приятными условиями обучения (оптимистический и положительно-эмоциональный настрой учителя, чередование видов деятельности для предотвращения утомления, эмоциональное изложение нового материала, учет индивидуальных особенностей детей и др.), с мерами по профилактике нарушений психического здоровья школьников. Курс психогигиены позволит усилить адресность подготовки будущего учителя начальных классов, теснее свяжет подготовку студента с реальной практикой.
На лекционных занятиях студенты знакомятся с исследованиями педагогов и медиков по проблеме сохранения психического здоровья в школе. Особое внимание уделяется вопросам адаптации первоклассников к школе [1], биологическим и социально-экономическим предпосылкам неуспеваемости, национально-региональным особенностям формирования характера и личности учащихся.
Труд учителя связан с большими эмоционально-психическими нагрузками, поэтому на практических занятиях студентов следует познакомить с навыками снятия психоэмоционального напряжения, медитации, релаксации, с наиболее известными методами оздоровления, которые направлены на поддержание и укрепление здоровья.
На III курсе у студентов начинается специализация по методике преподавания различных дисциплин. Основные сведения о строении организма человека и правилах гигиены дети получают на уроках природозедения ("Естествознание" или "Окружающий мир").
На спецкурсе "Современный урок естествознания" (36 ч) студенты знакомятся с традиционными и нетрадиционными методами преподавания уроков по изучению организма человека и основ здорового образа жизни, их психофизиологическим эффектом, учатся составлять конспекты с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и других современных требований к уроку в начальной школе.
Гигиеническое воспитание осуществляется не только в ходе уроков естествознания. Оно продолжается на уроках математики, русского языка, чтения, в перерывах между уроками (во время организации подвижных игр на перемене, посещения школьной столовой или буфета и т. д.). Гигиеническое обучение должно проводиться систематически.
Практическая реализация полученных знаний происходит во время педагогической практики. Перед выходом на практику студенты получают за-
дание, способствующее более глубокому пониманию и осмыслению гигиенического образования и воспитания, ведут дневники наблюдения, дают гигиенический анализ школьных программ, учебников, уроков.
Во время практики студенты убеждаются, что гигиенически правильно организованный учебно-воспитательный процесс повышает мыслительную активность детей, предупреждает возникновение переутомления и его отрицательных последствий, облегчает процесс обучения как для учителя, так и для обучаемого.
Выводы. 1. В условиях развивающего обучения крайне необходимо совершенствование гигиенической подготовки студентов — будущих учителей начальных классов.
2. Разработанная поэтапная система гигиенической подготовки формирует у студентов гигиеническое мировоззрение. Следует обратить внимание на гигиенический компонент государственной педагогической практики студентов педагогических факультетов. При выставлении итоговой оценки необходимо учитывать деятельность каждого студента по гигиеническому образованию и воспитанию школьников.
3. Основная задача разработанного нами курса "Психогигиена" (в рамках курсов по выбору или национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта) дать студентам знания для реализации принципа "научи и не навреди".
Литература
1. Зайцев Г. К. Школьная валеология: научное обоснование и программное обеспечение. — СПб., 1997. Концепция структуры и содержания общего и среднего образования (в 12-летней школе) // Начальная школа. - 2002. - № 2. — С. 4-7.
2. Колесов Д. В. // Биол. в школе. — 2000. — № 2. — С. 28-30.
3. Обреимова Н. И., Петрухин А. С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. — М., 2000. - С. 211.
4. Рашанин Ю. А., Румянцев Г. И., Новиков С. М. Ц Гиг. и сан. - 2001. — № 5. - С. 3-7.
Поступила 09.09.03
S u m m а г у. The paper emphasizes the need for improving the hygienic training of pedagogical students under the conditions of the present-day developing éducation. It proposes a stepwise system of hygienic training through the subjects of fédéral and national-regional components, special courses, and pedagogical practice.
