УДК 612.821:613.7351:378.180.6
001: https://doi.org/10.17816/PAVLOVJ96768
Показатели функциональной латеральной организации у студентов-юношей медицинского вуза с различным уровнем физической подготовленности
И . М . Мазикинн, М . М . Лапкин, М . В . Акулина, П . А. Кулагин
Рязанский государственный медицинский университет имени академика И . П. Павлова, Рязань, Российская Федерация
АННОТАЦИЯ
Введение. Одним из показателей функциональных резервов организма человека является уровень его физической подготовленности, который зависит не только от совершенствования различных методик в процессе обучения студентов на занятиях по физической культуре, но и от индивидуальных особенностей обучающихся, в т ч от показателей функциональной латерализации
Цель. Установить характер взаимосвязей между показателями функциональной латерализации и показателями физической подготовленности студентов-юношей медицинского вуза .
Материалы и методы. Определение функциональной латерализации осуществлялось общепринятыми тестовыми методами и методом нейроэнергокартирования у 120 практически здоровых студентов-юношей медицинского вуза в возрасте от 18 до 23 лет . Физическую подготовленность оценивали в ходе общепринятых испытаний по выявлению силовой подготовленности, скоростно-силовой подготовленности, скоростной выносливости . Все параметры обрабатывались непараметрическими методами статистики с использованием корреляционного и кластерного анализа
Результаты. По критерию физической подготовленности выделено две группы студентов-юношей: группа с относительно высоким уровнем скоростно-силовой выносливости и гибкости (1 кластер, п = 71) и группа с относительно высоким уровнем силовой подготовленности (2 кластер, п = 49) . Степень выраженности как интегрального (коэффициент профиля латеральной организации, КПЛО), так и парциальных показателей (мануальной и сенсорной асимметрий) функциональной латерализации у представителей 2 кластера выше, при этом анализ изменений уровня постоянного потенциала (метод нейроэнергокартирования) при проведении функциональных проб показал лишь наметившуюся тенденцию в различиях между кластерами . Также в 1 кластере выявлены слабые (г < 0,3, р < 0,05) отрицательные связи между показателями функциональной латерализации, выявленными с помощью поведенческих тестов, и изменениями уровня постоянного потенциала левого и правого полушарий головного мозга (отведение тсиб) в ходе нагрузочного тестирования . У испытуемых второго кластера корреляций не выявлено
Вывод. Результаты проведенного комплексного анализа свидетельствуют, по мнению авторов, о различиях центрально-периферических отношений в системной организации физиологических функций, обеспечивающей неодинаковую физическую подготовленность у юношей с относительно высоким уровнем скоростно-силовой выносливости и гибкости (1 кластер) и юношей с относительно высоким уровнем силовой подготовленности (2 кластер)
Ключевые слова: функциональная латеральная организация; уровень физической подготовленности; кластерный анализ, нейроэнергокартирование
Для цитирования:
Мазикин И.М., Лапкин М.М., Акулина М.В., Кулагин П.А. Показатели функциональной латеральной организации у студентов-юношей медицинского вуза с различным уровнем физической подготовленности // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2022. Т. 30, № 3. С. 367-374. 001: https://doi.org/10.17816/PAVL0VJ96768
Рукопись получена: 19. 01. 2022
Рукопись одобрена: 04 . 04 . 2022
Опубликована:30. 09. 2022
ЭКО* ВЕКТОР
© Эко-Вектор, 2022 Все права защищены
DOI: https://doi.org/10.17816/PAVLOVJ96768
Parameters of Functional Lateral Organization
of Students of Medical University
with Different Levels of Physical Fitness
Ivan M . MazikinH, Mikhail M . Lapkin, Mariya V . Akulina, Pavel A. Kulagin
Ryazan State Medical University, Ryazan, Russian Federation
ABSTRACT
INTRODUCTION: One of the parameters of the functional reserves of the human body is the level of physical fitness, which depends not only on the improvement of various methods used in the education of students in physical culture, but also on the individual characteristics of students, including parameters of their functional lateralization
AIM: To establish the character of the interrelations between the parameters of functional lateralization and the parameters of physical fitness in medical university students
MATERIALS AND METHODS: Functional lateralization was determined by both the conventional test methods and by the method of neuro-energo mapping in 120 practically healthy medical university students of male gender aged 18 to 23 years . Physical fitness was assessed in conventional tests for determination of strength fitness, speed-strength fitness, speed endurance . All the data were processed using non-parametric statistical methods and correlation and cluster analysis
