УДК 343
DOI 10.21685/2072-3016-2018-3-4
Г. В. Синцов, П. Л. Лихтер
ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЦЕССОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ВЛАСТИ КАК КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МОЛОДЕЖНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ
Аннотация.
Актуальность и цели. Противодействие молодежному экстремизму со стороны органов государственной власти предполагает несколько уровней организации правотворческой и правоприменительной деятельности. Принятие региональных нормативных актов, разработка комплекса мер по предупреждению девиантного поведения среди молодежи, установление основных принципов взаимодействия государственных органов и общественных организаций -все эти аспекты антиэкстремистской деятельности на уровне субъекта Российской Федерации обладают не меньшей значимостью, чем работа на федеральном уровне.
Материалы и методы. В статье проведен анализ научной литературы по теме исследования.
Результаты. Определение оптимального перечня показателей процессов является важнейшей задачей для формирования целостной концепции методологии, направленной на повышение результативности работы региональных органов власти в сфере противодействия экстремизму.
Выводы. Обоснованная методика по оценке эффективности деятельности в данной сфере будет способствовать совершенствованию законодательства и обеспечит необходимые условия для защиты жизни и здоровья населения в субъектах Российской Федерации.
Ключевые слова: молодежный экстремизм, противодействие экстремизму, оценка деятельности региональных органов власти, показатели процессов.
G. V. Sintsov, P. L. Likhter
INDICATORS OF PROCESSES OF REGIONAL AUTHORITIES AS CRITERIA OF EFFICIENCY OF YOUTH EXTREMISM COUNTERACTING
Abstract.
Background. Countering youth extremism by state authorities implies several levels of organization of lawmaking and law enforcement activities. The adoption of regional regulatory acts, the development of a set of measures to prevent deviant behavior among young people, the establishment of basic principles of interaction between state bodies and public organizations - all these aspects of anti-extremist activity at the level of a constituent entity of the Russian Federation are no less important than work at the federal level.
© 2018 Синцов Г. В., Лихтер П. Л. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.
Materials and methods. The article analyzes scientific literature on the research topic.
Results. Determining the optimal list of process indicators is the most important task for the formation of a holistic concept of methodology aimed at improving the performance of regional authorities in the field of countering extremism.
Conclusions. A substantiated methodology for evaluating the effectiveness of activities in this area will contribute to the improvement of legislation and will provide the necessary conditions for the protection of life and health in the constituent entities of the Russian Federation.
Key words: youth extremism, counteraction to extremism, estimation of activity of regional authorities, indicators of processes.
Противодействие молодежному экстремизму со стороны органов государственной власти предполагает несколько уровней организации правотворческой и правоприменительной деятельности. Принятие региональных нормативных актов, разработка комплекса мер по предупреждению девиантного поведения среди молодежи, установление основных принципов взаимодействия государственных органов и общественных организаций - все эти аспекты антиэкстремистской деятельности на уровне субъекта Российской Федерации обладают не меньшей значимостью, чем работа на федеральном уровне.
При этом актуальность вопросов предупреждения и противодействия молодежному экстремизму неизбежно предполагает честный анализ эффективности различных аспектов деятельности органов государственной власти, которые непосредственно отвечают за общественную безопасность в регионе, а также разработку общих методических рекомендаций по объективной оценке их работы.
В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [1] федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет меры по противодействию терроризму и экстремизму, охране собственности и общественного порядка (ст. 21 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [2]).
Таким образом, на региональном уровне ответственность за меры по предупреждению случаев молодежного экстремизма возлагается на губернаторов (президентов, глав) субъектов Российской Федерации и органы исполнительной власти, которые ими формируются.
Законодательная власть в субъектах Российской Федерации не должна оставаться в стороне от работы по противодействию терроризму. В ее компетенции находятся вопросы, связанные с принятием нормативных актов в сфере молодежной политики; участие в формировании и функционировании молодежного парламента и т.п.
Конкретные случаи проявления молодежного экстремизма в каждом субъекте Российской Федерации обладают своей спецификой. Этот факт ста-
вит под угрозу эффективность и оперативность вмешательства федеральных органов при возникновении экстренных ситуаций. Вот почему меры по противодействию экстремизму должны разрабатываться и реализовываться, в том числе, и на региональном уровне, еще до того момента, когда угрозы для нормальной работы общественных институтов принимают открытые формы. Учет своеобразия социальных, экономических, культурных и иных условий на местах при разработке собственного антиэкстремистского законодательства региональными органами власти будет способствовать более эффективному соблюдению прав граждан.
