Научная статья на тему 'ПОКАЗАТЕЛИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ "КОМПЛЕКСНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ"'

ПОКАЗАТЕЛИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ "КОМПЛЕКСНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
96
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Уделов Семен Сергеевич, Быков Евгений Витальевич

Физическое развитие детей является важным компонентом здоровья. Регулирование уровня двигательной активности необходимо для его укрепления, но традиционные формы и методы работы сегодня становятся недостаточно эффективными. Целью работы является изучение влияния авторской программы «Комплексное физическое развитие» (КФР) (программа представлена нами в предыдущих работах) на двигательные качества детей 6-12 лет. Методической основой проведения тренировки является принцип варьирования временем нагрузки и отдыха, длительностью выполнения упражнений и периодом, который отводится на восстановление. Подбор упражнений предполагает соблюдение разнообразия и последовательности в нагрузке на разные группы мышц и системы организма. Дифференцируя количество упражнений, повторов, время выполнения и интервалы отдыха, можно развивать то или иное физическое качество: силу, общую, силовую, скоростную и скоростно-силовую выносливость, ловкость. Основные мышечные группы получают нагрузку, которая изменяется на каждой «станции»; когда одна группа мышц получает импульс для развития, другая - активно отдыхает. Результаты исследований показали, что занятия по предложенной методике ведут к существенно более высокому развитию гибкости, силовых и скоростно-силовых качеств детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Уделов Семен Сергеевич, Быков Евгений Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS OF MOTOR QUALITIES OF CHILDREN ENGAGED IN THE AUTHOR'S PROGRAM "COMPLEX PHYSICAL DEVELOPMENT”

The physical development of children is an important component of health. Regulation of the level of physical activity is necessary to strengthen it, but traditional forms and methods of work today are becoming insufficiently effective. The aim of the work is to study the influence of the author's program "Complex Physical Development" (CPD) (the program is presented in our previous works) on the motor qualities of children 6-12 years old. The methodological basis for conducting CPD training is the principle of varying the time of load and rest, the duration of exercise and the period that is allocated for recovery. The selection of exercises involves the observance of diversity and consistency in the load on different muscle groups and body systems. Differentiating the number of exercises, repetitions, execution time and rest intervals, you can develop a particular physical quality: strength, general, power, speed and speedpower endurance, agility. The main muscle groups receive a load that changes at each "station"; when one muscle group receives an impulse for development, the other is actively resting. The results of the research showed that the classes according to the proposed method lead to a significantly higher development of flexibility, strength and speed-strength qualities of children.

Текст научной работы на тему «ПОКАЗАТЕЛИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ "КОМПЛЕКСНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ"»

movements of the referee in a football match", Problems and prospects for the development of physical culture and sports, No. 1, pp. 27-29.

Контактная информация: nt_0708@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.04.2021

УДК 373.291

ПОКАЗАТЕЛИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ «КОМПЛЕКСНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Семен Сергеевич Уделов, аспирант, Евгений Витальевич Быков, доктор медицинских наук, профессор, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Аннотация

Физическое развитие детей является важным компонентом здоровья. Регулирование уровня двигательной активности необходимо для его укрепления, но традиционные формы и методы работы сегодня становятся недостаточно эффективными. Целью работы является изучение влияния авторской программы «Комплексное физическое развитие» (КФР) (программа представлена нами в предыдущих работах) на двигательные качества детей 6-12 лет. Методической основой проведения тренировки является принцип варьирования временем нагрузки и отдыха, длительностью выполнения упражнений и периодом, который отводится на восстановление. Подбор упражнений предполагает соблюдение разнообразия и последовательности в нагрузке на разные группы мышц и системы организма. Дифференцируя количество упражнений, повторов, время выполнения и интервалы отдыха, можно развивать то или иное физическое качество: силу, общую, силовую, скоростную и ско-ростно-силовую выносливость, ловкость. Основные мышечные группы получают нагрузку, которая изменяется на каждой «станции»; когда одна группа мышц получает импульс для развития, другая - активно отдыхает.

Результаты исследований показали, что занятия по предложенной методике ведут к существенно более высокому развитию гибкости, силовых и скоростно-силовых качеств детей.

