Научная статья на тему 'Полевые и местные комендатуры германских оккупационных властей и их роль в утверждении немецкого «нового порядка»'

Полевые и местные комендатуры германских оккупационных властей и их роль в утверждении немецкого «нового порядка» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
33
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
немецкий оккупационный режим / немецкие полевые и местные комендатуры / коллаборационизм / антифашистское подполье / German occupation regime / German field and local commandant’s offices / collaborationism / anti-fascist underground

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Богданов С.В., Залюбовская В.В.

Статья посвящена роли германских полевых и местных комендатур в утверждении и поддержании фашистского оккупационного режима на территории Курской области в годы Великой Отечественной войны. Хронологические рамки исследования охватывают период, когда Курская область находилась под властью немецких оккупационных властей и их союзников (ноябрь 19141-август 1943 гг.). Статья базируется на документах рассекреченных архивных материалов органов государственной безопасности России по Курской и Белгородской областям. Наибольший интерес представляли агентурные донесения советской разведки, материалы уголовных дел лиц, привлеченных к уголовной ответственности за активное сотрудничество с немецкими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Реконструируются цели и задачи германских комендатур в обеспечении безопасности немецких частей, военных коммуникаций, обеспечении вермахта продовольствием и борьбы с антифашистским подпольем на территории Центрального Черноземья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Богданов С.В., Залюбовская В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Field and local commandage offices of the German occupation authorities and their role in establishing the German “new order”

The article is devoted to the role of the German field and local commandant’s offices in establishing and maintaining the fascist occupation regime on the territory of the Kursk region during the Great Patriotic War. The chronological framework of the study covers the period when the Kursk region was under the rule of the German occupation authorities and their allies (November 19141-August 1943). The article is based on documents declassified archival materials of the state security bodies of Russia in the Kursk and Belgorod regions. Of greatest interest were intelligence reports of Soviet intelligence, materials of criminal cases of persons prosecuted for active cooperation with the German invaders during the Great Patriotic War. The goals and objectives of the German commandant’s offices are reconstructed in ensuring the security of German units, military communications, providing the Wehrmacht with food and combating the anti-fascist underground in the Tsentral’nogo Chernozem’ya Region.

Текст научной работы на тему «Полевые и местные комендатуры германских оккупационных властей и их роль в утверждении немецкого «нового порядка»»

Богданов С.В.

Доктор исторических наук, профессор Губкинского филиала, НИТУ «Московский институт стали и сплавов».

Залюбовская В.В.

Аспирант ФГБОУ НИУ «Белгородский государственный университет».

Полевые и местные комендатуры германских

оккупационных властей и их роль в утверждении немецкого «нового порядка»*

Захват германскими вооруженными силами и их союзниками довольно обширной территории СССР в сравнительно короткие сроки выдвинул перед немецкими оккупационными властями необходимость решения целого ряда задач.

Первая - административная. Она заключалась в необходимости создания сети территориальных органов управления, которые должны были реализовывать на практике планы и установки немецкого командования по утверждению немецкого «нового порядка» как переходного этапа к их будущей колонизации.

Вторая - экономическая. Предусматривала необходимость извлечения максимальной выгоды из захваченных территорий в плане сырьевых, продовольственных и людских ресурсов. А также по мере увеличения количества потерь в живой силе среди немецких военнослужащих и восполнения этих потерь за счет отправки на, прежде всего, восточный фронт гражданских лиц, все более актуальной становилась задача отправки в Третий рейх дополнительной рабочей силы из числа местных граждан.

Третья - охранно-полицейская. Заключалась в обеспечении безопасности тылов вермахта, армейских коммуникаций, а также организации противодействия усиливавшемуся партизанскому движению и антифашистскому подполью на оккупированной территории. К этой задаче вплотную примыкало мобилизационное направление, заключавшееся в вербовке лиц из числа гражданского населения для поступления на службу в ряды вооруженных сил и вспомогательных частей фашистской Германии. Об этом более подробно пишет российский историк С.В. Богданов в первой части

© Богданов С.В., Залюбовская В.В., 2023.

