Научная статья на тему 'Поколение Z выбирает эко'

Поколение Z выбирает эко Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
теория поколений / социальная экология / эко-активизм / будущее / эпоха потребления / theory of generations / social ecology / eco-activism / age of consumption

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Солоненко Анна Александровна, Готовкина Маргарита Сергеевна

В соответствии с известной теорией Уильяма Штрауса и Нила Хоува в современном обществе существует четыре вида поколений: «бэби-бумеры», «Х», «У» («миллениалы») и «Z» («зумеры»). Эти поколения имеют различия между собой во многих вопросах, в том числе в вопросе отношения к экологии и окружающей среде в целом. Как известно, в современном, быстро меняющемся мире особое значение имеет экологическая повестка. Проблема экологии является одной из шести глобальных проблем современности, и решение ее зависит от усилий всего мирового сообщества. В этой связи целью данного исследования было выявить, как представители различных поколений относятся к вопросу защиты окружающей среды и эко-активизму. Реализовать данную исследовательскую цель нам позволили общенаучные методы, главными из которых были методы анализа исторических материалов и результатов прикладных социологических опросов. В данной статье мы попытались проследить, как в зависимости от поколения менялись представления и ценности экологичности и заботы об окружающей среде. Так, впервые особый интерес к «зеленой теме» проявили так называемые миллениалы (поколение Y, рожденные в период с 1983 по 2004 гг.). На основе данных проведенного исследования нами был сделан вывод, что представители поколения зумеров (рожденных после 2004 года) более склонны проявлять интерес к экологической повестке, чем другие поколения. В первую очередь это выражается в усиленной эко-повестке в социальном контексте. Они стремятся использовать продукты из переработанного сырья, потреблять экологически чистые продукты, отдыхать на природе, заботиться о ней. Анализ публикаций современных СМИ, а также данных, полученных в ходе социологических опросов, свидетельствует о важном значении эко-повестки в системе ценностных ориентаций современной молодежи. Подобное явление наглядно демонстрирует отличие современного поколения зумеров от предыдущих поколений бэби-бумеров, Х и миллениалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Generation Z prioritises eco-advocacy

According to the well-known theory of William Strauss and Neil Howe, modern society can be divided into four generations: "baby boomers", "Х", "Y" and "Z". These generations have differences among themselves in various issues, including the issue of attitudes towards ecology. In the modern world, the environmental agenda is of particular importance due to the rapidly changing nature of our surroundings. The problem of ecology is one of the six global problems of our time. In this regard, the aim of this study was to investigate the relationship between different generations and environmental protection and eco-activism. General scientific methods were used to achieve this research objective, including the analysis of historical materials and the results of applied sociological surveys. In this article, we tried to trace how, depending on the generation, the ideas and values of environmental friendliness and care for the environment changed. For the first time, the so-called Millennials (generation Y, born between 1983 and 2004) have shown a special interest in the "green theme". According to the study data, representatives of the Zoomer generation (born after 2004) are even more inclined to show interest in the environmental agenda than other generations. This is primarily expressed through strengthened eco-advocacy in the social context. They tend to use products from recycled materials, consume environmentally friendly products, relax in nature, taking care of it. An analysis of contemporary media publications and data obtained from sociological surveys suggests that eco-advocacy is an important value orientation for youth today. This phenomenon highlights the differences between the modern generation of Zoomers and previous generations such as baby boomers, X and Millennials.

Текст научной работы на тему «Поколение Z выбирает эко»

УДК 316.42

DOI: 10.31660/1993-1824-2024-1-134-145

Поколение Z выбирает эко А. А. Солоненко, М. С. Готовкина*

Дмитровский рыбохозяйственный технологический институт (филиал Астраханского государственного технического университета), Рыбное, Россия *gotovkina. rita@yandex. гы

Аннотация. В соответствии с известной теорией Уильяма Штрауса и Нила Хоува в современном обществе существует четыре вида поколений: «бэби-бумеры», «Х», «У» («миллениалы») и «2» («зумеры»). Эти поколения имеют различия между собой во многих вопросах, в том числе в вопросе отношения к экологии и окружающей среде в целом. Как известно, в современном, быстро меняющемся мире особое значение имеет экологическая повестка. Проблема экологии является одной из шести глобальных проблем современности, и решение ее зависит от усилий всего мирового сообщества. В этой связи целью данного исследования было выявить, как представители различных поколений относятся к вопросу защиты окружающей среды и эко-активизму. Реализовать данную исследовательскую цель нам позволили общенаучные методы, главными из которых были методы анализа исторических материалов и результатов прикладных социологических опросов. В данной статье мы попытались проследить, как в зависимости от поколения менялись представления и ценности экологичности и заботы об окружающей среде. Так, впервые особый интерес к «зеленой теме» проявили так называемые миллениалы (поколение Y, рожденные в период с 1983 по 2004 гг.). На основе данных проведенного исследования нами был сделан вывод, что представители поколения зумеров (рожденных после 2004 года) более склонны проявлять интерес к экологической повестке, чем другие поколения. В первую очередь это выражается в усиленной эко-повестке в социальном контексте. Они стремятся использовать продукты из переработанного сырья, потреблять экологически чистые продукты, отдыхать на природе, заботиться о ней. Анализ публикаций современных СМИ, а также данных, полученных в ходе социологических опросов, свидетельствует о важном значении эко-повестки в системе ценностных ориентаций современной молодежи. Подобное явление наглядно демонстрирует отличие современного поколения зумеров от предыдущих поколений бэби-бумеров, Х и миллениалов.

