Научная статья на тему 'Покровский женский монастырь: находки и открытия. . . '

Покровский женский монастырь: находки и открытия. . . Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
102
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНАСТЫРЬ / МОНАШЕСТВО / ЯКУТСКИЙ ПОКРОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ / ЯКУТИЯ / ЯКУТСКАЯ ЕПАРХИЯ / РПЦ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Покровский женский монастырь: находки и открытия. . . »

Покровский женский монастырь: находки и открытия...

Монастырь (греч. ^ovaoтцplov - уединённое жилище) - церковное учреждение, где проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры.

В истории Якутии общепризнанным является факт учреждения в сер. XVII в. Спасского мужского монастыря в Якутском (Ленском) остроге. Исторические источники свидетельствуют о том, что в остроге в этот период были монашеские кельи и известны имена первых монахов, проживающих в Якутске. Более чем двухсотлетняя история деятельности Спасского монастыря рассмотрена в трудах Ф. Г. Сафронова (земледелие и хозяйственная деятельность), Е. С. Шишигина (христианизация), И. И. Юрганова (краткая история), П. П. Петрова, Н. П. Крадина и Д. С. Маслениковой (архитектура) [1-11].

Очевидно, что история Якутского Спасского мужского монастыря является частью как истории Якутии, так и истории Русской Православной церкви. Монастырь на протяжении веков был оплотом православия одного из отдаленных рубежей государства, представляя в условиях Якутии новую российскую, а через её призму и общемировую христианскую цивилизацию.

История женского монашества Якутии до настоящего времени исчислялась с 1996 г. от основания Покровского женского монастыря в Якутске. На основании архивных документов были выявлены сведения о попытке учреждения в нач. XX в. в с. Покровском на базе Кангаласской Покровской церкви женской общины с миссионерскими целями [10].

При изучении истории Православия в Якутии автору неоднократно встречались косвенные данные о женской монашеской обители и только в 2016 г. при изучении документов Российского исторического государственного архива (Санкт-Петербург) удалось выявить факты об учреждении женского монастыря в Якутии в начале XVIII в.

На основании исторических источников можно утверждать, что уже в первой половине XVIII в. в 70 верстах от Якутска действовал женский монастырь в с. Покровском. Очевидно, что Покровская пустынь была основана в конце XVII-начале XVIII вв. как самостоятельная обитель, находившаяся в подчинении Тобольских духовных властей и являющаяся единственным русским поселением между Якутском и Олекминском.

Первая деревянная двухэтажная церковь во имя Покрова Божьей Матери была построена в конце XVII в. якутским дворянином Дмитрием Кычкиным. В 1705 г. церковь получила название Покровской пустыни, при которой проживали иеромонахи [12, Д. 1. Л. 35-37]. В 1724 г. восстановленная Покровская церковь вновь сгорела и в 1733 г., на средства выделенные из казны Якутского Спасского монастыря, было начато строительство второй деревянной одноэтажной церкви, освященной в 1740 г. [13, Д. 138. Л. 7]. К 1737 г. Покровский монастырь включал Покровскую церковь с двумя приделами, монашеские кельи, два хлебных амбара, погреб, скотный двор и четыре юрты, в которых проживали новокрещенные якуты, работавшие в монастыре [5, с. 43].

Имеются свидетельства, что с конца 1730-х гг. Покровская пустынь стала приписной к Якутскому Спасскому монастырю и её церковная утварь и имущество были увезены в монастырь.

Наряду с этим вновь выявленные данные позволяют внести некоторые уточнения и дополнения в историю Покровской обители. Так установлено, что в первой половине XVIII в. именно в с. Покровском действовал женский монастырь, основанный, очевидно, по благословению иркутского архиерея епископа Иннокентия (Кульчицкого) или епископа Иннокентия (Неруновича). Таким образом, благословение могло быть получено в период с 1731 г. (когда Якутский край был включен в состав Иркутской епархии) по 1747 г. (дата смерти епископа Иннокентия (Неруновича). Известно, что епископ дважды посещал Якутию в 1735 и 1741 гг.