RESULTS: Based on the criterion of physical fitness, young men were divided to two groups: a group with a relatively high level of speed and strength endurance and flexibility (cluster 1, n = 71), and a group with a relatively high level of strength fitness (cluster 1, n = 49) . Both the integral (coefficient of lateral organization profile CLOP) and partial parameters (manual and sensory asymmetry) of the functional lateralization were higher in the representatives of cluster 2, with this, the analysis of changes of the permanent potential level (method of neuro-energo mapping) in functional tests showed only an emerging tendency in the differences between the clusters . Also, in cluster 1, weak (r < 0 . 3, p < 0 . 05) negative relationships between the parameters of functional lateralization were found in behavioral tests, and between changes in the permanent potential level of the left and right cerebral hemispheres (Td-Ts lead) in load tests . In the representatives of the second cluster, no correlations were found .
CONCLUSION: The results of the performed comprehensive analysis evidence, in the authors' opinion, the differences in the central-peripheral relationships in the systemic organization of physiological functions that determine non-uniform physical fitness in young men with a relatively high level of speed-strength endurance and flexibility (cluster 1) and those with a relatively high level of strength fitness (cluster 2) .
Keywords: functional lateral organization; level of physical fitness; cluster analysis, neuro-energo mapping For citation:
Mazikin IM, Lapkin MM, Akulina MV, Kulagin PA. Parameters of Functional Lateral Organization of Students of Medical University with Different Levels of Physical Fitness. I.P. Pavlov Russian Medical Biological Herald. 2022;30(3):367-374. DOI: https://doi.org/10.17816/PAVLOVJ96768
Received: 19 . 01. 2022 Accepted: 04 . 04 . 2022 Published: 30. 09. 2022
© Eco-Vector, 2022 All rights reserved
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
КПЛО — коэффициент профиля латеральной организации
НЭК — нейроэнергокартирование
ПЛО— профиль латеральной организации
ТСБ — тест беглости словесных ответов
УПП — уровень постоянного потенциала
ВВЕДЕНИЕ
Формирование высоких уровней функциональных резервов организма человека является важным аспектом его адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды [1, 2] . Одним из показателей функциональных резервов организма человека служит уровень его физической подготовленности [3, 4] В настоящее время формирование физической подготовленности тесно связано с совершенствованием различных методик в процессе обучения студентов на занятиях по физической культуре [5, 6] . Однако появилось достаточное количество данных о том, что динамика формирования функциональных резервов зависит не только от организации учебного процесса на занятиях по физической культуре, но и от индивидуальных особенностей обучающихся, в т ч от показателей их функциональной латерализа-ции [7-9] . Исследования в этой области требуют совершенствования методов оценки функциональной латера-лизации, поскольку данные о соотношении суммарной биоэлектрической активности коры больших полушарий головного мозга и показателей функциональной латера-лизации весьма противоречивы [10-12] .
Цель — установить характер взаимосвязей между показателями функциональной латерализации, выявленными общепринятыми тестовыми методами и методом нейроэнергокартирования (НЭК), и показателями физической подготовленности студентов медицинского вуза
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Было обследовано 120 практически здоровых испытуемых мужского пола в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся в Рязанском государственном медицинском университете имени академика И. П . Павлова (ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России) . Исследование одобрено Локальным этическим комитетом при ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России (протокол № 14 от 1 1. 04 . 2021 г . ) . Всеми участниками исследования было подписано Информированное согласие
Исследования базировались на системном подходе и включали в себя несколько этапов
Первым этапом было проведение комплексного обследования испытуемых, включающее оценку профиля латеральной организации (ПЛО) и отдельных видов асимметрий с помощью поведенческих тестов и анкетирования Определяли коэффициент различных видов асимметрии (сенсорной и моторной) и рассчитывали интегральный показатель - коэффициент профиля латеральной организации [13] .
