Научная статья на тему 'Показатели эффективности профессиональной деятельности государственных служащих как средство оценки эффективности их деятельности'

Показатели эффективности профессиональной деятельности государственных служащих как средство оценки эффективности их деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7300
467
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ФАС РОССИИ / ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ / СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / : CIVIL SERVANTS / EFFICIENCY INDICATORS / CRITERIA OF EFFECTIVENESS / TERRITORIAL BODIES OF THE FEDERAL ANTITRUST SERVICE OF RUSSIA / EVALUATION OF CIVIL SERVANTS PERFORMANCE / SYSTEM OF INDICATORS OF EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мащенко Инна Сергеевна, Чернышева Надежда Васильевна

В статье анализируются показатели эффективности профессиональной деятельности государственных служащих на примере территориальных органов ФАС России. Рассмотрены имеющиеся подходы эффективности профессиональной деятельности государственных служащих, системы показателей оценки эффективности деятельности государственных служащих. В качестве выводов по итогам проведенного исследования предлагаются определенные меры, направленные на решение проблем связанные с оценкой эффективности деятельности государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мащенко Инна Сергеевна, Чернышева Надежда Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICINCY INDICATORS OF PROFESSIONAL PERFORMANCE OF CIVIL SERVANTS AS THE MEANS OF EVALUATION OF THEIR ACTIVITIES EFFECTIVENESS

The paper analyzes the qualities of the professional efficiently of civil servants on the example of the territorial bodies of the Russian Federal Antitrust Service. The existing approaches of the civil servants' professional activities, the indicators systems of efficiency evaluation of the civil servants performance are concerned. As to the conclusions of the research done definite measures, directed to the problems elution, connected with the efficiency, performance of civil servants are suggested.

Текст научной работы на тему «Показатели эффективности профессиональной деятельности государственных служащих как средство оценки эффективности их деятельности»

УДК 35.08

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

EFFICINCY INDICATORS OF PROFESSIONAL PERFORMANCE OF CIVIL SERVANTS AS THE MEANS OF EVALUATION OF THEIR

ACTIVITIES EFFECTIVENESS

Мащенко Инна Сергеевна Чернышева Надежда Васильевна Южно-Российский институт -управления «Российская академия народного хозяйства и государственной службы» студентки факультета управления (ГМУ-422)

MashchenkoInnaSergeevna ChernyshevaNadezhdaVasil 'yevna South Russian Institute of Management «Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration» the students faculty of management (GMY-422) mashenkoi@mail .ru nadya41294@mail.ru

В

статье

анализируются показатели эффективности

профессиональной деятельности государственных служащих на примере территориальных органов ФАС России. Рассмотрены имеющиеся подходы эффективности профессиональной деятельности государственных служащих, системы показателей оценки эффективности деятельности государственных служащих. В качестве выводов по итогам проведенного исследования предлагаются определенные меры, направленные на решение проблем связанные с оценкой эффективности деятельности государственных служащих.

Ключевые слова: государственные служащие, показатели эффективности, показатели результативности, территориальные органы ФАС России, оценка деятельности государственных служащих, система показателей оценки эффективности.

The paper analyzes the qualities of the professional efficiently of civil servants on the example of the territorial bodies of the Russian Federal Antitrust Service. The existing approaches of the civil servants' professional activities, the indicators systems of efficiency evaluation of the civil servants performance are concerned. As to the conclusions of the research done definite measures, directed to the problems elution, connected with the efficiency, performance of civil servants are suggested.

Key words and phrases: civil servants, efficiency indicators, criteria of effectiveness, territorial bodies of the Federal Antitrust Service of Russia, evaluation of civil servants performance, the system of indicators of efficiency.

На государственной службе основным фактором, оправдывающим или отрицающим применяемые формы и методы работы, является эффективность.

Эффективность профессиональной деятельности государственных служащих оказывает прямое влияние на эффективность государственной службы в целом, которая в свою очередь является одним из факторов, влияющих на эффективность государственного управления. Все это обуславливает актуальность нашего доклада.

Оценка деятельности государственных служащих - это процесс определения эффективности их деятельности в ходе реализации целей и задач органа государственной власти в соответствии с их компетенцией, позволяющий получить существенную, значимую информацию для принятия дальнейших управленческих решении[1:70].

Очень часто понятие «эффективность» отождествляется с понятием «результативность», что в корне неверно. Результативность - способность добиваться результата. Эффективность - более емкое, многоаспектное понятие [2].

