Научная статья на тему 'Показатели состояния социально-трудовых отношений в современном российском обществе'

Показатели состояния социально-трудовых отношений в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
715
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Показатели состояния социально-трудовых отношений в современном российском обществе»

А.В. Чичканов,

кандидат экономических наук

ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Ключевое место в анализе социально-трудовых отношений (далее СТО) занимает категория «социально-экономическое положение», обозначающая совокупность условий и способов жизнедеятельности людей, формирующих устойчиво воспроизводимый в обществе тип их жизнедеятельности и обусловленные им уровень, направленность и возможности развития личности (степень реальной свободы выявления, реализации и развития индивидуальных способностей, потребностей и интересов). Качественные характеристики и степень дифференциации социально-экономического положения людей являются основополагающими показателями содержания и направленности СТО.

Система показателей СТО представляет собой взаимосвязь объективных и субъективных индикаторов.

Объективные индикаторы содержат комбинацию различных статистических показателей: а) доходы как источники существования и мотивация производительного труда (величина прожиточного минимума и покупательная способность населения, доля населения, находящегося за порогом бедности, величина поляризации доходов);

б) занятость и безработица (доля безработных в общей численности трудоспособного населения, эффективность использования трудовых ресурсов); в) развитость социальной инфраструктуры (степень доступности медицинских услуг, жилья, бытового обслуживания, образования и других социальных благ).

Субъективные индикаторы строятся на основе ценностной ориентации, субъективных оценок состояния социально-экономической сферы: а) процесса «взвешивания», то есть корреляции вклада и получения производимого людьми; б) субъективной оценки людьми степени удовлетворенности своим материальным и социальным положением, условиями труда, заработной платой, жилищными условиями, бытовым обслуживанием; степени удовлетворенности их потребностей в образовании, медицинском обслуживании и т. д.;

в) социальной идентификации - сравнении человеком своего социального и материального положения и условий жизни и труда с по-

ложением и условиями жизни других людей с помощью собственного восприятия, а также с помощью оценок, исходящих от окружающих.

Среди индикаторов, характеризующих развитие СТО, ведущее место занимают доходы населения. Это объясняется их значимостью для обеспечения жизнедеятельности человека и специфическими функциями, которые они выполняют в развитии общества и экономики. Денежные доходы населения представляют собой один из наиболее обобщающих показателей экономического развития страны и роста благосостояния людей. В России основным компонентом доходов большинства населения по-прежнему остается оплата труда. Однако в настоящее время в оплате труда накопилось много острых проблем и недостатков.

Во-первых, задержки с выплатой заработной платы (от месяца до года и больше, в зависимости от региона и отрасли экономики). По данным Госкомстата России, суммарная задолженность по заработной плате по всем отраслям экономики (без учета субъектов малого предпринимательства) по состоянию на 1 августа 2005 г. составила 11 млрд 120 млн руб1. Просроченная задолженность по зарплате из-за отсутствия у организаций собственных средств на 1 августа 2005 г. составила 10 млрд 209 млн руб., или 92% общей суммы просроченной задолженности. Задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней составила 911 млн руб. и выросла по сравнению с 1 июля 2005 г. на 86 млн руб. (10,4%), в том числе из федерального бюджета - на 216 млн руб. (увеличение на 16 млн руб., или на 7,8%), бюджетов субъектов Федерации - на 85 млн руб. (снижение на 17 млн руб., или на 16,1%), местных бюджетов - на 610 млн руб. (увеличение на 87 млн руб., или на 16,6%).

Задолженность по заработной плате на 1 августа 2005 г. имели 1,7 млн человек (каждый двадцатый работник по обследуемым видам экономической деятельности).

Во-вторых, в различных отраслях экономики сложилась высокая дифференциация в оплате труда (разрыв в оплате труда по официальной статистике составляет примерно 1:26 и продолжает увеличиваться). Эта разница в размерах заработков работников определяется не только их должностью, квалификацией, профессионализмом, результативностью труда, но и зависит от формы собственности предприятия, его отраслевой принадлежности и особенностей региона, в котором оно расположено. Наибольший уровень начисленной среднемесячной зарплаты по отраслям экономики (без выплат со-

1 См.: Социально-экономическое положение России: Стат. сборник. Вып. 8 (январь-август). М, 2005. С. 196 -204.

