Научная статья на тему 'ПОКОЛЕНИЕ КАК ЖИЗНЕННЫЙ МИР: ТРАДИЦИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ГЕНЕРАТИВНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ'

ПОКОЛЕНИЕ КАК ЖИЗНЕННЫЙ МИР: ТРАДИЦИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ГЕНЕРАТИВНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
41
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ПОКОЛЕНИЕ / ЖИЗНЕННЫЙ МИР / ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ / БЫТИЕ / ВРЕМЯ / ИСТОРИЧНОСТЬ / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ / Я И ДРУГОЙ / ГЕНЕРАЦИОННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Черномазова Юлия Александровна

Цель исследования - выявление эвристического потенциала феноменологических исследования для философского осмысления поколенческой проблематики. Научная новизна: охарактеризованы возможности феноменологического анализа поколения как жизненного мира, обладающего собственным смыслотворчеством, ценностными ориентациями, а значит, и своеобразными правилам социокультурной активности. Произведен сравнительный анализ генерационной проблематики в феноменологических изысканиях Э. Гуссерля, М. Хайдеггера и А. Шюца. Обосновывается обусловленность феноменологических презентаций генерационных общностей с решением проблем темпоральности, историчности, экзистенциальной индивидуации и основаниях социокультурной консолидации. В результате делается вывод о том, что представление поколения как жизненного мира позволяет охарактеризовать его в качестве социальной общности, фундированной общими смысловыми экспектациями, основанными на формируемом универсуме ценностей и значений, которые позволяют сформировать актуальный ответ на вызовы актуального настоящего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERATION AS A LIFE WORLD: THE TRADITION OF PHENOMENOLOGICAL RESEARCH IN GENERATIVE PROBLEMS

The purpose of the study is to identify the heuristic potential of phenomenological research for philosophical understanding of generational issues. Scientific novelty. The possibilities of the phenomenological analysis of a generation as a life world with its own sense-making, value orientations, and, therefore, peculiar rules of socio-cultural activity are characterized. A comparative analysis of generational problems in the phenomenological research of E. Husserl, M. Heidegger and A. Schutz is made. The author substantiates the conditionality of phenomenological presentations of generational communities with the solution of problems of temporality, historicity, existential individuation and the foundations of socio-cultural consolidation. As a result, it is concluded that the representation of a generation as a life world allows us to characterize it as a social community, based on common semantic expectations based on the universe of values and meanings being formed, which allow us to form an actual response to the challenges of the actual present.

Текст научной работы на тему «ПОКОЛЕНИЕ КАК ЖИЗНЕННЫЙ МИР: ТРАДИЦИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ГЕНЕРАТИВНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ»

идентифицирует 8 рамках национальности, культуры, веры.

2. Также согласимся, что язык и культурная память сохраняют единство коллективной идентичности, транслируют основы бытия, которые свойствены для данного типа культуры, выраженного в материальном и нематериальном культурном наследии, традициях и др. Унификация в народных традициях, которая приходит с глобализацией, грозит разрушением этнокультурного единства, размыванием идентичности.

3. Более того, нам близка позиция о том, что ценности и традиции могут выступить тем самым ядром, которое станет фундаментом обновленной идентичности и будут транслировать ее следующим поколениям.

4. Значительную роль в национально-куль-турной идентичности выполняет религиозный фактор и его влияние на формирование национально-культурной идентичности. Религия как исторически первая форма идентификации, сохраняющаяся в современной культуре свои принципы, является особым элементом в структуре социально-общественной системы.

5. В заключение согласимся с тем, что за счет базовых факторов, которые способствуют укреплению коллективной идентичности,таких как - культурное наследие, может обогащаться ценностно-смысловое ядро культуры в условиях неустойчивости нравственных, моральных устоев общества.

Литература:

1. Астафьева О.Н. Коллективная идентичность в

условиях глобальных изменений: Динамика устойчивого и укоренение становящегося И Воп-

росы социальной теории. - М. : Независимый институт гражданского общества, 2011. - Т, 5.

