Научная статья на тему 'ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА ПО ДЕТСКОМУ ЧТЕНИЮ И ИНСТИТУТ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ: ДВА ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ'

ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА ПО ДЕТСКОМУ ЧТЕНИЮ И ИНСТИТУТ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ: ДВА ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ / ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА ПО ДЕТСКОМУ ЧТЕНИЮ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / О. И. КАПИЦА / ИНСТИТУТ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ / А. К. ПОКРОВСКАЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селиванова Ольга Владиславовна

После 1917 г. в России возникли два центра по научному изучению детской литературы: Показательная библиотека по детскому чтению в Петрограде и Институт детского чтения в Москве. Детские книги собирались из разоренных особняков, расформированных учебных заведений и общественных библиотек и стали базой для научной, учебной и педагогической деятельности обоих учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN’S READING DEMONSTRATION LIBRARY AND CHILDREN’S READING INSTITUTE: TWO CENTERS FOR THE STUDY OF CHILDREN’S LITERATURE

After 1917, two centers for the scientific study of children’s literature appeared in Russia: Demonstration Library for Children’s Reading in Petrograd and the Institute for Children’s Reading in Moscow. Children’s books were collected from ruined mansions, disbanded educational institutions and public libraries and became the basis for the scientific, educational and pedagogical activities of both institutions.

Текст научной работы на тему «ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА ПО ДЕТСКОМУ ЧТЕНИЮ И ИНСТИТУТ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ: ДВА ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

УДК 027.625(470.23-25)"1917"+378.6(470-25):028-053.2

О. В. Селиванова

Показательная библиотека по детскому чтению и Институт

детского чтения: два центра изучения детской литературы

После 1917 г. в России возникли два центра по научному изучению детской литературы: Показательная библиотека по детскому чтению в Петрограде и Институт детского чтения в Москве. Детские книги собирались из разоренных особняков, расформированных учебных заведений и общественных библиотек и стали базой для научной, учебной и педагогической деятельности обоих учреждений.

Ключевые слова: детская литература, детское чтение, Показательная библиотека по детскому чтению, Педагогический институт дошкольного образования, О. И. Капица, Институт детского чтения, А. К. Покровская.

Olga V. Seiivanova

Children's Reading Demonstration Library and Children's Reading Institute: two centers for the study of children's literature

After 1917, two centers for the scientific study of children's literature appeared in Russia: Demonstration Library for Children's Reading in Petrograd and the Institute for Children's Reading in Moscow. Children's books were collected from ruined mansions, disbanded educational institutions and public libraries and became the basis for the scientific, educational and pedagogical activities of both institutions.

Keywords: children's literature, children's reading, Demonstration Library for Children's Reading, Pedagogical Institute of Preschool Education, O. I. Kapitsa, Children's Reading Institute, A. K. Pokrovskaya.

После 1917 г. в связи со сменой идеологической парадигмы с высоких трибун начали заявлять о новой литературе для детей1. Однако, как убедительно доказала С. Г. Маслинская, это был последовательный процесс развития и самой детской литературы, и ее критики, обновился лишь персональный состав авторов и участников дискуссий2. Обновлению подверглась и институциональная сторона: если до Октябрьского переворота продвижением и оценкой книг для детей занимались в основном общественные организации, например, в Петербурге действовали Фребелевское общество, Общество содействия дошкольному воспитанию, Подвижной музей учебных пособий и др., то после Октября изучением детской литературы занялись государственные учреждения. В 1919 г. при Петроградском педагогическом институте дошкольного образования открылась Показательная библиотека по детскому чтению, а в 1920 г. в Москве при Наркомпросе было создано государ-

ственное научно-исследовательское учреждение - Институт детского чтения3.

Оба этих учреждения ставили перед собой в чем-то схожие задачи. В первую очередь необходимо было спасать библиотеки из разоренных особняков и расформированных школ, гимназий, различных училищ. Так, в Москве в первый год деятельности Института детского чтения удалось собрать 10 000 детских книг на русском и иностранных языках4. В основу Показательной библиотеки в Петрограде легли собрания журнала «Что и как читать детям», Подвижного музея учебных пособий и Петроградского Учительского союза, закрытого в 1918 г., всего около 11 000 томов5.

Сформированные библиотеки детских книг стали базой для научной, учебной и педагогической деятельности обоих учреждений. С целью координации деятельности по изучению детской литературы в мае 1921 г. была проведена первая в России конференция по детскому чтению. В результате конференции были составлены исследовательские планы, однако, как замечает Н. В. Чехов6, «организовать объединенную работу этих двух учреждений не удалось, но все время происходит взаимное осведомление о ходе работ»7.

