Научная статья на тему 'Повышение производительности пахотного агрегата обогащением воздушного заряда тракторного дизеля на режиме перегрузок'

Повышение производительности пахотного агрегата обогащением воздушного заряда тракторного дизеля на режиме перегрузок Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
159
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Нива Поволжья
ВАК
Ключевые слова
МАШИННО-ТРАКТОРНЫЙ АГРЕГАТ / ТРАКТОР / ДИЗЕЛЬ / АКТИВАТОР / ОБОГАЩЕНИЕ ВОЗДУШНОГО ЗАРЯДА / РЕЖИМ ПЕРЕГРУЗОК / ТЯГОВО-СКОРОСТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ / MACHINE-TRACTOR UNIT / TRACTOR / DIESEL / THE ACTIVATOR / THE ENRICHMENT OF THE AIR CHARGE / MODE OVERLOADS / TRACTION AND VELOCITY FIGURES / PRODUCTIVITY

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Рыблов М. В., Уханов А. П., Уханов Д. А.

Режим перегрузок, возникающий при возрастании сил сопротивления движению машинно-тракторного агрегата (МТА), приводит к тому, что производительность агрегата снижается. Эффективным способом преодоления режима перегрузок является форсирование тракторного дизеля обогащением воздушного заряда углеводородным активатором. Авторами рассмотрены факторы, влияющие на производительность МТА, а также проведены эксплуатационные исследования трактора в составе пахотного агрегата. Результаты теоретических и экспериментальных исследований показывают, что за счет обогащения воздушного заряда повышение часовой производительности МТА может составлять до 13 %.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Рыблов М. В., Уханов А. П., Уханов Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RAISING PRODUCTIVITY OF PLOUGHING UNIT BY MEANS OF ENRICHING THE AIR CHARGE OF TRACTOR DIESEL IN THE MODE OF OPERATION OVERLOADS

The mode of overloads which occurs when forces of resistance toward the motion of machine-tractor unit arise, results in fact that the capacity of the unit is reduced. An effective way to overcome the regime overload is crossing of the tractor diesel by the air charge enrichment with hydrocarbon activator. The authors have studied the factors affecting the capacity of the machine-tractor unit. The operational tractor tests in combination of plough unit have been carried out. The results of theoretical and experimental investigations show, that due to the enrichment of the air charge the increase of productivity per hour of the machine-tractor unit can be 13 %.

Текст научной работы на тему «Повышение производительности пахотного агрегата обогащением воздушного заряда тракторного дизеля на режиме перегрузок»

16. Chikildin, V. N. Experimental studies of the sowing device with seed-delivery unit-accelerator / V. N. Chikildin, E. M. Zubrilina // Achievements in science and technology in agriculture. - 2011. - № 2. - P. 43-46.

17. Nurullin, E. G. Analysis and evaluation of metering devices of modern seeding systems / E. G., Nurullin, I. Z. Islamov, I. M. Salakhov // Vestnik Kazanskogo HAU. - 2009. - P. 102-104.

18. Ensuring seeding rates of small-seeded crops of spiral screw element apparatus / V. G. Artemyev, V. I. Kurdyumov, M. V. Voronin, N. N. Nazarova // Vestnik of the Ulyanovsk state agricultural Academy.- 2012. № 1. - P. 35-38.

УДК 631.372 + 621.43.057

ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ПАХОТНОГО АГРЕГАТА ОБОГАЩЕНИЕМ ВОЗДУШНОГО ЗАРЯДА ТРАКТОРНОГО ДИЗЕЛЯ НА РЕЖИМЕ ПЕРЕГРУЗОК

М. В. Рыблов, канд. техн. наук, доцент; А. П. Уханов, доктор техн. наук, профессор; Д. А. Уханов, доктор техн. наук, профессор

ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА», Россия, т. (8412) 62-85-17, е-mail: dspgsha@mail. ru

Режим перегрузок, возникающий при возрастании сил сопротивления движению машинно-тракторного агрегата (МТА), приводит к тому, что производительность агрегата снижается. Эффективным способом преодоления режима перегрузок является форсирование тракторного дизеля обогащением воздушного заряда углеводородным активатором. Авторами рассмотрены факторы, влияющие на производительность МТА, а также проведены эксплуатационные исследования трактора в составе пахотного агрегата. Результаты теоретических и экспериментальных исследований показывают, что за счет обогащения воздушного заряда повышение часовой производительности МТА может составлять до 13 %.

