Научная статья на тему 'ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ SARSCOV2'

ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ SARSCOV2 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Земба Е. А., Осипов А. Ю.

Врачи и ученые указывают на необходимость изучения влияния ограничительных мер, связанных с пандемией SARS-CoV-2, на уровень физической активности и психического здоровья студентов вузов. Были собраны данные о показателях физической активности (IPAQ - short form) и психического здоровья (DASS21) в период пандемии у студентов бакалавриата ( n = 432) и магистратуры ( n = 395). Выявлено, что студентыбакалавры подвержены достоверно ( p < 0,05) более высокому уровню психологического стресса и уделяют достоверно ( p < 0,05) меньше времени на физическую активность, чем студентымагистранты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Земба Е. А., Осипов А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS OF PHYSICAL ACTIVITY AND MENTAL HEALTH OF STUDENTS DURING THE SARSCOV2 PANDEMIC

Physicians and scientists point to the need to study the impact of restrictive measures related to the SARSCoV2 pandemic on the level of physical activity and mental health of university students. Data on indicators of physical activity (IPAQ - short form) and mental health (DASS21) during the pandemic were collected from bachelor's (n = 432) and master's (n = 395) students. It was revealed that bachelor's students are significantly (p < 0.05) exposed to a higher level of psychological stress and devote significantly (p < 0.05) less time to physical activity than master's students. Relevance: physicians and scientists declared to need the investigation of the impact of restrictive measures related to the SARSCoV2 pandemic on level of daily physical activity and mental health of students. Objective: to search for accurate data about level of weekly physical activity and indicators of mental health of bachelor's and master's students during the period of restrictive measures related to the SARSCoV2 coronavirus pandemic. Materials and methods: male students ( n = 827) enrolled in bachelor's and master's degree programs at major universities of the Krasnoyarsk Territory, participated in this investigation. The Depression, Anxiety, and Stress Scale (DASS21) and the International Physical Activity Questionnaire (IPAQ - short form) were used to collect data on level of daily physical activity and indicators of mental health indicators of participants during the period of investigation. Results and conclusion: There were revealed that bachelor's students are significant ( p < 0,05) exposed to a higher level of psychological stress and devote significant ( p < 0,05) less time to weekly physical activity than master's students. This investigation demonstrated that bachelor's students, during the period of restrictive measures, are subject to a higher level of exposure to psychological stress, unlike master's students. It can be assumed that a higher level of stress is associated with level of physical activity of people, since master's students reported a higher level of intense and moderate physical activity in the period of investigation.

Текст научной работы на тему «ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ SARSCOV2»

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

TOPIC ISSUE

УДК 796.077:614.446:159.9.072 DOI 10.47475/2500-0365-2023-18201

ББК 75.0/88.283/51.903

ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ SARS-COV-2

Е. А. Земба1, А. Ю. Осипов2'3'4

1 Сибирский государственный университет науки и технологий им. акад. М. Ф. Решетнева,

Красноярск, Россия

2Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия

3Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого,

Красноярск, Россия

4Сибирский юридический институт МВД России, Красноярск, Россия

Врачи и ученые указывают на необходимость изучения влияния ограничительных мер, связанных с пандемией SARS-CoV-2, на уровень физической активности и психического здоровья студентов вузов. Были собраны данные о показателях физической активности (IPAQ — short form) и психического здоровья (DASS-21) в период пандемии у студентов бакалавриата (n = 432) и магистратуры (n = 395). Выявлено, что студенты-бакалавры подвержены достоверно (p < 0,05) более высокому уровню психологического стресса и уделяют достоверно (p < 0,05) меньше времени на физическую активность, чем студенты-магистранты.

Ключевые слова: студенты, COVID-19, психическое здоровье, DASS-21, IPAQ — short form, бакалавриат, магистратура.

Актуальность. Врачи, эксперты и ученые отмечают, что пандемия коронавируса SARS-CoV-2 (СОУГО -19) оказала значительное влияние на образ жизни (модели поведения, привычки, уровень активности и т. д.) большинства людей на всех континентах нашей планеты [2; 3; 7; 9]. Известно, что уровень физической активности людей был существенно ограничен в период действия строгих «антикоронавирусных» мер, таких как изоляция, самоизоляция, карантин и социальное дистанцирование, применяемых правительствами разных стран для противодействия развитию пандемии [1—3]. Поскольку физическая активность играет важную роль в профилактике ухудшения показателей психического здоровья населения, в частности способствует значимому снижению уровня депрессии и тревоги, взаимосвязь уровня физической активности и психического статуса занимающихся лиц должна быть хорошо изучена учеными [1; 2; 5].

