Научная статья на тему 'Показатели таможенной статистики в прогнозировании техногенных катастроф'

Показатели таможенной статистики в прогнозировании техногенных катастроф Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА / CUSTOMS STATISTICS / ПРОГНОЗИРОВАНИЮ ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ / FORECASTING TECHNOLOGICAL DISASTERS / ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО / CUSTOMS BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кучинский Виктор Францевич, Паздников Александр Павлович

Целью данной работы является исследование перспективы использования показателей таможенной статистики в целях совершенствования системы прогнозирования техногенных катастроф. При выполнении работы использовался метод научных исследований, включающий изучение, анализ, обобщение информации из литературных источников, исследование нормативных правовых актов и опыта оценки показателей надежности систем функционирования промышленных объектов. Научная новизна заключается в разработке предложений по прогнозированию техногенных катастроф на основе анализа показателей таможенной статистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кучинский Виктор Францевич, Паздников Александр Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Aim of this work is to study the prospects of using indicators of customs statistics in order to improve the system of forecasting of technogenic catastrophes. At work we used a method of research that includes the study, analysis, synthesis of information from the literature, the study of normative legal acts and experience reliability evaluation of systems for the functioning of industrial facilities. Scientific novelty consists in the development of proposals for forecasting technological disasters on the basis of the analysis of indicators of customs statistics.

Текст научной работы на тему «Показатели таможенной статистики в прогнозировании техногенных катастроф»

4. Михеев Г.В. Особенности сетевой формы организации розничной торговли. Маркетинг розничной торговли. 2013. - № 1. С.28-34.

5. Кузнецова О.А., Михеев Г.В. Теоретические аспекты стратегического управления. Экономика, социология и право. 2015. - №1. - С. 85-88.

6. Кладько М.А., Янке Н.В., Кузнецова О.А. «Селеб-рити» в рекламе. Сборник научных статей факультета экономики, управления и бизнеса ФГБОУ ВПО «КубГТУ» под редакцией М.Б. Щепакина. Краснодар, 2014. - С.18-20.

ПОКАЗАТЕЛИ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ В ПРОГНОЗИРОВАНИИ

ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ

Кучинский Виктор Францевич

Канд. пед. наук, доцент кафедры таможенного дела, г. Санкт-Петербург,

Паздников Александр Павлович

Студент ИМБИП, г. Санкт-Петербург

АННОТАЦИЯ

Целью данной работы является исследование перспективы использования показателей таможенной статистики в целях совершенствования системы прогнозирования техногенных катастроф.

При выполнении работы использовался метод научных исследований, включающий изучение, анализ, обобщение информации из литературных источников, исследование нормативных правовых актов и опыта оценки показателей надежности систем функционирования промышленных объектов. Научная новизна заключается в разработке предложений по прогнозированию техногенных катастроф на основе анализа показателей таможенной статистики.

Abstract

The Aim of this work is to study the prospects of using indicators of customs statistics in order to improve the system of forecasting of technogenic catastrophes.

At work we used a method of research that includes the study, analysis, synthesis of information _ from the literature, the study of normative legal acts and experience reliability evaluation of systems _ for the _ functioning of industrial_ facilities. Scientific novelty consists in the development ofproposals for forecasting technological disasters on the basis of the analysis of indicators of customs statistics.

Ключевые слова: таможенная статистика, прогнозированию техногенных катастроф, таможенное дело.

Keywords: customs statistics, forecasting technological disasters, customs business.

В современном мире потоки материальных ресурсов, энергии и информации значительно изменили среду обитания человека. Новая среда жизнедеятельности, более активного поведения человека, удобно обустроенная за счет использования и изменения природного компонента, внесла и новые опасности в среду обитания. Причины многих опасностей заключаются в самих объектах техносферы. Это позволяет констатировать, что научно -технический прогресс сопровождается социальным регрессом в области защиты жизни и здоровья людей. Этим обстоятельством объясняется интерес к современным проблемам безопасности в различных сферах, стремление решать их различными средствами, а также прогнозировать возникновение чрезвычайных ситуаций. Соответственно, защита общества и государства от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, их прогнозирование является одной из актуальных проблем современности. Прогнозировать возникновение аварии возможно и на основании регулярной статистики отказов, сбоев, локальных аварий, которые могут вызвать чрезвычайные ситуации на различных объектах.

