Научная статья на тему 'Показатели оценки устойчивого развития организаций-застройщиков в области жилищного строительства'

Показатели оценки устойчивого развития организаций-застройщиков в области жилищного строительства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
784
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / СТРОИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / FINANCIAL STABILITY / CONSTRUCTION COMPANIES / HOUSING CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шулекин Александр Н.

Статья посвящена рассмотрению применяемых в настоящее время показателей оценки устойчивого развития организаций-застройщиков в области жилищного строительства. В статье охарактеризованы особенности жилищного строительства, влияющие на финансовую устойчивость организаций-застройщиков. Определено, что для достижения устойчивого развития строительной организации необходимо создание системы стратегического управления, основанной на положениях национальных стандартов Российской Федерации. Выявлены проблемы информационной открытости и учетно-аналитического обеспечения деятельности застройщиков и предложены направления их решения. Рассмотрен порядок расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщиков. По результатам анализа применяемых показателей оценки устойчивого развития организаций-застройщиков сделан вывод о необходимости расширения перечня используемых нормативов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шулекин Александр Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS FOR ASSESSING SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF REAL ESTATE DEVELOPERS IN THE FIELD OF HOUSING CONSTRUCTION

The article features the currently used assessment indicators of the sustainable development of developers in the field of housing construction. It describes the features of housing construction that affect the financial stability of real estate developers. It was determined that to achieve sustainable development of the construction organization, one has to create a strategic management system based on the provisions of national standards of the Russian Federation. The paper identifies problems of information transparency and accountinganalytical maintenance of activity of developers and proposes directions for their solution. It reviews calculation ratios for assessing financial stability of developers' activity. Conclusions about the necessity of expanding the list of standards were made according to the analysis of the currently used indicators of assessing sustainable development of developers.

Текст научной работы на тему «Показатели оценки устойчивого развития организаций-застройщиков в области жилищного строительства»

УДК 332.83:658.14

ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ-ЗАСТРОЙЩИКОВ В ОБЛАСТИ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Александр Н. Шулекин1' @

1 Сибирская академия финансов и банковского дела, Россия, 630051, г. Новосибирск, ул. Ползунова, 7 @ [email protected]

Поступила в редакцию 29.02.2016. Принята к печати 09.02.2017.

Ключевые слова: устойчивое развитие, финансовая устойчивость, строительные организации, жилищное строительство.

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению применяемых в настоящее время показателей оценки устойчивого развития организаций-застройщиков в области жилищного строительства. В статье охарактеризованы особенности жилищного строительства, влияющие на финансовую устойчивость организаций-застройщиков. Определено, что для достижения устойчивого развития строительной организации необходимо создание системы стратегического управления, основанной на положениях национальных стандартов Российской Федерации. Выявлены проблемы информационной открытости и учетно-аналитического обеспечения деятельности застройщиков и предложены направления их решения. Рассмотрен порядок расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщиков. По результатам анализа применяемых показателей оценки устойчивого развития организаций-застройщиков сделан вывод о необходимости расширения перечня используемых нормативов.

Для цитирования: Шулекин А. Н. Показатели оценки устойчивого развития организаций-застройщиков в области жилищного строительства // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2017. № 1. С. 71 - 76.

На сегодняшний день строительство в целом является одной из основных отраслей экономики. Эффективность функционирования организаций строительной отрасли определяет эффективность работы предприятий многих смежных отраслей. Особенности учета и анализа в строительстве вызваны тем, что данная отрасль является сложной системой, на которую оказывают влияние различные экономические, производственные, организационные и другие факторы. Существующие методики экономического анализа не применимы в строительстве без учета отраслевой специфики. Н. А. Адамов и В. Е. Чернышев выделяют ряд особенностей строительного производства, оказывающих влияние на организацию учета и проведение анализа [1]. Среди основных особенностей следует выделить технологическую взаимосвязь всех операций процесса строительства, высокую степень материалоемкости, неоднотипность, неподвижность и конструктивную сложность сооружаемых объектов, высокую мобильность трудовых и технических ресурсов, участие других организаций в производстве строительной продукции, неустойчивость соотношения строительно-монтажных работ по их сложности и видам в течение отчетного периода, различные методы реализации объекта (сдачи работ), высокий уровень научно-технических требований к технологии производства и квалификации персонала, влияние климатических и сезонных условий на процесс осуществления работ, сложность ценообразования, разные методики выявления финансового результата.

