Научная статья на тему 'Показатели развития в стратегии муниципального образования'

Показатели развития в стратегии муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1415
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТАТИСТИКА / STRATEGY / PLANNING / PERFORMANCE / MUNICIPAL / STATISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тулинова Дарья Владимировна

В статье рассмотрена специфика показателей стратегического развития муниципальных образований в сочетании с традиционными показателями, а также проблема их интеграции. Показано, что стратегические показатели отличаются от традиционно наблюдаемых государственной статистикой. Выделена проблема унификации показателей стратегического развития муниципальных образований в масштабах страны. Обосновано положение о том, что совокупность всех показателей характеризует ситуацию развития муниципальных образований с позиций тенденций прошлого, настоящего и будущего состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indicators of Development Strategy of the Municipality

The article examines the specifics of indicators of strategic development of municipalities in conjunction with traditional indicators and the problem of their integration. It is shown that strategic indicators differ from the ones official statistics has traditionally observed. The author highlights the problem of the unification of a strategic development of municipalities across the country and substantiates the position that the totality of all indicators describes the situation of municipalities from the viewpoint of past trends, current state and future state.

Текст научной работы на тему «Показатели развития в стратегии муниципального образования»

Государственное, региональное и муниципальное

управление

Тулинова Д.В.

Показатели развития в стратегии муниципального

образования

Тулинова Дарья Владимировна — аспирант, Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Владимир, РФ.

E-mail: daria.viatka@,gmail.com SPIN-код РИНЦ: 6876-1283

Аннотация

В статье рассмотрена специфика показателей стратегического развития муниципальных образований в сочетании с традиционными показателями, а также проблема их интеграции. Показано, что стратегические показатели отличаются от традиционно наблюдаемых государственной статистикой. Выделена проблема унификации показателей стратегического развития муниципальных образований в масштабах страны. Обосновано положение о том, что совокупность всех показателей характеризует ситуацию развития муниципальных образований с позиций тенденций прошлого, настоящего и будущего состояния.

Ключевые слова

Стратегия, планирование, показатели, муниципальное образование, статистика.

Цель настоящего исследования заключается в определении стратегических показателей развития муниципальных образований в сочетании с традиционными показателями. Для достижения поставленной цели представлено решение следующих задач: определить специфику стратегически значимых показателей развития муниципальных образований, выявить проблемы формирования таких показателей, выявить их место среди традиционно наблюдаемых показателей.

Стратегия как научная и управленческая категория не имеет строгого и однозначного определения1. Некоторые исследователи понимают под стратегией подробно разработанный план успешной деятельности в будущем2; другие считают, что стратегия представляет собой ловкий прием или позицию, обеспечивающую конкурентное преимущество3, или ключевые компетенции, создающие конкурентное

1 Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления. СПб.: Высшая школа менеджмента, 2008. С. 28.

2 Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. СПб.: Издательство «Питер», 2009. С. 47.

3 Портер М.Э. Конкуренция. М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. С. 59; Омае К. Мышление стратега. Искусство бизнеса по-японски. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. С. 41.

преимущество их обладателю4. Рассматривая стратегию как целевую ориентацию, отдельные авторы считают, что стратегия — это модель достижения целей5. Последнее определение представляется наиболее удачным, поскольку отражает главное в стратегии — движение к стратегически значимой цели (целям) и позволяет говорить о многообразии способов развития на пути к обозначенной цели.

Рассматривая стратегию как систему и учитывая наработки отечественных и зарубежных исследователей, дадим три основных описания: функциональное, морфологическое и информационное6.

В функциональном плане стратегия как система предназначена для устранения хаоса в организации, для задания вектора развития, для ориентации индивидуальных векторов развития работников в одном направлении и т. п.7

Морфологически стратегия состоит из стратегически значимых для организации действий, которые в свою очередь представляют собой функциональные стратегии, стратегические проекты и программы, а также мероприятия и ресурсы, необходимые для реализации мероприятий8.

