Научная статья на тему 'ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ МАШИННО-ТРАКТОРНЫХ АГРЕГАТОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АКТИВИРОВАННОГО ТОПЛИВА'

ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ МАШИННО-ТРАКТОРНЫХ АГРЕГАТОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АКТИВИРОВАННОГО ТОПЛИВА Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
390
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ / ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / МАШИННО-ТРАКТОРНЫЙ АГРЕГАТ / ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ОБРАБОТКА

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Коршенко Константин Викторович

В ходе выполнения машинно-тракторным агрегатом энергоемких сельскохозяйственных операций на коленчатом валу двигателя непрерывно изменяется внешний момент сопротивления, что приводит к варьированию скорости движения агрегата, а также изменению частоты вращения коленчатого вала двигателя трактора. Для повышения производительности машинно-тракторного агрегата и преодоления кратковременных перегрузок возникает необходимость улучшения мощностных и экономических показателей работы сельскохозяйственных тракторов. Энергетические установки (ЭУ) на тракторах сжигают в настоящее время в среднем до 75% топлива, а остальные 25% топлива и продуктов его неполного сгорания выбрасывается в выхлопную трубу двигателя. То есть полноценно сгорает с преобразованием в тепло в существующих серийных двигателях не более 75% дизельного топлива. В статье показана необходимость поиска новых способов, обеспечивающих улучшение сгорания топлива в ДВС, что может оказать положительное влияние непосредственно на производительность МТА и повысить величину преобразовываемой в полезное тепло той части топлива, которая до этого практически «вылетала» в выхлопную трубу. Это, в свою очередь, позволит дизелю адаптироваться к изменчивым условиям эксплуатации МТА. В работе дан энергетический анализ использования предложенного нами устройства повышения степени сгорания топлива в ДВС, приведены результаты количественной и качественной оценки мощностных возможностей ЭУ МЭС МТА, зависящих от физических (таких как магнитная проницаемость и восприимчивость) и химических (плотность, вязкость, температура вспышки, фракционный состав) свойств топлива, влияющих на его энергонасыщенность. Отмечено, что в основу модернизации топливной системы трактора на базе нового устройства положена электромагнитная обработка дизельного топлива перед сгоранием (активация его). Достигается это посредством установки в форсунку соленоида с полым основанием из меди, который является частью топливопровода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Коршенко Константин Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFORMANCE INDICATORS OF MACHINE-TRACTOR UNITS WHEN USING ACTIVATED FUEL

In the course of performing energy-intensive agricultural operations by the machine-tractor unit, the external moment of resistance is continuously changing on the engine crankshaft, which leads to a variation in the speed of the unit, as well as to a change in the rotational speed of the tractor engine crankshaft. To increase the productivity of the machine-tractor unit and overcome shortterm overloads, there is a need to improve the power and economic performance of agricultural tractors. Power plants (ЭУ) on tractors currently burn up to 75% of fuel on average, and the remaining 25% of fuel and products of its incomplete combustion are thrown into the engine exhaust pipe. That is, no more than 75% of diesel fuel fully burns with conversion into heat in existing serial engines. The article shows the need to search for new ways to improve the combustion of fuel in the internal combustion engine, which can have a positive effect directly on the performance of the MTA and increase the amount of that part of the fuel converted into useful heat, which previously practically «flew» into the exhaust pipe. This, in turn, will allow the diesel engine to adapt to the changing operating conditions of the MTU. The paper gives an energy analysis of the use of the proposed device for increasing the degree of fuel combustion in an internal combustion engine, presents the results of a quantitative and qualitative assessment of the power capabilities of the MTU, depending on physical (such as magnetic permeability and susceptibility) and chemical (density, viscosity, flash point, fractional composition) of the properties of the fuel that affect its energy saturation. It is noted that the basis for the modernization of the tractor fuel system on the basis of the new device is the electromagnetic treatment of diesel fuel before combustion (its activation). This is achieved by installing in the injector a solenoid with a hollow copper base, which is part of the fuel line. Keywords: productivity, diesel fuel, energy indicators, machine-tractor unit, electromagnetic treatment.