циального характера) в расчете на одного работника в ноябре 2002 г. отмечался в нефтедобывающей (21 603 руб.) и газовой (18 336 руб.) отраслях, наименьший - в сельском хозяйстве (1834 руб.), легкой промышленности (2525 руб.), розничной торговле (2627 руб.), общественном питании (2564 руб.), образовании (3030 руб.), культуре и искусстве (3042 руб.), здравоохранении, физкультуре и социальном обеспечении (3204 руб.)1.

В ходе проведения реформ в России социальная сфера, оставаясь в основном на балансе государства, стала получать гораздо меньше ресурсов. Наряду с одним из самых низких уровней зарплаты по сравнению с остальными отраслями экономики в этой сфере периодически возникают задержки с ее выплатой. Работники этих стратегически важных для любого государства сфер поставлены на грань физиологического выживания. Нарушается одно из основных положений социальной справедливости, выражающееся в прямой функциональной зависимости между тем, что тот или иной социальный субъект дает обществу и тем, что он от него получает. Утрачивается стимулирующая функция заработной платы. Это затрагивает вопросы заинтересованности работников к труду, привлечения в неблагополучные отрасли экономики новых, молодых, высококвалифицированных кадров. Подобная ситуация в скором будущем может отрицательно сказаться на всей экономике.

По уровню оплаты работников одной из самых проблемных отраслей экономики в России остается сельское хозяйство. В период с 1992 по 2004 гг. зарплата работников сельского хозяйства оставалась одной из самых низких в стране. За последние годы по сравнению со среднероссийским объемом снижения реальной заработной платы, составившего 49%, реальные заработки сельхозработников снизились на 70%2. По данным мониторинга социально-экономического потенциала семей, проведенного Госкомстатом России в 2001 г., уровень бедности в сельской местности оказался практически в полтора раза выше, чем в городе. В 2000 г. общая численность малоимущего населения, живущего в сельской местности, составила 63,2%, в то время как в городе категория таких граждан составила 45,5 %3.

Высокая поляризация в доходах обостряет проблемы бедности, вызывает социальную напряженность в обществе, обостряет соци-

1 См.: Уровень жизни и доходы населения // Мониторинг социально-экономического потенциала семей. 2002. № 4. С. 43.

2 См.: Дейнеко В. Социальное развитие села: проблемы и тенденции // АПК: экономика и управление. 2000. № 5. С. 25.

3 См.: Социальное положение и уровень жизни населения России. М., 2001. С. 142.

альную несправедливость в положении тружеников экономически неблагоприятных отраслей экономики, приводит к оттоку кадров из этих сфер.

Третьей острой проблемой в оплате труда является ее низкая воспроизводственная функция. В настоящее время минимальная заработная плата (с 1 сентября 2005 г. - 800 руб. в месяц), установленная государством, ниже уровня прожиточного (физиологического) минимума (на 1 января 2005 г. составившего около 2500 руб.). На 1 января 2005 г. 9% населения России получало менее 2000 руб. в месяц, от 2000 до 3000 руб. в месяц - 12% населения, 3000 -4000 руб. - 12,5% населения, 4000 - 5000 - 11,3%, 5000 - 7000 -17,7% и свыше 7000 руб. в месяц - 37,7%.

Около 30 млн российских граждан имеют доходы ниже прожиточного минимума и относятся к бедным слоям населения. Еще хуже ситуация выглядит по данным Всемирного банка. В опубликованном докладе о бедности в России говорится, что каждый пятый житель страны живет за чертой бедности, имея месячный доход менее тысячи рублей.

Наряду с прожиточным минимумом не менее важную роль для оценки уровня жизни населения играют потребительские бюджеты. Размер минимального потребительского бюджета (МПБ) позволяет на минимально необходимом уровне удовлетворять потребности человека в питании и приобретении более широкого набора (и с более приемлемыми сроками службы) непродовольственных товаров и платных услуг, чем в составе прожиточного минимума (ПМ), и обеспечивает восстановительный уровень потребления.

Бюджет высокого достатка (БВД) позволяет удовлетворять в основном рациональные физические и духовные потребности населения и обеспечивает развивающий характер потребления.