В информационном плане рассматриваемая модель обеспечивает связь между вышеуказанными элементами, формирующими ее структуру, которая является иерархической конструкцией. На вершине иерархии находится формулировка самой стратегии, на первом уровне декомпозиции — функциональные стратегии, стратегические межфункциональные программы и проекты. На втором уровне пирамиды находятся функциональные программы и функциональные проекты (от функциональных стратегий), на третьем уровне — мероприятия, наполняющие содержанием указанные выше подсистемы, а на нижнем уровне декомпозиции — ресурсы, к которым следует отнести не только финансы, кадры, материалы, энергию, информацию, но и время9.

4Хамел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. М.: Олимп-Бизнес, 2002. С. 173; Хамел Г., Прахалад К., Томас Г., О'Нил Д. Стратегическая гибкость. СПб.: Питер, 2004. С. 282.

5 Стратегические системы в управлении (монография) / Под ред. Ю.Н. Лапыгина. Муром: Изд-во МИ ВлГУ, 2007. С. 383.

6 Лапыгин Д.Ю. Стратегическое развитие региона с позиций системного подхода // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. URL: http://www.science-education.ru/121 -19265 (дата обращения: 29.06.2015).

7 Лапыгин Ю.Н., Тулинова Д.В. Региональная экономика: теория, проблемы и практика. Материалы 8-й Международной научно-практической конференции. Владимир: ВФ РАНХиГС, 2015. С. 43-45.

8 Лапыгин Ю.Н., Болтунова С.А., Лапыгин Д.Ю. Стратегическое развитие региона: образовательный кластер (монография). Владимир: Издательство Владимирского филиала РАНХиГС, 2014. С. 46-47.

9 Лапыгин Д.Ю. Разработка стратегии развития региона: система инструментов (монография). Владимир: Издательство Владимирского филиала РАНХиГС, 2014. С. 127.

Что же касается муниципальных образований, то здесь полезно рассмотреть определение стратегии, приведенное в Федеральном законе от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»10. Согласно закону, стратегия — это один из документов стратегического планирования, который содержит:

- систему долгосрочных приоритетов, целей и задач управления на уровне страны;

- приоритеты, цели и задачи управления на уровне регионов;

- цели и задачи управления и социально-экономического развития на уровне муниципальных образований.

В настоящей работе под стратегией будем понимать документ стратегического планирования, определяющий развитие муниципального образования в части достижения целей, ориентированных на долгосрочную перспективу. Как следует из закона, стратегия муниципального образования должна быть разработана на срок действия стратегии субъекта федерации и должна быть ориентирована на нее (не противоречить ей).

В числе документов стратегического планирования на уровне муниципального образования в статье 11 закона перечисляются (наряду со стратегией социально-экономического развития муниципального образования):

- план мероприятий по реализации стратегии,

- прогноз социально-экономического развития на среднесрочный или долгосрочный период,

- бюджетный прогноз на долгосрочный период,

- муниципальная программа.

В законе не раскрывается структура стратегии развития муниципального образования, но в 32-й статье дается содержание стратегии для субъекта федерации, в котором определяются цели развития (см. Рисунок 1).

Отмеченные на Рисунке 1 показатели отличаются от традиционно наблюдаемых государственной статистикой или подразделениями администрации муниципальных образований. Рассмотрим содержание таких показателей подробнее.

С точки зрения статистики, показатели представляют собой количественные оценки изучаемого явления. Но такое определение не учитывает качественных оценок, качественных показателей, которые фигурируют в модели сбалансированной системы

10 Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Российская газета. 03.07.2014. Федеральный выпуск № 6418. URL: http://www.rg.ru/2014/0 7/03/strategia-dok.html (дата обращения: 13.11.2015).

показателей (ССП)11. Показатель в терминологии ССП — это «измеримые резюме целей, т. е. поддающиеся количественной оценке категории, которые должны отражать прогресс в движении к стратегической цели»12.

