Научная статья на тему 'ПОКАЗАТЕЛИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГЕМОДИНАМИКИ ДЕВУШЕК НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ'

ПОКАЗАТЕЛИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГЕМОДИНАМИКИ ДЕВУШЕК НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА / ДЕВУШКИ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ГЕМОДИНАМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ТИП РЕАКЦИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Куликовская Анастасия Евгеньевна, Саранчина Юлия Владимировна

В статье характеризуется специфика функционального состояния сердечно-сосудистой системы девушек в юношеском возрасте, её адаптации к влиянию физической нагрузки. Анализировались морфометрические, гемодинамические и функциональные показатели как специфические маркеры, отражающие изменения функционального состояния сердечно-сосудистой системы в динамике. Было установлено, что у девушек на начальных этапах обучения в вузе продолжается процесс адаптации, который проявляется в повышении частоты сердечных сокращений в ответ на физическую нагрузку, утомлении сердечно-сосудистой системы по показателю коэффициента выносливости и гипотоническом типе реакции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Куликовская Анастасия Евгеньевна, Саранчина Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS OF THE CENTRAL HEMODYNAMICS OF GIRLS AT THE INITIAL STAGES OF STUDYING AT THE UNIVERSITY

The article characterizes the specifics of the functional state of the cardiovascular system of girls in adolescence, its adaptation to the influence of physical activity. Morphometric, hemodynamic and functional indicators were analyzed as specific markers reflecting changes in the functional state of the cardiovascular system in dynamics. It was found that girls at the initial stages of studying at the university continue the process of adaptation, which is manifested only by an increase in heart rate in response to physical activity, fatigue of the cardiovascular system in terms of endurance coefficient and hypotonic type of reaction.

Текст научной работы на тему «ПОКАЗАТЕЛИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГЕМОДИНАМИКИ ДЕВУШЕК НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ»

28. Чернова С. И., Аверин Е. Е. Депрессия и цитокиновая активация у больных ишемической болезнью сердца с многососудистым поражением коронарного русла // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2010. № 6. С. 4-8.

29. Участие иммуновоспалительных механизмов в патогенезе коронарного атеросклероза / В. И. Мазуров, С. В. Столов, И. Б. Беляева [и др.] // Вестник Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова. 2015. Т. 7. № 4. С. 13-23.

30. Арсаханова Г. А. Иммунное воспаление, клеточный и гуморальный иммунитет у больных с ранним развитием ишемической болезни сердца // Международный журнал прикладных наук и технологий Integral. 2022. № 3.

31. Карпунина Т. И., Годовалова А. П., Бусырев Ю. Б. Методические подходы к оценке цитокинового баланса и лейкоцитарной реакции при обтурации желчевыводящих путей различного генеза // Медицинская иммунология. 2018. Т. 20. № 6. С. 825-832.

32. Цитокины и атеросклероз - новые направления исследований / С. В. Дутова, Ю. В. Саранчина, М. Р. Карпова [и др.] // Бюллетень сибирской медицины. 2018. Т. 17. № 4. С. 199-207.

© Дубровский Ю. А., Усольцева Е. И., Лосева Н. И., Саранчина Ю. В., 2023

УДК 612.13-057.875

ПОКАЗАТЕЛИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГЕМОДИНАМИКИ ДЕВУШЕК НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Куликовская Анастасия Евгеньевна,

студент

Саранчина Юлия Владимировна,

кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры фундаментальной медицины Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье характеризуется специфика функционального состояния сердечно-сосудистой системы девушек в юношеском возрасте, её адаптации к влиянию физической нагрузки. Анализировались морфометрические, гемодинамические и функциональные показатели как специфические маркеры, отражающие изменения функционального состояния сердечно-сосудистой системы в динамике. Было установлено, что у девушек на начальных этапах обучения в вузе продолжается процесс адаптации, который проявляется в повышении частоты сердечных сокращений в ответ на физическую нагрузку, утомлении сердечно-сосудистой системы по показателю коэффициента выносливости и гипотоническом типе реакции.

Ключевые слова: функциональное состояние организма, сердечно-сосудистая система, девушки, юношеский возраст, гемодинамические показатели, тип реакции сердечно-сосудистой системы.

