Научная статья на тему 'ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗА КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРАКТА'

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗА КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРАКТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научная деятельность / профессорско-преподавательский состав вуза / оценка эффективности / эффективный контракт / scientific activity / university teaching staff / efficiency assessment / effective contract

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д.В. Горобец

Работа посвящена анализу и выделению показателей оценки научной деятельности профессорско-преподавательского состава вуза, влияющих на содержание эффективного контракта. Предлагаются основные показатели эффективности, связанные с публикационной активностью, представлением результатов на научных мероприятиях различного уровня; результатами научно-исследовательской работы обучающихся. Отдельным фактором выделены индексы цитирования, патенты на собственные изобретения (или в составе коллектива). Важными признаются результаты руководства аспирантами и докторантами. Практика организации работы вузов сегодня показывает важность внешнего финансирования через привлечение внебюджетных средств на научно-исследовательскую деятельность посредством «грантовой» работы, что также предлагается отнести к показателям эффективности научной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Д.В. Горобец

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS OF THE EFFECTIVENESS OF SCIENTIFIC ACTIVITY OF UNIVERSITY TEACHING STAFF AS ONE OF THE ELEMENTS OF AN EFFECTIVE CONTRACT

The work is dedicated to an analysis and allocation of indicators for evaluating the scientific activity of university teaching staff, which affects the contents of an effective contract. The main performance indicators related to publication activity, presentation of scientific results at scientific events of various levels, and the results of students’ research work are proposed. Citation indexes, patents for own inventions (or as part of a team) are highlighted as a separate factor. The results of the leadership of graduate students and doctoral students are recognized as important. The practice of organizing the work of universities today shows the importance of external financing through the attraction of extra-budgetary funds for research activities through “grant” work, which is also proposed to be attributed to the indicators of the effectiveness of scientific activity.

Текст научной работы на тему «ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗА КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРАКТА»

Таблица 1

Характеристика блоков обучения

Блоки Основа Состав Задача Итог (для общества)

Блок 1 Фундаментальное знание Традиционные школьные предметы Трансляция знаний Человек знающий (знаток, эрудит)

Блок 2 Мышление и воображение Простые и сложные (нестандартные) задачи Развитие правильного и критического мышления; творческих способностей Человек мыслящий, человек творческий

Блок 3 Навык и умение Написание текстов и релизов, проектная деятельность Передача практических навыков и умений Человек умеющий

Блок 4 Ответственность Следование моральным и правовым нормам, гражданский поступок, благое деяние и др. Воспитание ответственности Человек ответственный

собности, развить в нем силу воображения. Конечный результат - дать обществу нестандартно мыслящего человека.

Блоки 3 и 4 основаны на трансляции умений и навыков, с одной стороны, и воспитании чувства ответственности, с другой. Конечный результат - дать обществу ответственного гражданина, мастера, специалиста, эксперта.

Традиционно система образования в России акцентируют внимание на развитии блока знаний. Комплексная концепция требует гармоничного (системного) подхода к организации процесса обучения.

В рамках комплексной концепции обучения переосмысляется и роль учителя в системе современного образования. Теперь учитель - это не «носитель бочки с водой», бесконечно разливающий огромные объемы воды в чащи сознания учащегося. Учитель учит правильно и творчески мыслить, осваивать практические навыки и умения, социальные и моральные нормы.

Педагогическое просвещение родителей должно быть основано на комплексном подходе, направленном на гармонизацию образовательного процесса.

Таким образом, в статье были предложены новые механизмы формирования и развития педагогической культуры родителей.

Был дан краткий обзор некоторых концептуальных положений, которые касаются разработки новых форм, методов и подходов к педагогическому просвещению родителей.

Библиографический список

Также были раскрыты теоретико-методологические основания комплексной концепции обучения, которая впервые в современной педагогической литературе рассмотрена в качестве эффективного способа формирования и развития педагогической культуры родителей.

Комплексная концепция основана на выделении четырех блоков (блок знаний, методологический блок, блок навыков и умений, блок ответственности), которые представляют собой параметры всякого обучения.

Результаты наших исследований могут быть использованы при разработке комплексных программ педагогического просвещения родителей.

С учетом общемировых тенденций можно сказать следующее.

Во-первых, будут востребованы профессии, связанные с созданием уникального продукта (а это следствие творческой работы).