Институт детского чтения, который возглавляла А. К. Покровская8, обратился к истокам, взявшись за изучение русской детской литературы XVIII - середины XIX вв., а также за разработку теоретических вопросов. Значимым результатом исследований сотрудников института явилось то, что они обосновали само понятие «детская литература» и обозначили особое положение детской литературы в общем литературном процессе. В ходе работы был собран уникальный биобиблиографический материал: словарь авторов и список детских книг. К сожалению, Институт детского чтения в качестве самостоятельного учреждения просуществовал недолго. В 1923 г. по решению Наркомпроса он был объединен с несколькими другими исследовательскими центрами и стал отделом детского чтения в Научно-исследовательском институте методов внешкольной работы9.

Опыт создания Показательной библиотеки по детскому чтению -пример уникальный в своем роде. Ее формированию способствовала смена социального устройства в России. Организатором и идейным вдохновителем Показательной библиотеки выступила О. И. Капица10. Хотя мысль о создании совершенно особой библиотеки детской литературы была сформулирована еще в 1913 г.11, но О. И. Капице не удалось найти ту государственную или общественную структуру, которая обладала бы финансовыми и административными ресурсами для осу-

Section 2 • Library. Bibliography ществления столь грандиозного проекта. Такую возможность предоставила после 1917 г. новая система народного просвещения, заинтересованная в массовой подготовке педагогических кадров, в том числе и для дошкольных учреждений.

Первоначально Показательная библиотека была выделена из фондов библиотеки Педагогического института дошкольного образования, который с 1918 г. по 1925 г. был единственным в стране специализированным вузом по подготовке дошкольных работников и научным центром по разработке теории и практики дошкольного воспитания. После слияния педагогических вузов в единый Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена в 1925 г. фонды Показательной библиотеки пополнили фонды фундаментальной библиотеки объединенного института.

Показательная библиотека как структурное подразделение педагогического вуза стала экспериментальной площадкой для разработки учебного курса детской литературы. Курс лекций охватывал вопросы, связанные с культурой детского чтения, с психологией возрастных читательских запросов, с изучением иллюстрации детских книг, со спецификой детской литературы разных народов. Разрабатывались методические рекомендации по подготовке специалистов дошкольного, школьного и внешкольного образования и работников детских библиотек. На практических занятиях студенты учились составлять библиографические списки и указатели детских книг, проводили опыты творческого характера (доклады, рецензии, экскурсии).

Всего в Показательной библиотеке было трое сотрудников -О. И. Капица, Е. П. Привалова12 и Е. И. Кальвайц13 - все они совмещали работу в библиотеке с преподавательской и воспитательной деятельностью.

По воспоминаниям преподавателя кафедры дошкольной педагогики ЛГПИ им. А. И. Герцена, автора учебных пособий по истории дошкольной педагогики Елизаветы Анатольевны Гребенщиковой, «Показательная библиотека детской литературы обслуживала кафедру детской литературы и лиц, интересующихся этими вопросами, отвечала на запросы педагогов, подбирала литературу по темам, создала комиссию по рецензированию новых книг для постоянной выставки по курсу детской литературы»14. Сотрудники Показательной библиотеки принимали также активное участие в книжной выставке Пушкинского дома (Института русской литературы РАН) в 1921-1922 гг., где организовали детский отдел, а в 1924-1925 гг. оформили уголок детской книги к «вечеру смычки» с работницами фабрики им. С. Халтурина.

Обучающим моментом должны были стать встречи с интересными людьми, которые делились бы со студентами своими воспоминаниями о детстве. Это направление учебной деятельности приняло совершенно неожиданный оборот. На базе Показательной библиотеки был организован кружок детской литературы, участниками которого стали преподаватели, аспиранты и студенты. В 1922 г. в поисках новых произведений для постановки в ТЮЗе в Показательную библиотеку обратился С. Я. Маршак. Вскоре кружок превратился в настоящую творческую мастерскую, в студию детских писателей, названную С. Я. Маршаком «колыбелью нашей детской литературы»15.

Помимо О. И. Капицы и С. Я. Маршака, членами кружка состояли Е. П. Привалова, В. В. Бианки, В. Н. Бианки, Е. Я. Данько, Е. Н. Верейская, Н. Л. Дилакторская, в качестве гостей кружок посещали К. И. Чуковский, Б. С. Житков, Е. Л. Шварц, М. Толмачева, на обсуждение кружка выносили свои научные работы Л. Г. Оршанский, Ю. И. Фаусек и др. Заседания кружка (закрытые и открытые) проходили еженедельно, в них, например, за 1924-1925 учебный год принимало участие 149 человек, было прочитано и подвергнуто критике 13 рукописей разных авторов16. Кружок имел свой печатный орган - заботами его членов были организованы детские журналы «Воробей» (1923-1924) и «Новый Робинзон» (1924-1925). В 1934 г. кружок детских писателей при Показательной библиотеке по детскому чтению вошел во вновь созданный Союз советских писателей на правах детской секции Ленинградского отделения ССП17.

