ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПСИХОДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК И ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК/UDC 796.01:612
Поступила в редакцию 11.05.2022 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
И.М. Мазикин1
Доктор медицинских наук, профессор М.М. Лапкин1
Кандидат биологических наук, доцент М.В. Акулина1
Доктор медицинских наук, доцент А.Л. Похачевский1, 2
Кандидат медицинских наук, доцент Е.А. Трутнева1
1Рязанский государственный медицинский университет им.акад. И.П. Павлова,Рязань
2Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет), Москва
iNTERRELATiON OF iNDiCATORS OF PSYOHODYNAMiO CHARACTERISTICS AND GENERAL PHYSiCAL PERFORMANCE OF MEDiCAL UNiVERSiTY STUDENTS
I.M. Mazikin1
Dr. Med., Professor M.M. Lapkin1
PhD, Associate Professor M.V. Akulina1
Dr. Med., Associate Professor A.L. Pokhachevsky1, 2
PhD, Associate Professor E.A. Trutneva1
1 I.P. Pavlov Ryazan State Medical University, Ryazan
2 I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
Аннотация
Цель исследования - оценить характер взаимосвязей между показателями психодинамических характеристик, общей физической работоспособности и показателями базовой физической подготовленности у студентов медицинского университета.
Методика и организация исследования. В ходе эксперимента оценивалась общая физическая работоспособность 120 испытуемых мужского пола в возрасте от 18 до 23 лет, с помощью метода велоэргометрии, их психодинамические характеристики (личностная тревожность, личностная диспозиция нацеленности на достижение результативности поведения, способность к изменению поведения (пластичность) и др. с помощью психодиагностических тестов. Статистическая обработка данных проводилась с помощью непараметрических методов.
Результаты исследования и выводы. В статье показано, что у испытуемых формирование определенной физической подготовленности связано не только с показателями общей физической работоспособности, но и с определенной комбинацией психофизиологических характеристик (тревожности, эргичности, пластичности, скоростных показателей поведения, эмоциональности, а также личностных диспозиций нацеленности на результаты деятельности). Полученные факты в дальнейшем позволят описать оптимальные «психофизиологические портреты человека», способствующие формированию определенной направленности его физической подготовленности.
Ключевые слова: психодинамические характеристики, физическая подготовленность, физическая работоспособность.
Abstract
Objective of the study was to assess the nature of the relationship between the indicators of psychodynamic characteristics, general physical performance and indicators of basic physical fitness among medical university students. Methods and structure of the study. During the experiment, the general physical performance of 120 male subjects aged 18 to 23 years was assessed using the bicycle ergometry method, their psychodynamic characteristics (personal anxiety, personal disposition of focus on achieving the effectiveness of behavior, the ability to change behavior (plasticity), etc. with using psychodiagnostic tests. Statistical data processing was carried out using nonparametric methods. Results and conclusions. The article shows that the formation of a certain physical fitness in the subjects is associated not only with indicators of general physical performance, but also with a certain combination of psychophysiological characteristics (anxiety, ergicity, plasticity, speed indicators of behavior, emotionality, as well as personal dispositions of focus on the results of activity). The obtained facts in the future will allow us to describe the optimal "psychophysiological portraits of a person" that contribute to the formation of a certain direction of his physical fitness.
Keywords: psychodynamic characteristics, physical fitness, physical performance.
Введение. В настоящее время в значительной степени вырос интерес к проблеме возможного влияния психофизиологических особенностей человека на результативность его физической подготовленности [10]. Физическая подготовленность отражает такую степень физического раз-
вития человека, его двигательных навыков и умений, которая позволяет ему наиболее полно реализовать свои физические возможности [12]. Поэтому физическая подготовленность является не просто желательным качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его индивидуаль-
26
http://www.teoriya.ru
№8^ 2022 Август | August
ных возможностей, наряду с другими характеристиками, такими, как личностная тревожность, тип поведения и пр. [14]. На протяжении длительного времени особое внимание исследователей было направлено на изучение влияния общей физической работоспособности и отдельных психофизиологических характеристик на спортивные результаты спортсменов с различной специализацией и разным уровнем физической подготовленности [2, 3, 5]. Представляется очевидным необходимость рассмотрения взаимосвязей различных психофизиологических характеристик и показателей, отражающих физическую подготовленность [6, 13].