Опенка достигнутых целей развития для реализации стратегии Информация о государственных программах

Приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономической политики атегая^ Показатели достижения пелей социально-экономического развития

Опенка финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии Ожидаемые результаты реализации стратегии

Рисунок 1. Содержание стратегии по федеральному закону

Промежуточную позицию в отношении подхода к показателям со стороны официальной статистики и со стороны разработчиков ССП занимает наставление по планированию, разработанное Белорусским государственным экономическим университетом: «показатель — это качественно-количественное представление объекта: социально-экономического процесса, явления. Качественная сторона показателя отражает сущность и принадлежность объекта по месту и времени, а количественная — придает объекту количественную определенность»13.

Подход модели ССП наиболее продуктивен для применения в стратегическом управлении развитием муниципальных образований не только по своей целевой ориентации, но и потому, что учитывает как количественные, так и качественные характеристики развития14.

11 Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. 2-е изд., испр. и доп. М.: Олимп-Бизнес, 2003. С. 14.

12 Лешин А.Е., Лапыгин Ю.Н. Сбалансированная система показателей муниципалитета (монография). Владимир: Изд-во ВлГУ; ВГПУ, 2005. С. 35.

13 Система показателей, используемых в планировании и прогнозировании // Экономика БГЭУ — Блог [Сайт]. URL: http://www.economy-web.org/?p=278 (дата обращения: 25.06.2015).

14 Каплан Р.С., Нортон Д.П. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей. М.: Олимп-бизнес, 2004. С. 147.

Самоорганизация и самоуправление на уровне муниципальных образований определяет актуальность именно таких качественно-количественных показателей развития15, комплексно отражающих степень успешности развития территории и отклонения от заданных параметров ввиду возникших проблем. В этом плане показатели становятся инструментом мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований. Наличие этих показателей позволяет органам местного самоуправления обоснованно расставлять приоритеты при принятии решений о тактических и оперативных перспективах развития и рационального использования доступных ресурсов.

Однако проблемы методического плана не позволяют в полной мере реализовать потенциал системы показателей в управлении развитием муниципальных образований. Например, разобщенность региональных отраслевых органов государственного управления и недостоверная информация, предоставляемая в отчетности муниципальными образованиями, не дают системного представления о фактической ситуации в регионе. С другой стороны, наблюдается избыточность отчетных показателей при недостатке показателей, необходимых для формирования прогноза развития муниципальных образований. Кроме того, ряд показателей может быть получен только на основе сплошных статистических обследований муниципальных образований, которые должны проводиться с определенной периодичностью.

Следует также выделить показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления, перечень позиций которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.12.2012 № 131716. Таких позиций 27, они сведены в восемь блоков:

1) экономическое развитие — три позиции;

2) дошкольное образование — две позиции;

3) общее и дополнительное образование — семь позиций;

4) культура — три позиции;

15 Виноградова Н.А. Система показателей мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований и организация муниципальной статистики: автореф. дис... канд. экон. наук. Орел, 2006. URL: http://www.dissercat.com/content/sistema-pokazatelei-monitoringa-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-munitsipalnykh-obrazovan (дата обращения: 18.06.2015).

16 Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 № 1317 (ред. от 26.12.2014) «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов"» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL: http ://base.consultant. ru/cons/c gi/online.c gi?req=doc;base=LA W;n=173701 (дата обращения: 13.11.2015).

5) физическая культура и спорт — одна позиция;

6) жилищное строительство и обеспечение граждан жильем — две позиции;

7) жилищно-коммунальное хозяйство — две позиции;

8) организация муниципального управления — семь позиций.

Однако отчеты службы государственной статистики, сформированные по таким показателям, не дают информации об их ожидаемом изменении в отдаленном будущем — они отражают лишь текущее состояние экономики.