Текст научной работы на тему «ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ МАШИННО-ТРАКТОРНЫХ АГРЕГАТОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АКТИВИРОВАННОГО ТОПЛИВА»

Ulybina Ekaterina Ivanovna - lecturer of the Sebryakovsky Technological College (Volgograd region, Mikhailovka, Russian Federation). Phone: +7-905-434-39-16. E-mail: ulibina.ekat@yandex.ru.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests.

УДК 631.3:665.75

ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ МАШИННО-ТРАКТОРНЫХ АГРЕГАТОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АКТИВИРОВАННОГО ТОПЛИВА

© 2021 г. К.В. Коршенко

В ходе выполнения машинно-тракторным агрегатом энергоемких сельскохозяйственных операций на коленчатом валу двигателя непрерывно изменяется внешний момент сопротивления, что приводит к варьированию скорости движения агрегата, а также изменению частоты вращения коленчатого вала двигателя трактора. Для повышения производительности машинно-тракторного агрегата и преодоления кратковременных перегрузок возникает необходимость улучшения мощност-ных и экономических показателей работы сельскохозяйственных тракторов. Энергетические установки (ЭУ) на тракторах сжигают в настоящее время в среднем до 75% топлива, а остальные 25% топлива и продуктов его неполного сгорания выбрасывается в выхлопную трубу двигателя. То есть полноценно сгорает с преобразованием в тепло в существующих серийных двигателях не более 75% дизельного топлива. В статье показана необходимость поиска новых способов, обеспечивающих улучшение сгорания топлива в ДВС, что может оказать положительное влияние непосредственно на производительность МТА и повысить величину преобразовываемой в полезное тепло той части топлива, которая до этого практически «вылетала» в выхлопную трубу. Это, в свою очередь, позволит дизелю адаптироваться к изменчивым условиям эксплуатации МТА. В работе дан энергетический анализ использования предложенного нами устройства повышения степени сгорания топлива в ДВС, приведены результаты количественной и качественной оценки мощностных возможностей ЭУ МЭС МТА, зависящих от физических (таких как магнитная проницаемость и восприимчивость) и химических (плотность, вязкость, температура вспышки, фракционный состав) свойств топлива, влияющих на его энергонасыщенность. Отмечено, что в основу модернизации топливной системы трактора на базе нового устройства положена электромагнитная обработка дизельного топлива перед сгоранием (активация его). Достигается это посредством установки в форсунку соленоида с полым основанием из меди, который является частью топливопровода.

Ключевые слова: производительность, дизельное топливо, энергетические показатели, машинно-тракторный агрегат, электромагнитная обработка.

Для цитирования: Коршенко К.В. Показатели работы машинно-тракторных агрегатов при использовании активированного топлива // Вестник аграрной науки Дона. 2021. № 1 (53). С. 26-33.

PERFORMANCE INDICATORS OF MACHINE-TRACTOR UNITS WHEN USING ACTIVATED FUEL

© 2021 K.V. Korshenko

In the course of performing energy-intensive agricultural operations by the machine-tractor unit, the external moment of resistance is continuously changing on the engine crankshaft, which leads to a variation in the speed of the unit, as well as to a change in the rotational speed of the tractor engine crankshaft. To increase the productivity of the machine-tractor unit and overcome short-term overloads, there is a need to improve the power and economic performance of agricultural tractors. Power plants (ЭУ) on tractors currently burn up to 75% of fuel on average, and the remaining 25% of fuel and products of its incomplete combustion are thrown into the engine exhaust pipe. That is, no more than 75% of diesel fuel fully burns with conversion into heat in existing serial engines. The article shows the need to search for new ways to improve the combustion of fuel in the internal combustion engine, which can have a positive effect directly on the performance of the MTA and increase the amount of that part of the fuel converted into useful heat, which previously practically «flew» into the exhaust pipe. This, in turn, will allow the diesel engine to adapt to the changing operating conditions of the MTU. The paper gives an energy analysis of the use of the proposed device for increasing the degree of fuel combustion in an internal combustion engine, presents the results of a quantitative and qualitative assessment of the power capabilities of the MTU, depending on physical (such as magnetic permeability and susceptibility) and chemical (density, viscosity, flash point, fractional composition) of the properties of the fuel that affect its energy saturation. It is noted that the basis for the modernization of the tractor fuel system on the basis of the new device is the electromagnetic treatment of diesel fuel before combustion (its activation). This is achieved by installing in the injector a solenoid with a hollow copper base, which is part of the fuel line.

