Научная статья на тему 'Гендерные различия в когнитивных способностях: роль стереотипа и "эффект сиблинга"'

Гендерные различия в когнитивных способностях: роль стереотипа и "эффект сиблинга" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2362
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПОЛ / "ЭФФЕКТ СИБЛИНГА" / СТЕРЕОТИП

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Папагеоргиу К., Исматуллина В.И., Залешин М.С., Белова А.П.

В исследовании ставилась задача дать более полное представление о гендерных различиях в математических, пространственных и общих когнитивных способностях. Делая акцент на социальных факторах, мы рассматривали влияние «эффекта сиблинга» и стереотипа на показатели этих способностей. Исследование проводилось с помощью онлайн тестирования. В исследование приняли участие 196 испытуемых (средний возраст 32,6 года). В результате исследования было установлено, что пол в малой степени оказывает влияние на когнитивные способности, так же, как и пол сиблинга. Стереотип о том, что мужчины успешнее в математике, незначимо влияет на показатели успешности в ней как у мужчин, так и женщин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Папагеоргиу К., Исматуллина В.И., Залешин М.С., Белова А.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерные различия в когнитивных способностях: роль стереотипа и "эффект сиблинга"»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЯХ: РОЛЬ СТЕРЕОТИПА И «ЭФФЕКТ СИБЛИНГА»

К. ПАПАГЕОРГИУ1, В.И. ИСМАТУЛЛИНА2*, М.С. ЗАЛЕШИН3, А.П. БЕЛОВА2' 3

1 Голдсмитс колледж, Университет Лондона, Лондон, Великобритания;2 ФГНУ «Психологический институт» РАО, Москва, Россия;3 ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет», Томск, Россия

В исследовании ставилась задача дать более полное представление о тендерных различиях в математических, пространственных и общих когнитивных способностях. Делая акцент на социальных факторах, мы рассматривали влияние «эффекта сиблинга» и стереотипа на показатели этих способностей. Исследование проводилось с помощью онлайн тестирования. В исследование приняли участие 196 испытуемых (средний возраст 32,6 года). В результате исследования было установлено, что пол в малой степени оказывает влияние на когнитивные способности, так же, как и пол сиблинга. Стереотип о том, что мужчины успешнее в математике, незначимо влияет на показатели успешности в ней как у мужчин, так и женщин.

Ключевые слова: пространственные и математические способности, пол, «эффект сиблинга», стереотип.

Введение

Несмотря на исследования, которые говорят о минимальном вкладе или же отсутствии половых различий в когнитивных способностях (Hyde J.S. et al., 1990) [9], существует ряд исследований, которые, напротив, указывают на большую статистическую значимость гендерных различий в визуально-пространственных способностях, в частности в мысленном вращении объектов (Voyer D. et al., 1995 [21]; Vuoksimaa E. et al, 2010 [22]), а также в некоторых аспектах математических способностей, таких как решение проблемных задач [9]. Muzzatti B. & Agnoli F. (2007) [14] было предложено рассматривать социальные и биологические факторы, влияющие на когнитивные способности.

Так, многие авторы отмечают что, одним из факторов, объясняющих гендерные различия в когнитивных способностях, вы-

© Папагеоргиу К., Исматуллина В.И., Залешин М.С., Белова А.П., 2012

* Для корреспонденции:

Исматуллина Виктория Игоревна Психологический институт РАО 125009 Москва, ул. Моховая, 9, стр. 4

ступает уровень тестостерона: Burkitt J. et al., 2007 [1]; Carrillo B. et al., 2010 [2]; Cohen-Bendahan C.C. et al., 2004 [4]; Collaer M.L. & Hines M., 1995 [5]; Heil M. et al., 2011 [7]; Lutchmaya S. et al., 2004 [11]; Rosselli M. et al., 2009 [16]; Sappington J. & Topolski R., 2005 [17]; Vuoksimaa E. et al., 2010 [22]. В нескольких исследованиях женщины с низким уровнем тестостерона имели более низкие показатели в пространственных способностях, чем мужчины и женщины с более высоким уровнем тестостерона [1]. Безусловно, влияние уровня тестостерона нельзя рассматривать в чистом виде, не учитывая социальные факторы. Среди них можно выделить включение мужчин и женщин в разный контекст социального поведения, связанного с различными уровнями пространственных и математических способностей, а также наличия так называемого «эффекта сиблинга». Данный эффект заключается в образовании общего «компонента среды» между сибсами, что, в свою очередь, может в той или иной мере влиять на показатели в когнитивной сфере, так как социальная среда имеет смешанный вид, характерный для сибсов обоих полов.