2. Бердяев H.A. Судьба человека в современном мире. - Париж, 1934. - 84 с.

3. Гегель Г. В. Ф. Сочинения; а 2-х т. - Т. 1. - М.: Прогресс, 1974.-397 с.

4. Гумилев Л-Н, Этногенез и биосфера земли, - М,: ЭКСМО, 2007,-560 с.

5. Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10-ти т. / сост., вступит, ст. и коммент. Ю. Т. Лисицы. - М. : Русская книга, 1993. Т. 1. Путь духовного обновления. Основы христианской культуры. Кризис безбожия,- 400 с.

6. Лихачев ДС. Русское пред возрождение в истории мировой культуры П Историко-филологи ческие исследования. - М., 1974. - С. 17-26,

7. Лотман Ю.М. Память культуры // Семиосфера, Статьи, исследова ния, заметки, - СПб,: Ис кусство-СПб„ 2010.-152 с.

8. Малыгина И.В., Йрошенко H.H. Традиция и идентичность в сценарии глобального проекта // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств,- 2016. - С. 9-13.

9.МчедловаМ.М.Религия,общество,государство; вызовы и угрозы современности И Социологические исследования. - 2016.- № 10. - С. 110-118.

10. Резник Ю. М. Человек в гражданском обществе: проблема идентичности / Ю. М. Резник П Человек: вчера и сегодня: междисциплинарные исследования i отв. ред. М. С. Кисилева. - М.: Иф-РАН.-С 47-58.

11. Сторчак В.М., Аушев Х.О. Обычай как социальный институт // Труд и социальные отношения. - 2016.б, - С 151-159.

12. Тишков В,А, Языки нации // ВесТнйК Российской академии наук. - 2016. - Т. 86. - N9.4. -С. 291-303.

13. Федотов Г. П. Письма о русской культуре // Судьба и грехи России. Избранные статьи по философии русской истории и культуры: в 2 т. - СПб. : София, 1992.-Т. 2.-С 139-205.

14. Cadamer И. С. Piatos dialektische Elhik. 2. Aufl. Hamburg, 1966, S. 1Й1 -204.

CU

ftj О OJ

h-Q_

< X

c\i

41"

s

181

GENERATION AS A LIFE WORLD: THE TRADITION OFPHENOMEMOLOGICAL RESEARCH IN GENERATIVE PROBLEMS

Chemomazova Julia Aleksandrovna, Postgraduate student, Department of Philosophy, North-Caucasus Federal University, Stavropol

The purpose of the study is to identify the heuristic potential of phenomenologkal research for philosophical understanding of generational issues. Scientific novelty. The possibilities of the phenomenologkal analysis of a generation as a life world with its own sense-making, value orientations, and, therefore, peculiar rules of socio-culturalactivity are characterized. A comparative analysis ofgenerationalproblems in the phenomenologkal research ofE Husserl, M. Heidegger and A. Schutzis made. The author substantiates the conditionaiity ofphenomenologkal presentations of generational communities with the solution of problems of temporality, historicity, existential individuation and the foundations ofsocio-cuiturai consolidation.As a result, it is concluded that the representation of a generation as a life world allows us to characterize it as <i social community, based on common semantic expectations based on the universe of values and meanings being formed, which allow us to form an actual response to the challenges of the actual present.

Keywords: generation; life world; rntentionaiity; being; time; historicity; phenomenology; existentialism; i and the Other; generational problems.