Вызывают интерес и сведения о строителе первой церкви в Покровском Д. Кычкине, который является инициатором создания первой женской обители, так как именно им, «дворянином и бывшим по Высочайшей воле Императора Петра Первого якутским толмачем», были выделены средства на содержание монастыря.

На основании данных источников установлено, что в конце XVII в. в Якутске проживали монахи и монахини, кельи которых были расположены как на территории Спасского монастыря, так и в самом остроге. Кычкин, желая, чтобы его дочери приняли монашеский постриг, понимая, что монахини должны проживать в женской обители, заручившись, вероятно, поддержкой местной духовной власти в лице настоятеля Спасского монастыря, на свои средства строит церковь в Покровском селении. Следовательно, в начале XVIII в. в Покровском действовала женская монашеская община. К сожалению, её численность и состав остаются пока неизвестными.

Известно, что в начале 1720-х гг. строителем Покровской обители был печально известный монах Игнатий (И. Ф. Козыревский), обвиненный в хищении имущества. Тем не менее к 1730-м гг. обитель имела достаточно крепкое хозяйство. Затем по распоряжению, посетившего в 1758 г. Якутск

епископа Иркутского Софрония (Кристалевского) в 1764 г. она была обращена в Кангаласский Покровский приход с окладом ружной церкви.

Вероятно, что к середине XVIII в. основателя женской общины Д. Кычкина уже не было и когда, вследствии императорских указов была проведена секуляризация церковных земель и было введено штатное содержание монастырей империи, и Спасский мужской, и Покровский женский монастыри были оставлены за штатом, как не получающие содержания от казны. Покровская обитель была закрыта и обращена в сельский приход. Сумма содержания монастырей в рамках секуляризации определялась на основании штата, т. е. устанавливалось определенное количество насельников, получавших жалование из казны.

Заметим, что положение Спасского мужского монастыря в этот период также было сложным, до начала XIX в. монастырь находился на положении городского прихода и его содержание обеспечивалось только пожертвованиями прихожан. В 1799 г. епископом Иркутским и Нерчинским Михаилом (Миткевич) был направлен рапорт в Св. Синод с предложением упразднения Спасского монастыря в Якутске [14, Д. 411]. Однако, подобное предложение не нашло поддержки в высшей церковной инстанции Российской империи и, по предложении, следующего иркутского архиерея Вениамина (Багрятинского) в 1799 г. Якутский монастырь был отнесен к 3-му классу за счет выведения за штат Селенгинского Троицкого монастыря Иркутской епархии и, следовательно, сохранен [15, Д. 255].

Женский монастырь, оставшись без поддержки и попечения, был закрыт и, к сожалению, память о нём на столетия была предана забвению.

Предлагается публикация документов, выявленных автором в фондах Российского государственного исторического архива, дающих представления о первом этапе деятельности женского монастыря в Якутии и о попытке его восстановления в начале XIX в., предпринятой якутским головой, князьцом П. Сивцевым, обратившимся в высшему должностному лицу в государстве - императору, с просьбой о возобновлении деятельности женского монастыря в Якутии. Документы содержат сведения о истории создания женского монастыря и причинах его закрытия.

В публикации сохранена орфография источника.

Публикация подготовлена И. И. Юргановой.

№ 1.

По просьбе якутского головы и князьца Сивцева об открытии в Якутске

женского монастыря

Ваше высокопревосходительство милостевый государь Александр Андреевич!

