Научная статья на тему 'Показатели качества как основная категория оценки потребительских ценностей'

Показатели качества как основная категория оценки потребительских ценностей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
885
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СUSTOMER VALUE / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ЦЕННОСТЬ / КАЧЕСТВО / ЦЕНА / УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ / QUALITY / PRICE / QUALITY INDICATORS / IMPROVING THE QUALITY OF PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горяйнова Анастасия Сергеевна, Синюгина Ирина Алексеевна

Рассмотрены показатели качества как основная категория оценки потребительских ценностей. Предложены пути решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY INDICATORS AS THE MAIN ASSESSMENT CATEGORY OF CONSUMER VALUES

Quality indicators as the main assessment category of consumer values. Solutions of this problem are offered.

Текст научной работы на тему «Показатели качества как основная категория оценки потребительских ценностей»

QUALITY INDICATORS AS THE MAIN ASSESSMENT CATEGORY OF CONSUMER VALUES

Goryaynova Anastasia Sergeevna, Student

Senyugina Irina Alekseevna, PhD of Economics, Assistant Professor

North-Caucasian Federal University, Stavropol

Quality indicators as the main assessment category of consumer values. Solutions of this problem are offered.

Keywords: customer value; quality; price; quality indicators; improving the quality of products.

ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА КАК ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ УДК 330.133.1 ОЦЕНКИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

Рассмотрены показатели качества как основная категория оценки потребительских ценностей. Предложены пути решения данной проблемы.

© Горяйнова А.С., 2013 © Синюгина И.А., 2013

1-Л

■ш-1

О

гч

EL.

VO

*

Q)

ct

С>

гл

Ключевые слова: потребительская ценность; качество; цена; улучшение качества продукции.

Сегодня на рынке большое количество разнообразной продукции (товаров и марок) с самыми различными ценами. Каждый потребитель выбирает тот товар, который для него представляет наибольшую ценность, исходя из своего представления о качестве товара, его цене и возможных затратах на эксплуатацию.

Потребительская ценность продукции зависит не только от эксплуатационных показателей качества, но и от целого ряда других потребительских ценностей, прямо или косвенно характеризующих продукцию [1].

В условиях перехода к рыночной экономике повышение конкурентоспособности товаров является важнейшей маркетинговой задачей предприятий, так как в этой комплексной категории сочетаются и фокусируются основные производственные, коммерческие, социально-экономические и финансовые результаты деятельности, качество коллективного труда. Под конкурентоспособностью понимается комплексная многоаспектная характеристика товара, определяющая его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, таки по затратам на ее удовлетворение, что обеспечивает возможность реализации этого товара в определенный момент времени на конкретном рынке.

Основным законом бизнеса в отношении качества является утверждение о том, что если потребитель считает, что данный товар плохого качества, значит, он действительно плохого качества, даже если соответствует чертежам и спецификациям и это подтверждается инспекцией. Следуя этому неписанному закону, фирмы зарубежных стран стараются обеспечить уровень качества товаров в соответствии с интересами потребителя. Этого, к сожалению, пока нельзя сказать о всех отечественных предприятиях. Приходится констатировать, что многие наши руководители и специалисты не обладают стратегическим мышлением, не воспринимают новых концепций и методов обеспечения качества, не ориентируются на долгосрочное планирование в области качества. Они не могут или не хотят понимать, что в условиях рыночной экономики проблемы качества становятся первоочередными, ошибочно полагая, что улучшение качества влечет за собой лишь дополнительные затраты. Чем раньше придет понимание того, что при решении проблемы качества повышаются эффективность производства и конкурентоспособность продукции, тем лучше и надежнее будет обеспечена устойчивость предприятия в условиях конкуренции в будущем.

ON

ГОРЯЙНОВА Анастасия Сергеевна,

студентка

\

73

СИНЮГИНА Ирина Алексеевна,

кандидат

экономических наук, доцент

Северо-Кавказский

федеральный

университет,

Ставрополь

74

В настоящее время складываются предпосылки, которые поставят предприятия перед необходимостью решения проблемы качества. Условно можно говорить о внутренних и внешних предпосылках [2].

Внутренние предпосылки связаны с развитием рыночных отношений в стране, деятельностью по демонополизации экономики, насыщением внутреннего рынка, что рано или поздно потребует подчинить качеству управление производством на предприятиях, которые вынуждены будут искать эффективные формы решения проблемы качества и неизбежно придут к выводу о необходимости создания эффективно действующей и отвечающей мировому уровню системы управления качеством продукции.

Внешние предпосылки обусловлены развитием международных тенденций в отношении, во-первых, качества продукции и, во-вторых, систем его обеспечения.

Все потребительские ценности можно условно классифицировать по нескольким категориям, отличающимся друг от друга временными факторами действия: базовые, постоянные, временные ценности, сопутствующие, привнесенные, универсальные.

Базовые ценности - это потребительские ценности, заложенные в продукцию на этапе проектирования и характеризующиеся эксплуатационными показателями качества.

Постоянные ценности - это такие дополнительные потребительские ценности, которые действуют на протяжении всего жизненного цикла продукции, но имеют к базовым ценностям не прямое, а косвенное отношение.

Временные ценности - дополнительные ценности, имеющие прямое отношение к виду и качеству продукции, но действующие временно, иногда сезонно, обычно меньше жизненного цикла товара: новизна, мода, престиж.

Сопутствующие ценности - дополнительные потребительские ценности, не связанные с продукцией непосредственно, но облегчающие или затрудняющие условия ее приобретения или эксплуатации: сезонный спрос на продукцию, уровень инфляции (для экспортируемых или импортированных товаров).

Привнесенные ценности - информационные ценности: реклама, выставки, конкурсы, которые сами по себе не имеют ни прямого, ни косвенно отношения к продукции, но за счет новой или повторяющейся информации о ценностях, имеющих отношение к продукции, значительно увеличивают ее потребительскую стоимость в глазах многих покупателей.

Универсальные ценности - рыночная стоимость продукции или цена. Цена - главная ценность, которая, как зеркало, адекватна потре-

бительским свойствам, но с какой-то погрешностью, вызванной стохастическим характером зависимости цены и качества.

Показатели качества, являющиеся основной категорией потребительских ценностей, создают основу для формирования цены, себестоимости продукции в зависимости от ее первоначального качества. На основе базовых ценностей (показателей качества) формируются все последующие ценности, входящие в состав потребительской ценности продукции [3].

Неуклонный рост качества продукции - это и средство, и результат интенсификации производства и рост потребительской ценности продукции.

Пути повышения качества:

- значение НТП для повышения качества продукции;

- соблюдение технологической дисциплины и усиление контроля качества;

- совершенствование управления качеством.

Качество - понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов. Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.

Улучшение качества продукции - важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях возрастает значение комплексного управления качеством продукции и эффективностью производства [1].

Каждый потребитель выбирает тот товар, который для него представляет наибольшую ценность, исходя из своего представления о качестве товара, его цене и возможных затратах на эксплуатацию. Выходит, что потребительская ценность товара не является одинаковой для всех покупателей, она сугубо индивидуализирована, хотя в своей массе, средневзвешенная рыночная ценность товара всегда приближается к истинной его потребительской стоимости.

Литература:

1. Ребрин Ю.И. Управление качеством : учебное пособие. - ТЭТУ, 2004.

2. Салимова Т.А. Управление качеством: учебник. - М.: ОМЕГА-Л, 2011.-414 с.

3. Фрейдина Е.В. Управление качеством : учебное пособие. - М.: ОМЕГА-Л, 2012.- 189 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.