Научная статья на тему 'Покорение земель Северо-Восточной Японии режимом Ямато (по материалам «Куни-но мияцуко хонки» [«Реестра наместников провинций»])'

Покорение земель Северо-Восточной Японии режимом Ямато (по материалам «Куни-но мияцуко хонки» [«Реестра наместников провинций»]) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
390
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЯЯ ЯПОНИЯ / ЯМАТО / МИМАКИ / СУДЗИН / "ПОЛКОВОДЦЫ ЧЕТЫРЕХ ДОРОГ" / ОБЛАСТЬ КОСИ / ПРОВИНЦИИ ЭТИДЗЭН / ЭТТЮ И ЭТИГО / "КУДЗИ-ХОНКИ" / "КУНИ-НО МИЯЦУКО ХОНКИ" / SūJIN / "COMMANDERS OF FOUR ROADS" / "KUJI-HONKI" / ANCIENT JAPAN / YAMATO / MIMAKI / KOSHI AREA / ECHIZEN / ETCHU AND ECHIGO PROVINCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Суровень Дмитрий Александрович

В статье анализируются сведения древнеяпонских источников (прежде всего «Куни-но мияцуко хонки» [«Реестра наместников провинций»]) о покорении земель северо-восточного региона Японии в царствование государя Мимаки (Сŷдзина, 324-331 гг. испр. хрон.), когда были организованы походы «полководцев четырех дорог». Подробности этих событий опущены в «Кодзики» и «Нихон-сёки», однако некоторые сведения сохранились в хронике «Кудзи-хонки». Таким образом, удается устранить пробел в официальном летописании Древней Японии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Покорение земель Северо-Восточной Японии режимом Ямато (по материалам «Куни-но мияцуко хонки» [«Реестра наместников провинций»])»

ИСТОРИЯ

УДК 95

Д. А. Суровень

ПОКОРЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ ЯПОНИИ РЕЖИМОМ ЯМАТО (ПО МАТЕРИАЛАМ «КУНИ-НО МИЯЦУКО ХОНКИ» [«РЕЕСТРА НАМЕСТНИКОВ ПРОВИНЦИЙ»])

Аннотация. В статье анализируются сведения древнеяпонских источников (прежде всего «Куни-но мияцуко хонки» [«Реестра наместников провинций»])

о покорении земель северо-восточного региона Японии в царствование государя Мимаки (Судзина, 324-331 гг. испр. хрон.), когда были организованы походы «полководцев четырех дорог». Подробности этих событий опущены в «Кодзики» и «Нихон-сёки», однако некоторые сведения сохранились в хронике «Кудзи-хонки». Таким образом, удается устранить пробел в официальном летописании Древней Японии.

Ключевые слова: Древняя Япония, Ямато, Мимаки, Судзин, «полководцы четырех дорог», область Коси, провинции Этидзэн, Эттю и Этиго, «Кудзи-хонки», «Куни-но мияцуко хонки».

Abstract. The article analyses the ancient Japanese sources (first of all, the «Kuni-no miyatsuko honki» [«The register of governors of provinces»]) describing the conquest of the northeast area of Japan during the reign of sovereign Mimaki (Sujin, 324-331 [the corrected chronology]), when the campaigns of “commanders of four roads” were organized. The details of these events were dropped in «Kojiki» and «Nihon-shoki» chronicles, however some information could be found in «Kuji-honki». Thus, it is possible to eliminate a blank in the official annals of ancient Japan.

Key words: Ancient Japan, Yamato, Mimaki, Sujin, “commanders of four roads”, Koshi area, Echizen, Etchu and Echigo provinces, «Kuji-honki»

События, связанные с покорением области Коси в Северо-Восточной Японии, по сообщениям древнеяпонских источников, происходили в царствование государя Мимаки-ири-бико по прозвищу Иниэ (или просто Мимаки, известного под посмертным именем Судзин) [1, с. 89-113]. С его правлением связано начало расширения территории Ямато, в состав которой тогда входили территории Кинай [2, т. I, с. 214, 439, п. 24] (провинции Ямато, Яма-сиро, Сэццу, Кавати и Идзуми1, а также Исэ, Харима и часть Киби). Когда происходили эти события, до сих пор точно не установлено.

Уточнению времени военных походов сил Ямато способствовал пересмотр хронологии истории Древней Японии, когда ученые установили, что

1 Это приблизительно соответствует нынешним префектурам Нара, Киото, территориям к западу от города Осака примерно до восточной части Кобэ и двум областям к югу от Осака [2, с. 439, п. 24; 3, р. 159, п. 4].

Ямато возникло на рубеже Ш-1У вв., а Мимаки (Судзин) должен был править во второй половине III - начале IV в. [4, с. 56, 103; 5, с. 182; 6, р. 7-8; 7, с. 23, 65; 8, с. 29; 9, р. 7; 10, с. 71]. При этом часто ссылаются на сообщение средневекового комментария к «Кодзики» (1258), в котором говорится, что год смерти Мимаки приходится на год цутиноэ-тора (15-й год цикла) [11, с. 1213; 12, с. 14; 13, р. 17]. Этот год во второй половине III - начале IV в. н.э. приходится на 258-й или 318-й год [11, с. 12-13; 12, с. 14; 13, р. 17; 14, с. 193, п. 13; 6, р. 7-8; 7, с. 23], из которых наиболее приемлемой оказывалась вторая дата (318-й год) [15, с. 121, п. 49], совпадающая со временем образования Ямато (рубеж Ш-ГУ вв.) [16, с. 176, 180-183, 195; 17, с. 193-194; 18, с. 160167]. Но проблема заключалась в том, что предлагаемая в «Кодзики» хронология относится к XIII в. и связана не с авторами «Кодзики», а с поздними комментаторами этого исторического труда [11, с. 12-13]. Если же исходить из циклических обозначений «Нихон-сёки» и «Кудзи-хонки», то начало правления Мимаки приходится на год киноэ-сару (21-й год цикла), выпадающий в начале IV в. на 324-й год. Видимо, этот год и следует признать реальным началом правления Мимаки (324-331 гг. испр. хрон).

