Рекреация и туризм
УДК: 338.48 ИВАНОВА АННА НИКОЛАЕВНА
соискатель кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта Российский Экономический Университет им. Г.В.Плеханова (РЭУ им. Плеханова),
e-mail: [email protected]
DOI: 10.26726/1812-7096-2020-04-86-92 ПОКАЗАТЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
Аннотация. Цель работы. В статье на основе обобщения материалов научных исследований отдельных авторов выполняется обоснование актуальности использования инноваций для увеличения уровня конкурентоспособности гостиничных услуг и сервисного обслуживания клиентов, проводится анализ показателей инновационного развития предприятий гостиничного комплекса экономики России. Метод и методология проведения работы. На основе выборочного наблюдения сформирован статистический свод и проведен последующий сравнительный анализ информации по наиболее актуальным показателям инновационного развития гостиничных предприятий, выполнен расчет ряда показателей динамического изменения. Результаты. Проведена оценка интенсивности инновационного развития предприятий гостиничного бизнеса России и стран ЕС на основе ряда относительных показателей. Выделяются и обосновываются основные тенденции инновационного развития предприятий гостиничного бизнеса отечественной индустрии туризма, неукоснительно свидетельствующие о важности интеграции инновационных разработок в деятельность гостиничных предприятий. Полученные сравнительные данные демонстрируют позитивные результаты от внедренческой инновационной деятельности и необходимость дальнейшего развития данного направления с целью вывода гостиничных услуг, предлагаемых индустрией гостеприимства, на передовой международный уровень. Область применения результатов. Результаты проведенного сравнительного анализа могут использоваться при оценке и прогнозировании показателей инновационной деятельности функционирования гостиничных предприятий. Выводы. В статье делается вывод о том, что увеличение за 2012—2018 годы коэффициента инновационной активности гостиничных предприятий на территории нашей страны является недостаточным (низким) в сравнении с аналогичным показателем в странах ЕС, и менеджменту целесообразно уделить особое внимание инновационному развитию гостиничных предприятий.
Ключевые слова: гостиничный бизнес, инновации, инновационное развитие, гостиничные предприятия, расходы на инновации, интенсивность инновационного развития.
IVANOVA ANNA NIKOLAEVNA
extern of Plekhanov Russian University of Economics,
e-mail:[email protected]
INDICATORS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ENTERPRISES HOTEL BUSINESS IN RUSSIA
Abstract. Purpose of work. Based on the generalization of research materials of individual authors, the article substantiates the relevance of using innovations to increase the level of competitiveness of hotel services and customer service, analyzes the indicators of innovative development of enterprises in the hotel complex of the Russian economy. Method and methodology of the work. On the basis of a sample observation, a statistical summary was formed and a subsequent comparative analysis of information on the most relevant indicators of innovative development of hotel enterprises was carried out, and a number of indicators of dynamic change were calculated.
Results. An assessment of the intensity of innovative development of hotel business enterprises in Russia and the EU countries based on a number of relative indicators was carried out. The main trends of innovative development of hotel business enterprises in the domestic tourism industry are highlighted and justified, which strictly indicate the importance of integrating innovative developments into the activities of hotel enterprises. The obtained comparative data demonstrate positive results from the implementation of innovative activities and the need for further development of this direction in order to bring the hotel services offered by the hospitality industry to the advanced international level. Scope of the results. The results of the comparative analysis can be used in evaluating and predicting indicators of innovation in the functioning of hotel enterprises. Conclusions. The article concludes that the increase in 2012-2018 of the coefficient of innovation activity of hotel enterprises in our country is insufficient (low) in comparison with the same indicator in the EU countries, and it is advisable for management to pay special attention to the innovative development of hotel enterprises.
Keywords: hotel business, innovations, innovative development, hotel enterprises, expenses on innovations, intensity of innovative development.