Цели и задачи исследования. Основной целью данного исследования авторы выбрали поиск достоверной информации об уровне еженедельной физической активности и психического здоровья студентов, обучающихся по программам подготовки бакалавриата и магистратуры, в период действия строгих ограничительных мер, связанных с пандемией коронавируса SARS-CoV-2.

Материалы и методы исследования. Исследование проводилось в период действия ограничительных мер, связанных с противодействием развитию пандемии коронавируса SARS-CoV-2 (октябрь — декабрь 2020 года). Участниками исследования стали молодые мужчины (п = 827) — студенты крупных вузов Красноярского края (Сибирский федеральный университет, Сибирский государственный университет науки и технологий им. акад. М. Ф. Решетнева, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого и Сибирский юридический

институт МВД России). Часть участников исследования (n = 432) проходили обучение по программам подготовки бакалавриата, остальные участники (n = 395) обучались по программам магистратуры.

Инструментами исследования стали: шкала депрессии, тревоги и стресса (Dépression, Anxiety, and Stress Scale — DASS-21), которая является надежным и валидным инструментом для качественного измерения и оценки симптомов тревоги, депрессии и стресса [6], и международный опросник уровня физической активности (International Physical Activity Questionnaire — IPAQ — short form). Все участники в течение трех месяцев заполняли специальную анкету, в которой были представлены вопросы из DASS-21 и IPAQ — short form. Анкетирование участников проводилось в период действия повторных ограничительных мер (самоизоляция и онлайн-обучение), связанных с пандемией COVID-19 (октябрь — декабрь 2020 года). Основные критерии оценки показателей еженедельной физической активности и психического здоровья участников представлены в табл. 1.

Следует отметить, что участников просили указывать в анкете объем физической активности не менее 30 минут в неделю, а свои результаты указывать в МЕТ-минутах (Metabolic Equivalent of Task), которые представляют собой сведения о количестве минут физической активности в день, умноженном на количество дней недели, в течение которых выполнялись физические нагрузки, и специальный коэффициент (высокий уровень физической активности — 8МЕТ, умеренный — 4МЕТ, низкий — 3.3МЕТ) [4]. По мнению авторов статьи, подобная форма оценки должна способствовать более качественному анализу данных.

Статистическая обработка результатов данного исследования была выполнена с помощью IBM SPSS Statistics для Windows 20.0 (Armonk, NY: IBM

Corp.). Все полученные переменные были указаны в виде средних значений и стандартных отклонений (Mean ± SD), кроме данных об общем проценте участников, заявивших о преобладании определенного уровня физической активности в течение исследования. Критерий Колмогорова — Смирнова использовался для проверки уровня нормальности всех переменных. Независимые i-тесты использовались для сравнения полученных переменных между группами участников. Уровень значимости полученных результатов был определен p < 0,05.

Результаты и обсуждение. В ходе обработки полученных данных было выявлено, что студенты, обучающиеся по программам подготовки бакалавриата, испытывали умеренное воздействие психологического стресса и тревоги и легкую форму депрессии. Студенты, обучающиеся по программам магистратуры, были подвержены легкой форме депрессии и стресса и подвергались умеренному воздействию тревоги. Обнаружено достоверное (p < 0,05) различие в показателях величины психологического стресса между бакалаврами и магистрантами в период действия ограничительных мер, связанных с пандемией коронавируса.

Оценка уровня физической активности участников позволила выявить достоверные (p < 0,05) различия как в количестве студентов, так и в уровне интенсивности еженедельной физической активности между бакалаврами и магистрантами. Обнаружено, что студенты-бакалавры заявили о значительно меньшем количестве МЕТ-минут высокой и умеренной интенсивности физической активности в течение недели, чем студенты-магистранты. О преобладании в еженедельном уровне физической активности движений высокой и умеренной интенсивности заявили 67 % студентов магистратуры и только лишь 46 % студентов-бакалавров. Основные результаты опроса студентов представлены в табл. 2.