При Мимаки были осуществлены военные походы, в историографии получившие название «походы полководцев четырех дорог» (в «Кодзики» названы три полководца [19, с. 167-168; 8, с. 28; 20, с. 116]). После установления «компромисса на равнине Каму-асати» с общинной знатью, проведения религиозно-политической и храмовой реформ и достижения мира в Центральной Японии правитель Ямато отправил в разные районы страны своих военачальников (^Жкит. цзянцзюнь, др.-яп. икуса-но кими [21, с. 163], яп. сёгун - полководец, командующий; ист. воевода, командир провинциального гарнизона [22, т. III, с. 63-64; 23, с. 189]). В подтверждение полномочий военачальников командующим войсками «четырех дорог» (четырех направлений) были выданы печати с лентами 1 и присвоено звание «полководца»

(др.-яп. икуса-но кими, кит. цзян-цзюнь; яп. сёгун) (ЙШ [21, с. 163]), а также было дано указание (яп. микотонори - досл. «государев указ») уничтожить неподчинившихся и «успокоить непокорный народ» [24, с. 16]. В связи с этим в «Нихон-сёки» есть примечательная фраза. В 530 г. государь Кэйтай, ссылаясь на события царствования Мимаки, сказал: «Начиная от микадо (кит. дй) Ипарэ-бико [и] о-кими (кит. ван) Мимаки все [правители] полагались на [имеющих] обширные познания (ЩЩ кит. боу' [22, т. III, с. 59]) подданных (или министров, сановников) (|5 яп. оми, кит. чэнь -сущ. 1) подданный; верный слуга; 2) министр; сановник; чиновник (только в монархиях) [22, т. II, с. 328]). Опобико (совр.-яп. О-бико - дядя Мимаки, брат правителя Кайка (9-го) и сын Когэна (8-го), а также, видимо, помощник Судзина - С. Д.) настойчиво разъяснял (Ф кит. шэнь [22, т. II, с. 931]) замыслы (И§ кит. люЭ - план, замысел; тактика; пути, методы; образ действия [22, т. II, с. 523]), и вслед за этим (кит. эр) [государь Мимаки-ири-бико по прозвищу] Иниэ воплощал (^ кит. юн - принимать (напр. к руководству, исполнению); управлять, вершить (чем-л.) [22, т. III, с. 213]) - [страна] процветала»

(Ш в: <...> фжш

1 Некоторые исследователи считают, что это прикраса авторов хроники, так как во времена Судзина такого обычая не существовало [24, с. 42].

ШШШ ^ [21, с. 30; ср.: 2, т. II, с. 21]). То есть Кэйтай указывает, что

О-бико (др.-яп. Опо-бико) являлся советником Мимаки. Возможно, именно он и посоветовал государю начать завоевательные походы. Кроме того, историчность О-бико подтверждается эпиграфической надписью 471 г. на мече из Инарияма, где он назван первопредком клана некоего Вовака-но оми (Вовакэ-но оми), являвшимся потомком в восьмом поколении О-бико [25, р. 454; 5, с. 362-371; 26, с. 73-74; 27, с. 70-71]. В «Синсэн-сёдзи-року» упомянут потомок О-бико в восьмом поколении - Вака-ко-но оми (Ваку-ко-но оми) - предок рода Абэ-но Сии-но мурадзи (др.-яп. Апэ-но Сипи-но мурази)

^ ^ [28])

[Синсэн-сёдзи-року, св. 2-й]. Возможно, что Вака-ко-но оми в «Синсэн-сёдзи-року» и Вовака-но оми в надписи на мече - одно и то же лицо. Кроме того, О-бико был предком кланов (знатных родов) Абэ-удзи, Абэ-но оми и

Абэ-но асоми (1М^Ё(^>^Ю^<^)о * Ш ^

[28]), Фусэ-но асоми, Кособэ-но асоми, Нахари-но оми, Сасаки-но яма-но кими, Абэ-но Сихи-но мурадзи, Эга-но оми, Хасэцукабэ-но мияцуко

^Ю^^О^)о^С#Й [28]) [Синсэн-сёдзи-року, св. 2-й, 4-й, 6-й, 9-й], Са-каибэ-но обито [св. 7-й], Такахаси-но асоми, Сасаки-но яма-но кими, Кукути [св. 8-й], Нанива-но имики [св. 8-й, Киси; св. 9-й], Уда-но оми, Мацубара-но оми, Абэ-но асоми, Касивадэ-но оми, родов Восата [св. 10-й] (ШЁ($^Ы^

Т©^^)о?іЕо & Ш ёоЖ^ёЖС^Шо * А Ш

ё Ь, * Ш ^ юШ^ОТо №Н(£^с)оШЄЖС#Шо [28]),

Ига-но мохитори (досл. «берущих воду из [области] Ига»), Киси [св. 8-й], а сверх того - корпораций Касивадэ-но Отомо-бэ [св. 2-й], Отофуто-бэ [св. 7-й], Сакаи-бэ [св. 8-й]. Через своих сыновей О-бико стал также предком кланов Сисихйто-но асоми, Такахаси-но асоми, Абэ-но оми, Касивада-но оми [15, с. 50], Восата-но Хиросэ-но асоми, Ига-но оми, Абэ-но хасихйто-но оми, Такэда-но оми, Кусака-но мурадзи, Обэ-но обито, рода Миякэ-хйто, корпорации Отохо-бэ (Отофуто-бэ) (в 4-м свитке название корпорации комментаторами текста прочитано как Отохо-бэ, в 7-м - как