История геополитики,

международны^ отношений и всеобщая история 214

своей монографии «Неотвратимое возмездие: рассекреченные документы» [2, с. 14-25].

Уже в первые недели после вторжения немецких войск в пределы СССР командование отдельных частей стало сталкиваться с серьезными проблемами. Так, в попавших в распоряжение советских разведывательных органов документов отдела «1-Ц» пехотного полка «Великая Германия» от 7 июля 1941 г. отмечалось следующее: «...надо считаться с возможностью организации небольших отрядов в занятой области. Население призывается прятать продовольствие, поджигать магазины, обрывать телефонные провода, разрушать железные дороги, сигнализацию, устанавливать на мало знакомых дорогах ложные указатели пути с целью введения в заблуждение, выводить из строя все машины, нападать на отдельных офицеров и солдат, на небольшие группы и транспортные колонны».

Для решения этих задач немецкими захватчиками на территории Курской области достаточно быстро был создан чрезвычайно разветвленный аппарат. В систему немецких специальных органов, которым было поручено заниматься практической реализацией этих задач, входили: полевые и местные комендатуры; подразделения вермахта, расквартированные в населенном пункте; полевая жандармерия; германская военная разведка («Абвер») и отделы «1-Ц» при штабах немецких войсковых соединений (от дивизий и выше); служба безопасности (СД); тайная полевая полиция (ГФП); восточный экономический штаб.

Остановимся подробнее на роли и функциях немецких полевых и местных комендатур, созданных на временно оккупированной территории Курской области в 1941-1943 гг. Основным органом поддержания немецкого «нового порядка» на оккупированных территориях СССР являлись комендатуры. Они в свою очередь подразделялись на главные полевые, полевые и гарнизонные.

Основными функциями комендатур на оккупированной территории Курской области являлись следующие: организация системы управления на захваченной территории; назначение бургомистров, сельских старост из числа местного населения; набор персонала на работу в гражданские административные учреждения, а также в русскую вспомогательную полицию.

Территориальными военными органами были комендатуры нескольких типов. По состоянию на 18 сентября 1942 г. в немецких военных документах среди перечня комендатур, которые находились на территории оперативного тылового района группы армий «Б» и подчинялись во всех отношениях командующему оперативного тылового района, были названы главные полевые комендатуры №399 в Конотопе и №397 («Донец») в Сталино (Юзовка). Первой подчинялись: полевые комендатуры в Рыльске №194, Нежине №197, Старобельске №198, Чугуеве №503, Обояни №754, а

также 21 гарнизонная комендатура.

В целом, система военной администрации в зоне боевых действий на территории оккупированной Курской области выглядела следующим образом: командующий войсками оперативного тылового района (с конца 1942 г. У11-ой отдел при штабе группы армий); главные полевые комендатуры; полевые комендатуры (фельдкомендатуры), находившиеся в подчинении у главных полевых комендатур; гарнизонные (местные) комендатуры, которые в свою очередь подчинялись фельдкомендатурам.

В среднем каждая полевая комендатура контролировала 15-20 районов оккупированных областей. Такое количество полевых комендатур позже немецким командованием признавалась недостаточным. Им подчинялось несколько местных комендатур, которые руководили 4-5 районами, но их недостатком было отсутствие административных чиновников. Так, например, полевая комендатура №200 действовала в Конотопе на территории Сумской области с 24 ноября 1941 г. до 17 июня 1942 г. Первоначально в ее ведении находились 24 района, в декабре их количество уменьшилось до 15, а затем - до 13 районов Сумской области. С 8 июня 1942 г. в зону ее ответственности было включено еще 7 районов Курской области. Это соотношение считалось далеким от оптимального, но для комплектования необходимого количества полевых комендатур не хватало кадров, которые имели необходимый опыт государственной службы. В связи с развитием событий на восточном фронте решить эту проблему не удалось, поэтому летом 1943 г. местные комендатуры были ликвидированы, а их полномочия были переданы полевым комендатурам. Это позволило избежать проявлений некомпетентности начальников местных комендатур, поскольку их функции гораздо продуктивнее выполняли сотрудники У11-х отделов полевых комендатур.