Ключевые слова: машинно-тракторный агрегат, трактор, дизель, активатор, обогащение воздушного заряда, режим перегрузок, тягово-скоростные показатели, производительность.

Дизельные двигатели сельскохозяйственных тракторов в составе мАшинно-тракторных агрегатов (МТА) значительную долю времени работают на неустановившихся нагрузочно-скоростных режимах. Режим перегрузок, возникающий в результате возрастания внешних сил сопротивления движению агрегата при выполнении трудоемких операций (вспашка, культивация, боронование и др.), приводит к снижению частоты вращения коленчатого вала (к. в.) двигателя, а работа дизеля осуществляется на корректорной ветви регулятор-ной характеристики [1, 2]. В работу вступает корректор центробежного регулятора частоты вращения (РЧВ), увеличивающий цикловую подачу топлива в среднем на 10...15 %. Однако при дальнейшем возрастании внешних сопротивлений двигатель может испытывать кратковременные перегрузки, преодолеть которые с помощью штатного корректора невозможно. Поэтому оператор вынужден переключаться на низшие передачи, чтобы не произошел аварийный останов двигателя.

Переключение на низшие передачи сопровождается дополнительными затратами времени (в особенности на тракторах, оснащенных ступенчатыми несинхронизи-рованными коробками передач, требующими остановки трактора), а также непроизводительным расходом топлива и снижением рабочей скорости МТА. В результате ухудшаются тягово-скоростные и экономические показатели трактора, при этом производительность агрегата снижается.

Одним из способов преодоления режима перегрузок является форсирование тракторного дизеля обогащением воздушного заряда углеводородным активатором, впрыскиваемым во впускной трубопровод в количестве 10.20 % сверх нормативной подачи моторного топлива, впрыскиваемого в цилиндры штатной системой топливо-подачи дизеля. Подача активатора (минерального дизельного топлива, смесевого растительно-минерального топлива, керосина, спирта, низко- и высокооктанового бензина и др.) осуществляется по сигналам контактного датчика перегрузок, уста-

Нива Поволжья № 2 (27) 2013 93

новленного на штатном центробежном РЧВ и срабатывающего в конце хода штока корректора прямого действия. Система для обогащения воздушного заряда содержит электронный блок управления, емкость для активатора, фильтр, электрический насос и электромагнитную форсунку, установленную во впускном трубопроводе дизеля [3, 4].

Для оценки влияния степени обогащения воздушного заряда на тягово-скорост-ные показатели трактора в режиме перегрузок проанализируем основные факторы, влияющие на производительность агрегата. Теоретическая часовая производительность трактора в составе МТА определяется по формуле [5, 6, 7]

W = 0,1 • В и га/ч, (1)

ч к т 4 '

где Вк - конструктивная ширина захвата

агрегатируемой с.-х. машины, м;

ит— теоретическая скорость движения агрегата, км/ч.

Таким образом, теоретическая производительность МТА есть функция конструктивной ширины захвата Вк и теоретической скорости ит, т. е. Wч = /(Вк ,ит). Так

как одной из трудоемких с.-х. операций, выполняемых тракторным агрегатом, является вспашка, дальнейший теоретический анализ будем вести с учетом выполнения агрегатом данной операции.

Для равномерного движения МТА по горизонтальному участку поля необходимо создать такую силу тяги на крюке (тяговое усилие) трактора, чтобы она смогла преодолеть тяговое сопротивление агрегати-руемой машины, т. е.

