ФИЛОСОФИЯ/PHILOSOPHY
УДК 130.2
DOI: 10.37482/2687-1505-V133
ИЗРИНА Светлана Олеговна, аспирант кафедры культурологии, философии культуры и эстетики Санкт-Петербургского государственного университета. Автор 4 научных публикаций* ORCID: https://orcid.org/0000-0002-222Q-8182
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ФЕНОМЕНА ИНТЕРСЕКСА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ: КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙДИСКуРС
Современная эпоха отличается значительным изменением подхода к изучению многих социокультурных феноменов и явлений: нивелируется дуальность и полярность их восприятия и анализа, открываются альтернативные грани привычного и общепринятого, многие «маргинальные» идеи становятся «новой нормой». Научно-исследовательская парадигма XX-XXI веков характеризуется особым вниманием к проблеме гендерной небинарности: в фокусе современных исследований оказываются проблемы самоидентификации и поиска гендерной идентичности, механизмы конструирования гендера, изменчивость поло-ролевых и идентификационных моделей, неклассические формы гендерной идентичности (трансгендерности, интерсексуальности, агендерности и др.), а также их репрезентация в современной культуре. Одним из таких неклассических феноменов современной культуры является интерсексуальность (лат. inter - между, sex - пол), актуальная форма известной философской идеи андрогинии. Интерсекс как феномен современной культуры рассматривается в качестве элемента формирующейся в настоящее время небинарной гендерной системы. Интерсекс сегодня - не только обозначение человека с нетипичными для бинарной гендерной парадигмы биологическими признаками, но и название самобытной культуры, основанной на обсуждении проблем «нового типа» людей, которые уже составляют значительную часть современного общества. Статья посвящена исследованию репрезентации феномена интерсекса в современной культуре сквозь призму кинематографа. Социокультурный статус интерсексуальности обусловливает рост количества и тематического разнообразия соответствующего кинематографического материала. Интерсексуальная проблематика подвергается активной художественной рефлексии в картинах современных режиссеров (Л. Пуэнсо, К. Лаваньи, Х. Соломонофф, Р Фере, С. Сейвори и др.): в центре - обсуждение острых социальных, юридических и этических проблем. Ведущими темами становятся: самоидентификация интерсекс-людей и поиск гендерной идентичности; проблема медикализации интерсексов и правомерности проведения «корректирующих»/«нормализующих» операций как с медицинской, так и этической сторон; особенности взаимодействия родителей с интерсекс-ребенком, а также проблемы социализации интерсекс-подростка и принятия социумом «нового типа» человека.
Ключевые слова: интерсексуальность, интерсекс-люди, интерсекс-культура, гендерная идентичность, небинарный гендер, андрогиния, современная культура, современный кинематограф.
*Адрес: 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9; e-mail: [email protected]
Для цитирования: Изрина С.О. Репрезентация феномена интерсекса в современной культуре: кинематографический дискурс // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2021. Т. 21, № 5. С. 80-88. DOI: 10.37482/2687-1505-V133
80
VESTNIK NArFU. Philosophy
2021, vol. 21, no. 5, pp. 80-88
Izrina S.O.
Representation of the Intersex Phenomenon in Contemporary Culture...
Современная научно-исследовательская эпоха отличается особым интересом к проблеме небинарности, которая стала частью практически всех сфер постантропологического1 общества и культуры. На различных уровнях пересматриваются идеи полярности и дуальности многих феноменов и явлений современной действительности, нормы морали и нравственности, модели поведения, а также расширяются границы привычного и общепринятого. Многие идеи, воспринимаемые ранее как «маргинальные», сегодня становятся «новой нормой».
Благодаря активной деятельности последователей феминизма и постфеминизма на протяжении XX века значительно пересматривается роль пола в современном социокультурном и философском знании. Симона де Бовуар аргументированно доказывает самостийность женщины и предлагает альтернативное понимание онтологического статуса «второго» пола [3]. Сандра Бем разрабатывает психологическую концепцию андрогинии, утверждая возможность синтеза традиционно мужских и женских характеристик и моделей поведения внутри одного человека [46]. В русле постструктуралистского феминизма рождается альтернативная теория пола Джудит Батлер, в которой ведущей становится идея небинарности гендера2 и которая отчасти определяет появление «третьего пола» (или «третьего/ иного гендера»), объединившего под собой людей, чья гендерная идентичность в той или иной мере отличается от традиционного понимания мужского и женского [7, 8]. Таким образом, известные сегодня трансгендеры, андрогины,
интерсексы, агендеры и др. получили возможность стать частью современной гендерной парадигмы, включающей огромное количество «нетрадиционных» гендеров.