Ключевые слова: теория поколений, социальная экология, эко-активизм, будущее, эпоха потребления

Для цитирования: Солоненко, А. А. Поколение 2 выбирает эко / А. А. Солоненко, М. С. Готовкина. -DOI 10.31660/1993-1824-2024-1-134-145 // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2024. - № 1. - С. 134-145.

Generation Z prioritises eco-advocacy Anna A. Solonenko, Margarita S. Gotovkina*

Dmitrov Fisheries Technological Institute (a branch of Astrakhan State Technical University), Rybnoe, Russia *gotovkina. rita@yandex. ru

Abstract. According to the well-known theory of William Strauss and Neil Howe, modern society can be divided into four generations: "baby boomers", "X", "Y" and "Z". These generations have differences among themselves in various issues, including the issue of attitudes towards ecology. In the modern world, the environmental

agenda is of particular importance due to the rapidly changing nature of our surroundings. The problem of ecology is one of the six global problems of our time. In this regard, the aim of this study was to investigate the relationship between different generations and environmental protection and eco-activism. General scientific methods were used to achieve this research objective, including the analysis of historical materials and the results of applied sociological surveys. In this article, we tried to trace how, depending on the generation, the ideas and values of environmental friendliness and care for the environment changed. For the first time, the so-called Mil-lennials (generation Y, born between 1983 and 2004) have shown a special interest in the "green theme". According to the study data, representatives of the Zoomer generation (born after 2004) are even more inclined to show interest in the environmental agenda than other generations. This is primarily expressed through strengthened eco-advocacy in the social context. They tend to use products from recycled materials, consume environmentally friendly products, relax in nature, taking care of it. An analysis of contemporary media publications and data obtained from sociological surveys suggests that eco-advocacy is an important value orientation for youth today. This phenomenon highlights the differences between the modern generation of Zoomers and previous generations such as baby boomers, X and Millennials.

Keywords: theory of generations, social ecology, eco-activism, age of consumption

For citation: Solonenko, А. А., & Gotovkina, M. S. (2024). Generation Z prioritises eco-advocacy. Proceedings оf Higher Educational Institutions. Sociology. Economics. Politics, (1), pp. 134-145. (In Russian). DOI: 10.31660/1993-1824-2024-1-134-145

Введение

Впервые о теории поколений заговорили в конце прошлого века после выхода известной книги Уильяма Штрауса и Нила Хоува «Поколения» [1]. В этот период стала популярна идея о том, что люди определенной возрастной группы склонны разделять особый набор убеждений, отношений, ценностей и моделей поведения, так как они росли в одинаковых исторических условиях. Эта теория в процессе своего развития подвергалась серьезной критике со стороны социологов. Однако она имела и имеет много сторонников среди научной общественности. В соответствии с этой теорией, поколение — это совокупность людей, которые рождаются каждые 20 лет [2; 3]. Сейчас принято говорить о поколении «бэби-бумеров» и еще трех поколениях — «Х», «У» («миллениа-лы») и «Z» («зумеры»).

Социологами разных стран проводилось множество исследований, чтобы сопоставить и выявить черты отличия и сходства этих больших социальных кластеров-поколений [4]. Нам же эта теория была интересна в контексте их отношения к экологической тематике. Дело в том, что эти поколения не одинаково активно реагируют на экоповестку и не одинаково считают ее одним из ключевых вызовов современности. В связи с этим целью данного исследования было выявить отличия представителей различных групп поколений к вопросам экологии. Материалом для исследования данного вопроса послужили научные статьи, социологические исследования, публикации отечественных и зарубежных ученых.