Еще одним социальным фактором, влияющим на когнитивные способности мужчин и женщин, может выступать теория стереотипизации (Stereotype Threat Theory -STT). Согласно данной теории, группа лиц с негативным стереотипом может быть менее продуктивной, находясь под воздействием данного стереотипа (Steele C.M. & Aronson J., 1995, 1997 [18, 19]). Например, наличие стереотипа у женщин о том, что они имеют низкие показатели в математических способностях, приводит к низким результатам по тестам (Chatard A. et al., 2007 [3]; Keller J., 2007 [10]; Hausmann M. et al., 2009 [6]; Huguet P. & Régner I., 2009 [8]).

Таким образом, основной целью нашего исследования было изучить когнитивные и социальные факторы, влияющие на гендер-ные различия в когнитивной сфере. В исследовании были поставлены три основных задачи: 1) исследовать гендерные различия в познавательных способностях; 2) проанализировать влияние пола сиблинга на математические и пространственные способности женщин; 3) проверить влияние стереотипов на математические показатели.

Методика

В исследовании приняли участие 196 испытуемых (76 мужчин и 120 женщин, средний возраст - 32,6 года). Исследование проводилось по итогам онлайн тестирования. Респондентам было предложено зарегистрироваться на сайте (http://www.mlab. co.uk/), на котором они отвечали на вопросы относительно их образования, оценок по математике, любимых занятий в детстве, а также давали информацию о наличии брата или сестры. Каждый из респондентов заполнял тесты на персональной странице, код входа в систему сайта высылался по электронной почте. Помимо анкетных вопросов, респондентам были предложены следующие тесты, направленные на изучение когнитивных способностей:

- Тест «Мысленное вращение» (Vandenberg S.G., Kuse A.R., 1978) [20].

- Тест «Прогрессивные матрицы Равена» (Raven J., 2000) [15].

- Тест блоков Кореи (ТБК) (или «Последовательности» - Corsi Block Tapping (Milner B., 1971) [12].

- Тест «Верно или неверно?» (или «Математическая беглость») - Problem Verification Task (PVT) (Murphy M.M. & Mazzocco M.M.M., 2008) [13].

Кроме этого, половине испытуемых было предложено ознакомиться с утверждением относительно математических способностей у мужчин и женщин, основанным на стереотипе о более высоком уровне такого рода способностей у мужчин. Утверждение состояло из следующего: «Широко известно, что мужчины имеют более высокие показатели по математическим и пространственным способностям, чем женщины (под пространственными способностями понимаются способности генерировать, хранить, извлекать и преобразовывать визуальные объекты). Более того, у женщин также есть проблемы с предметами в колледже, так или иначе связанными с математикой. Плюс ко всему, многие женщины не работают в сферах, где необходимо применять такого рода способности. Данное исследование направлено на рассмотрение различных теорий в отношении превосходства мужчин в показателях пространственных и математических способностей». Оставшейся же половине данное утверждение не предъявлялось.

По окончании процедуры тестирования испытуемые сами оценивали свои математические и пространственные способности по шкале от «очень плохой уровень» до «очень хороший уровень».

Результаты

Для изучения половых различий по четырем когнитивным тестам (Тест на мысленное вращение объектов, Тест Прогрессивных матриц Равена, Тест блоков Корси, Тест «Верно или неверно») был проведен

дисперсионный анализ ЛЫОУЛ. Половые различия по данным тестам не были установлены. Достоверные статистически значимые различия были получены лишь по тесту на проверку задач (РУТ), мужчины имеют более высокие показатели легкости и правильности извлечения математических объектов из памяти, чем женщины (Б (1,194)=7,36, р=0,007). Почти 4% дисперсии показателей этого теста объясняется полом (^2=0,37).

