Научная статья на тему 'ПОЛ И ГЕНДЕР: СОЦИОПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИХ ДЕБАТОВ'

ПОЛ И ГЕНДЕР: СОЦИОПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИХ ДЕБАТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
283
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛ / ГЕНДЕР / ТРЕТИЙ ПОЛ / ЖЕНЩИНА / МУЖЧИНА / ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИКА / ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ушакова В. Г.

В статье анализируется процесс определения понятийного аппарата терминов «пол», «гендер», «третий пол» в культуре, социальной мысли, феминистских и гендерных исследованиях. Предпринята попытка показать значимость и влияние гендерных дебатов на различные социальные, политические институты и процессы современных обществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEX AND GENDER. SOCIO-POLITICAL ASPECTS OF TERMINOLOGICAL DEBATES

The article analyzes the process of defining the conceptual apparatus of the terms “sex”, “gender”, “third gender” in culture, social thought, feminist and gender studies. An attempt is made to identify the significance and influence of gender debates on various social, political institutions and processes of modern societies.

Текст научной работы на тему «ПОЛ И ГЕНДЕР: СОЦИОПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИХ ДЕБАТОВ»

УДК 316.346.2

DOI: 10.28995/2073-6401-2022-1-352-362

Пол и гендер: социополитические аспекты терминологических дебатов

Валентина Г. Ушакова Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, walespb@mail.ru

Аннотация. В статье анализируется процесс определения понятийного аппарата терминов «пол», «гендер», «третий пол» в культуре, социальной мысли, феминистских и гендерных исследованиях. Предпринята попытка показать значимость и влияние гендерных дебатов на различные социальные, политические институты и процессы современных обществ.

Ключевые слова: пол, гендер, третий пол, женщина, мужчина, общество, политика, гендерная социология

Для цитирования: Ушакова В.Г. Пол и гендер: социополитические аспекты терминологических дебатов // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2022. № 1. Ч. 3. С. 352-362. Б01: 10.28995/2073-6401-2022-1-352-362

Sex and gender. Socio-political aspects of terminological debates

Valentina G. Ushakova Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia, walespb@mail.ru v.ushakova@spbu.ru

Abstract. The article analyzes the process of defining the conceptual apparatus of the terms "sex", "gender", "third gender" in culture, social thought, feminist and gender studies. An attempt is made to identify the significance and influence of gender debates on various social, political institutions and processes of modern societies.

Keywords: sex, gender, third gender, woman, man, society, politics, gender sociology

For citation: Ushakova, V.G. (2022), "Sex and Gender. Socio-political aspects of terminological debates", RSUH/RGGUBulletin. "Philosophy. Sociology. Art Studies" Series, no. 1, part 3, pp. 352-362, DOI: 10.28995/2073-6401-20221-352-362

© Ушакова В.Г., 2022

Введение. Пол и гендер

Проблематика пола и гендера, а также возможных путей их «программирования» волновали философов и социальных мыслителей от Аристотеля и Платона до современных исследователей и теоретиков в области биологии, психологии, социологии и многих других наук. Концепция пола в исторической перспективе претерпевала серьезные изменения. Со времен античности и до XVI-XVII вв. для культуры и социальной мысли, социального устройства в целом была характерна однополая модель [Бутовская 2013, с. 29], в которой единственным полноценным полом считался мужской, женщина же концептуализировалась как «недоразвитый» мужчина, как «наказание», лишалась субъектности и рассматривалась в качестве оппозиции мужскому как совершенному, естественному и первостепенному. Данная точка зрения прослеживается в работах Платона («Тимей»1), Гесиода («Теогония»2), Аристотеля («О возникновении животных»3), Фомы Аквинского, Августина Блаженного («О Троице»4), Жана Бодена ("Les six livres de la République"5) и др.

Начало формированию представления о мужском и женском как двух разных полах было положено в XVII-XVIII вв. и продолжалось в европейских культурах примерно до середины XX в. [Бутовская 2013, с. 29]. Развивали эти идеи Ж.Ж. Руссо («Эмиль, или О воспитании»6), Ж. Кондорсе («Эскиз исторической картины процесса человеческого разума»7), Ш. Фурье («Теория четырех движений и всеобщих судеб - проспект и анонс открытия»8) и другие.