Цель исследования - оценить характер взаимосвязей между показателями психодинамических характеристик, общей физической работоспособности и показателями базовой физической подготовленности у студентов медицинского университета.
Методика и организация исследования. Эксперимент проведен на 120 практически здоровых испытуемых мужского пола в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся в Рязанском государственном медицинском университете им. академика И. П. Павлова. Данное исследование было одобрено Локальным этическим комитетом при ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России от 11.04.2021 г. Всеми испытуемыми было подписано информированное согласие о характере проводимых исследований.
Исследование состояло из нескольких этапов. На первом этапе у испытуемых проводилось выявление базисных психодинамических характеристик [4]. Оценку психодинамических особенностей испытуемых оценивали с помощью тестов ОСТ (В. М. Русалова), MAS (Тейлор в адаптации Норакидзе), JAS (Дженкинса), STAI (Ч. С. Спилбергера, Ю. Л. Ханина). В ходе данного тестирования выявляли личностную тревожность (MAS), тип поведения (JAS), эргичность, пластичность, скоростные качества (темп), эмоциональность (ОСТ). Исследование проводилось с использованием пакета психометрических программ аппаратно-программного комплекса «Психотест» (разработка ООО «Нейрософт», Россия).
В специальных исследованиях оценивалась общая физическая работоспособность испытуемого во время выполнения нагрузки возрастающей мощности (+ 30 Вт каждые 1,5-2 мин) до отказа на велоэргометре Corival (фирма Lode, Нидерланды) с непрерывной регистрацией ЭКГ с использованием многоканального электрокардиографа и программного обеспечения к нему «Поли-СпектрЖТ» (разработка ООО «Нейрософт», Россия) [9]. Кроме того, в ходе исследования осуществлялась регистрация уровня АД на каждой
Plot of Means for Each Cluster
100м (сек) 1000 м (сек) Гибкость (см) 0 Cluster 1
Прыжок (см) Подтягивания (раз) д cluster 2
Variables
Рис. 1. Результаты кластерного анализа методом К-средних для выявления однородных групп испытуемых по критерию результативности выполнения контрольных нормативов по физической культуре
Рис. 2. Показатели общей физической работоспособности у испытуемых в 1 и2кластерах. Примечание: **p<0.01.
ступени физической нагрузки с использованием интерфейса и программного обеспечения к велоэргометру.
На занятиях по физической культуре, в соответствии с планами организации учебного процесса, проводили оценку показателей базовой физической подготовленности с использованием общепринятых испытаний, разработанных на кафедре физического воспитания и здоровья ФГБОУ ВО РязГМУ Были проведены тесты по выявлению силовой подготовленности (подтягивание на перекладине), скорост-но-силовой подготовленности (прыжок в длину с места), вы-
Рис. 3. Показатели личностной тревожности испытуемых в 1 и 2 кластерах. Примечание: ***p<0.001.
№8 • 2022 Август | August
http://www.teoriya.ru
£
и с го
£ о ш
Рис. 4. Показатели личностных свойств у испытуемых по В.М. Русалову в 1 и 2 кластерах. Примечание: * p<0.05,** p<0.01.
носливости (бег на 1000 м), скоростной выносливости (бег на 100 м) и гибкости (наклон вперед из положения стоя) [1, 7, 11].
Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью статистического пакета Statistica 14.0. (Серийный номер АХ003 Л15213 FAACD-X). В связи с тем, что характер распределения данных отличался от нормального распределения, обработка экспериментального материала производилась непараметрическими методами с использованием критерия достоверности для несвязных выборок (и-Манна-Уитни), корреляционного и кластерного анализа. За критический уровень значимости статистических показателей принимали р<0,05 [8].
Результаты исследования и их обсуждение. Исходя из разной результативности сдачи контрольных нормативов при оценке пяти основных физических качеств, определявшихся на занятиях по физической культуре, с помощью кластерного анализа испытуемые были разделены на относительно однородные группы (рис. 1).
К первому кластеру были отнесены испытуемые, показавшие наилучшие результаты в беге на 100 м, беге на 1000 м и в гибкости. Ко второму кластеру - испытуемые, показавшие наилучшие результаты в подтягивании на перекладине и прыжке в длину с места.
