Научная статья на тему 'Пол сибсов и индивидуальные различия в пространственном мышлении'

Пол сибсов и индивидуальные различия в пространственном мышлении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
266
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / СИБСЫ / ПОЛ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Френкен Х., Новгородова Ю.О., Мацута В.В., Барский Ф.И.

В работе впервые изучены средовые факторы, которые могли бы способствовать возникновению обнаруженного на близнецах феномена влияния пола сибсов на пространственные способности. Проверялась гипотеза о влиянии тестостерона на формирование пространственных функций как непосредственно, так и через социальную среду (в данном случае через социализирующее влияние старших сибсов разного пола). По данным работы, предположение о ключевой роли сибсов в процессе формирования пространственных способностей не получает подтверждения. Необходимо продолжить исследования с увеличением выборок, чтобы прояснить возможные, пока неучтенные аспекты диад сибсов, как, например, определенная разница в возрасте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Френкен Х., Новгородова Ю.О., Мацута В.В., Барский Ф.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пол сибсов и индивидуальные различия в пространственном мышлении»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9

ПОЛ СИБСОВ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРОСТРАНСТВЕННОМ МЫШЛЕНИИ

Х. ФРЕНКЕН1, Ю.О. НОВГОРОДОВА23, В.В. МАЦУТА3, Ф.И. БАРСКИЙ34*

1 Голдсмитс колледж, Университет Лондона, Лондон, Великобритания;2 Удмуртский государственный университет, Ижевск, Россия;3 ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет», Томск, Россия;4 ФГНУ «Психологический

институт» РАО, Москва, Россия

В работе впервые изучены средовые факторы, которые могли бы способствовать возникновению обнаруженного на близнецах феномена влияния пола сибсов на пространственные способности. Проверялась гипотеза о влиянии тестостерона на формирование пространственных функций -как непосредственно, так и через социальную среду (в данном случае через социализирующее влияние старших сибсов разного пола). По данным работы, предположение о ключевой роли сибсов в процессе формирования пространственных способностей не получает подтверждения. Необходимо продолжить исследования с увеличением выборок, чтобы прояснить возможные, пока неучтенные аспекты диад сибсов, как, например, определенная разница в возрасте.

Ключевые слова: индивидуальные различия, пространственное мышление, сибсы, пол.

Введение

Пространственное мышление представляет собой собирательный термин, относящийся к решению разного рода задач на пространственное восприятие, пространственное воображение и пространственную ориентацию (Voyer D., Voyer S., & Bryden M., 1995) [30]. Установлено, что при решении подобного рода когнитивных задач проявляются гендерные различия, а зафиксированное преимущество мужчин в области пространственного мышления представляет особый интерес с научной точки зрения, ввиду его явной связи с высокими способностями мужчин к математике (Bull R., Davidson W.A., & Nordmann E., 2010) [5], а также с профессиональными

© Френкен Х., Новгородова Ю.О., Мацута В.В., Барский Ф.И., 2012

* Для корреспонденции:

Барский Филипп Ильич канд. психол. наук, научный сотрудник Психологического института РАО 125009 Москва, ул. Моховая, 9, стр. 4 E-mail: philipp.barsky@gmail.com

достижениями в областях, обозначающихся акронимом STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics) (Wai J., Lubinski D., & Benbow C.P., 2009) [33]. Ясно, что недостаточная успешность в областях STEM ограничивает не только продвижение отдельных людей, но и индустрии в целом. Низкий уровень математического образования сказывается на международной экономике, как показывают результаты Международной Программы Оценки Успеваемости (Program for International Student Assessment - PISA, 2010) [20]. В то же время эффективность обучающих программ может снижаться за счет таких немаловажных факторов, как самооценка и восприятие собственных способностей учащихся: согласно проведенным исследованиям, эти факторы оказывают существенное влияние на профессиональное развитие, особенно в сфере STEM (Bandura A., 1993) [3].

