Научная статья на тему 'Полиэтнические проблемы в Крыму'

Полиэтнические проблемы в Крыму Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
342
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кирдяшов Василий Филиппович, Карникова Альмира Шамилевна

Крым справедливо можно назвать колыбелью цивилизации, на протяжении многих веков на сравнительно небольшой территории достаточно мирно сосуществовали этносы, принадлежащие к различным цивилизационным, культурным, религиозным системам развития. Вот уже полвека этнополитическая ситуация в Крыму не является безоблачной. В данной статье приводится информация о немаловажных факторах, воздействующих на общую этнополитическую картину Крымского полуострова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полиэтнические проблемы в Крыму»

Всеобщая история

УДК 316.347(477.45)

полиэтнические проблемы в крыму В. Ф. Кирдяшов, А. Ш. Карникова

Крым справедливо можно назвать колыбелью цивилизации, на протяжении многих веков на сравнительно небольшой территории достаточно мирно сосуществовали этносы, принадлежащие к различным цивилизационным, культурным, религиозным системам развития. Вот уже полвека этнополитическая ситуация в Крыму не является безоблачной. В данной статье приводится информация о немаловажных факторах, воздействующих на общую этнополитическую картину Крымского полуострова.

После распада СССР этнополитическая ситуация в Крыму ознаменовалась политической реабилитацией депортированных по этническому признаку. Началом процесса послужила Декларация о признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, которые были подвержены насильственному переселению, и обеспечении их прав от 14 ноября 1989 г. [5]. Осенью 1992 г. государства — участники Содружества Независимых Государств подписали Соглашение по вопросам, связанным с восстановлением прав депортированных лиц, национальных меньшинств и народов [14], которое было ратифицировано Узбекистаном, Украиной, Арменией и Таджикистаном. По официальным данным, на 1 января

2000 г. в Автономную Республику Крым возвратились: 5,1 тыс. армян, 255,5 тыс. крымских татар, 3,9 тыс. греков, 2,1 тыс. немцев, 1,3 тыс. болгар. Согласно статистике из 2,7 млн жителей Крыма более 60 % составляют русские, около 25 % относятся к этническим украинцам [7].

Нужно отметить, что русское население Крыма не считает себя диаспорой — частью этноса, проживающего за пределами исторической родины [10]. Для них Крымский полуостров является родиной, так же как и Россия. Крымская Республика — пожалуй, единственный регион с элементами государственности за пределами Российской Федерации, где этнические русские составляют

большинство — свыше 58 % от общей численности населения, или более 1 млн 180 тыс. чел., как показала Всеукраинская перепись

2001 г. Доля жителей автономии, назвавших русский язык родным, приближается к 80 %

[1]. Если говорить в целом об Украине, то и здесь русские не являются национальным меньшинством.

Поддержкой властей традиционно пользуется Меджлис крымско-татарского народа, несмотря на то что эта система действует за рамками правового поля Украины [8]. Например, в Алуште на семью крымских татар приходится в 10 раз больше выделенных земельных участков, чем на славянскую семью. Под самозахватом крымскими татарами находится большая часть земель запаса и часть пахотных земель в Симферополе, Симферопольском районе и во многих других городах и районах Крыма. Русское население полуострова не имеет собственного телеканала, в то время как телеканал крымских татар финансируется из бюджета Украины [12].

Расселение возвращающихся из депортации народов по территории полуострова осуществлялось неравномерно. Так, крымские татары с достаточно большим преимуществом расселены в Симферопольском районе — 28,1 тыс., или 11 %, Белогорском —

23,9 тыс., или 9,4 %, Бахчисарайском —

22,8 тыс., или 8,9 %, Джанкойском —

21,7 тыс., или 8,5 %, Симферополе —

© Кирдяшов В. Ф., Карникова А. Ш., 2012

22,4 тыс., или 8,8 %. За 2000 г. число крымских татар, проживающих в Симферополе, увеличилось на 1 100 чел. Армяне и немцы проживают преимущественно в Джанкой-ском районе и Симферополе, греки и болгары — в Симферополе и Керчи. В местах компактного расселения репатриантов неудовлетворительно ведется строительство дорог внутри населенных пунктов, систем водо- и электроснабжения, отсутствуют система канализации, телефонная связь, пункты медицинской помощи. Непостоянный характер носит организация новых рабочих мест, нет статистики труда. Недостаточно финансируются развитие культуры, образования, восстановление историко-культурного наследия депортированных народов. На социально-бытовые и культурно-образовательные проблемы переселенцев накладываются и экологические проблемы полуострова [16]. Полиэтничность Крыма в результате демографических сдвигов и под воздействием целого ряда политических и экономических обстоятельств, стала одним из факторов напряженности в регионе. Э. Смит отмечал, что тенденции возникновения национализма рождаются на фоне накопления мифов, стереотипов, воспоминаний, связанных с восприятием другой нации [13, с. 86 — 94]. Стереотипы, такие как татары — хитрецы, украинцы — лжецы, евреи — жадные, белорусы — индивидуалисты, кавказцы — террористы, несут оскорбительный характер и приводят к обострению существующих проблем.