© Е. В. КРУКОВИЧ, В. Н. ЛУЧАНИНОВА, 2005 УДК 613.956:616.1-008.1-07(571.63)
Е. В. Крукович, В. Н. Лучанинова
ПОКАЗАТЕЛИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГЕМОДИНАМИКИ У ПОДРОСТКОВ ПРИМОРСКОГО КРАЯ В ВОЗРАСТЕ 10-17 ЛЕТ
Владивостокский государственный медицинский университет
Неблагоприятная динамика основных показателей здоровья подростков, сложившаяся в предыдущие годы, принимает устойчивый характер. Ведь именно в подростковом возрасте закладывается физическое, психическое, половое, социальное
здоровье, которое человек реализует всю свою последующую жизнь [1, 2, 7].
Деятельность сердца и сосудов в подростковом возрасте имеет ряд особенностей и значительно отличается от таковых у детей и взрослых. Проведен-
ные исследования свидетельствуют о возрастании числа школьников, страдающих функциональными нарушениями сердечно-сосудистой системы [3, 6, 7]. Отмечается рост распространенности функциональной кардиоваскулярной патологии (1998— 2002 гг.) с 209,4 до 448,2%о [5]. Данные особенности, ранее изученные, характерны для подростков Приморского края [4] и формируются в результате влияния медико-географических, экологических (муссонный климат) и социальных особенностей региона [4, 5].
Цель нашего исследования — изучить особенности центральной гемодинамики у здоровых подростков Приморского края. Было обследовано 1900 подростков в возрасте 10—17 лет с I и II группой здоровья, с антенатального периода проживающих в Приморском крае. Территориальный отбор детей проводился согласно типам условий жизнедеятельности в Приморском крае, выделенных Л. В. Ве-ремчук, А. Б. Косолаповым, П. Ф. Кику (1998 г.) в результате комплексной оценки позитивных и негативных влияний природной, техногенной и социально-экономической среды обитания человека с определением интегрального индекса воздействия. У подростков определены регистрируемые показатели — АД, частота сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя и после физической нагрузки (проба Мартине—Кушелевского) и расчетные значения — пульсовое давление, систолический (СО), ударный (УО) и минутный (МОК) объемы, общее периферическое сопротивление сосудов (ОПСС). Определены типы кровообращения: гипокинетический (ГКТ), эукинетический (ЭКТ) и гиперкинетический (ГрКТ) (Земцовский Э. В., 1995). У 731 подростка выполнена ЭКГ (аппарат "Малыш").
Основной физиологической функцией сердца является нагнетание крови в сосудистую систему, которая зависит от параметров сердца, сердечных и внесердечных регуляторных механизмов, биохимической и эндокринной регуляции, а у подрост-
ков, с их интенсивным, неравномерным физическим развитием, обусловлено еще и нарастанием тотальных размеров сердца [1, 7].
При проведенном исследовании у детей пубертатного возраста значения УО, МОК, систолического индекса (СИ), СО снижались с возрастом (табл. 1). Достоверные возрастно-половые различия выявлены в возрасте 11 {р > 0,05) и 16 лет (р > 0,001). При индивидуальной оценке более чем у 1/2 обследуемых школьников значения УО в возрасте 11 — 12 лет, МОК в возрасте 15 лет, СИ у девочек в возрасте 11 и 15 лет и у мальчиков в возрасте 13 лет были снижены. Сниженным оказался и СО в 40% случаев в возрасте 13—14 лет у мальчиков и 12—14 лет у девочек. Однако в возрасте 15—17 лет, когда происходят изменения соотношения между половинами сердца, укорачивается систолический и особенно диастолический интервал желудочков, резко возрастает потребность миокарда в кислороде, происходит резкое количественное увеличение УО, МОК, СИ и СО, не достигающее нормальных среднестатистических значений, по сравнению с показателями 10—14-летних школьников. Полученные данные свидетельствуют о снижении сердечного выброса, объемной скорости кровотока и обеспечения органов и тканей кислородом, что негативно влияет на растущий организм подростка.