Система потребительских бюджетов позволяет выделять следующие слои населения, качественно отличающиеся по покупательной способности: а) бедное население с денежными доходами ниже ПМ (покупательная способность этой категории населения ниже прожиточного минимума); б) низкообеспеченные, с денежными доходами от ПМ до МПБ (их покупательная способность ниже двух прожиточных минимумов, но одновременно выше одного прожиточного минимума); в) относительно обеспеченные (средние), с денежными доходами от МПБ до БВД (часть населения, покупательная способность которого примерно равна двум ПМ); г) состоятельные и богатые: с денежными доходами выше БВД.

Мониторинг Всероссийского центра уровня жизни показал, что в России в III квартале 2002 г. в состав бедных вошло 37,5% населения; низкообеспеченных - 29,2; относительно обеспеченных - 28,7

и богатых - 4,6%1. Приведенные данные говорят о том, что достигнутый уровень жизни населения России остается все еще очень низким. Об этом свидетельствуют и результаты исследования, проведенного в декабре 2004 г. Социологическим центром РАГС: никаких материальных затруднений не испытывают сегодня лишь 2,4% россиян, 32,5% опрошенных считают, что у них нет особых материальных затруднений, хотя не все покупки им по карману. Основная же часть населения (около 64%) находится в тяжелом материальном положении. Так, 46% россиян денег хватает лишь на основные продукты и одежду, 13,3% опрошенных денег не хватает даже на покупку продуктов и одежды, а 4% респондентов считают, что живут в крайней нужде2.

55,4% опрошенных работников различных отраслей экономики считают, что их заработок не увеличится, даже если они будут работать с большей отдачей сил на основной работе. 46% респондентов отметили, что если они, напротив, будут работать с меньшей отдачей сил, их заработок не уменьшится. Это говорит о том, что во многих отраслях экономики не сложилась система эффективного использования рабочей силы и мотивации работников к труду. Произошел разрыв между интересами работодателя и интересами наемного работника.

Низкая воспроизводственная функция зарплаты, нарушение принципа каждому по труду во многих отраслях экономики приводят к демотивированности работников, усилению у них апатии к труду, снижению его престижности. Обесценивание труда понижает экономическую ответственность работника за выполненный им труд и негативно влияет на качество и производительность труда. Ставшая повсеместной, такая ситуация отрицательно влияет не только на результативность производства, но и на всю экономику.

Анализ структуры потребительских расходов населения России показывает, что в марте 2005 г. из 100% денежных доходов 52,9% было потрачено населением на покупку товаров, 16,3 - на оплату услуг, 8,3 - на оплату обязательных платежей и взносов, 12,9 - на сбережения и 7,5% на покупку валюты3. Обращает на себя внимание факт, что в структуре денежных затрат населения расходы на сбережения составляют очень небольшую долю - всего 12,9%. Но именно сбережения являются реальным показателем благосостояния населения. Их малая доля в структуре расходов населения сви-

1 См.: Потребительские бюджеты населения // Мониторинг доходов и уровня жизни населения. 2002. № 3 (июль - сентябрь). С. 13.

2 См.: Социология власти: Вестник социологического центра РАГС. 2005. № 2. С. 39 - 49.

3 См.: Социально-экономическое положение России: Стат. сб. Вып. З. С. 208.

детельствует о низком уровне материального достатка наших граждан и нестабильности экономики.

Ключевым индикатором является доля расходов на продукты питания в структуре потребительских расходов населения. Принято считать, что чем она выше, тем ниже уровень материального благосостояния домашних хозяйств. В среднем по России доля расходов населения на продукты питания составила в 2002 г. 35,7%. Малоимущие семьи, доля которых в 2002 г. в России составила около 66,7%, основную часть своих доходов - 58% - направляют на покупку продуктов питания, то есть удовлетворение базовых физиологических потребностей, в отличие от обеспеченных семей, в бюджете которых доля расходов на продукты питания не превышает 37%.

Острым следствием массовой бедности является ухудшение рациона питания населения России. Потребление мясных и молочных продуктов снизилось до уровня 1960 г., рыбы и рыбопродуктов - до уровня 1950-х гг., а необходимая для нормальной жизнедеятельности людей калорийность в последние годы обеспечивалась в основном за счет потребления хлебных продуктов, картофеля и сахара. Снижение качества питания (по количеству и составу) у большинства населения России является одной из причин ухудшения здоровья. И это -только часть картины общего неблагополучия. Основной части населения России сегодня практически недоступны платные медицинские услуги, наиболее престижное (и чаще всего платное) высшее образование, услуги организаций культуры, отдыха, санаторно-курортного лечения.