Для количественной оценки функциональной ла-терализации рассчитывали интегральный показатель ПЛО — КПЛО (коэффициент профиля латеральной организации):
Кпло= (П~Л) / (П+Л+А) X 100%
где П — число результатов, в которых преобладала правосторонняя латерализация, Л — число результатов, в которых преобладала левосторонняя латера-лизация, А — отсутствие преобладания . При КПЛО > 0 принималось заключение о правосторонней латерали-зации, при КПЛО < 0 — о левосторонней латерализации, при КПЛО = 0 испытуемый считался амбидекстром .
На втором этапе для выявления функциональной динамической латерализации мозга использовали методику НЭК на аппаратно-программном комплексе «Нейроэнергометр Нейро-КМ» (Российская Федерация) [14, 15] . Показателем, отражающим функциональную активность полушарий головного мозга, являлся уровень постоянного потенциала (УПП) Регистрацию УПП проводили монополярно в пяти отведениях: от ниж-не-лобной, центральной, затылочной, а также правой и левой височных областей головы (точки Р2, С2, 02, ТС Тб по международной схеме 10-20) . Запись УПП осуществляли через 5-7 мин после наложения на точки головы электродов, под которые помещали ватные тампоны, пропитанные гипертоническим раствором . Одновременно с этим на запястье правой руки накладывали смоченную гипертоническим раствором манжету с укрепленным референтным электродом Для выявления функциональной динамической латерализации головного мозга при регистрации УПП испытуемым предлагали выполнить три теста: • гипервентиляционную пробу,
• табличный тест Шульте-Платонова,
• тест беглости словесных ответов (син . : тест словесной беглости, ТСБ) .
На третьем этапе на кафедре физического воспитания оценивали физическую подготовленность с использованием общепринятых испытаний:
• силовую подготовленность (подтягивание на перекладине),
• скоростно-силовую подготовленность (прыжок в длину с места),
• скоростную выносливость (бег на 100 м и на 1000 м),
• гибкость (наклон вперёд из положения стоя) [16-18] .
Статистический анализ результатов был выполнен в пакете прикладных лицензионных программ Microsoft Office 2010, Statistica Basic Academic 13 (серийный номер AXA003J115213FAACD-X). Используя критерий Шапиро-Уилка, выполняли проверку данных на нормальность распределения . Распределение величин, отличавшихся от нормальных, представлено в виде медианы с указанием 25-го и 75-го перцентилей (Ме (Q25%; Q75%)) . Значимость различий между показателями оценивали с использованием критерия Манна-Уитни (критерий статистической значимости — р < 0,05) [19] .
РЕЗУЛЬТАТЫ
По результатам оценки межполушарной асимметрии, выявленной стандартными тестовыми методами, испытуемых юношей разделили на лиц с преимущественно правосторонней латерализацией (60%) и преимущественно левосторонней латерализацией (40%) .
Исходя из результативности сдачи контрольных нормативов по пяти основным физическим качествам, которые определяли на занятиях по физической культуре, с помощью кластерного анализа [19, 20] было
произведено деление испытуемых на относительно однородные группы (рис . 1) .К 1 кластеру были отнесены испытуемые, показавшие наилучшие результаты в беге на 100 м, беге на 1000 м и в гибкости . Ко 2 кластеру — испытуемые, показавшие наилучшие результаты в подтягивании на перекладине и в прыжке в длину с места .