Известно, что с возрастом увеличивается роль парасимпатических влияний в регуляции сердечной деятельности, что определяет уменьшение ЧСС. Достоверные различия получены только в группе 17-летних подростков (р > 0,01), однако у девушек отмечается тенденция к более частому ритму.
Одним из основных параметров кровообращения, на величине которого отражаются значения сердечного выброса и периферического сопротивления кровотоку, является АД. Достоверные возрастно-половые различия систолического АД (САД) определены у подростков в возрасте 11, 15,
Таблица 1
Средние значения показателей центральной гемодинамики у подростков Приморского края в возрасте 10—17 лет (М ± т)
Возраст, годы п ЧСС в 1 мин САД, мм рт. ст. ДАД, мм рт. ст. УО, л СИ, л/мин • м2 МОК, л СО, мл ОПСС, дин • с • см"5
Мальчики
10 117 83,9 ± 1,0 97,8 ± 0,9 59,8 ± 0,8 42 ± 0,65 3,5 ± 0,08 3541,7 ± 87,4 38,5 ± 1,1** 2341,8 ± 70
11 103 82,6 ± 1,3 97,6 ± 0,9* 63,2 ± 0,7* 37,3 ± 0,6 2,72 ± 0,07* 3026,1 ± 73,4 37,9 ± 1,1 2705,1 ± 69*
12 104 82,3 ± 1,1 99,9 ± 1,1 63,7 ± 0,9 35,9 ± 0,74 2,4 ± 0,07 2961,0 ± 77,1 36,7 ± 1,1 2897,9 ± 100
13 106 81,9 ± 1,2 106,9 ± 1,3 66,5 ± 1,0 34,7 ±0,81* 2,1 ± 0,07 2754,9 ± 92,6 35,5 ± 1,3 3568 ± 182
14 120 80,9 ± 1,2 110,4 ± 1,4 68,4 ± 1,0 32,1 ± 0,92 1,8 ± 0,08 2599,7 ± 98,4 31,9 ± 1,3 4149,6 ± 253
15 100 79,7 ± 1,5 114,1 ± 1,3«* 69,5 ± 1,1 65,0 ± 0,84 3,2 ± 0,09 5252,9 ± 144,1 68,2 ± 1,9 1826 ± 52,7
16 114 77,8 ± 1,1 113,7 ± 1,2*** 69,0 ± 0,8 66,1 ± 0,68** 3,05 ± 0,06*** 5106,8 ± 99,5 65,7 ± 0,9 1871 ± 50,8*
17 102 72,4 ± 1,7" 119,1 ± 1,2*** 74,5 ± 1,1** 62,6 ± 1,09 2,99 ± 0,09 5277,4 ±162,1* 65,1 ± 2,4 1929 ± 66,6
Девочки
10 112 84,8 ± 1,3 100 ± 1,4 61,1 ± 0,9 43,8 ± 0,88 3,4 ± 0,1 3575,5 ± 100,4 42,7 ± 1,5 2425,8 ± 76
11 127 83,7 ± 1,2 94,7 ± 0,9 61,1 ± 0,6 38,0 ± 0,7 2,9 ± 0,07 3203,1 ± 80,2 39,8 ± 1,3 2519,7 ± 64
12 105 82,5 ± 1,4 99,3 ± 0,9 62,7 ± 0,8 37,0 ± 0,79 2,5 ± 0,09 3015,7 ± 99,0 37,1 ± 1,5 2925,9 ± 148
13 110 82,2 ± 1,2 106,2 ±1,1 67,7 ± 1,0 32,7 ± 0,81 2,1 ± 0,07 2765,4 ± 90,2 35,7 ± 1,4 3386,9 ± 147
14 107 81,9 ± 1,1 109,1 ± 1,2 70,0 ± 0,9 33,1 ± 2,99 1,7 ± 0,06 2474,2 ± 83,1 31,7 ± 1,1 4085,3 ± 233
15 129 80,3 ± 1,1 108,3 ± 1,0 69,3 ± 0,9 114 ± 50,5 3,4 ± 0,08 5098,1 ± 144,6 64,9 ± 1,7 1782,6 ± 47
16 118 80,1 ± 1,3 107,2 ± 1,3 68,5 ± 0,9 69,3 ±6,11 3,4 ± 0,07 5190,6 ± 98,3 64,8 ± 1,7 1735 ± 41,3
17 202 78,4 ± 1,2 109,0 ± 0,9 70,0 ± 0,7 62,5 ± 0,65 3,1 ± 0,06 4889,9 ± 85,8 64,6 ± 1,3 1884 ± 41,2
Примечание. Достоверность различий показателей мальчиков и девочек: одна звездочка — р> 0,05, две — р > 0,01, три —
р > 0,001.