Р - Р г = К • В кР /м УД к '

(2)

где Ркр — сила тяги на крюке трактора, Н;

Р/м — усилие, затрачиваемое на перемещение агрегатируемой с.-х. машины, Н;

Куд — удельное сопротивление на выполнение технологической операции, Н/м.

Выразим конструктивную ширину захвата пахотного агрегата через силу тяги по «двигателю»:

С Л

в =-к

р - р /

кР /

р-к

м

р

/тР +Р/.

тр

м

к

УД

к

уд

м • г • п г - рг

е тр 'тр к /

мта

к

(3)

УД

где Рк — касательная сила тяги, Н;

Р/м, Р/тр — сила сопротивления качению с.-х. машины и трактора, Н;

Ме — эффективный крутящий момент двигателя, Нм;

гтр — передаточное число трансмиссии трактора;

Птр — механический КПД трансмиссии трактора;

гк — радиус качения ведущих колес трактора, м;

Р/мта — общая сила сопротивления качению машинно-тракторного агрегата, Н.

Теоретическая скорость тракторного агрегата [8]

п • г

и = 0,377 — т г

км/ч,

(4)

тр

где п — частота вращения к. в. двигателя, мин-1.

Из формулы (4) следует, что скорость трактора при движении на определенной передаче (г'^сопэ^ можно повысить только путем увеличения частоты вращения к. в. двигателя (п), т. к. радиус качения колес гк является конструктивным параметром трактора.

Подставив в формулу производительности (1) выражения (3) и (4) с учетом единиц измерения,получим

С Л

W = 0,0377ч

м -г • п -Р, • г

е тр тр 4га к

к •г уд тр

га/ч. (5)

Как следует из выражения (5), для повышения производительности тракторного агрегата на конкретной передаче при прочих равных условиях необходимо увеличить крутящий момент двигателя Ме и частоту вращения к. в. п, что на режиме перегрузок возможно за счет увеличения цикловой подачи топлива путем обогащения воздушного заряда активатором в количестве, превышающем нормативную подачу моторного топлива на 10 или 20 %. Поэтому дальнейший расчет показателей двигателя и трактора необходимо проводить для 1 кг совокупного топлива (минеральное ДТ + активатор).

Массовая цикловая подача совокупного топлива [9]

птМ. . ...

g =---г— г/цикл, (6)

103-п.г-Н 11 11

где т — тактность двигателя;

Мi — индикаторный крутящий момент, Н-м; П — индикаторный кПд двигателя; г — число цилиндров двигателя; Ни — низшая теплота сгорания топлива, МДж/кг.

к

п

Выразим эффективный крутящий момент двигателя через индикаторный момент с учетом формулы (6), а теплоту сгорания Ни представим для совокупного топлива (с учетом дозы активатора для обогащения воздушного заряда) [10, 11]:

М = М . - М = ■ е 1 мп

¡О"5 • е • п • г • Н _^ц '1_и

- М

10 • е • п • г Лц 1

Н иД + Н иА К

к

пр

-М , Н-м, (7)

мп 4 '

где ММП - момент механических потерь, Нм;

НиД, НиА - низшая теплота сгорания минерального дизельного топлива и активатора, МДж/кг;

кпр - коэффициент приведения, позволяющий определять показатели дизеля для 1 кг совокупного топлива (при обогащении воздушного заряда 10 %-ной дозой активатора кпр = 1,1, при обогащении 20 %-ной дозой активатора кпр = 1,2);

К - доза активатора (соответственно К = 0,1 и К = 0,2).

Выразим цикловую подачу совокупного топлива через часовую подачу:

етт =■

о

3040-3 • п

о + о

_ = тд та г 3040-3 • п• г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О •( + К)

ТД

3010"

, г/цикл,

(8)

• г • ;

где ОТД, ОТА - часовая подача минерального дизельного топлива и активатора в цилиндры дизеля, кг/ч.

Подставив выражение (8) в (7), получим значение Ме (9).