Таблица 1

Показатели психического здоровья (DASS-21)

Шкалы Стресс Тревога Депрессия

Отсутствие симптомов < 8 баллов < 4 баллов < 5 баллов

Легкая форма 8—9 баллов 4—5 баллов 5—6 баллов

Умеренная форма 10—12 баллов 6—7 баллов 7—10 баллов

Выраженная форма 13 баллов и > 8—9 баллов 11—13 баллов

Уровень физической активности (IPAQ — short form)

Критерий Низкий Умеренный Высокий

МЕТ-минуты в неделю < 600 600—1200 1500—3000

Критерии оценки исследуемых показателей студентов

Таблица 2

Результаты опроса участников исследования

Критерии Бакалавры (n = 432) Магистранты (n = 395) Р <

DASS-21

Депрессия 5,62 ± 3,40 6,28 ± 3,16 0,736

Стресс 10,22 ± 4,07 9,04 ± 4,16 0,042*

Тревога 6,81 ± 2,63 6,57 ± 3,25 0,879

IPAQ — short form (МЕТ-минуты)

Высокий 1826,48 ± 149,36 (20 %) 2015,86 ± 236,29 (28 %) 0,032*

Умеренный 746,73 ± 94,31 (26 %) 839,15 ± 73,40 (39 %) 0,043*

Низкий 506,42 ± 54,28 (54 %) 480,66 ± 62,39 (33 %) 0,627

* Достоверность различий (p < 0,05); % — процент участников.

Международные научные исследования доказали значимую связь между снижением физической активности и ростом уровня тревоги и депрессии у студентов [1; 3; 5]. Данное исследование показало наличие умеренного уровня тревоги и только легкого уровня депрессии у всех участников исследования. В то же время было обнаружено, что уровень психологического стресса оказался значимо (р < 0,05) выше у студентов-бакалавров. Данное исследование показало, что средний объем общей физической участников исследования, в период пандемии незначительно превышает 3000 мин в неделю, что в целом согласуется с данными других ученых об уровне еженедельной физической активности студентов-мужчин, обучающихся в российских университетах, в период действия антикоронавирусных мер [8]. Необходимо существенное увеличение уровня еженедельной физической активности среди данной социальной группы, поскольку частая физическая активность высокой и умеренной интенсивности способствует сохранению психического здоровья занимающихся [1].

К ограничениям для данного исследования следует отнести отсутствие способов объективного контроля над уровнем физической активности участников (мониторов сердечного ритма, пульсометров, акселерометров и т. д.). В то же время значительное общее количество участников исследования позволяет качественно оценить влияние ограничительных мер на уровень психического здоровья и физической активности студентов бакалавриата и магистратуры.

Заключение. Выявлено, что студенты-мужчины, обучающиеся по программам бакалавриата, в период действия ограничительных мер подвержены

более высокому уровню воздействия стресса в отличие от студентов-магистрантов. Можно предположить, что уровень стресса связан с уровнем физической активности студентов-мужчин, поскольку студенты-магистранты заявили о более высоком уровне интенсивной и умеренной физической активности в период действия ограничительных мер, связанных с пандемией SARS-CoV-2. Будущие исследования должны определить потенциальные возможности существенного увеличения еженедельной физической активности у молодых людей, обучающихся в вузах по программам бакалавриата.

Список литературы

1. Mental health and the role of physical activity during the COVID-19 pandemic / X. Ai, J. Yang, Z. Lin [et al.] // Frontiers in Psychology. — 2021. — № 12. — P. 759987. — DOI: 10.3389/fpsyg.2021.759987.

2. Physical activity and mental health of medical students from Poland and Belarus-countries with different restrictive approaches during the COVID-19 pandemic / J. Baj-Korpak, Z. Zaworski, E. Szymczuk [et al.] // International Journal of Environmental Research and Public Health. — 2022. — № 19 (21). — P. 13994. — DOI: 10.3390/ijerph192113994.

3. Physical activity behavior and mental health among university students during COVID-19 lockdown / K. Coak-ley, D. Lardier, K. Holladay [et al.] // Frontiers in Sports and Active Living. — 2021. — № 3. — P. 682175. — DOI: 10.3389/fspor.2021.682175.