Имел я счастие поднесть всеподданейшую мою просьбу всемилостевейшему государю императору об открытии от Якутска в 70 верстах женского монастыря который в том месте был прежде, но время и причины упразднили его. А как Вы есть особа, управляющая кормилом государственным и ближайший к сидящему на троне, то испрашиваю всепокорнейшее от Вашего высокопревосходительства заступления и покровительства всеподданейшей к государю просьбе моей с тем чтобы монастырь сей был помещен в класс в двойным против российских окладов, по причине недостатка в нашем краю и дороговизне во всех вещах, наипаче в хлебе. Чтобы число монахинь назначено было до 30-ти, дабы одна половина русских была, другой то есть якутскими примером благочестия в утверждении веры и во изучении млады грамоте, за сие великодушное человеколюбивое и добродетельное пособие мы будем молить бога о продолжении лет ваших, укреплении вашего здравия и обитель поустроении своем непрестанет вседневно приносить о вас жертву во храме посвященном господу, имя ваше в нем посвятится вечному воспоминанию.

Милостевейший государь вашего высокопревосходительства всепокорнейший слуга Якутской голова князец Павел Сивцев.

20 декабря 1801 г. (прилагается оттиск именной печати Сивцева)

Резолюция на документе (без подписи): доклад сделан 1 февраля. Поелику... дело по существу своему принадлежит до Синода, то. оставлено без резолюции Российский государственный исторический архив.

Ф. 1374. Оп. 6. Д. 2021 Подлинник. Рукопись.

№ 2

Дело о возобновлении женского монастыря близ Якутска

1. Письмо на имя императора от якутского головы и князя Павла Сивцева от 20 декабря 1801 г. из г. Якутска ... племена якутов могут хвалиться, что они счастливы от государей своих облагодетельствованы многими милостями, но, сколь чувствуют от щедрот сих, еще осмеливаются испрашивать относящееся к вере. Издавле волей пытаемой в начале прошедшего столетия дворянином и бывшим по высочайшей воле государя Петра Великого якутским толмачем Дмитрием Кычкиным основан и устроен был в 70-ти верстах от города Якутска женский монастырь; но по смерти Кычкина, время все переменяющее обратило его в сельскую церковь.

Не лиши нас Монарше сей милости и повели обновить и открыть

женский монастырь в том же месте возвеличь тем веру для слабоверующих ещё, жены наши узрят Благостию твоею немерцающий свет ею обещанный; а примеры благочестия поражающие душу и приближающие к тихому уединению от сует мирских привлекут множество неверных к познанию оной, чем будет Благославляться ежедневно священное Имя Твое в храме немерцающей славы Господа.

2. Ответ епископа Иркутского и Нерчинского Вениамина на имя

князя Голицына на запрос из Свят. Синода о женском монастыре в Якутии от 16 октября 1806 г.

... В ... отношении ко мне от 5 июня, а мною в Иркутске полученном 21 июля с[его] г[ода] по прописании, что якутский голова князец Павел Сивцов в присланном на Высочайшее имя всеподданейшем прошении изъясняснил, что в начале прошедшего столетия дворянином и бывшим по Высочайшей воле Императора Петра Первого якутским толмачем Дмитрием Кычкиным устроен был в 70-ти верстах от Якутска женский монастырь, но впоследствии по смерти его обращен в сельскую церковь и просит о возобновлении того монастыря по-прежнему. Изволили требовать от меня, при мнении моем, уведомления о подлинном существовании того монастыря и на каком положении он был устроен и почему обращен в сельскую церковь. Есть ли надобность возобновлять его ныне и не просил ли об этом вышеупомянутый князец меня?

.... Я написал консистории, чтобы представила мне требуемые сведения, на что же консистория никаких сведений отыскать не могла по случаю бывшего в 1776 г. в архиерейском доме пожара, причем консистория и бывшие в оной прежних годов дела, сгорели. Посему консистория [по] требовала означенных дел от Якутского духовного правления, но и от него никаких сведений не доставлено. И так, по усмотрению требования Вашего Сиятельства не остается мне представить, как только устное предание дошедшее до меня.