Комплексное обследование испытуемых общепринятыми тестовыми методами определения функциональной асимметрии выявило, что испытуемые 1 кластера имели преимущественно (70%) правостороннюю лате-рализацию, испытуемые 2 кластера — также преимущественно (80%) правостороннюю латерализацию . Результаты комплексного исследования функциональной латерализации общепринятыми методами определения коэффициента ПЛО, моторной и сенсорной асимметрий, анкеты по Аннет представлены в таблице 1.
Представленные данные (табл 1) свидетельствуют о том, что степень выраженности как интегрального (КПЛО), так и парциальных показателей функциональной латерализации (мануальной и сенсорной асимметрий) у представителей 2 кластера статистически значимо выше . Анализ изменений уровня УПП (метод НЭК) при проведении функциональных проб показал лишь наметившуюся тенденцию в различиях между кластерами (табл 2)
Таким образом, различия между кластерами по показателям функциональной латерализации УПП менее очевидны (табл 2), что справедливо как для исходного фона, так и для результатов проведенных проб .
На следующем этапе проведен корреляционный анализ между показателями функциональной латерализации, выявленными с помощью традиционных тестовых методов (ПЛО, моторной и сенсорной асимметрий, по анкете Аннет), и показателями динамической функциональной латерализации, выявленными методом НЭК при выполнении функциональных проб (рис. 2) .
Рис. 1. Результаты кластерного анализа методом К-средних по критерию результативности выполнения контрольных нормативов по физической культуре.
Таблица 1. Сравнительный анализ показателей функциональной латерализации (Ме (Q25%; Q75%) испытуемых в выделенных кластерах
Показатели Кластер 1 Кластер 2 U р
71 49 - -
КПЛО 40,7 (-40,0; 52,1) 50,0 (-3,6; 60,7) 1303 0,019
Мануальная асимметрия 17,0 (-66,0; 83,0) 50,0 (17,0; 99,0) 1344 0,034
Сенсорная асимметрия 66,0 (0; 100,0) 100,0 (0; 100,0) 1361 0,043
Опросник Аннет 72,0 (-64,0; 100,0) 90,0 (72,0; 100,0) 1294 0,017
Примечания: Me — медиана; Q25% — нижний квартиль; Q75% — верхний квартиль; U — критерий Манна-Уитни; p — уровень статистической значимости
Таблица 2. Сравнительный анализ показателей функциональной латерализации уровня постоянного потенциала (Ме (Q25%; Q75%) при проведении функциональных проб
Показатели Кластер 1 Кластер 2 U р
71 49 - -
Исходный фон 2,9 (-2,0; 6,1) 5,2 (-0,2; 6,6) 1546 0,304
Гипервентиляция 2,8 (-2,0; 7,2) 4,7 (-0,7; 7,8) 1563 0,348
Проба теста беглости словесных ответов 4,7 (-2,8; 9,3) 6,1 (-1,4; 10,7) 1623 0,537
Тест Шульте-Платонова 3,8 (-2,0; 7,5) 6,1 (-1,2; 8,4) 1556 0,329
Примечания: Ме — медиана; Ц25% — нижний квартиль; Ц75% — верхний квартиль; и — критерий Манна-Уитни; р — уровень статистической значимости
Анализ показал, что в первом кластере обнаружены статистически значимые (р < 0,05) слабые (г < 0,3) отрицательные связи между показателями функциональной латерализации, выявленными с помощью поведенческих тестов, и изменениями УПП левого и правого полушарий головного мозга (отведение тс-тб) в ходе нагрузочного
тестирования . У испытуемых второго кластера подобных взаимосвязей выявлено не было . Это может свидетельствовать, на наш взгляд, об определенной системной организации центральных и периферических структур и механизмов, обеспечивающих определенный уровень силовой или скоростной выносливости .
Рис. 2. Корреляционные плеяды, отражающие характер взаимосвязей между показателями латерализации, выявленными общепринятыми методами, и показателями динамической функциональной латерализации, выявленными методом НЭК.