4. Bednarek, J. Physical activity of Polish and Turkish university students as assessed by IPAQ / J. Bednarek, S. Pomykala, M. Bigosinska [et al.] // Central European Journal of Sport Sciences and Medicine. — 2016. — № 16 (4). — P. 13—22. — DOI:10.3389/fpsyg.2021.759987.

5. Relationships between physical activity, body image, BMI, depression and anxiety in Chinese college students

during the COVID-19 pandemic / B. Han, G. Du, Y. Yang [et al.] // BMC Public Health. — 2023. — № 23. — DOI: 10.1186/s12889-022-14917-9.

6. Lee, B. Validity of the depression, anxiety, and stress scale (DASS-21) in a sample of Korean university students / B. Lee, Y. Kim // Current Psychology. — 2022. — № 41. — P. 3937—3946. — DOI: 10.1007/s12144-020-00914-x.

7. The association between physical activity and mental health during the first year of the COVID-19 pandemic: a systematic review / P. Marconcin, A. Werneck, M. Peralta [et al.] // BMC Public Health. — 2021. — № 22. — DOI: 10.1186/s12889-022-12590-6.

Поступила в редакцию 20 февраля 2023 года.

8. The dependence of the academic performance of university students on the level of their physical activity / E. Romanova, M. Kolokoltsev, A. Vorozheikin [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. — 2023. — № 23 (2). — P. 404—409. — D01:10.7752/ jpes.2023.02049.

9. The spread of COVID-19 in Russia: Immediate impact on mental health of university students / Y. Zinchenko, L. Shaigerova, O. Almazova [et al.] // Psychological Studies (Mysore). — 2021. — № 66 (3). — P. 291—302. — DOI: 10.1007/s12646-021-00610-1.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Земба, Е. А. Показатели физической активности и психического здоровья студентов в период пандемии SARS-CoV-2 / Е. А. Земба, А. Ю. Осипов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2023. — Т. 8, № 2. — С. 7—11.

Сведения об авторах

Земба Елена Адамовна — доцент, доцент кафедры физического воспитания, Сибирский государственный университет науки и технологий им. акад. М. Ф. Решетнева, Красноярск, Россия. Scopus ID: 57202819211. ORCID ID: 0000-0003-1656-3791. SPIN-код: 1022-7672. Author ID: 1033395. E-mail: zembaelena@rambler.ru

Осипов Александр Юрьевич — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры, Сибирский федеральный университет, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого, профессор кафедры физической подготовки, Сибирский юридический институт МВД России, Красноярск, Россия. Scopus ID: 57189904234. ORCID ID: 0000-0002-2277-4467. SPIN-код: 8005-2627. Author ID: 614606. E-mail: Ale44132272@ya.ru (автор-корреспондент).

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2023, vol. 8, no. 2, pp. 7—11.

Indicators of physical activity and mental health of students during the SARS-CoV-2 pandemic

Zemba E. A. 1, Osipov A. Yu. 234

1Reshetnev Siberian State University Science and Technology, Krasnoyarsk, Russia 2Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia

3Krasnoyarsk State Medical University named after professor V. F. Voino-Yasenetsky, Krasnoyarsk, Russia 4Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Krasnoyarsk, Russia

Physicians and scientists point to the need to study the impact of restrictive measures related to the SARS-CoV-2 pandemic on the level of physical activity and mental health of university students. Data on indicators of physical activity (IPAQ — short form) and mental health (DASS-21) during the pandemic were collected from bachelor's (n = 432) and master's (n = 395) students. It was revealed that bachelor's students are significantly (p < 0.05) exposed to a higher level of psychological stress and devote significantly (p < 0.05) less time to physical activity than master's students. Relevance: Physicians and scientists declared to need the investigation of the impact of restrictive measures related to the SARS-CoV-2 pandemic on level of daily physical activity and mental health of students.

Objective: to search for accurate data about level of weekly physical activity and indicators of mental health of bachelor's and master's students during the period of restrictive measures related to the SARS-CoV-2 coronavirus pandemic.