В некоторых странах альтернативный гендер имеет официальный статус, т. е. существование «Другого» признается государством как «новая норма». Например, в начале XXI века власти Австралии одобрили поправку в законодательство, признав право граждан на гендерное самоопределение. В результате в графе «пол» помимо традиционных M (male - мужской) и F (female - женский) стало возможно выбрать X (Indeterminate/Intersex/Unspecified - «неопределенный») в случае несовпадения пола и гендера [9, p. 4-5]. Подобная практика признания небинарного гендера характерна для Канады, Новой Зеландии, Германии, Австрии, Дании, Индии, Нидерландов, США и некоторых других стран. Нарастающая мировая тенденция постепенно деконструирует укорененную в традиции бинарную гендерную систему и расширяет коллективное представление о гендерной нормативности, позволяя актуализировать в сознании людей вопросы гендерного самоопределения и принятия небинарных проявлений гендерной идентичности окружающих людей.
Можно предположить, что одним из основополагающих прецедентов для возникновения и легализации «третьего пола» стал интерес мирового сообщества к проблеме интерсекс-людей3.
Интерсекс как вариант небинарности. Современный термин интерсекс (англ. intersex от лат. inter - между, sex - пол)4 обозначает
1Термин является дискуссионным. В настоящей работе он используется для обозначения современной эпохи, характерными чертами которой становятся изменчивость, нелинейность и дискретность, а также «неукорененность» человека, находящегося в поиске собственной идентичности в условиях информационного перенасыщения. Об антропологическом повороте, например, см.: [1, 2].
2Концепция известна под названием «квир-теория» (queer theory, англ. queer - «странный, другой»).
3При этом стоит отметить, что феномен интерсекса широко известен в природе, древней культуре и философии и напрямую связан с такими явлениями, как гермафродитизм и андрогиния. Подробнее см.: [10].
4Термин был введен в научный оборот в начале XX века биологом Ричардом Гольдшмидтом для обозначения присутствия в организме человека промежуточных половых признаков (“Intersexuality and the Endocrine Aspect of Sex” (1917)). Проблему интерсексуальности (как на физиологическом, так и на психологическом уровнях) исследовал американский психолог Джон Мани (“Hermaphroditism: An Inquiry into the Nature of a Human Paradox” (1952) [11], “Hermaphroditism, Gender and Precocity in Hyperadrenocorticism: Psychologic Findings” (1955) [12], “Man and Woman, Boy and Girl: The Differentiation and Dimorphism of Gender Identity from Conception to Maturity” (1972) [13]). Среди современных авторов, изучающих феномен интерсекса, можно отметить М. Даймонд и К. Сигмундсон, С. Кесслер, Е. Шмидт, Э. Дрегер и др.
81
ВЕСТНИК САФУ Философия
2021. Т 21, № 5. С. 80-88
Изрина С.О.
Репрезентация феномена интерсекса в современной культуре...
людей, которые родились с генетическими, гормональными или физическими половыми характеристиками, не являющимися традиционно «мужскими» или «женскими» [9, с. 9]. Интерсекс-люди могут иметь различные внешние и/или внутренние, первичные и/или вторичные половые признаки5, а также обладать гендерной идентичностью, присущей как представителям бинарного гендера, так и «третьего пола» (т. е. не идентифицировать себя ни с мужчиной, ни с женщиной). В 2003 году была создана децентрализованная международная организация, защищающая права интерсексов, - Organisation Intersex International (Oil), имеющая представительства в 27 странах мира6. Согласно данным OII, сегодня в мире живут примерно 1,7 % интерсексов (около 120 млн чел. с интерсекс-вариациями), что составляет значительную часть современного человечества7.