Кроме того, перечисленные восемь показателей представляют собой лишь дополнительные критерии для оценки эффективности деятельности муниципальных образований. Что же касается показателей в целом, то их число гораздо больше. Так, по оценкам статистических ведомств, число характеристик, необходимых для анализа социального и экономического положения муниципальных образований, растет год от года и в 2012 году составляло «более 500 показателей в год по городским округам и муниципальным районам, по городским поселениям — около 300, сельским поселениям — около 100»17.

В классификацию показателей развития муниципальных образований некоторые специалисты включают и показатели программ социально-экономического развития18, хотя такие показатели корректнее было бы отнести к показателям модели ССП. В пользу последнего тезиса свидетельствует, во-первых, то, что сбалансированная система показателей является набором стратегически значимых показателей, отражающих как финансовые, так и нефинансовые аспекты развития муниципальных образований. С другой стороны, федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» предусматривает, что разработке программ развития предшествует формирование стратегии развития муниципальных образований19.

Однако здесь возникает проблема унификации в масштабах страны и региона показателей, которые должны обеспечить мониторинг, выполняемый в соответствии с вышеназванным федеральным законом. В силу того, что в стратегии муниципальных

17 О развитии муниципальной статистики. Пресс-выпуск № 19-2-9/1, г. Уфа, 31 августа 2012 г. / Башкортостанстат // Администрация муниципального района. Ермекеевский район Республики Башкортостан [Официальный сайт]. URL: www.ermekeevo-rb.ru/upload/iblock/b64/gzojdchpjn-veltipfgvsve.doc (дата обращения: 15.06.2015).

18 Использование непространственных показателей социально-экономического развития территории в территориальном планировании муниципального развития // ГРАД. Ассоциация компаний [Официальный сайт]. URL: http://itpgrad.ru/node/85 (дата обращения: 10.06.2015).

19 Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

образований должны быть указаны их уникальные характеристики, отражающие потенциал развития, можно создать различные стратегические карты20, где будут прописаны специфические цели. Например, можно создать стратегическую карту «Население», в которой сформулирована цель «Создать условия для снижения смертности на 2% в год».

Таким образом, комплекс показателей, характеризующих стратегическое развитие и текущую деятельность муниципальных образований, будет одновременно включать как традиционные показатели государственной статистики и дополнительные показатели оценки эффективности деятельности муниципальных образований, так и показатели модели ССП (Рисунок 2).

1. Показатели социально-экономического положения муниципального образования

(23 группы показателей — 261 показатель) Население Занятость и заработная плата Здравоохранение Социальное обслуживание населения Образование Организация отдыха, развлечений и культуры Спорт Охрана окружающей среды Предприятия по переработке отходов Организация охраны общественного порядка Основные фонды организаций (бег субъектов малого предпринимательства) Инвестиции в оснобной капитал Строительство жилья Коммунальная сфера. Социальная поддержка по оплате жилых помещений и коммунальных услуг Бытовое обслуживание населения

Розничная торговля и общественное питание Закупки товаров для государственных и муниципальных нужд Промышленное производство Сельское хозяйство Снабженческо-сбытоЕые сельскохозяйственные кооперативы Местный бюджет

2. Дополнительные показатели оценки эффективности деятельности муниципального образования

(8 групп показателей — 2" показателей) Экономическое развитие — 3 Дошкольное образование — 2 Обшее и дополнительное образование — " Культура — 3

Физическая культура и спорт — 1 Жилищное строительство и обеспечение гражданжильем— 2 Жилищно-коммунальное хозяйство — 2 Организация муниципального управления— "

Специальные показатели стратегического развития муниципального образования

(например. 4 стратегические карты — 25 показателей)

Бюджет — 4 Население — 8

Квалифицированные кадры— 3 Инвестиции — 13

Рисунок 2. Сочетание показателей

20 Инструменты реализации стратегии (монография) / Под ред. проф. Ю.Н. Лапыгина. Владимир: Владимирская книжная типография, 2005. С. 140-254.