Введение. Основной целью деятельности предприятий гостиничной индустрии, как и любой другой коммерческой организации, является получение прибыли и ее максимизация. Ключевым инструментом в области достижения указанной цели является оказание услуг своим клиентам. При этом чем более качественными являются услуги, предоставляемые предприятиями гостиничного бизнеса своим клиентам, тем более высокими и стабильными являются финансовые потоки в виде доходов, поступающие в экономическую систему гостиничного предприятия. Современная конъюнктура гостиничного бизнеса характеризуется высоким уровнем агрессивности конкурентной среды. В этой связи менеджмент гостиничного предприятия должен постоянно искать и находить резервы увеличения уровня конкурентоспособности услуг и сервисного обслуживания клиентов.
По мнению международных консалтинговых компаний, которые специализируются на решении задач стратегического управления (МсЮшеу, BCG), а также большинства научных исследователей, среди которых можно выделить Н. Д. Алексееву [1], Е. А. Джанджугазову [8], Р. Р. Гареева [7], наиболее актуальным инструментом повышения качества и расширения спектра возможностей сервисного обслуживания клиентов в гостиничном бизнесе является внедрение инноваций. Использование инновационных технологий в системе гостиничного бизнеса служит средством не только повышения качества сервисного обслуживания клиентов, но и источником роста имиджа организации и формирования ее положительного образа среди целевой аудитории потребителей. Для оценки динамики и емкости использования инновационных технологий в системе отечественного гостиничного бизнеса необходимо рассмотреть ряд показателей, отражающих макроэкономические составляющие данного явления. Исследование и аналитическая интерпретация представленного массива статистических данных позволит выделить достоверные тенденции инновационного развития предприятий гостиничного бизнеса России.
Целью написания данной работы является исследование показателей и обоснование тенденций инновационного развития гостиничных предприятий России. Цель работы достигается в процессе решения следующих задач:
- провести анализ динамики основных показателей инновационного развития гостиничных предприятий России;
- выполнить сравнительный анализ инновационной активности предприятий гостиничного бизнеса России и стран ЕС;
- рассмотреть темпы роста инновационной активности предприятий гостиничного бизнеса России.
Методы исследования. Достижение указанной в работе цели и решение поставленных задач будет осуществляться посредством использования верифицированного научно -методического аппарата. При написании использован ряд методов исследования. В качестве основного метода исследования в работе планируется применить метод обобщения и интерпретации статистических данных на основе проведенных аналитических расчетов. В процессе
Иванова А.Н.
ПОКАЗАТЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
применения данного метода исследования обобщены статистические материалы о состоянии инновационного развития предприятий гостиничного бизнеса в России. Кроме того, при выполнении работы были использованы методы выборочного наблюдения, сравнения, экономического анализа, статистического прогнозирования.
Основная часть. Для качественного обоснования тенденций инновационного развития предприятий гостиничного бизнеса России необходимо провести динамический анализ ряда статистических показателей. Исследование данных показателей позволит сформировать достоверное мнение о динамике развития индустрии гостиничного бизнеса в целом и об уровне инновационной активности в нем. В таблице 1 рассмотрим основные показатели инновационного развития предприятий гостиничного бизнеса России.
Таблица 1
Основные показатели инновационного развития предприятий гостиничного бизнеса России
Показатель 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год Темп прироста базисный, %
Объем платных услуг предприятий гостиничного бизнеса России, млрд руб. 141 162,4 175,7 189 213,3 219,9 257,5 82,62
Темп прироста цепной, % - 15,18 8,19 7,57 12,86 3,09 17,10 -
Объем номерного фонда предприятий гостиничного бизнеса России, тыс. ед. 301,2 319,3 372,9 433,1 482 508,3 553,7 83,83
Темп прироста цепной, % - 6,01 16,79 16,14 11,29 5,46 8,93 -
Сумма расходов на разработку и внедрение инноваций в деятельности предприятий гостиничного бизнеса России, млн руб. 7994,7 92893 9013,4 8977,5 113689 13369,9 17432,8 118,05
Темп прироста цепной, % - 16,19 -2,97 -0,40 26,64 17,60 30,39 -
Источник: составлено автором на основе материалов источников [12], [4], [5].
