DOI: 10.25586/RNU.HET.18.04.P.05 УДК 331.556
Р. Р. Ахунов, И. У. Зулькарнай, Г. Р. Ислакаева,
Башкирский государственный университет
Показатели рейтингов - ориентир для развития вузов
Российская система высшего образования стоит в последние два десятилетия перед серьезными вызовами, связанными с процессами глобализации и развертыванием новой, четвертой промышленной революции [7].
Первый вызов - это омассовле-ние высшего образования, когда наличие высшего, а не только среднего образования становится нормой для всего населения страны. В России подавляющее большинство выпускников общеобразовательных школ поступают в вузы, а те, кто продолжает обучение в профессиональных учебных заведениях, впоследствии также в своей значительной части стремятся приобрести высшее образование.
Второй вызов - это необходимость обучения на протяжении всей жизни, поскольку технологические изменения происходят так быстро, что человек не может обходиться всю жизнь багажом знаний, полученным однажды, будучи студентом университета. Уже сегодня мы видим, что в течение жизни в силу изменений на рынке труда возникает необходимость все более частой смены профессии.
Третий вызов - это интернет-революция, охватывающая все сферы жизни современного человека, особенно молодежи, и непосредственно влияющая на пути получения образования, источники и каналы получения и обмена информацией и выдвигающая новые технологии образования.
Четвертый вызов, тесно связанный с третьим, это онлайн-обуче-
© Ахунов Р. Р., Зулькарнай И.У., Ислакаева Г. Р., 2018
Башкирский государственный университет
ние. В мире становится популярным получение образования «не выходя из дома», путем получения информации по интернету и выполнения заданий в режиме дистанционного общения с преподавателем.
Пятый вызов - это становление экономики и общества знаний, когда производство знаний и новых технологий, качество человеческого капитала становятся основными факторами экономического развития.
Наконец, шестой вызов - это то, что обучение во все большем числе вузов мира переходит на английский язык. Похоже, мир сделал выбор в пользу английского языка как языка межнационального общения, по крайней мере языка междуна-
родных коммуникаций в сфере науки и образования.
Для адекватного ответа на современные вызовы образовательная политика государства, начиная с реализации Национального проекта «Образование», ориентирована на повышение качества образования на основе развития конкурентной среды во всех звеньях и на всех ступенях отечественной школы. Это выражается в переходе на подушевое финансирование высших учебных заведений, организации регулярного мониторинга их эффективности, а также во введении своего рода иерархии (различных статусов или рангов) вузов как национального (федеральных, национальных исследовательских
ГУЗЕЛЬ
РАЗИМОВНА
ИСЛАКАЕВА
кандидат экономических наук, заместитель заведующего лабораторией исследований социально-экономических проблем регионов Башкирского государственного университета. Сфера научных интересов: экономика образования, региональная экономика, общественные финансы. Автор более 70 опубликованных научных работ
v V
ИЛЬДАР
УЗБЕКОВИЧ
ЗУЛЬКАРНАЙ
доктор экономических наук, заведующий лабораторией исследований социально-экономичских проблем регионов Башкирского государственного университета. Сфера научных интересов: государственные и муниципальные финансы, математические методы экономики, региональная экономика. Автор более 130 опубликованных научных работ
РУСТЕМ РИНАТОВИЧ АХУНОВ
доктор экономических наук, проректор по стратегическому развитию Башкирского государственного университета. Сфера научных интересов: региональная экономика, экономика образования. Автор более 150 опубликованных научных работ
Показано, что в условиях усиливающейся конкуренции на российском рынке образовательных услуг возрастает значимость узнаваемости вуза в глазах деловых кругов и общественности, а значит, и значимость его позиций в рейтинговых системах. Проведен сравнительный анализ показателей пяти наиболее крупных вузов Республики Башкортостан. Установлена взаимосвязь между результатами мониторинга эффективности вузов и их рейтингом. Высокие места в рейтингах демонстрируют вузы, имеющие сильные позиции по основным показателям деятельности в мониторинге вузов, проведенном Минобрнауки России. При этом вузы Башкортостана функционируют в сложных конкурентных условиях, так как не имеют статуса федеральных и национальных исследовательских университетов с соответствующим дополнительным государственным финансированием, которое позволило этим университетам качественно улучшить материально-техническую базу. Обоснован вывод о том, что наличие лишь одного вуза со статусом «опорный» недостаточно для такого крупного региона, как Башкортостан, имеющего многоотраслевую экономику, не ограничивающуюся нефтехимическим комплексом. Приведены аргументы, доказывающие, что ведущие университеты Башкортостана, несмотря на сложные конкурентные условия, демонстрируют высокие показатели и не уступают лучшим вузам соседних регионов, в том числе федеральным университетам и национальным исследовательским университетам. Сформулированы рекомендации по использованию данных мониторинга и рейтингов в качестве инструментов управления развития высшими учебными заведениями.