Ведение и организация таможенной статистики являются одной из функций таможенных органов. Данные специальной таможенной статистики используются таможенными органами в основном для таможенных целей. В то же время существуют в наличии статистические величины, показатели и признаки таможенной статистики, которые представляют интерес в качестве данных для прогнозирования техногенных катастроф. Актуальность проблемы прогнозирования техногенных катастроф на современном этапе развития общества требуют инновационных подходов к ее решению [1,2]. Одним из таких подходов, по нашему мнению, может стать использование

показателей таможенной статистики. Рассмотрим их более подробно.

Документальной основой ведения таможенной статистики является информация, содержащаяся в первичном документе - в таможенной декларации (ТД). Причем для целей таможенной статистики используется только та информация из ТД, которая не относится к конфиденциальной, то есть не содержит сведений о конкретных внешнеторговых операциях и конкретных участниках внешнеэкономической деятельности. На основе данных, содержащихся в ТД, можно анализировать географическое и номенклатурное распределение товаров.

Как известно, предметом изучения статистики являются статистические совокупности (массовые явления). Для характеристики массовых явлений статистика использует статистические величины (показатели), которые характеризуют группы единиц или совокупность (явление) в целом. Статистические величины (показатели) подразделяются на абсолютные, относительные и средние.

Анализируя абсолютные величины, необходимо сопоставлять эти данные во времени и пространстве, исследовать закономерности их изменения и развития, изучать структуру совокупностей. В связи с этим указанные задачи мало выполнимы, поэтому необходимо использовать относительные величины. Относительная величина -это результат деления (сравнения) двух абсолютных величин. Различают относительные величины динамики, структуры, координации, сравнения и интенсивности, для краткости именуемые в дальнейшем индексами.

Ключевым элементом таможенной статистики является система показателей, отражающих цифровую характеристику различных явлений и процессов [3, 4]. Как

правило, под термином «система показателей» понимается некоторое упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимосогласованных показателей. Определение содержания показателя и методов его оценки принято называть разработкой методологии. Разработка методологии, как правило, включает следующие этапы:

1) идентификация явлений и процессов, подлежащих статистическому изучению (определение типа разработанных данных), формулирование целей, ради которых должны быть исчислены те или иные показатели;

2) определение содержания показателей;

3) определение методов оценки отдельных показателей;

4) определение основных классификаций, которые должны быть применены для распределения изучаемых явлений на однородные группы на основе тех или иных критериев (например, ТН ВЭД);

5) определение основных источников данных, необходимых для исчисления показателей, а также процедуры обработки собранных данных с целью получения обобщающих показателей.

Следует отметить, что методология исчисления показателей представляет собой некоторый компромисс между тем, что было бы целесообразно достичь с теоретической точки зрения, и тем, что на практике можно получить с учетом имеющихся данных. Кроме того, все показатели рассчитываются с той или иной степенью точности, с той или иной степенью приближения к действительности, которую сложно измерить. Степень точности исчисления различных показателей различна и зависит от ряда факторов: от сложности изучаемых явлений, степени различия их характеристик, а также от требований к точности данных со стороны потребителей информации, что в свою очередь зависит от целей их использования. Система показателей таможенной статистики должна соответствовать определенным требованиям, чтобы была возможность проводить описание и анализ их развития [4]. Во-первых, она должна иметь всеохватывающий характер, т.е. распространяться на все аспекты исследуемого процесса, должны быть охвачены все хозяйствующие субъекты, все виды операций, которые они выполняют. Во-вторых показатели системы, относящиеся к различным аспектам процесса, должны быть методологически взаимосогласованы, т.е. они должны быть основаны на гармонизированных концепциях, определениях и классификациях.