Показатели каждой группы самостоятельны и могут дублировать друг друга, однако также могут характеризовать одну и ту же социально-экономическую систему в тенденциях его прошлого, настоящего и будущего состояний в части перспектив развития муниципального образования.

И если показатели первой и второй группы заданы статистикой и одинаковы для всех муниципальных образований, то специальные показатели стратегического развития должны отражать уникальность муниципального образования, а для этого необходимы иные методы, чем те, которые предложили разработчики ССП для бизнеса.

Развивая идеи Р. Нортона и Д. Каплана, можно предложить подход21, основанный на сочетании модели построения ментальных карт Тони Бьюзона22, модели ССП и креативных методов перехода от результатов анализа факторов внешней и внутренней среды к морфологической матрице (матрице стратегических решений), а от нее уже к стратегическим целям развития муниципальных образований, конвертируя формулировки решений в формулировки целей. Агрегирование полученных целей позволяет выявить направленность и содержание стратегических карт, а в рамках каждой стратегической карты — определить показатели развития муниципальных образований.

Рисунок 3. Алгоритм перехода к показателям

21 Тулинова Д.В. Ментальные модели стратегических карт // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. URL: www.science-education.ru/122-21002 (дата обращения: 22.08.2015).

22 Бьюзен Т. 10 способов развить креативность. Минск: Попури, 2010. С. 196.

Схематично процедуры перехода от анализа факторов развития муниципальных образований (МО) к стратегическим целям (СЦ), представлены на Рисунке 3.

Мониторинг реализации проектов и программ стратегии по показателям стратегических карт позволит администрации муниципального образования судить о степени успешности реализации стратегических перспектив развития, а показатели органов статистики дадут представление контролирующим и плановым органам региона и страны о выполнении плановых заданий, которые муниципальные образования получают от государственных органов управления. В свою очередь специальные показатели стратегического развития будут свидетельствовать, как муниципальное образование участвует в реализации стратегии развития региона и как оно встраивает свои стратегические проекты и программы в региональные государственные программы.

Список литературы:

1. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. СПб.: Издательство «Питер», 2009.

2. Бьюзен Т. 10 способов развить креативность. Минск: Попури, 2010.

3. Виноградова Н.А. Система показателей мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований и организация муниципальной статистики: автореф. дис... канд. экон. наук. Орел, 2006. URL: http://www.dissercat. com/content/ siste ma-pokazatelei-monitoringa-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-munitsipalnykh-obrazovan (дата обращения: 18.06.2015).

4. Инструменты реализации стратегии (монография) / Под ред. проф. Ю.Н. Лапыгина. Владимир: Владимирская книжная типография, 2005.

5. Использование непространственных показателей социально-экономического развития территории в территориальном планировании муниципального развития // ГРАД. Ассоциация компаний [Официальный сайт]. URL: http://itpgrad.ru/node/85 (дата обращения: 10.06.2015).

6. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей. М.: Олимп-бизнес, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. 2-е изд., испр. и доп. М.: Олимп-Бизнес, 2003.

8. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления. СПб.: Высшая школа менеджмента, 2008.

9. ЛапыгинД.Ю. Разработка стратегии развития региона: система инструментов (монография). Владимир: Издательство Владимирского филиала РАНХиГС, 2014.

10. Лапыгин Д.Ю. Стратегическое развитие региона с позиций системного подхода // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. URL: http://www.science-education.ru/121-19265 (дата обращения: 29.06.2015).

11. Лапыгин Ю.Н., Болтунова С.А., Лапыгин Д.Ю. Стратегическое развитие региона: образовательный кластер (монография). Владимир: Издательство Владимирского филиала РАНХиГС, 2014.

12. Лапыгин Ю.Н., Тулинова Д.В. Региональная экономика: теория, проблемы и практика. Материалы 8 Международной научно-практической конференции. Владимир: ВФ РАНХиГС, 2015. С. 43-45.