DOI 10.24923/2222-243X.2022-42.34

УДК 1413

ВАК РФ 5.7.7/09,00.11

> Черномазова Ю.А., 2022

> <

ш *

и

0 О О

о с

182

ЧЕРНОМАЗОВА Юлия Александровна аспирантка, кафедра Философии, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь

ПОКОЛЕНИЕ КАК ЖИЗНЕННЫЙ МИР: ТРАДИЦИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ГЕНЕРА ТИВНОЙ ПРОБЛЕМА ТИКИ

Цель исследования - выявление эвристического потенциала феноменологических исследования для философского осмысления поколенческой проблематики. Научная новизна: охарактеризованы возможности феноменологического анализа поколения как жизненного мира, обладающего собственным смыслотворчеством, ценностными ориентациями, а значит, и своеобразными правилам социокультурной активности. Произведен сравнительный анализ генерационной проблематики в феноменологических изысканиях Э, Гуссерля, М. Хайдеггера и А. Шюца. Обосновывается обусловленность феноменологических презентаций генерационных общностей с решением проблем тем-поральности, историчности, экзистенциальной индивидуации и основаниях социокультурной консолидации. В результате делается вывод о том, что представление поколения как жизненного мира позволяет охарактеризовать его в качестве социальной общности, фундированной общими смысловыми акс-пектациями, основанными на формируемом универсуме ценностей и значений, которые позволяют сформировать актуальный ответ на вызовы актуального настоящего,

Клю чевые слова: поколение/ жизненный мир; интенциональносгь; бытие; время; историчность; феноменология; экзистенциализм; Я и Другой; генерационная проблема тика.

Введение

Проблема осмысления поколений и их взаимодействия приобретает е современном обществе не только интеллектуальную, но и практическую актуальность.

Практическая значимость связана с тем, что современное общество как социум постфигуративной культуры, по сути, "переворачивает прежние форматы генеративной коммуникации, поскольку "поколение детей" становится более значимым и авторитетным, чем "поколение родителей". Именно оно становится референтом в качестве основного субъекта трансляции норм поведения и жизненных стилей. Новое поколение молодежи, значительно отличающееся от "поколения отцов", становится основным субъектом социальных изменений, транслирующиммодернизационные новации в современные социальные практики [1].

Кроме этого, актуализирует генеративную проблематику кризис современных семейных отношений, их трансформация и появление новых типов семейной жизни [2]. Связанные с этим изменения представлений о семье, поле, тендере и возрастных группах востребуют новые инструменты осмысления этих проблем.

В данной теоретической ситуации повышается значимость философского анализа генеративной проблематики в современном обществе с привлечением различных концептов, предложенных в арсенале современных философских исследований.

В этой связи актуальность данного исследования заключается в выявлении эвристического потенциала феноменологических конструктов исследования генераций для философского осмысления поколенческой проблематики в современном обществе.

Цель исследования структурировала следующие задачи. 1) охарактеризовать возможности феноменологических исследований генеративной проблемы е современном обществе,- 2) выявить методологические возможности концепта "жизненный мир" для анализа генеративной проблематики; 2) обозначить значимость понятий "время" и "историчность" в перспективе феноменологических исследований поколения.

Теоретической базой исследования послужили публикации классиков феноменологической мысли (Э. Гуссерль, М Хайдеггер, А. Шюц), а также работы, зарубежных (К. Ман-гейм) и отечественных авторов (Т.6. Щитцо-ва), посвященные проблемам феноменологического анализа генераций в современном обществе.

Основная часть

Проблема поколений, традиционно актуальная для философского анализа в контексте эволюции различных социокультурных систем и их трансформации, приобретает новые грани в феноменологическом исследовании, ориентированном на смысловые аспекты сознания социального субъекта и его коммуникативной активности с миром,

В изначальной проекции своих философских исследований Э. Гуссерль стремился обнаружить область чистого сознания как опорную точку философской рефлексии. Таким способом он пытался найти основания научной рациональности в мыслящем субъекте, который способен к получению объективных и общезначимых истин об окружающем мире. В рамках данных исследований было выдвинуто понятие интенциональности сознания как "сознания о" или сознания, конституирующего смыслы мира, окружающего человека. Один из ведущих отечественных феноменологов, В.И. Молчанов, характеризует его следующим образом: "Интенциональность - основное понятие гуссерлевскогоученияосознании-характери-зует сознание как переживание, которое имеет значение, или обладает смыслом. Само значение, или смысл, не тождественно ни предмету (реальному или идеальному), ни психическому образу предмета, ни знаку, с помощью которого обозначен предмет.... Значение идеально и непредметно; оно есть всегда отношение к предмету... но не есть сам предмет" [3; 85],