Ключевые слова: вуз, рейтинг, мониторинг эффективности вузов, федеральные, национальные исследовательские и опорные университеты.
It is shown that in the context of increasing competition in the Russian market of educational services, the importance of the university's recognition in the eyes of business circles and the public increases, and therefore, the significance of its positions in rating systems. A comparative analysis of the indicators of the five largest universities of the Republic of Bashkortostan is conducted. The relationship between the results of monitoring the effectiveness of universities and their ratings is established. High places in the ratings are shown by universities that have a strong position on the main indicators of the activities in the monitoring of universities, conducted by the Ministry of Education and Science of Russia. At the same time, Bashkortostan universities operate in difficult competitive conditions, since they do not have the status of federal and national research universities with corresponding additional state funding, which allowed these universities to improve qualitatively the material and technical base. The conclusion is substantiated that the presence of only one university with the status of «core» is not enough for such a large region as Bashkortostan, which has a diversified economy, not limited to the petrochemical complex. The arguments are given proving that the leading universities of Bashkortostan, despite the difficult competitive conditions, demonstrate high rates and are not inferior to the best universities in neighboring regions, including federal universities and national research universities. Recommendations are formulated on the use of monitoring data and ratings as tools for managing the development of higher education institutions.
Key words: university, rating, monitoring of the effectiveness of universities, federal, national research and support universities.
университетов), так и регионального уровня (опорных университетов).
Однако в условиях усиливающейся конкуренции российских вузов на международном и национальном рынках образовательных ус-
луг, дополнительной финансовой поддержки статусных вузов возрастают риски роста дистанции между статусными и «нестатусными» вузами в показателях их деятельности. «Рядовым» вузам приходится конкурировать за абитуриентов в бо-
лее сложных финансовых и маркетинговых условиях.
Высшая школа Республики Башкортостан не имеет в своем составе статусных вузов национального уровня, ее университеты не вошли в число участников проекта «5-100», В Башкортостане существует лишь один опорный университет: Уфимский государственный нефтяной технический университет.
Очевидно, однако, что наличие лишь одного опорного университета недостаточно для Республики Башкортостан с населением более 4 млн человек, с диверсифицированной экономикой, включающей наряду с нефтедобычей также развитые химическую промышленность, машиностроение, сельское и лесное хозяйство.
Так, согласно целевой и функциональной направленности опорных университетов [6] от них ждут реального содействия в осуществлении приоритетных направлений развития региона на основе качественного изменения образовательной, научной и инновационной деятельности в соответствии с реалиями и вызовами современности.
С этой точки зрения очевидно, что опорный университет должен в буквальном смысле выступать реальной опорой для развития одной отрасли или смежных с ней отраслей в регионе. Однако одного опорного университета для региона с развитой многоотраслевой структурой экономики очевидным образом недостаточно. Он просто по определению не может создать системообразующий эффект для развития нескольких приоритетных отраслей региона. Республика Башкортостан как раз является регионом с многоотраслевой структурой экономики, где представлен мощнейший нефтехимический комплекс, значительную долю составляют сельское хозяйство (38% населения живет на селе), лесная промышленность (40% территории занимают леса), не говоря уже о развитом машиностроении.
Учитывая острую конкуренцию вузов на российском рынке образовательных услуг, представляет интерес исследование вопроса о том, какова конкурентоспособность, узнаваемость вузов регионов, где нет или практически нет статусных вузов. Именно такое исследование мы выполнили на примере Республики Башкортостан.