При этом возникает вопрос о поиске наиболее оптимальных моделей комплекса мер по противодействию молодежному экстремизму и о корректировке политики предупреждения экстремизма в отдельных регионах. Для объективного определения успешности работы органов государственной власти в субъектах Российской Федерации по противодействию молодежному экстремизму предлагается выделить такие индикаторы, как количественные показатели активности; показатели процессов; результативные показатели (показатели конечных эффектов и влияния); оценочные показатели.
Данная статья является продолжением исследования, посвященного повышению эффективности региональных органов власти в сфере противодействия молодежному экстремизму [3]. Ранее были рассмотрены количественные показатели активности региональных органов государственной власти по противодействию молодежному экстремизму, к которым были отнесены, помимо прочих, такие показатели, как количество выявленных случаев проявлений молодежного экстремизма; количество актов реагирования, направленных в различные органы власти и в неправительственные структуры; количество возбужденных уголовных дел, связанных с экстремизмом (ст. 280, 282.1, 282.2, 282.3 Уголовного кодекса Российской Федерации); количество контрольных мероприятий по профилактике молодежного экстремизма; количество законотворческих инициатив в сфере противодействия молодежному экстремизму и т.д. Всего было отобрано 25 основных количественных показателей работы по противодействию молодежному экстремизму государственных органов на региональном уровне.
Однако зачастую результатом работы по противодействию экстремизму выступает сам процесс (его координационные, просветительские и иные аспекты), эффект от которых крайне затруднительно измерить количественными характеристиками.
Показатели процессов характеризуют качественные индикаторы деятельности региональных органов власти по ряду направлений работы в сфере предупреждения молодежного экстремизма, которые обусловлены проведением правомерных, полных и своевременных мер в данной сфере.
Правомерность и обоснованность деятельности региональных органов власти предполагает соответствие действий конкретного органа власти в субъекте Российской Федерации фактическим обстоятельствам каждого случая проявления экстремизма. Только при безошибочных юридических действиях, правильной организации взаимодействия с соответствующими государственными органами или неправительственными структурами можно говорить об эффективной работе по противодействию экстремизму.
Полнота мер по устранению причин девиантного и делинквентного поведения среди молодежи предполагает комплексный анализ информации о каждом случае экстремизма. Каждый случай молодежного экстремизма не только должен проверяться с точки зрения нарушения действующего законодательства, но и должны анализироваться социальные, экономические, семейные и иные предпосылки, которые привели к преступлению или правонарушению.
Важнейшим показателем процесса деятельности региональных органов власти является своевременность принятия мер по противодействию экстремизму. Безусловно, соблюдение сроков, установленных законодательством, -это показатель качественной работы любого должностного лица, однако именно в рассматриваемой сфере задержка необходимых действий может повлечь существенные угрозы для жизни и здоровья граждан.
Все сроки оперативно-разыскных или процессуальных действий, сроки реагирования на обращения, сроки предоставления запрашиваемой информации становятся основными показателями эффективной работы.
При работе по противодействию и предупреждению молодежному экстремизму следует учитывать течение сроков, закрепленных в ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [4], согласно которому обращение, поступившее в государственный орган, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. Исключение предусмотрено только для случаев, когда обращение было направлено высшему должностному лицу региона и содержит информацию о противоправных фактах в сфере миграции (20 дней). По нашему мнению, в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» должны быть внесены изменения, предусматривающие уменьшение сроков рассмотрения обращения по правонарушениям не только в сфере миграции, но и в сфере противодействия и предупреждения случаев экстремизма.
Существенное значение имеют показатели процессов взаимодействия различных государственных органов и неправительственных организаций в сфере противодействия молодежному экстремизму: наличие планов совместных мероприятий по противодействию и предупреждению экстремизма силовыми структурами, наличие инструкций при проведении выездных проверок и т.д.
Также к показателям эффективности работы по противодействию экстремизму можно отнести критерии, закрепленные в Правилах оценки гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 № 1284 [5]. К показателям процесса, указанным в Правилах, относятся вежливость и компетентность сотрудников, комфортность условий в помещении, доступность информации о работе органа государственной власти, время ожидания в очереди и т.д.