В 1923-1924 учебном году при Показательной библиотеке была открыта детская читальня. Ею заведовала Е. П. Привалова. Читальню ежедневно посещало до 19 детей из ближайшего окружения института. Помимо самостоятельного чтения, проводилось чтение вслух и рассказывание. С одной стороны, занятия с детьми в читальне позволяли расширить исследовательские разработки по методике руководства детским чтением и наблюдение за психологией ребенка-читателя. С другой - читальня давала возможность студентам провести в детской аудитории ряд занятий, связанных с курсом детской литературы. Своими самыми любимыми авторами дети отмечали С. Я. Маршака, В. В. Бианки и К. И. Чуковского18.

Первоначальный фонд, отмеченный штампами «Показательная библиотека по детскому чтению Института дошкольного образования» и «Показательная библиотека детской литературы дошкольного отделения института Герцена», свидетельствует о воплощении в жизнь программного принципа формирования особой библиотеки, предна-

Section 2 • Library. Bibliography значенной для научного изучения детской литературы и имеющей только одно ограничение для комплектования - тематику детства. В Показательной библиотеке был представлен весь спектр литературы для детей: книги для разных возрастных групп, книги из дорогих иллюстрированных серий и дешевые издания для народа, книги из различных частных собраний, в том числе из библиотеки Мраморного дворца, книги на русском и европейских языках, книги про гимназистов и книги о пионерах и т. д. В дополнение к собранию книг, рассчитанных на детскую читательскую аудиторию, фонды Показательной библиотеки содержали литературу справочного характера: книги и статьи, посвященные вопросам теории детского чтения, библиографические указатели всех типов, каталоги издательских фирм, различные сведения о существующих детских библиотеках и прочее.

Сохранились немногочисленные, а потому очень значимые свидетельства взаимодействия двух учреждений, занимающихся вопросами детской литературы и детского чтения. О. И. Капица была избрана действительным членом Института детского чтения, поддерживала дружеские отношения и вела постоянную переписку с А. К. Покровской. Их объединяли не только общие профессиональные интересы, но и переживания о преподавании учебного курса детской литературы, в частности, О. И. Капица писала в письме от 28.02.1924: «<...> теперь очень заботит вопрос о положении дет[ской] литер[атуры] в программах педаг[огических] инст[итутов], не хотелось бы оставлять работы, не поставивши этот вопрос во всей широте»19.

В середине 1920-х гг. Е. П. Привалова участвовала в исследовательских проектах по изучению детской литературы совместно с московскими коллегами из отдела детского чтения Института методов внешкольной работы. Например, на одном из семинаров отдела ею был зачитан доклад об истории складывания литературной традиции вокруг романа Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо» в Англии, Франции, Германии и России и о создании целого цикла произведений, который получил обобщающее наименование «робинзонада»20. Еще одним знаком сотрудничества Показательной библиотеки и Института детского чтения является письмо от П. А. Рубцовой21, сохранившееся в архиве Показательной библиотеки. Текст письма следующий:

«Москва. 19.X.24.

Глубокоуважаемая Екатерина Петровна! Обращаюсь к Вам с большой просьбою от рецензентской комиссии Института. Для обзора литературы о животных нам хотелось бы побольше впечатлений от разных библиотечных мест. Некоторые провинциальные библиотеки

посылают нам материалы, я надеюсь, что и Ваша библиотека не откажет нам в сотрудничестве. Посылаю Вам список книг и форму учетной карточки. И просьба впечатления о каждой книжке писать на отдельном листке. Если вы согласны в подобных работах принять участие, я пришлю Вам очередные списки. Недавно просматривала рукопись Вашей библиографической работы, надеюсь, что Брокгауз ее скоро издаст. Желаю Вам всего хорошего. П. Рубцова.

Материал нам очень хотелось бы получить в течение октября. Роза Владимировна шлет Вам привет.

ПР. Если вам удобнее заполнять печатные листки, напишите, пожалуйста, я Вам вышлю необходимое количество бланков».

К сожалению, нам не известно, каков был результат этого сотрудничества, нам не известно даже, откликнулась ли Е. П. Привалова на эту просьбу, поскольку в архиве Показательной библиотеки не обнаружилось ни одного списка книг о животных, ни одного заполненного или пустого бланка. Возможно, собранные материалы были частично использованы для проведения социолого-статистического исследования П. А. Рубцовой, отраженного в статье «Что влияет на детские книжные запросы», опубликованной во втором номере журнала «Книга детям» за 1930 г.22

В заключение хотелось бы отметить, что в тяжелых послереволюционных и послевоенных обстоятельствах люди не потеряли веру в значимость своего дела. Несмотря на голод, неустроенность, отсутствие элементарных бытовых условий, небольшая группа энтузиастов смогла создать нечто новое и перспективное - Показательную библиотеку по детскому чтению в Петрограде и Институт детского чтения в Москве.