До 1960-х гг. основой разграничения выступали физические характеристики индивида - его половые органы, (не)способность к оплодотворению или вынашиванию ребенка и т. д. Социальная

1 Plato. Timaeus. 42b, 92e.

2 Hesiod. The Homeric Hymns and Homerica. Theogony. The Loeb Classical Library. London, 1914.

3 Аристотель. О возникновении животных / Пер. с греч., вступ. ст. и примеч. В.П. Карпова. М.; Л.: Изд-во Академии наук, 1940. 250 с.

4 Августин Авелий. О Троице / Пер. с лат. А.А. Тащиана. Краснодар: Глагол, 2004.

5 Bodin J. Les six livres de la République. Paris, 199Э. 607 p.

6 Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Руссо Ж.-Ж. Избр. соч.: В Э т. Т. 1. М.: ГИХЛ, 1961. 852 с.

7 Кондорсэ Ж.А. Эскиз исторической картины процесса человеческого разума. М., 19Э6. С. 246.

8 Фурье Ш. Теория четырех движений и всеобщих судеб - проспект и анонс открытия. М., 19Э8.

надстройка же рассматривалась как неизменный, детерминированный биологическим полом атрибут. Четко выделенного и опера -ционализированного понятия гендера как «социального пола» не существовало.

Большой вклад в развитие гендерной теории и отделение гендера от биологического пола внесла М. Мид в 1920-х гг., которая при изучении культурных групп Новой Гвинеи утвердила положение о том, что половые роли, различающиеся в разных культурах, представляют собой не что иное, как результат социального обучения [Mead 1963, с. 280]. К 1940 г. среди врачей и психиатров установились практики использования понятия «психологический пол» с целью отделения его от биологического. Необходимость введения и использования данного понятия была продиктована происходящими изменениями в общественном сознании. Эти изменения происходили под влиянием «выхода из тени» транс-персон и людей с интерсекс-вариациями. «Психологический пол» здесь определялся как ощущение собственного «я» - мужское или женское, не следующее автоматически из биологического пола [Meyerowitz 2004, с. 1-20].

В 1963 г. на конгрессе аналитиков в Стокгольме Р. Столлер предлагает ввести понятие «гендер», определяя его как «пол в социальном контексте». Вместо понятия «гендерная роль» Р. Стол-лер вводит понятие «гендерной идентичности» - ощущения собственного «я» как (не)принадлежащего к определенному биологическому полу [Stoller 1968, с. 251]. Период распространения данного термина совпал с подъемом феминистских движений и «женского» теоретизирования. Работы Ш. Ортнер, первые труды Р. Агнер, А. Рич, Г. Рубин, трактовали гендер как усвоение определенного, конкретного места в сложившейся иерархии социальных ролей [Пушкарева 2005, с. 9]. Д. Скотт утверждала языковое конструирование мужественности и женственности и определяла гендер как «исторически первую форму фиксации властных отношений». Д. Лорбер рассматривала гендер, с одной стороны, как социальный институт, производящий эксплуатируемую группу, с другой стороны - как достигаемый социальный статус [Lorber 1994, с. 16-17]. Г. Гарфинкель и У. Циммерман определяли гендер в рамках понятий психологии общения, в соответствии с которыми гендер есть система межличностного взаимодействия, посредством которой создается, утверждается и воспроизводится представление о мужском и женском.

Биологическую обусловленность гендера в своих идеях отвергает Т. де Лауретис, утвердившая гендер как технологию. Данные идеи отсылают нас также к И. Гоффману, который рассматривал

гендер как инсценировку социального сценария культурных представлений о мужском и женском [Пушкарева 2005, с. 13]. Д. Бат-тлер в своей перформативной теории гендера определяет гендер как политически обусловленный конструкт мужского и женского, который создается обществом посредством повторяющихся практик. Гендер является не только фактом биологии, но и определяется культурным контекстом и определенной конкретной ситуацией [Butler 1990, с. 271-275].

О. А. Воронина предложила рассматривать гендер в единстве трех частей - социальный конструкт, стратификационная категория и культурная метафора. Она определяла гендер как «системную характеристику социального и культурного (символического) порядка». Данная характеристика, по ее мнению, постоянно воспроизводится в социальных институтах, сознании людей и процессах коммуникации. Гендерная система включает в себя социальные институты, культурные нормы и идеологии, которые определяют, регулируют поведение, роли, взаимоотношения и совместную деятельность женщин и мужчин [Воронина 2018, с. 9].