INDICATORS OF THE CENTRAL HEMODYNAMICS OF GIRLS AT THE INITIAL STAGES OF STUDYING AT THE UNIVERSITY

Kulikovskaya Anastasiya Evgenievna,

student

Saranchina Yuliya Vladimirovna,

Ph.D. in Biology, Associate professor, Associate professor of the Fundamental Medicine Department Katanov Khakass State University (Abakan)

The article characterizes the specifics of the functional state of the cardiovascular system of girls in adolescence, its adaptation to the influence of physical activity. Morphometric, hemodynamic and functional indicators were analyzed as specific markers reflecting changes in the functional state of the cardiovascular system in dynamics. It was found that girls at the initial stages of studying at the university continue the process of adaptation, which is manifested only by an increase in heart rate in response to physical activity, fatigue of the cardiovascular system in terms of endurance coefficient and hypotonic type of reaction.

Key words: functional state of the body, cardiovascular system, girls, adolescence, hemodynamic parameters, type of reaction of the cardiovascular system.

Введение. Учёба в университете - тяжелейшее испытание для каждого, кто избрал путь освоения в совершенстве излюбленной профессии. Она сопровождается затратой колоссального количества физических, психологических и эмоциональных ресурсов [1]. Студенты медицинских институтов традиционно отличаются от студентов других специальностей не только общими эталонами поведения и образа жизни, но и несоизмеримым повышением умственно -эмоциональной нагрузки, что отрицательно сказывается на функциональном состоянии организма, его работоспособности и качестве обучения [2].

Сердечная мышца и кровеносные сосуды действуют сообща, чтобы удовлетворять постоянно изменяющиеся потребности различных органов в процессе адаптации [3]. Приспособление к учёбе в вузе, согласно результатам исследований по изучению состояния физиологических систем студентов, в последние годы ухудшается [4]. Изменение условий существования усложняет адаптацию и развитие значительной части молодёжи. У большинства девушек и юношей даже при поступлении в вузы выявляется низкий уровень здоровья. До 60-70 % подростков, поступивших в высшие учебные заведения, не соответствуют требованиям Государственного стандарта по физическому развитию [5].

Представляя собой основную систему транспорта энергии, сердечно-сосудистая система (ССС) признана наиболее чувствительным индикатором адаптационно-приспособительной деятельности организма. Исходя из этого, одним из ключевых признаков, отражающим уровень физического благополучия, являются функциональные показатели ССС, изменения которых определяют устойчивость адаптационно-приспособительных механизмов организма [1]. Так, в последние десятилетия проблема сохранения здоровья подрастающего поколения в России приобрела особое значе-

ние [6]. В связи с этим целью данного исследования является изучение функционального состояния ССС по показателям центральной гемодинамики у девушек-студенток на начальных этапах обучения в вузе.

Материалы и методы исследования. В качестве испытуемых выступали лица женского пола (общее число обследуемых - 20 человек), которые, согласно возрастной периодизации онтогенеза человека, относились к юношескому возрасту - от 17 до 20 лет (медиана возраста - 18 лет). Все испытуемые подписали добровольное согласие на участие в исследовании. Исследование проводили в ноябре-декабре 2021 года, в период оптимальной умственной работоспособности.

Для изучения функционального состояния ССС студенток был проведён анализ следующих показателей: частота сердечных сокращений (ЧСС), систолическое артериальное давление (САД), диастолическое артериальное давление (ДАД). Кроме того, была проведена оценка функциональных резервов ССС по показателям коэффициента выносливости (КВ), индекса функциональных изменений (ИФИ) и типа реакции ССС. Определение гемодинамических показателей проводили с помощью автоматического тонометра Отгоп (Китай) в условиях покоя и после физической нагрузки. В качестве физической нагрузки проводили пробу Мар-тине-Кушилевского.

Для статистической обработки результатов использовали MSEсxel, а также пакет прикладных программ Statistica 10.0. Результаты исследования представлены в виде медианы (Me) и нижнего и верхнего квартилей ^1; Q3). Для выявления статистической значимости различий при сравнении двух зависимых групп использовали критерий Вилкоксона. Качественные переменные представлены в виде абсолютных и относительных частот (процентов). Для сравнения групп по качественным признакам использовали методы четырехполь-

ных таблиц и критерии хи-квадрат Пирсона, хи-квадрат Пирсона с поправкой Йейтса или критерий Фишера. Различия считали статистически значимыми при р<0,05.

Результаты исследования. В ходе проведения исследования было установлено, что гемодинамические показатели (ЧСС, САД, ДАД) после дозированной физической нагрузки закономерно увеличились в среднем по группе. Так, ЧСС с 82,0 (73,0; 84,5) уд/мин до 104,5 (92,0; 117,0) уд/мин, САД с 120,5 (109,0; 125,0) мм. рт. ст., ДАД с 70,0 (67,0; 74,0) мм. рт. ст. При этом статистически значимым являлось лишь увеличение ЧСС на 27 % (р=0,000089), обусловливающее физиологические изменения вследствие тонизирующего действия физической нагрузки на организм. Увеличение показателей артериального давления не являлось статистически значимым (р> 0,05).