Таблица 2
Уровень САД у подростков в возрасте 10—17 лет, мм рт. ст. (Приморский край)
Возраст, годы Процснтильное распределение
1-25 26-75 76-100
10 м. ж. 11 м. ж. 12 м. < 88,25 < 88,07 88,25-99,02 88,07-106,55 99,02 106,55
< 87,62 < 86,51 < 88,08 87,62-99,87 86,51-98,28 88,08-106,43 99,87 98,28 106,43
ж.
13
м. ж.
14
м. ж.
15
м. ж.
16
м. ж.
17
м. ж.
< 89,82
< 96,34
< 95,70
< 97,37
< 98,11
< 108,31
< 97,51
< 105,74
< 96,99
< 105,65
< 97,59
89,82-104,75 104,75
96,34-95,70-
97,37-98,11-
108,31-97,51-
105,74-96,99-
105,65-97,59-
115,14 111,96
117,35 116,12
-118,70 115,19
-118,29 ■109,64
-124,25 116,07
115,14 111,96
117,35 116,12
118,70 115,19
118,29 109,64
124,25 116,07
16 и 17 лет, диастолического (ДАД) — 11 и 17 лет. При индивидуальной оценке выявлено, что у большинства подростков были средние значения АД. Однако у юношей-подростков в 1,2 раза чаще регистрировалось САД в пределах Р26_75 (повышенное), чем у девушек (р > 0,05). Чаще значения САД выше средних имели девочки и мальчики в возрасте 10 лет (48,6 и 53,4%) и 16 лет (52,5 и 35,1%), а также 11-летние мальчики (49,6%) и 17-летние девушки (40,1%). При оценке уровня АД использованы полученные региональные стандарты. Значения ДАД выше средних выявлены у большинства юношей-подростков и у 1/3 девушек, что совпадает с общероссийскими данными о тенденции повышения ДАД. Важно отметить, что в возрасте 10 лет выявлен резкий дисбаланс АД, вероятно, связанный с началом пубертатного созревания. В этой возрастной группе САД чаще находилось в интервалах 1 26—75 И Мб—100' аДАД-Р, -25и Р76—1оо> обладая значительной вариабельностью (САД минимальное от 80 до максимального 130, ДАД минимальное от 40 до максимального 85).
Факторами, определяющими величину АД, являются объемная скорость кровотока и величина ОПСС, зависящая от тонуса сосудов, их радиуса, длины и вязкости протекающей крови. ОПСС у подростков имело тенденцию к увеличению в возрастном промежутке от 10 до 14 лет у мальчиков и снижалось с 15 до 17 лет. Достоверные возрастно-половые различия выявлены только у 11- и 16-летних подростков (р > 0,05). У 1/3 11-летних мальчиков и 15-летних девочек ОПСС было повышено. Общая тенденция снижения ОПСС характерна для 40—70% подростков в каждой возрастно-половой группе. Следовательно, происходит снижение главной функции кровообращения: обеспечение обмена газами, веществами, снижение тепловой энер-
гии между кровью и клетками тканей, нарушение полноценного осуществления обменно-транспорт-ной функции кровообращения.