Отофуто-бэ [28] [Кодзики, св. 2-й, Когэн; Синсэн-сёдзи-року, св. 2-й, 4-й, 8-й, 9-й]). От внуков О-бико начали свою родословную знатные семьи Вака-сакурабэ-но асоми, Мити-но кими, род Нанива [Синсэн-сёдзи-року, св. 4-й, 9-й]. Миками Ёсйтака подчеркивает, что, по сообщению «Нихон-сёки», семь знатных родов (Абэ-но оми, Касивадэ-но оми, Апэ-но оми, Сасаки-но яма-но кими, Ига-но оми, а также два рода «управляющих областью» Цукуси и Коси - Цукуси-но куни-но мияцуко и Коси-но ку-ни-но мияцуко [30, с. 88]) считали О-бико своим первопредком

Ш [21, с. 150; 30, с. 88; 2, т. I, с. 204] [Нихон-сёки, св. 4-й, Когэн]. Таким образом, сановник О-бико-но микото, будучи сыном Когэна (деда государя Мимаки) и родным дядей самого государя Мимаки, являлся очень влиятельным человеком при дворе Ямато в конце 20-х гг. IV в. испр. хрон.

О-бико (др.-яп. Опо-бико) возглавил поход по суше [2, т. I, с. 211] в северо-восточный регион Хоку-рику[-до] - в округ Коси (северо-восточный Хонсю). Тогда же морским путем [2, т. I, с. 211] в Токай (досл. «Восточное море»), т.е. в Токай-до1, отправился сын О-бико (и двоюродный брат Мимаки) по имени Такэ-нуна-каха-вакэ (др.-яп. Такэ-нуна-капа-вакэ). В поход в Сайдо2 (досл. «Западную дорогу» - в Западный Хонсю, некоторые исследователи считают в Кюсю) был послан «покоритель Киби» - [О]-Киби-цу хйко (по традиционной генеалогии сын Корэя (7-го) и сводный брат Когэна (8-го) -дед Мимаки в боковой линии). В провинцию Танива (или Тамба) к северу от Кинай отправился Хйко-имасу, имевший титул кими (кит. ван) [21, с. 163] (сын Кайка (9-го) и сводный брат Мимаки (Кодзики, св. 2-й, Кайка [15, с. 51, 52]; Танго-фудоки, уезд Каса [31; 32]), и, по версии «Нихон-сёки», сын Хйко-имасу, т.е. племянник Мимаки [15, с. 52], - Танива-но мити-но нуси, будущий «принц Танива» (Танива-но хйко) [24, с. 16] [Нихон-сёки, св. 5-й, Судзин, 10-й год пр. 9-й месяц; Кодзики, св. 2-й, Судзин].

Ни «Кодзики», ни «Нихон-сёки» не сообщают никаких подробностей и

о походах других трех военачальников из состава «четырех полководцев». Известно лишь, что после подавления мятежа принца Такэ-хани-ясу, когда был восстановлен контроль над территорией Ямато, «полководцы четырех дорог» были немедленно отправлены по своим направлениям подчинять «свирепых дикарей» за пределами Кинай: «[Государь] рек вельможным сановникам повеление: “Всех бунтовщиков мы наказали смертью. В землях вокруг столицы теперь безопасно. Однако по-прежнему не прекращаются волнения среди диких племен по ту сторону (Ш^т^ досл. «дикие люди за морями» [21, с. 166]). Надо немедленно разослать военачальников по четырем дорогам” - так сказал» [2, т. I, с. 214] [Нихон-сёки, св. 5-й, Судзин, 10-й год пр., 10-й месяц; №Ьо^і, V, 14]. О-бико продолжил свой прерванный поход в Коси.

Летом следующего года «полководцы четырех дорог» доложили государю об обстоятельствах умиротворения «дикарей» (^ яп. хина/эбису; кит. и [21, с. 167]). Причем подробностей никаких нет. И только сообщается: «В этот год разные (чужие) простые [люди] в большом количестве подчинились [правителю Ямато]» ^Ш [21, с. 167], где М кит. й - иной,

другой, чужой; различный, разный [22, т. IV, с. 637]; кит. су - мирянин; {^А кит. су'жэш - обыкновенный (заурядный) человек [22, т. II, 513, 514]; Ш кит. гуй - перейти на сторону (кого-л.), подчиниться (кому-либо) [22, т. III. с. 301]) [Нихон-сёки, св. 5-й, Судзин, 11-й год пр.].

Маршрут военного похода О-бико можно реконструировать на основе сведений «Реестра наместников провинций» в хронике «Кудзи-хонки» (св. 10-й) - источнике начала IX в., содержащего более древние материалы. Проехав через Уда на север в Ямасиро, далее О-бико, видимо, проследовал через контролируемое властями Ямато - Ближнее Афуми. Далее путь мог проходить вдоль южного берега озера Бива и затем вдоль северного морского

1 Дорога на восток, в Восточные провинции, или, как они названы в «Кодзики», «12 округов на востоке», т.е. в Восточный Хонсю - в район современных городов Сидзуока и Токио [14, с. 187].

2 Этот поход не был упомянут в «Кодзики».

побережья Японского моря в Коси. Японский исследователь Миками Ёсйтака указывает, что на побережье Японского моря в области Коси-но куни (позднее - провинции Этидзэн, Эттю, Этиго) проживал народ тунгусского происхождения под названием коси, оставивший керамику типа яёи [30, с. 87]. Древняя область Коси-но куни управлялась властителем, носившим титул «Коси-но кими» (записывается по-разному:

яп. Коси-но кими — досл. «правитель [области] Коси» [30, с. 87, 88]), - главой этнической группы коси, почитаемого в святилище Косио-дзиндзя (досл. «святилища правителя Ко-

си» в городе Акита) [30, с. 87, 88].