Материалы и методы

Согласно поставленной цели в нашем исследовании были использованы общенаучные методы: диалектический, системный, синергетический, анализа и синтеза, инструмен-

тальный и другие. Особое внимание было уделено анализу исторической ретроспективы отношения различных групп поколений к вопросам природопользования и защиты окружающей среды. Метод анализа позволил определить, что для современного молодого поколения Ъ эко-повестка имеет большую степень актуальности, чем для представителей ранних поколений. При этом стоит отметить, что базовой теорией для рассмотрения критериев выделения поколений послужила известная теория межпоколенческих различий Уильяма Штрауса и Нила Хоува. Важное значение для реализации цели исследования имел анализ результатов практических социологических исследований, например социологический опрос Высшей Школы Экономики с N = 10 000 (2020 г.), где критерием выборочной совокупности был возраст респондентов от 14 до 24 лет. В соответствии с теорией Уильяма Штрауса и Нила Хоува именно они являются представителями нового поколения Ъ. Также в исследовании межпоколенческих различий в вопросе отношения к экологии и природопользования важное значение для нас имел анализ исторической литературы и современных публицистических материалов в сети Интернет, иллюстрирующих социальную идентичность современного поколения Ъ.

Результаты и обсуждение

Так, бэби-бумеры — это люди, которые родились в период с 1943 по 1963 годы. Символами этого послевоенного поколения стали рок-музыка и сексуальная революция. Бэби-бумерам присущ оптимизм, патриотизм и дух коллективизма [5]. Это люди, которые очень много работали, именно они являются «покорителями природы». Они строили дамбы, гидроузлы на Волге и Днепре, водохранилище на Дону, поворачивали реки вспять. В этот период в обществе превалирует концепция о преобразовании природы. Причем данная тенденция была характерна не только для Советского Союза, но и для стран Запада. Этот период называют «эпохой нещадной эксплуатации природы» [6].

Тем не менее в столь жестких условиях представители этого поколения все же старались проявлять заботу о природе, например улучшая качество жизни населения страны в целом. Для этого необходимо было удовлетворить первичные потребности в еде. Отсюда и освоение целины, и изменение климата для увеличения посевных площадей и т. д. В этот период создавались новые виды энергии, аграрные мегапроекты и прочее [6].

Известен план И. В. Сталина, носящий название «Великое преобразование природы». Он был рассчитан на 16 лет, и начало его датируется 1948 годом. В качестве преграды суховеям планировалась посадка лесных полос, а центральное место в проекте заняло лесоразведение и орошение почв [7].

Надо сказать, что это дало результаты: урожайность зерновых выросла на 30 %, овощей — на 75 %. Однако план свернули после смерти И. В. Сталина. Лесополосы были вырублены. И в 50-х годах взялись за Северное полушарие. Решили перекрыть дамбой Берингов пролив, что должно было растопить льды, и в Гренландии рос бы, по замыслу ученых, виноград. Задуманное не осуществилось, отказались также и от идеи осушить Каспийское море ради добычи нефти, и от ряда других масштабных проектов [8].

Главным лозунгом того времени стала вырванная из контекста цитата Мичурина — «Мы не можем ждать милости от природы, взять их у нее — наша задача!» [8]. Однако Иван Владимирович сказал это применительно к селекции, он обращался к плодоводам. Но эту фразу-символ теперь ассоциируют только с потребительским отношением к природе этого периода.

Далее следует поколение Х. Исследователи называют его «поколение с ключом на шее». Это люди, которые родились ориентировочно с 1963 по 1984 год. На данный момент это самое многочисленное поколение нашей страны, которое составляет 30 % от всего ее населения [9]. Это поколение, которое выключает за всеми свет в доме. Оно успешно собирало и сдавало макулатуру, металлолом, стеклотару, участвовало в многочисленных субботниках. Система сбора вторсырья была развернута во всех республиках и регионах СССР [9]. Все школы участвовали в таких программах: классы соревновались между собой за количество собранных килограммов бумаги, победители внутришкольных и городских соревнований получали призы. Города регулярно очищались от мусора. Поэтому идею разных контейнеров для мусора во дворах поколение Х восприняло радостно, однако, увидев, как на деле все грузится потом в одну машину, доверие поколения Х к такой сортировке было утрачено.

Поколение Х первое признало, что статус «царя природы» приведет к экологической катастрофе, и нужно спешить «переформатировать» отношения с природой. Общество в конце 80-х захлестнула волна эко-оптимизма: митинги, демонстрации, гласность. Стали закрываться десятки вредных предприятий. Это время стали называть «анархо-экологизмом» и экологическим популизмом [10]. Можно сказать, что в перестроечное время люди больше ходили на экологические митинги, чем на экологические субботники. Как известно, во время перестройки уровень жизни населения нашей страны резко снизился, и реформатор Егор Гайдар, который, кстати, начинал карьеру общественного деятеля именно в «Зеленом движении», меняет свои взгляды и провозглашает приоритет экономики над экологией [9].