Следующим этапом анализа было изучение влияние стереотипа на математические и пространственные способности. Согласно целям исследования, группы были поделены на тех, кому предъявлялось стереотипное утверждение, и тех, кому такового утверждения не предъявлялось. В ходе анализа среди четырех групп - 1) мужчины с эффектом стереотипа; 2) мужчины без эффекта стереотипа; 3) женщины с эффектом стереотипа; 4) женщины без эффекта стереотипа -

статистически достоверных различий не было обнаружено.

Гендерные различия также были рассмотрены по показателям самоотчетов испытуемых об их математических и пространственных способностях. Группы были объединены по наличию эффекта стереотипа и уровню математических и пространственных способностей. По результатам дисперсионного анализа (ЛЫОУЛ) были получены следующие данные, представленные ниже в таблицах, где 1 - мужчины с высоким уровнем математических/пространственных способностей с наличием эффекта стереотипа; 2 - мужчины с низким уровнем математических/пространственных способностей с наличием эффекта стереотипа; 3 - женщины с высоким уровнем математических/пространственных способностей с наличием эффекта стереотипа; 4 - женщины с низким уровнем математических/пространственных способностей с наличием эффекта стереотипа (табл. 1, 2, 3).

Таблица 1

Парные сравнения групп с низким и высоким уровнем математических способностей в показателях теста Прогрессивных матриц Равена по полу

Математические Различия средних (1-1) 8Б Р 95% доверительный интервал

способности нижняя граница верхняя граница

2,00 1,500 1,317 1,000 -2,083 5,083

1,00 3,00 0,150 1,169 1,000 -3,030 3,330

4,00 3,324 1,220 0,049 0,006 6,641

2,00 1,00 -1,500 1,317 1,000 -5,083 2,083

3,00 -1,350 1,317 1,000 -4,933 2,233

1,00 -0,150 1,169 1,000 -3,330 3,030

3,00 2,00 1,350 1,317 1,000 -2,233 4,933

4,00 3,174 1,220 0,069 -0,144 6,491

1,00 -3,324 1,220 0,049 -6,641 -0,006

4,00 2,00 -1,824 1,362 1,000 -5,529 1,881

3,00 -3,174 1,220 0,069 -6,491 0,144

Примечание: участники были поделены на группы в зависимости отсутствия/присутствия стереотипа и самооцененных математических способностей: 1 - мужчины с высоким уровнем математических способностей с наличием эффекта стереотипа; 2 - мужчины с низким уровнем математических способностей с наличием эффекта стереотипа; 3 - женщины с высоким уровнем математических способностей с наличием эффекта стереотипа; 4 - женщины с низким уровнем математических способностей с наличием эффекта стереотипа

Таблица 2

Парные сравнения групп с низким и высоким уровнем математических способностей в показателях теста мысленного вращения объектов по полу

Математические Различия средних (1-1) 8Б Р 95% доверительный интервал

способности нижняя граница верхняя граница

2,00 3,823 2,000 0,362 -1,618 9,265

1,00 3,00 -1,000 1,776 1,000 -5,830 3,830

4,00 7,076 1,852 0,002 2,038 12,115

1,00 -3,823 2,000 0,362 -9,265 1,618

2,00 3,00 -4,823 2,000 0,112 -10,265 0,618

4,00 3,253 2,069 0,724 -2,374 8,881

1,00 1,000 1,776 1,000 -3,830 5,830

3,00 2,00 4,823 2,000 0,112 -0,618 10,265

4,00 8,076 1,852 0,000 3,038 13,115

1,00 -7,076 1,852 0,002 -12,115 -2,038

4,00 2,00 -3,253 2,069 0,724 -8,881 2,374

3,00 -8,076 1,852 0,000 -13,115 -3,038

Примечание: см. примечание к таблице 1.

Таблица 3

Парные сравнения групп с низким и высоким уровнем пространственных способностей в показателях теста мысленного вращения объектов по полу

Математические способности Различия средних (1-1) 8Б Р 95% доверительный интервал

нижняя граница верхняя граница

1,00 2,00 14,538 5,259 0,043 0,290 28,787

3,00 4,613 2,691 0,543 -2,677 11,902

4,00 -1,896 2,803 1,000 -9,490 5,698

2,00 1,00 -14,538 5,259 0,043 -28,787 -0,290

3,00 -9,926 5,246 0,374 -24,139 4,287

4,00 -16,435 5,305 0,016 -30,806 -2,063

3,00 1,00 -4,613 2,691 0,543 -11,902 2,677

2,00 9,926 5,246 0,374 -4,287 24,139

4,00 -6,509 2,779 0,131 -14,036 1,019

4,00 1,00 1,896 2,803 1,000 -5,698 9,490

2,00 16,435 5,305 0,016 2,063 30,806

3,00 6,509 2,779 0,131 -1,019 14,036

Примечание: см. примечание к таблице 1.