По мнению немецких чиновников, это мероприятие имело как положительные, так и отрицательные стороны. Недостатком считалось недоучет определенных задач полевыми комендатурами, которые прежде выполнялись местными комендатурами. В больших населенных пунктах в таких комендатурах не хватало квалифицированных кадров. С другой стороны, сильную сторону в проводимых реорганизациях видели в том, что непосредственная управленческая работа перешла от чиновников местных комендатур, которые не имели специального образования, к квалифицированным кадрам У11-х отделов полевых комендатур. Начальники полевых комендатур обязывались обеспечивать насущные потребности частей, которые дислоцировались в районе их деятельности, их адаптацию к нуждам военного руководства.

Характер субординации между немецкими комендатурами в зоне боевых действий и местными вспомогательными администрациями опреде-

История геополитики,

междУнародных отношений и всеобщая история 216

ляла также процедура прохождения и исполнения директив. В исключительно военных вопросах распоряжения полевой комендатуры поступали непосредственно к местной комендатуре. Коллаборационистские органы гражданского управления - управы - информировались о них в случае необходимости. Отчетная документация в этом случае исходила от местной комендатуры. Во всех остальных ситуациях (за исключением непредвиденных обстоятельств) местная комендатура ограничивалась контрольными функциями и проверкой входящей и исходящей документации.

В отличие от оккупационного режима в захваченных странах Западной Европы, на оккупированной советской территории немецкое командование отказалось от создания единого административного аппарата. Еще одно объяснение данного положения вещей - отсутствие детальных директив по управлению оккупированными территориями на Востоке. Это объясняется уверенностью немецкого командования в молниеносной победе над СССР. Военные власти должны были руководить захваченными областями в течение относительно короткого промежутка времени, после чего планировалось передать их гражданской администрации.

Перед комендатурами ставились две взаимосвязанные задачи - собственно военная и управленческая. Первая заключалась в обеспечении безопасности в оккупированных районах и охране тыла германских воинских частей и их союзников. Вторая заключалась в организации, руководстве и контроле над местными органами гражданского управления, выявлении и использовании материальных ресурсов для ведения войны.

Первоочередными проблемами считались те, что были связаны с военными интересами: обеспечение квартирами, обнаружение различных запасов и организация их поставок для вермахта, ремонт мостов и дорог, срочная организация медицинской и ветеринарной служб с целью предотвращения эпидемий, среди, прежде всего, немецких военнослужащих.

Однако одним из основных направлений в деятельности комендатур являлось создание местных исполнительных органов для воплощения в жизнь немецкого «нового порядка», раскрывающим профессионализм германского чиновника, т.к. ценными считались те сотрудники, которым удавалось выявить из массы местного населения, готовых к сотрудничеству, наиболее способных и надежных людей и с их помощью организовать эффективное местное управление.

Выполнение этих задач вызвало необходимость регистрации населения, введение паспортной системы и прописки, регулирования распределения рабочей силы и финансовых вопросов, снабжения населения городов. В то же время, такие социальные вопросы, как организация школ, церкви, учреждений культуры и здравоохранения, гражданского судопроизводства, почты и т.д., оказались оттесненными на задний план.

Итак, согласно установленному порядку, гражданские и полицейские органы на оккупированных германской армией территориях подчинялись комендатурам.

