Научная статья на тему 'Показатели инновационной активности предприятий'

Показатели инновационной активности предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4067
371
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ / INNOVATIVENESS OF THE ENTERPRISES / ПОКАЗАТЕЛИ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ / INDICATORS OF INNOVATIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полукеева Анна Владимировна

В данной статье рассмотрено понятие инновационной деятельности, даны трактовки понятия инновационной активности на макро и микроуровнях. Проанализированы существующие в стране и за рубежом подходы к оценке уровня инновационной активности предприятий. Выявлена проблема недостаточности исследований данного вопроса в России. Приведена совокупность экономических показателей, с помощью которых возможно определять степень инновационной активности предприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS OF INNOVATIVENESS

This article discusses the concept of innovation, given the interpretation of the concept of innovativeness at the macro and micro levels. Approaches to assessing the level of innovativeness of enterprises that exist in the country and abroad are analyzed. Insufficiency problem of researches of this issue in Russia is revealed in the article. Set of economic indicators by which it is possible to define the degree of innovative activity of enterprises is also given

Текст научной работы на тему «Показатели инновационной активности предприятий»

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

ПОКАЗАТЕЛИ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

А.В. Полукеева, аспирант

Воронежский государственный технический университет

В данной статье рассмотрено понятие инновационной деятельности, даны трактовки понятия инновационной активности на макро и микроуровнях. Проанализированы, существующие в стране и за рубежом подходы к оценке уровня инновационной активности предприятий. Выявлена проблема недостаточности исследований данного вопроса в России. Приведена совокупность экономических показателей, с помощью которых возможно определять степень инновационной активности предприятий

Опыт многих стран и регионов показывает, что устойчивое развитие производства и поддержание его конкурентоспособности в долгосрочной перспективе зависят не столько от ресурсных возможностей, сколько от инноваций. При этом инновации не возникают сами по себе, а являются конечным результатом инновационной деятельности, воплощенным в виде нового усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам [1]. Понятие инновационной деятельности неразрывно связано с категорией инновационной активности. Однако вопрос о том, как интерпретировать дан-

ное понятие и по каким показателям оценивать его уровень, остается открытым.

В странах Европейского союза, ежегодно публикуется «Европейское табло новшества» (European Innovation Scoreboard - EIS), обеспечивающее сравнительную оценку инновационной деятельности государств-членов Евросоюза на основе объединения 25 показателей в один сложный индикатор «Итоговый индекс новшества» (Summary Innovation Index - SII) [2]. В соответствие с рисунком, итоговый индекс новшества включает в себя 3 основных индикатора, использующих в свою очередь 8 инновационных измерений, захватывающих в общей сложности 25 показателей.

1

ч

<)

Р

П

-Q —

М

Р

И

Ф

-Q

Н

*

Н

-Q

Л

Е

Н

t*

Е

Ч

И

а

<

З

И

Е

Р

-Q

Н

Н

Е

М

^

Р

Н

С

Н

И

Экономический эффект

Занятость в наукоемких видах деятельности (производства и услуг)

Вклад экспорта среднего и высокотехнологического продукта в чистый экспорт

% экспорта наукоемких услуг

% продаж новых для рынка и фирмы новшеств

Лицензионные и патентные доходы из-за рубежа в % от ВВП

J-

Новаторы

% малых и средних предприятий, выпускающих продуктовые или процессные инновации

% малых и средних предприятий, выпускающих маркетинговые или организационные инновации

Занятость в быстрорастущих фирмах инновационных отраслей

Международные патентные заявки на миллиард ВВП Международные патентные заявки в сфере социальных проблем на миллиард ВВП «Европейские товарные знаки» на миллиард ВВП

Интеллектуальные активы

| 1

«Европей-ские дизайны» на миллиард ВВП

Связи и пред-принима-тельство

% инновационных малых и средних предприятий, не передающих бизнес-процессы на аутсорсинг

% инновационных малых и средних предприятий, сотрудничающих с другими подобными предприятиями

