Поколение
М. А. Исаева
(Институт экономических стратегий Российской академии наук)*
Поколение — складывающаяся в силу объективных социально-демографических и культурно-исторических условий общность современников, имеющих типичные социально-психологические, идейнонравственные и этнокультурные характеристики, сходные духовные ценности, социальный опыт и образ жизни.
Научный интерес к анализу поколений и проблемам отношения между ними появился в западноевропейской литературе во второй половине XIX в., в том числе и в связи с философским осмыслением такой категории, как время.
В западноевропейской социальной философии во второй половине XIX в. понятие «поколение» имело различные трактовки, которые актуальны и сейчас: 1) биолого-ге-нетическое или демографическое понимание, состоящее в разделении возрастных поколений родителей и детей в качестве некоторой константы, не зависящей от состояния общества; 2) позитивистско-натуралистическое определение поколения как пространственно-хронологической общности, где определенная возрастная группа рассматривается в контексте своей пространственной и временной локализации; 3) романтико-гуманитарное или культурно-историческое видение поколения как идейно-духовной общности, основанной на культуре народа и его ценностях, подтвердивших свою историческую устойчивость (подобную точку зрения представлял также В. Дильтей, который акцентировал внимание на духовной общности поколений и ее исторической обусловленности); в культурно-исторической трактовке подчеркивается, что поколения формируют-
ся с различной скоростью, отвечающей скорости социальных изменений; количественное понятие длительности существования поколений определяется в этой концепции как средняя возрастная разница между родителями и детьми в данный исторический период; при высокой скорости изменений разрывы поколений превышают возрастные поколенческие различия, при низких темпах изменения, например в традиционных обществах, поколение может включать несколько возрастных поколений — прадедов, дедов, детей, внуков и правнуков, поскольку в их культуре и ценностях не происходит существенных изменений (К. Маркс и Ф. Энгельс объединили культурно-исторический взгляд на поколения с классово-экономическим пониманием общества); 4) историко-политическая трактовка поколения, рассматривающая поколения как временно складывающиеся или господствующие на отдельном историческом отрезке общности.
В большинстве работ второй половины
XIX в. смену поколений понимали как движущую силу исторического процесса, причину происходящих в истории событий (О. Конт, Ж. Дромель, Дж. Милль, Г. Феррари, О. Лоренц). Заложенную в этих работах идею о существовании некоего биологически обусловленного ритма исторических изменений в 20—30-е годы XX в. развивали X. Ортега-и-Гассет, Ф. Ментре, В. Пиндер и др. Однако после Второй мировой войны истолкование исторического процесса с биологической точки зрения перестало быть популярным.
Согласно преобладающей ныне точке зрения смена поколений обусловлена опреде-
* Исаева Марина Александровна — советник директора Института экономических стратегий Российской академии наук. Тел.: +7 (495) 780-35-77. Эл. адрес: [email protected]
ленными историческими событиями. Эта мысль получила свое первое научное оформление в работах В. Дильтея. По его мнению, яркие впечатления юности прививают значительному числу сверстников, подвергшихся влиянию старших, сходные философские, социальные и культурные представления о жизни, сохраняющие свою силу и впоследствии даже вопреки воздействию столь же ярких впечатлений противоположного характера.
Данная гипотеза в дальнейшем получила развитие и в трудах К. Мангейма, впервые попытавшегося систематически обобщить проблемы исторических поколений с помощью методов социологии и психологии. К. Мангейм охарактеризовал поколение определенным положением в социуме, специфической взаимосвязью между его представителями и единством различных в возрастном отношении социальных групп. С точки зрения К. Мангейма, смена поколений — универсальный процесс, предопределенный биологическим ритмом человеческой жизни, в результате которого старые участники культурного процесса вытесняются новыми по мере передачи накопленного культурного наследия. Поколение в его понимании близко понятию «классовое положение» индивида в обществе. Мангейм подчеркивает важность общности местоположения представителей поколения. Современники должны совместно участвовать в общем действии и получать сходный опыт. Субъективным фактором является приятие определенных исторических идей не столько в результате свободного выбора, сколько в процессе социализации.