Военным комендантами Курска последовательно были следующие представители немецкого командования: майор Фляг (с ноября 1941 г. до июля 1942 г.), генерал-майор Марселл (с июля 1942 г. по январь 1943 г.). Во главе немецкой комендатуры в Белгороде был назначен оберст Бабингер. Власть военных комендатур распространялась на воинские части, расквартированные на данной территории, жандармерию, полевую полицию, органы службы безопасности.

Кроме военных комендатур были созданы еще и гражданские комендатуры. С самых первых дней оккупации немецкими частями г. Курска в городе начала действовать гражданская комендатура, располагавшаяся по улице Ленина, дом 30. Гражданскую комендатуру возглавил этнический немец, проживавший на территории СССР, (фольксдойче) Р.Е. Вегеман, который до войны работал профессором кафедры немецкого языка Курского государственного педагогического института [4, с. 59].

Так, например, во главе данного органа в Белгороде был поставлен также фольксдойче К. Штарк, местный житель. Однако по мере создания местных органов гражданского управления и укомплектования их подходящими для немецких оккупационных властей кадрами большая часть полномочий гражданских комендатур начала передаваться органам местного управления. После того как в начале лета 1942 г. гражданские комендатуры полностью перешли в подчинение военных комендатур, они стали выполнять функцию связи с местными коллаборационистскими органами власти [5, т. 1, с. 232].

Руководство коллаборационистскими органами гражданского управления довольно часто сопровождалось постоянными сложностями и проблемами, поскольку комендатуры, которые осуществляли контроль над деятельностью местных органов власти, часто меняли место своего пребывания, особенно в периоды наступления вермахта. Примером этому может служить путь 756-й полевой комендатуры в июле-августе 1942 г.: 17 июля она оставила прежнее место расположения в Грайвороне (Курская область), с 18 по 20 июля находилась в Купянске (Харьковская область), затем в Старобельске (Ворошиловградская область) и, наконец, с 30 июля по 12 августа - в районе Черткова (Ростовская область).

Одной из важнейших задач, которая ставилась немецким военным руководством перед полевыми комендатурами на оккупированной территории Курской области - борьба с партизанским движением.

В отдельных населенных пунктах Курской области немецкие оккупационные власти вносили свои изменения в структуру органов обеспечения

История геополитики,

междУнародны^ отношений и всеобщая история 218

безопасности немецких тыловых частей и соединений. Так, например, в г. Белгороде в структуре немецкой военной комендатуры был создан жандармский взвод, укомплектованный из служащих русской вспомогательной полиции.

Подытожим сказанное выше. Полевые и местные комендатуры являлись центральными элементами довольно разветвленной системы утверждения и поддержания немецкого «нового порядка» на оккупированной вермахтом территории Советского Союза. Их основными функциями были обеспечение безопасности тылов немецких воинских частей, борьба с антифашистским подпольем, деятельностью советских разведывательных органов.

Одним из важнейших направлений в деятельности полевых и местных комендатур на территории оккупированной Курской области являлся контроль над передвижением населения на вверенной территории. Безусловно, столь большое количество самых разнообразных задач, стоявших перед немецкими комендатурами, могли быть выполнены только при тесном взаимодействии с той частью советских граждан, которые решили добровольно пойти на сотрудничество с немецкими оккупантами.

Библиографический список:

[1] Архив Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Белгородской области

(АУ ФСБ РФ по Белгор. обл.). Ф. 12. Оп. 1. АУД № 13140. Т. 22. Л. 169.

[2] Богданов С.В. Неотвратимое возмездие: рассекреченные документы. Из истории борьбы органов госу-

дарственной безопасности с изменниками Родины и активными пособниками немецких оккупантов на территории Белгородской области. - Белгород, 2014. 318 с.

[3] Государственный архив общественно-политической истории Курской области (ГАОПИКО). Ф. П-1. Оп.

1. Д. 3238. Л. 180-199.

[4] Гришков И.Г. Курская область в годы Великой Отечественной войны. Изд. 2-е, доп. - Курск: Учитель,

1999. 150 с.