Внимание интерсекс-объединений сосредоточено на решении проблем, связанных преимущественно с интеграцией интерсексов в социокультурное пространство8 путем создания правовых прецедентов, популяризации самого феномена и просвещения общественных масс9. Среди их основных задач можно выделить следующие: 1) преодоление общественного отчуждения интерсекс-людей (в т. ч. помощь в адаптации интерсексов к полноценной жизни в социуме, а также просвещение окружающих
с целью нивелирования стигматизации феномена интерсексов); 2) юридическое признание статуса интерсекс-людей10; 3) борьба с медикализацией и паталогизацией их жизней и интерсекс-тел (например, запрет на выполнение «корректирующих»/«нормализующих» операций без медицинской необходимости); 4) создание самобытной культуры интерсек-сов, направленное на формирование единой общности ее носителей и воспитание чувства принятия собственной уникальной природы через раскрытие своего потенциала в условиях гармоничной среды. Решение поставленных задач достигается во многом благодаря использованию механизмов культуры: просветительской, образовательной и репрезентационной деятельности, культурной политики, художественной рефлексии в литературе, искусстве, кинематографе.
Интерсекс как феномен современной культуры. Современная культура относится более чувствительно к проблемам интерсекс-людей, освещая и популяризируя наиболее острые социокультурные темы. Становление интерсекс-культуры подтверждается не только значительным количеством и различным уровнем организаций (локальные и международные), которые занимаются интерсекс-проблематикой, но и учреждением международных праздников: Всемирного дня распространения информации
5Существует примерно 40 интерсекс-вариаций, способных проявляться на различных уровнях: гормональном, первичных (гениталий) и вторичных половых признаков, половых желез, репродуктивных органов, а также вариаций хромосом. См.: Гизуллина А. 11.4. Интерсекс вариации // Проект «Иллюминатор». URL: http://illuminator.info/home/intersex/intersex-variacii (дата обращения: 03.04.2021).
6По всему миру также функционируют локальные организации, защищающие права интерсексов. В России наиболее известными являются «Ассоциация русскоязычных интерсекс-людей» (Association of Russian-Speaking Intersex, ARSI), «Интерсекс Россия/Intersex Russia» и «НФП+» («Интерсекс СНГ»).
7 Welcome and Introduction // Organization Intersex International. URL: http://oiiinternational.com/2533/welcome/ (дата обращения: 01.04.2021).
8Подробнее см.: We Are Real: The Growing Movement Advancing the Human Rights of Intersex People / Astraea Lesbian Foundation for Justice. New York, 2016. URL: http://astraeafoundation.org/wearereal/#top (дата обращения:
04.04.2021).
9Например, организация ARSI ведет работу по четырем направлениям: информирование, образование, консультирование, адвокация.
10Подробнее см.: We Are Real: The Growing Movement Advancing the Human Rights of Intersex People.
82
VESTNIK NArFU. Philosophy
2021, vol. 21, no. 5, pp. 80-88
Izrina S.O.
Representation of the Intersex Phenomenon in Contemporary Culture...
об интерсекс-людях (Intersex Awareness Day, отмечается ежегодно 26 октября с 2003 года) и Дня солидарности с интерсекс-людьми (Intersex Day of Remembrance, отмечается ежегодно 8 ноября с 2005 года). В 2013 году Морганом Карпентером (Morgan Carpenter), президентом международной организации Intersex Human Rights Australia (IHRA), был создан интерсексфлаг, на котором изображен фиолетовый круг на желтом фоне (в «гермафродитных» цветах), символизирующий целостность тела и полноту личности интерсекс-людей11.
Более того, кроме вышеперечисленных праздников, каждый год в мире проходят и другие крупные мероприятия, посвященные интерсекс-тематике. Например, в сентябре 2011 года в Брюсселе впервые состоялся первый Международный форум интексексов (International Intersex Forum), который теперь регулярно проходит в разных городах мира (2012 - Стокгольм, 2013 - Мальта, 2017 - Амстердам)12, собирая интерсекс-активистов всех континентов для обсуждения стратегии развития движения и выработки новых механизмов защиты прав интерсек-сов. Помимо форумов, также проводятся тематические встречи, призванные более детально разобрать каждую проблему зарождающейся культуры. К примеру, в 2019 году в Хорватии состоялась конференция (3rd OII Europe Community Event&Conference13), посвященная актуальным правовым вопросам, связанным с обеспечением юридической
поддержки интерсекс-людей в различных правовых ситуациях. Список мероприятий далеко не исчерпывается вышеперечисленными, что свидетельствует о повышении активности и росте интереса общества к интерсекс-культуре и динамичной интеграции «нового типа» людей в социальную гендерную парадигму. Кроме того, в рамках подобных мероприятий создаются манифесты, кодексы и брошюры, призванные структурировать и в некотором роде унифицировать культуру интерсексов, а также по мере ее развития осуществить переход от субкультуры, созданной на базе общественного движения, к культуре, имеющей собственные традиции и культурные коды.