Разница в структуре потребительских расходов между различающимися по материальному достатку семьями выявляет реальную картину социального расслоения в России, ставшую следствием архаичных СТО. В обществе образовалась глубокая пропасть между богатым меньшинством и низкообоспеченным большинством. Такая ситуация вызвана и проблемами в оплате труда, прежде всего отсутствием эффективного контроля за размером и порядком организации зарплаты, как со стороны работников и общественных организаций (профсоюзов), так и со стороны государства. Без решения этих проблем невозможно эффективное проведение ключевых преобразований в социально-трудовой сфере.

Принципиально важным вопросом, который требует своего решения с позиции социальной политики и бюджетного регулирования, является увеличение фонда оплаты труда. Уровень зарплаты в России - самый низкий по сравнению с экономически развитыми государствами мира. Там средства, направляемые на оплату труда наемных работников, по данным ООН и государственной статистики за 1999 г., составляли, как правило, более 50% ВВП (в государствах ЕС -

50,7%, в США - 60,5%). В России в 2002 г. - 34,6%1. Низкая зарплата воспроизводит не только низкие по размеру пенсии и пособия, но и не позволяет перейти на рыночные механизмы функционирования отраслей социальной сферы, к развитию платных услуг, успешно провести пенсионную и жилищно-коммунальную реформы и обеспечить эффективную адресную социальную помощь малоимущим гражданам.

Доходы населения тесно связаны с проблемами занятости и безработицы. Высокая занятость является свидетельством процветания экономики и предпосылкой роста благосостояния населения. В последние годы в России эффективность использования рабочей силы катастрофически снизилась, увеличилась безработица, возникло такое явление, как скрытая безработица. Остро проблема безработицы встает перед высококвалифицированными специалистами (инженерами, учителями, врачами, учеными и т. д.), которые в период реформ потеряли работу или сменили ее на менее достойную, но востребованную в рыночных условиях. По данным Госкомстата России, на конец февраля 2004 г. уровень безработицы составил 9,2%. Численность экономически активного населения в возрасте от 15 до 72 лет составила 71,5 млн человек, или 64,8% населения этого возраста. Среди них 64,9 млн человек классифицировались как занятое население, 6,6 млн - как безработные с применением критериев МОТ (т. е. не имели работы, искали работу и были готовы приступить к ней)2.

Сельская безработица, в отличие от городской, растет опережающими темпами. Продолжается повышение доли сельского населения в общей численности безработных: за период с 1999 г. по 2004 г. она увеличилась с 24 до 33,2%.

Хотя официальный уровень безработицы в стране невысокий, реальная безработица несравненно выше. В малых городах она значительно выше, чем в крупных. Есть населенные пункты, где работу имеют не более 10 - 20% трудоспособного населения, часто только занятые в бюджетной сфере. Большинство населения в таких населенных пунктах вынуждено обходиться не только случайными приработками на частных предприятиях или в теневой экономике (что стало обычным делом в провинции), но даже таким поиском средств к существованию, как лов рыбы, сбор ягод и грибов, выращивание на приусадебных участках овощей, фруктов, разведение скота, птицы и

1 См.: Социальное положение в России. Кто виноват и что делать? Наша позиция / Под ред. В.П. Незнамова, Н.Е. Чудновского. М., 2005. С. 10.

См.: Социально-экономическое положение России: Стат. сборник. Вып. З. С. 210.

продажа всего этого на улицах, железнодорожных станциях, вдоль автодорог, на рынках ближайших крупных городов. Это стало способом заработка не только подростков и пенсионеров, но и мужчин и женщин, находящихся в трудоспособном возрасте. Многие из тех, кто занимается индивидуальной деятельностью, торговлей, заготовками и сбытом, кустарным производством, находятся в теневом бизнесе. Люди работают, но не «посчитаны», они как бы вне экономики, вне государственного контроля.

В экономически неблагополучных районах возникла массовая миграция трудоспособного населения в крупные города. Реальное экономическое состояние небольших городов и большинства сел таково, что нынешний объем производства в них по силам выполнить всего 1/5 - 1/10 части экономически активного населения, проживающего в таких населенных пунктах. Остальное трудоспособное население избыточно при имеющемся уровне экономического развития.