В дальнейшем Гуссерль обращается к проблематике интерсубъективности для того, чтобы преодолеть "монадологическую замкнутость чистого сознания". Для обозначения того, что действительный мир оказывает влияние на структуры, выявляемые путем интенционально-го анализа, он использует понятие горизонта значений.Здесьособые свойства сознания связываются сего телеологич ностью и деятельным характером трансцендентальной субъективности Как отмечает ЕЛ, Сергодеева, "Интенцио-нальный предмет, на который направлен акт, никогда не актуализован полностью, а выступает на фоне потенциального горизонта. В актуализации этих возможностей и состоит деятельность трансцендентального Я" [4; 68],

Единство сознания субъекта, таким образом, обеспечено его нацеливанием на внешний мир. Чуждое сознание выступает аналогом собственного, а отличием между ними является непосредственностьопыта. Более того, Э. Гуссерль заявляет о том, что именно интерсубъективность может служить основанием создания гармоничного универсума значений.

Эта проблематика в дальнейшем концептуализируется в понятии "жизненного мира", который служит горизонтом для понимания человеческих действий и любых частных мирах социального субъекта, В том числе он служит фундаментом для смысложизненных конструкций, формирующихся вотдельных социальных общностях. В данном прочтении концепт жизненного мира значим для генеративной проблематики [5].

Важность этого феноменологического концепта проявляется в том, что поколение представляется как некий особенный жизненный мир,обладающий собственным смыслотворче-сгвом, ценностными ориентациями, а значит, и своеобразными правилам социокультурной активности, которые субъекты конституируют в рамках прохождения своей социогенетичес-кой эволюции.

Эта позиция наиболее ярко проявляется в классическом определении поколений немецкого исследователя Карла Мангейма, который акцентирует внимание на том, что необходимо локализовать уникальность местоположения человека для обозначения влияния социокультурных условий на развитие и опыт определенной генерации [6]. В этом смысле члены одной возрастной группы имеют существенную связанность в историческом процессе и могут формировать особые принципы поведения и мироощущения, адекватные актуальной социокультурной ситуации и характерные для своеобразного вызова эпохи. Особенности данной социальной общности зависят, во-первых, от исторических возможностей, предоставленных поколению и, во-вторых, от креативных способностей самой социальной группы, способной дать ответ актуальным "вызовам эпохи".

К. Мангейм обращает внимание на то, что далеко не каждая возрастная группа способна создать свое жизненно-практическое мировоззрение, адекватное социальным и культурным запросам. Положительный отклик позволяет говорить о позитивно реализации цивилизационных возможностей. При этом стоит учитывать темпы ускорения социокультурного развития и возможности быстрого ответа на них.

си

о

си

ь-

0. <

X

сч

41"

Ё

183

Что касается дальнейшего развития генеративных исследований в феноменологии, то их эволюция обусловлена включением в орбиту изучения тематики времени и историчности, Гуссерль проблему времени связывает с влиянием темпоральности на единство смыслооб-разования личности. Он полагает, что главным моментом самоидентичности Эго является единство смысла, создаваемое благодаря темпоральной (временной) структуре интен-циональности. Трансцендентальный субъект формирует свое единство, используя возможности пассивного темпорального синтеза. Это единство обретается за счет специфических характеристик интенционального сознания: ретенции как удержания прошлого опыта и про-тенции, как открытости сознания, готового предвосхищать будущее.