Термины «гендер» и «гендерная идентичность» акцентируют внимание на понятиях феминности и маскулинности. Т.В. Бендас определят феминность как набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящей женщины»: мягкость, заботливость, нежность, слабость, беззащитность и т. д., а маскулинность - как набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящего мужчины»: мужественность, уверенность в себе, властность и пр. [Бендас 2006, с. 8].

В соответствии с вышеперечисленными концепциями, предложенными социологами, психологами, философами и другими, гендер формирует определенную систему, состоящую из ряда элементов: гендерная идентичность, гендерные убеждения, гендерная самопрезентация, гендерный брачный и репродуктивный статус [Lorber 1994, с. 11-120]. Норма такой соотносимости или несоот-носимости с тем или иным гендером индивида того или иного пола была установлена в результате исторического развития отношений между полами.

На основе тезиса С. де Бовуар о том, что «женщиной не рождаются, женщиной становятся» М. Гетенс, Г. Рубин, А. Рич, Н. Чодо-ров, М. Виттинг говорят о возможности отказа от установившейся бинарной половой системы и становлении «Третьего пола» за счет отказа от брака и гетеросексуальных отношений и перехода к «безгендерному обществу». Декларируется явная возможность добровольного «взращивания» в себе той или иной желаемой ген-дерной идентичности. Отсюда проистекает и возможность отказа

от биологического пола и гендерных норм. В настоящее время в некоторых обществах мы наблюдаем распад жестко установленного различия между мужчиной и женщиной в областях гендерной идентичности. Установленные бинарные цис-нормативные рамки начинают пересматриваться и переосмысляться, появляются такие варианты нормы, как транссексуальность и трансгендерность, становятся социально видимыми люди с интерсекс-вариациями.

Третий пол.

Социополитические аспекты терминологических дебатов

Группы людей, половые характеристики, гендерная идентичность, экспрессия и поведение которых не соответствуют социокультурным нормам мужского и женского в конкретных обществах на той или иной стадии развития, могут рассматриваться в рамках концептов «третьего пола» или «третьего гендера», которые позволяют выйти за пределы бинарности мужчина/женщина, мужское/ женское, фемининное/маскулинное. Так, согласно последним данным ООН, в мире рождается примерно столько же детей, имеющих признаки обоих полов, сколько и людей с рыжими волосами -0,5-1,7%9.

Анализ научно-справочной литературы показал отсутствие четких научных определений и операционализаций понятий «третий пол» и «третий гендер». Социологические, гендерные и психологические словари, помимо конкретных определений понятий пола и гендера, предлагают определения схожих или включаемых в категории третий пол/третий гендер понятия. Среди них такие, как андрогиния, трансвестизм10, гермафродитизм11, гендер-флю-идность, агендерность, бигендерность [Шевченко 2016, с. 6-88] и многое другое.

9 Поздравляем, у вас оно: что такое «третий пол»? 2019 [Электронный ресурс] https://sport.rambler.ru/other/41771165/?utm_content=sport_ media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения 25 февраля 2022).

10 Большой толковый социологический словарь [Электронный ресурс]. URL: https://gufo.me/dict/ social_dict (дата обращения 8 февраля 2022).

11 Словарь русского языка: В 4 т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А.П. Евгеньевой. 4-е изд., стер. М.: Рус. яз.: Полиграфресур-сы, 1999.

Можно выделить несколько основных современных социальных теорий, в рамках которых делаются попытки разрешения кризиса бинарной гетеронормативной системы: 1) андрогинность: смешивание женских и мужских черт [Бем 2004, с. 262-264]; 2) без-гендерное общество [Харауэй 2017, с. 26-31]; 3) трансгендеризм [Изрина 2021, с. 216-219]; 4) межпол, интерсекс или гермафродитизм. Перечисленные концепты и подходы создают обширное поле трактовок понятий третьего пола и третьего гендера. Обсуждение данных вопросов научным сообществом ведет к их широкому распространению на все общество в целом, включая социальные, политические институты и процессы.