13. Лешин А.Е., Лапыгин Ю.Н. Сбалансированная система показателей муниципалитета (монография). Владимир: Изд-во ВлГУ; ВГПУ, 2005.

14. О развитии муниципальной статистики. Пресс-выпуск № 19-2-9/1, г. Уфа, 31 августа 2012 г. / Башкортостанстат // Администрация муниципального района. Ермекеевский район Республики Башкортостан [Официальный сайт]. URL: www.ermekeevo-rb.ru/upload/iblock/b64/gzoidchpjn-veltipfgysve.doc (дата обращения: 15.06.2015).

15. Омае К. Мышление стратега. Искусство бизнеса по-японски. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

16. ПортерМ.Э. Конкуренция. М.: Издательский дом «Вильямс», 2006.

17. Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 № 1317 (ред. от 26.12.2014) «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов"» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173701 (дата обращения: 13.11.2015).

18. Система показателей, используемых в планировании и прогнозировании // Экономика БГЭУ — Блог [Сайт]. URL: http://www.economy-web.org/?p=278 (дата обращения: 25.06.2015).

19. Стратегические системы в управлении (монография) / Под ред. Ю.Н. Лапыгина. Муром: Изд-во МИ ВлГУ, 2007.

20. Тулинова Д.В. Ментальные модели стратегических карт // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. Ц^: www.science-education.ru/122-21002 (дата обращения: 22.08.2015).

21. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Российская газета. 03.07.2014. Федеральный выпуск № 6418. Ц^: http://www.rg.ru/2014/07/03/strategia-dok.html (дата обращения: 13.11.2015).

22. Хамел Г., Прахалад К., Томас Г., О'Нил Д. Стратегическая гибкость. СПб.: Питер 2004.

23. Хамел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. М.: Олимп-Бизнес, 2002.

Tulinova D.V.

Indicators of Development Strategy of the Municipality

Darya V. Tulinova — graduate student, Vladimir branch, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Vladimir, Russian Federation. E-mail: daria.viatka@gmail.com

Annotation

The article examines the specifics of indicators of strategic development of municipalities in conjunction with traditional indicators and the problem of their integration. It is shown that strategic indicators differ from the ones official statistics has traditionally observed. The author highlights the problem of the unification of a strategic development of municipalities across the country and substantiates the position that the totality of all indicators describes the situation of municipalities from the viewpoint of past trends, current state and future state.

Keywords

Strategy, planning, performance, municipal statistics.

References:

1. Ansoff I. Strategicheskii menedzhment. Klassicheskoe izdanie. Saint Petersburg: Piter, 2009.

2. B'iuzen T. 10 sposobov razvit' kreativnost'. Minsk: Popuri, 2010.

3. Vinogradova N.A. Sistema pokazatelei monitoringa sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia munitsipal'nykh obrazovanii i organizatsiia munitsipal'noi statistiki: avtoref. dis... kand. ekon. nauk. Orel, 2006. URL: http://www.dissercat.com/content/sistema-pokazatelei-monitoringa-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-munitsipalnykh-obrazovan (data obrashcheniia: 18.06.2015).

4. Instrumenty realizatsii strategii (monografiia) / Pod red. prof. Iu.N. Lapygina. Vladimir: Vladimirskaia knizhnaia tipografiia, 2005.

5. Ispol'zovanie neprostranstvennykh pokazatelei sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia territorii v territorial'nom planirovanii munitsipal'nogo razvitiia. GRAD. Assotsiatsiia kompanii [Ofitsial'nyi sait]. URL: http://itpgrad.ru/node/85 (data obrashcheniia: 10.06.2015).

6. Kaplan R.S., Norton D.P. Organizatsiia, orientirovannaia na strategiiu. Kak v novoi biznes-srede preuspevaiut organizatsii, primeniaiushchie sbalansirovannuiu sistemupokazatelei. Moscow: Olimp-biznes, 2004.