ОБСУЖДЕНИЕ
Представленные данные свидетельствуют о том, что использование кластерного анализа позволило выявить относительно однородные по критерию физической подготовленности группы студентов-юношей, обучающихся в медицинском вузе: группу с относительно высоким уровнем скоростно-силовой выносливости и гибкости (1 кластер) и группу с относительно высоким уровнем силовой подготовленности (2 кластер) . Испытуемые юноши, имеющие относительно высокую скорост-но-силовую физическую подготовленность и гибкость (1 кластер), характеризуются низким уровнем функциональной латерализации, отражающейся как в интегральных, так и парциальных показателях, выявленных традиционными тестовыми методами Представители 2 кластера, отличающиеся высоким уровнем силовой подготовленности, характеризуются высоким уровнем функциональной латерализации, отражающейся как в интегральных, так и парциальных показателях, выявленных традиционными тестовыми методами .
Данные, полученные при исследовании уровня постоянного потенциала коры больших полушарий головного мозга с помощью метода НЭК, свидетельствуют о значительной вариабельности и отсутствии существенных различий этого показателя у представителей выявленных кластеров
Также выявлены различия в результатах корреляционного анализа у представителей первого и второго кластеров между показателями динамической функциональной латерализации, выявленной методом НЭК при проведении функциональных проб, и показателями функциональной латерализации, выявленными традиционными тестовыми и поведенческими методами .
ВЫВОД
Результаты проведенного комплексного анализа свидетельствуют, по мнению авторов, о различиях центрально-периферических отношений в системной организации физиологических функций, обеспечивающей неодинаковую физическую подготовленность у юношей с относительно высоким уровнем скоростно-силовой выносливости и гибкости (1 кластер) и юношей с относительно высоким уровнем силовой подготовленности (2 кластер).
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Финансирование. Авторы заявляют об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Вклад авторов: Мазикин И. М. — сбор данных и обработка материала, подготовка макета статьи, ответственность за целостность всех частей статьи; Лапкин М. М. — концепция и дизайн исследования, редактирование текста, утверждение окончательного варианта статьи; Акулина М. В. — дизайн исследования, редактирование текста, оформление иллюстраций статьи; Кулагин П. А. — сбор данных и статистическая обработка материала. Все авторы подтверждают соответствие своего авторства международным критериям ICMJE (все авторы внесли существенный вклад в разработку концепции, проведение исследования и подготовку статьи, прочли и одобрили финальную версию перед публикацией).
Funding. This study was not supported by any external sources of funding. Conflict of interests. The authors declares no conflicts of interests. Contribution of the authors: I. M. Mazikin — data collection and processing of the material, preparation of the article layout, responsibility for the integrity of all parts of the article; M. M. Lapkin—research concept and design, text editing, approval of the final version of the article; M. V. Akulina — research design, text editing, design of illustrations of the article; P. A. Kulagin — data collection and statistical processing of the material. All authors made a substantial contribution to the conception of the work, acquisition, analysis, interpretation of data for the work, drafting and revising the work, final approval of the version to be published and agree to be accountable for all aspects of the work.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Курзанов А.Н., Заболотских Н.В., Ковалев Д.В. Функциональные резервы организма. М.: Издательский дом Академии Естествознания; 2016.
2. Опарина О.Н., Кочеткова Е.Ф. Функциональные резервы адаптации // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 12 (19), ч. 1. С. 32-33.
3. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Кофман Л.Б. Концепция физического воспитания детей и подростков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1. С. 5-10.
4. Сермеев Б.В. Определение физической подготовленности школьников. М.: Педагогика; 1994.
5. Овсянникова М.А. К вопросу о повышении эффективности занятий физической культурой в вузах // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 12 (118). С. 159-163. doi: 10.5930/issn.1994-4683.2014.12.1 18.p159-163
6. Yang C.-B., Dong M.-K. A Study of the correlation between teachers' teaching styles and students' participation motivation in the physical
education // Journal of Baltic Science Education. 2017. Vol. 16, № 2. Р. 199-206.
7. Кабанов Ю.Н. Успешность спортивной деятельности и функциональная асимметрия головного мозга // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 3 (15). С. 194-201.