Страна все больше политизируется, появляются «зеленые» партии. При этом в «нулевые» нарастает значимость государственного регулирования вопросов экологии. Серьезное лоббирование своих интересов начинают осуществлять транснациональные корпорации, возникает единый глобальный рынок, а значит, начинаются проблемы: не только налоговое законодательство в странах разное, но и природоохранное. Транснациональные корпорации (ТНК) могут выбирать, где им зарегистрироваться, а значит, нормы какой страны им соблюдать. Конфликт между экономикой и экологией снова обостряется. Принося выгоду региону в виде новых рабочих мест и инфраструктуры, ТНК экологические последствия своей деятельности отодвигают на второй план. Экологические проблемы в начале века, в том числе и появившиеся в результате формирования единого глобального рынка, становятся мировыми. Становится понятно, что «наш дом — планета Земля». Сегодня проблема экологии относится к одной из шести глобальных проблем современности [10].

Следующее поколение У называют еще миллениалами. Представители его рождены в период с 1983 по 2004 годы, это те, кому сейчас от 19 до 40 лет. Миллениалов в нашей стране значительно меньше, чем других поколений. Например, на 11 млн мень-

ше, чем представителей поколения X, и на 7 млн меньше, чем следующих за ними «зу-меров». Им приписывают прагматизм, отрицание авторитетов, они ценят свободу, с энтузиазмом восприняли дистанционную форму работы, верят в себя, важнейшая идея поколения — это карьера. Они быстро находят информацию и легко ее систематизируют [11]. И что важно в контексте нашей темы, среди этого поколения все больше появляется представителей «зеленых» — защитников природы, сторонников вегетарианского питания, сортировки мусора и т. д. По опросам 80 % миллениалов заинтересованы в сохранении окружающей среды [12]. Они предпочитают пользоваться услугами «зеленых» компаний, с большей вероятностью они купят продукцию тех, кто поддерживает эту идею.

Миллениалы — это то поколение, которое вынудило мировых производителей начать меняться в соответствии с эко-трендом. Так, борьба с пластиком становится отличным маркетинговым инструментом, который помогает производителям зарабатывать. Например, модно производить спортивную одежду и обувь из переработанных материалов. Так, компания Nike намерена изготавливать изделия из переработанной старой обуви, компания Adidas перешла на производство обуви из переработанного пластика [13]. «Зеленый» тренд активно продвигается, это стало выгодным для развития бизнеса.

Также те, кому сейчас до 35 лет (поколение Y), стали предпочитать путешествовать в те места, где разделяется мусор, используется свежая рыба местного производителя, отдается предпочтение возобновляемым источникам энергии и так далее. Для поколения Y, а тем более для следующего поколения Z, в понятие «хорошего человека» встроено его отношение к вопросу экологии [13].

Последнее поколение зумеров ученые характеризуют как решительных, открытых и технологически продвинутых людей. Это те, кто появился на свет после 2004 года. Они рождаются прямо сейчас, ходят в садик, учатся в школах, колледжах, вузах. Поколенческие ценности здесь отследить пока слишком трудно, они только формируются [14]. Более конкретно можно будет сказать о ценностных ориентациях представителей этого поколения, ближе к 2030 году. Пока мы можем только предполагать и прогнозировать. Опираясь на теорию цикличности поколений, мы можем сравнивать новое поколение с «молчаливым» поколением 1925-1942 гг.

Современное общество от поколения Z ожидает великих научных открытий (в новостях мы слышим о них все чаще). Предполагается, что люди этого поколения будут более бережливыми и осознанными покупателями, что притормозит «эпоху потребления». Они будут осторожнее относиться к потребительским кредитам. Больше всего это поколение ценит безопасность. Если старшее поколение больше всего боится войны, люди среднего возраста — социальной нестабильности, то новое и предыдущее волнует уничтожение лесов, химическое загрязнение Земли, последствия глобального изменения климата [14]. Поколение зумеров по праву можно считать первым «глобальным» поколением.

Не так давно социальная сеть «ВКонтакте» и Высшая школа экономики провели масштабное исследование поколения Z. В нем приняли участие больше 10 тысяч человек [15]. Опрос показал, что этому поколению небезразличны климатический кризис и другие экологические проблемы. Правда в отличие от миллениалов им интересна не

просто идея экологичности, а научно-техническое решение экологических проблем. Поколение Ъ меньше, чем предыдущее поколение, доверяет упрощенным стереотипам. То есть они понимают, что порой экологичность используется только как слово, но не всегда обозначает реальные действия.

Примерно с 2020 года особо популярным трендом в молодежной среде стали различные марафоны антипотребления. В Западной Европе среди молодежи популярна радикальная тенденция K6pskam («стыдно покупать»), предполагающая полный отказ от приобретения новых вещей [16; 17]. Следствием этого стало то, что производителям приходится как-то вытеснять лозунги «покупай меньше» более выгодными с точки зрения сбыта: «покупай экологичное», «покупай местное», «покупай наше» и т. д.

