Социология №3 2021
Поколение Z: особенности и характеристики
Никитина Дарья Олеговна,
аспирант Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы E-mail: [email protected]
С каждым годом становится популярнее теория поколений о том, что каждые 20 лет идет смена поколений. В работе сделана попытка сформулировать основные особенности поколения «Z»: люди, которые родились в 2000 году и дальше. В рамках исследования молодежи был проведен ряд экспертных интервью с представителями органов исполнительной власти. Главная цель исследования - выяснить, как органы власти проводят работу с современной молодежью, какие подходы и технологии используют, и как информационные технологии повлияли на работу вообще. Как итог можно отметить, что работа с молодежью направлена на то, чтобы всячески поддерживать и помогать этой группе населения, быть такими же активными и динамичными как современная молодежь.
Ключевые слова: поколение «Z», информационные технологии, органы исполнительной власти, работа с молодежью
Теория поколений сформирована двумя американскими учеными У. Штрауссом и Н. Хоувом. Главная идея данной теории: каждые 20 лет в мире сменяются поколения и с новыми поколениями приходят новые люди с новыми ценностями, идеями, жизненными путями и с другим складом ума. Для российского общества данную теорию поколений адаптировал Е. Ша-мис (психолингвист, преподаватель РАНХиГС) и А. Антипов (психолог). После анализа ряда статей можно выделить следующие поколения, живущие в России (годовые рамки отличаются на 2-3 года, в зависимости от автора) (табл. 1).
Таблица 1
Поколение Годы рождений
Величайшее поколение 1900-1923
Молчаливое поколение 1923-1943
Поколение беби-бумеров 1943-1963
Поколение «X» 1963-1984
Поколение <^» 1984-2000
Поколение <^» 2000 и по н.в.
Теория становится популярной, но это направление все равно можно отнести к молодой отрасли научных знаний. Конечно, для изучения основных характеристик и особенностей поколения Z необходимо учитывать не только логику этой теории и новые реалии жизни, в которых живут представители этого поколения. Ни для кого не секрет, что большинство молодых людей - представителей поколения Z появились и живут в условиях цифровой экономики. Здесь уже речь идет не только о том, что интернет это как часть их жизни, но и о том, что происходит трансформация всего образа жизни и мышления.
После анализа ряда литературы можно выделить несколько основных направлений развития будущего, за-
136
датки которых мы можем наблюдать
уже сегодня у представителей поколения [2; 229].
1. Билингвизм. Уже большинство жителей развитых стран владеют как минимум двумя языками, один из них - родной, второй - иностранный, на котором люди разговаривают как на родном языке. Психологи, социологии и другие специалисты отмечают, что дети сейчас легче адаптируются к различным ситуациям, меньше испытывают стресс. Самый интересный факт, что таким детям необходимо объяснять, почему что-то нельзя, почему не сейчас и т.д. Они получают и обрабатывают информацию из двух источников, вращаются в наибольшем информационном поле и более конкурентоспособные.
2. Цифровое взаимодействие. Современные дети общаются, учатся «онлайн». Кроме преимуществ, здесь хорошо прослеживаются и явные проблемы: меньше человеческого общения, плохо разбираются в человеческих эмоциях, поведении. На первый план в качестве авторитета у детей выходит Интернет, а не родители. Виртуальная коммуникация преобладает над реальной: люди больше общаются в интернете, но меньше общаются в реальной жизни. Парадокс.
3. Образование как инструмент раскрытия потенциала обучающихся. Образование должно быть актуальным для жизни, отвечать всем современным вызовам общества и мира. Человек должен применять полученные навыки в жизни. Именно такое образование и такой подход к получению образования обеспечит подготовку специалистов, которые смогут жить в обществе цифрового взаимодействия.
4. Внедрение игры в процесс образования и развития. Здесь стоит обратить внимание на положительные эффекты компьютерных игр. Доказано, что компьютерные игры -мощный инструмент для формиро-
вания нравственных и этических установок [3; 230]. Виртуальный мир и игры послужат обучению детей, повышению квалификации специалистов, развитию новых отраслей в промышленности. Возможность «уйти в виртуальный мир» освобождает от ежедневной рутины, позволяет нам вспомнить метафору «вся жизнь-игра».
5. Изменения во времени, информации и целях. Меняется режим жизни, если раньше люди делали все примерно в одно время и выход за рамки считался неправильным, то сейчас каждый сам решает как правильно и как нужно. Можно лечь спать не в 22:00, а в 03:00. Кроме того, длительное пользование Интернетом приводит к потере установок причинно-следственных связей, люди ленятся думать, ждут, когда кто-то сделает это за них в Интернете. В такой ситуации популярным становится обращение за помощью к специалистам-консультантам, которые помогут сделать выбор, составить планы по достижению целей и т.д.