Materials and methods: male students (n = 827) enrolled in bachelor's and master's degree programs at major universities of the Krasnoyarsk Territory, participated in this investigation. The Depression, Anxiety, and Stress Scale (DASS-21) and the International Physical Activity Questionnaire (IPAQ — short form) were used to collect data on level of daily physical activity and indicators of mental health indicators of participants during the period of investigation. Results and conclusion: There were revealed that bachelor's students are significant (p < 0,05) exposed to a higher level of psychological stress and devote significant (p < 0,05) less time to weekly physical activity than master's students. This investigation demonstrated that bachelor's students, during the period of restrictive measures, are subject to a higher level of exposure to psychological stress, unlike master's students. It can be assumed that a higher level of stress is associated with level of physical activity of people, since master's students reported a higher level of intense and moderate physical activity in the period of investigation.

Keywords: students, COVID-19, mental health, DASS-21, IPAQ — short form, bachelor's degree, master's degree.

References

1. Ai X., Yang J., Lin Z., Wan X. Mental health and the role of physical activity during the COVID-19 pandemic. Frontiers in Psychology, 2021, no. 12, 759987. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.759987.

2. Baj-Korpak J., Zaworski K., Szymczuk E., Shpakou A. Physical activity and mental health of medical students from Poland and Belarus-countries with different restrictive approaches during the COVID-19 pandemic. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2022, no. 19 (21), 13994. DOI: 10.3390/ijerph192113994.

3. Coakley K., Lardier D., Holladay K., Amorim F., Zuhl M. Physical activity behavior and mental health among university students during COVID-19 lockdown. Frontiers in Sports and Active Living, 2021, no. 3, 682175. DOI: 10.3389/fspor.2021.682175.

4. Bednarek J., Pomykala S., Bigosinska M., Szygula Z. Physical activity of Polish and Turkish university students as assessed by IPAQ. Central European Journal of Sport Sciences and Medicine, 2016, no. 16 (4), pp. 13—22. DOI: 10.18276/cej.2016.4-02.

5. Han B., Du G., Yang Y., Chen J., Sun G. Relationships between physical activity, body image, BMI, depression and anxiety in Chinese college students during

Information about the authors

the COVID-19 pandemic. BMC Public Health, 2023, no. 23, 24. DOI:10.1186/s12889-022-14917-9.

6. Lee B., Kim Y. Validity of the depression, anxiety, and stress scale (DASS-21) in a sample of Korean university students. Current Psychology, 2022, no. 41, pp. 3937—3946. DOI: 10.1007/s12144-020-00914-x.

7. Marconcin P., Werneck A., Peralta M., Ihle A., Gou-veia E., Ferrari G., Sarmento H., Marques A. The association between physical activity and mental health during the first year of the COVID-19 pandemic: a systematic review. BMC Public Health, 2022, no. 22,. DOI:10.1186/ s12889—022—12590—6.

8. Romanova E., Kolokoltsev M., Vorozheikin A., Kono-valov D., Vrachinskaya T., Fedorov V., Kondrashova E., Aganov S., Garov S. The dependence of the academic performance of university students on the level of their physical activity. Journal of Physical Education and Sport, 2023, no. 23 (2), pp. 404—409. DOI:10.7752/jpes.2023.02049.

9. Zinchenko Y., Shaigerova L., Almazova O., Shilko R., Vakhantseva O., Dolgikh A., Veraksa A., Kalimullin A. The spread of COVID-19 in Russia: Immediate impact on mental health of university students. Psychological Studies (Mysore), 2021, no. 66 (3), pp. 291—302. DOI: 10.1007/ s12646-021-00610-1.

Zemba Elena Adamovna — Associate Professor, Associate Professor of the Department of Physical Education, Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Krasnoyarsk, Russian Federation. Scopus ID: 57202819211. ORCID ID: 0000-0003-1656-3791. SPIN-Kog: 1022-7672. Author ID: 614606. E-mail: zembaelena@rambler.ru

Osipov Aleksander Yurievich — PhD in Education, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Physical Education, Siberian Federal University, Prof. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, Professor of the Department of Physical Training, Siberian law institute of the MIA of Russia, Krasnoyarsk, Russian Federation. Scopus ID: 57189904234. ORCID ID: 0000-0002-2277-4467. SPIN-™«: 8005-2627. Author ID: 614606. E-mail: Ale44132272@ya.ru (corresponding author).

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная — https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.