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций включает в себя достаточно широкий круг задач (объектов или предметов), состав которых обусловлен целями и задачами управленческого характера. Существенный вклад в решение задач по мониторингу и прогнозу чрезвычайных ситуаций может вести таможенная статистика, используя различные показатели, осуществляемые по разным видам объектов, контролируемым ингредиентам и параметрам по различным видам опасностей. Таможенная деятельность в этом направлении могла бы внести большой вклад в эффективность и качество разрабатываемых программ, планов и принятия решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Но использование показателей таможенной статистики должно иметь правовые основания для создания единой информационной базы данных всех федеральных органов (МВД, МЧС, Минобороны, Спецстрой, Минздравсоцразвития, Минобрнауки, Минпромэнерго, Минтранс, Мининформсвязи, Минсель-хоз, Минэкономразвития, Росатом, Росгидромет, Ростех-надзор, ФТС России и др.).

Укрепление взаимодействия таможенной службы с различными правоохранительными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется посредством:

- заключения соглашений о предоставлении доступа к ведомственным информационным базам данных для взаимного использования, а также посредством использования системы межведомственного электронного взаимодействия;

- внедрения электронных компонентов в систему оперативно-технического контроля товаров и транспортных средств в ходе их доставки от таможенного органа в месте прибытия на таможенную территорию Таможенного союза до внутреннего таможенного органа;

- создания специализированных комплексов автоматической обработки билингвой информации, а также аналитической обработки результатов оперативно-технических мероприятий.

Вопрос информационного взаимодействия таможенных органов с иными органами весьма актуален, так как в этом направлении законодательство только развивается. Примером может служить опыт взаимодействии налоговых и таможенных органов.

Информационное взаимодействие налоговых и таможенных органов до недавнего времени почти не рассматривалось, так как носило теоретический характер. Проблемы таможенного законодательства упоминались в налоговом законодательстве лишь вскользь в виде отсылочных норм к таможенному законодательству.

Регулируют взаимодействие налоговых и таможенных органов ряд правовых актов, среди которых самым значимым документом является НК РФ. Информация, которой обмениваются стороны, а также порядок этого обмена должны способствовать надлежащему выполнению сторонами возложенных на них задач. Стороны осуществляют обмен информацией на основании п. 3 ст. 82 НК РФ и ст. 10 ТК РФ. Вопросы информационного взаимодействия сторон по согласованию могут быть изменены и дополнены. Так у ФНС, как и у ФТС России существует своя электронная база, в которой регистрируются все изменения и дополнения. Каждая из служб может получать соответствующие данные по электронной почте, но под грифом «секретно».

Таким образом, взаимодействие ФНС и ФТС России может служить примером правового и технического решения вопроса сопряжения баз электронных данных. Такое взаимодействия должно быть направлено на достижение согласованности в осуществлении организационных и практических мер; координацию деятельности всех органов; обеспечение комплексного, эффективного использования сил и средств при выполнении задач и функций.

В целом информационного взаимодействия ФТС с другими органами способно решать задачи совершенствования систем прогнозирования техногенных катастроф. Однако для решения данной задачи необходимо проведение на государственном уровне организационных мероприятий по информационному взаимодействию таможенных органов с иными государственными органами России. В состав этих организационных мероприятий необходимо включить создание технического и программного обеспечения взаимодействия таможенных органов с другими органами, так как в настоящее время решение этой задачи невозможно без применения компьютерных технологий.

В настоящее время существует множество видов программного обеспечения - информационные аналитические системы, компьютерные программы различного назначения, которые представляют научный интерес для решения поставленных задач в данной работе. Рассмотрим их.

• 1 группа - ПО, информационно-аналитические системы, использующие базу данных таможенных деклараций, данные таможенной статистики. Информационно-аналитическая система «Таможня» может являться примером указанного ПО. Она содержит полную, регулярно обновляющуюся таможенную базу данных России (базу данных таможенных деклараций) по всем экспортно-импортным операциям, проведенным в России за период с 1996 - по текущую дату (данные всех таможенных терминалов РФ). Система «Таможня» позволяет быстро получить отчеты по таможенной статистике, построить графики и диаграммы, наглядно отображающие ситуацию, быстро найти ТД по любым критериям и выгрузить выборку в Excel, а также предназначена для обработки информации из таможенной базы данных, анализа распределения грузопотоков и выявления тенденций ВЭД.

• 2 группа - ПО, прогнозирующее возникновение чрезвычайных ситуаций.