Вожди народа коси были покорены отрядом Ö-бико. В преданиях святилища Косио-дзиндзя говорится, что во времена государя Cÿдзина военачальник Ö-бико-но микото совершил далекий поход в пояс земель Xокурику (досл. «Северной суши»). И в этих землях Ö-бико молился Такэ-микадзути-но микото, назвав его божеством бухты Гакута-но ура (ifHffi [29, с. 121]). Здесь же совершал обряды член рода Ö-бико — Абэ-но Xирафу (Nfê [29, с. 121]). Тут впоследствии и возникло святилище Косио-дзиндзя [29, с. 121].

Следует обратить внимание на то, что люди рода «управителей» области Коси — Коси-но куни-но мияцуко — считали Ö-бико своим первопредком [30, с. 88; 21, с. 150; 2, т. I, с. 204] ^ихон^ки, св. 4-й, Когэн]. Здесь, в северо-восточном регионе, Ö-бико покорил область Кубики-но куни и затем северную часть Коси — Коси-но Фукаэ-но куни (две области в землях провинции Этиго). «Управителем областью» Кубики (Кубики-но куни-но мияцуко) был назначен член рода Ямато-но атаи (видимо, потомок Сиинэ-цу хйко — предок «управляющего областью» Ямато) — Михоко-но микото (др.-яп. Ми-

поко) ( я К I да Ä ^

[28]) [Кудзи-хонки, св. 10-й, Кубики-но куни-но мияцуко]. В области Коси-но Фукаэ-но куни (др.-яп. Коси-но Пукаэ-но куни — досл. «область Фукаэ в Коси») должность куни-но мияцуко занял предок рода Мити-но кими — Соцу-но (др.-яп. Соту-но) ^миру-но микото

-ç o «

( й & ж к ш ш o шшюдада^ ш m жшю ж»

^ [28]) [Коси-но Фукаэ-но куни-но

мияцуко]. Из «Синсэн^дзи-року» известно, что знатный род Мити-но кими (досл. «князья дороги») свою родословную вел от военачальника Ö-бико через его внука Xйко-янусu Та-кокоро-но микото (досл. «господин Та-кокоро, хозяин покоев знатного человека») (Ш^(^^Ю#^) ... АВ^Ю Й. ВМ^Н^^ЮШ^О [28]), который, в свою очередь, был сыном Xйко-сэ-тацу Ö-инакодзи-но микото (fF®!IS(l ^Ю^^^АШШ^Ю^.

В М È Н ^ ^ ЮШ^О [28]) (в «Кодзики» он назван сокращенным именем Xйко-инакодзи-вакэ-но микото, др.-яп. Пико-инакози-вакэ-но микото [15, с. 50]) — второго сына Ö-бико) (N'ЙU(fe'^Ю^.^)oАВ'föЮ^.

В W ЗЇ А Ш Ш ^ ЮШ^О [28; 15, с. 50]) [Синсэн^дзи-року,

св. 4-й, Мити-но кими, Ига-но оми, Абэ-но оми; Кодзики, св. 2-й, Когэн, О-бико]. Видимо, предок клана Мити-но кими - Соцу-но Намиру-но микото, назначенный наместником области Коси-но Фукаэ-но куни, - был родственником (может быть, дядей или братом) Хйко-януси Та-кокоро-но микото, также названного предком клана Мити-но кими.

Как сообщается в 10-м свитке «Кудзи-хонки», внук О-бико - Хйко-януси Та-кокоро-но микото (предок рода Абэ-но оми) - стал предком рода наместников (куни-но мияцуко) области Коси-но куни, располагавшейся на запад от земель Синано-но куни - в землях провинции Этидзэн, к югу от полуострова Ното ( й ^ Ш ^ И Ш 15 ©Ш*

Н ^ Ф ф Л Ф [28])

[Кудзи-хонки, св. 10-й, Коси-но куни-но мияцуко]. Таким образом, получалось, что и люди рода Коси-но куни-но мияцуко восходили к первопредку О-бико. Японский исследователь Миками Ёсйтака обратил внимание на то, что в «Энги-сйки» в разделе о святилищах уезда Коси (провинции Этидзэн) упомянуто святилище Унагуси-дзиндзя [34, с. 273,

строки 10, 13]). Как указывает японский ученый, в этом синтоистском храме почитаемым ками был правитель Коси (Коси-но кими) по имени Унагуси (Унакуси). По мнению Миками Ёсйтака, «Унакуси» - это искажение от «Уна Коси-но кими» (досл. «Уна - повелитель [князь] Коси»). В свою очередь, предположил данный исследователь, антропоним «Унагуси» является искаженной записью имени «Инакоси» (Инакодзи - сына О-бико). В «Синсэн-сёдзи-року» Инакоси назван именем «Великий Инакоси» (Опо-инакоси, совр.-яп. О-инакоси). Следовательно, полагает Миками Ёсйтака, в святилище Унагуси-дзиндзя почитался правитель области Коси (Коси-но куни-но кими) по имени «Великий Унагуси» (др.-яп. Опо-унагуси, совр.-яп. О-унагуси), под которым понимался О-инакоси - потомок (сын) военачальника О-бико [30, с. 88]. Если согласиться с мнением Миками Ёсйтака, то получается, что в царствование государя Мимаки в результате похода О-бико в регион Коси под властью двора Ямато оказались земли не только областей Кубики-но куни и Коси-но Фукаэ-но куни (в провинции Этиго, т.е. в Дальнем Коси), но и территория Коси-но куни (в провинции Этидзэн, т.е. в Ближнем Коси).