Несмотря на очень активные исследования в данной области, ученым пока не удалось установить причины гендерных различий. Авторы публикаций в большинстве случаев занимают полярные позиции, обра-

щаясь к изучению либо биологических факторов, либо переменных социальной среды (Casey B.M., Nuttal R.L., & Pezaris E., 1999) [9]. Особенно популярен сегодня вариант объяснения с точки зрения гормональных различий, учитывая стабильно воспроизводящиеся результаты исследований, свидетельствующих, что тестостерон влияет на пространственные способности у животных (Jones B.A. & Watson N.V., 2005) [14]. Однако по отношению к человеку объяснение с участием гормонов вызывает сомнения, поскольку результаты исследований на животных не воспроизводятся на человеческих выборках, включая исследования связи показателя соотношения длины 2-4 пальцев руки и когнитивных способностей (Puts D.A. et al., 2008) [21]. Исследования на выборках лиц, страдающих расстройствами, связанными с аномально высоким уровнем тестостерона (например, врожденная гиперплазия коры надпочечников - ВГКН), также дали значительно менее ясные результаты, чем исследования на животных (Hampson E., Rovet J.E., & Altman D., 1998) [12].

В недавней работе Вуоксимаа и соавторов (Vuoksimaa E. et al., 2010) [31] утверждается, что ими были получены более надежные доказательства влияния тестостерона у людей. По их данным, женщины с близнецом мужского пола решали пространственные задачи существенно лучше, чем женщины с сестрой-близнецом. Авторы объясняют полученный результат трансмиссией тестостерона в утробе матери от мужского эмбриона к женскому, следствием чего становится маскулинизация на нейронном уровне.

Несмотря на всю свою убедительность, данное заключение носит преждевременный характер. Все еще не ясно, приводят ли к маскулинизации гормональные процессы, или это результат неких процессов социализации. Результат был воспроизведен лишь на близнецах, но не на женщинах с братьями, не являющимися близнецами (Heil M. et al., 2011) [13]. В психологии развития постоянно подчеркивается роль

уникального влияния сибсов друг на друга в ходе социализации (Klein P.S., Feldman R., & Zarur S., 2002 [15]; Azmitia M. & Hesser J., 1993 [1]), причем половая принадлежность сибсов обладает большим значением в определении направлений социализации (McHale S.M. et al., 2001) [17]. Более того, положение о биологической детерминированности пространственного мышления вызывает сомнения еще в связи с тем, что эти навыки хорошо поддаются обучению.

В силу вышесказанного становятся крайне актуальными дальнейшие исследования роли средовых и генетических факторов, а также их взаимодействия в формировании пространственных когнитивных функций. Исследования результатов социализации в парах сибсов в зависимости от их половой композиции проводятся уже давно, однако большинство авторов изучало гендерно-типические паттерны поведения, а не сложные когнитивные функции.

Отношения между сибсами рассматриваются в психологии как специфический источник социального научения (Vygotsky L.S., 1978 [32]; Cicirelli V.G., 1975 [10]), и сейчас уже достаточно хорошо изучены процессы, посредством которых старшие братья и сестры способствуют научению младших сибсов [1]. К сожалению, результаты этих исследований до сих пор могут мало сказать о влиянии сибсов именно на развитие пространственных функций, хотя известно, что наличие сибсов способствует формированию навыков социального понимания и theory of mind (Ruffman T. et al., 1998) [25]. В качестве возможного объяснения выступает социальный опыт, который младшие сибсы получают прямым и косвенным образом через наблюдение и непосредственное взаимодействие со своими сибсами, родителями и сверстниками. Предположительно, сибсы обеспечивают друг другу особые условия развития, способствующие социальному научению, - особую среду, где они выступают в роли учителей и партнеров в создании нового опыта друг для друга.

Известно, что существенное влияние на развитие пространственных способностей оказывает наличие возможностей для получения соответствующего опыта. Например, как показали исследования, увлечение в детстве соответствующими компьютерными играми и занятия спортом, включая шахматы, дают впоследствии преимущества в решении пространственных задач (Robert M. & Héroux G., 2004 [24]; Sprafkin C. et al., 1983 [27]). Поскольку многие игры и занятия, связанные с пространственной ориентировкой, расцениваются как более подходящие для мальчиков (Voyer D., Nolan C., & Voyer S., 2000 [29]; Caldera Y.M. et al., 1999 [7]), имеются основания предполагать, что пары близнецов, состоящие из девочек, получают меньше подобного опыта, чем девочки с мальчиком-близнецом.