Отсюда крюковое усилие Ркр и крюковая мощность Жкр будут равны соответственно (10) и (11).

Выражение (5) для часовой производительности тракторного агрегата при обогащении воздушного заряда с учетом формулы (9) примет окончательный вид (12).

Формула (12) позволяет оценить степень влияния обогащения воздушного заряда дизеля (учитывая теплотворные свойства и дозу подаваемого активатора) на производительность трактора в составе МТА.

Расчет производительности МТА по вышеприведенной методике выполнялся при допущении, что конструктивная ширина захвата агрегатируемой с.-х. машины Вк примерно равна рабочей ширине захвата Вр, т. к. расхождение их значений составляет не более 1.2 % [7]. Скорость трактора определялась с учетом допустимого коэффициента буксования 5 = 0,08.0,12, т. е. ир = ит (1 - б) [8, 12].

Результаты расчетов (таблица) показывают, что обогащение воздушного заряда различными активаторами сверх нормативной подачи топлива способствует улучшению тягово-скоростных показателей трактора и повышению производительности МТА. Максимальное увеличение показателей наблюдается при использовании активаторов с высокими теплотворными свойствами. Например, при обогащении 20 %-ной дозой

М

3 О тд ^ + К )

103 •—^--г • п

0,03 • п 1

н

и Д

+ н . • К

и А

пр

, Н-м.

М

(9)

Р

(

кр

- О • (1 + К )

103 -- • г • п ■

0,03 • п 1

Н иД + Н и А К

пр

М

1 • п

тр тр

- Р

/тр , Н;

(10)

Р •и

N =—р = 0,1 •10"3 • п •( - 5)• кр 3600 У '

Ж =

0,0377 п

ч К • 1 УД тр

.0» Отд'(1+К

0,03. п

• г • п •

1

Ме • птр -

(Н +Н • КЛ

ид иА

к

пр

Р г • гк J\

' мта

тр

Л

■- м

п • т

мп

, кВт.

тр

• \>- \

(11)

мтА

га/ч. (12)

мп

п • т

п • т

3

е

мп

п • т

мп

п • т

г

к

г

• <

к

Нива Поволжья № 2 (27) 2013 95

бензина АИ-92 тяговое усилие трактора на VII передаче с выключенным понижающим редуктором возрастает с 11391 Н до 12516 Н (на 9,9 %); рабочая скорость - с 9,3 км/ч до 9,58 км/ч (на 3 %); крюковая мощность -с 29,4 кВт до 33,3 кВт (на 13,3 %). В результате производительность тракторного агрегата повышается с 0,78 га/ч до 0,896 га/ч (на 13 %).

При обогащении 20 %-ной дозой сме-севого рапсово-минерального активатора 50 %РМ+50 %ДТ тяговое усилие возрастает до 11731 Н (на 3 %); рабочая скорость -до 9,35 км/ч (на 0,5 %), крюковая мощность - до 30,5 кВт (на 3,7 %), что приводит к повышению производительности до 0,805 га/ч (на 3,2 %). Менее существенное улучшение данных показателей объясняется содержанием в составе активатора растительного масла с более низкой теплотой сгорания, чем у минеральных активаторов, в результате чего крутящий момент двигателя увеличивается незначительно.

Для эксплуатационных исследований трактора в составе МТА с обогащением воздушного заряда дизеля на режиме перегрузок была скомплектована экспериментальная установка, содержащая трактор МТЗ-82, оснащенный системой одноточечного обогащения воздушного заряда, экспериментальный прицепной плуг и контрольно-измерительную аппаратуру (рабо-томер РТТК-АФИ, тахометр, расходомер активатора, секундомер, измеритель дым-ности КИД-2). В процессе работы МТА про-

водился контроль и замер работы и пути, пройденного трактором, частоты вращения к. в. двигателя, расхода активатора, времени работы и дымности ОГ. Имитация режима перегрузки дизеля осуществлялась изменением силы тяги на крюке трактора за счет изменения глубины обработки почвы плугом. По измеренным параметрам определяли рабочую скорость, силу тяги на крюке, крюковую мощность, производительность агрегата и другие показатели.