На основании изложенного некоторые показатели процессов отражены в табл. 1.
Таблица 1
Показатели процессов региональных органов власти по противодействию молодежному экстремизму
Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г.
1. Наличие нормативных актов субъекта Российской Федерации о порядке взаимодействия различных государственных органов в сфере противодействия и предупреждения молодежному экстремизму
2. Наличие нормативных актов субъекта Российской Федерации о порядке рассмотрения жалоб, проведении проверки случаев проявления экстремизма среди молодежи
3. Наличие планов совместных мероприятий по противодействию и предупреждению экстремизма органами исполнительной власти, различными силовыми структурами
4. Полнота предоставления населению информации о деятельности по противодействию экстремизму в средствах массовой информации (в сети Интернет)
5. Наличие долгосрочных программ по предупреждению молодежного экстремизма
6. Наличие методики подготовки и опубликования специальных докладов по вопросам девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних
7. Наличие действующего Общественного совета при высших органах исполнительной власти в субъекте Российской Федерации
8. Наличие действующего Экспертного совета при высших органах исполнительной власти в субъекте Российской Федерации по вопросам противодействия экстремизму
9. Взаимодействие с федеральными органами власти и международными структурами в сфере противодействия молодежному экстремизму
10. Наличие конкретных рекомендаций и предложений по совершенствованию действующего законодательства в сфере противодействия молодежному экстремизму
11. Наличие детальной методики анализа случаев девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних
12. Соблюдение сроков при осуществлении оперативно-разыскных, процессуальных и иных мер в сфере противодействия экстремизму
13. Доступность информации о работе региональных органов государственной власти по противодействию молодежному экстремизму, наличие действующего сайта
14. Наличие соглашений о взаимодействии между государственными органами и неправительственными организациями в сфере противодействия экстремизму
Определение оптимального перечня показателей процессов является важнейшей задачей для формирования целостной концепции методологии, направленной на повышение результативности работы региональных органов власти в сфере противодействия экстремизму.
Обоснованная методика по оценке эффективности деятельности в данной сфере будет способствовать совершенствованию законодательства и обеспечит необходимые условия для защиты жизни и здоровья населения в субъектах Российской Федерации.
Библиографический список
1. О противодействии экстремистской деятельности : Федер. закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - 29 июля. - № 30. - Ст. 3031.
2. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : Федер. закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1999. -18 октября. - № 42. - Ст. 5005.
3. Синцов, Г. В. К вопросу о понимании экстремизма в российской юридической науке / Г. В. Синцов, А. В. Агутин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2016. - № 1 (37). - С. 5-10.
4. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации : Федер. закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2006. - 8 мая. -№ 19. - Ст. 2060 ; 2015. - 9 ноября. - № 45. - Ст. 6206.
5. Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей : Постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 № 1284 // Собрание законодательства РФ. - 2012. - 17 декабря. - № 51. - Ст. 7219.
References
1. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected laws of the Russian Federation]. 2002, 29 Jul., no. 30, art. 3031.
2. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected laws of the Russian Federation]. 1999, 18 Oct., no. 42, art. 5005.
3. Sintsov G. V., Agutin A. V. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki [University proceedings. Volga region. Social sciences]. 2016, no. 1 (37), pp. 5-10.
4. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected laws of the Russian Federation]. 2006, 8 Mar., no. 19, art. 2060; 2015, 9 Nov., no. 45, art. 6206.
5. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected laws of the Russian Federation]. 2012, 17 Dec., no. 51, art. 7219.
Синцов Глеб Владимирович
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой частного и публичного права, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Sintsov Gleb Vladimirovich Doctor of juridical sciences, professor, head of sub-department of private and public law, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Лихтер Павел Леонидович
кандидат юридических наук, доцент, кафедра частного и публичного права Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
УДК 343 Синцов, Г. В.
Показатели процессов региональных органов власти как критерии эффективности противодействия молодежному экстремизму / Г. В. Синцов, П. Л. Лихтер // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2018. - № 3 (47). - С. 39-45. - Б01 10.21685/20723016-2018-3-4.
Likhter Pavel Leonidovich Candidate of juridical sciences, associate professor, sub-department of private and public law, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)