Оценка эффективности профессиональной деятельности государственных служащих осуществляется на основании соответствующих показателей. Именно разработка комплексной и объективной системы индикаторов, которые будут отражать выполнение должностных обязанностей и степень достижения поставленных целей, а также позволят сфокусировать внимание госслужащих на основных приоритетах органов власти, и должно является ключевым направлением повышения эффективности деятельности государственных служащих в России.

Рассмотрим существующую систему показателей оценки эффективности деятельности государственных гражданских служащих на примере территориальных органов ФАС России.

Несмотря на то, что еще в 2011 году центральный аппарат ФАС России прошел сертификацию на подтверждение соответствия требованиям

международного стандарта менеджмента качества ИСО 9001-2008, до 2013 года в ФАС России не существовало показателей эффективности деятельности государственных служащих ни центрального аппарата ФАС России, ни его территориальных органов.

Только согласно Приказу ФАС России N188/13 «Об утверждении примерных должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата, руководителей и заместителей руководителя территориальных органов Федеральной антимонопольной службы» от 22.03.2013 г. в типовые должностные регламенты государственных служащих территориальных органов ФАС России были введены показатели эффективности профессиональной служебной деятельности.

Ошибочным является мнение, что ранее оценка эффективности деятельности служащих в ФАС России осуществлялась в рамках оценки результативности деятельности территориальных органов ФАС России. Это связано с тем, что показатели при этих двух оценках не совпадают, не говоря уже о том, что как отмечалось ранее понятия «эффективность» и «результативность» не идентичны. Так, результативность деятельности территориальных органах оценивается по таким показателям как: доля устраненных нарушений в общем числе выявленных по фактам монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, доля устраненных нарушений в общем числе выявленных но ненадлежащей рекламе, отношение количества исполненных в полном объеме предписаний органами государственной власти и местного самоуправления опрекращении нарушения антимонопольного законодательства, к количеству выданных и так далее. В то время как оценка деятельности служащих должна осуществляться по таким показателям как: выполняемый объем работы и интенсивность груда, способность сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях, соблюдение служебной дисциплины: своевременность и оперативность выполнения поручений; качество

выполненной работы и т.д.

Кроме того, размещенный на сайте Министерства труда и социального развития РФ документ с названием «Система комплексной оценки профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих» на самом далее никак не связана с оценкой эффективности деятельности всех без исключений государственных служащих ФАС России, так как речь в ней идет об экспертной оценке резервистов на должности руководителей территориальных органов. Отметим, что последняя также не раскрывает применяемых показателей, а позволяет лишь схематически проследить процесс оценки государственных гражданских служащих ФАС России, состоящих в кадровом резерве на должность «руководитель территориального органа».

Для исследования проблем оценки показателей эффективности профессиональной служебной деятельности государственных служащих авторами (Мащенко и Чернышева) был проведен самостоятельно социологический опрос служащих территориального органа исполнительной власти, а именно Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее Ростовское УФАС России).

По результатам проведенного опроса было установлено, что около 69 % опрошенных служащих ознакомлены с действующими показателями оценки эффективности их деятельности. Однако на вопрос: «Как Вы оцениваете существующую систему показателей оценки эффективности профессиональной деятельности государственных служащих в территориальных органах ФАС России по шкале от 1 до 5 баллов?» 25 % из 69 % служащих, знающих о наличии показателей оценки эффективности их деятельности, оценили данные показатели на 4, а около 40% на 2 и 3 балла. На вопрос «По Вашему мнению, отражают ли реальную ситуацию имеющиеся показателей результативность профессиональной деятельности государственных служащих?» мнение служащих так же разделилось: Отражают в полной мере - 3 % ; Частично отражают - 27 % ; Не отражают -

55 %; Абсолютно не отражают - 15%.

Кроме того, 72 % опрошенных указали, что количество показателей оценки эффективности их деятельности не является оптимальным, а именно -их слишком много.

Единогласно все служащие указали, что необходимым является установление взаимосвязи между показателями эффективности профессиональной служебной деятельности государственных служащих и их жалованием.

На вопрос: «Какие меры из ниже перечисленных, на Ваш взгляд, необходимо предпринять, что бы усовершенствовать существующую систему показателей результативности служебной деятельности государственных служащих?» служащие указали, что наиболее актуальными мерами являются: Разработать качественно новые показатели результативности 42 % опрошенных, установить взаимосвязь между показателями эффективности деятельности государственных служащих и оплатой их труда для всех без исключения категорий служащих - 50 %.