Разумеется, сибсы разного пола могут оказывать влияние друг на друга не только через совместные игры или занятия спортом, что повышает уровень пространственных способностей. Процессы саморегуляции, в частности, оценка собственной эффективности - самоэффективность (Bandura A.,1993) [3], играют важную роль в ходе умственной деятельности. В силу того, что самоэффективность связана со способностями к математике (Caprara G.V. et al., 2008 [8]; Pajares F. & Kranzler J., 1995 [19]) и пространственным операциям, а ее происхождение объясняется социальным научением, возникает вопрос, как данная черта варьирует в зависимости от композиции диады сибсов и отразится ли эта вариация на пространственных способностях и частоте пространственных игр и других занятий.

В планировании нашего исследования мы отталкиваемся от двух внешне противоположных позиций: теории социального научения, обосновывающей ключевую роль опыта, и гипотезы о влиянии тестостерона на обучаемость пространственным навыкам в подвыборке женского пола. Вуокси-маа и соавторы [31] предполагают, что тестостерон непосредстенно влияет на про-

странственные способности, однако он может влиять на предрасположенность детей к соответствующим полу играм, в которых приобретаются пространственные навыки, - то есть, опосредованно, путем модификации среды, в которой дети легче или труднее осваивают их, причем природа такого влияния у девочек и мальчиков, скорее всего, различна.

Цель нашего исследования заключается в том, чтобы выявить пути, которыми половая композиция сибсовых диад влияет на пространственные способности. По сути своей проект представляется пилотным и поисковым, учитывая характер большинства изучаемых переменных, и предполагает дальнейшее продолжение.

Мы проверяли три гипотезы, согласно вышеприведенным соображениям. Предполагается, что:

- успешность решения пространственных задач будет варьировать в зависимости от пола пробанда и пола сибса, что станет ясным после попытки воспроизвести результаты Вуоксимаа и коллег [31] на неблизнецовой выборке;

- успешность в решении пространственных задач будет связана со временем, которое дети проводили в играх и занятиях, включающих в себя пространственную ориентировку (оценивается по самоотчетам), более высоким уровнем самоэффективности и достижениями в математике;

- данные переменные также будут варьировать в связи с полом детей и их сиб-сов, где мальчики в целом, вероятно, будут достигать более высоких результатов, а девочки с братьями - выше, чем девочки с сестрами.

Методика

Для оценки предикторов пространственных и математических способностей используется корреляционный план, в рамках которого зависимыми переменными выступали стандартизованные оценки пространственных (Мысленное вращение,

Блоки Кореи, Матрицы Равена) или математических заданий (оценки по экзамену «Общий сертификат среднего образования» - General Certificate of Secondary Education, GCSE, и самооценка). В качестве независимых переменных выступали особенности среды (измерялись опросником) - увлекался ли человек в детстве пространственными играми, пол и другие характеристики сиб-сов, а также уровень решения пространственных и математических задач.

Выборка нашего исследования включала в себя данные 192 добровольцев, из них 18% мужского пола. Большая часть участников - студенты, принимавшие участие в эксперименте безвозмездно, однако с целью повышения мотивации в объявлении сообщалось о призовой лотерее для участников.

Данные для нашего исследования собирались через сеть Интернет, на сайте www. inlab.co.uk. Подобная стратегия позволила охватить больше участников, насколько это было возможно. Перед началом процедуры все участники подписывали форму согласия с условиями исследования, включавшую в себя также утверждение о том, что они уже достигли 18-летнего возраста к моменту начала исследования. Методы предъявлялись в следующем порядке: Опросник, Блоки Корси, Мысленное вращение, Прогрессивные матрицы Равена.

Для оценки демографических данных и сбора сведений о среде воспитания детей нами был разработан опросник из 13 пунктов, который охватывает такие переменные, как пол участника, пол сибса, а также позволяет оценить возрастную разницу между участниками исследования и их старшими сибсами. Кроме того, опросник направлен на установление информации о факторах, которые могут создавать помехи при сборе основных данных, например, острота зрения, а также об обстоятельствах развития ребенка, например, леворукость или ситуация в доме. Основной задачей опросника был сбор информации о том, какого рода пространственными играми и занятиями участник увлекался в детстве.

Пункт с перечислением пространственных игр был разработан на основе шкалы Д. Воер и соавторов (2000) [29]. В результате вычислялись две общие оценки «пространственных» и «непространственных» занятий, чтобы определить, какого рода времяпрепровождение участники предпочитали в детском возрасте. Надежность комплексных оценок была на удовлетворительном уровне (0,68 для «Пространственных занятий» и 0,62 для «Непространственных занятий»). Возрастные различия между участниками были несущественными, поскольку все они были студентами.