В настоящее время большинство исследователей придерживается того взгляда, что поколение формирует событие. В свою очередь, сформировавшееся под воздействием некоторых исторических фактов социальное поколение уже само формирует дальнейший ход истории и обусловливает его. Сторонники этого подхода считают, что исторические события формируют поколения не в масштабах всего общества, а лишь в отдельных его
группах, прежде всего в политических или культурных элитах. Так, К. Мангейм показал, что общие впечатления юности оказывают разное влияние на разные по статусу и культуре группы общества, которые реагируют по-разному на одинаковый импульс, исходя из своих общественных интересов. Особенно важно в его анализе противопоставление поколения и класса в виде так называемого горизонтального и вертикального сегментирования исторически развивающегося общества.
С конца XIX в. подход к определению длительности периода существования одного поколения становится еще более вариативным. Возникает идея о том, что при анализе процесса смены поколений следует учитывать лишь вторую половину периода социальной активности человека, так как начало социальной жизни нового поколения поглощается борьбой за власть со старым. При этом завоеванное новым поколением доминирующее положение начинает оспариваться очередным подрастающим поколением (Г. Адаме, X. Ортега-и-Гассет, А. Шлезингеры, старший и младший). С точки зрения Х. Ортеги-и-Гассета, поколение реализуется на исторической арене как субъект исторической деятельности, придерживаясь политических идей своего времени. Х. Ортега-и-Гассет условно разделил время динамической экспансии поколения (около 30 лет) на два периода, во время которых сначала новые идеи и вкусы распространяются, а впоследствии утверждаются и доминируют.
Все эти подходы подчеркивали как прерывность поколений, так и их преемственность и сосуществование.
В американской социально-гуманитарной науке XX в. поколение, с одной стороны, рассматривается как объект социализации (Т. Парсонс, Ш. Айзенштадт, М. Мид), а с другой — как субъект социально-политического конфликта (Г. Маркузе, Л. Фойер).
В отечественной науке первая классификация поколений была предложена в XIX в. демографом А. П. Рославским-Петровским. Он условно разделил все население на под-
растающее поколение (до 15 лет), цветущее поколение (от 16 до 60 лет) и увядающее поколение (старше 60 лет). В советское время демограф Б. Ц. Урланис осуществил аналогичное возрастное деление населения на три поколения, предложив дать им другие названия: дорабочий возраст (до 15 лет), рабочий возраст (от 16 до 59 лет) и послерабочий возраст (старше 60 лет).
В современном отечественном обществоведении существует несколько подходов к пониманию понятия «поколение». Антропологи выделяют в понимании поколения генетические и генеалогические характеристики людей. Этнографы определяют поколение как этническую группу определенного возраста, сплоченную едиными традициями и общественными институтами. С позиций историко-культурологического подхода в формировании поколения основную роль играют конкретные исторические события, а люди одного поколения обладают общими духовно-нравственными идеалами и принадлежат к определенному типу субкультуры. Культурологический подход предполагает рассмотрение поколения как социальной общности людей в определенных возрастных границах, для которых характерны схожие условия социализации и жизнедеятельности, типичные потребности и ценностные ориентации. К определению поколения может применяться и символический подход, согласно которому поколение формирует общность современников, жизнь которых совпала с особым периодом истории, сделав их свидетелями и участниками определенных событий (В. Т. Лисовский). Поколение может также рассматриваться как некая когорта неслучайных сверстников, более или менее жестко отграниченная от других общностей возрастом и являющаяся динамическим компромиссом между массой и индивидом (Ю. Р. Вишневский). Каждое поколение объединяют типологические признаки: проживание одного хронологического периода и исторической эпохи; общность социальных условий формирования и жизни; решение общих задач, реализация
схожих социальных ролей и функций; тождественность социально-психологических характеристик; наличие единого поколенческого сознания и духа. Поколение определяется через некую форму социальной связи и фокус символической солидарности. Поколение — это нормативная рамка воображаемого соотнесения с другими «по горизонтали», такими же, как «ты» (Б. Дубин). В категории и языке поколений соединяются представление о границах одного поколения, подразумевающих общие для него социальные и культурные нормы, типовые реакции, а также общие символы, объединяющие одно или несколько соседних поколений. Поколение в представлении Дубина выступает внутрикультурной формой, в которой социальные сходства и различия редуцируются посредством их перевода на язык традиционных связей в соответствии с родственными узами, вне зависимости от возраста. В поколениях можно выделить, помимо историко-политических характеристик, отличительные черты, присущие различным возрастным группам (Ю. А. Левада). Возрастная структура населения накладывается на историческую. Плавный переход от одного поколения к другому возможен только в традиционном статичном обществе. В современном же динамическом и мультикуль-турном мире определить стиль жизни отдельных конгломератов одного поколения могут отдельные харизматики. Левада считает, что в условиях «современного» общества, не опирающегося на традиционные ценности, поколения разграничиваются разрывами, вызванными кризисами и изменениями, обусловленными не сменой демографических когорт, а введенными определенными элитными группами и институциональными структурами.
