, л.37

39 Линдеман Петер ок. 1725 18.12. 1735 Петербург купец отец «датский купец» 16, л.37

40 Боокер Томас (Бокер) ок. 1724 умер в 1738 16.02. 1736 Петербург английский купец Дж. Боокер, экспедитор российской компании. Мать -Адельгунде Минау отец «аглинской купец». 4, с.281; 5, л.149; 16, л.37; 21, л.2.

41 Боокер Нафанаил (Бокер Ната-наэль, Бокерт) 20.11. 1727 15.03. 1736 Петербург то же отец: «аглинской купец» 5, л.149; 16, л.37 об.; 22, л.14.

42 Пинтус Эрик Ганс сон (Кимбус, Кинбус) ок. 1728 21.06. 1736 Ингер-манлан-дия чухонский крестьянин, «мужик» отец «чухонский крестьянин» 4, с.267; 5, с.149 об., 177.

43 Реишторф Иоган Геин-рих (Рейн-сторф, Рейнс-дорп) ок. 1726 08.01. 1737 Гамбург купец в Санкт-Петербурге, датчанин «выходец дацкой нации из дворян лю-терского закона» 16, л.39 об.; 23.

44 Юфен Иоган (Юферн) ок. 1718 22.08. 1737 Финляндия, Лаб-странд сержант в шведской службе, шведская или финская фамилия 4, с.585, 587; 16, л.41.

45 Мелдер Антон де (Де-мулдер) ок. 1727 14.10. 1737 Петербург гренадер, голландская фамилия 5, л.153, 199 об.

46 Брас Бернард (Брасс, Прас-се) ок. 1729 06.03. 1738 Петербург голландский купец отец «голландский купец» 5, л.153 об., 180; 16, л.44 06.

47 Скотт Бениа-мин (ошиб. Стот) ок. 1725 23.06. 1738 Лондон инструментальщик, англичанин - 5, л.154.

48 Гросфельд Томас ок. 1723 08.03. 1739 Рогервик крестьянин с острова Эзель, во владении генеральши Штерншанц «крестьянин с острова Эзель»2 5, л.155; 24, л.255; 25, л.201.

49 Бергстрем Карл ок. 1731 27.03. 1739 Швеция был корнетом в шведской службе, прапорщик в 1739г. - 16, л.46; 25, л.201.

50 Багратионов Иоганн (Баг-рацианов Иоганн 11-й князь). ок. 1722 14.06. 1739 Грузия царевич Грузии «царевич Грузии» 5, л.155.

51 Багратионов Джонатан (Ионатан, князь. Возможно, позднее Дмитрий) ок. 1725 14.06. 1739 Россия царевич Грузии «царевич Грузии» 5, л.155.

2 В XVIII в. еще не произошло становление эстонской нации, использовался термин «таагаИуаБ» или «народ земли», который противопоставлялся балтийским немцам.

52 Кассе Иоган де ла (Де Ла-кассе, Дела-касс) ок. 1729 04.12. 1739 Пешт, Венгрия полковник инженерного корпуса Яган Делакасс, французская фамилия - 16, л.44; 26; 27, л.52.3

53 Фарварсон Генрих Иосиф (Фаргарсон, Таркансон) ок. 1735 15.01. 1740 Англия купец, шотландская фамилия - 5, л.156; 28, л.25.

54 Балло Иоганн Иоахим (Балле) ок. 1727 01.02. 1740 Стрелиц домашний учитель французского языка при капитане Орлове, француз - 5, л.156; 16, л.43 06.

55 Лобри Петр (Питер) ок. 1728 10.06. 1740 Петербург парикмахер, изготовитель париков, француз 16, л.44; 28, л.2.

56 Мачабелов Килас Давид Егорович (Мачабели, князь) ок. 1732 09.08. 1740 Москва из грузинских князей, присягнувших Петру I «из грузинских князей» 5, л.157.

57 Эристов Иван Давидович ок. 1732 11.12. 1740 «в Соли» грузинский князь; прапорщик Давыд Эристов, погиб на Турецкой войне «грузинский князь» 5, л.157; 30, л.535 06.