Ключевые слова: дети, здоровье, физическое развитие, двигательные качества.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p447-452

INDICATORS OF MOTOR QUALITIES OF CHILDREN ENGAGED IN THE AUTHOR'S PROGRAM "COMPLEX PHYSICAL DEVELOPMENT"

Semyon Sergeevich Udelov, the post-graduate student, Evgeny Vitalievich Bykov, the doctor of

medical sciences, professor, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Abstract

The physical development of children is an important component of health. Regulation of the level of physical activity is necessary to strengthen it, but traditional forms and methods of work today are becoming insufficiently effective. The aim of the work is to study the influence of the author's program "Complex Physical Development" (CPD) (the program is presented in our previous works) on the motor qualities of children 6-12 years old. The methodological basis for conducting CPD training is the principle of varying the time of load and rest, the duration of exercise and the period that is allocated for recovery. The selection of exercises involves the observance of diversity and consistency in the load on different muscle groups and body systems. Differentiating the number of exercises, repetitions, execution time and rest intervals, you can develop a particular physical quality: strength, general, power, speed and speedpower endurance, agility. The main muscle groups receive a load that changes at each "station"; when one muscle group receives an impulse for development, the other is actively resting.

The results of the research showed that the classes according to the proposed method lead to a significantly higher development of flexibility, strength and speed-strength qualities of children.

Keywords: children, health, physical development, motor qualities.

Двигательная активность (ДА) - это естественно-биологический метод повышения адаптационных возможностей организма детей, а физическое развитие - важный компонент здоровья. Распределение по группам здоровья представляет собой интегрированную оценку состояния здоровья детского населения в целом. В 2014 г. только треть детей были признаны здоровыми: I группа здоровья была зарегистрирована у трети детей (32,7% случаев), II группа - у 52,9%, 12,8% детей имели хронические заболевания, у 1,2% была инвалидность [1, с. 701]. Одной из причин считается низкая ДА, в то время как соответствующая возрастным нормативам ДА позволяет устранить многие проблемы [4].

Немаловажно то, что ДА является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер [16, с. 126]. К тому же, повышая ДА, мы не только способствуем лучшему физическому развитию детей и повышению уровня функционального состояния различных систем организма детей, но и снижаем уровень психоэмоционального напряжения, школьной тревожности, способствуем их интеллектуальному развитию, а также повышению иммунитета, профилактике различных заболеваний (в т.ч. частых простудных заболеваний и патологии ОДА - плоскостопия, нарушений осанки, сколиоза) [5, с. 8; 6, с.69; 8; 18].

Одним из оптимальных подходов к использованию ДА для укрепления здоровья детей является комплексный подход в целях гармоничного развития различных физических качеств. При этом, несомненно, важно учитывать сенситивные периоды развития двигательных качеств, которые к тому же различаются у мальчиков и девочек [1, с. 75]. В частности, младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности [11; 15].

В то же время, традиционные формы и методы работы сегодня становятся недостаточно эффективными, поскольку изменились социальные условия взросления детей, изменилась культура детства и экология повседневности, изменились сами дети. Чтобы быть интересным современному ученику, недостаточно «идти в ногу со временем», необходимо быть «немного впереди» [7, с. 29].

Актуальны такие подходы, как подвижные игры [18], гимнастические упражнения [3; 17]; популярностью пользуются восточные спортивно-оздоровительные виды спорта, например, ушу - [9]; из массовых видов спорта, в которых есть сочетание различных аспектов ДА - черлидинг [13]. Детям интересны и наши традиционные национальные виды спорта, например - «Любава» [12].

Учитывая актуальность стоящей перед обществом проблемы оздоровления детей, нами была разработана и прошла начальный этап физиологического обоснования авторская программа «Комплексное физическое развитие» (КФР), подробно представленная ранее [10].

Цель работы: дать оценку развития двигательных качеств у детей, занимающихся по авторской программе КФР.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нами в течение 2016-2020 гг. проведены исследования по оценке развития физических качеств детей 6-11 лет. В данном исследовании участвовали мальчики и девочки Москвы: всего п=72 и п=75 соответственно; из них занимающихся по программе КФР -мальчики п=32 и девочки п=35 и не занимающихся в спортивных секциях - мальчики и девочки по п=40. За основу тестирования двигательных качеств были взяты нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для детей соответствующего возраста. Достоверность статистических различий относительных величин определяли с помощью программного обеспечения, использован критерий Стьюдента.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Оценка показателей развития физических качеств учащихся первых классов (дети 6-8 лет) показала, что в начале учебного года они не имели значимых различий; к концу года несколько более высокие показатели имели мальчики и девочки основной группы (таблица 1).