Keywords: productivity, diesel fuel, energy indicators, machine-tractor unit, electromagnetic treatment.

For citation: Korshenko K.V. Performance indicators of machine-tractor units when using activated fuel. Vestnik agrar-noy nauki Dona = Don agrarian science bulletin. 2021; 1 (53): 26-33. (In Russ.)

Введение. Исследуя энергетические свойства сельскохозяйственных машин и орудий, инженеры при проектировании их стремятся уменьшить сопротивление рабочих органов, а в мобильных энергетических средствах (МЭС) - увеличить развиваемую ими мощность. Достичь максимальной производительности с уменьшением удельного расхода топлива при отклонении в меньшую сторону от оптимального режима работы энергетической установки (ЭУ) МЭС МТА, обеспечить хорошую приспосабли-ваемость к изменению внешней нагрузки, создаваемой сельхозорудием, и сохранить полную мощность на разных скоростях движения с увеличением крутящего момента не всегда удаётся [1, 6, 7].

Одним из путей и способов решения этих вопросов является активизация дизельного топлива [4]. Обработка его проводится непосредственно перед впрыском в цилиндры двигателя импульсным электромагнитным полем, что спо-

собствует повышению эффективной мощности двигателя внутреннего сгорания и уменьшению выбросов вредных веществ в окружающую среду за счет более полного сгорания топлива. Параметры устройства для электромагнитной обработки дизельного топлива перед сгоранием были предварительно определены в процессе экспериментальных исследований в лабораторных условиях, выполненных в ГОУ ЛНР ЛНАУ. При этом двигатель развивал большую мощность с сохранением минимального расхода топлива.

Для проведения полевых экспериментальных исследований нами был выбран пахотный машинно-тракторный агрегат в составе трактора МТЗ-80 тягового класса 1,4 и плуга пЛн-3-35 шириной захвата Вр = 1,05 м (рисунок 1). Выбор представленного МТА был обоснован тем, что тракторы производства Минского тракторного завода являются основой современного тракторного парка Луганской Народной Республики.

Рисунок 1 - Общий вид МТА в составе трактора МТЗ-80 и плуга ПЛН-3-35

Особенность полевого опыта состояла в том, что результаты применения устройства для активации топлива перед сгоранием в цилиндрах двигателя могут быть получены с учетом совокупности почвенных, климатических и агротехнических факторов, то есть проведение полевого опыта даёт возможность в производственной обстановке оценить агротехническую и экономическую эффективность исследуемого варианта МТА [2, 9, 10].

В устройстве для электромагнитной обработки топлива перед сгоранием используется электромагнит в виде катушки из диамагнитного (диэлектрического) материала, которая является частью топливопровода системы питания двигателя. В качестве источника питания использован генератор постоянного тока трактора. Катушка электромагнита выполнена многоряд-

ной и имела одну секцию. Это устройство обеспечивало эффективную активацию топлива, которое используется в двигателях внутреннего сгорания, за счет действия электромагнитных полей повышенной напряженности.

Технический результат достигался тем, что воздействие электромагнитного поля повышенной напряженности на топливо происходило непосредственно перед впрыском в камеру сгорания цилиндра двигателя. Это позволяло увеличить эффективную мощность двигателя внутреннего сгорания и уменьшить выбросы вредных веществ в окружающую среду.

Устройство для электромагнитной обработки дизельного топлива перед сгоранием устанавливается на каждую из топливных фор-сунонок двигателя Д-240 трактора МТЗ-80 в составе пахотного агрегата.

Целью исследований была проверка полноты сгорания активированного топлива при работе МТА в полевых условиях и влияния его на эксплуатационные показатели машинно-тракторного агрегата в целом.

В задачи исследований входило:

- определение показателей работы энергетических установок машинно-тракторных агрегатов с использованием устройства для предварительной обработки топлива;

- определение влияния частоты вращения коленвала двигателя на расходные характеристики агрегата;

- проверка экологической безопасности использования разработок.