6. «Бытовая беспомощность». Несмотря на то, что доля тех, кто хорошо обращается с компьютером, растет, доля тех, кто может, например, приготовить поесть, починить сантехнику, существенно уменьшается. Научившись работе с компьютером, можно и восстановить и другие важные для жизни навыки.
7. Изменение институтов познания. Развитие Интернета, эволюция процесса образования и науки приведет к тому, что институтами познания будут не научные центры, лаборатории, а будут небольшие виртуальные сообщества. Его участники будут жить по принципу «попробуй, посмотрим, что из этого получится». Все отмеченные выше тенденции
развития могут не наблюдаться у всех обязательно, но в целом, можно сказать, что люди во все времена были разные. Это не зависит от поколения, от времени, от степени развития тех
137
или иных технологий, от индивидуальных целей. Все равно у каждого человека есть базовые ценности, которые никуда не делись, изменился контекст и места, где их можно реализовать.
Существует много современных отечественных и зарубежных работ, посвященных изучению поколения Z и их взаимоотношений с цифровыми технологиями. Работа Б. Кертис, Р. Аш-форд, К. Маргусон и С. Райан-Петтерс демонстрирует результаты исследований о предпочтениях молодых людей общаться с компаниями по онлайн-каналам. Работа отечественных исследователей В.А. Ребязина и Н.Г. Збандут посвящена изучению влияния экономики совместного потребления на поведение молодых людей [3; 273]. Важное значение имеют подходы: Л.С. Выготского и Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьева, Г.С. Костюка, М.И. Лисиной, А.А. Люблинской, А.В. Запорожца, Л.А. Венгер, П.Я. Гальперина [1; 2].
Анализ литературы показал, что есть еще вопросы, которые недостаточно изучены и требуют особого внимания. Один из таких вопросов: успевают ли традиционные институты социализации, такие как семья и образование трансформироваться в условиях цифрового общества и отвечать всем требованиям и потребностям поколения Z?
Д. Стиллман в своих работах определяет семь особенностей поколения Z [3; 273].
1. Цифровой мир. Представители четко не разделяют виртуальный и реальный мир, у них виртуальный мир-часть реального мира. Об этом очень часто исследователи пишут и отмечают, что из-за этого появляется ряд проблем: например, молодые люди иногда не понимают, где реальность, а где виртуальный мир, не могут адаптироваться в реальном мире и имеют проблемы в установлении социальных связей и коммуникаций в реальном мире с реальными людьми.
2. Персонализация. Представители поколения стремятся создать и использовать что-то свое.
3. Практичность. Молодые люди поколения Z не рассчитывают на то, что в будущем будет существовать стабильный мир и общество, они стараются извлечь максимальную выгоду здесь и сейчас. Они живут сегодняшним днем, не думают о том, что будет завтра.
4. Синдром упущенной выгоды. Молодым людям кажется, что они могут упустить что-то важное, поэтому они всегда стараются быть конкурентоспособными, постоянно развиваться и быть в курсе всего.
5. Экономика совместного потребления. Молодые люди проще относятся к использованию вещей, пространства, недвижимости и т.д. легче и проще прощаются или делятся с другими людьми. С их способностью извлекать из всего выгоду их жизнь становится проще, может принести пользу другим людям экологии.
6. Принцип «сделай сам». Развитие сети интернет и способности молодежи развиваться, приводит к тому, что для них не составит большого труда сделать многие вещи самим, не привлекая труд чужих людей. Полный доступ к информации в интернете поможет решить любую поставленную задачу.
7. Мотивация. Опять же доступ к информации, популярность социальных сетей, где происходит демонстрация высокого уровня жизни других людей, держит в постоянном напряжении и подстегивает еще больше к развитию, освоению новых навыков и старанию быть еще лучше. В Российской Федерации действует
национальный проект «Образование», ответственным исполнителем которого от Санкт-Петербурга является Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями. Одними из целей данного проекта является: увеличение доли молодежи, задействованной в мероприятиях по вовлечению в творческую деятельность, увеличение доли студентов, вовлеченных в клубное студенческое движение.
138
Во всех районах Санкт-Петербурга действуют учреждения по делам молодежи. Всего 33 учреждения, в состав которых входит 334 подростково-молодежных клубов, 8 районных домов молодежи, в которых работают более 5000 кружков, студий и различных секций. Все представленные активности в этих учреждениях совершенно бесплатны.