Анализ функциональных показателей включал исследование КВ, ИФИ, а также тип реакций ССС. Среднегрупповой показатель КВ составил 16,6 (14,7; 20,2) у. е. (в норме 12-16 [7]), что свидетельствует об ослаблении функционального состояния ССС (табл. 1).

Большинство обследуемых девушек имело значение КВ выше среднего (45,0 %). Высокий уровень КВ наблюдался в 30,0 % случаев, а средний и ниже среднего - с соответствующими показателями 20,0 % и 5,0 %. Низкий уровень коэффициента выносливости не был выявлен ни у одной участницы исследования. Коэффициент выносливости - показатель, отражающий адаптационные возможности организма, основанные на способности человека к длительному выполнению определенной задачи [4]. Увеличение КВ свидетельствует об ослаблении сердечно-сосудистой системы обследуемых. Его уровень поддерживается за счет ведения активного образа жизни, соблюдения принципов рационального питания и нормализации режима дня. Каждый из факторов в той или иной степени способен оказать

прямое или косвенное влияние на КВ, и поскольку большую часть обследуемых составляла группа 2 курса, можно предположить о влиянии продолжительной адаптации студенток к университетскому режиму.

Исследование ИФИ показало, что 85,0 % студенток обладает удовлетворительной адаптацией, напряжение механизмов адаптации наблюдалось лишь у 15 %.

Значений ИФИ в виде неудовлетворительной адаптации и её срыва не было установлено ни у одной участницы. Среднегрупповой показатель составил 2,13 (2,05; 2,26) у. е. (норма -менее 3,0 [7]), что говорит об оптимальных возможностях ССС.

Результат вычисления типа реакций ССС показал, что у 30,0 % обследуемых нормото-нический тип реакции, в то время, как у 55,0 % и 15 % наблюдался, соответственно, гипотонический и гипертонический типы реакций, что может свидетельствовать о длительной гиподинамии на фоне повышенной интеллектуальной нагрузки [8] (табл. 3).

Выводы. Таким образом, полученные результаты показали, что в ответ на физическую нагрузку ССС девушек-студенток реагирует повышением только частоты сердечных сокращений. По показателю КВ у большинства девушек наблюдается утомление ССС, что также находит отражение и в гипотоническом типе реакции. Данное явление может быть связано, с одной стороны, с распространенностью вегетососудистых дистоний различных этиологий среди молодого населения [9], с другой - комплексным влиянием пандемии Covid-19 на организм и процессы его адаптации к постоянно меняющимся жизненным условиям. Это явление изучается в настоящее время.

Однако, по показателю ИФИ всё же у большинства студенток наблюдалась удовлетворительная адаптация. Следовательно, можно сказать, что у девушек-студенток на начальных этапах обучения в вузе всё еще

идет процесс адаптации. Поэтому для поддер- тические занятия физическими упражнениями,

жания имеющегося уровня адаптационно- восстановление режима питания, сна и бодр-

приспособительных механизмов в тонусе ствования.

можно порекомендовать студенткам система-

Таблица 1

Индивидуальные показатели коэффициента выносливости студенток 1-11 курсов

специальности «Лечебное дело»

Уровни коэффициента выносливости Доля студентов, абс. ( %) Уровень значимости, р Среднегрупповой показатель, у. е.

Высокий 6/20 (30,0) Р1 = 0,2572 Р2 = 0,7150 Р3 = 0,0457 Р4 = 0,0101 16,6 (14,7; 20,2)

Выше среднего 9/20 (45,0) Р5 = 0,1769 Р6 = 0,0106 Р7 = 0,0006

Средний 4/20 (20,0) Р8 = 0,1708 Р9 = 0,0540

Ниже среднего 1/20 (5,0) Р10 = 0,5000

Низкий 0/20 (0,0) -

Примечание:

Р1 - уровень статистической значимости различий между показателями высокого и выше среднего КВ.

Р2 - уровень статистической значимости различий между показателями высокого и среднего КВ.

Р3 - уровень статистической значимости различий между показателями высокого и ниже среднего КВ.

Р4 - уровень статистической значимости различий между показателями высокого и низкого КВ.

Р5 - уровень статистической значимости различий между показателями выше среднего и среднего КВ.

Р6 - уровень статистической значимости различий между показателями выше среднего и ниже среднего КВ.

Р7 - уровень статистической значимости различий между показателями выше среднего и низкого КВ.

Р8 - уровень статистической значимости различий между показателями среднего и ниже среднего КВ.

Р9 - уровень статистической значимости различий между показателями среднего и низкого КВ.