8. Лапкин М.М., Яковлева Н.В., Прошляков В.Д. Исследование психологических и физиологических детерминант успешности обучения студентов в медицинском вузе // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2014. № 1 (4). С. 75-83. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=69. Ссылка активна на 19.01.2022.
9. Hernández D., Heinila E., Muotka J., et al. Physical activity and aerobic fitness show different associations with brain processes underlying anticipatory selective visuospatial attention in adolescents // Brain Research. 2021. Vol. 1761. P. 147392. doi: 10.1016/j.brainres.2021.147392
10. Анисимова Н.В. Оценка функциональной асимметрии с использованием разных методических подходов // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 7 (38), ч. 2. С. 70-74.
11. Мазикин И.М., Лапкин М.М., Вощинина Н.А., и др. Влияние профиля латеральной организации головного мозга на результативность спортивной деятельности человека и методы его выявления // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2016. № 2. С. 117-126.
12. Шарова Е.В., Ениколопова Е.В., Зайцев О.С., и др. Приемы исследования и оценки функциональной асимметрии мозга человека в норме и патологии. В кн.: Фокин В.Ф., Боголепова И.Н., Гутник Б., и др., ред. Руководство по функциональной межполушарной асимметрии. М.: Научный мир; 2009. С. 617-627.
13. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М.; 1981.
14. Фокин В.Ф., Пономарева Н.В. Интенсивность церебрального энергетического обмена: возможности его оценки электрофизиологическим методом // Вестник РАМН. 2001. № 8. С. 38-43.
15. Фокин В.Ф., Пономарева Н.В. Энергетическая физиология мозга. М.: Антидор; 2003.
16. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (введение в теорию физической культуры; общая теория и методика физического воспитания). 4-е изд. М.: Спорт; 2021.
17. Сирис П.З. Экспериментальное обоснование методики развития физических качеств юных спортсменов на основе применения статических силовых упражнений. М.: ФиС; 2001.
18. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта. 2-е изд. М.: Академия; 2003.
19. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. М.: МедиаС-фера; 2002.
20. Меркулова М.А., Лапкин М.М., Зорин Р.А. Использование кластерного анализа и теории искусственных нейронных сетей для прогнозирования результативности целенаправленной деятельности человека // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2018. Т. 6, № 3. С. 374-382. doi: 10.23888/HMJ201863374-382
REFERENCES
1. Kurzanov AN, Zabolotskikh NV, Kovalev DV. Funktsional'nyye rezervy organizma. Moscow: Izdatel'skiy dom Akademii Estestvoznaniya; 2016. (In Russ).
2. Oparina ON, Kochetkova EF. Functional reserves of adaptation. International Research Journal. 2021;(12, pt 1): 32-3. (In Russ).
3. Lyakh VI, Meikson GB, Kofman LB. The Conception of Physical Education for Children and Teenagers. Physical Culture: Upbringing, Education, Training. 1996;(1):5-10. (In Russ).
4. Sermeyev BV. Opredeleniyefizicheskoypodgotovlennostishkolnikov. Moscow: Pedagogika; 1994. (In Russ).
5. Ovsyannikova MA. To the question of improving the physical education in higher education institution. Uchenye Zapiski Universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2014;(12):159-63. (In Russ). doi: 10.5930/issn.1994-4683.2014.12.118.p159-163
6. Yang C-B., Dong M-K. A Study of the correlation between teachers' teaching styles and students' participation motivation in the physical education. Journal of Baltic Science Education. 2017;16(2):199-206.
7. Kabanov YuN. The successful sports activity and functional asymmetry of the brain. Mir Nauki, Kul'tury, Obrazovaniya. 2009;(3):194-201. (In Russ).
8. Lapkin MM, Yakovleva NV, Proshlyakov VD. Study of the psychological and physiological determinants of success training of students in medical university. Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development. 2014;(1 ):75-83. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=69. Accessed: 2022 January 19. (In Russ).