Оное же состоит в следующем: с начала введения Христианства в Якутской стране учрежден монастырь в самом городе Якутске который и ныне в оном существует и в котором монашествующие пребывали обоего пола. Но как таковое и монахов и монахинь в одном монастыре пребывание с благопристойностью не согласовано, то вышеозначенный Кычкин, желая своих дочерей ввести в состояние монашеское, но не разумевая, чтобы они в одном монастыре с монахами пребывали, старался [устроить] монастырь, где бы одни монахини жительство имели. По своему достатку, своим коштом построил который в 70-ти верстах от города Якутска и построил, вероятно, с благословения Преосвященного Иннокентия Первого или Иннокентия Второго. И на имяновал его Покровским, о котором монастыре упоминается и в Географическом лексиконе Российского государства; который монастырь и существовал до состояния духовных штатов.

По состоянию штатов, он поелику в число штатных монастырей не включен, оставаясь на собственном содержании и, потому, что вновь принимать монахинь было невозможно, начал он пустовать и посему был обращен в сельскую церковь, которая ныне называется Покровская Кангаласская.

Что же касается до того если ли надобность возобновлять его ныне, поелику многие желают быть в монашеском состоянии и, паче из якутской нации в Иркутск переходить затруднительно, то якутские жители обрадованы были бы если бы монастырь желаемый ими был возобновлен. Впрочем от князя Сивцева о возобновлении оного монастыря просьбы ко мне никогда не поступало. В разговорах, правда, некоторые мне предлагали, но как предложение [оно] было с нелепыми требованиями. Например, чтобы выдать из казны на возобновление 30 тысяч [и] монастырь был бы в первом классе, то мной, как не дельное, было остановлено.

И о сем Вашему Сиятельству покорнейше донеся....

С преданностью пребываю.

Служебная записка по прошению князя Сивцова (докладована в Санкт-Петербурге 7 декабря 1806 г.)

.... Высочайше указано соизволить объявить просителю через архиерея, что на восстановление монастыря соизволения не последовало и что он духовным начальством оставлен за штатом, что если оной князец или общество пожелает на свой кошт возобновить, тогда может, по порядку прося архиерея который по рассмотрению представит высшему начальству

Российский государственный исторический архив.

Ф. 797. Оп. 1. Д. 3102. Л. 2-14.

Подлинник. Рукопись.

Источники и литература

1. Крадин Н. П., Масленникова Д. С. Традиции и региональное своеобразие Спасского монастыря в Якутии // Россия и АТР. - 2013. № 2 (80). - С. 94-103.

2. Масленникова Д. С. Закономерности организации внутреннего пространства Якутского монастыря на деревянном и каменном этапах строительства // Известия вузов. Строительство, - 2012. № 11-12. - С. 99107.

3. Сафронов Ф. Г. Крестьянская колонизация бассейнов Лены и Илима в XVII в. - Якутск, 1956.

4. Сафронов Ф. Г. Город Якутск в XVII-нач. XIX вв. - Якутск, 1957.

5. Сафронов Ф. Г. Русские крестьяне в Якутии в XVII-нач. XX вв. - Якутск, 1961.

6. Шишигин Е. С. Распространение христианства в Якутии. - Якутск, 1991.

7. Юрганова И. И. Церкви Якутии. Краткая история. - Сергиев Посад, 2010.

8. Юрганова И. И. Фонд Спасского мужского монастыря в Национальном архиве Республики Саха (Якутия) // Отечественные архивы, - 2014. № 4. - С. 33-38.

9. Юрганова И. И. Якутский Спасский монастырь: этапы деятельности // Гуманитарные исследования в Сибири и на ДВ. - 2014. № 4. - С. 96-104.

10. Юрганова И. И. Покровско-Нининская женская миссионерская община: неудавшаяся попытка миссионерского служения в Якутии // Вестник КемГУ. - 2014. № 2 (58). - С. 57-61.

11. Петров П. П. Градо-Якутские православные храмы. Якутск, 2000.

12. Национальный архив РС (Я). Ф. 247-и. Оп. 1. Д. 1. Л. 35-37.

13. НА РС (Я). Ф. 226-и. Оп. 9. Д. 138. Л. 7.

14. Российский государственный исторический архив. Ф. 796. Оп. 60.

15. РГИА. Ф. 796. Оп. 80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.