Подобная интеграция интерсекс-проблематики в современное культурное поле создает предпосылки для кардинального и глобального пересмотра общественного отношения к явлению небинарного гендера и качественной переоценки существующей в большинстве стран традиционной модели поло-ролевого устройства. Более того, официальное включение ин-терсексов в социокультурную парадигму позволяет предположить изменение вектора мировой гендерной политики, что со временем повлечет за собой создание новой гендерной нормы.
Интерсекс сквозь призму современного кинематографа. Интерес режиссеров к феномену интерсексуальности возник примерно в середине ХХ века и возрастал по мере становления интерсекс-культуры, практически все картины на данную тему (или большая
11По словам самого Моргана Карпентера, “the circle is unbroken and unornamented, symbolising wholeness and completeness, and our potentialities. We are still fighting for bodily autonomy and genital integrity, and this symbolises the right to be who and how we want to be” / «....круг не разорван и не украшен, он символизирует целостность и завершенность, а также наши возможности. Мы все еще боремся за телесную автономию и целостность половых органов, и это выражает наше право быть теми, кем мы хотим быть» (перевод мой. - С.И.). См.: The Intersex Flag // Morgan Carpenter. URL: https://morgancarpenter, com/intersex-flag/ (дата обращения: 04.04.2021).
12Подробнее см.: First Ever International Intersex Forum // ILGA EUROPE. URL: https://ilga-europe.org/what-we-do/our-advocacy-work/trans-and-intersex/intersex/events/first-ever-international-intersex (дата обращения:
04.04.2021).
13Подробнее см.: Welcome to the 3rd OII Europe Community Event & Conference 2019 // Organisation Intersex International Europe. URL: https://oiieurope.org/welcome-to-the-3rd-oii-europe-community-event-conference-2019/ (дата обращения: 04.04.2021).
83
ВЕСТНИК САФУ Философия
2021. Т 21, № 5. С. 80-88
Изрина С.О.
Репрезентация феномена интерсекса в современной культуре...
часть из них) относятся к последней трети XX и началу XXI века. Несмотря на то, что современный кинематограф все еще не слишком активно обращается к образу интерсекса (например, по сравнению с трансгендером), уже можно выделить определенные ракурсы интерсекс-проблематики, которые попадают в фокус объектива операторской камеры.
1. Проблема самоидентификации и гендерной идентичности. Одна из ведущих тем фильмов про интерсексов. Как правило, главный герой, достигнув пубертатного возраста, сталкивается с потребностью обретения гендерной идентичности (поскольку, как правило, явные признаки полового созревания не обнаруживаются вовсе или относятся к противоположному полу) на фоне пробуждения либидо и формирования сексуальных предпочтений (в т. ч. появляется интерес к представителям «своего» гендера). На этом основан, например, внутренний конфликт интерсекс-подростка по имени Алекс - центрального персонажа фильма «XXY» (2007) аргентинского режиссера Лусии Пуэнсо (исп. Lucia Puenzo)14. Герой отказывается принимать медицинские препараты, подавляющие его мужское естество, и стремится познать себя. Амбивалентность природы Алекса обнаруживается тогда, когда он неожиданно для себя вступает в гомосексуальную связь с другом, ведомый собственным инстинктом. В фильме показан лишь начальный этап становления личности главного героя, однако зрителю становится понятно, что путь будет долгим и трудным, при этом может быть вполне успешным (в одном из эпизодов рассказывается счастливая история жизни взрослого интерсекса мужского гендера). Не менее актуальной является история главной героини итальянской картины Карло Лаваньи (Carlo Lavagna) «Ари-анна» (итал. Arianna, 2015)15, которая начинает