Создание системы управления строительной организацией на основе концепции стратегического управления является необходимым условием для управления устойчивым развитием организации. Для осуществления стратегического управления организаций используются

национальные стандарты Российской Федерации (НС РФ), применение которых регламентировано федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

НС РФ «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества. ГОСТ Р ИСО 9004-2010» [2; 3] содержит рекомендации по достижению устойчивого успеха организации в современных условиях турбулентности и неопределенности внешней среды. Устойчивый успех организации достигается за счет ее способности отвечать потребностям всех заинтересованных сторон. На наш взгляд, данный стандарт является методологической базой для построения и развития учетно-аналитического обеспечения корпоративного менеджмента организаций любых форм собственности и видов деятельности.

Для достижения устойчивого успеха необходимо осуществление планирования хозяйственной деятельности, которое предполагает, кроме прочего, выявление сопутствующих рисков и оценку воздействия контрагентов на бизнес-процессы организации. Руководству организации следует своевременно принимать управленческие решения с целью улучшения показателей деятельности организации, а также развивать систему менеджмента качества организации для обеспечения эффективного использования ресурсов, принятия обоснованных управленческих решений на основе фактов. На современном этапе организации работают в постоянно изменяющихся условиях неопределенности и турбулентности, в связи с чем следует постоянно осуществлять мониторинг и анализ внутренней и внешней среды организации в целях выявления, оценки и регулирования рисков, связанных с заинтересованными сторонами и их меняющимися потребностями и ожиданиями.

Очевидно, что для достижения устойчивого успеха необходима обработка огромного количества различной информации как внутренней, так и внешней среды организации. Руководству и собственникам строительной организации, а также всем иным заинтересованным сторонам строительной деятельности, необходимо обладать достоверной информацией о финансовой устойчивости организации. Основную часть данной информации можно получить из бухгалтерской отчетности строительных организаций. Однако в основе всех используемых в настоящее время методик анализа финансового состояния лежит существующая структура бухгалтерского баланса, в связи с чем данные методики не учитывают отраслевую специфику строительной деятельности, о которой шла речь выше.

Охарактеризовать финансовое состояние организации можно на основе показателей финансовой устойчивости, платежеспособности, деловой активности и эффективности использования финансовых ресурсов. В условиях рыночной экономики особую важность представляют показатели финансовой устойчивости организации. В свою очередь, для достижения устойчивого финансового состояния необходимо обеспечение высокой степени ликвидности активов, достаточного уровня собственного капитала, приемлемого уровня рентабельности.

Следует отметить, что финансовый анализ необходимо осуществлять на различных этапах жизненного цикла организации. Кроме того, при анализе финансовой устойчивости следует учитывать продолжительность финансового и операционного циклов. В связи с большой продолжительностью операционного цикла в строительстве (значительно превышающего 12 месяцев) организациям-застройщикам необходимо вовлекать в свой оборот существенные объемы финансовых ресурсов на долгосрочной основе. А отсрочка платежа предоставляется поставщиками материалов и подрядчиками на непродолжительные сроки, что увеличивает потребность застройщиков в финансировании.