Процесс социализации молодежи в условиях развития цифровых технологий протекает не совсем в традиционной форме, потому что институты социализации по-разному реагируют на все происходящие изменения: кто-то быстрее перестраивается, кто-то медленнее. Некоторые из институтов социализации и вовсе перестает существовать, вытесняется новыми другими.
Для того, чтобы определить, что из себя представляет молодежь, как с ней работать и как взаимодействовать была проведена серия экспертных интервью. Экспертами в данном вопросе выступали представители органов исполнительной власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области, деятельность которых направлена на работу с молодежью в регионе.
Результаты проведенных интервью выглядят следующим образом:
1. Современная молодежь является динамичной, яркой, целеустремлен-ной,вовлеченной группой людей.
2. Люди, которые работают с молодежью, должны быть такими же динамичными, молодыми, яркими и целеустремленными. Самое главное не отставать, предлагать что-то новое, чтобы заинтересовать молодежь.
3. Трудности возникают всегда при работе с любой категорией людей, но если молодежь не идет на контакт - значит это ей неинтересно, значит нужно менять подход.
4. В городе действует много проектов, которые создавались на молодежи. Сначала органы власти узнают, что интересно молодежи, выявляют необходимость оказания помощи (чаще всего это ресурсная поддержка -
поиск и предоставление помещений для проведений мероприятий). Спикеров и участников различных мероприятий выбирают молодые люди, а не организаторы. Самое главное -оказать всевозможную поддержку во всех начинаниях и быть открытыми к взаимодействию. Уход в виртуальный мир в связи с эпидемиологической ситуацией в мире заставило многие организации разворачивать и активно продвигать свои проекты онлайн.
5. Что касается интернета, то его не могут отнести к институтам социализации. Это пространство, где человек может узнать много разных точек зрения, где раскрываются горизонты. Но в тоже время отмечается, что интернет часто вытесняет традиционные механизмы «подростковой социализации», когда подростки много времени проводили на улице, занимаясь совершенно разными вещами. Для многих молодых людей это уже будет в диковинку. Никто не говорит, хорошо это или плохо, но это необратимый процесс. Проведение времени в интернете должно контролироваться хотя бы на уровне родителей, все-таки необходимо поддерживать воспитание традиционным способом - с помощью семьи.
6. Система образования старается использовать все новейшие технологии в процессе обучения студентов. Давно уже стало нормой организация презентации, просмотр обучающих роликов и работа с данными. Но главным остается факт вовлеченности педагога в процесс передачи знаний студентам. Необходимо оказывать поддержку студентам, налаживать процесс взаимодействия, насколько это возможно. 2020 год пандемии внес также свои коррективы в процесс обучения, где стало возможным организация процесса обучения в дистанционном формате довольно долгое время.
В статье мы рассмотрели некоторые
особенности и характеристики поколе-
139
ния Z. Работать с современной молодежью интересно, но в то же время это требует особой подготовки, как со стороны органов власти, так и со стороны семьи и системы образования.
Литература
1. Кулакова А.Б. Поколение Z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. 2018. 2 (42). С. 1-10.
2. Лапидус Л.В., Гостилович А.О., Омарова Ш.А. Особенности проникновения цифровых технологий в жизнь поколения Z: ценности, поведенческие паттерны и потребительские привычки интернет-поколения // Государственное управление. 2020. № 83. С. 273.
3. Зайцева Н.А. Теория поколений: разные мы или одинаковые // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. Т. 2. № 2. С. 220-236.
GENERATION Z: FEATURES AND CHARACTERISTICS
Nikitina D.O.
The North-West Institute of Management of RANEPA
Every year the theory of generations becomes more popular that every 20 years there is
a change of generations. The paper attempts to formulate the main features of generation "Z": people who were born in 2000 and beyond. As part of the study of young people, a number of expert interviews were conducted with representatives of executive authorities. The main goal of the study is to find out how the authorities work with today's youth, what approaches and technologies are used, and how information technologies have influenced work in general. As a result, it can be noted that work with youth is aimed at supporting and helping this population group in every possible way, to be as active and dynamic as modern youth.
Keywords: generation "Z", information technology, executive authorities, work with youth.
References
1. Kulakova A.B. Generation Z: theoretical aspect // Issues of territorial development. 2018. 2 (42). p. 1-10.
2. Lapidus L.V., Gostilovich A.O., Omarova Sh.A. Features of the penetration of digital technologies into the life of generation Z: values, behavioral patterns and consumer habits of the Internet generation // Public Administration. 2020. No. 83, p. 273.
3. Zaitseva N.A. The theory of generations: we are different or the same // Russian regions: a look into the future. 2015.Vol. 2.No. 2.P. 220-236.
140