Научная статья на тему 'Полевой быт сельских механизаторов юга России в 1930-х гг'

Полевой быт сельских механизаторов юга России в 1930-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
396
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОЛХОЗ / МАШИННО-ТРАКТОРНАЯ СТАНЦИЯ / МЕХАНИЗАТОР / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ БЫТ / ТРУДОВАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / FARM / MACHINE-TRACTOR STATION / MECHANIC / PRODUCTION LIFE / DAILY LABOR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гадицкая Марина Александровна

В статье рассматриваются бытовые условия труда отдельной категории сельских тружеников – механизаторов колхозной деревни Дона, Кубани и Ставрополья в 1930-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the living conditions of machine operators – one of the types of rural workers in the collective farms of the Don, Kuban and Stavropol region in 1930s.

Текст научной работы на тему «Полевой быт сельских механизаторов юга России в 1930-х гг»

Марина ГАДИЦКАЯ

ПОЛЕВОЙ БЫТ СЕЛЬСКИХ МЕХАНИЗАТОРОВ ЮГА РОССИИ В 1930-х гг.

В статье рассматриваются бытовые условия труда отдельной категории сельских тружеников - механизаторов колхозной деревни Дона, Кубани и Ставрополья в 1930-х гг.

The article examines the living conditions of machine operators - one of the types of rural workers in the collective farms of the Don, Kuban and Stavropol region in 1930s.

Ключевые слова:

колхоз, машинно-тракторная станция, механизатор, производственный быт, трудовая повседневность; farm, machine-tractor station, mechanic, production life, daily labor.

ГАДИЦКАЯ

Марина

Александровна — к.и.н., доцент; доцент кафедры всеобщей истории Сочинского института РУДН mаrinаgаditskаy@ mail.ru

Наиболее распространенный типаж тракториста 1930 -х гг. — молодой человек или девушка, ведь именно молодежь стремилась «оседлать трактор», поскольку уже в силу воз -раста разделяла идеи большевиков о коренной перестройке жиз -недеятельности деревни. Однако, по справедливым замечаниям специалистов, «существовала огромная пропасть между пропа -гандистским мифом об увлекательной, престижной, передовой и даже героической профессии механизатора и реальным положе нием вещей, когда обучение и оплата труда трактористов не соот ветствовали требованиям жизни, а сопряженная с большой ответ ственностью профессия занимала невысокое место в колхозной иерархии»1. Полевой быт механизаторов коллективных хозяйств и машинно -тракторных станций в 1930 -х гг. зачастую разительно отличался от представлений, сформированных советской литерату -рой или киноэкраном (вспомним известный фильм «Трактористы» со знаменитым Н.А. Крючковым).

Анализ содержания разнообразных источников позволяет гово -рить о том, что профессия тракториста в коллективизированной советской (в т.ч. южнороссийской) деревне 1930 -х гг. была, дей -ствительно, героической, ибо последним приходилось преодоле вать массу сложностей, порожденных как спецификой профессио нальной деятельности, так и халатным отношением начальства к бытовым потребностям механизаторов. Условия труда оказывали существенное влияние и на производственную активность тракто -ристов, и на их верность избранной профессии.

Прежде всего, трактористам обычно приходилось сталкиваться с ненадлежащим уровнем гигиены на производстве. Специфический внешний вид не вызывал у большинства трактористов негативных эмоций, ибо воспринимался как должное (при работе с машиной нельзя было не испачкаться), как некий знак их профессии, как сви -детельство принадлежности к касте избранных. Во время полевых работ трактористы, как и колхозники, на долгое время выезжали в степь, где работали и жили. Если для колхозников устраивались стационарные полевые станы (полевые таборы), то трактористы, как более мобильные, жили в передвижных вагончиках, рассчитан ных на несколько человек.

На проходившем 9 ноября 1933 г. Северо - Кавказском краевом слете бригадиров полеводческих и тракторных бригад один из участ -ников, некто Гегер из Аполлонской МТС, критически отзывался о

1 Оджей М. К вопросу о кадрах механизаторов в советском сельском хозяй -стве (1929-1939 гг.) // Отечественная история, 1993, № 2, с. 177.