Итак, отличие бухгалтерской отчетности строительных организаций-застройщиков от отчетности организаций других отраслей с коротким производственным циклом обуславливает необходимость детализации отдельных ее статей (основных средств, запасов, дебиторской и кредиторской задолженности) для более объективной оценки финансового состояния. Например, в бухгалтерском балансе до момента передачи объекта строительства привлеченные средства дольщиков отражаются в составе долгосрочных обязательств по статье «Прочие обязательства» и в полной сумме участвуют в расчете величины чистых активов. Однако представляется, что для более корректного расчета величины чистых активов следует указанную сумму отражать отдельно - как сумму на возмещение затрат по строительству (статья баланса «Прочие долгосрочные обязательства»), планируемые доходы застройщика (статья «Доходы будущих периодов»), а обязательства перед дольщиками по расторгнутым договорам показывать в составе краткосрочных обязательств (статья «Прочие обязательства») [4].

Современное законодательство о долевом участии в строительстве не позволяет полностью защитить права инвесторов. В настоящее время в целях защиты прав

участников долевого строительства на строительном рынке особую актуальность приобретают вопросы информационной открытости организаций-застройщиков. На сегодняшний день в связи с реализацией положений Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» [5] в стране формируется новая информационная культура, а также предъявляются новые требования ко всем субъектам рынка.

Информационная открытость застройщиков необходима для развития добросовестной конкуренции на рынке жилищного строительства. Однако на сегодняшний день, по данным экспертов и аналитиков Комитета по взаимодействию застройщиков и собственников жилья Российского союза строителей, только 10 % организаций-застройщиков информационно открыты для инвесторов. Информационно открытые компании кроме проектной декларации готовы публиковать на сайте данные об учредителях, финансовых и бухгалтерских отчетах, уставных и корпоративных документах. Таким образом, у 90 % застройщиков практически невозможно получить разрешительную документацию или информацию о деятельности застройщика [6]. У некоторых застройщиков отсутствует сайт и информацию о них можно получить только через запросы в государственные органы. Недостаток информационной открытости стирает границы между добросовестными застройщиками и сомнительными компаниями.

В соответствии с действующим законодательством организации-застройщики должны ежеквартально составлять и представлять отчетность по деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства. При подготовке и представлении отчетности организации-застройщики должны руководствоваться следующими законодательными и нормативными документами: Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [7], Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2005 г. № 645 «О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства» [8], Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 12 января 2006 г. № 06-2/пз-н «Об утверждении методических указаний по заполнению форм ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства» [9], Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2006 г. № 233 «О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика» [10], Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 30 ноября 2006 г. № 06-137/пз-н «Об утверждении инструкции о порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика» [11].

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27 октября 2005 г. № 645 [8] в состав отчетности организаций-застройщиков включаются отчетные формы, представленные на рисунке.

Рис. Отчетные формы организаций-застройщиков Fig. Report forms of real estate developers

Кроме указанных форм в ряде случаев необходимо предоставление дополнительных форм отчетности: справки с указанием оснований расторжения договоров долевого участия в строительстве (при наличии расторгнутых договоров в отчетном периоде), справки с указанием причин ненадлежащего исполнения обязательств по договорам долевого участия в строительстве (при наличии неисполненных или просроченных обязательств по договорам), справки с указанием направления расходования денежных средств и ссылкой на проектную документацию (при наличии прочих расходов). Также организации-застройщику необходимо предоставить в течение года, следующего за отчетным, аудитор-

ское заключение, подтверждающее достоверность ее бухгалтерской отчетности.

Как отмечалось выше, финансовая устойчивость является основной характеристикой финансового положения организации. Организации-застройщики оценивают свою финансовую устойчивость по трем нормативам, порядок расчета которых установлен Положением № 233 от 21 апреля 2006 г. [10] и Инструкцией № 06-137/пз-н от 30 ноября 2006 г. [11]. В указанных документах предусмотрены нормативы оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, представленные в таблице.