задавать вопросы о собственном гендере из-за возникновения беспокойства об отсутствии менструации и внешних половых признаков молодой женщины. Марко, персонаж фильма «Последнее лето в Бойте» (исп. El йШто verano de la Boyita, 2009) режиссера Хулии Соломонофф (Julia Solomonoff), считает себя ненормальным, когда у него начинается менструация, при этом сначала не предпринимает активных попыток разобраться в собственной природе. Однако к концу сюжета конфликт все же возникает, и герой бунтует. Таким образом, все герои проходят сложный путь к принятию собственного «иного» гендера, а режиссеры изображают тот самый переломный момент в осознании их гендерной идентичности. Поиску себя посвящена также драма «Тайна Алексины» (фр. Le Mystere Alexina, 1985) режиссера Рене Фере (фр. Rene Feret), основанная на биографии французского мемуариста-интерсекса Эркюлина Барбена (фр. Herculine Barbin)16. Ему ошибочно присвоили женский пол и воспитывали девочкой. Когда у героя просыпается влечение к коллеге-женщине, он начинает сомневаться в собственном гендере и постепенно формирует новую гендерную идентичность. Кинокартина «Тайна Алексины», впервые показанная на Каннском кинофестивале 1985 года, - один из ранних фильмов об интерсексах. Более современная история об интерсекс-человеке, находящемся в процессе принятия собственной природы, - «Бруно и Эрлин едут в Вегас» (англ. Bruno & Earlene Go To Vegas, 2014) режиссера Саймона Сейво-ри (англ. Simon Savory).
2. Проблема медикализации интерсексов и правомерности проведения «корректирую-щих»/«нормализующих» операций как с медицинской, так и этической сторон. В кинематографе ставится преимущественно этический вопрос
14Фильм был высоко оценен международным киносообществом и получил множество наград, в т. ч. Каннского кинофестиваля 2007 года в номинации «Critics Week Grand Prize and Grand Golden Rail».
15 Кинокартина «Арианна» получила премию Федерации европейских и средиземноморских кинокритиков за лучший дебют на 72-м Венецианском международном кинофестивале.
16Его мемуары были впервые опубликованы спустя 100 лет Мишелем Фуко, по их мотивам был снят фильм.
84
VESTNIK NArFU. Philosophy
2021, vol. 21, no. 5, pp. 80-88
Izrina S.O.
Representation of the Intersex Phenomenon in Contemporary Culture...
о правомерности проведения «корректирующих» операций у детей-интерсексов. Наиболее наглядно эта тема раскрывается в «Арианне» и «XXY», причем можно сказать, что перед нами два противоположных сценария родительского поведения, однако в обоих случаях внутренний конфликт у главного героя не только возникает и сохраняется, но и перерастает в открытый. Арианне была проведена «нормализация», и родителями был выбран пол (сначала мужской, потом женский). Когда героиня узнает об интерсексуальных особенностях своего тела, зритель понимает, что операция была проведена без ее согласия и при отсутствии медицинских показаний. Так начинается ее путь от мужчины к женщине, а затем к интерсекс-человеку. Родители Алекса, напротив, приняли решение отказаться от «коррекции» и предоставить ребенку в процессе взросления самому выбрать собственный пол и сформировать гендерную идентичность. Однако необходимость сделать выбор и неопределенность гендерной идентичности породила более острый и жесткий внутренний конфликт у главного героя, который трансформировался в подростковый бунт, сложности с социальной адаптацией и глубокий психологический кризис. К сожалению, режиссер фильма «XXY» не дает «инструкции», как именно интерсекс-подростку обрести собственную гендерную идентичность, что оставляет вопрос открытым.