Шесть из восьми шведов, об отцах которых есть информация, были детьми военных с невысокими чинами. Из них в четырех случаях, а также в случае, когда непонятно, шла речь о шведе или финне, о шведской службе сообщалось как о ранее бывшей. Если бы они находились на аналогичной службе в России, это было бы указано, из чего можно сделать вывод, что более высокого положения они не достигали. По-видимому, речь идет о военнопленных, которые жили в Петербурге как мастеровые. Однако все упомянутые дети родились в Швеции. Удалось установить, что два из них остались после окончания Гимназии при Академии: копиистом немецкоязычных рукописей и учеником наборщика [26, л.43-43 об.; 33]. Родившийся в Казани К. Норштейн был сыном капитана Зигмундра Норштейна, дезертировавшего во время Северной войны и оказавшегося после этого на русской службе.

Попадание в Гимназию некоторых греков обусловлено, вероятно, близостью к Академии наук епископа Вологодского (1726-1735) и Суздальского (1735-1737) Афанасия, грека по происхождению, в миру Анастасия Пауссиуса-Кондоиди. Он определил в Гимназию своего племянника Панаиоту, впоследствии Павла Захаровича Кондоиди, сделавшего бле-

3 За сообщение информации из фондов РГВИА благодарю И.И. Федюкина.

стящую карьеру лейб-медика. Анастасий неоднократно определял в Гимназию учеников: жившего у него Н.М. Татаринова, Я.Г. Воронова, В.Е. Волкова, Р.М. Непеина и Н.Я. Оконнишкова из духовенства Вологодской епархии. Можно предположить, что таким образом он показывал пример и представителям греческой общины в Петербурге. Не удалось установить происхождение Л. Адмираса и Г. Биазо, но записаны они в Гимназию через 15 дней после П. Кондоиди. Дальнейшая их судьба неизвестна. Два брата Мелиссино, Петр и Иван, были сыновьями вице-президента Коммерц-коллегии - грека, поступившего на русскую службу при Петре I. Оба они сделали блестящие карьеры: Иван Иванович стал директором и куратором Московского университета, а Петр Иванович генералом от артиллерии, был директором Соединенной артиллерийской и инженерной дворянской школы. Отец А.А. Грекова - шкипер Ангелей Дмитриевич Делило родился на острове Мило, в 1698 г. по приглашению Ф.Я. Лефорта, Ф.А. Головина и П.Б. Возницына выехал из Голландии вместе с капитаном греком Стаматием. Был боцманом до смерти в 1739 г. Сам А.А. Греков стал гравировальщиком на меди. А. Каламар также был сыном боцмана при галерном флоте (с 1716 г.), прибывшего по призыву из Копенгагена. Он также после окончания Гимназии нашел себе место в Академии наук.

Положение голландцев было очень разным. Трое детей происходили из одной семьи, старшее поколение которой временно находилось на службе в Академии наук. Отец был словолитцем, после его возвращения вместе с родным братом в Голландию, дети оставались на попечении старшего брата - резчика. Один из детей, Мартын, сам стал пунсонным учеником в Типографии Академии наук. Остальные два голландца были детьми гренадера и купца. Их дальнейшая судьба не установлена.

Два француза были учителями в высшем свете (танцев и французского языка), один парикмахером, изготовителем париков. По меньшей мере двое из их детей сделали блестящую военную карьеру. С.С. Рамбур к 1758 г. дослужился до полковника [36], П.П. Лобри 1 мая 1763 г. мы находим подполковником Казанского пехотного полка, а с 1770 г. полковником Углицкого пехотного полка. По чину полковника он был утвержден в дворянстве и внесен в 3-ю часть родословной книги Санкт-Петербургской губернии. Сын полковника инженерного корпуса Делакасс сам попытался сделать военную карьеру, после года обучения в Гимназии он перешел в Сухопутный шляхетный кадетский корпус, однако через четыре года был оттуда исключен из-за слабого здоровья и отсутствия больших успехов в науках [17; 18, л.52]. И.И. Балло перешел из Гимназии учеником в госпитальную школу.

Среди англичан из сыновей купца Дж. Боокера, экспедитора английской компании, Томас скончался в феврале 1738 г. от оспы, а Нафанаил в 1750-е гг. был учителем немецкого языка в Академической гимназии. Судьбы сыновей инструментального мастера и придворного танцмейстера

прояснить не удалось. К этой же группе можно отнести родившегося в Англии Г.И. Фарварсона, представителя купеческой семьи с шотландской фамилией.

