ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ
ПОКАЗАТЕЛИ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
А.В. Полукеева, аспирант
Воронежский государственный технический университет
В данной статье рассмотрено понятие инновационной деятельности, даны трактовки понятия инновационной активности на макро и микроуровнях. Проанализированы, существующие в стране и за рубежом подходы к оценке уровня инновационной активности предприятий. Выявлена проблема недостаточности исследований данного вопроса в России. Приведена совокупность экономических показателей, с помощью которых возможно определять степень инновационной активности предприятий
Опыт многих стран и регионов показывает, что устойчивое развитие производства и поддержание его конкурентоспособности в долгосрочной перспективе зависят не столько от ресурсных возможностей, сколько от инноваций. При этом инновации не возникают сами по себе, а являются конечным результатом инновационной деятельности, воплощенным в виде нового усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам [1]. Понятие инновационной деятельности неразрывно связано с категорией инновационной активности. Однако вопрос о том, как интерпретировать дан-
ное понятие и по каким показателям оценивать его уровень, остается открытым.
В странах Европейского союза, ежегодно публикуется «Европейское табло новшества» (European Innovation Scoreboard - EIS), обеспечивающее сравнительную оценку инновационной деятельности государств-членов Евросоюза на основе объединения 25 показателей в один сложный индикатор «Итоговый индекс новшества» (Summary Innovation Index - SII) [2]. В соответствие с рисунком, итоговый индекс новшества включает в себя 3 основных индикатора, использующих в свою очередь 8 инновационных измерений, захватывающих в общей сложности 25 показателей.
1
ч
<)
Р
П
-Q —
М
Р
И
Ф
-Q
Н
*
Н
-Q
Л
Е
Н
t*
Е
Ч
И
а
<
З
И
Е
Р
-Q
Н
Н
Е
М
^
Р
Н
С
Н
И
Экономический эффект
Занятость в наукоемких видах деятельности (производства и услуг)
Вклад экспорта среднего и высокотехнологического продукта в чистый экспорт
% экспорта наукоемких услуг
% продаж новых для рынка и фирмы новшеств
Лицензионные и патентные доходы из-за рубежа в % от ВВП
J-
Новаторы
% малых и средних предприятий, выпускающих продуктовые или процессные инновации
% малых и средних предприятий, выпускающих маркетинговые или организационные инновации
Занятость в быстрорастущих фирмах инновационных отраслей
Международные патентные заявки на миллиард ВВП Международные патентные заявки в сфере социальных проблем на миллиард ВВП «Европейские товарные знаки» на миллиард ВВП
Интеллектуальные активы
| 1
«Европей-ские дизайны» на миллиард ВВП
Связи и пред-принима-тельство
% инновационных малых и средних предприятий, не передающих бизнес-процессы на аутсорсинг
% инновационных малых и средних предприятий, сотрудничающих с другими подобными предприятиями
«Государственно-частные» совместные издания на миллион населения
Инвестиции фирм
Расходы на исследования и разработки в бизнес-секторе в % от ВВП
Иные расходы на инновации в % от оборота
Финансы и поддержка
Расходы на исследования и разработки в государственном секторе в % от ВВП
Венчурное инвестирование капитала в % от ВВП
Системы исследования
Международные совместные научные публикации
I
Научные публикации среди «Топ-10%» самых цитируемых публикаций по всему миру в % от общего объема научных публикаций страны
% докторантов, не являющихся членами Евросоюза
Человеческие ресурсы
Новые выпускники докторской степени на 1000 населения в возрасте 25-34 лет
I
% населения в возрасте 30-34 с высшим образованием
I
% молодежи с, по меньшей мере, полным средним образованием
т
Структура измерений «Европейского табло новшества»
В России в 2006 году в рамках президентской программы поддержки инноваций создана Нацио-
нальная Ассоциация Инноваций и Развития Информационных Технологий (НАИРИТ), которая ежегод-
ная подводит итоги «Рейтинга инновационной активности регионов», целью которого является определение регионов, демонстрирующих лучшие показатели в области стимулирования развития науки и инновационной сферы, а также получение объективной картины текущего состояния сферы инноваций в России.
Идея и методология рейтинга разработаны НАИРИТ в первую очередь на основе «Европейского табло новшества». Уровень инновационной активности каждого региона определяется с использованием трех групп критериев, соответствующих основным сегментам инновационного развития:
- среда для развития инноваций;
- производство и использование инноваций;
- правовая среда.
Листинг предусматривает формирование четырех сравнительных рейтингов: обобщенного рейтинга инновационной активности по сумме критериев и трех рейтингов по каждой из групп критериев [3].
Что касается подходов к оценке степени инновационной активности на микроуровне, то имеет место быть подход, согласно которому при оценке инновационной активности по 5-балльной шкале экспертом определяются параметры инновационной активности, а затем по формуле 1 рассчитывается коэффициент:
к,
ИА
(1)
где Кщ- коэффициент инновационной активности;
Л1 - параметры инновационной активности.