внешнем виде механизаторов, говоря, что если посмотреть на среднестатистиче ского тракториста, то «свинья и то бывает иногда чище этого человека». Колхозы, на полях которых работали трактористы из той или иной МТС, практически не заботились о них. Поэтому, продолжал Гегер, ему пришлось лично ухаживать за собственным 16 -летним сыном, работав -шим в одном из тракторных отрядов. Он вынужден был запрячь «пару лошадей и поехать за 10—15 километров, чтобы его выкупать и отчистить»1.

Довольно распространенными явля-лись случаи, когда дирекция МТС прояв ляла равнодушие в вопросе обеспечения трактористов спецодеждой, необходи мость в которой особенно ощущалась в осенне - зимний период, когда требова -лись фуфайки, теплые штаны, сапоги. Если летом механизаторов не очень то заботило отсутствие отдельных элемен тов одежды или обуви, то с наступлением холодов вопрос приобретал крайнюю остроту. Не удивительно, что участники совещания бригадиров тракторных бри гад, проходившего 25—26 октября 1933 г. при управлении Северо Кавказского Крайзернотрактора в Ростове - на -Дону, высказывали множество претензий к своему начальству, не обеспечивавшему их теплой одеждой2.

Неудовольствие трактористов вызы вала и неудовлетворительная постановка их продовольственного обеспечения на производстве. В отдельных МТС адми -нистрация внимательно следила за поло жением своих работников, особенно передовиков, которым предоставлялись бесплатные обеды3. Зачастую, однако, МТС и колхозы, как монополисты работодатели, не очень то беспокоились о питании механизаторов. Показателен следующий пример: в марте 1934 г. в Коноковскую МТС и в ряд подчинен ных ей колхозов прибыл корреспондент газеты «Молот» с проверкой положения трактористов. Положение оказалось неу довлетворительным, а когда журналист спросил о причинах, «руководители кол

1 Государственный архив Ростовской области (ГАРО), ф. Р- 2573, оп. 1, д. 126, л. 24.

2 ГАРО, ф. Р- 2573, оп. 1, д. 125, л. 10, 17, 18, 24, 39.

3 Государственный архив новейшей истории Ставропольского края (ГАНИСК), ф. Р -1016, оп. 1, д. 24, л. 17(об).

хоза им. Тельмана... прямо удивились: “Да ведь трактористы -то наши колхозники — чего же их кормить хорошо?!”»4. В этой фразе явственно звучит интонация: «да что нам возиться с нашими то колхоз никами, куда же они от нас денутся?». В итоге меню во многих тракторных отря -дах оставалось скудным и однообразным, а то и вовсе ограничивалось только хле -бом и жидкой похлебкой. Такие случаи с наибольшей частотой наблюдались в пер -вой половине 1930 - х гг., когда ситуация в коллективизированной деревне была наиболее тяжелой вследствие вызванной форсированным «колхозным строитель -ством» дезорганизации аграрного произ -водства и всего жизненного уклада кре -стьянства.

Если мужчины -механизаторы сталкива -лись с массой бытовых проблем на произ водстве, то вдвойне труднее приходилось их коллегам - женщинам. Как известно, представители власти в СССР всячески стремились активизировать процесс фор мирования механизаторских кадров за счет привлечения женского населения деревни. В частности, партийное руко водство на Юге России не оставляло без внимания гендерный подход в сфере под готовки механизаторских кадров. Бюро Северо-Кавказского крайкома ВКП(б) своим постановлением «О развертывании подготовки механизаторских кадров» от 24 декабря 1933 г. обязывало райкомы ком -партии, политотделы МТС и дирекцию совхозов «обеспечить выдвижение жен щин и комсомольцев» на курсы механиза торов5. Поскольку механизаторами стано -вились в основном молодые жительницы села, задача более активной отправки их на механизаторские курсы возлагалась и на местные организации ВЛКСМ («ком -сомольские организации должны в пер -вую очередь возглавить движение женщин за освоение сложной сельскохозяйствен ной техники»6).