Анализ общей физической работоспособности испытуемых обоих кластеров показал, что у испытуемых первого кластера уровень общей физической работоспособности достоверно выше, чем у испытуемых второго кластера (рис. 2). Показатели испытуемых первого кластера, успешных в беговых видах, достоверно выше (Ме=2,86, UQ=3,93, LQ=2,36), чем у испытуемых второго кластера (Ме=2,71, UQ=3,16, LQ=2,21), которые успешны в силовых видах (р<0,0094).
Проведенный корреляционный анализ выявил достоверные умеренные (средней силы) отрицательные связи общей физической работоспособности и времени преодоления дистанции (бег на 100 м (г=-0,61, р<0,05), бег на 1000 м (г=-0,52, р<0,05) в первом кластере. Во втором же кластере
выявлена средней силы положительная связь между силовым показателем (подтягивание) (г=0,41, р<0,05) и показателем общей физической работоспособности, а также две достоверные умеренные отрицательные корреляционные связи между показателем общей физической работоспособности и временем преодоления дистанции 100 м (г=-0,59, р<0,05) и показателем взрывной силы (прыжок в длину с места) (г=-0,35, р<0,05).
Оценка уровня тревожности показала, что уровень личностной тревожности по Спилбергеру у испытуемых первого кластера (Ме=40,00, UQ=50,00, LQ=36,00) достоверно выше (р<0,0001), чем у испытуемых второго кластера (Ме=36,00, UQ=44,00, LQ=29,00) (рис. 3).
При сравнении показателей шкалы Дженкинса (тип поведения) установлено, что у представителей второго кластера нацеленность на результат по этому критерию (Ме=93,00, UQ=111,00, LQ=75,00) достоверно выше (р<0,05), чем у представителей первого кластера (Ме=70,00, UQ=93,00, LQ=60,00).
При оценке личностных свойств испытуемых по тесту ОСТ было установлено, что показатель эмоциональности достоверно выше (р<0,026) в первом кластере (Ме=6,00, UQ=9,00, LQ=2,00) по сравнению со вторым кластером (Ме=3,00, UQ=7,00, LQ=1,00). Показатели пластичности (способность перестраивать поведение) также преобладают в первом кластере (Ме=8,50, UQ=12,00, LQ=8,00) и достоверно отличаются от второго кластера (Ме=6,50, UQ=11,00, LQ=6,00; р<0,003). Предметная эргичность (общая активность) также достоверно выше (р<0,000035) в первом кластере (Ме=8,00, UQ=12,00, LQ=7,00) по сравнению со вторым (Ме=7,50, UQ= 0,50, LQ=6,00). Скоростно-темповые же характеристики достоверно выше (р<0,019909) во втором кластере (Ме=9,00, UQ=11,00, LQ=6,50), чем у представителей первого кластера (Ме=7,00, UQ=11,00, LQ=4,00) (рис. 4).
Проведенный корреляционный анализ выявил в первом кластере средние по силе положительные корреляционные связи между показателем времени преодоления дистанции
28
http://www.teoriya.ru
№8^ 2022 Август | August
(бег на 100 м) и личностной тревожностью (по Спилберге-ру-Ханину, r=0,34, p<0,05) и эмоциональностью (тест ОСТ, r=0,31, p<0,05). Также была выявлена слабая отрицательная корреляционная связь между скоростными личностными характеристиками (темп по тесту ОСТ) и временем преодоления дистанции 100 м (r=-0,2973). При проведении корреляционного анализа во втором кластере была выявлена единственная статистически существенная средняя по силе положительная корреляционная связь (r=0,3801) между силовым показателем (количество подтягиваний) и типом поведения.
Выводы. У испытуемых формирование определенной физической подготовленности связано не только с показателями общей физической работоспособности, что известно из ряда ранее проведенных исследований, но и с определенной комбинацией психофизиологических характеристик (тревожности, эргичности, пластичности, скоростных показателей поведения, эмоциональности, а также личностных диспозиций нацеленности на результаты деятельности). Полученные факты в дальнейшем позволят описать оптимальные «психофизиологические портреты человека», способствующие формированию определенной направленности его физической подготовленности.