Во-вторых, появится спрос на работников, умеющих выстраивать гармоничные отношения с людьми, грамотно управлять коллективами.

Именно комплексная концепция с ее идеей разделения учебного процесса на 4 блока направлена на то, чтобы соответствовать новым трендам и отвечать на вызовы времени.

Принципы комплексной концепции обучения являются достаточно универсальными и прилагаются к конкретным образовательным практикам и к различным видам образования.

1. Коменский Я.А. Материнская школа. Москва: Учпедгиз, 1947.

2. Блонский П.П. Семейное дошкольное воспитание. Москва: Академия, 2001.

3. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. Москва: Академия, 2009.

4. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Москва: Издательский центр «Академия», 1999.

5. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. Сердце отдаю детям. Москва: Педагогика, 1979; Т. 1.

6. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 11.06.2022). Available at: https://www. legalacts.ru/dok/273_FZ-ob-obrazovanii/glava-4/stetja-44/

7. Кулешова Е.В. Педагогическая культура родителей: генезис проблемы и ее современное состояние. Поволожский педагогический вестник. 2022; № 3: 61-66.

8. Бенин В.Л. Педагогическая культура: ее содержание и специфика. Уфа, 1994.

9. Садыкова Е.Р Различные подходы к определению понятия «педагогическая культура учителя». Материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной 210-летию Казанского университета и Дню математики. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2014: 79-84.

10. Кокоева А.Т. Формирование педагогической культуры родителей. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Владикавказ, 2003.

11. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность. Педагогика. 1999; № 3: 37-43.

12. Никитин В. Кризис образования и университет. Научно-технический вестник Санкт-Петербургского государственного института точной механики и оптики (технического университета). 2003; № 7: 150-155.

13. Махаев М.Р, Матыева А.Р Абрис комплексной концепции обучения. Вестник КНИИ РАН. Серия: Социальные и гуманитарные науки. 2022; № 2: 124-131.

References

1. Komenskij Ya.A. Materinskaya shkola. Moskva: Uchpedgiz, 1947.

2. Blonskij P.P. Semejnoe doshkol'noe vospitanie. Moskva: Akademiya, 2001.

3. Lodkina T.V. Social'naya pedagogika. Zaschita sem'i i detstva. Moskva: Akademiya, 2009.

4. Volkov G.N. 'Etnopedagogika. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 1999.

5. Suhomlinskij V.A. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya: v 3 t. Serdce otdayu detyam. Moskva: Pedagogika, 1979; T. 1.

6. Ob obrazovanii v RossijskojFederacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 11.06.2022). Available at: https://www. legalacts.ru/dok/273_FZ-ob-obrazovanii/glava-4/ statja-44/

7. Kuleshova E.V. Pedagogicheskaya kul'tura roditelej: genezis problemy i ee sovremennoe sostoyanie. Povolozhskij pedagogicheskij vestnik. 2022; № 3: 61-66.

8. Benin V.L. Pedagogicheskaya kul'tura: ee soderzhanie ispecifika. Ufa, 1994.

9. Sadykova E.R. Razlichnye podhody k opredeleniyu ponyatiya «pedagogicheskaya kul'tura uchitelya». Materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 210-letiyu Kazanskogo universiteta i Dnyu matematiki. Kazan': Kazanskij (Privolzhskij) federal'nyj universitet, 2014: 79-84.

10. Kokoeva A.T. Formirovaniepedagogicheskojkul'tury roditelej. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2003.

11. Bondarevskaya E.V. Pedagogicheskaya kul'tura kak obschestvennaya i lichnaya cennost'. Pedagogika. 1999; № 3: 37-43.

12. Nikitin V. Krizis obrazovaniya i universitet. Nauchno-tehnicheskj vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta tochnoj mehaniki i optiki (tehnicheskogo universiteta). 2003; № 7: 150-155.

13. Mahaev M.R., Matyeva A.R. Abris kompleksnoj koncepcii obucheniya. Vestnik KNII RAN. Seriya: Social'nye i gumanitarnye nauki. 2022; № 2: 124-131.