Мы также сравнили испытуемых обоих полов, которые высоко оценили свои пространственные или математические способности, с испытуемыми, которые оценили свои способности низко. Статистически достоверные различия были обнаружены в тесте Прогрессивных матриц Равена между группой мужчин с высоким уровнем математических способностей и группой женщин с низким уровне математических способностей (F(3,66)=3,13, p=0,031). 12,5% дисперсии по данному тесту были объяснены влиянием стереотипного утверждения, предъявляемого перед прохождением тестирования (^2=0,125). У этих же двух групп также были найдены различия по тесту проверки задач (F(3,66)=7,82, p=0,00, M=41,90, SD=5,730 vs. M=34,82, SD=7,519 respectively).

В тесте «Мысленное вращение объектов» (Mental Rotation test) были получены статистически достоверные различия меж-

ду группой мужчин, которые оценили свои пространственные способности высоко, и группой мужчин которые оценили свои способности низко (Б(3,76)=4,38, р=0,007). Интересным является полученный результат у мужчин, которые оценили свои пространственные способности ниже. Их показатели в пространственных способностях оказались ниже показателей этих способностей у женщин, которые также оценили свои пространственные способности низко (р=0,016).

Наконец, для того чтобы проверить «эффект сиблинга», мы провели дисперсионный анализ на группах, объединенных в диады: «брат-брат», «брат-сестра», «сестра-брат», «сестра-сестра». Также анализ осуществлялся на испытуемых, являющихся единственными детьми. Среди данных групп достоверных различий не было обнаружено. Полученные данные приведены в таблице (табл. 4).

Таблица 4

Средние значения (и стандартные отклонения) по тестам Прогрессивных матриц Равена, PVT, «Мысленное вращение» и ТБК в зависимости от пола испытуемых и пола сиблингов

Тесты Мужчины с братьями Мужчины с сестрами Женщины с братьями Женщины с сестрами Мужчины без сиблингов Женщины без сиблингов

Матрицы Равена 13,94 (3,22) N=33 12,76 (4,04) N=33 11,50 (3,73) N=42 13,14 (4,81) N=65 11,75 (5,52) N=8 13,55 (3,90) N=11

PVT 40,97 (5,11) N=34 39,70 (5,80) N=33 37,48 (5,58) N=42 38,92 (6,32) N=65 41,25 (5,80) N=8 37,64 (6,34) N=11

Мысленное вращение 32,00 (10,08) N=34 34,85 (11,29) N=33 31,71 (7,26) N=42 34,34 (9,99) N=65 36,13 (8,69) N=8 32,36 (8,50) N=11

Блоки Корси 5,53 (1,98) N=34 5,42 (1,85) N=33 4,52 (2,37) N=42 5,18 (2,01) N=65 4,50 (2,20) N=8 5,00 (1,48) N=11

Обсуждение

В ходе анализа полученных результатов гендерных различий в когнитивных тестах на мысленное вращение объектов, Прогрессивные матрицы Равена и тесте блоков Корси не было выявлено. Статистически достоверные различия были получены лишь в тесте PVT, направленном на изучение математической беглости. Обнаруженные различия соответствуют ранее полученным данным в работе Hyde J.S. et al (1990) [9]. Интересным является то, что в нашем исследовании не были установлены половые различия в пространственных способностях, несмотря на то, что ранее были получены результаты, свидетельствующие о наличии различий в такого рода способностях среди мужчин и женщин (например, работа Voyer D. et al., 1995 [21]).

Результаты нашего исследования также продемонстрировали отсутствие «эффекта сиблинга» на показатели когнитивных тестов. Безусловно, мы не можем делать окончательного вывода об отсутствии влияния «эффекта сиблинга» по той простой причине, что выборка нашего исследования недостаточно обширна. Также необходимо в дальнейших исследованиях учесть влияние разницы в возрасте между сиблингами и самого возраста сиблинга, чего в нашем исследовании не было сделано.