Призывы: «Девушки — на трактор!» вызывали отклик у многих молодых кол хозниц, привлеченных как романтикой

4 Яковлев П., Филиппенко И. Проверка испол -нения по -коноковски // Молот, 1934, 30 марта.

5 Постановление бюро Северо -Кавказского крайкома ВКП(б) «О развертывании подготовки механизаторских кадров» от 24 декабря 1933 г. // Молот, 1934, 2 янв.

6 Горбачев В. Помочь женщине освоить трактор и комбайн // Тракторист и комбайнер, 1939, № 1, с. 15.

профессии механизатора, так и возмож ностью получения материальной неза висимости и достижения относительно высокого социального статуса. Однако бытовые условия на производстве осту жали пыл многих новоявленных тракто ристок.

Во первых, женщинам было физически труднее работать на тракторе или ком байне, чем мужчине. Особенность техни ческих средств 1920-х—1930 -х гг. заключа -лась в том, что они требовали приложения значительных физических усилий, на что по определению не способны большин ство представительниц слабого пола. М.А. Шолохов в одном из своих произ -ведений привел рассказ председателя дон ского колхоза о том, насколько тяжело давалась девушкам работа на тракторе: «.завести от руки нахолодалый трак тор, — как ты его ни грей, — скажем, дело не легкое. И вот идешь по полю, а она, девчонка - трактористка, за два киломе -тра к тебе по борозде бежит, спотыкается. “Дяденька Корней Васильевич, крутни! Силы у меня не хватает”. А ты ведь пони -маешь, как с девичьим, нежным животом такую тяжесть провернуть?! Тут нетрудно и надорваться. Тут и наш мужчинский, кряжистый костяк, и тот иной раз в хря щах похрустывает. „»'

Кроме того, тракторы и комбайны, как закупленные за границей, так и произ -веденные на советских заводах (в основ ном по западным образцам), рассчи -тывались исключительно на габариты мужчины. Женщинам, работавшим на таких машинах, было даже сложно дотя нуться до рычагов или руля. Руководство Наркомзема СССР в августе 1936 г. пред -писало переделать сиденья колесных тракторов на более удобные для женщин, но местные власти проигнорировали это решение2.

Во - вторых, женщины гораздо острее реагировали на неудовлетворительные санитарно - гигиенические условия в трак -торных отрядах, чем мужчины, ибо нуждались в большей личной гигиене. Их не очень то устраивало проживание в вагон чиках, рассчитанных на несколько чело век, совместный сон вповалку и т.д. Не

1 Шолохов М.А. Слово о родине // Собрание сочинений. В 8 т. - М., 1975, т. 8, с. 154.

2 Маннинг Р.Т. Женщины советской деревни накануне Второй мировой войны. 1935-1940 годы // Отечественная история, 2001, № 5, с. 96.

случайно представители власти предпо читали формировать из женщин отдель -ные механизаторские бригады. Так, к исходу 1934 г. в Северо Кавказском крае насчитывалось 11 тракторных, 3 комбай нерских и 1 пиккерная женских бригады3. Но такие меры давали ограниченный эффект, поскольку руководство МТС нередко не желало усложнять ситуацию на производстве выделением женских бригад.

Тяжелые условия труда и быта отрица тельно сказывались на производственной активности, профессиональном уровне механизаторов обоих полов и их при верженности избранному роду деятель ности. Взаимосвязь между неудовлетво рительным положением механизаторов и их отношением к работе и к технике пре красно отразил в своем докладе на 2 м краевом съезде колхозников - ударников Северо Кавказского края в начале 1935 г. заведующий сельхозотделом крайкома ВКП(б) В.Ф. Дятлов. Рассказав, в каких неприглядных материально бытовых условиях механизаторам приходится работать, Дятлов обоснованно заме тил, что тракторист «как живет в грязи, так и к машине относится неряшливо», ибо «как же он, тракторист, при таком к нему отношении будет хорошо работать и аккуратно относиться к тракторам и машинам?»4

Сложности полевого быта заставляли многих механизаторов отказываться от избранной ими профессии. Немало трак тористов переходили с одной машинно тракторной станции в другую или вовсе меняли род деятельности. В начале 1930 -х гг. отмечалось, что «текучесть трак -тористов по отдельным МТС доходит до 80—90%»5. К исходу 1932 г. текучесть удалось несколько снизить в результате введения гарантированной оплаты труда трактористов, доплат за хорошее состоя ние трактора, за ночные работы, за эко номию горючего и т.д. Однако советские авторы признавали, что и в это время «положение с трактористами в МТС оста

3 ГАНИСК, ф. 1, оп. 1, д. 15, л. 70.