Материалы и методы исследований. Исследования проводились в соответствии с ГОСТ 30745-2001 по определению тяговых по-

3

2

казателей тракторов и ГОСТ Р 52778-2007 по методам эксплуатационно-технологической оценки сельскохозяйственной техники.

Общий вид установки активатора на полноразмерный четырехтактный четырехцилиндровый дизельный двигатель 5 марки Д-65М трактора представлен на рисунке 2. Для определения энергетических показателей двигатель соединялся карданным валом с тормозным стендом 1 марки КИ-1363 Б. В ней использованы автоматический расходомер топлива 2 марки АИР-50 с погрешностью 0,5%, индикатор мощности 1 цифровой ИМД-Ц, магнитно-импульсный модулятор 4 и соленоид 6.

Измерения индукции магнитного поля соленоида производили при помощи миллитесла-метров портативных универсальных ТП2-2У и МТУ-1.

4 5 6

1 - индикатор мощности цифровой ИМД-Ц; 2 - автоматический расходомер топлива «АИР-50»; 3 - тормозной стенд КИ-1363 Б; 4 - магнитно-импульсный модулятор; 5 - дизельный двигатель Д-65М; 6 - соленоид Рисунок 2 - Общий вид установки активатора топлива на дизельный двигатель Д-65М

По результатам этих опытов предполагается, что изменение температуры вспышки в большую сторону должно привести к более полному сгоранию модифицированного топлива в цилиндрах ДВС, а уменьшение плотности и кинематической вязкости улучшит процесс распыления (испарения) активированного топлива и, следовательно, интенсифицирует процесс его горения. Изменение физических характеристик дизельного топлива должно обеспечить не только повышение эффективности его сгорания, но и улучшение энергетических показателей работы дизельной ЭУ.

По результатам измеренного при помощи индикатора ИМД-Ц ускорения разгона еизм подсчи-тывалась эффективная мощность двигателя Ые!

Ые = а£пр + Ь, (1)

где а и Ь - эмпирические коэффициенты для определения мощности; £пр - приведенное значение ускорения разгона:

£пр = £изм + Де, (2)

где £изм - измеренное прибором ИМД-Ц ускорение разгона;

Аг - поправка к измеренному ускорению на температуру (при температуре воды в радиаторе 70-90 °С принимают Де =0):

Де = 0,00137 Еивм + 0,0875£ивм + 0,0037t - 0,075,

(3)

где I - температура воды в радиаторе в диапазоне ниже 70 °С [3, 8, 10].

Часовой расход топлива определялся с помощью прибора АИР-50, меняя нагрузку на двигатель от 50 до 350 Н с использованием МИМа.

Основной параметр экономичности работы двигателя - удельный эффективный расход топлива де, который определяли по данным эффективной мощности N и часового расхода топлива Gт дизелем [5]: г

а = 1000. ^ , г/кВтч. (4)

N

л 4 е

В результате обработки опытных данных определялись:

- средняя скорость поступательного движения трактора:

V = , м / с

где I - длина мерного участка, м; 0 - продолжительность опыта, с;

- мощность, развиваемая трактором на крюке:

Р . V N = ^^, квт,

КР

103

(6)

где Ркр - среднее усилие на крюке трактора, Н;

- часовой расход топлива:

q

GT — ■

N

кр кр /

кг / ч:

(7)

1000

- тяговый КПД трактора:

N

кр

л =-;

I тяг

е

- коэффициент использования веса трак-

(8)

тора:

Р

t

(5)

Л о —

крн

о

(9)

ОП

W4 —■

где G - конструктивный вес трактора, Н; - производительность МТА:

0,1-вр -1000 • 3600 • g

q™ • (

9550•N • i •л

е тр Imp

р — - m • g • f)

, га/ч,

(10)

Пе • Гк

где t - коэффициент использования времени смены; Цкр - удельный расход топлива, г/кВт ч; imp - передаточное число трансмиссии; щр -КПД трансмиссии; Пе - число оборотов двигателя, об/мин; Гк - радиус качения ведущих колёс трактора, м; m - масса трактора, кг; f - коэффициент сопротивления качению.

Физико-механические свойства почвы определяли согласно ГОСТ 5180-84 [2, 5], основными среди которых были её влажность и плотность.