После физической нагрузки у всех обследуемых юношей наблюдалось увеличение ЧСС на 33,2%, САД на 10,7%, ДАД на 4,3%, у девушек соответственно на 31,2, 11,4 и 8,4%, что значительно ниже данных 70—80-х годов. Показатель качества реакции соответствовал норме только у 15, 16, 17-лет-них подростков обоего пола, что подтверждает сниженное функциональное состояние сердечно-сосу-дистой системы у девочек и мальчиков в препубер-тате.
Полученные данные отличаются от исследований 70—80-х годов, где среднестатистические и функциональные параметры увеличивались с возрастом. Такие изменения со стороны сердца и сосудов отражают процессы ретардации и трофоло-гической недостаточности в детской популяции, а нарушения в увеличении массы сердца, его объема и объема сердечных полостей, формировании сократительного миокарда обусловлены, вероятно, детренерованностыо сердечно-сосудистой системы и гиподинамией.
Исследования последних десятилетий подтвердили существование гемодинамической неоднородности и выявили существенные различия в характере адаптивных сдвигов [6]. При разных типах кровообращения используются различные пути адаптации аппарата кровообращения, и для каждого свойственно различное течение патологических процессов.
В проведенных исследованиях ГрКТ выявлен у 20% подростков обоего пола в возрастных интервалах 10—11 и 15—16 лет. В этот период у детей пубертатного периода регистрируются интенсивные ростовые процессы, которые сопровождаются не-
Уровень ДАД у подростков в возрасте (Приморский край)
Таблица 3 10—17 лет, мм рт. ст.
Возраст, годы Процснтильное распределение
1-25 26-75 76-100
10
м. < 51,42 51,42-59,71 59,71
ж. 1 г < 49,35 49,35-65,18 65,18
1 1 м. < 53,36 53,36-68,77 68,77
ж. < 51,43 51,43-65,47 65,47
12
м. < 56,08 56,08-67,83 67,83
ж. < 55,75 55,75-66,49 66,49
13
м. < 56,97 56,97-68,98 68,98
ж. < 57,55 57,55-72,19 72,19
14
м. < 57,72 57,72-69,86 69,86
ж. < 58,90 58,90-76,05 76,05
15
м. < 59,25 59,25-74,81 74,81
ж. < 59,06 59,06-72,92 72,92
16
м. < 57,61 57,61-71,25 71,25
ж. < 56,84 56,84-69,50 69,50
17
м. < 61,90 61,90-78,49 78,49
ж. < 57,82 57,82-75,61 75,61
экономичностью функции кровообращения ГКТ встречался у 80—90% мальчиков и девочек в возрасте 12, 13 и 14 лет, когда процессы вытяжения сменяются округлением. У школьников в возрасте 11,15 лет и у девочек в возрасте 10 лет чаще встречался ГКТ, чем ЭКТ.
Возрастные варианты формирования сердечнососудистой системы наиболее объективно регистрируются при ЭКГ-исследовании. При индивидуальной оценке ЭКГ у подростков в возрасте 10—14 лет выявлено в 91% случаев нарушение ритма с преобладанием выраженной синусовой аритмии (34%). У 1/5 подростков определена неполная блокада правой ножки пучка Гиса. Атриовентрикуляр-ная блокада I стадии встречалась в 0,6% случаев, а нарушение проводимости (замедление) — в 5,5%. Увеличение правого (7%), левого (0,6%) предсердий и левого желудочка (10%) при отсутствии клинических признаков заболевания было расценено нами как результат поворота быстрорастущего сердца. В возрастной группе 15—17 лет нарушений ритма выявлено на 6% меньше, чем у подростков в возрасте 10—14 лет. У 3,3% старших школьников зарегистрирована миграция водителя ритма по предсердиям. Более часто выявлялась атриовен-трикулярная блокада I стадии и неполная блокада правой ножки пучка Гиса.
Таким образом, выявлены особенности функционального состояния сердечно-сосудистой системы у подростков Приморского края в возрасте 10—17 лет, а изучение формирования морфофунк-ционального статуса подростков на принципах регионального подхода, несомненно, представляется важным и необходимым для обоснования и проведения профилактических мероприятий.