Статья поступила в редакцию 02.03.24

УДК 371

Gorobets D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: gdv.80@mail.ru

INDICATORS OF THE EFFECTIVENESS OF SCIENTIFIC ACTIVITY OF UNIVERSITY TEACHING STAFF AS ONE OF THE ELEMENTS OF AN EFFECTIVE CONTRACT. The work is dedicated to an analysis and allocation of indicators for evaluating the scientific activity of university teaching staff, which affects the contents of an effective contract. The main performance indicators related to publication activity, presentation of scientific results at scientific events of various levels, and the

results of students' research work are proposed. Citation indexes, patents for own inventions (or as part of a team) are highlighted as a separate factor. The results of the leadership of graduate students and doctoral students are recognized as important. The practice of organizing the work of universities today shows the importance of external financing through the attraction of extra-budgetary funds for research activities through "grant" work, which is also proposed to be attributed to the indicators of the effectiveness of scientific activity.

Key words: scientific activity, university teaching staff, efficiency assessment, effective contract

Д.В. Горобец, канд. пед. наук, доц., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал), ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: gdv.80@mail.ru

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗА КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРАКТА

Работа посвящена анализу и выделению показателей оценки научной деятельности профессорско-преподавательского состава вуза, влияющих на содержание эффективного контракта. Предлагаются основные показатели эффективности, связанные с публикационной активностью, представлением результатов на научных мероприятиях различного уровня; результатами научно-исследовательской работы обучающихся. Отдельным фактором выделены индексы цитирования, патенты на собственные изобретения (или в составе коллектива). Важными признаются результаты руководства аспирантами и докторантами. Практика организации работы вузов сегодня показывает важность внешнего финансирования через привлечение внебюджетных средств на научно-исследовательскую деятельность посредством «грантовой» работы, что также предлагается отнести к показателям эффективности научной деятельности.

Ключевые слова: научная деятельность, профессорско-преподавательский состав вуза, оценка эффективности, эффективный контракт

Актуальность исследования определяется тем, что эффективность научной деятельности профессорско-преподавательского состава вуза играет ключевую роль в обеспечении качества образования, научных исследований и подготовке квалифицированных специалистов. Она является одним из важных элементов эффективного контракта между университетом и его сотрудниками. В вузовской системе до сих пор не до конца обоснованы и выявлены критерии оценки эффективности деятельности профессорско-преподавательского состава. Сегодня реализуются решения, направленные на повышение качества профессиональной подготовки обучающихся. К числу таких решений относится внедрение государственных образовательных стандартов, опирающихся на компетентностный подход, профессиональные стандарты, а также на эффективные контракты преподавателей. Однако до сих пор не выявлены чёткие показатели эффективности научной деятельности конкретного педагога в вузе, чем и обоснована актуальность настоящей работы. Вышеизложенное указывает на потребность реализации комплексных и фундаментальных исследований в данном ключе [1-15].

Целью данного исследования является освещение теории комплексного подхода к системе эффективности научной деятельности профессорско-преподавательского состава вуза.

Основные задачи исследования видятся в следующем: анализ показателей эффективности научной деятельности профессорско-преподавательского состава вуза как один из элементов эффективного контракта.

Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, синтез, моделирование, систематизация и классификация.

Научная новизна статьи заключается в разработке теоретических положений, методических и научно-практических рекомендаций по эффективности научной деятельности профессорско-преподавательского состава вуза. Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания о значимости научной деятельности профессорско-преподавательского состава вуза. Практическая значимость состоит в направленности его результатов на совершенствование показателей научной деятельности профессорско-преподавательского состава вуза как одного из элементов эффективного контракта.

Современные исследования отражают особенности изучения эффективности научной деятельности, адекватности «эффективных контрактов» в вузах, профессиональной компетентности преподавателей и создания условий для их профессионального роста. Труды И.А. Бедрачук, Т.Н. Борисовой, Т.М. Давыденко, ПВ. Данилова, Т.Б. Журавлевой, М.А. Ларионовой и многих других исследователей содержат анализ задач по функционированию системы оценки эффективности труда и её стимулирования в вузе. Взаимосвязь эффективности управления, стиля руководства и результативности деятельности персонала на примере современного вуза изучается В.Б. Батиевской и М.В. Соколовским [2]. Современные исследования посвящены качеству деятельности профессорско-преподавательского состава и профессиональной эффективности [3], взаимосвязи эффективного контракта и эффективности работника [1], финансовым аспектам обеспечения эффективных контрактов научно-педагогических работников (А.В. Дорждеев, Н.А. Кизатова, А.П Лосев, В.В. Тараканов [4]); предлагается новый инструментарий оценки концепции предпринимательского университета (Ф.А. Казин, А.В. Кондратьев [5]). Необходимость повышения публикационной активности преподавателей высших учебных заведений и поиска резервов для этой деятельности отмечают Т.Н. Клеймёнова, Т.О. Сюсина, Н.Н. Смирнова [6]. Большинство исследователей подчёркивают важность мотивации научно-инновационной деятельности в вузе [10; 15] и необходимость грамотного правового регулирования в вопросах квалификационных требований к профессорско-преподавательскому составу высших учебных заведений [14]. Особую проблему