В качестве примера второй группы программного обеспечения ПО (прогнозирующее возникновение чрезвычайных ситуаций) целесообразно рассмотреть такие программные комплексы как «Русь», модули блока «Трубопроводы, нефтепроводы, водоводы», «АХОВ», «Аммиак», «ТОКСИ». Так, программа «ТОКСИ» дает возможности определения количества поступивших в атмосферу ОХВ при различных сценариях аварии; пространственно -временное поле концентрации ОХВ в атмосфере; размеры зон химического заражения, определяемой по ингаляционной токсодозе и т.д.

• 3 группа - ПО, получающее количественные оценки потенциальной опасности.

Для пояснения третьей группы программного обеспечения следует рассмотреть программы, использующие суть концепции анализа риска, которая заключается в построении множества (всех без исключения, не противоречащих законам физики) сценариев возникновения и развития возможных аварий на объекте, с последующей оценкой частот реализации каждого из сценариев и определении масштабов последствий при этих сценариях развития аварии [4].

Концепция анализа риска предполагает сбор большой информации как о самом потенциально опасном объекте, так и вблизи него, в зонах возможного поражения. Поэтому для технически сложных потенциально опасных объектов, когда число возможных сценариев аварий составляет сотни, оценка показателей риска производится с применением компьютерных программам. Эти программы связывают в единую расчетную модель процедуры формирования банка исходных данных, вычисления частот реализации различных сценариев возникновения и развития аварии, построения полей поражающих факторов, определения степени воздействия по пробит-функ-циям поражающих факторов на человека, здания, сооружения, основные производственные фонды и др., связывания вида и тяжести ущерба с вероятностью его возникновения (оценка риска), а также обеспечивают вывод необходимой информации в виде таблиц, графиков, диаграмм и отображений на карте, например, в виде изолиний индивидуального риска.

Все рассмотренные виды и, частично, принципы программного обеспечения, представляют интерес во взаимосвязи. Целесообразно предложить объединить их в единый продукт с целью прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера, обеспечивающий единую информационно-технологическую цепочку сбора, хранения, обработки информации, а также с целью проверки достоверности представления и обработки информации в области трубопроводного транспорта, нефтепроводов, транспортировки АХОВ и т.д. по всей информационной вертикали с использованием таможенной базы данных России.

Большой объем данных, используемый для обмена, делает необходимым внедрение компьютерных технологий в информационное взаимодействие. Автоматизированные системы позволяют справляться с большим количеством информации. ФТС располагает большими информационными базами, имеет единую электронную систему, что создает условия для оперативного информационного взаимодействия и возможности использования показателей таможенной статистики другими федеральными органами исполнительной власти - участниками.

В целях реализации новых подходов в использовании показателей таможенной статистики необходимо в первую очередь осуществить следующее:

1. Создание современных таможенно-логистических терминалов;

2. Размещение таможенных органов Российской Федерации только в помещениях, являющихся федеральной собственностью;

3. Внесение соответствующих изменений в Таможенный Кодекс Таможенной Службы и иные нормативные-правовые акты;

4. Внедрение новых информационно-технических средств обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации;

5. Создание единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации в том числе сопряжение баз данных;

6. Создание операционного центра для обработки информации и принятия решений;

7. Совершенствование технологии формирования и ведения данных таможенной статистики в соответствии с международными стандартами. Представленные предложения по применению таможенной базы данных России для прогнозирования техногенных катастроф, которые были выработаны в ходе нашего исследования, далеко не исчерпывающие. Использование показателей таможенной статистики в качестве данных для систем прогнозирования ЧС является инновацией и на практике еще не применяется. Тема очень обширна, многогранна и может представлять большой интерес для дальнейших исследований и выработки практических решений в этой области деятельности таможенных органов. От начала решения вопроса и до его логического завершения потребуется объединить усилия специалистов таких профессиональных областей как ГГ, программирование, компьютерные технологии и управление, естественные науки, таможенные технологии, логистика, техносферная безопасность и другие.

Список литературы:

1. Михайлов Л.А., Соломин В.П. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и защита от них. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 240 с.