Таблица. Нормативы оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика Table. Standards for assessing the financial sustainability of the developer

Норматив Нормативное значение Сроки расчета норматива

Норматив обеспеченности обязательств Не менее 1 Ежеквартально по состоянию на последний день отчетного квартала

Норматив целевого использования средств Не более 1 Ежеквартально по состоянию на последний день отчетного квартала

Норматив безубыточности Не менее 1 Ежегодно по состоянию на последний день календарного года

В разделе 2 Инструкции [11] содержится порядок расчета указанных нормативов.

Норматив обеспеченности обязательств (Н1) определяется по формуле:

Н1=А + 0, (1)

где А - величина активов застройщика;

О - величина обязательств застройщика перед участниками долевого строительства, которая определяются исходя из цены договора участия в долевом строительстве.

Норматив целевого использования средств (Н2) рассчитывается по формуле:

Н2 = АН + Д (2)

где Ан - величина активов застройщика, не связанных со строительством, а именно внеоборотных акти-

вов, дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений за вычетом величины незавершенного строительства и денежных средств участников долевого строительства, предоставленных с отсрочкой платежа;

Д - величина долгосрочных и краткосрочных обязательств застройщика за исключением обязательств по договорам участия в долевом строительстве.

Итак, из числителя при расчете данного норматива исключаются активы, связанные с долевым строительством, такие как:

- стоимость незавершенного долевого строительства (часть суммы строки раздела I «в том числе незавершенное строительство»);

- сумма НДС по стоимости долевого строительства, отраженного на счете 08 субсчет «Незавершенное

строительство» (часть суммы строки раздела II «НДС по приобретенным ценностям»);

- величина задолженности дольщиков (инвесторов) в связи с предоставленной им отсрочкой платежа (часть суммы строки раздела II «Дебиторская задолженность»).

Следует отметить, что отражение средств дольщиков в бухгалтерском учете застройщиков обычно производится следующим образом: при регистрации договора долевого участия делается запись по дебету субсчета «Расчеты с участниками долевого строительства» к счету 76 в корреспонденции с кредитом счета 86 «Целевое финансирование» на сумму по договору, а при внесении дольщиком денежных средств - запись по дебету счета 51 (50) в корреспонденции с кредитом субсчета «Расчеты с участниками долевого строительства» к счету 76. Таким образом, дебетовое сальдо по данному субсчету счета 76 исключается из числителя при расчете норматива целевого использования средств.

В знаменатель при расчете норматива целевого использования средств включается общая сумма разделов бухгалтерского баланса «Долгосрочные обязательства» и «Краткосрочные обязательства» за минусом кредитового сальдо по субсчету «Средства участников долевого строительства» к счету 86.

Норматив безубыточности определяется как количество лет из трех последних лет работы организации-застройщика, в которых согласно годовым отчетам о финансовых результатах была получена прибыль как конечный финансовый результат деятельности.

Можно сделать вывод о том, что главным условием обеспечения финансовой устойчивости застройщика и соблюдения нормативных значений рассмотренных показателей является тщательное выдерживание сроков строительства. При формировании финансовой стратегии необходимо учитывать, что сроки окупаемости инвестиций не должны превышать сроки использования вложенного капитала [12].

Проведенный анализ состава представляемой организациями-застройщиками отчетности и порядка расчета нормативов оценки их финансовой устойчивости позволяет сделать следующие выводы. На сегодняшний день состав представляемой организациями-застройщиками отчетности является недостаточным для оценки дольщиками рисков от вложения средств в строительство, а рассмотренные показатели, на наш взгляд, не могут полностью охарактеризовать реальное финансовое положение организации-застройщика. Право контролировать хозяйственную деятельность застройщика более глубоко сегодня не предоставлено никаким государственным органам до тех пор, пока в действиях руководителей застройщика не будет установлен состав уголовного преступления. Решение данных проблем следует проводить по следующим направлениям.

