ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОМ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ ДО И ПОСЛЕ ПРИМЕНЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
УДК/UDC 796.034.2
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 30.04.2015 г.
Магистр Э.Ф. Баймухаметова1
Доктор биологических наук, доцент А.В. Ненашева1
Кандидат биологических наук, доцент А.С. Аминов1
Аспирантка Н.Е. Клещенкова1
1 Институт спорта, туризма и сервиса Южно-Уральского государственного университета, Челябинск
PHYSICAL FITNESS INDICATORS OF CHILDREN AND ADOLESCENTS FROM DISADVANTAGED FAMILIES BEFORE AND AFTER USING CORRECTIONAL HEALTH PROGRAM
Master E.F. Baymukhametova1
Dr.Biol., Associate Professor A.V. Nenasheva1 Ph.D., Associate Professor A.S. Aminov1 Postgraduate student N.E. Kleshchenkova1
1 Institute of Sport, Tourism and Service, South Ural State University, Chelyabinsk
Аннотация
В статье изложены результаты исследования динамики показателей физической подготовленности детей и подростков из неблагополучных семей до и после применения коррекционно-оздоровительной программы. Полученные нами результаты по всему массиву данных позволяют более дифференцированно подходить к проблеме развития и совершенствования двигательных способностей относительно тренированности, возраста, пола, массы и длины тела; выявить возрастные периоды наиболее благоприятного развития двигательных способностей, которые хорошо поддаются коррекции специализированной тренировкой. Оздоровительно-коррекционная программа способствовала эффективному развитию физических качеств у подростков социально-реабилитационного центра; кроме того, она позволила восстановить физиологические закономерности развития физических качеств соответственно сенситивным периодам их формирования. Эффективность самостоятельных занятий детей СРЦ физическими упражнениями подтверждается не только статистическими значениями показателей физического развития и физической подготовленности, но и уровнем заболеваний. Число заболеваний снизилось на 27 %.
Ключевые слова: коррекционно-оздоровительная программа, физическая подготовленность, двигательная активность, физическая работоспособность.
Annotation
The findings of the study of the dynamics of physical fitness indicators of children and adolescents from disadvantaged families before and after using the correctional health program are presented in the paper.
Owing to the findings for the entire data array we can use a more differentiated approach to the problem of development and improvement of motor abilities with respect to fitness, age, gender, weight and body length, identify age periods most favorable for development of motor skills, which can be easily corrected using special training sessions. The correctional health program contributed to the effective development of physical qualities of teenagers of the social rehabilitation center. In addition, it helped restore the physiological patterns of development of physical qualities with regard to sensitive periods of their formation. In addition to statistical values of the indices of physical development and physical fitness, the efficiency of self-training of children of the social rehabilitation center was proved by incidence of diseases, which has decreased by 27%.
Keywords: correctional health program, physical fitness, motor activity, physical working capacity.
□
и
га у
г. CL
ч—
. О OJ
■ -О
с га
О (U ■С
I—
Введение. В настоящее время проблема изучения физического развития и тестирования физической подготовленности детей становится особенно актуальной ввиду поиска «нетрадиционных» средств физического воспитания и перестройки школьной физической культуры, основу которой составляет поиск путей увеличения двигательной активности детей социально-реабилитационного центра (СРЦ). Методология развития физических качеств должна базироваться на индивидуальных или групповых исходных характеристиках. С этой целью проводили тестирование физических качеств в начале и в конце учебного года после применения оздоровительно-коррекционной программы. Среди факторов, укрепляющих физическую работоспособность и уровень здоровья, важное место отводится как силовым двигатель-
ным способностям, так и аэробным физическим упражнениям [3].
Использование в теории и методике физической культуры понятия о физических качествах очень удобно для классификации многообразных тренировочных средств и, по существу, является критериями качественной оценки двигательных возможностей человека. Выделяют пять основных двигательных качеств: силу, быстроту движений (скорость), координацию движений (ловкость), гибкость и выносливость. Воспитание физических качеств осуществляется в процессе занятий физическими упражнениями по специально разработанным методикам и представляет собой целостный процесс, объединяющий отдельные взаимосвязанные стороны совершенствования физических, функциональных и психологических возможностей человека [1].