К таким параметрам относятся:
- качество инновационной стратегии и цели: соответствие стратегии миссии-предназначению и миссии-ориентации, внешней среде, потенциалу, целям, другим стратегиям фирмы;
- уровень мобилизации инновационного потенциала: проявленная руководством способность привлечения требуемого потенциала, способность привлечь не только очевидную и известную часть, но также скрытую (латентную) часть потенциала, то есть способность проявить высшую компетенцию при мобилизации инновационного потенциала;
- уровень привлеченных капиталовложений - инвестиций: проявленная руководством способность привлечения инвестиций, требуемых по объему и приемлемых по источникам;
- методы, культура, ориентиры, используемые при проведении инновационных изменений: применение в инновационной деятельности концепций и методов, направленных на получение реальных конкурентных преимуществ;
- соответствие реакции организации характеру конкурентной стратегической ситуации: инновационная ситуация определяется состоянием объекта (предлагаемого новшества) и состоянием среды;
- скорость (темп) разработки и реализации инновационной стратегии: интенсивность действий по созданию и продвижению новшеств, проведению стратегических инновационных изменений;
- обоснованность реализуемого уровня инновационной активности: соответствие того или иного уровня стратегической и тактической активности состоянию внешней среды и состоянию самой органи-зации[4].
Также существует поход, в соответсвие с которым инновационную активность принято оценивать с помощью динамического коэффициента, определяемого по формуле 2:
Дн
(2)
К,
¿ту
где Кщ,^- динамичный коэффициент инновационной активности субъекта;
"вм - новое состояние измеряемой характеристики товара, технологии или системы управления
субъекта;
^лзр- состояние характеристики до ее изменения;
Мцов конкурентоспособное время реализации инновации.
С точки зрения инновационной активности любое предприятие можно представить в виде совокупности трех элементов: персонала, менеджмента и структуры управления и внутренней среды. Элементы инновационности предприятия по-разному влияют на коэффициент инновационной активности: внутренняя среда влияет на время, персонал на количество новизны, а менеджмент - на оба параметра. Таким образом, коэффициент динамической активности можно переписать и рассчитать по формуле 3: АЦш-АЧ, ф
(3)
К
где К^^- динамичный коэффициент инновационной активности субъекта;
- количество новизны, полученное от управленческой компоненты;
- количество новизны, полученное от
персонала;
- конкурентоспособное время реализации инновации;
- выигрыш во времени, полученный с помощью управленческой компоненты;
Д*вэс- выигрыш во времени, полученный с помощью внутренней среды.
Как видно из формулы, изменение управленческой компоненты одновременно воздействует на количество новизны и на время, а изменение в персонале или внутренней среде - только на один из элементов инновационности. Практика подтверждает дан-
ную зависимость - внутренняя среда или персонал сам по себе не может стать основой высокой и эффективной инновационной активности предприятия, в отличие от компетентного менеджмента [5].
Большое количество современных методик основаны на использовании ряда частных оценочных показателей и определения интегрального показателя (подходы Ю.П. Анисимова и В.Б. Артеменко, В.Д. группы ученых под руководством В.Д. Жарикова, параметрический подход В.Н. Гончаровой и Е.В. Ивановой). Многие специалисты оценивают уровень активности инновационной деятельности, опираясь на показатели в форме государственной статистической отчетности в сфере инновационной деятельности [6].
Cуществуют различные мнения на понимание термина «инновационная активность». Согласно макроэкономической трактовке, содержащейся в форме федерального статистического наблюдения «Сведения об инновационной деятельности организации (Форма № 4-инновация (годовая))» инновационно-активной организацией признается организация, которая в течение последних трех лет имела завершенные инновации, т.е. внедренные на рынке новые или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям и усовершенствованию продукты, услуги или методы их производства (передачи), внедренные в практику новые или значительно усовершенство-
ванные производственные процессы, новые или значительно улучшенные способы маркетинга, организационные и управленческие изменениях [7]. Применительно к отдельным предприятиям ряд экономистов под инновационной активностью понимает интенсивность осуществления экономическими субъектами инновационной деятельности [8]. Р.А. Фатхутдинов рассматривает инновационную активность, как самостоятельную категорию, значение которой состоит в том, чтобы оценивать характер инновационной деятельности [9].
Однако, несмотря на достаточно широкий спектр мнений по поводу трактовки данного термина, а также на наличие отдельных подходов к его оценке в России, как на макро, так и на микро уровне, исследований по вопросу расчета показателей инновационной активности недостаточно.
Содержательной основой для разработки экономических показателей оценки инновационной активности предприятий может стать анализ состояния деятельности предприятия непосредственно в сфере НИОКР и взаимосвязанных с ней структурных элементов. Совокупность экономических показателей инновационной активности, с помощью которых можно определять степень обеспеченности предприятия экономическими ресурсами в инновационной сфере, представлена в таблице.