Несмотря на то, что в Федеральном законе № 214-ФЗ содержатся требования к раскрытию информации

организациями-застройщиками, на наш взгляд, необходимы поправки в указанный закон, которые расширили и конкретизировали бы эти нормы. На сегодняшний день основным инструментом раскрытия информации о застройщике является публикуемая им проектная декларация. Однако отсутствие единых требований к декларациям и недостаточно жесткие правила публикации этих данных приводят к формальному соблюдению закона застройщиками. На наш взгляд, самым главным изменением должно стать установление единой формы проектной декларации, утверждаемой Минстроем РФ. Также следует изменить способ направления застройщиками деклараций в контролирующие органы - вместо почтового отправления необходимо перейти на электронную форму декларации. Использование современных технологий будет способствовать созданию единого электронного реестра деклараций, который можно вести на официальном сайте Минстроя РФ. В свою очередь региональным органам контроля следует предоставить право вести электронные региональные реестры деклараций.

Кроме того, декларацию необходимо пополнить сведениями, которые дадут возможность дольщикам оценить надежность застройщика и узнать реальные сроки строительства объектов. К числу такой информации можно отнести сведения о градостроительном плане земельного участка, сведения о планируемом технологическом присоединении к сетям и техническом обеспечении сетями электричества, планируемых сроках подключения, размерах платы за подключение. Также декларацию необходимо дополнить информацией о том, как застройщик выполнял прошлые проекты. Следует установить обязательные требования к интернет-ресурсам застройщика.

Что касается нормативов оценки финансовой устойчивости застройщиков, то по нашему мнению, необходимо расширение перечня используемых нормативов. Так, возможно использование ряда показателей, используемых в банковской сфере и содержащихся в Указаниях № 2005-У от 30 апреля 2008 г. [13] и № 3277-У от 11 июня 2014 г. [14].

Таким образом, создание единых стандартов информационной открытости застройщика, а также введение ответственности для всех участников рынка (застройщиков, агентств недвижимости, дольщиков), позволят решить сразу несколько задач. Объединив информационную открытость с ответственностью всех сторон, мониторингом деятельности и финансовыми обязательствами, возникнут все условия для добросовестной конкуренции, что сделает рынок жилищного строительства понятным и прозрачным, вернет доверие граждан, придаст дополнительный толчок к развитию отрасли, не прибегая к государственному стимулированию.

Литература

1. Адамов Н. А., Чернышев В. Е. Организация управленческого учета в строительстве. СПб.: Питер, 2006. 192 с.

2. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества. ГОСТ Р ИСО 9004-2010. М.: Стандартинформ, 2011. 41 с. Режим доступа: http://www.novsu.ru/file/1085229

3. Об утверждении национального стандарта: Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.11.2010 № 501-ст. Режим доступа: http://base.garant.ru/70107909/

4. Соцкова С. И. Особенности финансового анализа организаций с длительным прерывным производственным циклом // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2013. № 1. С. 127 - 135.

5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 -2020 годы)»: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 21.10.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. 05.05.2014. № 18. Ч. II. Ст. 2159.

6. Актуальные проблемы строительства обсудили за круглым столом // Официальный сайт Общероссийского межотраслевого объединения работодателей «Российский союз строителей». 03.06.2015. Режим доступа: http://omorrss.ru/press_center/committees_news/komitet-rossijskogo-soyuza-stroitelej-povzaimodejstviyu-zastrojshhikov-i-sobstvennikov-zhil-ya/aktualnye-problemy-stroitelstva-obsudili-za-kruglym-stolom (дата обращения: 15.11.2016).

7. Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ (ред. 03.07.2016) // Российская газета. 31.12.2004. № 292.

8. О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства: Постановление Правительства РФ от 27.10.2005 № 645 (ред. от 16.01.2007, с изм. от 03.04.2008) // Российская газета. 09.11.2005. № 250.

9. Об утверждении методических указаний по заполнению форм ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства: Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 12.01.2006 № 06-2/пз-н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 20.03.2006. № 12.