В связи с этим весьма показательна судьба самого влиятельного подростка современности Греты Тунберг, которую называют «мессией» эко-движения. Конечно, вероятно, что «Грета Тунберг» — это проект, и как пишет ряд изданий, использовать ребенка с рядом серьезных заболеваний в таких целях неэтично [18]. Однако ее более чем эмоциональные призывы отказаться от добычи полезных ископаемых и использовать природные источники энергии, выращивать экологически чистые продукты, отказаться от использования самолетов и пересаживаться на поезда — все это поддержало огромное количество ее сверстников. В глобальной экологической забастовке приняли участие свыше 4 миллионов человек из более чем 100 государств. Эко-активизм сделал Грету Тунберг невероятно популярной, она уже неоднократно выступала в ООН, Евро-парламенте, встречалась с папой Франциском и другими политическими и религиозными деятелями [18].

Безусловно, становится очевидным, что привычный мир экономического роста за счет безгранично потребляемых природных благ переживает стадию упадка. Надо признать, что, если до появления Греты Тунберг экологи спорили или мечтали, то сейчас они «наступают». Однако, по расчетам экологов Римского клуба, без пестицидов, ГМО, стимуляторов роста и антибиотиков биосфера Земли способна прокормить только «экологичные» 500 миллионов. Сейчас население Земли в 16 раз больше [19]. И любой экономист будет прав, сказав, что введение так называемых «зеленых налогов», прежде всего приведет к безработице и снижению уровня качества жизни населения. Бесспорно, переход на безуглеродное топливо крайне важная проблема, однако в этом году мир столкнулся с энергетическим кризисом [20].

В этой связи можно констатировать, что противопоставлять ЭКОномику и ЭКОлогию не рационально. Экологи до настоящего времени пытались сделать экологию фактором сдерживания экономического роста, но платить за это сдерживание придется малообеспеченным слоям населения. Конечно, противопоставление достижений экономики и заботы об экологии — это ошибочная постановка вопроса. Экология должна стать одной из отраслей экономики, она должна стать фактором экономического роста. Не надо запрещать использовать автомобили, надо создавать такие автомобили, которые будут более экологичными. Необходимо продолжать исследования: по переработке различных типов отходов, по биоразлагаемому пластику, опреснению морской воды, изучать перспективы экологической миграции и многие другие.

Эти задачи в первую очередь предстоит решать поколению Z. Можно предположить, что через 10 лет огромный спрос будет на такие профессии, как инженеры технологий возобновляемых источников энергии, консультант по устойчивому эко-развитию, «зеленые» строители, архитекторы и дизайнеры эко-среды, машинисты дро-нов, эко-аналитики, специалисты по уменьшению экологического следа, системным биотехнологиям и многие другие.

Уже сегодня эко-бренды являются признанными лидерами на рынке продовольственных и иных товаров. Такое направление развития бизнеса поддерживается и со стороны государственных структур. Буквально недавно на форуме «Сильные идеи для нового времени» (июль 2023 г.) были представлены победители конкурса новых отечественных брендов. Среди них лидируют бренды, производящие мороженое из натуральных ингредиентов, ореховую пасту без консервантов и усилителей вкуса, зерно, натуральные кондитерские изделия, натуральные сыры и масла и многое другое из экологически чистых продуктов. Причем эко-бренд — это не только еда. На форуме среди победителей заявлены производители очков в оправах из переработанного пластика, безотходное производство одежды, детская эко-мебель, формирующая правильную осанку у ребенка [21]. Все эти технологии и разработки весьма популярны у представителей современного поколения.

Выводы

В современной социологической науке особое место занимает знаменитая теория меж-поколенческих различий У. Штрауса и Н. Хоува. Эта теория основана на отражении основных этапов развития человеческого общества в разрезе поколений. Авторы данной теории выделяют присущие каждому поколению определенные общие черты и свойства. В данной статье мы попытались проследить, как в зависимости от поколения менялись представления и ценности экологичности и заботы об окружающей природе. Не вызывает сомнения тот факт, что вопросы бережного отношения к окружающей среде и экологическая повестка в целом являются особенно актуальными в современном обществе. Подтверждает это и тот факт, что экологическая проблема относится к шести глобальным проблемам современности наряду с терроризмом, бедностью, голодом и т. п.

Первым рассмотренным нами поколением были так называемые бэби-бумеры, рожденные в период с 1943 по 1963 годы. Представители этого поколения нещадно покоряли природу, полагая, что она должна служить прогрессу человечества. Для этого периода характерны глобальные проекты по осушению морей, поворачиванию рек вспять и т. п. Однако почти никаким фантастическим задумкам не суждено было сбыться. Тем не менее, в столь жестких условиях представители этого поколения все же старались внимательно относиться к окружающей их природе и проявляли заботу, сопряженную с добыванием «хлеба насущного» для населения страны.