[5] Никифоров С.А. Немецко-фашистская оккупация и коллаборационизм на территории областей Цент-

рального Черноземья в годы Великой Отечественной войны. Т. 1. Под пятой фашистов. - Курск: РФЭИ, 2012. 409 с.

Reference

[1] Archive of the Office of the Federal Security Service of the Russian Federation for the Belgorod Region (AU FSB

of the Russian Federation for the Belgorod Region). F. 12. Op. 1. AUD No. 13140. Vol. 22. L. 169.

[2] Bogdanov S.V. Inevitable retribution: declassified documents. From the history of the struggle of state security

agencies against traitors to the Motherland and active accomplices of the German occupiers on the territory of the Belgorod region. - Belgorod, 2014. 318 p.

[3] State Archive of Socio-Political History of the Kursk Region (GAOPIKO). F. P-1. Op. 1. D. 3238. L. 180-199.

[4] Grishkov I.G. Kursk region during the Great Patriotic War. Ed. 2nd, add. - Kursk: Teacher, 1999. 150 p.

[5] Nikiforov S.A. Nazi occupation and collaboration in the regions of the Central Black Earth Region during the

Great Patriotic War. Vol. 1. Under the heel of the fascists. - Kursk: RFEI, 2012. 409 p.

Богданов С.В.

Доктор исторических наук, профессор Губкинского филиала, НИТУ «Московский институт стали и сплавов».

Залюбовская В.В.

Аспирантка ФГБОУ НИУ «Белгородский государственный университет».

Полевые и местные комендатуры германских

оккупационных властей и их роль в утверждении немецкого «нового порядка» Аннотация. Статья посвящена роли германских полевых и местных комендатур в утверждении и поддержании фашистского оккупационного режима на территории Курской области в годы Великой Отечественной войны. Хронологические рамки исследования охватывают период, когда Курская область находилась под властью немецких оккупационных властей и их союзников (ноябрь 19141-август 1943 гг.). Статья базируется на документах рассекреченных архивных материалов органов государственной безопасности России по Курской и Белгородской областям. Наибольший интерес представляли агентурные донесения советской разведки, материалы уголовных дел лиц, привлеченных к уголовной ответственности за активное сотрудничество с немецкими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Реконструируются цели и задачи германских комендатур в обеспечении безопасности немецких частей, военных коммуникаций, обеспечении вермахта продовольствием и борьбы с антифашистским подпольем на территории Центрального Черноземья.

Ключевые слова: немецкий оккупационный режим, немецкие полевые и местные комендатуры, коллаборационизм, антифашистское подполье.

flftojlha rfonoahthkh,

mexgyhapoghmx othomfhhh h bffoc^aa hcto^ha 220

Bogdanov S.V.

Doctor of Historical Sciences, Professor of the Gubkin branch, NUST «Moscow Institute of Steel and Alloys».

Zalyubovskaya V.V.

Postgraduate student of FGBOU NRU «Belgorod State university».

Field and local commandage offices of the German occupation authorities and their role in establishing the german «new order» Abstract. The article is devoted to the role of the German field and local commandant's offices in establishing and maintaining the fascist occupation regime on the territory of the Kursk region during the Great Patriotic War. The chronological framework of the study covers the period when the Kursk region was under the rule of the German occupation authorities and their allies (November 19141-August 1943). The article is based on documents declassified archival materials of the state security bodies of Russia in the Kursk and Belgorod regions. Of greatest interest were intelligence reports of Soviet intelligence, materials of criminal cases of persons prosecuted for active cooperation with the German invaders during the Great Patriotic War. The goals and objectives of the German commandant's offices are reconstructed in ensuring the security of German units, military communications, providing the Wehrmacht with food and combating the anti-fascist underground in the Tsentral'nogo Chernozem'ya Region.

Key words: German occupation regime, German field and local commandant's offices, collaborationism, anti-fascist underground.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.