Помимо этого, мы измеряли переменные, о которых было уже известно, что они коррелируют с математическими и пространственными способностями: из двух вопросов о самооценке в сфере математических и пространственных способностей был составлен комплексный показатель «самооценка способностей» (а=0,7). Еще один пункт был посвящен сравнению себя со сверстниками, что служит высоконадежным предиктором достижений в математике (Bandura A., 1993) [3]. В случае, когда это было возможно, фиксировались отметки GCSE.

Батарея методов определения пространственных способностей включала в себя следующие тесты:

1. Пространственная рабочая память. Задача с блоками Корси (Corsi P.M., 1972) [11] - известный тест на пространственную рабочую память. В классической форме тест включает в себя набор из девяти блоков на плоскости. Экспериментатор указывает на них в случайном порядке, а задача испытуемого состоит в воспроизведении предъявленной последовательности. Задача постепенно усложняется за счет увеличения количества блоков в последовательности, начиная с четырех и заканчивая девятью. В нашем исследовании использовалась компьютерная версия задачи.

2. Манипулирование предметами в зрительном пространстве («Мысленное вращение»). Наиболее стабильные гендер-

ные различия получены для теста на мысленное вращение фигур (Vandenberg S.G. & Kuse A.R., 1978) [28], где средний размер эффекта составил 0,73 при p<0,05 в пользу мужчин (Linn A.C. & Petersen M.C., 1985) [16]. Этот тест был включен в батарею в силу того, что он наилучшим образом подходит для обнаружения потенциальных половых различий в нашей выборке. От участника требуется мысленно вращать трехмерные фигуры кубической формы с целью подобрать идентичную одной из двух других фигур, повернутых под разными углами. Применялась компьютерная версия.

3. Невербальный интеллект. Тест «Стандартные прогрессивные матрицы Ра-вена» (Raven J.C., 1938, 1956) [22, 23] представляет собой высоконадежную методику измерения дедуктивного мышления - способности анализировать сложные понятия и применять их адаптивным образом. Использовалась компьютеризованная версия теста Равена, при которой на экране предъявлялось пять наборов из 12 заданий с нарастающей сложностью. Участнику исследования необходимо было подобрать недостающий элемент к набору других паттернов.

Результаты

Все данные были предварительно скорректированы с учетом остроты зрения на основе самоотчетов участников. Общее число участников данного исследования после исключения выпадающих значений составило 189 человек, однако группы для отдельных показателей заметно варьировали в связи с пропусками в ответах или неприложимостью того или иного метода (например, опросник о сибсах в случае, когда их у участника нет).

На первом этапе мы провели одно-факторный дисперсионный анализ потенциального влияния взаимодействия пола участника и пола сибса на математические способности (по оценкам экзамена ССБЕ) и мер пространственных способностей и интелекта.. Значимых эффектов влияния взаимодействия пола участника с полом сибса не было выявлено ни для одного из показателей пространственных способностей и интеллекта: Блоки Корси [Б(3,62) = 1,6, р>0,05]; Матрицы Равена [Б(3,32)=0,55, р>0,05]; Мысленное вращение [Б(3,34) = 1,92, р>0,05]. Пол участника и сибса также не был связан с показателем ССБЕ (табл. 1).

Таблица 1

Стандартизованные средние значения и стандартные отклонения для оценок результатов экзамена GCSE, «Блоков Корси», «Прогрессивных матриц Равена» и теста «Мысленное вращение» - по полу участника и полу сибса

Методы Мужчины с братьями Мужчины с сестрами Женщины с братьями Женщины с сестрами

Оценки GCSE 4,14 (0,89) N= 7 4,87 (1,41) N=15 4,72 (1,54) N=48 4,56 (1,21) N=28

Блоки Корси 0,88 (0,69) N=5 -0,11 (1,26) N=8 -0,21 (1,02) N=29 0,10 (1,13) N=21

Матрицы Равена -0,16 (1,81) N=3) 0,61 (0,95) N=4 0,17 (1,05) N=12 -0,00 (0,55) N=14

Мысленное вращение -0,21 (1,01) N=4 0,82 (0,22) N=4 -0,20 (1,08) N=13 0,14 (0,73) N=14

Чтобы выявить характер связей между пространственными способностями и зафиксированными в нашем исследовании переменными, мы воспользовались множественной регрессией. Поскольку размер выборки в разных подгруппах варьировал, с целью максимизации статистической мощности модели в качестве независимых переменных были указаны те свойства, для которых было получено максимальное число измерений (пол, особенности сиб-сов, увлечения и занятия, оценки вСБЕ, сравнение со сверстниками и самооценка).