Темпоральность также позволяет прояснить проблему интерсубъективности, или возможности коммуникации Я (поколения) с Другим Эго (другим поколением) [7]. Опыт самости, в отличие от опыта Другого, отличает ясность и непосредственность, однако благодаря единству темпоральной структуры, Я может создать другое Эго как современность. В этом случае происходит аналогизирующий перенос (апперцепция) собственных переживаний на Другого, а механизмы такого переноса сходны с процессами ретенции-протенции, то есть сохранения прошлого и предвосхищения будущего, При этом Гуссерль подчеркивает важность процесса осовременивания Другого, который позволяетсовместитьпроцедуры вчув-ствования и фантазирования. Получается, что опыт коммуникации с другим жизненным миром (опытом другого поколения) обусловлен историчностью собственного жизненного мира. Встраивая воспоминания в собственную идентичность и ограничивая настоящее от прошлого, Я, по аналогии, может ограничить жизненный мир своего поколения от Других, ценностно-смысловой континуум которых отличается от него.

Если у Гуссерля проблема историчности рассматривается в аспекте темпоральных характеристик сознания или эволюции жизненного мира, то у его ученика М. Хайдеггера вопросы, связанныес генеративной проблематикой или ограниченностью бытия человека временной (социокультурной) ситуацией выходят на первый план. Получается, что, прежде всего, жизненный мир человека ограничен актами смерти и рождения,

В своей работе "Бытие и время" Хайдеггер рассматривает целостность человеческого бытия (Dasein) как темпоральную структуру.

Обозначая в качестве одного из главных характеристик бытия Заботу, Хайдеггер напрямую связывает ее с тремя модусами: прошлым ("заброшенностью"), настоящим ("сущее") и будущим (проектом, или "забеганием вперед") [8]. Само творение Dasein понимается как возобновление, определяющее преемственность к прошедшему бытию.

При этом именно смерть у Хайдеггера получает статус определяющего события, отношение к которому определяет жизнь человека в конкретно-исторической повседневности. Философ, тем самым, обосновывает значимость фактичности истории, то есть актуальной исторической ситуации в становлении Я. То же самое можно сказать относительно социальных общностей, групп или других общественных объединений.

Синхронический контекст бытия человека (то есть, по сути дела, жизнь поколения} возможен именно в случае признания историчности. Подлинное Бытие-друг-с-другом предполагает нахождение ответа на своеобразное "забегание в смерть". Подобно тому, как осознание смерти помогает человеку избегать погружения в бессмысленность безличной повседневности (Man), точно так же и отказ от другого опыта поколений помогает ему осознать свою генерационную идентичность.

Т.В. Щитцова, исследуя вопросы историчности в проблематике Хайдеггера,указывает на важность не только "смерти", но и "рождения" как основополагающих феноменов жизни и самоопределения сообщества. Именно рождение является свидетельством фактичности, которое укореняет Dasein в его самости и одновременно определяет его в бытии-друг-с-другом (то есть в генеративной взаимосвязи) [9].

Значимым представляется вывод ТВ. Щит-цовой о том, что экзистенциальная трактовка рождения в философии Хайдеггера позволяет представить новый принцип индивидуации че-ловеческогоЯ иегосвязи с другими Эго, живущих какодновременно с человеком, так и предшествующих ему. Дело в том, традиционно именно "забегание в смерть" служит принципом индивидуации, поскольку невозможно умереть за другого, или умереть совместно с кем-то. Другие в этом случае выступают в качестве негативного фактора (das Man}, препятствующего осознанию собственной идентичности, В случае же определения двух позиций индивидуальности - рождения и смерти - человек может избежать растворения в das Man, поскольку антитеза "забегание в смерть"-"растворение в безличном" заменяется на "забе-

гание в смерть" - "бытие вместе". Единичность наличного бытия становится не одиночеством, а индивидуальностью, которая может быть представлена сингулярностью в совместном бытии с такими же сингулярными индивидуумами в общем плюралистичном мире. Актуализация фактичности рождения, тем самым, конституируетэкзистирование бытия-с-други-ми (поколения) как подлинного со-бытия.