Анализируя влияние стереотипа на математические и пространственные способности, мы также не обнаружили статистически достоверных различий. Полученные нами данные противоречат более ранним исследованиям, в которых отмечалось наличие такого рода влияния. Во многом это обусловлено проблемой малой выборки исследования. Возможно также, что влияние стереотипа можно проследить лишь в конкретных возрастных и социодемографических группах. Еще одной причиной отсутствия различий может служить характер самого предъявляемого стереотипного утверждения. Может быть, его влияние не достигло достаточной степени для проявления различий.

Для рассмотрения влияния стереотипа на когнитивные способности мы проанализировали самоотчет испытуемых об их математических и пространственных способностях как один из факторов, которые могут влиять на уровень таких способностей. В полученных нами данных были установлены гендерные различия по тесту РУТ между мужчинами, которым предъявлялось стереотипное утверждение с оценкой своих пространственных и математических способностей как «высокие», и женщинами с низким уровнем данных способностей в своем самоотчете, также под воздействием стереотипного утверждения. Достоверные различия были установлены и среди женщин с высоким и низким уровнями изучаемых способностей. Интересно то, что различия также были получены между мужчинами с низким уровнем пространственных способностей и женщинами, которые также оценивают свои пространственные способности низко. Показатели мужчин оказались при этом ниже, чем у женщин. Возможно, это связано с тем, что стереотипное утверждение влияло только на тех, кто оценивал свои способности низко: так, мужчины находились в состоянии большой тревоги от того, что им необходимо было оправдать свой пол, показатели которых, исходя из стереотипного утверждения о пространственных способностях, имеют высокий уровень. В то же время женщины с низкой оценкой в самоотчетах по пространственным способностям не испытывали тревоги, так как по сути стереотипное утверждение не оказало на них влияние.

Заключение

В целом можно сказать, что следует провести дальнейшие исследования механизмов, лежащих в основе изменений гендерных и индивидуальных различий в когнитивной сфере. Необходимо, во-первых, интегрировать социальные и биологические факторы, лежащие в основе этих

различий. Во-вторых, требуется лучше понять эти факторы, что, в свою очередь, может привести к новой, теоретически обоснованной, эффективной образовательной программе в области когнитивной и клинической психологии. Понимание факторов, влияющих на развитие разных уровней продуктивности в когнитивной сфере, может помочь улучшить классификацию, диагностику и лечение связанных с этими факторами нарушений.

Работа выполнена в ходе исследований по гранту Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, № 11.G34.31.0043.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Burkitt J., Widman D. & Saucier D.M. Evidence for the influence of testosterone in the performance of spatial navigation in a virtual water maze in women but not in men // Horm. Behav. - 2007. - Vol. 51(5). - P. 649-654.

2. Carrillo B., Gomez-Gil E., Rametti G., Junque C., Gomez A., Karadi K., Segovia S. & Guillamon A. Cortical activation during mental rotation in male-to-female and female-to-male transsexuals under hormonal treatment // Psychoneuroendocrinology. -2010. - Vol. 35. - P. 1213-1222.

3. Chatard A., Guimond S. & Selimbegovic L. «How good are you in math?» The effect of gender stereotypes on students' recollection of their school marks // Journal of Experimental Social Psychology. - 2007. - Vol. 43. - P. 1017-1024.

4. Cohen-Bendahan C.C., Buitelaar J.K., Van Goozen S.H. & Cohen-Kettenis P.T. Prenatal exposure to testosterone and functional cerebral lateralization: a study in same-sex and opposite-sex twin girls // Psychoneuroendocrinology. - 2004. - Vol. 29. - P. 911-916.

5. Collaer M.L. & Hines M. Human behavioral sex differences: a role for gonadal hormones

during early development? // Psychol. Bull. -1995. - Vol. 118. - P. 55-107.

6. Hausmann M., Schoofs D., Rosenthal H.E. & Jordan K. Interactive effects of sex hormones and gender stereotypes on cognitive sex differences - a psychobiosocial approach // Psychoneuroendocrinology. - 2009. - Vol. 34(3). - P. 389-401.

7. Heil M., Kavsek M., Rolke B., Beste C. & Jansen P. Mental rotation in female fraternal twins: Evidence for intra-uterine hormone transfer? // Biol. Psychol. - 2011. - Vol. 86. - P. 90-93.