Отсюда по долине реки Сайгава на юго-запад О-бико мог дойти до Си-нано и подчинить эту область. Здесь наместником (куни-но мияцуко) стал Такэ-ихо-тацу-но микото (др.-яп. Такэ-ипо-тату-но микото) - правнук Дзимму и внук Каму-яви-мими (сына Дзимму)

Шо) [35]; ср.: Щ Щ Ш ^

1 § Й [36]) [Кудзи-хонки,

св. 10-й, Синано-но куни-но мияцуко]. Комментаторы текста «Кудзи-хонки» указывают, что в «Кодзики» предком «управляющего областью» Синано также назван Каму-яви-мими [15, с. 45] [Кодзики, св. 2-й, Дзимму, Каму-яви-мими]. Таким образом, Такэ-ихо-тацу-но микото принадлежал к роду О-удзи,

происходившем от самого государя Дзимму. Из генеалогии рода О-удзи известно, что женой Такэ-ихо-тацу-но микото стала Аити-хая-химэ (другое имя Аи-цу химэ - дочь Аити-хйко-но микото, ребенка от священного брака жрицы с божеством О-моно-нуси, или Сува-но оками; Аи-цу химэ почитается как предок ками в святилище Аицухимэ-дзиндзя, расположенном на горе Сайдзё-яма в области Синано) (Й:

[37]). В этом браке был рожден сын по имени Такэ-инасэ (родоначальник ветви рода О-удзи - клана Канэса-

си-удзи, клана «управителей области» Синано [37]).

По сообщению родословной клана Асо, в царствование государя Мимаки (Судзина) на должность «управляющего областью» Синано (Синано-но куни-но мияцуко) был назначен человек по имени Такэ-ива-тацу (сын Каму-яви-мими и внук государя Дзимму) [37]. По этой причине, а также из-за сходства имен исследователи сделали вывод, что Такэ-ива-тацу из генеалогии клана Асо-удзи и Такэ-ихо-тацу из «Кудзи-хонки» - одно и то же лицо [37]. А это означало, что в генеалогии рода О-удзи было добавлено одно лишнее поколение (к тому же Такэ-ива-тацу-Такэ-ихо-тацу мог быть сыном старшего брата Каму-яви-мими - Хйко-яви). В одном сказании (яп. дэнсэцу) клана Асо-удзи Такэ-ива-тацу указан как современник государя Дзимму, отправившийся по приказу правителя Ямато в местность Ассо, у горы Асо-но яма, будучи назначенным на должность «усмиряющего запад охранителя» (Ш®ШШ яп. тинсэй тинго - «усмиряющего запад охранителя от мятежей, внешних врагов и бедствий», где ШШ др.-яп. сизумэтэмамору, яп. тинго - подавление (мятежа и т.п.) и охрана (от внешних врагов и бедствий) [23, с. 612]; вм. Ш^ яп. тиндзю, кит. чжэнь шоу' - уст. охранять; нести военно-полицейскую охрану (местности) [22, т. IV, с. 665]; ср.: ^Ш яп. сюго - защита [23, с. 178]) ({е!Й: [37]). В другом

предании (яп. дэнсё) рассказывается, что Такэ-ива-тацу бежал из местности Удзи (области Ямасиро), находившейся под властью государя Суйдзэя (2-го), на родину своего деда Дзимму - в местность Такатихо (в Южном Кюсю), а затем - в местность Синтэн (др.-яп. Нииама) в земле Асо [37] (рис 1.).

«Короткая» генеалогия клана О-удзи [37]

Дзимму, 1-й 3 = 9 Химэ-исудзу-татара-химэ

I I I I

Хйко-яви 3 3 Каму-яви-мими 3 Суйдзэй, 2-й 3 Хйко-яви-мими

(кланы О-но оми и О-но асоми) |

I I

Аи-цу химэ 9 = 3 Такэ-ихо-тацу (Такэ-ива-тацу) 3 = 9 Асо-цу химэ I (при Дзимму, 1-м и Судзине, 10-м) I

I I

3 Такэ-инасэ 3 Хая-мика-тама

(клан Канэсаси - наместников Синано) (наместник Асо при Судзине, 10-м)

Рис. 1

Из генеалогии клана Асо известно, что еще одной женой Такэ-ива-тацу была Асо-цу химэ - дочь Хйко-яви-мими младшего брата или сына Каму-яви-мими [37]. Исследователи обращают внимание на то, что в «Нихон-сёки» (в разделе «18-й год Кэйко») рассказывается, что по прибытии государя Отара-си-хйко (Кэйко) в область Асо-но куни его встречали два человека - Асо-цу хйко (др.-яп. Асо-ту пико) и Асо-цу химэ (др.-яп. Асо-ту пимэ) [2, т. I, с. 242]. Комментаторы текста полагают, что упомянутая в источнике Асо-цу химэ -это супруга Такэ-ива-тацу [37]. В этом браке был рожден Хая-мика-тама [37], упоминаемый в «Кудзи-хонки» как наместник области Асо, назначенный в царствование государя Мимаки (Судзина)

ШН/ИШШ/ИШ^о) [35]). В силу этого Такэ-ива-тацу стал считаться первопредком клана Асо-удзи (Асо-но куни-но мияцуко) [37], а Каму-яви-ммми -предком клана Асо-но кими [15, с. 45].

После Синано военачальник О-бико продолжил свой поход. Двигаясь по той же долине реки Сайгава на юго-запад, О-бико достиг округа Фукуси-ма, где в местности Аидзу (др.-яп. Апиду) [14, с. 192, п. 5] соединился со своим сыном Такэ-нуна-каха-вакэ, и они завершили подчинение режиму Ямато той территории, куда они были посланы (Коси и 12 округов на востоке) [Кодзики, св. 2-й, Судзин; Ксдікі, II, LXVII].