Дальнейшее развитие генерационная тематика нашла в феноменологической социологии А. Шюца, который, исходя из идей позднего Гуссерля, стремился показать, каким образом на основе жизненного мира могут образовываться такие социальные макроструктуры, как институты и общности. Социальную реальность он определяет как совокупностьобъектов и событий внутри повседневного опыта людей, связанных друг с другом отношениями интеракции, характерной чертой которого является интерсубъективность. Он сам формируется в непрестанной интеракции, порождающей смыслы: "с самого начала повседневность предстает перед нами как смысловой универсум, совокупность значений, которые мы должны интерпретировать для того, чтобы обрести опору в этом мире и прийти к соглашению с ним" [10; с 869].

Взаимопонимание между людьми, живущими в общей социокультурной ситуации, происходит в контексте так называемой взаимности перспектив. В ее основе лежит типизация объектов, осуществляемая в общей для взаимодействующих индивидов среде. Благодаря этому жизненные миры людей, живущих в общем историческом времени, приобретают черты общезначимости и интерсубъективности. Именно благодаря этому конституируются различные социальные общности, в том числе поколения.

Такимобразом,общий посыл феноменологических исследований генеративной проблематики заключается в тематизации темпоральное™, историчности и смысловых траекторий взаимоотношений сдругими в общем жизненном мире. Такая трактовка коррелятивна выводам современных исследований поколений, согласно которымжизненный опыт в качестве переживаний актуальных событий и результатов действий, является консолидирующей основой социальной генерации [11],

Заключение

Феноменологическая традиция философствования представляется достаточно продуктивной для анализа многих проблем современного общества, касающихся смысловых

аспектов интеракции и консолидации социальных сообществ.

Генеративная проблематика, не тематизи-руемая в качестве специального предмета классических феноменологических исследований, тем не менее, имплицитно прослеживается во многих вариациях феноменологических штудий - у Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, А. Шюца и др. Общим в этих изысканиях является прослеживание оснований поколенческой общности в историчности Эго и его укорененности в социокультурной ситуации, что находит свое выражение в концепте жизненного мира.

Представление поколения как жизненного мира позволяет охарактеризовать его в качестве социальной общности, фундированной общими смысловыми экспектациями, основанными не только на общности переживаемых событий, но и на формируемом универсуме ценностей и значений, которые позволяют сформировать актуальный ответ на вызовы актуального настоящего.

Литература:

I. Сайганова Е.В. Трансформация роли молодежи в современном обществе // Известия Саратовского университета. Серия: социология политология. - 2015. - Том 15. - № 1. - С, 19-22.

Ъ Синельников А.Б. Семья и брак: кризис и модернизация Н Социологический журнал. - 2018. -Том 24. - № 1.- С, 95-113.

3. Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. - М. : Высшая школа, 1988.- 144 с.

4. Сергодеева Е.А. Научная рациональность в контексте философии и культуры, - Ставрополь ЦНТИ, 1999.-146 с.

5. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. - СПб.: Фонд Университет; Владимир Даль, 2004. - 398 с.

6. Мангейм К. Очерки социологии знания: проблема поколений -состязательность - экономические амбиции. - М.: ИНИОН РАН, 2000. - 162 с.

7. Куба Нова О.Ю, Проблема интерсубъекгивнос-ти в "Картезианских размышлениях" Э, Гуссерля// Историко-философский ежегодник: 1991. - М,: Наум, 1991.-С. 87-107.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Хайдеггер М. Бытие и время. - М. : Ад Марги-нем, 1997,-452 с.

9. Щитцова T.S. Рождение и отношение между поколениями как предмет анализа в экзистенциально-феноменологической философии: автореферат дис. ... доктора философских наук: 09.00.03.

- М,: РГГУ, 2007,-36 с.

Ю.Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом.

- М,: РОССПЭН, 2004, - 1056 с.

II. Агафонов Г.Ю. Феноменология социально-пси-хологических барьеров в межпоколенных взаимоотношениях в семье // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - MQ 1(18).-С 244-247.

CU

ftj О OJ

ь-

Q. <

£

сч

"«Г

S

185

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.