9. Hernández D, Heinila E, Muotka J, et al. Physical activity and aerobic fitness show different associations with brain processes underlying anticipatory selective visuospatial attention in adolescents. Brain Research. 2021;1761:147392. doi: 10.1016/j.brainres.2021.147392
10. Anisimova NV. The functional asymmetry assessment by different methods. International Research Journal. 2015;(7, pt 2):70-4. (In Russ).
11. Mazikin IM, Lapkin MM, Voshinina NA, et al. Influence of the brain lateral organization profile on effectiveness of sporting activity of a human and methods of its identification. I.P. Pavlov Russian Medical Biological Herald. 2016;(2):117-26. (In Russ).
12. Sharova EV, Enikolopova EV, Zaytsev OS, et al. Priyemy issledovaniya i otsenki funktsional'noy asimmetrii mozga cheloveka v norme i patologii. In: Fokin VF, Bogolepova IN, Gutnik B, et al., editors. Rukovodstvo po funktsional'noy mezhpolusharnoy asimmetrii. Moscow: Nauchnyy Mir; 2009. P. 617-27. (In Russ).
13. Bragina NN, Dobrokhotova TA. Funktsional'nyye asimmetrii cheloveka. Moscow; 1981. (In Russ).
14. Fokin VF, Ponomareva NV. The intensity of cerebral energy metabolism: the possibilities of its evaluation by electrophysiological method. Annals of the Russian Academy of Medical Sciences. 2001;(8):38-43. (In Russ).
15. Fokin VF, Ponomareva NV. Energeticheskaya fiziologiya mozga. Moscow: Antidor; 2003. (In Russ).
16. Matveyev LP. Teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury (vvedeniye v teoriyu fizicheskoy kul'tury; obshchaya teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya). 4th ed. Moscow: Sport; 2021. (In Russ).
17. Siris PZ. Eksperimental'noye obosnovaniye metodiki razvitiya fizicheskikh kachestv yunykh sportsmenov na osnove primeneniya staticheskikh silovykh uprazhneniy. Moscow: FiS; 2001. (In Russ).
18. Kholodov ZhK, Kuznetsov BC. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta. 2nd ed. Moscow: Akademiya; 2003. (In Russ).
19. Rebrova OYu. Statisticheskiy analiz meditsinskikh dannykh. Primeneniye paketa prikladnykh programm STATISTICA. Moscow: MediaSfera; 2002. (In Russ).
20. Merkulova MA, Lapkin MM, Zorin RA. The use of cluster analysis and the theory of artificial neural networks to predict the effectiveness of targeted human activity. Science of the Young (Eruditio Juvenium). 2018;6(3):374-82. (In Russ). doi: 10.23888/HMJ201863374-382
ОБ АВТОРАХ
*Мазикин Иван Михайлович;
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1301-4749; eLibrary SPIN: 9525-8602; e-mail: [email protected]
Лапкин Михаил Михайлович, д.м.н., профессор; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1826-8307; eLibrary SPIN: 5744-5369; e-mail: [email protected]
Акулина Мария Викторовна, к.б.н., доцент;
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3750-788X;
eLibrary SPIN: 4624-5920; e-mail: [email protected]
Кулагин Павел Андреевич;
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5284-0875; eLibrary SPIN: 3623-3309; e-mail: [email protected]
AUTHORS INFO
*Ivan M. Mazikin;
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1301-4749; eLibrary SPIN: 9525-8602; e-mail: [email protected]
Mikhail M. Lapkin, MD, Dr. Sci. (Med.), Professor; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1826-8307; eLibrary SPIN: 5744-5369; e-mail: [email protected]
Mariya V. Akulina, Cand. Sci. (Biol.), Associate Professor; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3750-788X; eLibrary SPIN: 4624-5920; e-mail: [email protected]
Pavel A. Kulagin;
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5284-0875; eLibrary SPIN: 3623-3309; e-mail: [email protected]
* Автор, ответственный за переписку / Corresponding author