Такэ-нуна-каха-вакэ, видимо, вместе с отцом - О-бико-но микото из Синано смог проследовать через горные перевалы в область Титибу-но куни и покорил ее. Сюда государь Мимаки назначил Титибу-но микото, который считался потомком бога Ягокоро-но (Яцугоро-но) [38, с. 115] Омои-канэ-но микото в десятом поколении, может быть, судя по имени, совпадающем с названием территории, представителя местной знати, который выполнял жреческие функции, поклоняясь «великому божеству» ( & & ^ Ш ^ о

л ж ® ^ ю+таю & & ^ ^

[35; 38, с. 115]) [Кудзи-хонки, св. 10-й, Титибу-но куни-но мияцуко]. В японском источнике «Такахаси-удзи буми» (789) названы первопредки рода Титибу-но куни-но мияцуко - два «сына» бога Ягокоро-но Омои-канэ-но ками - Ува-хара-но микото и Сйта-хара-но микото: «Первые предки [рода] Титибу-но куни-но мияцуко - люди [по

имени] Ама-но Ува-хара и Ама-но Сйта-хара»

ЯШ [39]). О них же (только немного с другим написанием имен)

говорится в 3-м свитке «Кудзи-хонки». В списке сподвижников Ниги-хаяхи, переселившихся предположительно в середине III в. испр. хрон. из Кюсю в Кинай, 30-м и 31-м названы два «сына» бога Ягокоро-но Омои-канэ-но ками (т.е. сыновья жрицы этого божества, с которым она находилась в «священном браке»), по имени Ува-хару-но микото - предка людей корпорации Ати-но Иваи-бэ области Синано (яп. Синано-но Ати-но Иваи-бэ) и Ама-но Сйта-хару-но микото - предка рода «управляющих областью» Титибу в Мусаси

(яп. Мусаси-но Титибу-но куни-но мияцуко) ( Л ж ® ^

ьъффььф^ъ^^ь'о Ь£ФиьаъФ^^ь

©^* т # ф . ©Шо ^ т # ф .

&£ЬФЪЪ^Ф<СФ^^ог

^ Ш ^ ^ Ш ^ #©Ш [28]) [Кудзи-хонки, св. 3-й (1), Ниги-

хаяхи]. Назначенный государем Мимаки в Титибу-но куни «управляющий областью» Титибу-но микото, видимо, был потомком Ама-но Сйта-хару-но микото.

Далее, двигаясь на северо-восток, участники похода завоевали область Кэно-но куни (Кэну-но куни), которая тогда, по сведениям «Кудзи-хонки», включала округа Верхний Кэно (Ками-цу Кэно) и Нижний Кэно (Симо-цу Кэно). Разделение их, по сведениям «Кудзи-хонки», произошло только в царствование Нинтоку, в начале V в. Управлять Кэно был назначен правнук государя Мимаки - внук его сына Тоёки-ири-хйко по имени Хйко-сасима (др.-яп. Пико-сасима). «В царствование [государя Мимаки, управлявшего Поднебесной из] двора Мидугаки, государева сына Тоёки-ири-пико-но микото внук [по имени] Пико-сасима-но микото, [который] изначально (хадзимэтэ) двенадцать областей (куни) в восточной стороне усмирял-покорял, был возведен в должность “управляющего областью” (куни-но мияцуко) [Кэно]»

^ Ш Л Ш Ф ©й© Ш Ш Ф

[36]) [Кудзи-хонки,

св. 10-й, Ками-цу Кэно-но куни-но мияцуко, Симо-цу Кэно-но куни-но мияцу-ко]. Таким образом, в результате похода Такэ-нуна-каха-вакэ, видимо, вместе с отцом - О-бико власти Ямато были подчинены северо-западные окраины 12 областей на востоке.

Согласно сообщению Икэда Дзиндзо, в окрестностях кургана Тяусу-яма в Сакураи, он обнаружил эпиграфическую надпись неизвестного происхождения, в которой сообщается, что Опо-бико-но микото (252 года рождения) умер в 26-й день 5-го месяца года хиноэ-ину (23-й год цикла) 326 г. испр. хрон. [40, с. 96] в возрасте 74 лет (326 г. испр. хрон. - 74 года = 252 год рождения испр. хрон.). Считается, что курган Сакураи-но Тяусу-яма является могилой О-бико (ЛШ#|±ШЙ (Ж|^^Й®^#) Ш^^)

Й^¥,5Ж 26 0, 74 (Й¥Л0^¥) №Ш£#) [41]). Этот же

исследователь сообщает о находке на территории святилища Ясака-дзиндзя эпиграфической надписи, содержащей сведения о смерти Такэ-нуна-каха-вакэ (293 года рождения) в 26-й день 7-го месяца года киноэ-тора (5-й год цикла) в 368 г. испр. хрон. [40, с. 103] в возрасте 75 лет (368 год испр. хрон. - 75 лет = = 293 год рождения испр. хрон.]). Могилой Такэ-нуна-каха-вакэ считается курган Мэсури-яма в Сакураи (ЖА^^Й®^#)

Й^ЯЭДФ/*Щ#^ Ш^£) ¥Й¥ЛЖ 26 0, 75 (Й¥Л0^¥)

№Ш^#) [41]). Правда, есть гипотеза, исходящая из военного характера погребального инвентаря и символов власти, что курган Мэсури-яма -захоронение О-бико (др.-яп. Опо-бико), предка клана Абэ-удзи. Курган Мэсури-яма относится к большой курганной группе в местности Иварэ, земли которой еще в VII в. принадлежали клану Абэ-удзи [42]. Курган Тяусу-яма ориентирован по оси север-юг, а курган Мэсури-яма расположен по оси восток-запад [43, р. 86]. Японский исследователь Ова Ивао пришел к выводу,

что курганы, направленные по оси восток-запад или север-юг, являются могилами людей более низкого статуса [43, р. 86], не принадлежавших непосредственно к семье правителя Ямато.