Для Т. Шанина поколением является условная исследовательская модель для установления причинно-следственных связей. Поколение становиться одним из способов логического изложения одной из версий истории. Не затрагивая вопроса о том, как формируется «язык повседневности», Ша-
нин не описывает и механизмы, которые позволили бы «очистить» поколенческую терминологию, придать ей аналитический статус. Социологический анализ исторического процесса проводится на уровне не демографического поколения, а неких значимых поколенческих групп или структур с учетом образа взаимодействия между людьми.
Культурологический подход к поколениям описывает типичные паттерны поведения поколения, принадлежащего к определенной социальной группе. В. В. Семенова обращает внимание на то, что в настоящее время в культурологическом отношении речь идет о возможном противостоянии старых поколений и нового поколения, этап становления которого пришелся на другие социальные условия.
Культурные поколения определяются не филиацией и преемственностью, а духовной общностью, не поддающейся однозначному описанию.
Не будучи жестко хронологически детерминированными, поколения предполагают одновременное сосуществование и противоборство разных социально-культурных групп, более молодая из которых наступает на другую. В отличие от традиционной культуры место ученичества и преемственности, характерных для отношений старших и младших, занимает модернистский пафос обновления и антиканоническая «эстетика противопоставления» (Ю. М. Лотман) или эдиповский конфликт отцов и детей, выдвигающие на первый план проблемы прерывности и перелома.
Проблема поколений обостряется в периоды общественных трансформаций, государственного реформирования и осуществления модернизации страны. Для России данная проблематика имеет как общерос-
сийское, так и региональное измерение, в том числе зависит и от этнических факторов. В целом можно сказать, что деление на поколения производится на основе ценностей, разделяемых людьми, родившимися в некоторый исторический период и воспитанными в рамках общей семейной парадигмы, сформированных под воздействием определенных политических, экономических, социальных и технологических событий.
Лит.: Глотов М. Б. Поколение как категория социологии // Социологические исследования. 2004. №10. С. 42-48; Дубин Б. Поколение: социологические границы понятия // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2002. №2 (58). С. 11-15; Зенкин С. Н. «Поколение»: опыт деконструкции понятия // Поколение в социокультурном контексте ХХ века. М. : Наука, 2005. С. 130-136; Ламажаа Ч. К. Поколенческий подход к истории Тувы ХХ века [Электр. ресурс] // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение. 2007. №1. URL: http:// www.zpu-journal.ru/e-zpu/1/Lamajaa/ (дата обращения: 01.12.2010); Левада Ю. А. Поколения
ХХ века: возможности исследования // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001. №5 (55). С. 7-13; Его же. Поколение XX века: возможности исследования // Отцы и дети: поколенческий анализ современной России / под ред. Ю. Левады, Т. Шанина. М. : НЛО, 2005; Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М. : Искусство, 1991; Савельева И. М., Полетаев А. В. История и время, в поисках утраченного. М. : Языки русской культуры, 1997; Семенова В. В. Социальная динамика поколений. Проблема и реальность. М., 2009; Mannheim K. The Problem of Generations // Essays on the Sociology of Knowledge. L., 1952.