Из грузинских князей Ивана Багратиона, вероятно, можно отождествить с Иваном Вахуштовичем, дослужившемся до генерал-поручика (1777). Д.Е. Мачабелов и И.Д. Эристов до генерал-майора (1775 и 1798, соответственно). Малороссы П.Ф. и Я.Ф. Мировичи в 1732 г. за связи с осужденными украинцами и поляками были арестованы и сосланы Тобольск, где определены в дети боярские. В 1742 г. прощены, после чего П.Ф. был воеводой в Енисейске, а Я.Ф. в Кузнецке. С.Ф. Тодорский стал архиепископом Псковским, Изборским и Нарвским, законоучителем Петра III и Екатерины II. Никита Козац, сын подполковника, «господаря козац-кого» скончался в 1733 г.

Все эти нации вполне в ряде случаев вполне определенно маркировались в источнике. Сложнее дело обстояло с финнами и чухонцами, которые еще не оформились как нации [1; 8, с. 103, 166-167]. Мы можем только констатировать, что было двое детей (сын купецкого человека К.И. Голмштром и родившийся в Лабстранде, в Финляндии, сын сержанта шведской службы И. Юфен), чьи фамилии позднее стали считаться финскими, но они, однако, могли иметь и шведское происхождение. И было двое детей, которые относились к коренному финскому крестьянскому населению, из них Т. Гросфельд был сыном крестьянина, принадлежащего генеральше Штерншанц.

Остальные национальности и этнические общности были представлены, как правило, одной-двумя семьями. Обе семьи датчан, определившие детей в Гимназию, были купеческими. Степан Линдеман в 1740 г. уехал за границу, где занимался торговлей [11, с.869]; Петр в 1741 г. поступил в Сухопутный шляхетный кадетский корпус, где в 1746 г. был заколот во время отлучки [14, с.236-237; 17, л.38;]. Иван Андреевич (Иоанн Генрих) Рейнсдорп дослужился до генерал-поручика и губернатора Оренбургской губернии в 1768-1781 гг. [12, с.160]. Его личность была положена А.С. Пушкиным в основу образа Андрея Карловича Р. в романе «Капитанская дочка».

Поляк, возможно уже онемечившийся, М. Потапски, родившийся в Йоханнисбурге, ныне г. Пиш, до поступления в гимназию служил у скончавшегося в 1726 г. профессора Н. Бернулли, позднее был копиистом при Академии наук и камердинером у Г. Фика, который обещал ему должность при таможне, однако сам попал под следствие [7, с.225]. Другой поляк, Абрызов Антон, был определен в Гимназию Сиверсом как сирота, числившийся при Адмиралтействе. Проучившись несколько лет в Гимназии, он перевелся в Морскую академию [23, л. 138].

Появление в Гимназии двух молдаван (Г. Бантыша и П.И. Ратеца) было связано с Д. Кантемиром: Дворянин Г. Бантыш был его двоюродным братом, а П. Ратец был сыном купца, добровольно закрепившего себя за

Кантемиром. Двое детей, записанные в ведомостях как армяне, были сыном придворного птичника и сыном армянина, строившего турецкие бани в Петербурге и женившегося на «чухонке». Персианин А.Л. Станиславский - сыном медника, купчины грузинского принца. Итальянец П. Биан-ко - сыном купца и шкипера. Кубанский татарин И. Ильин попал в Гимназию уже как слуга сенатора В.Я. Новосильцова. Т. Ассанбеков, бывший сыном черкесского князя, прислан заложником Петру I. Их дальнейшая судьба не установлена. Ничего неизвестно и о турке Адемире. Татарский род Енгалычевых, по-видимому, находился уже в процессе обрусения, что подчеркивалось в источниках. С.С. Енгалычев, имея княжеский титул, при Анне Иоанновне получил придворный чин гоф-фурьера.

Итак, за рассматриваемый период через Гимназию прошло не менее 869 учеников. За весь период число русских детей превышало 67%, а немецких 27%. Этническая принадлежность остальных детей отличалась пестротой. Из 57 выявленных гимназистов разных национальных и этнических групп заметными представляются шведы (8), греки (7), голландцы (5), французы (5), англичане (4), грузины (4) и малороссы (4).

В зависимости от национальности они представляли очень разные социальные круги и, соответственно, имели совершенно разные карьерные успехи. Если для детей шведов, по большей части военнопленных, успешной представлялась уже карьера в самой Академии наук, чего не избегали выходцы из Голландии и других стран, то дети грузинских князей достигали самых высоких чинов на военной службе. Чуть менее высокие, но также весьма значительные военные чины получали французы, демонстрируя при этом больший разрыв с занятиями их родителей.

Малороссы Мировичи были воеводами, однако вверенные им регионы были далекими от центра и от мест, где они могли бы использовать природные языки. В этом случае видно отчетливо то, что, по-видимому, характерно и для остальных: можно полагать, что представители разных национальностей вливались в общий управленческий аппарат Империи, а не готовились в центре для занятия ответственных должностей у себя на родине или в близких к ней областях.