Следующим поколением является самое многочисленное на сегодняшний день поколение Х. Именно с этого поколения начинает постепенно актуализироваться эко-повестка в массовом сознании. В период с конца 80-х — начала 90-х годов в нашей

стране был отмечен особенный интерес со стороны общественности к вопросам экологии. В этот период проходит множество общественных собраний граждан, которые обращаются в органы власти с требованием ужесточения экологического законодательства и прекращением вредных выбросов в атмосферу и т. п. Далее в 2000-е годы нарастает значимость государственного регулирования вопросов экологии, а также намечается новый тренд развития экономики мирового уровня, который стал оказывать существенное влияние на экологию во всем мире. Этим трендом стало развитие особенно крупных транснациональных корпораций, которые, пользуясь различными законодательными базами в разных странах, не всегда бережно относятся к окружающей среде. Но несмотря на это, в общественное сознание уже прочно вошло понимание того, что «природа — наш общий дом».

Следующим поколением стало поколение Y, которое еще принято называть миллениалами. Они были рождены в период с 1983 по 2004 годы. Для этого поколения стало характерно появление большого числа представителей различных «зеленых» движений. Причем эко-повестка становится ведущим маркетинговым инструментом многих известных мировых брендов от одежды до еды.

Последнее поколение зумеров по праву можно считать первым «глобальным» поколением. Они появились на свет после 2004 года. В отличие от предыдущих поколений им интересна не просто идея экологичности, а научно-техническое решение экологических проблем. Они осознают, что порой экологичность используется только как слово, но не всегда обозначает реальные действия. Представители зумеров понимают, что привычный мир экономического роста за счет безгранично потребляемых природных благ уже не может эффективно существовать. Внушает оптимизм тот факт, что последнее подрастающее поколение зумеров сейчас в большей степени, чем предыдущие поколения, озабочены вопросами экологичности и бережливого природопользования. Поколение Z прекрасно понимает, что современное развитие эко-трендов невозможно без внедрения научных разработок, основанных на бережливом производстве. Для этого нужно продолжать исследования в новых областях по переработке различных типов отходов, по биоразлагаемому пластику, опреснению морской воды, экологическому типу энергоносителей.

Список источников

1. Афонина, Н. Теория поколений : Нейл Хоув и Уильям Штраус / Н. Афонина. - Текст : электронный // Образовательный портал «Справочник». -URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_pokoleniy_neyl_houv_i_uilyam_shtraus/ (дата обращения: 09.07.2023).

2. Значение слова «Поколение». - Текст : электронный // КАРТАСЛОВ.РУ : сайт - URL: https://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0-%D1% 81 %D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D 1 %82%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0% BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0% BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 (дата обращения: 19.07.2023).

3. Исаева, М. А. Поколения кризиса и подъема в теории В. Штрауса и Н. Хоува / М. Исаева. - Текст : непосредственный // Знание. Понимание. Умение. -2011. - № 3. - С. 290-295.

4. От молчаливых до зумеров : теория поколений в России (и в музыке). -Текст : электронный // Мел : сайт. - 2020. - 25 мар. - URL: https://mel.fm/blog/vizual-club/94825-ot-molchalivykh-do-zumerov-teoriya-pokoleny-v-rossii-i-v-muzyke?ysclid=lkjhj 91nia582038879 (дата обращения: 29.07.2023).

5. Забелин, К. Хранители чистой радуги. История и современность экологического движения в России. - Текст : электронный // НОЖ : сайт. - 2021. - 12 мая. -URL: https://knife.media/russian-ecoactivism/?ysclid=lju3kgqavk462160883 (дата обращения: 09.07.2023).

6. Храм или мастерская : как относились к природе деятели искусства разных эпох. - Текст : электронный // Дзен : сайт. - 2022. - 02 апр. - URL: https://dzen.ru/a/Ykd0i3xsEivupSTd (дата обращения: 09.01.2024).

7. Осушить море и повернуть реки вспять. Главные мегапроекты СССР. -Текст : электронный // Телеканал «Наука» : сайт. - 2020. - 04 мар. - URL: https://naukatv.ru/articles/704?ysclid=lju2fofly1918015278 (дата обращения: 09.07.2023).

8. Семенова, О. Марксистско-ленинский лозунг покорения природы / О. Семенова - Текст : электронный // Проза.ру : российский литературный портал. - 2023. - URL: https://proza.ru/2023/01/04/956?ysclid=lju3ggivov511957672 (дата обращения: 09.07.2023).

9. Савельева, И. М. История и время : В поисках утраченного / И. М. Савельева, А. В. Полетаев. - Москва : Языки русской культуры, 1997. - 796 с. - Текст : непосредственный.

10. Александр. Современные экологические проблемы и пути их решения / Александр. - Текст : электронный // Экология : сайт. - 2021. - 14 авг. - URL: https:// ecologyda.ru/ekoproblemy/ekologicheskie-problemy?ysclid=lju4330lcv266260442 (дата обращения: 09.07.2023).