Квадратно-круглый курган Мэсури-яма находится в районе Такада. Общая длина насыпи 224 м; диаметр трехступенчатой задней круглой части 128 м, высота 19 м; ширина передней двухступенчатой квадратной части 80 м, высота 8 м. Насыпь окружена камнями из шифера, на вершине холма квадратом в две линии расставлены большие цилиндрические ханива (т.е. наиболее древний тип). На южной стороне квадрата было установлено большое количество (1000) ханива в форме птиц. Ханива стояли вокруг круглой части кургана. На квадратной части стояло в линию пять ханива в направлении с севера на юг. Курган датируется первой половиной IV в. [42].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внутри кургана обнаружена каменная погребальная камера длиной 8,06 м, в северном конце шириной 1,35 м, высотой 1,26 м; в южном конце шириной 1,14 м, высотой 1,76 м; типа татэана (с вертикальным входом), которая характерна для раннего периода кофун. С восточной стороны для погребального инвентаря сделана еще одна погребальная камера - длиной 6 м, шириной 70 см.

Первая погребальная камера была раскопана и разграблена, но кое-что осталось: зеркало, изделия из камня тама (магатама, а также кудатама -трубчатые бусы), каменные браслеты, надеваемые на локоть; каменные стулья, каменный гребень, каменные украшения с крылышками, меч. Вокруг тела покойного также были расставлены ханива. Одна цилиндрическая ханива (в форме высокого кубка), установленная с северной стороны на центральной линии погребальной камеры, особенно большая (самая большая из найденных в Японии) - высотой 2,42 м, диаметр основания - 90 см. Диаметр «воротника» в верхней части - 1,31 м. Глиняное дно главной погребальной камеры дугообразной формы. Вход маленький, четырехугольный. Потолок перекрыт восемью каменными плитами. Способ оборудования погребальной камеры примечательный [42].

Вторую погребальную камеру не тронули, поэтому сохранилось большое количество разного рода металлических изделий. Также выкопан украшенный драгоценными камнями посох как символ власти местного правителя (яп. кими). Кроме того, найден набор оружия, состоящий из железного лука, тетивы и стрел, которые, как думают исследователи, не были вещами для практического использования. Это были символы, обозначавшие лицо, занимавшееся военным делом, - нечто вроде полководца, кем и являлся захороненный в кургане человек. Однако следов положения в гроб не обнаружено. Во второй камере также следов захоронения нет [42].

Однако и после походов О-бико и Такэ-нуна-каха-вакэ местное население восточных областей Японии продолжало сопротивление, и государю Мимаки и другим правителям Древней Японии не раз еще приходилось организовывать походы в Восточную Японию. «Хитати-фудоки» сохранили нам имена полководцев, которые, видимо, уже после О-бико и его сына продолжали их завоевательную политику на востоке [1, с. 89-113].

Список литературы

1. Суровень, Д. А. Проблема периода «восьми правителей» и развитие государства Ямато в царствование Мимаки (государя Судзина) / Д. А. Суровень // Известия

Уральского государственного университета. Серия 2. Гуманитарные науки. -1999. - № 13. - С. 89-113.

2. Нихон-сёки: Анналы Японии : в 2 т. - СПб. : Гиперион, 1997.

3. Nihongi: Chronicles of Japan from the earliest times to A. D. 697 / transl. by W. G. Aston. - L. : Allen, 1956. - Part I. - 407 p.

4. Нихон-но акэбоно - Токио ЖЖ, 1959.

5. Ямао Юкихиса |1|Ж ^А. Нихон кодай окэн-кэйсэй сирон

- Токио ЖЖ : Иванами сётэн 1983. - 486, 15 с.

6. Ishii Ryosuke. A history of political institutions in Japan / Ishii Ryosuke. - Tokyo, 1980. - 172 p.

7. Воробьев, М. В. Япония в III-VII веках / М. В. Воробьев. - М. : Наука, 1980. -344 с.

8. Конрад, Н. И. Древняя история Японии / Н. И. Конрад // Избранные труды: история. - М. : Наука, 1974. - С. 11-74.

9. Hashimoto, M. Ancient Japan studied in the light of Far Eastern history // Хасимо-то Масукити. Тоё-си-дзё-ёри-митару нихон-дзё-ко-си-кэнкю. - Токио, 1956. -Р. 1-7.

10. Воробьев, М. В. Древняя Япония: историко-археологический очерк / М. В. Воробьев. - М. : Изд-во вост. лит., 1958. - 119 с.

11. Хиго Кадзуо ШШ ?П^. Ямато то сйтэ Яматай / Хиго

Кадзуо // Кодайси кэнкю: Яматай-коку Ж©^Ш. - Токио ЖЖ,

1956. - С. 1-44.

12. Кодзики (из серии «Нихон котэн дзэнсю» Н^^Л^Ж). - Токио ЖЖ :

Асахи симбун сякан $Л0?ЯИ^±ТУ, 1968. - Т. II. - 354 с.

13. Japan: its land, people and culture. - Tokyo, 1958: Printing Bureau, Ministry of Finance, 1958. - 43, 1077 p.

14. Кодзики (из серии «Нихон котэн бунгаку дзэнсю» Н^^Л^^^Ж). -Токио ЖЖ : Сёгаккан /J^fif, 2001. - 464 с.

15. Кодзики: Записи о деяниях древности. - СПб. : Шар, 1994. - Т. II. - 256 с.

16. Суровень, Д. А. Основание государства Ямато и проблема Восточного похода Каму-ямато-иварэ-бико / Д. А. Суровень // Историко-юридические исследования российского и зарубежных государств. - Екатеринбург, 1998. - С. 175-198.

17. Суровень, Д. А. Проблемы царствования в Ямато правителя Икумэ (Суйнина) / Д. А. Суровень // Античная древность и средние века. - Екатеринбург, 1998. -С. 193-194.

18. Суровень, Д. А. Корейский поход Окинага-тараси-химэ / Д. А. Суровень // Проблемы истории, филологии, культуры. - Москва ; Магнитогорск : Ин-т археологии РАН ; МГПИ, 1998. - Вып. 5. - С. 160-167.