Значимой оказалась лишь модель для теста «Мысленное вращение» (К2аа.=0,17, Б(б,45)=2,49, р<0,05), главным образом благодаря сильной связи между данными теста «Мысленное вращение» и степенью, в которой человек в детстве увлекался пространственными играми и занятиями (3=0,01, р<0,05). Пространственные занятия и самооценка оказались несвязанными между собой (г= -0,01). Остальные переменные не вносили никакого вклада в изменчивость результатов теста «Мысленное вращение», так что дальнейший анализ связей не проводился.

Из-за небольшого размера выборки переменная пола сибса не включалась в регрессионный анализ (см. табл. 1), поэтому влияние половой композиции диад сибсов на результаты теста «Мысленное вращение» оценивалось с помощью дисперсионного анализа по схеме 2 (пол) X 2 (пол сибса).

Таблица 2

Стандартизованные средние значения

и стандартные отклонения по тесту «Мысленное вращение» в зависимости от пола участников и пола их сибсов

Дисперсионный анализ продемонстрировал значимый вклад пола сибса (F(1,31)=4,96, p<0,05) в изменчивость уровня «Мысленное вращение».

Учитывая, что в результате анализа отдельных показателей были найдены вклады переменных «наличие старшей сестры» и «пространственные занятия в детстве» в изменчивость данных теста «Мысленное вращение», возникает закономерный вопрос о связи между указанными факторами. Дисперсионный анализ независимых измерений по схеме 2 (пол участника) X 2 (пол сибса) установил статистически незначимую тенденцию (табл. 2): наличие старшей сестры влияет на занятия, связанные с пространственной ориентацией (F (1,102)=2,02, p>0,05).

Обсуждение

Целью нашей работы было выявление влияния половой композиции сибсовых диад на переменные, связанные с индивидуальными различиями в пространственном мышлении. Точнее, мы намеревались уточнить имеющиеся сведения о положительном влиянии братьев на развитие пространственных когнитивных способностей соблизнеца женского пола (Vuoksimaa E. et al. 2010 [31]; Heil M. et al, 2011 [13]). Таким образом, мы планировали ответить на два вопроса: во-первых, воспроизведутся ли результаты Вуоксимаа и коллег [31] на выборке сибсов, у которых точно не было пренатальной трансмиссии тестостерона; во-вторых, выявить потенциальные связи половой композиции сибсовых диад с переменными, которые в предшествующих исследованиях были связаны с пространственными способностями.

В качестве основной гипотезы исследования выступало предположение, что обнаруженная на близнецовой выборке изменчивость результатов у женщин будет также найдена на выборке неблизнецовых сибсов, в которой женщины со старшими братьями будут показывать более высокие

Пол сибса

Мужской Женский

ей И S и н и Мужской -0,21 (1,01) N=4 0,82 (0,22) N=4

£ О С Женский -0,20 (1,08) N=13 0,35 (0,73) N=14

результаты, чем женщины со старшими сестрами. Результаты нашего исследования не подтверждают это предположение: нам не удалось установить значимого влияния на пространственные и математические способности пола участника, пола сибса или их взаимодействия. В настоящее время нам известна лишь одна работа, в которой воспроизвели результат с влиянием сибсов на пространственное мышление (Heil M. et al., 2011) [13] на близнецовой выборке, что говорит в пользу гипотезы о пренатальном влиянии тестостерона. Полученные нами факты свидетельствуют против утверждения, что индивидуальные различия в пространственных способностях являются следствием нейронной маскулинизации в процессе эмбрионального развития, и ставят под сомнение надежность выводов Ву-оксимаа и коллег [31].

Можно предполагать, что все подобные эффекты, связанные с социализацией в обществе старшего брата, уменьшаются с возрастом, поскольку девушки в процессе взросления оказываются все глубже погруженными в гендерно-специфическую среду (однополые группы сверстниц, развитие гендерной роли). Однако вышесказанное остается пока что лишь рассуждением, которое требует различного рода эмпирических исследований, например, срезовых или лонгитюдных.