Литература
1. Каерова, Е.В. Диагностическое тестирование физической подготовленности и параметров физического здоровья студенток первого курса медицинского вуза / Е.В. Каерова, А.А. Шестёра, И.С. Степанова, Е.А. Козина // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 1. - URL: https://science-education.ru/ ru/article/view?id=28473 (дата обращения: 22.02.2022).
2. Климов, В.М. Уровень физической подготовленности студентов первых-четвертых курсов, занимающихся в группах разной физ-культурно-спортивной направленности / В.М. Климов, Р.И. Айз-ман // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2016. - № 5 (33). - С. 157-168.
3. Козина, Ж.Л. Особенности структуры психофизиологических возможностей и физической подготовленности студентов разных спортивных специализаций / Ж.Л. Козина, Л.И. Барыбина, Л.В. Гринь // Физическое воспитание студентов разных спортивных специализаций. - 2010. - № 5. - С. 3034.
4. Кочергина, К.Н. Анализ уровня личностной и ситуативной тревожности у студентов медицинского университета / К.Н. Кочергина, Р.А. Яскевич // Международный студенческий научный вестник.
- 2017. - № 6. - URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17877 (дата обращения: 22.02.2022).
5. Ланская, О.В. Психофизиологические особенности представителей различных видов спорта / О.В. Ланская // Novainfo.RU. -2017. - Т. 1. - № 58 - С. 167-179.
6. Мазикин, И.М. Оценка индивидуальных психофизиологических характеристик, используемых в качестве предикторов результативности спортивной деятельности человека / И.М. Мазикин, М.М. Лапкин, Н.А. Вощинина, М.В. Акулина, Н.А. Куликова / В сборнике: Актуальные вопросы физической культуры и спорта. Сборник материалов III научно-практической конференции студентов факультета магистерской подготовки ФГбОу ВО «Московская государственная академия физической культуры». -2021. - С. 85-89.
7. Овсянникова, М.А. К вопросу о повышении эффективности занятий физической культурой в вузах / М.А. Овсянникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 12 (118).
- С. 159-163.
8. Реброва, О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA / О.Ю. Реброва. - МедиаСфера, 2002. - 70с.
9. Солодков, А.С. Работоспособность спортсменов: ее критерии и способы коррекции / А.С. Солодков, В.А. Бухарин, Д.С. Мельников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2007. - № 3 (25). - С. 74-79.
10. Сухинина, К.В. Корреляционные взаимосвязи между личностными характеристиками, показателями физической подготовленности у здоровых студентов и студентов с хроническими заболеваниями / К.В. Сухинина, О.Ю. Александрович, А.Ю. Колесникова, А.Н. Павлов, М.Д. Кудрявцев // Человек. Спорт. Медицина. - 2019. - Т. 19. - № 2. - С. 69-78.
11. Черненко, В.А. Количественная оценка показателей физической подготовленности студентов / В.А. Черненко // Вестник спортивной науки. - 2011. - № 2. - С. 69-71.
12. Яковлева, В.Н. Физическое воспитание и физическая подготовленность студенческой молодежи / В.Н. Яковлева // Science Time. - 2014. - № 9. - С. 254-261.
13. Якунина, Е.Н. Взаимосвязь уровня академической успеваемости, физической подготовленности и психофизиологического статуса студентов / Е.Н. Якунина // Международный научно-исследовательский журнал. - 2012. - № 05 (5). - С. 49-51.
14. Themanson, J.R. Fitness and action monitoring: evidence for improved cognitive flexibility in young adults / J.R. Themanson, M.B. Pontifex, C.H. Hillman // Neuroscience. 2008. Vol. 157(2). P. 319-347.
References
1. Kaerova E.V., Shestyora A.A., Stepanova I.S., Kozina E.A. Diagnos-ticheskoe testirovanie fizicheskoj podgotovlennosti i parametrov fizicheskogo zdorovya studentok pervogo kursa medicinskogo vuza [Diagnostic testing of physical fitness and parameters of physical health of first-year female students of a medical university]. Sovre-mennye problemy nauki i obrazovaniya. 2019. No. 1. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28473 (date of access: 22 February 2022).
2. Klimov V.M., Ajzman R.I. Uroven fizicheskoj podgotovlennosti studen-tov pervyh-chetvertyh kursov, zanimayushchihsya v gruppah raznoy fizkulturno-sportivnoy napravlennosti [The level of physical fitness of first-fourth year students involved in groups of different physical culture and sports orientation]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta. 2016. No. 5(33). pp. 157-168.