19. Уэда Масааки ЕЙ, Мори Коити ^ —, Ямада Мунэмуцу ШН жЙ.

Нихон кодай-си - Токио ЖЖ : Тикума сёбо 1980.

20. Миура Ёнин Hffi #А. Хадака нихон-си Й^^Н^^. - Токио ЖЖ, 1958.

21. Нихон-сёки Н^Ш1Н // Кокуси-тайкэй Ш^А^. - Токио ЖЖ : Ёсикава кобун-

кан I 1957. - Ч. I. - Т. I.

22. Большой китайско-русский словарь. - М. : Наука, 1983. - Т. I-IV.

23. Фельдман-Конрад, Н. И. Японско-русский учебный словарь иероглифов / Н. И. Фельдман-Конрад. - М. : Русск. яз., 1977. - 680 с.

24. Мендрин, В. М. История сёгуната в Японии (Нихон-гайси) / В. М. Мендрин. -М. ; СПб. : Рос. гос. б-ка: Летний сад, 1999. - Т. II. - 384 с.

25. The Cambridge history of Japan: Ancient Japan. - Cambridge ; New York : Cambridge University Press, 1993. - Vol. I. - 602 p.

26. Мещеряков, А. Н. «Нихон-сёки»: историческая мысль и культурный контекст / А. Н. Мещеряков // Нихон-сёки: Анналы Японии. - СПб. : Гиперион, 1997. - Т. I. - С. 71-110.

27. История Японии с древнейших времен до 1868 года. - М. : Ин-т востоковедения РАН, 1999. - Т. I. - 659 с.

28. Синсэн-сёдзи-року, св. 1-й - 30-й //

«SJ (Саэки Арикиё. Исследование «Синсэн-сёдзи-року». Основной текст / Саэки Арикиё. - Токио : Ёсикава кобункан, 1962). - URL: http://www.h4.dion.ne.jp/~munyu/sujroku.html.

29. Миками Ёсйтака Ш^. Кодай-но хэнъё-коку то ситэнъб-хб^{^Ю

/ Миками Ёсйтака // Ямагути-дайгаку рэкйси, тири, дзинруйга-ку ронсю - 2004. - № 5 (март). - С. 115-126.

30. Миками Ёсйтака ^Е Ш^. «Кодай-но хэнъё-коку то ситэнъб-хб»-ни цуйтэ-

но тасуку рон / Миками Ёсйтака //

Ямагути-дайгаку рэкйси, тири, дзинруйгаку ронсЮ

ШЖ. - 2005. - № 6. - С. 79-90.

31. Танго-но куни-но фудоки ЖйЯЯЕІЕ // ЖШ^Е //

Нагахама Ухэй. Книга множества материалов по истории [провинции] Танго / Нагахама Ухэй. - URL: http://www.h4.dion.ne.jp/~munyu/ ookimikeizu/tango.htm.

32. «Кантю- кэйдзу»-тюки, нукигаки // Синтб-тайкэй хэн-сан-кай, хэнсю-хакко, синтб-тайкэй, котэн-хэн, 13

ЕЕ . - URL: http://www.max.hi-ho.ne. jp/m-kat/kanntyuukeizu/ 24-nukigaki-yamatonosukune-yamatoetama.htm.

33. Хико-имасу-но кими дэнсэцу ВЕЕЕ^ДвЙ. - URL: http:// kammuri.com/s1/ oni/hikoimasu/index.htm.

34. Энги-сйки (из серии «Кокуси-тайкэй» Ш^А^). - Токио, [б.г.]. - С. 9-1004.

35. Сэндай кудзи-хонки ^{^Ш^^/fE, св. 10-й (из серии «Кокуси-тайкэй»

Ш^А^). - URL: http://miko.org/~uraki/ kuon/furu/text/sendaikuji/sendaikuji10.htm.

36. Кудзи-хонки Ш^^НЕ, св. 10-й. - URL: http://www.h4.dion.ne. jp/~munyu/ kujihonki/KHonki 10.files/mokujik.htm.

37. О-удзи кб (цуки: Асо-удзи, Канэсаси-удзи #№^)Й#({ЕИШЙ'^ЙЙ). -URL: http://www17.ocn.ne.jp/~kanada/1234-7-31.html.

38. Сэндай кудзи хонги, 10-й свиток «Куни-но-мияцуко-хонги» (Описание управителей областей) // Синто: путь японских богов. - СПб. : Гиперион, 2002. - Т. II. -С. 112-127.

39. Бункэн-ва катару - нихон-дзинва, соно 5 — 0^#в5'^Ю5 - URL: http://www. inoues.net/yamahonpen10a.html.

40. Цыбульский, В. В. Лунно-солнечный календарь стран Восточной Азии / В. В. Цыбульский. - М. : Наука, 1987. - 384 с.

41. Кофун то рёсю - 1 ^^¿|^Е-1. - URL: http://www11.ocn.ne. jp/~jin/ RYOS1.htm.

42. Мэсури-яма-кофун / Мэсури-яма-кофун. - URL: http://www2.begin. or.jp/sakura/mesuri.htm.

43. Palmer Edwina. Land of the Rising Sun. The predominant east-west axis among the early Japanese / Palmer Edwina // Monumenta Nipponica. - 1991. - Vol. 46, № 1. -P. 69-90.

Суровень Дмитрий Александрович

кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории государства и права, Уральская государственная юридическая академия (г. Екатеринбург)

E-mail: igp@usla.ru

УДК 95 Суровень, Д. А.

Покорение земель Северо-Восточной Японии режимом Ямато (по материалам «Куни-но мияцуко хонки» [«Реестра наместников провинций»]) / Д. А. Суровень // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2011. - № 2 (18). - С. 3-15.

Surowen Dmitry Alexandrovich Candidate of historical sciences, associate professor, sub-department of history of state and law, Ural State Academy of Law (Yekaterinburg)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.