7. Kaplan R.S., Norton D.P. Sbalansirovannaia sistema pokazatelei. Ot strategii k deistviiu. 2-e izd., ispr. i dop. Moscow: Olimp-Biznes, 2003.

8. Kat'kalo V.S. Evoliutsiia teorii strategicheskogo upravleniia. Saint Petersburg: Vysshaia shkola menedzhmenta, 2008.

9. Lapygin D.Iu. Razrabotka strategii razvitiia regiona: sistema instrumentov (monografiia). Vladimir: Izdatel'stvo Vladimirskogo filiala RANKhiGS, 2014.

10. Lapygin D.Iu. Strategicheskoe razvitie regiona s pozitsii sistemnogo podkhoda. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia, 2015, 1. URL: http://www.science-education.ru/121-19265 (data obrashcheniia: 29.06.2015).

11. Lapygin Iu.N., Boltunova S.A., Lapygin D.Iu. Strategicheskoe razvitie regiona: obrazovatel'nyi klaster (monografiia). Vladimir: Izdatel'stvo Vladimirskogo filiala RANKhiGS, 2014.

12. Lapygin Iu.N., Tulinova D.V. Regional'naia ekonomika: teoriia, problemy i praktika. Materialy 8 Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Vladimir: VF RANKhiGS, 2015. Pp. 43-45.

13. Leshin A.E., Lapygin Iu.N. Sbalansirovannaia sistema pokazatelei munitsipaliteta (monografiia). Vladimir: Izd-vo VlGU; VGPU, 2005.

14. O razvitii munitsipal'noi statistiki. Press-vypusk № 19-2-9/1, g. Ufa, 31 avgusta 2012 g. / Bashkortostanstat. Administratsiia munitsipal'nogo raiona. Ermekeevskii raion Respubliki Bashkortostan [Ofitsial'nyi sait]. URL: www.ermekeevo -rb. ru/upload/iblock/b64/gzoi dchpj n-veltipfgvsve.doc (data obrashcheniia: 15.06.2015).

15. Omae K. Myshlenie stratega. Iskusstvo biznesapo-iaponski. Moscow: Al'pina Biznes Buks, 2007.

16. Porter M.E. Konkurentsiia. Moscow: Izdatel'skii dom "Vil'iams", 2006.

17. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 17.12.2012 № 1317 (red. ot 26.12.2014) «O merakh po realizatsii Ukaza Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 28.04.2008 № 607 "Ob otsenke effektivnosti deiatel'nosti organov mestnogo samoupravleniia gorodskikh okrugov i munitsipal'nykh raionov"». Spravochno-pravovaia sistema "Konsul'tant Plius". URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173701 (data obrashcheniia: 13.11.2015).

18. Sistema pokazatelei, ispol'zuemykh v planirovanii i prognozirovanii. Ekonomika BGEU — Blog [Sait]. URL: http://www.economy-web.org/?p=278 (data obrashcheniia: 25.06.2015).

19. Strategicheskie sistemy v upravlenii (monografiia) / Pod red. Iu.N. Lapygina. Murom: Izd-vo MI VlGU, 2007.

20. Tulinova D.V. Mental'nye modeli strategicheskikh kart. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia, 2015, 2. URL: www.science-education.ru/122-21002 (data obrashcheniia: 22.08.2015).

21. Federal'nyi zakon ot 28.06.2014 № 172-FZ «O strategicheskom planirovanii v Rossiiskoi Federatsii». Rossiiskaia gazeta, 03.07.2014, Federal'nyi vypusk № 6418. URL: http://www.rg.ru/2014/07/03/strategia-dok.html (data obrashcheniia: 13.11.2015).

22. Khamel G., Prakhalad K., Tomas G., O'Nil D. Strategicheskaia gibkost'. Saint Petersburg: Piter, 2004.

23. Khamel G., Prakhalad K.K. Konkuriruia za budushchee. Sozdanie rynkov zavtrashnego dnia. Moscow: Olimp-Biznes, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.