Таким образом, в практике применения показателей эффективности труда государственных служащих можно обозначить ряд проблем, которые были выявлены по результатам проведенного опроса и по результатам анализа закрепленных показателей эффективности деятельности служащих в Ростовском УФАС России:

1. Отсутствие системности в показателях эффективности деятельности служащих территориальных органов ФАС России.

2. Нет оптимального количества критериев оценки эффективности деятельности государственных гражданских служащих

3. Существующие показатели эффективности не оценивают «степень причастности и вклада» государственных служащих в деятельность территориального органа.

4. Отсутствует взаимосвязь между эффективностью деятельности служащих и их жалованием.

5. Отсутствует методика расчета показателей эффективности деятельности государственных гражданских служащих в территориальных органах ФАС России.

Здесь необходимо отметить, что разработка методики расчета показателей эффективности, установленных Приказом ФАС России N188/13, в том виде в котором они сейчас существуют не возможна. Как можно, например, посчитать способность сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях? или как можно оценить профессиональную компетентность, при условии, что в приказе прямо прописано, что имеется здесь ввиду, а именно: « знание законодательных и иных нормативных

правовых актов, широта профессионального кругозора, умение работать с документами»? чем можно измерять «способность четко организовывать и планировать выполнение порученных заданий»?

В качестве выводов по итогам проведенного исследования можно предложить следующие меры, направленные на решение вышеизложенных проблем:

1. Необходимо разработать такую систему показателей эффективности деятельности служащих территориальных органов ФАС' России, которые бы в максимальной степени буду воспроизводить непосредственное влияние государственного служащего на динамику показателей результативности.

2. Необходимо разработать методику расчета показателей эффективности деятельности служащих территориальных органов ФАС России.

Например, показатели могут быть разделены на количественные, которые будут исчисляться либо в процентах либо в натуральных числах, и качественные показатели, которые необходимо оценивать но бальной системе.

3. Нормативное закрепление новой системы показателей эффективности деятельности государственных служащих территориальных управлений ФАС России возможно путем издания Приказа ФАС России «Об утверждении

перечня ежемесячных (квартальных и годовых) показателей эффективности профессиональной служебной деятельности государственных служащих территориальных органов ФАС России и методики их расчета». 3. Одним из условий внедрения разработанных показателей

эффективности должно стать создание взаимосвязи между эффективностью деятельности государственных служащих территориальных органов ФАС России и оплатой труда служащих.

По итогам самостоятельно проведенного нами анализа структуры денежного содержания государственных служащих Ростовского УФАС России за 2013 год установлено, что наибольший удельный вес в денежном содержании служащих занимают разнообразные надбавки, при этом выплаты по итогам оценки эффективности деятельности служащих не предусмотрены.(рис 1.)

■ Денежное поощрение

■ Надбавка за работу со сведениями, содержащими государственную тайну

И Надбавка за выслугу лет

■ Надбавка за особые условия

(Рис 1.Структура денежного содержания государственных служащих Ростовского УФАС России за 2013 год)

7%

4%

16%

22%

4%

2%

Действующая структура денежного содержания негативно отражается на профессиональном развитии государственных служащих и, в конечном

счете на показателях эффективности их работы. Государственные служащие, не имеющие достойного денежного содержания, рассматривают государственную службу как способ получения основных навыков для альтернативной деятельности, в том числе в бизнесе.

Таким образом, представляется целесообразным повышать эффективность профессиональной деятельности государственных служащих территориальных органах ФАС России за счет создания адекватной системы показателей эффективности профессиональной деятельности, при условии, что оценка эффективности деятельности служащих по этим показателям будет влиять на оплату труда служащих, чем будет стимулировать их работать эффективнее, что в свою очередь приведет к повышению эффективности деятельности всего государственного органа и в итоге государственного управления в целом.

Список литературы:

1. Юрьева О. Кластеры профессиональной компетенции: модели максимальной эффективности работы государственных служащих.// Власть. № 9. 2007 г. -С. 70

2. Семенов А К, Набоков В И Основы менеджмента. Учебник. - 5-е изд., перераб и доп М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. Теория управления; учеб.пособие В Г. Игнатов, Л.Н. Албастова Изд. 2-е, прераб. и доп. - Ростов-н/Д: издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.