Безработица привела к отрицательным социально-экономическим последствиям, заключающимся в том, что определенная часть экономически активного населения, имеющая способность, потребность и желание трудиться, не может ее реализовать. Безработица на национальном уровне значительно снижает объем производства валового внутреннего продукта (ВВП).

Безработица - основная причина бедности населения. Большинство семей, в которых кто-либо из ее трудоспособных членов не имеет работы, оказывается за чертой бедности. В России безработица уничтожила важнейший компонент образа жизни человека -уверенность в трудоустройстве. Как отмечает Б.Д. Бреев, «безработица подавляет нравственные начала поведения человека. Он становится раздражительным, черствым, злым, безразличным к чужой судьбе. Он чувствует себя униженным, ненужным обществу, своей семье, даже самому себе. Безработица приводит к деградации человека - пьянству, наркомании, совершению аморальных и противоправных поступков. Происходит маргинализация населения, ухудшается социально-психологический климат в обществе»1. У человека укрепляется чувство несправедливости к нему со стороны властно-управленческих институтов, проводящих такие экономические решения, в результате которых люди утратили возможность обеспечивать себя и содержать свою семью.

Потеря работы одним или несколькими членами домохозяйства, снижение реального уровня и задержки выплаты заработной платы

1 Бреев Б.Д. Безработица: социально-экономические последствия, основные виды, пути сокращения // Социальная политика. М., 2002. С. 139 - 140.

стали причиной расширения состава малообеспеченного населения России.

Решению проблемы безработицы могут способствовать усиление кредитования отечественных производителей, совершенствование системы пособий по безработице, развитие общественных работ, создание временных рабочих мест для безработных, поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поисках работы.

Из-за бедности и высоких цен на жилье простые граждане не способны сегодня решить свой квартирный вопрос. Правительство активно проводит политику перехода к ипотечному кредитованию. В то же время ипотечный кредит большинству граждан недоступен, особенно льготникам и работникам бюджетной сферы. Многие банки требуют выплаты 20 - 30% стоимости квартиры сразу, а остальную сумму разбрасывают сроком на 10 - 15 лет. Средняя стоимость квартиры в России по регионам равна 20 тыс. долл. Расчеты показывают, что даже высокооплачиваемым гражданам на таких условиях придется отдавать банку половину зарплаты, причем зарплаты, втрое превышающей средний доход людей, работающих в бюджетной сфере.

Такая ситуация дополняется изношенностью существующей инфраструктуры ЖКХ и постоянно растущими тарифами на коммунальные услуги. Изношенность инфраструктуры ЖКХ составляет 60%, а в 24 регионах - 70%. И это при том, что в целом по стране население оплачивает 75% стоимости услуг, а в некоторых регионах - 90%. Всего же за первые 8 месяцев 2004 г. россияне заплатили 364 млрд руб. против 220 млрд руб. за тот же период 2003 г. По оценкам Росстроя, недофинансирование ЖКХ находится на уровне 72 млрд руб. ежегодно, в то время как на модернизацию изношенных основных фондов до 2010 г. требуется около 2 трлн руб.

Несмотря на то, что оплата за жилье растет быстрыми темпами, 65% предприятий ЖКХ сохраняют высокую убыточность и находятся на грани банкротства. В среднем оплата коммунальных услуг обходиться россиянам в 20% общего семейного дохода.

Анализ статистических и социологических данных свидетельствует о том, что складывающиеся в России СТО не создают благоприятных условий для нормального воспроизводства трудовых ресурсов. Основная часть населения не обеспечивается необходимыми условиями для получения материальных доходов, достаточных для поддержания достойного уровня жизни. Об этом свидетельствуют демографические показатели.

За январь - август 2004 г. численность населения страны уменьшилась на 0,35%, убыль составила 520,5 тыс. человек. Естественный прирост населения в январе - августе 2004 г. зафиксирован только в 16 регионах. При таких темпах, согласно оценке Центра демографии и экологии человека, к 2050 г. численность населения России может сократиться до 100 млн человек (по официальным данным она составляет сегодня 143 млн человек). Подобная ситуация обусловлена низкой рождаемостью, высоким уровнем смертности и небольшой продолжительностью жизни, средний показатель которой в России не превышает 65 лет. Уровень смертности трудоспособного населения России превышает аналогичные показатели по Евросоюзу в 2,5 раза, крайне низкой остается продолжительность жизни населения страны, особенно мужчин. Сверхвысокие показатели смертности мужчин в трудоспособном возрасте в России составили от 40 до 60 лет.