Такие переменные, как математические способности, пространственные занятия в детстве и самоэффективность, не связаны с уровнем выполнения заданий по тестам «Блоки Корси» и «Прогрессивные матрицы Равена». Однако мы обнаружили, что детский опыт пространственных занятий связан с решением заданий на по тесту «Мысленное вращение», что согласуется с предыдущими результатами (Spence I. & Feng J., 2010) [26]. Тем не менее исходная гипотеза нашего исследования - предположение о том, что изменчивость пространственных способностей будет варьировать в зависимости от половой композиции пары сиб-сов, - не подтверждается.

Вопреки предположению, женщины со старшими братьями не сообщали о том, что они в детстве играли в пространственные игры чаще, чем женщины со старшими сестрами. На деле оказалось, что лица обоих полов сообщали, что чаще играли в пространственные игры в том случае, если у них была старшая сестра. Опираясь на такой неожиданный результат, можно полагать, что связь детских пространственных игр с полом оказывается сложнее, чем ожидалось. Тезис о взаимовлиянии в диадах сибсов также оказывается без подтверждения, потому что связей между пространственными занятиями и мужским полом участника или наличием брата не обнаружилась. Таким образом, на данный момент сложно сделать какие-либо однозначные выводы о влиянии пространственных игр и занятий на формирование пространственного мышления, а также о половых различиях в обсуждаемом контексте.

В предыдущих исследованиях уже было установлено, что пространственные игры и занятия способствуют развитию пространственного мышления (Spence I. & Feng J., 2010 [26]; Robert M. & Heroux G., 2004 [24]; Sprafkin C. et al., 1983 [27]); в то же время роль самоэффективности и ее отношения как к опыту пространственных занятий, так и к пространственному мышлению, изучалась впервые. Мы не нашли связи самооценки способностей (показатель самоэффективности в математике и пространственных задачах) с реальными показателями успешности решения пространственных задач, в отличие от предшествующих исследований, где была показана ее роль в когнитивной сфере (Bandura A., 1993) [3]. Кроме того, поскольку самоэффективность теоретически базируется на личном опыте, достижениях и викарном научении, в ходе анализа наших данных оценивалось, связана ли самоэффективность с вовлеченностью в пространственные занятия. Такой связи мы тоже не нашли; поэтому можно говорить о том, что самоэффективность не включена в процесс влияния опыта пространственных игр и за-

нятий на пространственное мышление: скорее всего, на его развитие влияют сами опыт и научение.

Подгруппы в выборке нашего исследования все еще незначительны со статистической точки зрения, так что даже надежно установленные ранее эффекты (например, половые различия по тесту «Мысленное вращение») не были выявлены. Возможно, что переменные, оказывающие существенное влияние, оказались в нашем исследовании незамеченными из-за небольшого размера статистического эффекта. Следовательно, в будущих исследованиях необходимо увеличить размер выборки. Пилотное исследование показало, что можно было бы точнее компоновать подгруппы участников в зависимости от пола их старших сибсов. В будущем опросник следует модифицировать таким образом, чтобы учитывался пол и возраст всех сибсов, как старших, так и младших, что позволит провести более полноценный анализ, включая вопросы влияния пола сибсов.

Еще одной из перспектив развития данного направления исследований нам представляется включение измерений латерали-зации (в частности, праворукость и лево-рукость) в семьях участников (Casey B.M., Nuttal R.L., & Pezaris E., 1999) [9]. Как показывают предыдущие исследования, латерализа-ция играет важную роль в процессе формирования пространственного мышления.

Заключение

В нашей работе впервые изучены сре-довые факторы, которые могли бы способствовать возникновению феномена влияния пола сибсов на пространственные способности, обнаруженного на близнецах. Мы пытались проверить гипотезу о влиянии тестостерона на формирование пространственных функций - как непосредственно, так и через социальную среду (в данном случае через социализирующее влияние старших сибсов разного пола). То есть, мы стремились не только проверить

ранее выдвигавшиеся исследователями гипотезы о биологических источниках вариативности пространственных способностей, но также оценить специфику влияния братьев и сестер на этот фенотип.