На основе выполненных расчетов в первую очередь можно сделать вывод о том, что в целом за исследуемый период времени предприятия гостиничного бизнеса России стали уделять существенно большее внимание внедрению инновационных технологий в процессы сервисного обслуживания клиентов. Данный факт подтверждается растущей динамикой показателя, характеризующего величину расходов на разработку и внедрение инноваций в деятельности предприятий гостиничного бизнеса России. На основе анализа статистического материала очевидно, что в 2018 году по сравнению с 2012 годом величина расходов на разработку и внедрение инноваций предприятиями гостиничного бизнеса России увеличивается на 118,05 %. В этой связи важно отметить, что динамика данных расходов носит неравномерный характер. В течение рассматриваемых семи лет в 2014 и 2015 годах цепные темпы прироста расходов на инновационную деятельность предприятия гостиничного бизнеса России имели отрицательное значение, что говорит об уменьшении величины данного показателя в указанный временной период.
Активный прирост расходов на внедрение инновационных технологий в деятельности предприятий гостиничного бизнеса России отмечается в 2016-2018 годах. В 2016 году по сравнению с 2015 годом величина данного показателя увеличилась всего на 26,64 %, в 2017 году по сравнению с 2016 годом темп прироста составил 17,60 %, а в 2018 году относительно 2017 года - 30,39 %. Выявленная растущая динамика расходов гостиничных предприятий России на внедрение инновационных технологий в 2016-2018 годах обусловлена проведением в нашей стране чемпионата мира по футболу. Проведение данного мероприятия потребовало от гостиничного менеджмента существенного повышения качества и спектра сервисного обслу-
живания клиентов для повышения уровня конкурентоспособности гостиничных предприятий. Решение данной задачи происходило за счет внедрения инновационных технологий и разработок в деятельность предприятий гостиничного бизнеса России [16].
В процессе анализа инновационного развития гостиничных предприятий России необходимо также выделить общую тенденцию их функционирования в отечественной экономической системе. Решение данной задачи в работе выполнено на основе аналитической интерпретации динамики показателей объема платных услуг и номерного фонда предприятий гостиничного бизнеса России. По итогам выполненных расчетов можно сделать вывод о том, что объем платных услуг предприятий гостиничного бизнеса России на протяжении исследуемого периода стабильно увеличивается, что говорит об устойчивости функционирования коммерческих организаций данного типа в экономической системе страны. В 2018 году по сравнению с 2012 годом величина данного показателя в целом выросла на 82,62 %. Наибольший прирост объема платных услуг предприятий гостиничного бизнеса России отмечается в 2018 году по сравнению с 2017 годом, когда цепной темп прироста данного показателя был равен 17,10 %, а минимальный прирост был зафиксирован в 2017 году по сравнению с 2016 годом в размере 3,09 %.
Объем номерного фонда предприятий гостиничного бизнеса России за семь исследуемых лет также имеет стабильную тенденцию к росту, что свидетельствует о расширении сервисного потенциала гостиничных предприятий отечественной экономики. На основе анализа статистических данных можно сделать вывод о том, что в 2018 году по сравнению с 2012 годом объем номерного фонда предприятий гостиничного бизнеса России увеличился на 83,83 %. Максимальный прирост данного показателя в рамках исследуемого временного периода происходит в 2014 году по сравнению с 2013 годом в размере 16,79 %, а наименьшее увеличение за период 2016-2017 годов - в размере 5,46 %.
Для оценки инновационного развития предприятия гостиничного бизнеса России необходимо, помимо абсолютных показателей, рассмотреть и относительные показатели. Для оценки инновационного развития предприятий гостиничного бизнеса России, на наш взгляд, целесообразно провести расчет коэффициента инновационной активности [3]. Методика расчета коэффициента инновационной активности предприятий гостиничного бизнеса России имеет следующий вид:
7и
Киа = (1),
где Киа - величина коэффициента инновационной активности предприятий гостиничного бизнеса России;
1и - сумма расходов на разработку и внедрение инноваций в деятельность предприятий гостиничного бизнеса России;
Ур - объем платных услуг предприятий гостиничного бизнеса России.