Опыты проводились в два этапа. На первом этапе использовался трактор МТЗ-80, работающий на стандартном дизельном топливе. На втором этапе использовался такой же трактор МТЗ-80, работающий на модифицированном топливе после импульсного электромагнитного воздействия на него.

Среднюю скорость движения трактора определяли на контрольном отрезке длиной 100 м с отсчётом времени при помощи секундомера.

Эксперименты проводились на почвенном фоне «Стерня» согласно ГОСТ 30745-2001 [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключительным этапом полевых опытов, как и лабораторных, предусмотрены получение данных с измерительных приборов, обработка их по расчётным формулам, систематизация и сведение результатов в таблицы.

Дымность отработанных газов измеряли дымомером МЕТА-01 МП 0.1. Устройство для электромагнитной обработки топлива было установлено в топливную систему дизеля между топливопроводом высокого давления и форсункой (рисунок 3).

Испытания проводились на территории учебно-научного производственного аграрного комплекса Луганского НАУ при выполнении МТА отвальной пахоты, как наиболее энергоёмкой операции по обработке почвы.

При выполнении полевых исследований оценка технического состояния двигателя трактора производилась при помощи компрессомет-ра, прибора ИМД-ЦМ [1, 3], замер расхода топлива осуществлялся расходомером в виде мерной колбы с краном, тяговое усилие на крюке трактора определяли динамометром В.П. Го-рячкина.

Рисунок 3 - Фрагмент замера токсичности отработанных газов прибором МЕТА-01 МП 0.1 ГТН ЛТ

В процессе эксперимента производились замеры следующих величин: ускорения, развиваемого двигателем, сопротивления рабочего орудия, расхода горючего за опыт, а также температуры и плотности дизельного топлива в мерной колбе, масла в ЭУ и дистилированной воды в рубашке охлаждения, текущей скорости и пройдённого пути МТА, частоты вращения коленчатого вала двигателя, продолжительности эксперимента. Фиксировали также порядковый номер передачи, глубину обработки и погодные условия.

Результаты исследований и их обсуждение. К настоящему времени поиски направлений повышения производительности машинно-тракторных агрегатов в основном сводятся к увеличению мощности энергетических средств и устранению негативного влияния в агрегате неустановившихся режимов работы сцепления в моменты переключения передач, резких изменений подачи топлива, глубины пахоты, варьирования процессов трогания и разгона. Результаты проведённых нами полевых опытов показывают возможность улучшения показателей работы МТА активацией дизельного топлива (таблица 1).

Таблица 1 - Результаты работы МТА на вспашке в условиях применения устройства для электромагнитной обработки топлива перед сгоранием и без него

№ опыта Замеряемые величины Расчётые величины

Ускорение Удельный расход топлива Число оборотов двигателя Мощность на преодоление внешних сил Часовой расход топлива Производител ьность МТА, Wч, га/ч

Еа, 0~2 qe, г/кВт ч n, мин-1 Ne, кВт От, кг/ч

Базовый вариант работы МТА без активизации дизельного топлива

1 92,76 309,8 1910 22,01092 6,81892 1,564086

2 93,06 310,2 1890 22,13602 6,8665 1,53337

3 92,78 309,6 1910 22,01926 6,8172 1,562101

4 93,06 310 1890 22,13602 6,86206 1,5333278

5 92,94 310 1910 22,08598 6,851 1,5593788

Среднее 309,92 1902 22,07764 6,86314 1,55045272

Работа МТА с использованием активированного топлива

1 104,8188 292,6 2010 27,0398 7,911874 1,6839894

2 105,1578 291,6 1990 27,18082 7,92581 1,6559462

3 104,8414 292,4 2010 27,04886 7,909074 1,6837244

4 105,1578 291,2 1990 27,1808 7,9149234 1,6559126

5 105,0222 291,8 2010 27,12426 7,914824 1,6813796

Среднее 291,92 2002 27,114908 7,9153011 1,67219044

В базовом варианте работы МТА без активации топлива перед сгоранием вспашка проводилась на 5-й передаче с глубиной обработки почвы 25 см при средней рабочей скорости Уср= 7,5-8,5 км/ч, ширин захвата плуга ПЛН-3-35 составляла 1,05 м. Передаточное число трансмиссии на пятой передаче ^р=51,27 было определено расчётным путём, как и масса трактора т=3390 кг. Коэффициенты составляли: сопротивления качению по стерне f=0,07, использования времени смены т=0,85, а полезного действия трансмиссии Птр=0,881057.