По итогам нашего исследования, предположение о ключевой роли сибсов в процессе формирования пространственных способностей не получает подтверждения. Пока можно лишь сказать, что необходимо продолжить исследования в том же направлении, но с более совершенными методами. В заключение отметим, что роль сибсов в процессе социализации по отношению к когнитивным способностям остается неясной, а полученные нами результаты следует интерпретировать с осторожностью в силу ограниченного размера выборки. Мы не смогли зафиксировать на неблизнецовой выборке феномен влияния братьев на уровень пространственных способностей, который прежде был получен на близнецах. Возможно, для того чтобы обнаружить эффект влияния сибсов на пространственные способности (если он вообще есть), потребуются выборки значительно большего размера.

Работа выполнена в ходе исследований по гранту Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, № 11.G34.31.0043.

Литература

1. Azmitia M., & Hesser J. Why siblings are important agents of cognitive development: A comparison of siblings and peers // Child Development. - 1993. - Vol. 64. - P. 430-444.

2. Bandura A. Self-efficacy mechanism in human agency // American Psychologist. - 1982. -Vol. 37. - P. 122-147.

3. Bandura A. Perceived self-efficacy in cognitive development and functioning // Educational Psychologist. - 1993. - Vol. 28. - P. 117-148.

4. Bull R., & Benson P.J. Digit ratio (2D:4D) and the spatial representation of magnitude // Hormones and Behavior. - 2006. - Vol. 50. -P. 194-199.

5. Bull R., Davidson W.A., & Nordmann E. (). Prenatal testosterone, visual-spatial memory, and numerical skills in young children // Learning and Individual Differences. - 2010. -Vol. 20. - P. 246-250.

6. Burke H.R. Raven's Progressive Matrices: Validity, reliability, and norms // Journal of Psychology: Interdisciplinary and Applied. -1972. - Vol. 82. - P. 253-257.

7. Caldera Y.M., Culp A.M., O'Brien M., Truglio R.T., Alvarez M, & Huston A.C. Children's play preferences, construction play with blocks, and visual-spatial skills: Are they related? // International Journal of Behavioral Development. - 1999. - Vol. 23. - P. 855-872.

8. Caprara G.V., Fida R., Vecchione M., Del Bove G., Vecchio G.M., Barbaranelli C., & Bandura A. Longitudinal analysis of the role of perceived self-efficacy for self- regulated learning in academic continuance and achievement // Journal of Educational Psychology. - 2008. -Vol. 100. - P. 525-534.

9. Casey B.M., Nuttal R.L., & Pezaris E. Evidence in support of a model that predicts how biological and environmental factors interact to influence spatial skills // Developmental Psychology. - 1999. - Vol. 35. - P. 1237-1247.

10. Cicirelli V.G. Effects of mother and older sibling on the problem-solving behavior of the younger child // Developmental Psychology. -1975. - Vol. 11. - P. 749-756.

11. Corsi P.M. Human memory and the medial temporal region of the brain. Unpublished doctoral dissertation. - McGill University, 1972.

12. Hampson E., Rovet J.F., & Altman D. Spatial reasoning in children with congenital adrenal hyperplasia due to 21-hydroxylase deficiency // Developmental Neuropsychology. - 1998. -Vol. 14. - P. 299-320.

13. Heil M, Kavsek M, Rolke B, Beste C, & Jansen P. Mental rotation in female fraternal twins: Evidence for intra-uterine hormone transfer? // Biological Psychology. - 2011. -Vol. 86. - P. 90-93.

14. Jones B.A., & Watson N.V. Spatial memory performance in androgen insensitive male rats. Physiology & Behaviour. - 2005. - Vol. 85. - P. 135-141.

15. Klein P.S., Feldman R., & Zarur S. Mediation in a sibling context: the relations of older siblings' mediating behaviour and younger siblings' task performance // Infant and Child Development. - 2002. - Vol. 11. - P. 321-333.

16. Linn A.C., & Peterson M.C. Emergence and characterisation of sex differences in spatial ability: A meta-analysis // Child Development. - 1985. - Vol. 56. - P. 1479-1496.

17. McHale S.M., Updegraff K.A., Helms-Erikson H., & Crouter A.C. (2001). Sibling influences on gender development in middle childhood and early adolescence: a longitudinal study. Developmental Psychology, 37, 115-125.