Таблица 1 - Результаты тестов мальчиков и девочек 6-8 лет основной (1) и контрольной (2) группы в начале (в числителе) и в конце (в знаменателе) учебного года (М±т)_

Тесты Мальчики Девочки

1 2 р 1 2 р

Челночный бег 3х10 м 10,68±0,33 10,71±0,38 >0,05 11,28±0,39 11,30±0,34 >0,05

9,47±0,22 9,97±0,26 >0,05 10,16±0,23 10,62±0,25 >0,05

р <0,01 >0,05 <0,05 >0,05

Бег 30 м 7,08±0,26 7,05±0,24 >0,05 7,18±0,21 7,30±0,27 >0,05

5,97±0,19 6,43±0,22 >0,05 6,68±0,2 7,01±0,36 >0,05

р <0,01 <0,05 >0,05 >0,05

Подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине 6,88±1,03 6,83±1,19 >0,05 5,77±0,87 5,92±1,05 >0,05

11,70±0,52 9,21±0,88 <0,05 10,06±0,38 7,79±0,78 <0,05

р <0,01 <0,01 <0,001 >0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу 8,77±0,76 8,79±0,84 >0,05 7,05±0,74 7,16±0,65 >0,05

15,51±0,44 11,39±1,41 <0,05 10,86±0,52 8,31±0,82 <0,05

р <0,001 >0,05 <0,001 >0,05

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами 118,06±6,05 118,34±5,74 >0,05 110,97±6,23 112,92±6,74 >0,05

138,11±2,85 124,8±5,0 <0,05 133,2±3,6 120,4±4,4 <0,05

р <0,01 >0,05 <0,001 >0,05

У занимающихся по программе КФР были определены более высокие показатели в тестах «Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу», «Подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине», «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами», следовательно, у них скоростно-силовые качества и качество силы развивались более высокими темпами; при этом у мальчиков 1-й и 2-й групп показатели тестов выше, чем у девочек.

При индивидуальном сопоставлении результатов с нормативами ВФСК ГТО мы установили, что в показатели для «Золотого» значка в основной группе уложились 22 мальчика (68,7%), 33% - серебряного, а у девочек - 24 (68,6%) и 11 (31,4%). В группе контроля только 13 мальчиков (32,5%) и 10 девочек (25%) имели показатели на уровне требований золотого значка.

Далее представлены результаты исследований детей в возрастной группе 11-12 лет (таблица 2), отражающие возрастную динамику и роль занятий по программе КФР (стаже занятий 3 года и более).

Таблица 2 - Результаты тестов мальчиков и девочек 11-12 лет основной (1) и контрольной (2) группы в конце учебного года (М±т)_

Тесты Мальчики Девочки

1 2 р 1 2 р

Челночный бег 3х10 м, с 7,61±0,22 8,69±0,60 >0,05 7,90±0,33 9,37±0,65 >0,05

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, см -4,06±0,34 3,04±1,07 <0,01 -5,32±0,36 2,22±0,94 <0,01

Бег 30 м, с 4,84±0,18 5,38±0,53 >0,05 5,21±0,12 5,79±0,56 >0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу, кол-во раз 33,79±0,96 22,12±2,82 <0,01 18,25±1,40 10,91±2,50 <0,05

Поднимание туловища из положения лежа на спине, кол-во раз за 1 мин 50,26±1,79 38,04±3,76 <0,05 40,58±2,23 30,46±3,81 <0,05

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см 187,41 ±5,07 167,93±12,65 >0,05 170,39±2,75 142,65±10,23 <0,05

Анализ результатов тестирования демонстрирует результаты наличие достоверно значимых различий в тестах «Наклон вперед...», «Сгибание и разгибание рук...», «Под-

нимание туловища...» как у мальчиков, так и у девочек и в тесте «Прыжок в дину с места...» у девочек, отражающих более высокое развитие качеств гибкости, силовых и ско-ростно-силовых. В меньшей степени занятия КФР способствовали развитию качества быстроты; результаты в челночном беге (качество ловкости) у мальчиков основной группы превышали показатели сверстников на 1,08 с (14,2%) и у девочек на 1,47 с (18,6%), но не достигали степени достоверно значимых различий.