В качестве активаторов для обогащения воздушного заряда использовались минеральное дизельное топливо (ДТ), авиации-онный керосин ТС-1, бензин АИ-92, а также натуральные и обработанные ультразвуком рапсово-минеральный и сафлоро-ми-неральный активаторы (50 %РМ+50 %ДТ и 20 %СМ+80 %ДТ).

Результаты исследований показывают, что при обогащении воздушного заряда 10 %-ной дозой ДТ тяговое усилие трактора на VII передаче возрастает с 11238 Н до 12030 Н (на 6,5 %), керосина ТС-1 - до 12237 Н (на 8,2 %), бензина АИ-92 - до 11244 Н (на 9,7 %). При использовании смесевых активаторов растительно-минерального происхождения крюковое усилие возрастает до 11719 Н (на 4,1 %) при обогащении 10 %-ной дозой 50 %РМ+50 %ДТ и до 11927 Н (на 5,8 %) при обогащении 10 %-ной дозой 20 %СМ+80 %ДТ. При подаче 20 %-ной дозы ДТ тяговое усилие увеличивается на 8,2 % (до 12237 Н), керосина ТС-1 - на

Расчетные тягово-скоростные показатели трактора МТЗ-82 (тяговое усилие Ркр, рабочая скорость ир, крюковая мощность Ыкр) и производительность W4 пахотного агрегата на режиме перегрузок

Показатель Без обогащения воздушного заряда С обогащением воздушного заряда активаторами

минерального происхождения смесевыми растительно-минеральными

ДТ ТС-1 А-76 АИ-92 АИ-95 50 %РМ +50 %ДТ 50 %РМ +50 %ДТ (УЗ) 20 %СМ +80 %ДТ 20 %СМ +80 %ДТ (УЗ)

Показатели тракто ра (VII передача)

Ркр, Н 11391 12126/ 12184 12188/ 12528 12220/ 12433 12301/ 12516 12390/ 12703 11558/ 11731 11651/ 11826 11987/ 12061 12030/ 12168

ир, км/ч 9,3 9,37/ 9,42 9,51/ 9,58 9,4/ 9,57 9,54/ 9,58 9,54/ 9,59 9,33/ 9,35 9,34/ 9,36 9,34/ 9,37 9,35/ 9,38

Мкр, кВт 29,4 31,5/ 31,9 32,2/ 33,3 31,9/ 33,1 32,6/ 33,3 32,9/ 33,8 29,9/ 30,5 30,2/ 30,7 31,1/ 31,4 31,2/ 31,7

Производительность пахотного агрегата (VII передача)

W4, га/ч 0,78 0,835/ 0,844 0,853/ 0,884 0,845/ 0,876 0,863/ 0,884 0,871/ 0,896 0,792/ 0,805 0,799/ 0,813 0,823/ 0,831 0,826/ 0,839

Примечание. ДТ - минеральное дизельное топливо; ТС-1 - авиационный керосин; А-76, АИ-92, АИ-95 - автомобильные бензины; РМ - рапсовое масло; СМ - сафлоровое масло; УЗ - обработанные ультразвуком частотой 22 кГц; в числителе приведены значения при обогащении воздушного заряда дизеля 10 %-ной дозой активатора, в знаменателе - 20 %-ной дозой

9,3 % (до 12393 Н), бензина АИ-92 - на 11,2 % (до 12652 Н), 50 % РМ +50 %ДТ -на 4,9 % (до 11823 Н), 20 % СМ+80 %ДТ -на 6,5 % (до 12030 Н).