В варианте работы МТА с использованием активированного топлива вспашка проводилась уже на 6-й передаче. Передаточное число трансмиссии на 6-й передаче составляло

^р=47,97, остальные параметры вспашки и коэффициенты оставались неизменными.

По данным таблицы 1 применение устройства для электромагнитной обработки топлива непосредственно перед подачей в цилиндры двигателя положительно влияет на такие показатели, как удельный расход топлива, который уменьшился на 18 г/кВт-ч, и эффективная мощность двигателя, увеличившаяся на 5,04 кВт. Совокупность этих результатов повышает производительность МТА на 0,122 га/ч.

При этом установлено (рисунок 4), что удельный расход активированного топлива, снижаясь по сравнению с базовым агрегатом, остаётся практически постоянным до более высокой частоты вращения коленчатого вала двигателя (1750 об/мин, а без активации 1650 об/мин).

Че

г кВт ч

6СО 500 400 300 200 100 О

Т= 1,3J S,271 X R* = 0,! + 43,4 ИВ5 ч 3* + 35 6,94 ► /

1 \ \

\ Ь - \ у

—1 т- > ——

t /

2 ¥ = 0,23В2 хл-4,6( /Нж1 + !В,322х 3 - 67,0 ¡х+ 40! .22

1350 1400 1450 1500 1550 1600 1650 1700 1750 1ЙОО 11

об/мин

1 и 2 - в вариантах работы без активации и с активацией топлива Рисунок 4 - Зависимость удельного расхода топлива от частоты вращения коленвала двигателя

^_

и И "1 k 1

/ f— / /

2 1 /

v: -0,0073; J +0,075! я3+ 0,02! 15^-1,94 21*+ 43, )1 \

П 2 = 0.954!

V = 0,00i ¡4л5-0,21 31х*+1,1 З74*3-б, 5191s2+ 5.525ЙЯ + 32,477

Ft : =0,9904

1350 1400 1450 1500 1550 1600 1650 1700 1750 П

об/мин

1 и 2 - в вариантах работы без активации и с активацией топлива Рисунок 5 - Зависимость эффективной мощности Ne от частоты вращения коленвала двигателя в пахотном агрегате

Более полное сгорание топлива обеспечивает и повышение эффективной мощности трактора (рисунок 5) в диапазоне частот вращения коленвала двигателя до номинальной. Приведенные на этих двух рисунках данные по удельному расходу топлива и эффективной мощности имеют полиноминальную зависимость от частоты вращения коленвала с высокой достоверностью их аппроксимации К.

По данным этих экспериментов активация топлива обеспечивает не только улучшение экономических и эксплуатационных показателей работы МТА, но и экологических показателей. На выполнение вспашки 382 га земель фермер-

ского хозяйства потребовалось 14,95 тонн дизельного топлива в варианте работы МТА без активации топлива, а в варианте с активацией -14,08 тонны, что на 5,8% меньше. При этом расход кислорода на сжигание этого топлива МТА составил с активацией на 2,9 тонны, а воздуха на 12,49 тонны (или на 10,6 тыс. м3) меньше, чем без его активации в общепринятой технологии обработки почвы.

В таблице 2 представлены данные по количеству образованных продуктов сгорания дизельного топлива за время вспашки всей указанной площади полей хозяйства.

Таблица 2 - Сводные данные по количеству образовавшихся продуктов полного сгорания дизельного топлива (ДТ)

за время вспашки 382 га земли

№ п/п Наименование показателя ДТ до обработки ДТ после обработки

1 Количество углерода в топливе, тыс. кг 12,93 12,178

2 Количество образующегося углекислого газа, тыс. кг 47,41 44,65

3 Количество водорода в топливе, тыс. кг 1,913 1,802

4 Количество образующихся паров воды, тыс. кг 17,22 16,218

5 Количество серы в топливе, кг 44,844 42,234

6 Количество образующейся двуокиси серы, кг 89,689 84,469

По данным этой таблицы при сжигании активированного дизельного топлива ЭУ с устройством для электромагнитной обработки выделяется в среднем на 5,82% меньше вредных выбросов в атмосферу, чем при сжигании неактивированного, что способствует охране окружающей среды.