54
http://www.teoriya.ru
№ 8 • 2015 Август | August
Цель исследования - экспериментально обосновать коррекционно-оздоровительную программу по физической подготовке детей и подростков из неблагополучных семей.
Методика и организация исследования. Методология развития физических качеств должна базироваться на индивидуальных или групповых исходных характеристиках. С этой целью проводили тестирование физических качеств в начале и в конце учебного года после применения разработанной нами оздоровительно-коррекционной программы. Среди факторов, укрепляющих физическую работоспособность и уровень здоровья, важное место отводится как силовым двигательным способностям, так и аэробным физическим упражнениям [1, 2]. Обследовано 664 ребенка в возрасте 6-14 лет г Челябинска: в том числе из СРЦ для несовершеннолетних - 327; муниципальных образовательных учреждений (МОУ) № 118, 45 - 337. Детей тестировали при поступлении в СРЦ и через год с учетом адаптационного периода.
Результаты исследования и их обсуждение. Комментируя результаты, следуетсказать, что оздоровительно-коррекционная программа способствовала достоверному возрастанию всех изучаемых показателей: скоростно-силовой выносливости, скоростных качеств, динамической силы, гибкости и т. д. Силовая выносливость у девочек достоверно возросла (р<0,001-0,01). Наибольший прирост наблюдался после применения оздоровительных технологий, в возрасте 11-13 лет, что соответствует периоду пре- и пубертатного развития. Следует отметить, что у девочек параметры силовой выносливости брюшного пресса в онтогенезе изменялись. Во всех возрастных периодах наблюдалось достоверное увеличение показателей скоростной выносливости после применения программы (р<0,001-0,01). Координационные способности были относительно стабильными в возрастных периодах 6, 8, 12-14 лет, а в 7, 9-11 лет произошло достоверное изменение (р<0,01-0,001).
Скоростно-силовые качества определялись по данным теста «Прыжок в длину с места». Результаты этого теста показали достоверное увеличение показателей во всех возрастных группах после применения программы (р<0,001). Гибкость позвоночного столба в возрастном аспекте у воспитанниц возрастала и имела преимущественное развитие в 6-8 и в 10-12 лет (р<0,05-0,01).
При исследовании скоростно-силовых качеств, которые определялись высотой выпрыгивания, отмечено достоверное улучшение во всех возрастах (р<0,01-0,001). Аэробная выносливость (бег на 1000 м) достоверно повышалась во всех возрастных периодах (р<0,001). Исходя из вышесказанного, можно предположить возможность наиболее благоприятного развития двигательных способностей в указанные возрастные периоды, которые корректируются специализированной тренировкой.
Показатели силовой выносливости у воспитанников СРЦ достоверно изменялись в 6-7 лет (р<0,01-0,001). С 8 до 13 лет динамики в изменениях этих значений не наблюдалось, а в 14 лет произошло достоверное увеличение показателя (р<0,05). Показатели силовой выносливости брюшного пресса достоверно повышались после применения оздоровительных технологий во всех возрастных группах (р<0,001-0,05). Координационные способности были выше у мальчиков по сравнению с девочками. Так, достоверные изменения у мальчиков наблюдались в 6-8 и в 10 лет (р<0,05-0,01). Гибкость позвоночного столба достоверно изменялась в 7, 9-12 лет (р<0,001-0,01). Аэробная выносливость достоверно увеличивалась во всех возрастных периодах (р<0,001). Показатели силовой выносливости после применения оздоровительной программы у девочек достоверно повысились во всех возрастных периодах (р<0,001-0,05). У мальчиков скоростная выносливость достоверно повышалась в 9, 13-14 лет (р<0,01-0,001). Показатели координационных
способностей девочек достоверно повышались в возрасте 8, 10 и 12 лет (р<0,01-0,001), а у мальчиков - в 7 и 9 лет (р<0,01).