3. Kozina Zh.L., Barybina L.I., Grin L.V. Osobennosti struktury psihofizio-logicheskih vozmozhnostey i fizicheskoy podgotovlennosti studentov raznyh sportivnyh specializaciy [Features of the structure of psychophysiological capabilities and physical fitness of students of different sports specializations]. Fizicheskoe vospitanie studentov raznyh sportivnyh specializaciy. 2010. No. 5. pp. 30-34.
4. Kochergina K.N., Yaskevich, R.A. Analiz urovnya lichnostnoy i situ-ativnoy trevozhnosti u studentov medicinskogo universiteta [Analysis of the level of personal and situational anxiety among students of the Medical University]. Mezhdunarodnyy studencheskiy nauchnyy vestnik. 2017. No. 6. Available at: https://eduherald.ru/ru/article/ view?id=17877 (date of access: 22.02.2022).
5. Lanskaya O.V. Psihofiziologicheskie osobennosti predstaviteley razli-chnyh vidov sporta [Psychophysiological features of representatives of various sports]. Novainfo.RU. 2017. Vol. 1. No. 58. pp. 167-179.
6. Mazikin I.M., Lapkin M.M., Voshchinina N.A., Akulina M.V., Kulikova N.A. Ocenka individualnyh psihofiziologicheskih harakteristik, ispol-zuemyh v kachestve prediktorov rezultativnosti sportivnoy deyatel-nosti cheloveka [Evaluation of individual psychophysiological characteristics used as predictors of the effectiveness of a persons sports activity]. Aktualnye voprosy fizicheskoy kultury i sporta [Topical issues of physical culture and sports]. Proceedings scientific-practical conference of students of the faculty of master's training of Moscow State Academy of Physical Culture. 2021. pp. 85-89.
7. Ovsyannikova M.A. K voprosu o povyshenii effektivnosti zanyatiy fizicheskoy kulturoy v vuzah [On the issue of increasing the effectiveness of physical education classes in universities]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2014. No. 12 (118). pp. 159-163.
8. Rebrova O.Yu. Statisticheskij analiz medicinskih dannyh [Statistical analysis of medical data]. Application of the application package STATISTICA. MediaSfera publ., 2002. 70 p..
9. Solodkov A.S., Buharin V.A., Melnikov D.S. Rabotosposobnost sportsmenov: ee kriterii i sposoby korrekcii [The performance of athletes: its criteria and methods of correction]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2007. No. 3 (25). pp. 74-79.
10. Suhinina K.V., Aleksandrovich O.Yu., Kolesnikova A.Yu., Pavlov A.N., Kudryavcev M.D. Korrelyacionnye vzaimosvyazi mezhdu lichnost-nymi harakteristikami, pokazatelyami fizicheskoy podgotovlennosti u zdorovyh studentov i studentov s hronicheskimi zabolevaniyami [Correlations between personal characteristics, indicators of physical readiness in healthy students and students with chronic diseases]. Chelovek. Sport. Medicina. 2019. Vol. 19. No. 2. pp. 69-78.
11. Chernenko V.A. Kolichestvennaya ocenka pokazateley fizicheskoy podgotovlennosti studentov [Quantitative assessment of students' physical fitness indicators]. Vestnik sportivnoy nauki. 2011. No. 2. pp. 69-71.
12. Yakovleva V.N. Fizicheskoe vospitanie i fizicheskaya podgotovlennost studencheskoy molodezhi [Physical education and physical fitness of students]. Science Time. 2014. No. 9. pp. 254-261.
13. Yakunina E.N. Vzaimosvyaz urovnya akademicheskoy uspevaemosti, fizicheskoy podgotovlennosti i psihofiziologicheskogo statusa studentov [The relationship between the level of academic progress, physical fitness and psychophysiological status of students]. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatelskiy zhurnal. 2012. No. 05(5). pp. 49-51.
15. Themanson J.R., Pontifex M.B., Hillman C.H. Fitness and action monitoring: evidence for improved cognitive flexibility in young adults. Neuroscience. 2008. Vol. 157(2). pp. 319-347.
№8 • 2022 Август | August
http://www.teoriya.ru