18. Oliver B., Harlaar N., Hayiou-Thomas M.E., Kovas Y., Walker S.O., Petrill S.A., Spinath F. M., Dale P.S., & Plomin R. A twin study of teacher reported mathematics performance and low performance in 7-year-olds // Twin Research and Human Genetics. - 2004. - Vol. 96. - P. 504-517.

19. Pajares F., & Kranzler J. Self-efficacy beliefs and general mental ability in mathematical problem-solving // Contemporary Educational Psychology. - 1995. - Vol. 20. - P. 426-443.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. PISA (2010). The High Cost of Low Educational Performance: The Long-Run Economic Impact of Improving PISA Outcomes. Organization for Economic Co-operation and Development. Retrieved January 23, 2011, from http://www.pisa.oecd.org/document/58/.

21. Puts D.A., McDaniel M.A., Jordan C.L., & Breedlove S.M. Spatial ability and prenatal androgens: meta-analyses of congenital adrenal hyperplasia and digit ratio (2D:4D) studies // Archives of Sexual Behaviour. - 2008. - Vol. 37. - P. 155-176.

22. Raven J.C. Progressive Matrices: A perceptual test of intelligence, 1938, sets A, B, C, D, and E. - London: H. K. Lewis, 1938

23. Raven, J. C. Progressive Matrices, sets A, B, C, D and E. - London: H. K. Lewis. 1956

24. Robert M., & Heroux G. Visuo-spatial play experience: forerunner of visuo-spatial achievement in preadolescent and adolescent boys and girls? // Infant and Child Development. -2004. - Vol. 13. - P. 49-78.

25. Ruffman T., Perner J., Naito M., Parkin L., & Clements W.A. Older (but not younger) siblings facilitate false belief understanding // Developmental Psychology. - 1998. - Vol. 34. - P. 161-174.

26. Spence I., & Feng J. Video games and spatial cognition // Review of General Psychology. -2010. - Vol. 14. - P. 92-104.

27. Sprafkin C., Serbin L.A., Denier C., & Connor J.M. Sex-differentiated play: Cognitive consequences and early interventions / In: M.B. Liss (Ed.), Social and cognitive skills: Sex roles and children's play. - New York: Academic Press, 1983. - P. 167-192.

28. Vandenberg S.G., & Kuse A.R. Mental rotation, a group test of three-dimensional spatial visualisation // Perceptual & Motor Skills. -1978. - Vol. 47. - P. 599-604.

29. Voyer D., Nolan C., & Voyer S. The relation between experience and spatial performance in men and women // Sex Roles. - 2000. - Vol. 43. - P. 891-915.

30. Voyer D., Voyer S., & Bryden M. Magnitude of sex differences in spatial abilities: A meta-anal-ysis and consideration of critical variables // Psychol. Bull. - 1995. - Vol. 117. - P. 250-270.

31. Vuoksimaa E., Kaprio J., Kremen W.S., Hok-kanen L., Viken R.J., Tuulio-Henriksson A., & Rose R. Having a male co-twin masculinizes mental rotation performance in females // Psychological Science. - 2010. - Vol. 21. - P. 1069-1071.

32. Vygotsky L.S. Mind and Society. - Cambridge, MA: Harvard University, 1978. - P. 79-91.

33. Wai J., Lubinski D., & Benbow C.P. Spatial ability for STEM domains: Aligning over 50 years of cumulative psychological knowledge solidifies its importance // Journal of Educational Psychology. - 2008. - Vol. 101. - P. 817-835.

SIBLING GENDER AND INDIVIDUAL DIFFERENCES IN SPATIAL ABILITY

H. FRENKEN1, Y.O. NOVGORODOVA23, V.V. MATSUTA3, P.I. BARSKY34

1 Goldsmiths, University of London, London, UK;2 Udmurt State University, Izhevsk, Russia; 3 National Research Tomsk State University, Tomsk, Russia;4 Psychological Institute RAE, Moscow,

Russia

We investigated potential environmental factors that might contribute to the phenomenon of sibling sex effect on spatial abilities, previously found in twins. The hypothesis of the influence of testosterone on the development of spatial abilities was tested. Testosterone may influence development both, directly and through social environment, such as through socializing influence of older siblings of different sexes. The results did not support the key role of siblings in the development of spatial abilities. Further investigations with bigger sample sizes are necessary in order to clarify whether sibling effect may be specific to particular age differences between siblings or other aspects of sibling diads.

Keywords: individual differences, spatial cognition, siblings, gender.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.