3. Проблема взаимодействия родителей с интерсекс-ребенком. Закономерным продолжением предыдущей темы можно считать тему особенностей воспитания интерсекс-человека и коммуникации родителей с ним. Сложность заключается в том, что зачастую родители не готовы принять «нетипичность» своего ребенка, берут на себя смелость самостоятельно выбрать пол ребенка, либо руководствуясь собственными предпочтениями, либо опираясь на доминирующие признаки того или иного пола. Как правило, при достижении пубертата интерсекс-подросток чувствует себя «другим», непохожим на остальных. И, обратившись с вопросами к самым близким людям, он не получает
поддержки и ответов, продолжая чувствовать себя изгоем. В результате интерсекс либо начинает пытаться самостоятельно разобраться в проблеме (как в случае с Арианной), либо другие люди пытаются вразумить родителей и подтолкнуть на откровенный разговор с ребенком (похожий сюжет присутствует в фильме «Последнее лето в Бойте» и 102-м эпизоде сериала «Доктор Хаус» (англ. House, M.D.)). Таким образом, проблематика расширяется и включает тему принятия родителями природы своего ребенка, что чаще всего происходит крайне болезненно, а иногда и не происходит вовсе (как в случае с героиней фильма «Благословенный» (исп. La Santa, 2012) режиссера Маурисио Лопеса Фернандеса (исп. Mauricio Lopez Fernandez), отец которой воспринимает интерсексуальность как дефект и пытается его исправить).
4. Проблема социализации интерсекс-подростка и принятия социумом «нового типа» человека. Заключительная в списке, но не менее важная - тема адаптации интерсекс-подростков в условиях современной социальной гендерной парадигмы. Данная тема есть практически в каждом фильме про интерсексов, поскольку конфликт чаще всего провоцируется со стороны социума, в который по тем или иным причинам не вписывается интерсекс-подросток. Сразу хочется отметить, что если внутренний конфликт главного героя, по замыслу сценаристов, способен разрешиться путем принятия интерсексуальной природы, то социальный конфликт в большинстве случаях никак не разрешается, принятия обществом интерсексов не происходит. Наоборот, режиссеры зачастую подчеркивают жестокость окружающих по отношению к тем, кто не такой, как они. Разумеется, ближайшее окружение способно понять и принять инаковость интерсекс-подростков (например, доктор и Хорхелина - герои фильма «Последнее лето в Бойте»), однако общественные массы не готовы принять людей «нового типа», считая их ненормальными и опасными (подруга матери Хорхелины предлагает отвести девочку к психологу после общения с интер-
85
ВЕСТНИК САФУ Философия
2021. Т 21, № 5. С. 80-88
Изрина С.О.
Репрезентация феномена интерсекса в современной культуре...
секс-подростком, опасаясь, что оно может психологически травмировать ребенка).
Отдельно хочется выделить документальные фильмы об интерсексах. Из наиболее известных можно отметить картину 2005 года «Оба» (англ. Both) американского режиссера Лиссет Барселлос (англ. Lisset Barcellos). Фильм чрезвычайно интересен ракурсом взгляда на интерсекс-людей, поскольку снят интерсекс-режиссером об интерсексах. Кроме того, в фильме присутствуют элементы автобиографии. Следующий фильм - «Орхидеи: Мои интерсекс-приключения» (англ. Orchids: My Intersex Adventure, 2010) австралийского интерсекс-режиссера Фиби Харт (англ. Phoebe Hart), автобиографическое кинопроизведение, повествующее о собственном личном опыте. Еще одна кинокартина -документальный короткометражный фильм «XXXY» 2000 года (режиссеры Портер Гейл и Лалех Соомех, англ. Porter Gale, Laleh Soomekh), рассказывающий историю двух интерсексов, которые делятся подробностями жизни в интерсекс-телах. «Intersexion» (2012) - фильм, снятый новозеландским режиссером Грантом Лахудом (англ. Grant Lahood) в формате интервью интерсекс-людей, проживающих в разных странах (США, Германии, Ирландии, государствах Южной Африки и Австралии).
Таким образом, на сегодняшний день отражение интерсекс-проблематики в кинотексте носит ярко выраженный социальный характер. В объективе режиссеров оказываются
трудности, с которыми сталкиваются интер-сексы в процессе взаимодействия с окружающими, а также связанные с этим психологические сложности гендерно-небинарных героев. Разумеется, художественная составляющая в кинопроизведениях об интерсексах также присутствует, но не является ведущей.
Сегодня интерсексуальность перестает быть «маргинальным» явлением, постепенно вписываясь в современный социокультурный контекст. В настоящее время феномен интерсекс-людей можно рассматривать в качестве варианта новой социокультурной нормы в рамках зарождающейся небинарной гендерной системы. Современный термин «интерсекс» не только обозначает человека с нетипичными для бинарной гендерной парадигмы биологическими признаками, но и является названием самобытной культуры, основанной на обсуждении проблем «нового типа» людей, составляющих значительную часть современного общества.