10. О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика: Постановление Правительства РФ от 21.04.2006 № 233 (ред. от 16.01.2007) // Российская газета. 03.05.2006. № 92.

11. Об утверждении инструкции о порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика: Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 30.11.2006 № 06-137/пз-н (ред. от 03.12.2009) // Российская газета. 31.01.2007. № 19.

12. Анпилов С. М. Финансовые индикаторы устойчивого развития строительных организаций // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2011. № 11. С. 5 - 9.

13. Об оценке экономического положения банков: Указание Банка России от 30.04.2008 № 2005-У (ред. от 11.11.2016) // Вестник Банка России. 04.06.2008. № 28.

14. О методиках оценки финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов: Указание Банка России от 11.06.2014 № 3277-У (ред. от 11.03.2015) // Вестник Банка России. 06.08.2014. № 71.

INDICATORS FOR ASSESSING SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF REAL ESTATE DEVELOPERS IN THE FIELD OF HOUSING CONSTRUCTION

Alexander N. Shulekin1, @

1 Siberian Academy of Finance and Banking, 7, Polzunov St., Novosibirsk, Russia, 630051 @ [email protected]

Received 29.02.2016. Accepted 09.02.2017.

Keywords: sustainable development, financial stability, construction companies, housing construction.

Abstract: The article features the currently used assessment indicators of the sustainable development of developers in the field of housing construction. It describes the features of housing construction that affect the financial stability of real estate developers. It was determined that to achieve sustainable development of the construction organization, one has to create a strategic management system based on the provisions of national standards of the Russian Federation. The paper identifies problems of information transparency and accounting- analytical maintenance of activity of developers and proposes directions for their solution. It reviews calculation ratios for assessing financial stability of developers' activity. Conclusions about the necessity of expanding the list of standards were made according to the analysis of the currently used indicators of assessing sustainable development of developers.

For citation: Shulekin A. N. Pokazateli otsenki ustoichivogo razvitiia organizatsii-zastroishchikov v oblasti zhilishchnogo stroitel'stva [Indicators for Assessing Sustainable Development of Real Estate Developers in the Field of Housing Construction]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Political, Sociological and Economic Sciences, no. 1 (2017): 71 - 76. (In Russ.)

References

1. Adamov N. A., Chernyshev V. E. Organizatsiia upravlencheskogo ucheta v stroitel'stve [Organization of managerial accounting in construction]. Saint-Petersburg: Piter, 2006, 192.

2. Menedzhment dlia dostizheniia ustoichivogo uspekha organizatsii. Podkhod na osnove menedzhmenta kachestva. GOST R ISO 9004-2010 [Managing for the sustained success of an rganization - A quality management approach (IDT). ISO 9004-2010]. Moscow: Standartinform, 2011, 41. Available at: http://www.novsu.ru/file/1085229

3. Ob utverzhdenii natsional'nogo standarta [About the approval of the national standard]. Order of Federal Agency for Technical Regulation and Metrology of 23.11.2010 No. 501-st. Available at: http://base.garant.ru/70107909/

4. Sotskova S. I. Osobennosti finansovogo analiza organizatsii s dlitel'nym preryvnym proizvodstvennym tsiklom [Features of a financial analysis of the organizations with long discontinuous production cycle]. Vestnik Samarskogo gosu-darstvennogo ekonomicheskogo universiteta = Bulletin of the Samara state economic university, no. 1 (2013): 127 - 135.

5. Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii «Informatsionnoe obshchestvo (2011 -2020 gody)» [About the approval of the state program of the Russian Federation "Information society (2011 - 2020)»]. The resolution of the Government of the Russian Federation from 04.15.2014 No. 313 (an edition from 10.21.2016). Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii = The Russian Federation Code, part II, no. 18 (05.05.2014): art. 2159.