представляет собой разработка эффективного контракта (В.С. Сенашенко, В.П Халин [13]; М.А. Черкасова [15]), отношение к рейтингу педагога высшей школы (Т.Н. Поддубная, А.А. Юрченко [11]) и формирование инновационной системы оценки качества образовательной деятельности и её результатов (Н.Н. Лагусева [8]).

Формирование системы индивидуальной оценки результатов работы профессорско-преподавательского состава, в том числе в научной деятельности, в одном из ведущих вузов страны - СПбПУ - анализируется Н.М. Кропачевым, В.В. Еремеевым, А.В. Поповым [7]. Так, например, эффективность научной деятельности преподавателей в СПбПУ оценивается «по количеству публикаций в высокорейтинговых журналах, индексируемых международными и российскими системами научного цитирования. Публикационная активность является непременным объектом анализа при определении степени научной эффективности отдельных преподавателей и коллективов научно-педагогических подразделений -кафедр, лабораторий, факультетов и институтов» [7, с. 142].

Профессиональная компетентность преподавателя вуза проявляется, помимо предмета нашего исследования - научно-исследовательской работы, в его педагогической и организационной работе. Умение планировать и структурировать учебный процесс, проводить систематическую оценку знаний студентов, развивать их аналитическое и критическое мышление, а также способность эффективно коммуницировать и вести диалог - все это необходимые навыки профессионального преподавателя. Однако текущее состояние и дальнейшее развитие вузовской системы сегодня зависят от того, в какой степени система показателей эффективности создаёт стимулы для научно-исследовательской деятельности. Точность и адекватность методик и расчётов, применяемых при внедрении показателей, является решающим фактором для определения эффективности научно-педагогических работников учреждений высшего образования. В современной вузовской системе сегодня активно формируются (порой методом «проб и ошибок») критерии оценки деятельности профессорско-преподавательского состава. Показатели эффективности научной деятельности включают в себя такие критерии, как количество публикаций в научных журналах, уровень цитирования, участие в научных конференциях, получение грантов и другие показатели, отражающие активность и результативность научной работы. Эти показатели позволяют оценить не только индивидуальные достижения преподавателей, но и общий вклад в учебный процесс, а также развитие научного направления вуза. В ключе сказанного согласимся с мнением М.А. Черкасовой, которая считает необходимым изучить критерии оценки эффективности деятельности научно-педагогических работников и образовательного учреждения; определить наиболее значимые показатели эффективного контракта как для преподавателя, так и для вуза; оценить роль эффективного контракта как инструмента мотивации инновационной и научно-исследовательской деятельности вуза [15, с. 87].

Профессиональная компетентность преподавателя вуза является одним из ключевых факторов, определяющих успешность и качество образовательного процесса.

В.П Порб отмечает, что профессиональная компетентность преподавателя в предложенном им подходе состоит из следующих компонентов: лидерский потенциал; гражданственность; предметная эрудиция; организаторские умения [3, с. 58].

Профессиональная компетентность преподавателя вуза является неотъемлемой составляющей высококачественного образования. Она включает в себя глубокие знания в своей предметной области, умение передавать эти знания студентам и способность вдохновить их на саморазвитие и самостоятельную работу. Т.Н. Поддубная и А.А. Юрченко совершенно справедливо предлагают

выделить следующие принципы разработки оценки эффективности деятельности преподавателей: комплексность оценки; объективность результатов; принцип дифференциации; принцип количественной оценки качества труда преподавателей; принцип согласования; принцип обратной связи; принцип направленности на стимулирование труда и повышение зарплаты; принцип адаптивности.