«Государственно-частные» совместные издания на миллион населения

Инвестиции фирм

Расходы на исследования и разработки в бизнес-секторе в % от ВВП

Иные расходы на инновации в % от оборота

Финансы и поддержка

Расходы на исследования и разработки в государственном секторе в % от ВВП

Венчурное инвестирование капитала в % от ВВП

Системы исследования

Международные совместные научные публикации

I

Научные публикации среди «Топ-10%» самых цитируемых публикаций по всему миру в % от общего объема научных публикаций страны

% докторантов, не являющихся членами Евросоюза

Человеческие ресурсы

Новые выпускники докторской степени на 1000 населения в возрасте 25-34 лет

I

% населения в возрасте 30-34 с высшим образованием

I

% молодежи с, по меньшей мере, полным средним образованием

т

Структура измерений «Европейского табло новшества»

В России в 2006 году в рамках президентской программы поддержки инноваций создана Нацио-

нальная Ассоциация Инноваций и Развития Информационных Технологий (НАИРИТ), которая ежегод-

ная подводит итоги «Рейтинга инновационной активности регионов», целью которого является определение регионов, демонстрирующих лучшие показатели в области стимулирования развития науки и инновационной сферы, а также получение объективной картины текущего состояния сферы инноваций в России.

Идея и методология рейтинга разработаны НАИРИТ в первую очередь на основе «Европейского табло новшества». Уровень инновационной активности каждого региона определяется с использованием трех групп критериев, соответствующих основным сегментам инновационного развития:

- среда для развития инноваций;

- производство и использование инноваций;

- правовая среда.

Листинг предусматривает формирование четырех сравнительных рейтингов: обобщенного рейтинга инновационной активности по сумме критериев и трех рейтингов по каждой из групп критериев [3].

Что касается подходов к оценке степени инновационной активности на микроуровне, то имеет место быть подход, согласно которому при оценке инновационной активности по 5-балльной шкале экспертом определяются параметры инновационной активности, а затем по формуле 1 рассчитывается коэффициент:

к,

ИА

(1)

где Кщ- коэффициент инновационной активности;

Л1 - параметры инновационной активности.

К таким параметрам относятся:

- качество инновационной стратегии и цели: соответствие стратегии миссии-предназначению и миссии-ориентации, внешней среде, потенциалу, целям, другим стратегиям фирмы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- уровень мобилизации инновационного потенциала: проявленная руководством способность привлечения требуемого потенциала, способность привлечь не только очевидную и известную часть, но также скрытую (латентную) часть потенциала, то есть способность проявить высшую компетенцию при мобилизации инновационного потенциала;

- уровень привлеченных капиталовложений - инвестиций: проявленная руководством способность привлечения инвестиций, требуемых по объему и приемлемых по источникам;

- методы, культура, ориентиры, используемые при проведении инновационных изменений: применение в инновационной деятельности концепций и методов, направленных на получение реальных конкурентных преимуществ;

- соответствие реакции организации характеру конкурентной стратегической ситуации: инновационная ситуация определяется состоянием объекта (предлагаемого новшества) и состоянием среды;

- скорость (темп) разработки и реализации инновационной стратегии: интенсивность действий по созданию и продвижению новшеств, проведению стратегических инновационных изменений;

- обоснованность реализуемого уровня инновационной активности: соответствие того или иного уровня стратегической и тактической активности состоянию внешней среды и состоянию самой органи-зации[4].

Также существует поход, в соответсвие с которым инновационную активность принято оценивать с помощью динамического коэффициента, определяемого по формуле 2:

Дн

(2)

К,

¿ту

где Кщ,^- динамичный коэффициент инновационной активности субъекта;

"вм - новое состояние измеряемой характеристики товара, технологии или системы управления

субъекта;

^лзр- состояние характеристики до ее изменения;

Мцов конкурентоспособное время реализации инновации.