6. Aktual'nye problemy stroitel'stva obsudili za kruglym stolom [Actual problems of construction were discussed at round table]. 03.06.2015. Available at: http://omorrss.ru/press_center/committees_news/komitet-rossijskogo-soyuza-stroitelej-povzaimodejstviyu-zastrojshhikov-i-sobstvennikov-zhil-ya/aktualnye-problemy-stroitelstva-obsudili-za-kruglym-stolom (accessed 15.11.2016).

7. Ob uchastii v dolevom stroitel'stve mnogokvartirnykh domov i inykh ob"ektov nedvizhimosti i o vnesenii izmenenii v nekotorye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii [About participation in shared-equity construction of apartment houses and other real estate objects and about modification of some legal acts of the Russian Federation]. Federal law of 30.12.2004 No. 214-FZ (edition of 03.07.2016). Rossiiskaiagazeta = Russian newspaper, no. 292 (31.12.2004).

8. O ezhekvartal'noi otchetnosti zastroishchikov ob osushchestvlenii deiatel'nosti, sviazannoi s privlecheniem denezh-nykh sredstv uchastnikov dolevogo stroitel'stva [About the quarterly reporting of builders on implementation of the activity connected with attraction of money of participants of shared-equity construction]. Resolution of the Government of the Russian Federation from 27.10.2005 No. 645 (cor. dated 16.01.2007, with changes. dated 03.04.2008). Rossiiskaia gazeta = Russian Newspaper, no. 250 (09.11.2005).

9. Ob utverzhdenii metodicheskikh ukazanii po zapolneniiu form ezhekvartal'noi otchetnosti zastroishchikov ob osush-chestvlenii deiatel'nosti, sviazannoi s privlecheniem denezhnykh sredstv uchastnikov dolevogo stroitel'stva [About approval of methodical instructions for filling of forms of the quarterly reporting of builders on implementation of the activities connected with attraction of a money of participants of shared-equity construction]. Order of the Federal Service for Financial Markets of 12.01.2006 No. 06-2/pz-n. Biulleten' normativnykh aktov federal'nykh organov ispolnitel'noi vlasti = Bulletin of regulations of federal executive bodies, no. 12 (20.03.2006).

10. O normativakh otsenki finansovoi ustoichivosti deiatel'nosti zastroishchika [Standards for the assessment of financial stability of activities of the Builder]. Regulation of the Government of the Russian Federation of 21.04.2006 No. 233 (as amended on 16.01.2007). Rossiiskaia gazeta = Russian newspaper, no. 92 (03.05.2006).

11. Ob utverzhdenii instruktsii o poriadke rascheta normativov otsenki finansovoi ustoichivosti deiatel'nosti zastroishchika [About approval of the instruction about a procedure of payments of standard rates of assessment of financial stability of activities of the builder]. Order of the Federal Service for Financial Markets of 30.11.2006 No. 06-137/pz-n (edition of 03.12.2009). Rossiiskaia gazeta = Russian newspaper, no. 19 (31.01.2007).

12. Anpilov S. M. Finansovye indikatory ustoichivogo razvitiia stroitel'nykh organizatsii [Financial indicators of stable development of building organizations]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta = Messenger of Samara state economic University, no. 11 (2011): 5 - 9.

13. Ob otsenke ekonomicheskogo polozheniia bankov [About assessment of an economic situation of banks: Specifying of the Bank of Russia of 30.04.2008 No. 2005-U (edition of 11.11.2016)]. Vestnik Banka Rossii = Bulletin of the Bank of Russia, no. 28 (04.06.2008).

14. O metodikakh otsenki finansovoi ustoichivosti banka v tseliakh priznaniia ee dostatochnoi dlia uchastiia v sisteme strakhovaniia vkladov [About techniques of assessment of financial stability of bank for the purpose of recognition its sufficient for participation in a deposit insurance system:]. Specifying of the Bank of Russia of 11.06.2014 No. 3277-U (an edition of 11.03.2015). Vestnik Banka Rossii = Bulletin of the Bank ofRussia, no. 71 (06.08.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.