На рисунке 1 представим динамику коэффициента инновационной активности предприятий гостиничного бизнеса России. С учетом представленного статистического материала можно сделать вывод о том, что для предприятий гостиничного бизнеса России величина коэффициента инновационной активности в целом увеличивается на протяжении исследуемого временного периода. Так, в 2018 году по сравнению с 2012 годом размер коэффициента инновационной активности гостиничных организаций России вырос на 1,1. На протяжении 20122018 годов значение данного показателя носило крайне вариативный характер. В 2014 и 2015 годах происходит уменьшение коэффициента инновационной активности, но в дальнейшем можно говорить о существовании устойчивой тенденции его роста. Выполненные расчеты позволяют сделать вывод о том, что в 2016 году по сравнению с 2015 годом значение коэффициента инновационной активности увеличилось на 0,58, далее в 2017 году относительно 2016 года рост составил 0,75, и наконец, в 2018 году по сравнению с 2017 годом прирост данного показателя оказался равен 0,69. Таким образом, наибольший прирост данного показателя фиксируется в 2017 году по сравнению с 2016 годом.
ИВАНОВА А.Н.
ПОКАЗАТЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
¡>012 ГОД 301) ГШ 3014 ГШ 301) ГОЛ 301« ГШ ЛПТГЬД 3018 гол ■ kit >фф||ЩЬг1П lUHotalflvHIun U'tiiHtOL'tti,
Рис. 1. Динамика коэффициента инновационной активности предприятий гостиничного бизнеса России. Источник: составлено автором на основе материалов источников [12], [4], [5].
Для комплексной оценки уровня инновационного развития предприятий гостиничного бизнеса России необходимо выполнить сравнительный анализ с аналогичными показателями функционирования гостиничных организаций экономических систем других стран. Для решения данной задачи выполним сравнительный анализ динамики коэффициента инновационной активности предприятий гостиничного бизнеса России и стран ЕС. Результаты проведенной сравнительной оценки отразим на рисунке 2. На основе выполненных статистических расчетов прослеживается очевидность факта, что в гостиничных предприятиях стран ЕС величина коэффициента инновационной активности стабильно увеличивается на протяжении семи лет, и в 2018 году по сравнению с 2012 годом значение данного показателя выросло на 2,66. По итогам сравнительной оценки бесспорным является то, что величина коэффициента инновационной активности гостиничных предприятий стан ЕС существенно, почти в два раза, превышает значение аналогичного показателя для предприятий гостиничного бизнеса России. Причем стоит отметить, что с течением времени разрыв в величине коэффициента инновационной активности увеличивается с 1,99 раза в 2012 году до 2,07 раза в 2018 году.
2012™ 2(113 пл 2014 та 2013 гад 2016 гад 2017 год 2016 mil
■ Ко Н{и|)|[Ц]|еНТ ILHHOh.bllllOHHOii Л ] ILblbLllt ILL ГОСТИНИЧНЫХ ЛрСЗИрПЯ Illtt РОССИИ. " • QkOMi»|)ltLlJliblT ЮЮМЦМОНЦОЙ КТНЛЖЧ-ТН ГОСТННИЧНЫ* И[Ч.ЛЦЯЫ1И[1 Qt'.
Рис. 2. Сравнительная оценка уровня инновационной активности предприятий гостиничного бизнеса России и стран ЕС. Источник: составлено автором на основе материалов источников [16], [3], [4, [6].