2. Соколова С.А. К вопросу эволюции управления инновациями // Социально-экономические проблемы

управления: взгляд в будущее: матер. I Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. - Волгоград: ВолгГАСУ, 2004. - с. 239-242.

3. Таможенная статистика: Учебно-методическое пособие / Л.И. Шорников, Д.В. Суходоев. - Н.Новгород: ГОУ ВПО «Нижегородский гос. университет им.Н.И. Лобачевского», 2006. - 80 с.

4. Харьковский В.С., Апачиди А.И., Плотников В.М. Оценка показателей надежности систем функционирования промышленных объектов/ Монография. - Караганда, 2012.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СТОИМОСТИ КАПИТАЛА КОМПАНИЙ -ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЕ (НА ПРИМЕРЕ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ

РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

Ковшова М.В.

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансовый менеджмент» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Лавриненко А.В.

студентка ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

DETERMINING AND FORECASTING THE COST OF CAPITAL OF COMPANIES - PROBLEMS AND THEIR SOLUTIONS (ON THE EXAMPLE OF TRANSPORT INDUSTRY OF RUSSIAN FEDERATION)

Kovshova M. V. Candidate of Economics Sciences, associate Professor of chair «Financial management» in Financial University under the Government of Russian Federation

Lavrinenko A. V. student of Financial University under the Government of Russian Federation АННОТАЦИЯ

Проанализирован порядок расчета средневзвешенной стоимости капитала и его роль в определении текущей и прогнозной стоимости крупнейших компаний транспортной отрасли Российской Федерации, определены проблемы, связанные с методикой расчета показателя WACC, и пути их решения. ANNOTATION

Analyzed the calculation of weighted average cost of capital and its role in determining current and projected value of the largest companies in the transport industry of Russian Federation, defined the problems associated with the methodology for calculating the WACC, and their solutions.

Ключевые слова: средневзвешенная стоимость капитала, прогнозная стоимость компании, крупнейшие компании транспортной отрасли Российской Федерации, оценка стоимости компании.

Key words: weighted average cost ofcapital, estimated cost of the company, the largest company in the transport industry of Russian Federation, the valuation of the company.

Транспортная отрасль Российской Федерации является одной из самых зависимых от экономической ситуации как внутри страны, так и во всем мире. Конец 2014 года характеризуют как кризисный период для российской экономики, в том числе и для компаний транспортного комплекса Российской Федерации. К основным причинам такой тенденции возможно отнести снижение платежеспособности населения, которое формирует пассажиропоток, а также снижение темпов экономики производственных отраслей, которые являются основными потребителями грузовых перевозок.

Транспортная система Российской Федерации представляет собой довольно важный и значительный сектор народного хозяйства страны, учитывая огромную территориальную протяженность. В структуру транспортной отрасли входят железнодорожные, авиационные, автодорожные, водные перевозки.

В целом следует отметить, что транспортная отрасль представляет собой сложное многоструктурное образование, эффективное управление которым становится немаловажным и стратегическим направлением как внутрифирменной политики так и государственной политики в целом. Значительная социальная и экономическая нагрузка, возложенная на транспортную инфраструктуру, является основным фактором, требующим пристального внимания к динамичному и качественному развитию данной сферы. [1]

Наиболее полно результаты финансово-хозяйственной деятельности отражает показатель стоимости компании, определяющий эффективность ведения деятельности по видам деятельности в прогнозном и продленном периоде.

В качестве анализируемых компаний были выбраны наиболее крупные корпорации различных видов деятельности транспортной отрасли Российской федерации, а именно - ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии», Транспортная группа «FESCO», ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» (ОАО «Транснефть»).

Методы оценки стоимости компании и генерируемые им денежные потоки в своем развитии прошли ряд этапов. Первоначально расчеты проводились с использованием моментных и интервальных мультипликаторов, показателей рентабельности, что в условиях их разнонаправленных значений не позволяло в целом получить достоверный ответ о стоимости компании.

В настоящее время для оценки стоимости компаний используется ряд специализированных комплексных показателей на основе концепции управления стоимостью VBM (англ. - Value-Based Management). Широкое распространение получила концепция оценки денежных потоков на основе метода дисконтированных денежных потоков. Стоимость компании определяется величиной дисконти-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.