В сфере политики происходит отказ от ценностей феминизма. По мнению феминистских политологов, тактика «наделения женщин властью» призвана внести женское начало в политику. В результате «наделения властью» женщины получают возможность влиять на политический процесс, реализуя власть не как принуждение, а как полномочие или компетенцию. Власть становится менее конфронтационной, лишается аспекта господства и приобретает характер сотрудничества [Чикалова 2004, с. 5].

Использование специфического женского опыта может изменить сущность современной представительной демократии, в которой общий интерес подменяется интересами отдельных групп. Женский опыт подходит лучше мужского, так как женщины привыкли решать конфликты с помощью убеждения, умеют слушать собеседника и легче строят отношения с людьми. Женщины более склонны проявлять свои эмоции и принимать во внимание чужие. Современные исследования европейского женского движения показывают, что женскому политическому участию в меньшей степени свойственны такие качества классической «мужской» политики, как агрессивность и авторитаризм. В 70-80-е гг. ХХ в. именно женщины составляли большинство лидеров антивоенного и экологического движений, использующих тактику ненасильственного протеста. В противоположность этому женщины-политики в ЕС нашего времени демонстрируют агрессивность, милитаризм, что не соответствует традиционным ценностям феминизма и подтверждает вывод о маскулинном ген-дере политики.

Институт семьи также претерпевает глубокие изменения: проблематизируется период первичной социализации, родитель-ство, супружество и т. д. Появилось и развивается суррогатное материнство, коммерческое отцовство и др. Получают признание в обществе однополые союзы, сожительства/партнерства, браки/ семьи. Изменяются правовые и регламентирующие документы, ко-

торые приведут к глубокой трансформации всего правового поля современных обществ.

Интерсексуалы смогли привлечь к своим проблемам внимание общественности и правительства и добились официального правового признания третьего пола. В 2013 г. в Германии был принят закон, согласно которому графу «пол» в документах новорожденных можно оставлять незаполненной до того времени, пока ребенок не подрастет и сам будет вправе решить, кем себя считать и какой пол вносить в паспорт. В 2017 г. Конституционный суд принял решение о признании третьего пола. С января 2019 г. в свидетельствах о рождении появился третий пол - "divers" [Ти-черляйн 2019, с. 1].

Это изменение окажет серьезное влияние на государственную статистику.

Серьезно меняется пенсионная система: в ряде стран пенсионный возраст мужчин и женщин одинаков, игнорируются репродуктивные особенности полов и вклад женщин в семейный сегмент рынка труда.

Нововведения касаются языкового вопроса: филологам предстоит разработать новые, гендерно-нейтральные местоимения. Зарождение гендерно-нейтрального языка уже хорошо заметно в Швеции: здесь при обращении к детям принято использовать нейтральное местоимение hen, образованное от слов han (он) и hon (она). Серьезная история - готовность языка к подобным переменам. Например, в русском языке множественное число, как правило, подразумевает наличие обоих полов. В немецком, наоборот, нужно особо уточнять, обращаетесь ли вы и к женщинам тоже. В разных языках изобретаются новые местоимения, подчеркивающие гендерную нейтральность.

Такая языковая борьба была начата феминистками достаточно давно. Изначально она велась против преобладания мужского пола в качестве нормативного в письменной и устной речи. Сейчас речь идет уже не об уравнивании мужского и женского, а о том, чтобы вообще убрать эту категорию.

Отдельная тема - спорт. В 2016 г. Международный олимпийский комитет рекомендовал допускать к соревнованиям спортсменов-трансгендеров при наличии подтверждения того, что тестостерон у них находится ниже определенного уровня. Транссексуалы получат преимущества по сравнению со спортсменками-женщинами [Поздравляем 2019]. Однако если унисекс-туалеты и совместные сауны - это в некоторых странах уже норма, то смешанные футбольные команды или бегуньи с мужскими хромосомами - пока еще нонсенс.

Заключение

Принятие третьего пола во многом зависит от толерантности общества и его готовности к изменениям. Как будет формироваться общественное мнение? Кто будет устанавливать новые правила «многообразия»? Людям легче и привычнее жить согласно привычным нормам, а государству - упростить восприятие полов, чтобы сделать управление более четким. Эта тенденция, по мнению профессора Торонтского университета Дж. Петерсона, вызывает серьезные опасения. «Я давно изучаю авторитаризм - уже 40 лет, и он всегда начинался с попыток контролировать лингвистическую и идеологическую территорию людей», - прокомментировал профессор принятие в Канаде закона, запрещающего дискриминацию по половому признаку [Петерсон 2018, с. 1]. Сегодня мир, особенно Запад, действительно находится на грани авторитаризма - авторитаризма политической корректности. И удастся ли переступить черту без перекосов - вопрос открытый.