Рабочая скорость движения трактора на VII передаче увеличивается при обогащении воздушного заряда 10- и 20 %-ной дозой ДТ с 9,3 км/ч до 9,42 км/ч и 9,52 км/ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(на 1,3 % и 2,3 %) соответственно, при подаче керосина ТС-1 - до 9,51 и 9,56 км/ч (на 2,2 % и 2,7 %), при подаче бензина АИ-92 - до 9,5 и 9,6 км/ч (на 2,1 % и 3,1 %). При использовании в качестве активаторов растительно-минеральных смесей скорость тракторного агрегата возрастает незначительно (до 2 %).

б) рабочая скорость

г) производительность МТА

Тягово-скоростные показатели трактора в составе пахотного агрегата при обогащении воздушного заряда на режиме перегрузок: □ - расчетные данные; Ш - экспериментальные данные; 1-8 - показатели дизеля: 1 - без обогащения; 2 - при обогащении минеральным ДТ; 3 - при обогащении авиационным керосином ТС-1; 4 - при обогащении бензином АИ-92; 5 - при обогащении смесевым топливом 50 %РМ+50 %ДТ; 6 - при обогащении смесевым топливом 50 %РМ+50 %ДТ (УЗ); 7 - при обогащении смесевым топливом 20 %СМ+80 %ДТ; 8 - при обогащении смесевым топливом 20 %СМ+80 %ДТ (УЗ)

Нива Поволжья № 2 (27) 2013 97

Крюковая мощность трактора увеличивается при обогащении воздушного заряда дизеля на режиме перегрузок 10- и 20 %-ной дозой Дт с 29,0 кВт до 31,5 кВт и 32,4 кВт (на 7,9 % и 10,5 %) соответственно, при подаче керосина ТС-1 - до 32,2 и 32,9 кВт (на 9,9 % и 11,9 %), при подаче бензина АИ-92 - до 33,0 и 33,7 км/ч (на 12,1 % и 13,9 %). При использовании в качестве активаторов 10 %-ной дозы растительно-минеральных смесей крюковая мощность увеличивается до 30,5-31,3 кВт (на 4,9... 7,2 %), при 20 %-ной дозе мощность Ыкр увеличивается до 31,0-32 кВт (на 6,5.9,4 %).

Часовая производительность МТА возрастает при обогащении воздушного заряда 10 % и 20 %-ной дозой ДТ с 0,776 га/ч до 0,845 га/ч и 0,87 га/ч (на 8,2 % и 10,8 %) соответственно, при подаче керосина ТС-1 - до 0,868 га/ч и 0,885 га/ч (на 10,6 % и 12,3 %), при подаче бензина АИ-92 - до 0,887 га/ч и 0,906 га/ч (на 11,4 % и 14,3 %).

При обогащении 10 %-ной дозой смесевых активаторов часовая производительность увеличивается до 0,817.0,84 га/ч (на 5. 7,6 %), при 20 %-ной дозе - до 0,832. 0,859 га/ч (на 6,7.9,7 %) по сравнению с работой агрегата без обогащения воздушного заряда.

На рисунке представлено сравнение тя-гово-скоростных показателей трактора и производительности МТА. Расхождение результатов экспериментальных исследований и результатов, полученных расчетным путем, не превышает 6.9 %.

Таким образом, при форсировании дизеля путем обогащения воздушного заряда дозой активатора, превышающей на 10. 20 % нормативную подачу моторного топлива, на режиме перегрузок происходит улучшение тягово-скоростных показателей трактора и, как следствие, повышение часовой производительности машинно-тракторного агрегата.

Литература

1. Режимы работы двигателей энергонасыщенных тракторов / Н. С. Ждановский, А. В. Николаенко, В. С. Шкрабак и др. - Л.: Машиностроение, 1981. - 240 с.

2. Костин, А. К. Работа дизелей в условиях эксплуатации / А. К. Костин, Б. П. Пугачев, Ю. Ю. Кочиев. - Л.: Машиностроение, 1981. - 284 с.

3. Пат. 2383757 Российская Федерация, МПК Р 02 й 39/08, Р 02 В 3/10, Р 02 М 45/00. Система для преодоления кратковременных перегрузок дизеля / А. П. Уханов, Д. А. Уханов, М. В. Рыблов и др. - № 2008137023/06; заяв. 15.09.2008; опубл. 10.03.2010, Бюл. № 7.