Экономические показатели инновационной активности
Показатель Характеристика
Обеспеченность интеллектуальной собственностью Наличие у предприятия интеллектуальной собственности и прав на нее в виде патентов, лицензий на использование изобретений, свидетельств на промышленные образцы, полезные модели, программные средства, товарные знаки и знаки обслуживания, а также иных, аналогичных с перечисленными, прав и активов, необходимых для эффективного инновационного развития
Обеспеченность профессионально-кадровым составом Высокая доля персонала, занимающегося непосредственно разработкой новых продуктов и технологий, производственным и инженерным проектированием, другими видами технологической подготовки производства для выпуска новых продуктов или внедрения новых услуг, по отношению к среднесписочному составу всех постоянных и временных работников, числящихся на предприятии
Наличие необходимого материально-технического оснащения Высокая доля имущества экспериментального и исследовательского назначения, приобретенных машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями в общей стоимости всех производственно-технологических машин и оборудования
Наличие инновационно-ориентированных подразделений Собственные научно-исследовательские подразделения или подразделения опытно-конструкторских работ, конструкторский отдел, отдел главного технолога, лаборатория контроля качества продукции, группа по развитию новой продукции, отдел маркетинга новой продукции, патентный отдел
Способность предприятия к освоению нового оборудования и новейших производственно-технологических линий Соотношение вновь введенных за последние три года в эксплуатацию основных производственно-технологических фондов по сравнению с прочими средствами, включая здания, сооружения, транспорт
Способность предприятия к внедрению инновационной или подвергшейся технологическим изменениям продукции Соотношение выручки от продаж новой или усовершенствованной продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг), изготовленной с использованием новых или улучшенных технологий по сравнению с выручкой от продажи всей продукции (работ, услуг)
Направленность финансовых затрат предприятия Доля средств, выделяемых предприятием на собственные и совместные исследования по разработке новых технологий, обучение и подготовку персонала, связанного с инновациями, хозяйственные договора по проведению маркетинговых исследований, в общем объеме всех инвестиций
Объемы потребления информации Высокая доля информации, необходимой для обеспечения инновационной деятельности, по отношению к прочей информации, потребляемой предприятием.
Таким образом, в целях решения вопроса к оценке инновационной активности предприятий необходимо определить показатели, учитывающие особенности и множество различных видов и групп инноваций по различным критериям, а также способствующие проведению сравнительного анализа по инновационной активности отдельных предприятий и отнесению их к категориям инновационно-активных или инновационно -пассивных.
Важно подчеркнуть, что характеристика организации как инновационной - это не статистическая, а динамическая характеристика. То есть, инновационная активность - непрерывный процесс, и фирмы постоянно вносят изменения в продукты и процессы и собирают новые знания [10].
Инновационная деятельность задает вектор развития предприятия. А степень ее активности во многом определяет систему и методы управления ею. А значит, смысл инновационной активности как экономической категории состоит в том, чтобы не только оценивать масштабы внедрения или улучшения, но и формировать на этой основе эффективную систему управления инновационной деятельностью.
Литература
1. Сергеев, В.А. Основы инновационного проектирования [Текст]: учеб. пособие / В.А. Сергеев, Е.В. Кипчарская, Д.К. Подымало; под редакцией д-ра техн. наук В. А. Сергеева. - Ульяновск : УлГТУ, 2010. - 246 с.
2. Европейское табло новшества 2014. - URL: http://ec.europa.eu/enterprise/policies/innovation/policy/i nnova tion-scoreboard/index_en.htm
3. Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий. - URL: http://www.nair-it.ru/news/18.03.2010/135
4. Гунин, В.Н. Модульная программа для менеджеров. Модуль 7. Управление инновациями
[Текст] / В.Н. Гунин, В.П. Баранчеев, В.А. Устинов, С.Ю. Ляпина. - М. ИНФРА-М, 2000. - 272 с.
5. Мельников, О.Н. Модель сравнительной оценки инновационной активности предприятий / О.Н. Мельников, И.В. Рябов // Экономика, предпринимательство и право. - 2011. - №1(1). - URL: http ://www. creativeconomY.ru/articles/15230/
6. Бизнес-планирование инноваций [Текст]: монография / Ю.П. Анисимов [и др.]; под ред. Ю.П. Анисимова. - Воронеж: Научная книга, 2008. - 558 с.
7. Приказ Росстата от 06.09.2012 № 481 (ред. От 29.08.2013) «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере дошкольного образования, научной и инновационной деятельностью, занятостью населения». - URL: http ://www. consultant.ru/document/cons_doc_law_ 16151 4/#p96
8. Сызрани, В.Г. Управление инновационными процессами [Текст]: учеб. пособие / В.Г. Сызрани. -Самара: Самарский государственный технический университет, 2009. - 153 с.
9. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент [Текст]: учебник для вузов / Р.А. Фатхутдинов. Стандарт третьего поколения. 6-е изд. - СПб.: Питер, 2014. - 448 с.
10. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям (Руководство Осло). Совместная публикация ОЭСР и Евростата. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ ru/statistics/science and innova
tions/science/
E-mail: Annie9292@mail.ru
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инновационная активность предприятий, показатели инновационной активности.