С точки зрения инновационной активности любое предприятие можно представить в виде совокупности трех элементов: персонала, менеджмента и структуры управления и внутренней среды. Элементы инновационности предприятия по-разному влияют на коэффициент инновационной активности: внутренняя среда влияет на время, персонал на количество новизны, а менеджмент - на оба параметра. Таким образом, коэффициент динамической активности можно переписать и рассчитать по формуле 3: АЦш-АЧ, ф

(3)

К

где К^^- динамичный коэффициент инновационной активности субъекта;

- количество новизны, полученное от управленческой компоненты;

- количество новизны, полученное от

персонала;

- конкурентоспособное время реализации инновации;

- выигрыш во времени, полученный с помощью управленческой компоненты;

Д*вэс- выигрыш во времени, полученный с помощью внутренней среды.

Как видно из формулы, изменение управленческой компоненты одновременно воздействует на количество новизны и на время, а изменение в персонале или внутренней среде - только на один из элементов инновационности. Практика подтверждает дан-

ную зависимость - внутренняя среда или персонал сам по себе не может стать основой высокой и эффективной инновационной активности предприятия, в отличие от компетентного менеджмента [5].

Большое количество современных методик основаны на использовании ряда частных оценочных показателей и определения интегрального показателя (подходы Ю.П. Анисимова и В.Б. Артеменко, В.Д. группы ученых под руководством В.Д. Жарикова, параметрический подход В.Н. Гончаровой и Е.В. Ивановой). Многие специалисты оценивают уровень активности инновационной деятельности, опираясь на показатели в форме государственной статистической отчетности в сфере инновационной деятельности [6].

Cуществуют различные мнения на понимание термина «инновационная активность». Согласно макроэкономической трактовке, содержащейся в форме федерального статистического наблюдения «Сведения об инновационной деятельности организации (Форма № 4-инновация (годовая))» инновационно-активной организацией признается организация, которая в течение последних трех лет имела завершенные инновации, т.е. внедренные на рынке новые или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям и усовершенствованию продукты, услуги или методы их производства (передачи), внедренные в практику новые или значительно усовершенство-

ванные производственные процессы, новые или значительно улучшенные способы маркетинга, организационные и управленческие изменениях [7]. Применительно к отдельным предприятиям ряд экономистов под инновационной активностью понимает интенсивность осуществления экономическими субъектами инновационной деятельности [8]. Р.А. Фатхутдинов рассматривает инновационную активность, как самостоятельную категорию, значение которой состоит в том, чтобы оценивать характер инновационной деятельности [9].

Однако, несмотря на достаточно широкий спектр мнений по поводу трактовки данного термина, а также на наличие отдельных подходов к его оценке в России, как на макро, так и на микро уровне, исследований по вопросу расчета показателей инновационной активности недостаточно.

Содержательной основой для разработки экономических показателей оценки инновационной активности предприятий может стать анализ состояния деятельности предприятия непосредственно в сфере НИОКР и взаимосвязанных с ней структурных элементов. Совокупность экономических показателей инновационной активности, с помощью которых можно определять степень обеспеченности предприятия экономическими ресурсами в инновационной сфере, представлена в таблице.

Экономические показатели инновационной активности

Показатель Характеристика

Обеспеченность интеллектуальной собственностью Наличие у предприятия интеллектуальной собственности и прав на нее в виде патентов, лицензий на использование изобретений, свидетельств на промышленные образцы, полезные модели, программные средства, товарные знаки и знаки обслуживания, а также иных, аналогичных с перечисленными, прав и активов, необходимых для эффективного инновационного развития

Обеспеченность профессионально-кадровым составом Высокая доля персонала, занимающегося непосредственно разработкой новых продуктов и технологий, производственным и инженерным проектированием, другими видами технологической подготовки производства для выпуска новых продуктов или внедрения новых услуг, по отношению к среднесписочному составу всех постоянных и временных работников, числящихся на предприятии

Наличие необходимого материально-технического оснащения Высокая доля имущества экспериментального и исследовательского назначения, приобретенных машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями в общей стоимости всех производственно-технологических машин и оборудования

Наличие инновационно-ориентированных подразделений Собственные научно-исследовательские подразделения или подразделения опытно-конструкторских работ, конструкторский отдел, отдел главного технолога, лаборатория контроля качества продукции, группа по развитию новой продукции, отдел маркетинга новой продукции, патентный отдел