Выводы. Таким образом применение устройства для электромагнитной обработки топлива в полевых условиях активизирует процесс горения топливовоздушной смеси в цилиндрах ЭУ МЭС МТА.

При этом удельный расход активированного топлива уменьшается на 18 г/кВт-ч, а эффективная мощность двигателя увеличивается на 5,04 кВт в сравнении с работой двигателя на обычном дизельном топливе, что способствует повышению производительности пахотного МТА на 0,122 га/ч и снижению вредных выбросов в атмосферу почти на шесть процентов.

Литература

1. Алушкин, Т.Е. Технология технического обслуживания топливной аппаратуры при работе на модифицированном топливе / Т.Е. Алушкин, А.В. Зуб-рицкий, В.А. Аметов // Вестник НГАУ. - Новосибирск, 2014. - № 2. - С. 132-138.

2. Арженовский, А.Г. Совершенствование методики и средств определения энергетических и топливно-экономических показателей двигателей тракторов: монография / А.Г. Арженовский, С.В. Асатурян. - Зерноград: АЧГАА, 2013. - 120 с.

3. Арженовский, А.Г. Методика и средства определения энергетических и топливно-экономических показателей тракторов в эксплуатационных условиях: монография / А.Г. Арженовский, Д.В. Казаков. - Зерноград: АЧИИ ФГБОУ ВО Донской ГАУ, 2018. - 171 с.

4. Брюховецкий, А.Н. Метод повышения топливной эффективности работы энергосиловых установок в агро-биотехноценозах / А.Н. Брюховецкий, К.В. Коршенко // Кадастровое и эколого-ландшафтное обеспечение землеустройства в современных условиях: материалы международной научно-практической конференции факультета землеустройства и кадастров ВГАУ. - Воронеж: ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, 2018. - С. 38-45.

5. Брюховецкий, А.Н. Некоторые результаты полевых испытаний устройства для электромагнитной обработки дизельного топлива перед сгоранием / А.Н. Брюховецкий, К.В. Коршенко, В.Н. Сударкин // Научный вестник ГОУ ЛНР «Луганский национальный аграрный университет». - Луганск: ГОУ ЛНР ЛНАУ. - 2019. -№ 8 (3). - С. 33-41.

6. Использование машин в механизированных технологических процессах растениеводства: методическое пособие / В.А. Колесников, В.Е. Кириченко, С.М. Соболев, В.А. Изюмский, А.В. Левин. - Луганск: ЛНАУ, 2013. - 138 с.

7. Кравченко, В.А. Улучшение разгонных характеристик сельскохозяйственных машинно-тракторных агре-

гатов: монография / В.А. Кравченко, Л.В. Кравченко. -Зерноград: АЧИИ, 2018. -189 с.

8. Кравченко, В.А. Повышение эксплуатационных показателей движителей сельскохозяйственных колёсных тракторов: монография / В.А. Кравченко, В.А. Оберемок, В.Г. Яровой. - Зерноград: АЧИИ, 2015. - 213 с.

9. Кравченко, В.А. Повышение динамических и эксплуатационных показателей сельскохозяйственных машинно-тракторных агрегатов: монография / В.А. Кравченко. - Зерноград: АЧГАА, 2010. - 224 с.

10. Кравченко, В.А. Математическая модель машинно-тракторного агрегата на базе трактора с гидростатической трансмиссией / В.А. Кравченко, В.А. Стулинь // Вестник аграрной науки Дона. - 2016. - № 4 (36). - С. 44-54.

References

1. Alushkin T.E., Zubritskiy A.V., Ametov V.A. Tekhnologiya tekhnicheskogo obsluzhivaniya toplivnoy appa-ratury pri rabote na modifitsirovannom toplive [Fuel equipment maintenance technology when operating on modified fuel], Vestnik NGAU, Novosibirsk, 2014, No 2, pp. 132-138. (In Russian)

2. Arzhenovskiy A.G., Asaturyan S.V. Sovershenstvo-vanie metodiki i sredstv opredeleniya energeticheskikh i top-livno-ekonomicheskikh pokazateley dvigateley traktorov: monografiya [Improvement of methods and means for determining the energy and fuel-economic indicators of tractor engines: monograph], Zernograd: ACHGAA, 2013, 120 p.