Часто главным критерием оценки эффективности научно-педагогических коллективов является их роль в достижении показателей Программы развития конкретного вуза. На наш взгляд, посредством практики эффективного контракта возможно выделение следующих показателей эффективности научной деятельности профессорско-преподавательского состава вуза: публикационная активность: количество публикаций в индексируемых отечественных журналах; участие в конференциях, симпозиумах и т. п. научных мероприятиях; индексы цитирования; результаты научно-исследовательской работы обучающихся (выпускные квалификационные работы; дипломные проекты, магистерские диссертации); результаты руководства аспирантами и докторантами; привлечение внебюджетных средств посредством «грантовой» работы (внешнее финансирование); патенты на собственные изобретения (или в составе коллектива). При этом предназначение индивидуального контракта не должно сводиться к анализу наукометрических показателей и объёмов педагогической нагрузки в целях определения его соответствия занимаемой должности или установления размера выплачиваемой ему премии [7, с. 150]. Индивидуальные контракты должны служить

Библиографический список

достижению результатов научной, образовательной, воспитательной, экспертной, просветительской деятельности всего университета в целом.

Таким образом, можно сделать выводы о том, университеты играют ключевую роль в создании новых знаний, развитии инноваций и подготовке кадров для различных отраслей экономики.

Для успешной научно-исследовательской работы вуз должен активно поддерживать свой профессорско-преподавательский состав, обеспечивая доступ к современным исследовательским ресурсам, оборудованию и технологиям. Также важно создавать условия для развития исследовательских групп и поддерживать инициативы в области научных исследований. Кроме того, важно поддерживать сотрудников вуза на всех этапах их карьерного развития, предоставляя возможности для повышения квалификации, участия в конференциях и семинарах, а также для публикации и распространения результатов научных исследований.

В целом эффективность научно-исследовательской работы в вузе не только способствует развитию науки и образования, но и повышает престиж университета, привлекает внимание студентов, исследователей и инвесторов. Среди таких факторов важным считаем также учёт индексов цитирования, патентов на изобретения, результатов руководства аспирантами и докторантами и, конечно, привлечение внебюджетных средств на научно-исследовательскую деятельность посредством «грантовой» работы, что также предлагается отнести к показателям эффективности научной деятельности.

1. Авдеева Е.А. Эффективный контракт VS Эффективный работник. Проблемы современного педагогического образования. 2016; № 52-5: 9-15.

2. Августа Е.Н., Белозерова Ю.М., Богомазова А.А. и др. Социальная роль преподавателей вузов в Российской Федерации. Москва, 2022.

3. Горб В.Г Профессиональная эффективность и качество деятельности преподавателя высшей школы. Педагогическое образование в России. 2020; № 6: 53-68.

4. Дорждеев А.В., Кизатова Н.А., Лосев А.Г., Тараканов В.В. Финансовые аспекты обеспечения эффективных контрактов научно-педагогических работников. Вестник ВолГУ. Экономика. 2015; № 3: 93-103.

5. Казин Ф.А., Кондратьев А.В. Развитие концепции предпринимательского университета в вузах России. Новый инструментарий оценки. Университетское управление: практика и анализ. 2022; № 1: 18-41.

6. Клеймёнова Т.Н., Сюсина Т.О., Смирнова Н.Н. Резервы повышения публикационной активности преподавателей высших учебных заведений. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 67-4: 179-181.

7. Кропачев Н.М., Еремеев В.В., Попов А.В. Разработка системы показателей эффективности образовательной и научной деятельности профессорско-преподавательского состава: опыт Санкт-Петербургского государственного университета. Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2020; № 2: 133-150.

8. Лагусева Н.Н. О формировании инновационной системы оценки качества образовательной деятельности и ее результатов. ВестникРМАТ. 2020; № 1: 49-53.

9. Литвинова В.С., Фастович ГГ., Фомина Л.В. К вопросу о формировании стратегии обеспечения трудовыми ресурсами в системе образовательных учреждений. Аграрное и земельное право. 2020; № 10 (214): 38-43.

10. Лосев А.Г, Корольков С.А., Тараканов В.В. Модель финансового обеспечения выполнения целевых показателей эффективности работы вуза. Университетское управление: практика и анализ. 2020; № 6 (112): 49-57.

11. Поддубная Т.Н., Юрченко А.А. Рейтинг педагога высшей школы как средство повышения конкурентоспособности научно-педагогических работников. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020; № 2: 76-82.

12. Романов Е.В. Нормирование нагрузки преподавателей: проблемы и поиск решений. Университетское управление: практика и анализ. 2016; № 104 (4): 64-81.