Какое влияние окажет идеологизация и политизация проблематики пола, гендера и третьего пола на социальную структуру и социальную стратификацию? В условиях сохраняющегося ген-дерного разрыва женщины, как социо-демографическая группа, подвергаются дискриминации, а общества вернутся в архаичные времена, когда женщина в социуме не обладала субъектностью.

Литература

Бендас 2006 - Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб.: Питер, 2006. 431 с.

Бем 2004 - Бем СЛ. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М.: РОССПЭН, 2004. 331 с.

Бутовская 2013 - Бутовская М.Л. Антропология пола. Фрязино, 2013. 254 с. [Электронныи ресурс]. URL: https://e-libra.ru/read/508895-antropologiya-pola.html (дата обращения 8 февраля 2022).

Воронина 2018 - Воронина О.А. Гендерная культура в России: Традиции и новации. М.: ИФ РАН, 2018. 111 с.

Изрина 2021 - Изрина С.О. Феномен трансгендерности и современная концепция андрогинии: культурфилософский анализ // Вестник Пермского университета. «Философия. Психология. Социология». 2021. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-transgendernosti-i-sovremennaya-kontseptsiya-androginii-kulturfilosofskiy-analiz (дата обращения 19 февраля 2022).

Петерсон 2018 - Петерсон Д. Третий пол: почему на Западе хотят стереть половые различия людей. 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://woman.rambler.ru/

other/41273111-tretiy-pol-pochemu-na-zapade-hotyat-steret-polovye-razlichiya-lyudey/ (дата обращения 25 февраля 2022).

Поздравляем 2019 - Поздравляем, у вас оно: что такое «третий пол»? 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://sport.rambler.ru/other/41771165/Putm_ content=sport_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения 25 февраля 2022).

Пушкарева 2005 - Пушкарева Н.Л. Что такое «гендер»? (Характеристика основных концепций) // Гендерная теория и историческое знание: Материалы Второй Междунар. научно-практич. конф. Сыктывкар: СыктГУ, 2005. С. 8-20.

Тичерляйн 2019 - Тичерляйн Н. Мужской? Женский? Третий пол? // Партнер. 2019. № 2 (257) [Электронный ресурс]. URL: https://www.partner-inform.de/ partner/detail/2019/2/324/9431/muzhskoj-zhenskij-tretij-pol?lang=ru (дата обращения 25 февраля 2022).

Харауэй 2017 - Харауэй Д. Манифест киборгов: наука, технология и социалистический феминизм 1980-х. Т. 27. М.: Ad Marginem, 2017. 131 с.

Чикалова 2004 - Чикалова И.Р. «Бархатная революция» в политической и исторической науке // Женщины в истории: возможность быть увиденными: Сб. науч. ст. / Под ред. И.Р. Чикаловой. Минск: БГПУ, 2004. Вып. 3. С. 5-22.

Шевченко 2016 - Шевченко З.В. (Уклад.). Словник Гендерних термшв. Черкаси: видавець Чабаненко Ю. Вщновлено. 2016. 336 с. [Электронный ресурс]. URL: http://a-z-gender.net/devichestvo.html (дата обращения 8 февраля 2022).

Butler 1990 - Butler J. Performative Acts and Gender constitution: an essay in Phenomenology and Feminist theory // Performing Feminisms: Feminist Critical Theory and Theatre / Ed. by Sue-Ellen Case. Baltimore; London, 1990. P. 270-282.

Lorber 1994 - Lorber J. Paradoxes of Gender. N.Y., 1994. 429 p.

Mead 1963 - Mead M. Sex and temperament in three primitive societies. N.Y., 1963. P. 279-322.

Meyerowitz 2004 - MeyerowitzJ. How sex changed: A history of transsexuality in the United States. Harvard University Press, 2004. 400 p.

Stoller 1968 - Stoller R.J. Sex and gender: On the Development of Masculinity and Femininity. New York: Science House, 1968. 383 p.

References

Bendas, T.V. (2006), Gendernaya psikhologiya [Gender psychology], Piter, Saint Petersburg, Russia.