8. Huguet P. & Régner I. Counter-stereotypic beliefs in math do not protect school girls from stereotype threat // Journal of Experimental Social Psychology. - 2009. -Vol. 45. - P. 1024-1027.

9. Hyde J.S., Fennema E. & Lamon S.J. Gender differences in mathematics performance: a meta-analysis // Psychol. Bull. - 1990. - Vol. 107. - P. 139-155.

10. Keller J. Stereotype threat in classroom settings: the interactive effect of domain identification, task difficulty and stereotype threat on female students' maths performance // Br. J. Educ. Psychol. - 2007. - Vol. 77. - P. 323-338.

11. Lutchmaya S., Baron-Cohen S., Raggatt P., Knickmeyer R. & Manning J. T. 2nd to 4th digit ratios, fetal testosterone and estradiol // Early Hum. Dev. - 2004. - Vol. 77. - P. 23-28.

12. Milner B. Interhemispheric differences in the localization of psychological processes in man // Br. Med. Bull. - 1971. - Vol. 27. - P. 272277.

13. Murphy M.M. & Mazzocco M.M.M. Mathematics learning disabilities in girls with fragile X or Turner syndrome during late elementary school // J. Learn. Disabil. - 2008.

- Vol. 41. - P. 29-46.

14. Muzzatti B. & Agnoli F. Gender and mathematics: attitudes and stereotype threat susceptibility in Italian children // Dev. Psychol. - 2007. - Vol. 43. - P. 747-759.

15. Raven J. The Raven's progressive matrices: change and stability over culture and time // Cogn. Psychol. - 2000. - Vol. 41. - P. 1-48.

16. Rosselli M., Ardila A., Matute E. & Inozemtseva O. Gender differences and cognitive correlates of mathematical skills in school-aged children // Child. Neuropsychol.

- 2009. - Vol. 15. - P. 216-231.

17. Sappington J. & Topolski R. Maths performance as a function of sex, laterality, and age of pubertal onset // Laterality. - 2005. - Vol. 10. - P. 369-379.

18. Steele C.M. & Aronson J. Stereotype threat and intellectual test performance of African Americans // Journal of Personality and Social Psychology. - 1995. - Vol. 69. - P. 797-811.

19. Steele C.M. & Aronson J. A threat in the air: How stereotypes shape intellectuall identity and performance // American Psychologist. -1997. - Vol. 52. - P. 613-629.

20. Vandenberg S.G. & Kuse A.R. Mental rotations, a group test of three-dimensional spatial visualization // Percept. Mot. Skills. -1978. - Vol. 47. - P. 599-604.

21. Voyer D., Voyer S. & Bryden M.P. Magnitude of sex differences in spatial abilities: a metaanalysis and consideration of critical variables // Psychol. Bull. - 1995. - Vol. 117. - P. 250-270.

22. Vuoksimaa E., Kaprio J., Kremen W.S., Hok-kanen L., Viken R.J., Tuulio-Henriksson A. & Rose R.J. Having a male co-twin masculinizes mental rotation performance in females // Psychol. Sci. - 2010. - Vol. 21. - P. 1069-1071.

GENDER DIFFERENCES IN COGNITIVE ABILITIES: THE ROLE OF STEREOTYPE AND «SIBLING EFFECT»

K. PAPAGEORGIOU1, V.I. ISMATULLINA2, M.S. ZALESHIN3, A.P. BELOVA2, 3

1 Goldsmiths, University of London, London, UK;2 Psychological Institute RAE, Moscow, Russia;

3 National Research Tomsk State University, Tomsk, Russia

The research task was to give a more complete picture of the phenomenon of gender differences in mathematical, spatial, and general cognitive ability. By focusing on the social factors we examined the influence of «sibling effect» and stereotypes on the performance in these abilities. The study was conducted using an online test administration. The study involved 196 male and female participants. The results showed the absence of gender differences (with the exception of a small male advantage in mathematical fluency), as well as the absence of any sibling effect on mathematical and spatial performance. Overall, stereotype (that men show better mathematical and spatial performance) was also shown not to have an effect on any of the assessed abilities.

Keywords: spatial and mathematical abilities, gender, «sibling effect», stereotype.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.