(In Russian)

3. Arzhenovskiy A.G., Kazakov D.V. Metodika i sredstva opredeleniya energeticheskikh i toplivno-ekonomicheskikh pokazatelej traktorov v ekspluatatsionnykh usloviyakh: monografiya [Methods and means of determining the energy and fuel and economic indicators of tractors in operating conditions: monograph], Zernograd: ACHII FGBOU VO Donskoy GAU, 2018, 171 p. (In Russian)

4. Bryukhovetskiy A.N., Korshenko K.V. Metod po-vysheniya toplivnoj effektivnosti raboty energosilovykh usta-novok v agrobiotekhnotsenozakh [The method of increasing the fuel efficiency of power plants in agrobiotechnocenoses], Kadastrovoe i ekologo-landshaftnoe obespechenie zem-leustroystva v sovremennykh usloviyakh: materialy mezhdu-

narodnoj nauchno-prakticheskoy konferentsii fakul'teta zem-leustroystva i kadastrov VGAU. Voronezh: FGBOU VO Voro-nezhskij GAU, 2018, pp. 38-45. (In Russian)

5. Bryukhovetskiy A.N., Korshenko K.V., Sudar-kin V.N. Nekotorye rezul'taty polevykh ispytanij ustrojstva dlya elektromagnitnoj obrabotki dizel'nogo topliva pered sgoraniem [Some results of field tests of a device for electromagnetic treatment of diesel fuel before combustion], Nauch-nyy vestnik GOU LNR «Luganskiy natsional'nyy agrarnyy universitet», Lugansk: GOU LNR LNAU, 2019, No 8 (3), pp. 33-41. (In Russian)

6. Kolesnikov V.A., Kirichenko V.E., Sobolev S.M., Izyumskiy V.A., Levin A.V. Ispol'zovanie mashin v mekha-nizirovannykh tekhnologicheskikh protsessakh raste-nievodstva: metodicheskoe posobie [The use of machines in mechanized technological processes of crop production], Lugansk: LNAU, 2013,138 p. (In Russian)

7. Kravchenko V.A., Kravchenko L.V. Uluchshenie razgonnykh kharakteristik sel'skokhozyajstvennykh ma-shinno-traktornykh agregatov: monografiya [Improving the acceleration characteristics of agricultural machine and tractor units: monograph], Zernograd: ACHII, 2018, 189 p.

(In Russian)

8. Kravchenko V.A., Oberemok V.A., Yarovoy V.G. Povyshenie ekspluatatsionnykh pokazateley dvizhiteley sel'skokhozyaystvennykh kolesnykh traktorov: monografiya [Improving the performance of agricultural wheeled tractor propellers: monograph], Zernograd: ACHII, 2015, 213 p. (In Russian)

9. Kravchenko V.A. Povyshenie dinamicheskikh i ek-spluatatsionnykh pokazateley sel'skokhozyaystvennykh mashinno-traktornykh agregatov: monografiya [Increasing the dynamic and operational performance of agricultural machine and tractor units: monograph], Zernograd: ACHGAA, 2010, 224 p. (In Russian)

10. Kravchenko V.A., Stulin' V.A. Matematicheskaya model' mashinno-traktornogo agregata na baze traktora s gidrostaticheskoy transmissiey [Mathematical model of a machine-tractor unit based on a tractor with a hydrostatic transmission], Vestnik agrarnoy nauki Dona, 2016, No 4 (36), pp. 44-54. (In Russian)

Сведения об авторе

Коршенко Константин Викторович - старший преподаватель кафедры «Тракторы и автомобили», Государственное образовательное учреждение высшего образования Луганской Народной Республики «Луганский государственный аграрный университет» (г. Луганск).

Information about the author

Korshenko Konstantin Viktorovich - senior lecturer of the Tractors and cars department, State Educational Institution of Higher Education «Lugansk State Agrarian University» (Lugansk People's Republic).

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Conflict of interests. The author declares no conflict of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.