Бедность пагубна тем, что лишает человека возможности получить достаточное и адекватное питание или необходимые лекарственные средства для лечения поддающихся излечению заболеваний. Плохое состояние здоровья приводит к повышенной уязвимости людей со стороны экологических и профессиональных факторов риска. Неблагоприятные тенденции со здоровьем населения привели к увеличению уровня первичной заболеваемости за последние 5 лет почти на 10%, а общей - на 15%. В 2001 г. были госпитализированы 32 млн человек, что на 600 тыс. больше, чем в предыдущем. Небывалое для мирного времени ухудшение здоровья населения России объясняется комплексом причин: снижением качества трудовой жизни, чрезмерными стрессовыми нагрузками, алкоголизацией общества, угрожающим состоянием окружающей среды, низким качеством медицинской помощи.

Существующие государственные обязательства и гарантии в получении бесплатных медицинских услуг не покрывают объективных потребностей населения. Главной проблемой в сфере отечественного здравоохранения является ее хроническое недофинансирование, объем которого составляет около половины от потребностей. Система здравоохранения в России является бесплатной лишь номинально. На практике пациенты повсеместно вынуждены оплачивать ряд медицинских услуг и лекарств. Объем оплачиваемых медицинских услуг эксперты оценивают в диапазоне 25 - 50% всех затрат на здравоохранение.

В условиях стихийного развития рыночных отношений в России в 1990-е гг. многие организации и предприятия лишились или избавились от социальной сферы, рассматривая ее как обременительную,

уменьшающую их прибыль. Государство приняло позицию, основанную на минимальных расходах бюджета на социальную сферу, которая за период реформ стала получать гораздо меньше ресурсов. В результате резко сокращен набор бесплатных социальных услуг, предоставляемых населению, и это как раз тогда, когда выросла потребность в социальной защищенности населения. Государство отказалось от прежней системы управления социальной сферой, социальной защиты и обеспечения граждан. Но при этом не была создана эффективная система регулирования социальной сферы в рыночных условиях. Частные предприятия в большинстве своем не формируют достойную систему социальной защиты своих работников либо в силу ограниченности их экономических ресурсов, либо нежелания собственников предприятий увеличивать социальные расходы.

В условиях низкой покупательной способности основной части населения необходимый объем социальных услуг и условий жизни (ремонт и приобретение жилья, организация отдыха, условия воспитания детей, некоторые услуги здравоохранения и многое другое) для него стал недоступен.

В настоящее время СТО развиваются стихийно. В Российской Федерации отсутствует взвешенная и целенаправленная программа воспроизводства трудовых ресурсов как условия эффективного развития социальных отношений. Подобная ситуация ведет к отрицательным социально-экономическим последствиям и серьезным социально-политическим потрясениям. Сегодня перед учеными и практиками встает острая необходимость разработки и внедрения общественных и государственных принципов регулирования СТО. Без кардинального изменения социальной политики невозможно переломить негативные тенденции. Социальная политика государства может быть гораздо результативнее при правильно выстроенной системе приоритетов, более совершенной законодательной базе, повышении эффективности использования ресурсов.

Усилия по оптимизации СТО в стране должны быть направлены на реализацию следующих мер: а) разработку и внедрение эффективной системы трудового законодательства, обеспечивающей правовое регулирование социально-трудовых отношений; б) определение и регулирование оптимальной оплаты труда работников, обеспечивающей рост производительности труда, достойный уровень жизни и социальную стабильность в обществе; в) развитие структуры социальной защиты, социальных гарантий, смягчающей и предупреждающей возможные последствия социальных рисков; г) внедрение системы социального партнерства между работодателями, наемными работниками и государством, посредством которой должны раз-

решаться социально-трудовые споры и конфликты; д) налаживание системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, действующей с учетом потребностей рынка труда и интересов экономики страны. Указанные направления являются кругом необходимых мер по оздоровлению социально-трудовых отношений в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.