О конкурентоспособности и узнаваемости высшего учебного заведения могут свидетельствовать его позиции в рейтингах вузов. Те из них, которые занимают хорошие позиции в рейтингах, демонстрируют успех и становятся привлекательными, узнаваемыми в глазах абитуриентов, работодателей, органов власти, бизнес-сообщества. В настоящей статье мы приводим данные сравнительного анализа рейтингов крупнейших вузов республики: Башкирского государственного университета (БашГУ), Уфимского государственного авиационного технического университета (УГА-ТУ), Башкирского государственного педагогического университета (БГПУ), Башкирского государственного аграрного университета (БГАУ), Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ), которые, по нашим оценкам, могли бы претендовать, как минимум, на статус опорного университета. Остальные вузы республики в эту выборку не включены в силу небольшой численности студентов или относительно узкой специализации.
Если показатели рейтинга вузов ориентированы прежде всего на потребителей образовательных услуг, то данные мониторинга их эффективности, проводимого Минобрна-уки России, являются источником для принятия управленческих решений, вплоть до реструктуризации учебных заведений или отзыва лицензий. Вопрос о том, насколько вузы Республики Башкортостан соответствуют критериям эффективности Минобрнауки, также освещен в этой статье.
Нами были изучены рейтинги, отражающие разные аспекты деятель-
ности высших учебных заведений, в частности потребность в выпускниках на рынке труда, востребованность научной и инновационной деятельности, информационная открытость вуза с точки зрения доступности информации о нем на официальном сайте и другие, опубликованные в 2017 году. Из табл. 1 видно, что крупнейшие вузы Башкортостана занимают достаточно высокие позиции по сравнению со многими другими российскими вузами благодаря их немалому потенциалу.
Так, в рейтинг 300 лучших университетов стран Восточной Европы и Центральной Азии („The QS University Rankings: EECA"), охватывающий 24 страны, вошло 95 российских вузов, в числе которых и два из Башкортостана - УГНТУ и БашГУ. В этом рейтинге наибольший вес придается академической репутации и репутации вуза среди работодателей.
Другой международный рейтинг - „Academic Ranking of World Universities-European Standard" (ARES-2017), составленный Европейской научно-промышленной палатой, оценивает вузы с позиции европейских стандартов на пред-
мет их способности обеспечивать качественную подготовку кадров, результативное ведение научной деятельности, тесное взаимодействие с работодателями. Из числа российских вузов, вошедших в данный рейтинг, в «группе В» (обеспечивающие надежное качество преподавания, научной деятельности и востребованности выпускников работодателями) находятся три вуза из Башкортостана: БашГУ, УГНТУ и БГПУ.
В международном рейтинге „Webometrics" университеты сравниваются с точки зрения объема и содержания информации об их деятельности, представленной на официальных сайтах. Согласно показателям этого рейтинга по странам Центральной и Восточной Европы все вузы Республики Башкортостан занимают достойные позиции, а среди российских высших учебных заведений три вуза Башкортостана входят в первую сотню. В их числе находится и БашГУ, который значительно опережает другие вузы республики, занимая 35-ю позицию из 1223 возможных. Скажем и о том, что некоторые вузы Башкортостана, а именно БашГУ и УГАТУ, представлены и в рейтинге „Scimago Institution
Как использоать данные рейтинга и мониторинга вузов?
Таблица 1
Позиции ведущих вузов Башкортостана в рейтингах вузов в 2017 году
БашГУ УГНТУ УГАТУ БГПУ БГАУ
в международных рейтингах вузов
The QS University Rankings: EECA (топ-300) 251-300 201-250 -* - -
Academic Ranking of World Universities-European Standard (186 позиций среди российских вузов) 80 45 - 74 -
Webometrics Ranking of World Universities, (2900 позиций среди стран Центральной и Восточной Европы) 189 279 263 255 467
Webometrics Ranking of World Universities, (1197 позиций среди российских вузов, включая филиалы) 35 67 59 255 467
Scimago Institution Rankings (161 позиция среди российских вузов) 84 - 73 - -
в российских рейтингах вузов
Предметный рейтинг научной продуктивности 26-28 25 7-10; 10-12 - -
Национальный рейтинг университетов (264 позиции) 49 68-70 55-58 - 118-120
Рейтинг «100 лучших вузов России» (144 позиции) 95 57 92 - -
Рейтинг востребованности вузов России 18 (среди классических вузов) из 89 позиций 32 (среди технических вузов) из 127 позиций 95 (среди технических вузов) из 127 позиций 15 (среди гуманитарных) из 69 позиций 8 (среди с/х) из 54 позиций
Рейтинг лучших вузов Башкортостана (топ-5) 3 2 1 - 4
* Прочерк в таблице свидетельствует об отсутствии вуза в рейтинге. Источники: [2-5, 8-13].