Ведущую роль в популяризации феномена интерсексов и интеграции его в современное социокультурное поле играет кинематограф. Главная сюжетная линия большинства картин связана с описанием социальных и психологических проблем, с которыми сталкивается интерсекс-персонаж. Подобное художественное изображение и повествование побуждают зрителя познакомиться с культурой интерсексов, более чутко отнестись к реальным проблемам «нового типа» людей, а также в условиях изменяющейся действительности воспитывает толерантное отношение к «Другому».
Список литературы
1. Конев В.А. Антропологический поворот/разворот культуры - новый вариант проекта модерна // Междунар. журн. исследований культуры. 2014. № 5(15). С. 5-11.
2. МарковБ.В. Образ человека в постантропологическую эпоху // Вопр. философии. 2011. № 2. С. 23-33.
3. де Бовуар С. Второй пол: пер. с фр. И. Малаховой, Е. Орловой, А. Сабащниковой. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2019. 928 с.
4. Бем С.Л. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов: пер. с англ. Д. Викторовой. М.: РОССПЭН, 2004. 336 с.
86
VESTNIK NArFU. Philosophy
2021, vol. 21, no. 5, pp. 80-88
Izrina S.O.
Representation of the Intersex Phenomenon in Contemporary Culture...
5. Bem S.L. Bem Sex Role: Inventory Professional Manual. Palo Alto: Consulting Psychologists Press, 1981. 37 р.
6. Bem S.L. The Measurement of Psychological Androgyny // J. Consult. Clin. Psychol. 1974. Vol. 42, № 2. P. 155-162. DOI: 10.1037/h0036215
7. Butler J. Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity. London: Routledge, 2006. 272 p.
8. Jagose А. Queer Theory: An Introduction. N. Y.: New York University Press, 1996. 153 p.
9. Australian Government Guidelines on the Recognition of Sex and Gender. 2013. URL: https://www.ag.gov.au/ rights-and-protections/publications/australian-government-guidelines-recognition-sex-and-gender (дата обращения:
04.04.2021).
10. Иванова-Казас О.М. Гермафродиты, интерсексы и андрогины в мифологии, философии и природе // Междисциплинар. науч. и приклад. журн. «Биосфера». 2012. Т. 4, № 1. С. 90-96.
11. Money J. Hermaphroditism: An Inquiry into the Nature of Human Paradox. Dissertation: Ph. D. Harvard University. Cambridge, 1952. 444 p.
12. Money J. Hermaphroditism, Gender and Precocity in Hyperadrenocorticism: Psychologic Findings // Bull. Johns Hopkins Hosp. 1955. Vol. 96, № 6. P. 253-264.
13. Money J., Ehrhardt A.A. Man and Woman, Boy and Girl: The Differentiation and Dimorphism of Gender Identity from Conception to Maturity. Baltimore: John Hopkins University Press, 1972. 311 p.
References
1. Konev V.A. Antropologicheskiy povorot/razvorot kul’tury - novyy variant proekta moderna [The Anthropological Turn of Culture: A New Version of the Project of Modernity]. Mezhdunarodnyy zhurnal issledovaniy kul’tury, 2014, no. 5, pp. 5-11.
2. Markov B.V. Obraz cheloveka v postantropologicheskuyu epokhu [Human Image in Post-Anthropological Epoch].
Voposyfilosofii, 2011, no. 2, pp. 23-33.
3. de Beauvoir S. Le Deuxieme Sexe. Paris, 1949 (Russ. ed.: de Bovuar S. Vtoroypol. St. Petersburg, 2019. 928 p.).
4. Bem S.L. The Lenses of Gender: Transforming the Debate on Sexual Inequality. New Haven, 1993. 244 p. (Russ. ed.: Bem S.L. Linzy gendera: Transformatsiya vzglyadov naproblemu neravenstvapolov. Moscow, 2004. 336 p.).