Выводы. 1. Показатели центральной гемодинамики МОК, УО, СО, СИ снижены у большинства подростков Приморского края в возрасте 10— 17 лет.
2. Состояние сердечно-сосудистой системы у школьников Приморского края не достигает дефинитивного уровня к 17 годам.
3. У юношей и девушек пубертатного периода наиболее часто встречается нарушение ритма, регистрируемое на ЭКГ.
4. Тренированность и адаптация к физической нагрузке наиболее снижены у подростков в возрасте 10—14 лет.
Литература
1. Баранов А. А. // Рос. педиатр, журн. — 1998. — № 1.
- С. 5-8.
2. Жданова Л. А., Русова Т. В. // Рос. педиатр, журн. — 1998. - № 3. - С. 57-60.
3. Казин Э. М. и др. // Физиол. человека. — 2001. — Т. 27, № 2. - С. 112-121.
4. Лучанинова В. Н. Адаптация и здоровье детей в условиях Дальневосточного муссонного климата: Дис. ... д-ра мед. наук. — Владивосток, 1992.
5. Состояние здоровья населения и ресурсы здравоохранения Дальневосточного федерального округа.
- Хабаровск, 2001. - С. 140-170.
6. Токарев С. А. Здоровье и факторы риска сердечнососудистых заболеваний подростков Крайнего Севера: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 2003.
7. Щеплягина Л. А., Ильин А. Г., Звездина И. В. и др. // Рос. педиатр, журн. — 1999. - № 2. — С. 31-36.
Поступила 10.12.03
Summary. The paper presents the results of their own studies of the central hemodynamics of 1900 adolescents aged 10-17 years in the Primorye Territory. Most adolescents were found to have reduced cardiac output, stroke output, and cardiac index and no definitive level of the development of the cardiovascular system by the age of 17 years; the adolescents aged 10-14 years had diminished physical fitness. ECG arrhythmia was most frequently observed in the schoolchildren. There is no question that to study the adolescents' morpho-functional development, by applying a regional approach is important and necessary for the substantiation and implementation of preventive measures.
СЛ. В. ВАСИЛЬЕВ, 2005 УДК 614.7:572.51-053.2
А. В. Васильев
ФИЗИОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНАХ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АЭРОТЕХНОГЕННОЙ НАГРУЗКИ
Кировская государственная медицинская академия
Неблагоприятные факторы окружающей среды ухудшают основные показатели физического развития, обусловливают увеличение количества детей с дисгармоничным развитием [2—4]. У детей, проживающих в экологически неблагополучных условиях с высоким уровнем загрязнения атмосферы, жировая ткань распределяется неравномерно, а рост костной и мышечной идет более медленными темпами, чем у детей из экологически благополучных местностей, что отрицательно сказывается и на их физиометрических показателях [5].
Целью работы являлось изучение влияния аэро-техногенных загрязнителей окружающей среды на физиометрические показатели физического развития детей, проживающих в г. Кирове.
Всего было обследовано 1006 детей в возрасте 7 лет, в том числе 564 в центральном и 442 в северозападном районе г. Кирова. По данным санитарно-
химических анализов проб атмосферного воздуха, отобранных на стационарных точках в центральном районе, среднегодовые концентрации оксидов серы, азота и углерода не превышали ПДК. Фенол, формальдегид, аммиак, фурфурол, углеводороды ароматического ряда (бензол, ксилол, толуол) в исследуемых пробах атмосферного воздуха не были обнаружены.
Среднегодовые концентрации контролируемых вредных веществ в атмосферном воздухе северо-западного района г. Кирова превышали ПДК по фенолу в 1,5 раза, формальдегиду в 4,7 раза, оксиду азота в 1,28 раза, диоксиду азота в 1,6 раза, аммиаку в 2,5 раза. В связи с чем по результатам анализа санитарного состояния атмосферного воздуха в качестве контрольной территории был выбран центральный район г. Кирова.