11. Ожиганова, Е. М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения / Е. М. Ожиганова. - Текст : электронный // Бизнес-образование в экономике знаний : международный научный электронный журнал. -2015. - № 1. - С. 94-97. - URL: https://bibs-science.ru/articles/ar550.pdf.

12. Атаджанов, М. Переходное поколение в современном социуме : от поколения икс к интернет-поколению / М. Атаджанов. - Текст : непосредственный // Научный вестник воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия : социально-гуманитарные науки. - 2015. - № 4. - С. 69-73.

13. Кобяков, И. Зеленое поколение : как миллениалы вынуждают корпорации бороться с мусором. - Текст : электронный // Forbes : сайт. - 2019. - 25 сен. - URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/382457-zelenoe-pokolenie-kak-millenialy-vynuzhdayut-korporacii-borotsya-s-musorom (дата обращения: 09.07.2023).

14. X, Y, Z : чем современное поколение детей отличается от предыдущих. -Текст : электронный // Foxford : сайт. - 2021. - 06 окт. - URL: https:// externat.foxford.ru/polezno-znat/osnovy-teorii-pokolenij-xyz?ysclid=lkjhh1tfoq372080375 (дата обращения: 09.11.2023).

15. ВКонтакте и ВШЭ исследовали поколение Z : от потребления контента до отношения к экологии. - Текст : электронный // ВКонтакте : сайт. - 2020. - 11 сен. -URL: https://vk.com/press/research-eco-Z?ysclid=lju4hnhi4h984504887 (дата обращения: 09.07.2023).

16. Движение Kopskam. 15 минут славы для миллениалов и поколения Z. -Текст : электронный // ВКонтакте : сайт. - URL: https://vk.com/wall12381243 _10673?ysclid=lju4jeru58945292343 (дата обращения: 09.07.2023).

17. «Стыдно покупать» : что известно о новом движении. - Текст : электронный // ЁЖ : онлайн-журнал. - 2020. - 12 янв. - URL: https://ezhonline.ru/ articles/trends/stydno-pokupat-chto-izvestno-o-novom-molodezhnom-dvizhenii_56.html (дата обращения: 09.07.2023).

18. Кто такая Грета Тунберг? - Текст : электронный // РБК : сайт. - 2023. -23 окт. - URL: https://trends.rbc.ru/trends/green/5d8b4c929a7947d3b4468fd3 (дата обращения: 09.07.2023).

19. «Поколение я — поколение мы» : парадоксы префигуративной культуры на постсоветском пространстве / Л. В. Турарбекова, А. М. Канагатова, Д. Р. Сапарова, С. Ж. Эдельбай. - DOI 10.32523/2616-7255-2022-139-2-168-188. - Текст : непосредственный // Вестник Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева. Серия : Исторические науки. Философия. Религиоведение. - 2022. - № 2 (139). -С.168-188.

20. МЭА : наступил первый мировой энергетический кризис. - Текст : электронный // Смотрим : сайт. - 2022. - 06 мая. - URL: https://smotrim.ru/article/ 2727104?ysclid=lju4piq5z 1519557717 (дата обращения: 09.07.2023).

21. Победители конкурса перспективных брендов России. - Текст : электронный // Рапид Био : сайт. - 2023. - 07 июля. - URL: https://rapidbio.ru/ tpost/u0r4f4xp01-pobediteli-konkursa-perspektivnih-brendo (дата обращения: 09.07.2023).

References

1. Afonina, N. Teoriya pokoleniy: Neyl Khouv i Uil'yam Shtraus. (In Russian). Avail able at: http s:// spravochni ck. ru/ pedagogika/teoriya_pokoleniy_neyl_houv_i_uilyam_shtraus

2. Znachenie slova «Pokolenie». (In Russian). Available at: https://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0-%D1%81%D0%BB% D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D 1 %82%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2% D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB% D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

3. Isaeva, M. (2011). Crisis and rise generations in W. Strauss and N. Howe's theory. Knowledge. Understanding. Skill, (3), p. 290-295. (In Russian).

4. Ot molchalivykh do zumerov: teoriya pokoleniy v Rossii (i v muzyke). (2020). (In Russian). Available at: https://mel.fm/blog/vizual-club/94825-ot-molchalivykh-do-zumerov-teoriya-pokoleny-v-rossii-i-v-muzyke?ysclid=lkjhj91nia582038879

5. Zabelin, K. (2021). Khraniteli chistoy radugi. Istoriya i sovremennost' ekologicheskogo dvizheniya v Rossii. (In Russian). Available at: https://knife.media/russian-ecoactivism/?ysclid=lju3kgqavk462160883.