Rankings", оценивающем научно-исследовательскую и инновационную деятельность вузов.
Таким образом, высшие учебные заведения Башкортостана в международных рейтингах занимают достаточно высокие позиции. При этом два вуза - УГНТУ и БашГУ -в международных рейтингах выделяются на фоне других университетов региона.
Обратимся теперь к российским рейтингам.
«Национальный рейтинг университетов России» с 2011 года ежегодно составляется международной информационной группой «Интерфакс» на основе данных из открытых официальных источников и прямого анкетирования вузов. Этот рейтинг предусматривает комплексную оценку вузов по шести параметрам, связанным с образовательной, исследовательской, международной, инновационной и предпринимательской деятельностью, развитием социальной среды вуза и коммуникацией с внешней средой. По его результатам, в 2017 году в числе 264 отобранных участников оказались четыре
вуза Башкортостана- БашГУ, УГА-ТУ, УГНТУ, БГАУ, среди которых самые лучшие позиции занял БашГУ (49-я позиция из 264).
Рейтинг «100 лучших вузов России» публикуется ежегодно с 2012 года рейтинговым агентством «Эксперт РА». Этот рейтинг основан на статистических показателях, а также на результатах опроса большого числа респондентов из числа работодателей, представителей научных кругов, студентов и выпускников вузов. Среди высших учебных заведений, представленных в рейтинге «100 лучших вузов России», более половины (56) -это вузы без специального статуса, остальные 44 вуза имеют статус либо ФУ, либо НИУ, либо «опорный университет». В число 100 лучших вузов России вошли три университета из Башкортостана - УГНТУ (57-я позиция), УГАТУ (92-я позиция) и БашГУ (95-я позиция).
С недавнего времени в России стали публиковаться рейтинги вузов по отдельным номинациям и отраслям. Так, с 2015 года международным информационным агентством «Россия сегодня» представляется «Рейтинг
востребованности вузов России» по категориям высших учебных заведений (классические, инженерные, сельскохозяйственные, вузы сферы управления, гуманитарные, медицинские). Согласно методологии данного рейтинга оцениваются востребованность выпускников работодателями, коммерциализация интеллектуального продукта, востребованность научно-исследовательской деятельности (академическая востребованность). По его результатам, все рассматриваемые в настоящей статье вузы Башкортостана заняли достойные позиции. Так, три вуза (БашГУ, БГПУ, БГАУ) входят в число лучших 20 вузов России в соответствующих отраслевых категориях.
Важно отметить, что показатели отдельных вузов Башкортостана выше, чем у некоторых федеральных, национальных исследовательских и опорных университетов. К примеру, среди классических университетов БашГУ опережает три федеральных, три национальных исследовательских и большое число опорных университетов.
С 2016 года аналитический центр «Эксперт» начал публиковать «Пред-
метный рейтинг научной продуктивности». В 2017 году этот рейтинг был составлен по 13 предметам. Общее число вузов, попавших в ту или иную предметную область, составило 88 при явном преобладании статусных университетов. Тем не менее БашГУ, УГАТУ, УГНТУ смогли войти в рейтинг по различным предметным областям: БашГУ по математике, УГНТУ по энергетике, УГАТУ в области инженерного дела и материаловедения. То, что три университета Башкортостана вошли в данный рейтинг наряду со статусными вузами, свидетельствует о высоком уровне их научной деятельности в определенных предметных областях.
В 2017 году информационное агентство INNOV опубликовало «Рейтинг лучших вузов Башкортостана», составленный на основе экспертных мнений и оценок. Методология рейтинга предусматривала оценку вузов по таким параметрам, как качество образовательных услуг, востребованность выпускников на рынке труда, доступность информации на сайте, развитие научно-исследовательской деятельности, взаимодействие с зарубежными вузами. Согласно результатам данного рейтинга, в тройку лучших вузов Башкортостана вошли УГАТУ, УГНТУ, БашГУ.