4. Уханов, А. П. Улучшение показателей тракторного дизеля на режиме перегрузок путем обогащения воздушного заряда / А. П. Уханов, Д. А. Уханов, В. А. Рачкин, В. А. Матвеев // Нива Поволжья. - № 2 (15). - 2010. - С. 73-79.

5. Иофинов, С. А. Эксплуатация машинно-тракторного парка / С. А. Иофинов, Г. П. Лыш-ко. - М.: Колос, 1984. - 351 с.

6. Карабаницкий, А. П. Теоретические основы производственной эксплуатации МТП: учебное пособие / А. П. Карабаницкий, Е. А. Кочкин. - М.: КолосС, 2009. - 95 с.

7. Важенин, А. Н. Эксплуатационные показатели машинно-тракторных агрегатов при выполнении сельскохозяйственных работ: справочное пособие / А. Н. Важенин, А. В. Пасин, А. И. Новожилов, А. А. Юдинцев. - Н. Новгород: НГСХА, 2005. - 92 с.

8. Уханов, Д. А. Расчет эксплуатационных показателей тракторов и автомобилей: учеб. пособие / Д. А. Уханов. - Пенза: РИО ПГСХА, 2005. - 119 с.

9. Крутов, В. И. Двигатель внутреннего сгорания как регулируемый объект / В. И. Крутов. - М.: Машиностроение, 1978. - 472 с.

10. Сахаров, А. Г. Разработка научных основ работы тракторных дизелей с обогащением воздуха на впуске топливом с целью совершенствования эксплуатационных качеств МТА: автореф. дис. . доктора техн. наук / А. Г. Сахаров. - М., 1970. - 77 с.

11. Матвеев, В. А. Улучшение тягово-скоростных показателей сельскохозяйственных тракторов на режиме перегрузок путем форсирования дизелей обогащением воздушного заряда: автореф. дис. . канд. техн. наук / В. А. Матвеев. - Пенза, 2011. - 19 с.

12. Скотников, В. А. Основы теории и расчета трактора и автомобиля / В. А. Скотников, А. А. Мащенский, А. С. Солонский; под ред. В. А. Скотникова. - М.: Агропромиздат, 1986. -383 с.

13. Тяговые характеристики сельскохозяйственных тракторов: альбом-справочник. - М.: Россельхозиздат, 1979. - 240 с.

14. Тракторы «Беларус» семейств МТЗ и ЮМЗ. Устройство, работа, техническое обслуживание / Я. Е. Белоконь, А. И. Окоча, Г. В. Шкаровский; под ред. Я. Е. Белоконя. - Мн.: ПКФ «Ранок», 2003. - 258 с.

15. Тракторы «Беларусь» МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л, МТЗ-83Н, МТЗ-82ЛН: техническое описание и инструкция по эксплуатации / И. Ф. Бруенков, Г. В. Михайлов, Э. А. Бомберов и др. - Мн.: Ураджай, 1984. - 352 с.

UDK 631.372 + 621.43.057

RAISING PRODUCTIVITY OF PLOUGHING UNIT BY MEANS OF ENRICHING THE AIR CHARGE OF TRACTOR DIESEL IN THE MODE OF OPERATION OVERLOADS

M. V. Ryblov, candidate of technical sciences, associate professor; A. P. Ukhanov, doctor of technical sciences, professor; D. A. Ukhanov, doctor of technical sciences, professor

FSBEE HPT «Penza SAA», Russia, t. (8412) 62-85-17, e-mail: dspgsha@mail. EN

The mode of overloads which occurs when forces of resistance toward the motion of machine-tractor unit arise, results in fact that the capacity of the unit is reduced. An effective way to overcome the regime overload is crossing of the tractor diesel by the air charge enrichment with hydrocarbon activator. The authors have studied the factors affecting the capacity of the machine-tractor unit. The operational tractor tests in combination of plough unit have been carried out. The results of theoretical and experimental investigations show, that due to the enrichment of the air charge the increase of productivity per hour of the machine-tractor unit can be 13 %.