6. Khram ili masterskaya: kak otnosilis' k prirode deyateli iskusstva raznykh epokh. (2022). (In Russian). Available at: https://dzen.ru/a/Ykd0i3xsEivupSTd

7. Osushit' more i povernut' reki vspyat'. Glavnye megaproekty SSSR. (2020). (In Russian). Available at: https://naukatv.ru/articles/704?ysclid=lju2fofly1918015278

8. Semenova, O. Marksistsko-leninskiy lozung pokoreniya prirody. (2023). (In Russian). Available at: https://proza.ru/2023/01/04/956?ysclid=lju3ggivov511957672

9. Savel'eva, I. M., & Poletaev, A. V. (1997). Istoriya i vremya: V poiskakh utrachennogo. Moscow, Yazyki russkoy kul'tury Publ., 796 p. (In Russian).

10. Aleksandr. (2021). Sovremennye ekologicheskie problemy i puti ikh resheniya. (In Russian). Available at: https://ecologyda.ru/ekoproblemy/ekologicheskie-problemy?ysclid=lju4330lcv266260442

11. Ozhiganova, E. M. (2015). Straus Howe generational theory. Opportunities of practical application. (In Russian). Available at: https://bibs-science.ru/articles/ar550.pdf

12. Atajanov, M. (2015). Transitional generational in modern society: from generation X to Internet generation. Nauchnyy vestnik voronezhskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta. Seriya: sotsial'no-gumanitarnye nauki, (4), pp. 69-73.

13. Kobyakov, I. (2019). Zelenoe pokolenie: kak millenialy vynuzhdayut korpo-ratsii borot'sya s musorom. (In Russian). Available at: https://www.forbes.ru/forbeslife/382457-zelenoe-pokolenie-kak-millenialy-vynuzhdayut-korporacii-borotsya-s-musorom

14. X, Y, Z: chem sovremennoe pokolenie detey otlichaetsya ot predydushchikh.

(2021). (In Russian). Available at: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/osnovy-teorii-pokolenij-xyz?ysclid=lkjhh1tfoq372080375

15. VKontakte i VSHE issledovali pokolenie Z: ot potrebleniya kontenta do otnosheniya k ekologii. (2020). (In Russian). Available at: https://vk.com/press/research-eco-Z?ysclid=lju4hnhi4h984504887

16. Dvizhenie Kopskam. 15 minut slavy dlya millenialov i pokoleniya Z. (In Russian). Available at: https://vk.com/wall12381243_10673?ysclid=lju4jeru58945292343

17. "Stydno pokupat'": chto izvestno o novom dvizhenii. (2020). (In Russian). Available at: https://ezhonline.ru/articles/trends/stydno-pokupat-chto-izvestno-o-novom-molodezhnom-dvizhenii_56.html

18. Kto takaya Greta Tunberg? (2023). (In Russian). Available at: https://trends.rbc.ru/trends/green/5d8b4c929a7947d3b4468fd3

19. Turarbekova, L. V., Kanagatova, A. M., Saparova, D. R., & Edelbay, S. Zh.

(2022). "Generation me - generation we": paradoxes of prefigurative culture in the post-soviet space. Bulletin of the L.N. Gumilyov Eurasian National University. Historical sciences. Philosophy. Religion series, (2(139)), pp. 168-188. (In Russian). DOI: 10.32523/2616-72552022-139-2-168-188

20. MEA: nastupil pervyy mirovoy energeticheskiy krizis. (2022). (In Russian). Available at: https://smotrim.ru/article/2727104?ysclid=lju4piq5z1519557717

21. Pobediteli konkursa perspektivnykh brendov Rossii. (2023). (In Russian). Available at: https://rapidbio.ru/tpost/u0r4f4xp01-pobediteli-konkursa-perspektivnih-brendo

Информация об авторах / Information about the authors

Солоненко Анна Александровна,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Дмитровский рыбохозяйственный технологический институт (филиал Астраханского государственного технического университета), п. Рыбное, ОЯСГО: https://orcid.org/0000-0003-3857-9516

Готовкина Маргарита Сергеевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Дмитровский ры-бохозяйственный технологический институт (филиал Астраханского государственного технического университета), п. Рыбное, gotovkina.rita@yandex.ru, ОЯСГО: https:// orcid.org/0000-0001-5615-5261

Anna A. Solonenko, Candidate of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Humanities and Social and Economic Disciplines, Dmitrov Fisheries Technological Institute (a branch of Astrakhan State Technical University), Rybnoe, ORCID:

https://orcid.org/0000-0003-3857-9516

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Margarita S. Gotovkina, Candidate of Sociology, Associate Professor at the Department of Humanities and Social and Economic Disciplines, Dmitrov Fisheries Technological Institute (a branch of Astrakhan State Technical University), Rybnoe, gotovkina.rita@yandex.ru, ORCID: https:// orcid.org/0000-0001-5615-5261

Статья поступила в редакцию 04.10.2023; одобрена после рецензирования 15.01.2024; принята к публикации 23.01.2024.

The article was submitted 04.10.2023; approved after reviewing 15.01.2024; accepted for publication 23.01.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.