13. Сенашенко В.С., Халин В.Г Об эффективном контракте в высшей школе. Высшее образование в России. 2015; № 5: 27-36.

14. Смирнова М.С., Листратов И.В., Юн Д.А. Правовое регулирование квалификационных требований к профессорско-преподавательскому составу высших учебных заведений. Юридические исследования. 2023; № 3: 17-23.

15. Черкасова М.А. Мотивация научно-инновационной деятельности в вузе посредством практики эффективного контракта. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2020; № 2: 87-90.

References

1. Avdeeva E.A. 'Effektivnyj kontrakt VS 'Effektivnyj rabotnik. Problemysovremennogopedagogicheskogoobrazovaniya. 2016; № 52-5: 9-15.

2. Avgusta E.N., Belozerova Yu.M., Bogomazova A.A. i dr. Social'naya rol'prepodavatelej vuzov v Rossijskoj Federacii. Moskva, 2022.

3. Gorb V.G. Professional'naya 'effektivnost' i kachestvo deyatel'nosti prepodavatelya vysshej shkoly. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2020; № 6: 53-68.

4. Dorzhdeev A.V., Kizatova N.A., Losev A.G., Tarakanov V.V. Finansovye aspekty obespecheniya 'effektivnyh kontraktov nauchno-pedagogicheskih rabotnikov. Vestnik VolGU. 'Ekonomika. 2015; № 3: 93-103.

5. Kazin F.A., Kondrafev A.V. Razvitie koncepcii predprinimatel'skogo universiteta v vuzah Rossii. Novyj instrumentarij ocenki. Universitetskoe upravlenie: praktika ianaliz. 2022; № 1: 18-41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Klejmenova T.N., Syusina T.O., Smirnova N.N. Rezervy povysheniya publikacionnoj aktivnosti prepodavatelej vysshih uchebnyh zavedenij. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 67-4: 179-181.

7. Kropachev N.M., Eremeev V.V., Popov A.V. Razrabotka sistemy pokazatelej 'effektivnosti obrazovatel'noj i nauchnoj deyatel'nosti professorsko-prepodavatel'skogo sostava: opyt Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Menedzhment. 2020; № 2: 133-150.

8. Laguseva N.N. O formirovanii innovacionnoj sistemy ocenki kachestva obrazovatel'noj deyatel'nosti i ee rezul'tatov. VestnikRMAT. 2020; № 1: 49-53.

9. Litvinova V.S., Fastovich G.G., Fomina L.V. K voprosu o formirovanii strategii obespecheniya trudovymi resursami v sisteme obrazovatel'nyh uchrezhdenij. Agrarnoe izemel'noe pravo. 2020; № 10 (214): 38-43.

10. Losev A.G., Korol'kov S.A., Tarakanov V.V. Model' finansovogo obespecheniya vypolneniya celevyh pokazatelej 'effektivnosti raboty vuza. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2020; № 6 (112): 49-57.

11. Poddubnaya T.N., Yurchenko A.A. Rejting pedagoga vysshej shkoly kak sredstvo povysheniya konkurentosposobnosti nauchno-pedagogicheskih rabotnikov. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2020; № 2: 76-82.

12. Romanov E.V. Normirovanie nagruzki prepodavatelej: problemy i poisk reshenij. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2016; № 104 (4): 64-81.

13. Senashenko V.S., Halin V.G. Ob 'effektivnom kontrakte v vysshej shkole. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2015; № 5: 27-36.

14. Smirnova M.S., Listratov I.V., Yun D.A. Pravovoe regulirovanie kvalifikacionnyh trebovanij k professorsko-prepodavatel'skomu sostavu vysshih uchebnyh zavedenij. Yuridicheskie issledovaniya. 2023; № 3: 17-23.

15. Cherkasova M.A. Motivaciya nauchno-innovacionnoj deyatel'nosti v vuze posredstvom praktiki 'effektivnogo kontrakta. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski. 2020; № 2: 87-90.

Статья поступила в редакцию 06.03.24

УДК 378

Grudninskaya T.V., postgraduate, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia); Head of Department of Vocational Education (College), The Korolev Branch of International Law Institute (Korolev, Russia), E-mail: tamaragrudninskaya@yandex.ru

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE IN TEACHERS OF THE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION. The article is based on the research of scientific literature and the author's own pedagogical experience and discusses a problem of implementing some organizational and pedagogical conditions. Their observance allows for the development of the main components of the professional competence

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.