Рассмотрим теперь результаты мониторинга эффективности вузов, проведенного Минобрнауки РФ в 2017 году. Вывод об эффективности делается на основе сравнения фактических показателей вуза
с пороговыми, установленными по семи группам показателей:
1) образовательная деятельность;
2) научно-исследовательская деятельность;
3) международная деятельность;
4) финансово-экономическая деятельность;
5) заработная плата;
6) трудоустройство;
7) дополнительный показатель. Табл. 2 позволяет сравнить результаты мониторинга пяти крупнейших вузов Башкортостана со средними показателями по семи федеральным и национальным университетам, расположенным в соседних регионах: Республике Татарстан (один ФУ, два НИУ), Свердловской области (один ФУ), Пермский край (два НИУ), Челябинской области (один НИУ).
Видно, что по образовательной деятельности, являющейся основной функцией университетов, лишь два вуза (БашГУ и УГНТУ) имеют значения этого показателя, очень близкие к среднему значению по федеральным и национальным исследовательским университетам соседних регионов, а значения УГАТУ, БГПУ и БГАУ ниже средних по статусным вузам соседних регионов.
По научно-исследовательской деятельности средние значения по федеральным и национальным исследовательским университетам соседних регионов выше показателей вузов Башкортостана, что неудивительно, так как первые получают
большую федеральную поддержку, направленную главным образом на укрепление материально-технической базы научных исследований.
По международной деятельности УГНТУ демонстрирует более высокое значение, чем среднее по федеральным и национальным исследовательским университетам, хотя он и не имеет соответствующего статуса. Другие вузы Башкортостана несколько отстают в развитии международной деятельности. Из этой таблицы также видно, что по остальным показателям вузы Башкортостана находятся на уровне средних показателей лучших вузов соседних регионов.
Итак, анализ показателей рейтингов и данных мониторинга позволяет сделать вывод, что вузы Башкортостана демонстрируют высокие конкурентные позиции. Кроме того, хотя они и не имеют официально присвоенного им высокого статуса, но по объективным показателям своей деятельности в общем и целом не уступают лучшим вузам соседних регионов, к которым мы отнесли федеральные и национальные исследовательские университеты.
Что же следует из сказанного?
Первое. При всех уязвимых местах рейтингов и мониторинга эффективности деятельности вузов, связанных с недостаточной обоснованностью и конъюнктурным характером части показателей, они предоставляют обширную информацию, существенно важную даже не
Таблица 2
Основные показатели деятельности вузов согласно мониторингу Минобрнауки России в 2017 году
Показатели мониторинга
Высшие учебные заведения Образовательная Научно-исследова- Международная Финансово-эконо- Заработная плата Трудоустройство Дополнительный
тельская мическая показатель
БашГУ 66,28 176,61 3,24 1880,99 173,85 75 4,92
УГАТУ 63,26 240,08 1,28 1962,55 186,37 80 4,76
УГНТУ 66,11 275,08 7,31 2660,55 207,82 80 4,59
БГПУ 62,15 112,01 3,09 2504,58 173,6 70 3,63
БГАУ 53,84 126,49 2,47 2172,13 154,52 70 3,87
Среднее по семи ФУ, НИУ 66,8 626,2 6,3 2648,0 194,7 80,7 4,7
в регионах, граничащих с Башкортостаном
Источник: составлено авторами на основе [1].
столько для формирования имиджа высших учебных заведений, сколько для управления их развитием. В зеркале рейтингов и мониторинга ректораты, подразделения вузов могут при желании увидеть свои сильные и слабые стороны, выяснить, чей опыт заслуживает изучения, а какие прежние кумиры не подтверждают своей репутации. Короче говоря, рейтинги и мониторинг - это не только источник новых проблем,
но в еще большей мере инструмент ускоренного развития современного, если угодно, «умного» вуза, которым всем нам надо овладеть.
Второе. Анализ данных рейтингов и мониторинга, по нашему мнению, свидетельствует о том, что ведущие вузы Башкортостана недооценены. Что это означает? Только то, что лидерам высшей школы республики надо предпринять дополнительные практические меры для
продвижения своего имиджа на всероссийской и международной арене. Речь идет о том, что в условиях все более острой конкуренции скромность из достоинства превращается в недостаток. Надо не только целеустремленно добиваться высоких результатов в работе, но и их признания общественным мнением, а также в деловых и государственно-политических кругах. Иного просто не дано.
ЛИТЕРАТУРА
1. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. Мониторинг 2017. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo (дата обращения: 12.08.2017).
2. Национальный рейтинг университетов. URL: http://www.univer-rating.ru/ (дата обращения: 10.01.2018).