Примечания

1 См. напр. Кормчий Л. Забытое оружие: о детской книге / Л. Кормчий // Правда. 1918. № 28. С. 3.

2 Маслинская С. Г. «Наследство и наследственность»: эволюция критики русской детской литературы 1910-1920-х гг. / С. Г. Маслинская // Revue des études slaves. Volume LXXXVIII 1-2: 1917 en Russie. La philology à l'épreuve de la Révolution. Paris, 2017. P. 237255. URL: https://journals.openedition.org/res/821 (дата обращения 20.04.2022).

3 Подробно о деятельности Института детского чтения и причинах его закрытия см.: Арзамасцева И. Н. Подвижники детской литературы / И. Н. Арзамасцева // Детские чтения. Т. 1, № 001. СПб.; Екатеринбург, 2012. С. 12-42.

4 Там же. С. 23.

5 Путилова Е. О. Показательная библиотека как центр книжной культуры / Е. О. Путилова // Вестник Герценовского университета. 2005. № 5. С. 34.

6 Чехов Николай Владимирович (1865-1947) - русский и советский ученый и педагог, деятель образования и историк педагогики. Автор работ по истории и организации народного образования, школоведения, методики преподавания русского языка, автор первого учебника по истории и теории русской детской литературы.

7 Материалы по истории русской детской литературы. Вып. 1. М., 1927. С. 10.

8 Покровская Анна Константиновна (1878-1972) - русский и советский библиотечный деятель, детский писатель, историк книги и преподаватель. Инициатор создания массовых бесплатных детских читален, организатор курсов библиотекарей для детских библиотек, директор Института детского чтения.

9 Арзамасцева И. Н. Подвижники детской литературы. С. 24.

10 Капица Ольга Иеронимовна (1866-1937) - специалист в области детской литературы и фольклора, профессор Педагогического института дошкольного образования, профессор кафедры дошкольной педагогики ЛГПИ им. А. И. Герцена.

11 Капица О. И. Показательная библиотека детских книг / О. И. Капица // Новости детской литературы: критико-библиографический ежемесячный журнал, издаваемый при участии Отдела детского чтения Комиссии по организации домашнего чтения при Учебном отделе М.О.Р.Т.З., издательством при детской библиотеке М. В. Бередни-ковой. 1913. Год III. № 1 (сентябрь). С. 7.

12 Привалова Екатерина Петровна (1891-1977) - библиограф, литературовед, специалист по русской, европейской и советской детской литературе, ассистент и доцент кафедры дошкольной педагогики Педагогического института дошкольного образования, организатор и заведующая кафедрой детской литературы в Библиотечном институте им. Н. К. Крупской.

13 Кальвайц Елизавета Иринарховна (?-1948) - заведующая Показательной библиотекой по детскому чтению.

14 Гребенщикова Е. А. 40 лет деятельности кафедры дошкольной педагогики ЛГПИ им. А. И. Герцена // Музей истории РГПУ им. А. И. Герцена, фонд ИДО. С. 110-112. Гребенщикова Елизавета Анатольевна - преподаватель кафедры дошкольной педагогики ЛГПИ им. А. И. Герцена, автор учебных пособий по истории дошкольной педагогики.

15 Привалова Е. П. У истоков / Е. П. Привалова // «Я думал, чувствовал, я жил»: воспоминания о С.Я. Маршаке. М., 1988. С. 207-212.

16 Гребенщикова Е. А. 40 лет деятельности кафедры дошкольной педагогики ЛГПИ им. А. И. Герцена. С. 111.

17 XXX: Сборник, посвященный тридцатилетию деятельности ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1948. С. 237.

18 Гребенщикова Е. А. 40 лет деятельности кафедры дошкольной педагогики ЛГПИ им. А. И. Герцена. С. 111-112.

19 Частично письма О. И. Капицы к А. К. Покровской опубликованы в: Арзамасцева И. Н. «Век ребенка» в русской литературе 1900-1930 годов / И. Н. Арзамасцева. М., 2003. С. 84-85.

20 Сенькина А. Привалова Екатерина Петровна: [биографическая справка] / А. Сенькина // Детские чтения. 2012. Т. 2. № 2. С. 41.

22 Рубцова Павла Алексеевна (1892-1930) - математик по образованию, создатель одной из лучших на Украине Николаевской центральной детской библиотеки, пионер научной методологии и социологии детского чтения, штатный сотрудник Института детского чтения с 1922 г., руководитель комиссии по рекомендательной библиографии и пополнению детских библиотек.

23 Рубцова П.А. Что влияет на детские книжные запросы / П.А. Рубцова // Книга детям: двухмесячный журнал, посвященный вопросам детского и юношеского чтения. 1930. № 2-3. С. 17-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.