Р10 - уровень статистической значимости различий между показателями ниже среднего и низкого КВ.

Таблица 2

Индивидуальные показатели индекса функциональных изменений студенток 1-11 курсов

специальности «Лечебное дело»

Значения ИФИ Доля студентов, абс. % Уровень значимости, р Среднегрупповой показатель, у.е.

Удовлетворительная адаптация 17 (85,0 %) 0 0 0 000 000 ,0 ,0 ,0 сТ сТ сТ = = = п П РРР 2,13 (2,05; 2,26)

Напряжение механизмов адаптации 3 (15,0 %) Р4 = 0,1154 Р5 = 0,1154

Неудовлетворительная адаптация 0 (0,0 %) -

Срыв адаптации 0 (0,0 %) -

Примечание:

Р1 - уровень статистической значимости различий между показателями удовлетворительной адаптации и напряжения механизмов адаптации.

Р2 - уровень статистической значимости различий между показателями удовлетворительной и неудовлетворительной адаптации.

Р3 - уровень статистической значимости различий между показателями удовлетворительной адаптации и срыва адаптации.

Р4 - уровень статистической значимости различий между показателями напряжения механизмов адаптации и неудовлетворительной адаптации.

Р5 - уровень статистической значимости различий между показателями напряжения механизмов адаптации и срыва адаптации.

Таблица 3

Типы реакций ССС студенток 1-11 курсов специальности «Лечебное дело» в ответ на физическую нагрузку

Типы реакций Доля студентов, абс. % Уровень статистической значимости, р

Нормотонический 6 (30,0 %) Р! = 0,2008 Р2 = 0,2253

Гипотонический 11 (55,0 %) Р3 = 0,0203

Гипертонический 3 (15,0 %) -

Примечание:

Р1 - уровень статистической значимости различий между нормотоническим и гипотоническим типами реакции ССС. Р2 - уровень статистической значимости различий между нормотоническим и гипертоническим типами реакции ССС. Р3 - уровень статистической значимости различий между показателями гипотонического и гипертонического типами реакции ССС.

Библиографический список

1. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы и уровня тревожности студентов гуманитарного и естественно-научного профиля обучения в условиях Севера / Е. Н. Николаева, М. В. Александрова, О. Н. Колосова [и др.] // Наука и образование. 2018. № 3. С. 14-18.

2. Бочарова И. А., Агеева Е. С. Оценка адаптации сердечно-сосудистой системы юношей и девушек к регулярным физическим нагрузкам // Экология Южной Сибири и сопредельных территорий. 2015. С. 80-81.

3. Покровский В. М. Нормальная физиология: учебник для медицинских ВУЗов. 2003. № 4. С. 421-463.

4. Измаилова М. А. Адаптивные перестройки сердечно-сосудистой системы студенток в процессе обучения в ВУЗе // Известия высших учебных заведений. 2006. № 12. С. 79-86.

5. Шаяхметов Н. Н., Ардеев Р. Г. Адаптивные реакции сердечно сосудистой системы юношей и девушек 20-22 лет на физическую нагрузку малой мощности // Вестник Башкирского университета. 2013. № 2. С. 399-402.

6. Матиишена Е. В., Каташинский А. И. Особенности показателей системы кровообращения студентов с нарушениями в состоянии здоровья / ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет». 2017. № 2. С. 285-287.

7. Духова Г. А. Методика определения и оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы // Физическая культура ИЭФ. 2014. № 1. С. 16-18.

8. Павленкович С. С. Методы оценки функционального состояния организма спортсменов / Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. 2019. № 2. С. 4-19.

9. Барабан Ю. А., Перекотий Е. В. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы городских подростков разного пола // Учёные записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского. Серия: Биология, химия. 2013. № 4. С. 3-8.

© Куликовская А. Е., Саранчина Ю. В., 2023

УДК 616.366-003.7:616.366-002

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ДИАГНОСТИКЕ И В МЕТОДАХ ЛЕЧЕНИЯ ЖЕЛЧНОКАМЕННОЙ БОЛЕЗНИ И ХРОНИЧЕСКОГО КАЛЬКУЛЁЗНОГО

ХОЛЕЦИСТИТА

Куприенко Григорий Вячеславович,

студент

Черненко Виктория Сергеевна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

студент

Научный руководитель — Т. М. Парфенова, кандидат медицинских наук, доцент кафедры факультетской терапии Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск)

В статье рассмотрены основные факторы риска возникновения и развития такого распространённого заболевания желудочно-кишечного тракта, как желчнокаменная болезнь. Кроме того, обозначены основные критерии классификация ЖКБ и хронического калькулёзного холецистита, представлена общая клиническая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.