Bem, S.L. (2004), Linzy gendera. Transformatsiya vzglyadov na problemu neravenstva polov [Gender lenses. Transformation of views on the issue of gender inequality], ROSSPEN, Moscow, Russia, pp. 262-264.

Butler, J. (1990), "Performative Acts and Gender constitution: an essay in Phenomenology and Feminist theory", Case, Sue-Ellen (ed.), Performing Feminisms: Feminist Critical Theory and Theatre, London, UK, pp. 270-282.

Butovskaya, M.L. (2013), Antropologiya pola [Anthropology of gender], available at: https://e-libra.ru/read/508895- antropologiya-pola.html (Accessed 8 February 2022).

Chikalova, I.R. (2004), "'The Velvet Revolution' in political and historical science", Chikalova, I.R. (ed.), Zhenshchiny v istorii: vozmozhnost' byt' uvidennymi: sbornik nauch. st. [Women in history. The opportunity to be seen. A collection of scientific articles], BSPU, Minsk, Belarus, iss. 3, pp. 5-22.

Haraway, D. (2017), Manifest kiborgov: nauka, tekhnologiya i sotsialisticheskii feminizm [Cyborg Manifesto. Science, Technology and Socialist Feminism of the 1980s], Ad Marginem, Moscow, Russia.

Izrina, S.O. (2021), "The phenomenon of transgenderism and the modern concept of androgyny. A cultural philosophical analysis", Perm University Herald. Series "Philosophy. Psychology. Sociology", no. 2, pp. 212-221, available at: https://cy-berleninka.ru/article/n/fenomen-transgendernosti-i-sovremennaya-kontseptsiya-androginii-kulturfilosofskiy-analiz (Accessed 19 February 2022).

Lorber, J. (1994), Paradoxes of Gender, New York, USA.

Mead, M. (1963), Sex and temperament in three primitive societies, N.Y., USA, pp. 279322.

Meyerowitz, J. (2004), How sex changed: A history of transsexuality in the United States. Harvard University Press, USA.

Peterson, D. (2018), Tretiipol:pochemu na Zapade khotyat steret' polovye razlichiya lyudei [The third sex. Why in the West they want to erase the gender differences of people], available at: https://woman.rambler.ru/other/41273111-tretiy-pol-pochemu-na-zapade-hotyat-steret-polovye-razlichiya-lyudey/ (Accessed 25 February 2022).

Pozdravlyaem, u vas ono: chto takoe "tretiipol"? [Congratulations, you've got it. What is the "third gender"?], available at: https://sport.rambler.ru/other/41771165/7utm_ content=sport_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (Accessed 25 February 2022).

Pushkareva, N.L. (2005), "What is 'gender' "? (Characteristics of the main concepts), Gendernaya teoriya i istoricheskoe znanie: Materialy Vtoroi mezhdunar. nauchno-praktich. konf [Gender theory and historical knowledge. Proceedings of 2nd Int. scientific and practical conf.], Izd-vo SyktGU, Syktyvkar, Russia, pp. 8-20.

Shevchenko, Z.V. (2016), (Uklad.). Slovnik fendernikh terminiv [(Way of life). Dictionary of foreign terms. Vidavets Chabanenko Yu., Cherkasi, available at: http://a-z-gender. net/devichestvo.html (Accessed 8 February 2022).

Stoller, R.J. (1968), Sex and gender: On the Development of Masculinity and Femininity, Science House, New York, USA.

Ticherlein, N. (2019), "Male? Female? Third gender?", Partner, no. 2 (257), available at: https://www.partner-inform.de/partner/detail/2019/2/324/9431/muzhskoj-zhenskij-tretij-pol?lang=ru (Accessed 25 February 2022).

Voronina, O.A. (2018), Gendernaya kul'tura v Rossii: Traditsii i novatsii [Gender culture in Russia. Traditions and Innovations], IF RAN, Moscow, Russia.

Информация об авторе

Валентина Г. Ушакова, кандидат исторических наук, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия; 199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9; v.ushakova@spbu.ru

Information about the author

Valentina G. Ushakova, Cand. of Sci. (History), Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia; bld. 7-9, Universitetskaya Embankment, Saint Petersburg, Russia,199034; v.ushakova@spbu. ruwalespb@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.