Согласимся с Э. Геллнером, который в книге «Нации и национализм» заметил, что современные проблемы в сфере межэтнических отношений во многом определяет прошлое. Разные этнические группы, по-разному интерпретируют одни и те же исторические события [2]. Крымские татары претендуют на звание коренного народа Крымского полуострова и отстаивают свое право на самоопределение, греки оставляют за собой первенство заселения территорий, русские в свою очередь справедливо отмечают, что основной экономический и культурный потенциал сформировался на полуострове во время существования российского, а затем и советского Крыма. Не стоит забывать и о народах, депортированных во время Второй мировой войны. Каждая этническая группа по-своему права, но территория полуострова не безгранична. В этом и заключается корень основных этнополитических конфликтов.

Актуален для полуострова и конфессиональный вопрос. Крым, который справедливо считали колыбелью российского право-

славия, сегодня можно смело назвать территорией возрождения исламской цивилизации. Исследователь данной проблемы Э. Муратова отмечает, что сегодня на территории автономной республики растет количество учреждений духовного типа, религиозных групп и общин мусульман. Переписи свидетельствуют, что на Украине от 1,0 до 2,5 млн чел. исповедуют ислам. Увеличивают преимущество в обществе такие духовные центры, как Духовное управление мусульман Крыма, Духовное управление мусульман Украины и Духовный центр мусульман Украины. Намечаются пути к созданию новых исламских духовных центров и организаций. Мусульмане Крыма и Украины занимают активную позицию в политической жизни государства, что выражается в расширении Партии мусульман Украины и активизации ее деятельности [9, с. 174 — 175].

С. Хантингтон прогнозировал данную ситуацию в работе «Столкновение цивилизаций». По его мнению, возвращение татар на Крымский полуостров и трудности с их системным включением в состав украинского общества является одним из примеров цивилизационного раскола [15. с. 174 — 175]. Действительно, сильнейший рост самоидентификации этнических групп в Крыму привел к проблеме русского языка на Украине. Основной закон [6] государственным языком называет украинский. Преподавание в школах и вузах ведется на украинском и русском языках. В Крыму и особенно в го-роде-герое Севастополе представители русскоязычного населения требуют принятия закона о втором государственном языке. Крымскому населению, помимо языковых, присущи и конфессиональные различия. На сегодняшний день наблюдается резкое увеличение числа религиозных групп. В. Е. Григорьянц отмечает, что Крым издревле был и остается мозаичным в религиозном отношении регионом Украины. За последние 20 лет подсчитано, что ежегодный рост религиозных общин и сообществ составляет от 70 до 110 организаций религиозного характера. Доминирующее религиозное положение в Крыму занимают православие и ислам. В православном обществе сильным влиянием пользуется Украинская православная церковь Крымского полуострова, объединяющая от 250 до 333 общин. Автокефальная православная церковь имеет в Крыму всего три общины и не пользуется значимым влиянием. С момента государственной регистрации ни в одной из своих общин Автокефальная церковь не имеет священнослужителя.

Количество мусульманских общин, как отмечалось ранее, растет, в составе Духовного управления мусульман Крыма насчитывается 12 автономных организаций и две организации в составе Духовного управления мусульман Украины. Приблизительно 5 %

организаций представлены общинами хри-стиан-евангелистов, 4 % составляют религиозные общины харизматов и христиан полного Евангелия [3].

Сегодня самая обсуждаемая тема в Крыму — бесконечные противоречия по поводу политического и экономического статуса полуострова. В работе «Этнополитическая проблема в Крыму: Республика Крым или исламское государство» Е. Попов и В. Мордашов подчеркивают, что ситуация в крымскотатарской среде основана на попытках создания татарской этнической автономии

[11]. В Декларации о национальном суверенитете крымскотатарского народа, принятой 28 июня 1991 г., говорится: «Крым является национальной территорией крымскотатарского народа, на которой только он обладает правом на самоопределение... Политическое, экономическое, духовное и культурное возрождение крымскотатарского народа возможно только в его этническом государстве <...>. В случае противодействия государственных органов или каких-либо иных сторон достижению целей, провозглашенных Курултаем и настоящей Декларацией, Курултай поручает Меджлису добиваться признания за крымскотатарским народом статуса народа, ведущего борьбу за свое национальное освобождение.» [4]. Воинственное стремление крымскотатарского народа к достижению данной цели вызывает опасение у представителей других народов, проживающих на Крымском полуострове, и явно не

ведет к формированию межнациональных диалогов.