Результаты. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что инновационная активность предприятий гостиничного бизнеса экономической системы России развивается поступательными темпами. Данный вывод делается на основе выявленной растущей динамики суммы расходов на разработку и внедрение инноваций в деятельность предприятий гостиничного бизнеса России. Кроме того, стоит отметить увеличение за 2012-2018 годы коэффициента инновационной активности гостиничных предприятий на территории нашей страны. Негативной характеристикой динамики инновационного развития гостиничных предприятий России является низкая величины коэффициента инновационной активности по сравнению с данным показателем предприятий гостиничного бизнеса стран ЕС. Помимо этого, обращают на себя внимание низкие темпы роста коэффициента инновационной активности, что требует от менеджмента предприятий гостиничного бизнеса более интенсивного внедрения инновационных технологий и разработок для повышения качества и спектра услуг в области сервисного обслуживания клиентов.
Выводы. Показатели инновационного развития предприятий гостиничного бизнеса в России свидетельствуют о необходимости дальнейшего повышения международной конкурентоспособности посредством внедрения инновационных разработок или гибридизации новшеств из других отраслей.
Литература
1. Алексеева Н. Д. Особенности развития инновационных технологий в гостиничной индустрии /Н. Д. Алексеева, О. А. Полукарова // Развитие туризма в контексте инновационных процессов современной экономики. Сборник материалов международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 126-137.
2. Аналитический интернет-сайт alterainvest. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// alterainvest.ru. (дата обращения 17.01.2020), свободный. - Загл. с экрана.
3. Аналитический интернет-сайт BusinesStat. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// businesstat.ru (дата обращения 17.01.2020), свободный. - Загл. с экрана.
4. Аналитический интернет-сайт expo.openhospitality. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// expo.openhospitality.org (дата обращения 17.01. 2020), свободный. - Загл. с экрана.
5. Аналитический интернет-сайт hotelier.pro. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// hotelier.pro (дата обращения 17.01.2020), свободный. - Загл. с экрана.
6. Аналитический интернет-сайт roif-expert. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://roif-expert.ru (дата обращения 17.01.2020), свободный. - Загл. с экрана.
7. Гареев Р. Р., Штыхно Д. А. Инновационные методы стимулирования спроса в индустрии гостеприимства и туризма: учебное пособие // ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», Москва, 2019. - 96 с.
8. Джанджугазова Е. А. Российский туризм в «новой реальности»: постановка проблемы //Российские регионы: взгляд в будущее. - 2015. - № 4 (5).
9. Джанджугазова Е. А., Иванова А. Н. Инновационные аспекты развития туристического и гостиничного бизнеса: потребительские инновации // EurasionCenterofInnovativeDevelopment «DARA» / Global Scienseand Innovations V/Proceedings /Febrary 10, 2019 / GdanskUniversity, Gdansk, Poland. С. 515-519.
10. Интернет-портал proHOTEL. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://prohotel.ru (дата обращения 17.01.2020), свободный. - Загл. с экрана.
11. Коновалова Е. Е. Инновационные технологии управления сервисным обслуживанием в гостиничном бизнесе [Текст] / Е. Е. Коновалова, А. А. Силькевич // Современные проблемы туризма и сервиса. Сборник статей научных докладов по итогам Всероссийской научной конференции. Под редакцией
H. А. Платоновой, О. Е. Афанасьева. - 2018. - С. 100-105.
12. Михайлова О. П. Формирование показателей оценки эффективности инновационной деятельности организации индустрии гостеприимства [Текст] / О. П. Михайлова, А. В. Логутова // Молодой ученый. - 2016. - № 6. - С. 489-493.
13. Официальный сайт Агентства инноваций и развития экономических и социальных проектов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.innoros.ru (дата обращения 17.01.2020), свободный. - Загл. с экрана.
14. Официальный сайт Федерального агентства по туризму РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.russiatourism.ru (дата обращения 17.01.2020), свободный. - Загл. с экрана.
15. Пляскина М. А. Основные инновационные тенденции на рынке гостиничных услуг /М. А. Пляскина // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. - № 4(44). - URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/4 (44).pdf (дата обращения: 17.01.2020).