5. Bem S.L. Bem Sex Role Inventory: Professional Manual. Palo Alto, 1981. 37 p.
6. Bem S.L. The Measurement of Psychological Androgyny. J. Consult. Clin. Psychol., 1974, vol. 42, no. 2, pp. 155-162. DOI: 10.1037/h0036215
7. Butler J. Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity. London, 2006. 272 p.
8. Jagose A. Queer Theory: An Introduction. New York, 1996. 153 p.
9. Australian Government Guidelines on the Recognition of Sex and Gender. 2013. Available at: https://www. ag.gov.au/rights-and-protections/publications/australian-government-guidelines-recognition-sex-and-gender (accessed: 4 April 2021).
10. Ivanova-Kazas O.M. Germafrodity, interseksy i androginy v mifologii, filosofii i prirode [Hermaphrodites, Intersexes, and Androgynes in Mythology, Philosophy, and Natural Sciences]. Mezhdistsiplinarnyy nauchnyy i prikladnoy zhurnal “Biosfera”, 2012, vol. 4, no. 1, pp. 90-96.
11. Money J. Hermaphroditism: An Inquiry into the Nature of Human Paradox. Dissertation: Ph. D. Harvard University. Cambridge, 1952. 444 p.
12. Money J. Hermaphroditism, Gender and Precocity in Hyperadrenocorticism: Psychologic Findings. Bull. Johns Hopkins Hosp, 1955, vol. 96, no. 6, pp. 253-264.
13. Money J., Ehrhardt A.A. Man and Woman, Boy and Girl: The Differentiation and Dimorphism of Gender Identity from Conception to Maturity. Baltimore, 1972. 311 p.
87
ВЕСТНИК САФУ Философия
2021. Т 21, № 5. С. 80-88
Изрина С.О.
Репрезентация феномена интерсекса в современной культуре...
DOI: 10.37482/2687-1505-V133
Svetlana O. Izrina
Saint Petersburg State University; Universitetskaya nab. 7-9, St. Petersburg, 199034, Russian Federation; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2220-8182 e-mail: [email protected]
REPRESENTATION OF THE INTERSEx PHENOMENON IN Contemporary Culture: CINEMATIC Discourse
Today, significant changes are taking place in the approach to the study of many sociocultural phenomena. Duality and polarity of their perception and analysis are being mitigated, alternative facets of the familiar and the generally accepted are coming to light, a number of “marginal” ideas are becoming the “new norm”. The research paradigm of the 20th - 21st centuries pays special attention to non-binary gender. Modern researchers focus on such issues as self-identification and search for gender identity, mechanisms of gender construction, variability of sex-role and identification models, non-conventional forms of gender identity (transgender and agender, intersexuality, etc.), as well as their representation in contemporary culture. One of such nonconventional phenomena of culture today is intersexuality, the current form of the well-known philosophical idea of androgyny. Intersex as a phenomenon of contemporary culture is considered as an element of the emerging non-binary gender system. Nowadays, intersex is not only the denomination of a person with biological characteristics atypical of the binary gender paradigm, but also the name of a distinctive culture discussing the problems of this new kind of people, who have become a significant part of our society. This article studies the representation of the intersex phenomenon in contemporary culture through the lens of cinematography. The sociocultural status of intersexuality explains the increasing quantity and thematic diversity of cinematic material. Intersexuality is a subject of active artistic reflection of many contemporary directors (L. Puenzo, C. Lavagna, J. Solomonoff, R. Feret, S. Savory, etc.), the discussion of acute social, legal and ethical problems being their focus. Thus, the leading themes are as follows: self-identification of intersex people and their search for gender identity; the problem of medicalization of intersex people and the legality of “corrective”/ “normalizing” operations from both medical and ethical points of view; parent-intersex child relationship; socialization of intersex teenagers and social acceptance of this new type of person.
Keywords: intersexuality, intersex people, intersex culture, gender identity, non-binary gender, androgyny, contemporary culture, modern cinematography.
Поступила 05.04.2021 Принята 14.10.2021
Received 5 April 2021 Accepted 14 October 2021
For citation: Izrina S.O. Representation of the Intersex Phenomenon in Contemporary Culture: Cinematic Discourse.
VestnikSevernogo (Arkticheskogo) federal’nogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye i sotsial’nye nauki, 2021, vol. 21, no. 5, pp. 80-88. DOI: 10.37482/2687-1505-V133
88