Сегодня во внешней политике Российской Федерации вопрос Крыма замкнулся на наиболее значимых темах, таких как положение русскоязычного населения и Черноморского флота Российской Федерации. Считается, что от решения этих резонансных вопросов зависит уровень влияния России как на полуострове, так и в мире. Русскоязычное движение в Крыму бессистемно. Его сторонники представляют собой сугубо региональный сегмент местной элиты, которая не имеет необходимого финансово-административного резерва для реальной борьбы за лидерство на территории автономной республики. Основная часть их усилий уходит на борьбу за внимание Москвы с целью получить финансирование [8]. Русскоязычное население Крыма видит в Российской Федерации братское государство, близкое по культуре, традициям и истории. Такие общественные настроения поддерживают политические лидеры, партии, для которых русско-украинские отношения стали постоянным элементом предвыборных кампаний.

В заключение отметим, что политические, экономические, этнические, культурные и прочие процессы на территории Крымского полуострова, как и в большинстве областей, оставшихся без опекунства Советского Союза, связаны с процессами реформирования всех сфер общества: экономики, политики, права, социальной жизни. Все это, несомненно, порождает нескончаемые трудности и противоречия в управлении таким этнически мозаичным регионом, как Крым. Сложность проблемы, безусловно, в цивилизационных различиях, которые не всегда учитываются при решении этнополитических проблем.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Всеукраинская перепись населения 2001 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki. Загл. с экрана.

2. Геллнер. Э. Нации и национализм / Э. Геллнер. М., 1991. 69 с.

3. Григорьянц В. О некоторых вопросах государственно-церковных отношений в Украине и АРК

[Электронный ресурс] / В. Григорьянц. Режим доступа: http://www.niss.gov.ua/crimea/files/

cerkov.htm. Загл. с экрана.

4. Декларация о национальном суверенитете крымскотатарского народа [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.qrim.ru/about/docs/QirimIndependence. Загл. с экрана.

5. Декларация ВС СССР от 14.11.1989 О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://law7.ru/base19/part9/d19ru9422.htm. Загл. с экрана.

6. Конститущя Украши [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zakon4.rada.gov. ua/laws/show/254k/96-bp. Загл. с экрана.

7. Крымские известия. 2001. 22 июня.

8. Крымский кроссворд для Москвы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.qrim.ru. Загл. с экрана.

9. Муратова Э. С. Ислам и национальные интересы Украины / Э. С. Муратова. Симферополь : Энергия Дельта, 2007. 225 с.

10. О содержании термина «диаспора» и к выработке его определения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.archipelag.ru. Загл. с экрана.

11. Попов Е. Этнополитическая проблема в Крыму : Республика Крым или исламское государство [Электронный ресурс] / Е. Попов, В. Мордашов. Режим доступа: http://www.whiteworld. ru. Загл. с экрана.

12. Русские Крыма будут всегда вместе с Россией [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: / / www.edinaya-odessa.org. Загл. с экрана.

13. Смит Э. Д. Образование наций. Этнос и политика / Э. Д. Смит. М., 2000. 176 с.

14. Соглашение по вопросам, связанным с восстановлением прав депортированных лиц, национальных меньшинств и народов от 9 октября 1992 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://basе2.spinform.ru/show_doc. Загл. с экрана.

15. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. М. : АСТ, 2003. 603 с.

16. Этнополитическая мобилизация как реакция на внешние вызовы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.politex.info. Загл. с экрана.

Поступила 13.09.2012.

УДК 323.2(560)

ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ ТУРЦИИ Р. С. Тарасов, Н. Г. Вадяева

В статье рассматривается роль основных субъектов политического процесса в современной Турции, прежде всего политических партий и армии. Дается анализ основных положений программных документов партий, а также краткий обзор их деятельности.

Турецкая Республика с 1991 г. непосредственно не граничит с Российской Федерацией, но остается ее важным экономическим партнером. Государства сотрудничают в сфере строительства стратегических газопроводов, туризма и культуры. Решение данных вопросов зависит от политической конъюнктуры, поэтому мы считаем, что необходимо иметь понятие о современных политических силах Турции. Законодательная власть в стране принадлежит однопалатному парламенту — Великому национальному собранию Турции. Оно состоит из 550 депутатов, избираемых на четыре года (до 2007 г. — на пять лет) всеобщим прямым голосованием по системе пропорционального представительства. Минимальный порог для политических партий установлен в 10 %. Исполнительная власть принадлежит прави-

тельству во главе с премьер-министром. Однако президент в Турции также имеет ряд полномочий. До референдума 2007 г. он избирался сроком на семь лет и не мог быть переизбран. Теперь же он избирается на пять лет с возможностью переизбрания на второй срок. Выборы в парламент проходят раз в четыре года [2].

Долгое время в государстве доминировала старейшая политическая партия - «Республиканская народная партия» (РНП), занимающая левоцентристские позиции. Ее становление связано с политической деятельностью легендарного национального турецкого лидера Мустафы Кемаля Ататюрка, взявшего разумный курс на построение светского и экономически независимого государства. РНП основана на Сивасском конгрессе как союз групп сопротивления греческому

© Тарасов Р. С., Вадяева Н. Г., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.