16. Dzhandzhugazova E. A., Zhubreva T. V., Ivanova A. N., Savinkina L. A. Innovative activity as a tool for the development of industries in Russia (on the example of tourism and hospitality industry) // Журнал International journal of applied exercise physiology. 2019. V. 8. No. 2. 1. 2019. - С. 610-614.
References:
I.Alekseeva N. D. Osobennosti razvitiya innovacionnyh tekhnologij v gostinichnoj industrii / N. D. Alekseeva, O. A. Polukarova // Razvitie turizma v kontekste innovacionnyh processov sovremennoj ekonomiki. Sbornik
ИВАНОВА А.Н.
ПОКАЗАТЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - 2018. - S. 126-137.
2. Analiticheskij internet-sajt alterainvest. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://alterainvest.ru. (data obrashcheniya 17.01.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
3. Analiticheskij internet-sajt BusinesStat. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://businesstat.ru (data obrashcheniya 17.01.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
4. Analiticheskij internet-sajt expo.openhospitality. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http:// expo.openhospitality.org (data obrashcheniya 17.01. 2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
5. Analiticheskij internet-sajt hotelier.pro. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://hotelier.pro (data obrashcheniya 17.01.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
6. Analiticheskij internet-sajt roif-expert. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://roif-expert.ru (data obrashcheniya 17.01.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
7. Gareev R. R., SHtyhno D. A. Innovacionnye metody stimulirovaniya sprosa v industrii gostepriimstva i turiz-ma: uchebnoeposobie //FGBOU VO «REU im. G. V. Plekhanova», Moskva, 2019. - 96 s.
8. Dzhandzhugazova E. A. Rossijskij turizm v «novoj real'nosti»: postanovka problemy // Rossijskie regiony: vzglyad v budushchee. - 2015. - № 4 (5).
9. Dzhandzhugazova E. A., Ivanova A. N. Innovacionnye aspekty razvitiya turisticheskogo i gostinichnogo biznesa: potrebitel'skie innovacii // EurasionCenterofInnovativeDevelopment «DARA» / Global Scienseand Innovations V/ Proceedings / Febrary 10, 2019 / GdanskUniversity, Gdansk, Poland. S. 515-519.
10. Internet-portal proHOTEL. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://prohotel.ru (data obrashcheniya 17.01.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
11. Konovalova E. E. Innovacionnye tekhnologii upravleniya servisnym obsluzhivaniem v gostinichnom biznese [Tekst] /E. E. Konovalova, A. A. Sil'kevich //Sovremennyeproblemy turizma i servisa. Sbornik statej nauchnyh dokladov po itogam Vserossijskoj nauchnoj konferencii. Pod redakciej N. A. Platonovoj, O. E. Afanas'eva. -2018. - S. 100-105.
12. Mihajlova O. P. Formirovanie pokazatelej ocenki effektivnosti innovacionnoj deyatel'nosti organizacii industrii gostepriimstva [Tekst] / O. P. Mihajlova, A. V. Logutova //Molodoj uchenyj. - 2016. - № 6. - S. 489493.
13. Oficial'nyj sajt Agentstva innovacij i razvitiya ekonomicheskih i social'nyh proektov. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.innoros.ru (data obrashcheniya 17.01.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
14. Oficial'nyj sajt Federal'nogo agentstva po turizmu RF. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// www.russiatourism.ru (data obrashcheniya 17.01.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
15. Plyaskina M. A. Osnovnye innovacionnye tendencii na rynke gostinichnyh uslug /M. A. Plyaskina //Mo-lodezhnyj nauchnyj forum: Obshchestvennye i ekonomicheskie nauki: elektr. sb. st. po mat. XLIV mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf. - № 4(44). - URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/4(44).pdf (data obrashcheniya: 17.01.2020).
16. Dzhandzhugazova E. A., Zhubreva T. V., Ivanova A. N., Savinkina L. A. Innovative activity as a tool for the development of industries in Russia (on the example of tourism and hospitality industry) // ZHurnal International journal of applied exercise physiology. 2019. V. 8. No. 2. 1. 2019. - S. 610-614.