В целом, полиэтничный состав набираемых в Академическую гимназию учеников предстает интересным материалом, позволяющим говорить о представительстве разных народов в большом и значимом для Российской империи столичном учебном заведении, каким в 1726-1740 гг. была Академическая гимназия.

Источники и литература

1. Агеева Р.А. Об этнониме чудь (чухна, чухарь) // Этнонимы. М.: Наука, 1970. С.194-203.

2. Кирикова О.А., Костина Т.В. Учебные книги в гимназии Академии наук 1730-х гг. // Детские чтения. 2018. №1. С.195-220.

3. Костин А.А., Костина Т.В. «Регламент Гимназии при Императорской академии наук в Санкт-Петербурге» Георга Вольфганга Крафта 1739 года и его подготовка // «Регулярная академия учреждена будет...»: Образовательные проекты в России в первой половине XVIII века / сост. М. Лавринович, И. Федюкин. М.: Новое изд-во, 2015. С.219-263

4. Костин А.А., Костина Т.В. «Русский автор» в 1739 году: Т.З. Байер, И.И. Тауберт и формирование русского школьного канона // Slovene = СловЪне. 2019. Vol. 8, №2. С.163-197.

5. Костина Т.В. Подготовка элит Российской Империи в учебных заведениях Академии наук (1726-1805) // Актуальное прошлое: взаимодействие и баланс интересов Академии наук и российского государства в XVIII - начале XX в. Очерки истории: в 2 кн. / сост. и отв. ред. д.и.н. И.В. Тункина. СПб.: «Реноме», 2016. Кн. I. C.207-302.

6. Костина Т.В. Учебные заведения Петербургской академии наук как социальный лифт: карьерные стратегии детей служащих Академии (1725-1766 гг.) // КЛИО. 2017. №10 (130). С.14-26.

7. Ларина Я.И. Генрих фон Фик (1678-1750): служба иноземца в России первой половины XVIII века: Дисс. ... канд. ист. наук. М., 2018. 280 с.

8. Лескинен М.В. Поляки и финны в российской науке второй половины XIX в.: «другой» сквозь призму идентичности. М: Индрик, 2010. 368 с.

9. Материалы для истории императорской Академии наук. Т.1. СПб., 1885. 732 с.

10. Материалы для истории императорской Академии наук. Т.2. СПб., 1886.

886 с.

11. Материалы для истории императорской Академии наук. Т.3. СПб., 1886.

899 с.

12. Материалы для истории императорской Академии наук. Т.4. СПб., 1887.

825 с.

13. О назначении жалованья служителям Коллегий и о выдаче патентов о деньгах на дорогу, о квартирах вновь определяемых служителям, об учреждении почт, о земском управлении, об установлении градских Магистратов, об учреждении Академий и о переводе книг по юриспруденции // Полное собрание законов Российской империи. Т.5 (1713-1719). №3208. С.573-574.

14. Поединки и законы о них в XVIII веке // Русская старина, 1895. Т.84.

№10.

15. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф.248. Оп.14. Д.808. Канцелярия Сената по Синоду, Раскольнической конторе, Академии наук 1735-1755 гг. 1189 л.

16. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф.314. Оп.1. Д.338. Списки кадет и гимназистов. 1732-1765.

17. РГВИА. Ф.314. Оп.1. Д.444. Алфавит воспитанников, 1732-1761.

18. РГВИА. Ф.314. Оп.1. Д.1853.

19. Санкт-Петербургский филиал архива Российской академии наук (СПбФ АРАН). P.I. Оп.70. Д.20. Генеральный список учеников, принятых в 1726 году в Гимназию Санкт-Петербургской императорской Академии наук по 1765 год. 120 л.

20. СПбФ АРАН. P.IV. Оп.5. Д.4. Протоколы из Ф.3. Оп.1. №465. 124 л.

21. СПбФ АРАН. Ф.3. Оп. 1. Д.49. Текущие дела. 1739. Ноябрь и декабрь. 449 л.

22. СПбФ АРАН. Ф.3. Оп.1. Д.455. Рапорты академической канцелярии 1746 г. 600 л.

23. СПбФ АРАН. Ф.3. Оп.1. Д.786. Комисские дела о советнике Шумахере. 353 л.

24. СПбФ АРАН. Ф.3. Оп. 1. Д.787. Комисские дела о советнике Шумахере. 488 л.