Способность предприятия к освоению нового оборудования и новейших производственно-технологических линий Соотношение вновь введенных за последние три года в эксплуатацию основных производственно-технологических фондов по сравнению с прочими средствами, включая здания, сооружения, транспорт

Способность предприятия к внедрению инновационной или подвергшейся технологическим изменениям продукции Соотношение выручки от продаж новой или усовершенствованной продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг), изготовленной с использованием новых или улучшенных технологий по сравнению с выручкой от продажи всей продукции (работ, услуг)

Направленность финансовых затрат предприятия Доля средств, выделяемых предприятием на собственные и совместные исследования по разработке новых технологий, обучение и подготовку персонала, связанного с инновациями, хозяйственные договора по проведению маркетинговых исследований, в общем объеме всех инвестиций

Объемы потребления информации Высокая доля информации, необходимой для обеспечения инновационной деятельности, по отношению к прочей информации, потребляемой предприятием.

Таким образом, в целях решения вопроса к оценке инновационной активности предприятий необходимо определить показатели, учитывающие особенности и множество различных видов и групп инноваций по различным критериям, а также способствующие проведению сравнительного анализа по инновационной активности отдельных предприятий и отнесению их к категориям инновационно-активных или инновационно -пассивных.

Важно подчеркнуть, что характеристика организации как инновационной - это не статистическая, а динамическая характеристика. То есть, инновационная активность - непрерывный процесс, и фирмы постоянно вносят изменения в продукты и процессы и собирают новые знания [10].

Инновационная деятельность задает вектор развития предприятия. А степень ее активности во многом определяет систему и методы управления ею. А значит, смысл инновационной активности как экономической категории состоит в том, чтобы не только оценивать масштабы внедрения или улучшения, но и формировать на этой основе эффективную систему управления инновационной деятельностью.

Литература

1. Сергеев, В.А. Основы инновационного проектирования [Текст]: учеб. пособие / В.А. Сергеев, Е.В. Кипчарская, Д.К. Подымало; под редакцией д-ра техн. наук В. А. Сергеева. - Ульяновск : УлГТУ, 2010. - 246 с.

2. Европейское табло новшества 2014. - URL: http://ec.europa.eu/enterprise/policies/innovation/policy/i nnova tion-scoreboard/index_en.htm

3. Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий. - URL: http://www.nair-it.ru/news/18.03.2010/135

4. Гунин, В.Н. Модульная программа для менеджеров. Модуль 7. Управление инновациями

[Текст] / В.Н. Гунин, В.П. Баранчеев, В.А. Устинов, С.Ю. Ляпина. - М. ИНФРА-М, 2000. - 272 с.

5. Мельников, О.Н. Модель сравнительной оценки инновационной активности предприятий / О.Н. Мельников, И.В. Рябов // Экономика, предпринимательство и право. - 2011. - №1(1). - URL: http ://www. creativeconomY.ru/articles/15230/

6. Бизнес-планирование инноваций [Текст]: монография / Ю.П. Анисимов [и др.]; под ред. Ю.П. Анисимова. - Воронеж: Научная книга, 2008. - 558 с.

7. Приказ Росстата от 06.09.2012 № 481 (ред. От 29.08.2013) «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере дошкольного образования, научной и инновационной деятельностью, занятостью населения». - URL: http ://www. consultant.ru/document/cons_doc_law_ 16151 4/#p96

8. Сызрани, В.Г. Управление инновационными процессами [Текст]: учеб. пособие / В.Г. Сызрани. -Самара: Самарский государственный технический университет, 2009. - 153 с.

9. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент [Текст]: учебник для вузов / Р.А. Фатхутдинов. Стандарт третьего поколения. 6-е изд. - СПб.: Питер, 2014. - 448 с.

10. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям (Руководство Осло). Совместная публикация ОЭСР и Евростата. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ ru/statistics/science and innova

tions/science/

E-mail: Annie9292@mail.ru

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инновационная активность предприятий, показатели инновационной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.