Key words: machine-tractor unit, tractor, diesel, the activator, the enrichment of the air charge, mode overloads, traction and velocity figures, productivity.

References

1. Modes of operation of the engines of tractors / N. S. Zhdanovsky, A. V. Nikolaenko, V. S. Shkrabak et al. - L.: Machinostroyeniye, 1981. - 240 p.

2. Kostin, A. K. The work of diesel engines in the conditions of operation / A. K. Kostin, B. P. Pugachev, Yu. Yu. Kochiev. - L.: Machinostroyeniye, 1981. - 284 p.

3. Pat. 2383757 the Russian Federation, the IPC F 02 D 39/08, F 02 B 3/10, F 02 M 45/00. The system to deal with short-term overloads of diesel engines / A. P. Ukhanov, D. A. Ukhanov, M. V. Ryblov et. al - № 2008137023/06; Appl. 15.09.2008; publ. 10.03.2010, Byull. № 7.

4. Ukhanov, A. P. Improved the parameters of the tractor diesel engines in the mode of operation overloads by the enrichment of the combustion air / A. P. Ukhanov, D. A. Ukhanov, V. A. Rachkin, V. A. Matveev // Niva Povolzhya - № 2 (15). - 2010. - P. 73-79.

5. lophinov, S. A. Operation of the machine-tractor park / S. A. lophinov, G. P. Lyshko - M.: Kolos, 1984. - 351 p.

6. Karabanitsky, A. P. Theoretical foundations of the industrial operation of the machine tractor park: textbook / A. P. Karabanitsky, E. A. Kochkin. - M.: Kolos, 2009. - 95 p.

7. Vazhenin, A. N. Operational performances of the machine-tractor units when performing agricultural work: a reference textbook / A. N. Vazhenin, A. V. Pasin, A. I. Novozhilov, A. A. Yudintsev. - Nizny Novgorod: NSAA, 2005. - 92 p.

8. Ukhanov, D. A. Calculation of operational parameters of tractors and automobiles: textbook / D. A. Ukhanov - Penza: EPD PSAA, 2005. - 119 p.

9. Krutov, V. I. Internal combustion engine as a adjustable object / V. A. Krutov. - M.: Mashi-nostroyeniye, 1978. - 472 p.

10. Sakharov, A. G. Development of scientific bases of the operation of tractor diesels enriched by air in the intake with fuel for the purpose of improving operational qualities of the MTA: abstract of dis.... doctor of technical sciences / A. G. Sakharov. - M., 1970. - 77 p.

11. Matveev, V. A. Improving traction-speed parameters of agricultural tractors on the mode of overloads by forcing diesels enriched with air charge: abstract of dissertation... cand. of technical sciences / Matveev. - Penza, 2011. - 19 p.

12. Skotnikov, V. A. Fundamentals of the theory and calculation of tractor and automobile / V. A. Skotnikov, A. A. Mashensky, A. S. Solonsky; under edition V. A. Skotnikov. - M.: Agro-promizdat, 1986. - 383 p.

13. Traction characteristics of agricultural tractors: reference album. - M.: Rosselkhozizdat, 1979. - 240 p.

14. Tractors «Belarus» class MTZ and UMZ. The structure, operation, maintenance. Ya. E. Belokon, A. I. Okocha, G. V. Shkarovsky; under edition Ya. E. Belokon. - Minsk: PKF «Ranok», 2003. - 258 p.

15. «Belarus» tractors MTZ-80, MTZ-80L, MTZ-82, MTZ-82^, MTZ-83H, MTZ-82^H: technical description and operating manual / I. F. Bruenkov, G. V. Mikhailov, E. A. Bomberov et al. - Minsk.: Uradzay, 1984. - 352 p.

Нива Поволжья № 2 (27) 2013 99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.