4 Дятлов В.Ф. Примерный устав сельхозартели и очередные задачи колхозов Северо - Кавказского края // Социалистическое строительство СевероКавказского края, 1935, № 1, с. 91.

5 Шесть условий тов. Сталина — в основу работы МТС // На стройке МТС, 1932, № 1, с. 5.

ется далеко еще неудовлетворительным»1. До 1933 г. из МТС «ежегодно выбывала почти половина механизаторов», и даже в 1934—1939 гг. — «примерно четверть»2. Высокой текучестью отличались и кадры трактористок. В частности, по данным Трактороцентра СССР, в 1932 г. в Северо Кавказском крае 4 833 колхозницы рабо тали в качестве «рулевых трактористов»3. Но в 1934 г. в Азово -Черноморском и Северо Кавказском краях в совокупности насчитывалось лишь 1 878 трактористок (и еще 1 083 комбайнерки)4, т.е. почти на 3 тыс. меньше, чем в 1932 г.

Даже в конце 1930 -х гг., когда ситуа -ция в коллективизированной деревне и в сфере колхозного производства на Дону, Кубани, Ставрополье заметно улучшилась, трактористы и в особенно сти трактористки нередко отказывались от работы, причем ведущей причиной выступали именно производственно бытовые трудности. Так, к весне 1939 г. Троицкая машинно тракторная станция Краснодарского края «растеряла» 23 из 28 обученных девушек механизаторов, на собственном опыте убедившихся в

1 Ангерт И.Б. МТС к XV годовщине Октября // Социалистическая реконструкция сельского хозяйства, 1932, № 11—12, с. 84-85.

2 Арутюнян Ю.В. Механизаторы сельского хозяйства СССР в 1929-1957 гг. (Формирование кадров массовых квалификаций). — М., 1960, с. 47.

3 Лукашенкова Э.В. Роль женского труда в кол -хозном производстве // Социалистическая рекон струкция сельского хозяйства, 1932, № 11 — 12, с. 203.

4 Подсчитано по: ГАНИСК, ф. 1, оп. 1, д. 15, л. 70; Очерки истории Краснодарской организа-

ции КПСС. — 2-е изд., доп. — Краснодар, 1976,

с. 311.

том, что работать с техникой - это, пре жде всего, удел мужчин5. К началу 1941 г. в Орджоникидзевском крае не хватало 900 трактористов6, что являлось законо мерным следствием текучести кадров, обусловленной невысокой зарплатой и трудностями на производстве.

Итак, полевой быт трактористов Дона, Кубани и Ставрополья на протяже -нии 1930 х гг. формировался под влия нием особенностей исторической эпохи. Характерное для колхозной системы пренебрежение интересами и потребно стями непосредственных производителей имело своим закономерным результа -том массив материально бытовых про блем, которые во весь рост вставали перед механизаторами. Трактористы постоянно сталкивались с неудовлетворительными санитарно гигиеническими условиями на производстве, дефицитом и низким каче ством питания, нехваткой спецодежды и пр. Под влиянием перечисленных трудно стей немало трактористов отказывались от профессии, которая ранее казалась им такой престижной. Тем не менее, несмотря ни на что, большинство сельских механи заторов Юга России сохраняли верность своей профессии и доблестно трудились на машинно тракторных станциях и на колхозных полях, обеспечивая продо вольственную безопасность Советского Союза.

5 Подготовим сто тысяч трактористок // Тракторист и комбайнер, 1939, № 10, с. 4-5.

6 Государственный архив Ставропольского края (ГАСК), ф. Р- 2395, оп. 2, д. 32, л. 31(об).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.