3. Рейтинг «Эксперта»: предметный рейтинг научной продуктивности. [Rejting ehksperta predmetnyj rejting nauchnoj produktivnosti] URL: http://www.acexpert.ru/analytics/ratings/predmetniy-reyting-nauchnoy-produktivnosti-vuzov-.html (дата обращения: 10.01.2018).
4. Рейтинг востребованности вузов. URL: https://ria.ru/abitura_rus/20171212/1510667253.html (дата обращения: 10.01.2018).
5. Рейтинг лучших вузов Башкортостана. URL: http://www.innov.ru/news/rating/reyting-luchshikh-vuzov-b/ (дата обращения: 10.01.2018).
6. Соболев А.Б. Опорные университеты. URL: https://xn-80abucjiibhv9a.xn - p1ai/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%8 1%D1%82%D0%B8/8058/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/7386/10.%20%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BB %D0%B5%D0%B2.pdf (дата обращения: 10.01.2018).
7. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо, 2016. 138 с.
8. The OS University Rankings: EECA. URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/eeca-rankings/2018 (дата обращения: 10.01.2018).
9. Academic Ranking of World Universities-European Standard, ARES-2017. URL: http://www.eurochambres.org/ares-2017/russian-federation/ (дата обращения: 10.01.2018).
10. 100 лучших вузов России, 2017 год. URL: https://raexpert.ru/rankings/vuz/vuz_2017/ (дата обращения: 10.01.2018).
11. Scimago Institution Rankings. URL: http://www.scimagoir.com/rankings.php?sector=&country=RUS (дата обращения: 28.01.2018).
12. Webometrics Ranking of World Universities. URL: http://www.webometrics.info/en/Ranking_Europe/Central_Eastern_ Europe?page=29 (дата обращения: 10.01.2018).
13. Webometrics Ranking of World Universities. URL: http://www.webometrics.info/en/Europe/Russian%20Federation (дата обращения: 10.01.2018).
LITERATURA
1. Informacionno-analiticheskie materialy po rezul'tatam provedeniya monitoringa ehffektivnosti deyatel'nosti obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya. Monitoring 2017. [ehlektronnyj istochnik]. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo (data obrashcheniya: 12.08.2017).
2. Nacionalnyj rejting universitetov. URL: http://www.univer-rating.ru/ (data obrashcheniya: 10.01.2018).
3. Rejting ehksperta predmetnyj rejting nauchnoj produktivnosti. URL: http://www.acexpert.ru/analytics/ratings/predmetniy-reyting-nauchnoy-produktivnosti-vuzov-.html (data obrashcheniya: 10.01.2018).
4. Rejting vostrebovannosti vuzov. URL: https://ria.ru/abitura_rus/20171212/1510667253.html (data obrashcheniya: 10.01.2018).
5. Rejting luchshih vuzov Bashkortostana. URL: http://www.innov.ru/news/rating/reyting-luchshikh-vuzov-b/ (data obrashcheniya: 10.01.2018).
6. SobolevA.B. Opornye universitety. URL: https://xn-80abucjiibhv9a.xn - p1ai/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D 1%82%D0%B8/8058/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/7386/10.%20%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0 %B5%D0%B2.pdf (data obrashcheniya: 10.01.2018).
7. Shvab K. Chetvertaya promyshlennaya revolyuciya. M. Eksmo, 2016. 138 s.
8. The OS University Rankings: EECA. URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/eeca-rankings/2018 (data obrashcheniya: 10.01.2018).
9. Academic Ranking of World Universities-European Standard, ARES-2017. URL: http://www.eurochambres.org/ares-2017/russian-federation/ (data obrashcheniya: 10.01.2018).
10. 100 luchshih vuzov Rossii, 2017 god. URL: https://raexpert.ru/rankings/vuz/vuz_2017/ (data obrashcheniya: 10.01.2018).
11. Scimago Institution Rankings. URL: http://www.scimagoir.com/rankings.php?sector=&country=RUS (data obrashcheniya: 28.01.2018).
12. Webometrics Ranking of World Universities. URL: http://www.webometrics.info/en/Ranking_Europe/Central_Eastern_ Europe?page=29 (data obrashcheniya: 10.01.2018).
13. Webometrics Ranking of World Universities. URL: http://www.webometrics.info/en/Europe/Russian%20Federation (data obrashcheniya: 10.01.2018).