Показатели скоростно-силовых качеств достоверно изменялись после применения оздоровительных технологий у девочек во всех возрастных периодах (р<0,001), у мальчиков - в 7-8 лет (р<0,001), 10-11 лет (р<0,001) и 13-14 лет (р<0,05-0,001). Показатели гибкости позвоночника достоверно повышались у девочек в 7, 10 и 12 лет (р<0,05-0,01), у мальчиков в 12 и 14 лет (р<0,01-0,001). Достоверно повысились показатели скоростно-силовых качеств после применения оздоровительных технологий у девочек в 7, 10-12 и 14 лет (р<0,05-0,001), а у мальчиков только в возрасте 12 лет (р<0,01). Вполне очевидно, что целевая комплексная программа вносит более эффективные коррективы в ритмы развития скоростно-силовых качеств девочек. Показатели аэробной выносливости достоверно повышались у мальчиков и девочек во всех возрастных периодах после применения авторской коррекционно-оздоровительной программы (р<0,001).
Рассматривая проблему двигательной активности детей, следует иметь в виду, что в ходе постнатального онтогенеза скелетные мышцы претерпевают ряд последовательных циклов чередования ростовых и дифференцировочных с формированием дефинитивной структуры, обладающей широким спектром метаболических возможностей [1]. В постнаталь-ном онтогенезе отмечаются следующие основные волны дифференцировок скелетных мышц: 5-6 лет, 10-11 лет и 14-16 лет. Дифференцировочные процессы отчасти находятся под контролем половых гормонов, а также режима двигательной активности. В полном согласии с морфологией у детей развиваются энергетические механизмы мышц [4].
Выводы. Эффективность коррекционно-оздоровительной программы в большей степени проявилась на уровне улучшения и восстановления физических качеств по сравнению с морфометрическими и физиометрическими показателями физического развития.
Литература
1. Бальсевич В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков, и молодежи России / В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. - 2002. - № 3. - С. 3-5.
2. Клещенкова Н.Е. Особенности физической подготовленности детей, обучающихся по разным программам / Н.Е. Клещенкова, А.В. Ненашева, А.С. Ушаков // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2014. - Т. 14, № 2. - С. 110-113.
3. Пирогова Е.А. Совершенствование физического состояния человека / Е.А. Пирогова. - Киев: Здоровье, 1989. - 168 с.
4. Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - М.: Образование от А до Я, 2000. - 319 с.
References
1. Bal'sevich, V.K. Osnovnye polozheniya kontseptsii intensivnogo innovatsionnogo preobrazovaniya natsional'noy sistemy fizkul'turno-sportivnogo vospitaniya detey, podrostkov, i molodezhi Rossii (Key provisions of the concept of intensive innovative transformation of the national physical culture and sports education of children, adolescents, and youth in Russia) / V.K. Bal'sevich // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. - 2002. - № 3. - P. 3-5.
2. Kleshchenkova, N.E. Osobennosti fizicheskoy podgotovlennosti detey, obuchayushchikhsya po raznym programmam (Physical fitness features of children trained by different programs) / N.E. Kleshchenkova, A.V. Nenasheva,A.S. Ushakov//VestnikYuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta Seriya «Obrazovanie, zdravookhranenie, fizicheskaja kul'tura». - 2014. - P. 14, № 2. - P. 110-113.
3. Pirogova, E.A. Sovershenstvovanie fizicheskogo sostoyaniya cheloveka (Enhancement of human physical condition) / E.A. Pirogova. - Kiev: Zdorov'e, 1989. - 168 P.
4. Fiziologiya razvitiya rebenka: teoreticheskie i prikladnye aspekty (Child development physiology: theoretical and applied aspects) / M.M. Bezrukih, V.D. Son'kin, D.A. Farber. - Moscow: Obrazovanie ot A do Ja, 2000. - 319 P.
№ 8 • 2015 Август | August http://www.teoriya.ru 55