25. СПбФ АРАН. Ф.3. Оп.1. Д.791. Комисские дела о советнике Шумахере. 549 л.

26. СПбФ АРАН. Ф.3. Оп.2. Д.50. Приказы Академии наук за 1742 г. 54 л.

27. СПбФ АРАН. Ф.3. Оп.9. Д.2. Табель ученикам Гимназии Академии наук.

18 л.

28. СПбФ АРАН. Ф.3.Оп. 9. Д.14. Список учеников Академической гимназии, с краткой характеристикой, данной инспектором Г.В. Крафтом. 2 л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. СПбФ АРАН. Ф. 20. Оп.5. Д.85. Список учеников Академической Гимназии в С. Петербурге на немецком языке, под заглавием: «Catalogus der frequentirenden Jugend in dem Kayser Gimnasio zu St.-Petersburg». 2 л.

30. СеровД.О. Администрация Петра I. М.: ОГИ, 2008. 291 с.

31. Шутикова Е.А. Иван Андреевич Рейнсдорп: к портрету оренбургского губернатора // IX Международная конференция «Ломоносов - 2002» [Электронный ресурс]. URL: http://www.hist.msu.ru/Science/LMNS2002/05.htm (дата обращения: 5.07.2022).

32. Amburger E. Die nichtrussischen Schüler des Akademischen Gymnasiums in St. Petersburg 1726-1750 // Beiträge zur Geschichte der deutsch-russischen kulturellen Beziehungen. Giessen, 1961. S.183-213.

33. Bergström Karl /Erik-Amburger-Datenbank: Ausländer im vorrevolutionären Russland (База данных Эрика Амбургера: Иностранцы в дореволюционной России) [Электронный ресурс]. URL: https://amburger.ios-regensburg.de/ index.php?id=5487 (дата обращения: 3.07.2022).

34. Erik-Amburger-Datenbank: Ausländer im vorrevolutionären Russland (База данных Эрика Амбургера: Иностранцы в дореволюционной России) [Электронный ресурс]. URL: https:// amburger.ios-regensburg.de/ (дата обращения: 3.07.2022).

35. Malcolm Sinclair / Svenskt biografiskt lexikon (art av Ingemar Carlsson) [Электронный ресурс]. URL: https://sok.riksarkivet.se/sbl/artikel/5954 (дата обращения: 3.07.2022).

36. Rambour Stephan / Erik-Amburger-Datenbank: Ausländer im vorrevolutionären Russland (База данных Эрика Амбургера: Иностранцы в дореволюционной России) [Электронный ресурс]. URL: https://amburger.ios-regensburg.de/ index.php?id=87705 (дата обращения: 3.07.2022).

37. Rjeoutski V. Migrants and language learning in Russia (late 17th - first part of 18th c.) // Paedagogica Historica. 2018. Vol. 54. Issue 6. P.691-703.

38. Wetterberg G. Frän tolv till ett: Arvid Horn (1664-1742). Stockholm: Atlantis, 2006. 710 s.

Polyethnic structure of students of the Gymnasium of the Petersburg Academy of Sciences in 1726-1740

T. V. Kostina

Saint Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Sciences Saint Petersburg, Russian Federation

Gymnasium of the Petersburg Academy of Sciences (1726-1740) was a comprehensive and multiethnic educational institution for all social classes, with at least 869 students passing through during this period. 66% of Russian students, more than 27% of the Germans already analysed by scholars. The article describe for the first time the 6.6% of students of other ethnic groups. Between 57 students 8 Swedes, 7 Greeks, 5 Dutch, 5 French, 4 British, 4 Georgians and 4 Ukrainians can be identified. Tracing the biographies of some of them show us that there are some patterns in their choice of different types of service and career.

Keywords: St.Petersburg Academy of Sciences, Academic Gymnasium, ethnic structure, Russian Empire, history of education, Peter the Great.

For citation: Kostina T.V. Polyethnic structure of students of the Gymnasium of the Petersburg Academy of Sciences in 1726-1740. From History and Culture of Peoples of the Middle Volga Region. 2022, vol. 12, no. 4, pp.138-154. (In Russian)

Информация об авторе:

Костина Татьяна Владимировна - кандидат исторических наук, научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук (Санкт-Петербург, Российская Федерация); e-mail: tanyabizyaeva@yandex.ru

Kostina Tatiana Vladimirovna - Cand. Sci. (history), Researcher, Saint Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Sciences (Saint Petersburg, Russian Federation).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.