При индивидуальном анализе результатов определено, что все мальчики и девочки, занимающиеся по программе КФР, имели результаты на уровне золотого значка ГТО в своей возрастной группе, в то время как в группе контроля 10 мальчиков (25%) и 9 девочек (22,5%).

ВЫВОДЫ

Полученные результаты свидетельствуют об эффективности реализуемой нами программы КФР в части развития физических качеств детей. Мы полагаем, что это обусловлено методикой проведения занятий - наличие высокой плотности, но при этом соразмерно возможностям занимающихся, что обеспечивается тщательным контролем качества выполняемых упражнений занимающимися со стороны тренера, наблюдением за наличием визуально определяемой степенью утомления, а также регулярным тестированием. Большое внимание уделяется самоконтролю, ведению дневника. Все это является хорошей основой для подготовки детей к занятиям в спортивных секциях. Также, на наш взгляд, важно, что занятия по методике КФР помогают детям успешно подготовиться к выполнению норм комплекса ГТО.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баев И.В. Гендерные особенности двигательной координации и зрительно-моторных реакций спортсменов 9-12 лет, специализирующихся в ушу-таолу / И.В. Баев // Вестник науки и образования. - 2018. - Т. 2., № 1 (37). - С. 75-79.

2. Баранов А.А. Состояние здоровья детей России, приоритеты его сохранения и укрепления / А.А. Баранов, В.Ю. Альбицкий // Казанский медицинский журнал. - 2018. - Т. 99., № 4. - С. 698-705.

3. Бесшапошникова С.Ю. Развитие двигательной координации у детей 5-7 лет с использованием гимнастических упражнений на уменьшенной опоре : дис. .канд. пед. наук / Бесшапошникова Светлана Юрьевна. - Шуя, 2006. - 181 с.

4. Бутко М.А. К проблеме дефицита двигательной активности детей младшего школьного возраста / М.А. Бутко // Культура физическая и здоровье. - 2015. - № 2 (53). - С. 60-62.

5. Быков, Е.В. Двигательная активность как фактор укрепления здоровья обучающейся молодежи : монография / Е.В. Быков, В.А. Колупаев. - Челябинск : УралГУФК, 2019. - 102 с.

6. Гребенников А.И. Повышение вовлеченности в занятия физической культурой детей школьного возраста с использованием средств комплекса ГТО / А.И. Гребенников // Спортивное движение: опыт, проблемы, развитие: сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2020. - С. 27-32.

7. Кастальский О.О. Влияние ушу на координационные способности детей младшего школьного возраста / О.О. Кастальский // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. - 2018. - № 3. - С. 11-15.

8. Колебательная активность показателей функциональных систем организма спортсменов и детей с различной двигательной активностью: учебное пособие / А.П. Исаев, Е.В. Быков, А.Р. Са-бирьянов и др. - Челябинск : Южно-Уральский государственный университет, 2005. - 268 с.

9. Кузиков М.М. Методика Комплексное физическое развитие: инновационный подход к физическому воспитанию детей (теоретико-методологические подходы) / М.М. Кузиков, С.С. Уделов, Е.В. Быков // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. - 2017. - Т. 14., - № 2. - С. 21-28.

10. Майорова Л.Т. Закономерности развития координационных способностей у детей 7-10 лет / Л.Т. Майорова, Н.Г. Лопина. - Красноярск : [б.и.], 2006. - 134 с.

11. Патент 111322 РФ. Схема Модель Комплексного физического развития детей: № 2018501500; заявл. 30.03.2018 / С.С. Уделов. - URL : https://www1.fips.ru/publication-

web/publications/document?type=doc&tab=PO&id= 1C12011E-7F02-416C-9E50-526343C1BEAB (дата обращения12.04.2021)

12. Спортизация школьников средствами оздоровительного комплекса «Любава» / М.В. Тянюгина, А.В. Тянюгина, О. Б. Тортунова, Е.В. Быков // Национальные виды спорта: актуальные проблемы развития и научно-методического обеспечения : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Челябинск, 2016. - С. 249-252.

13. Тянюгина М.В. Черлидинг - вариативный компонент 3 урока физической культуры в школе. Черлидинг в системе дополнительного образования / М.В. Тянюгина, Е.В. Быков, А.В. Тянюгина // Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация : материалы IV международного научного конгресса, посвященного 45-летию Уральского государственного университета физической культуры (г. Челябинск, 13-14 ноября 2015 г.). в 2 т. -Челябинск : Издательский центр Уральская академия, 2015. - Т. 1. - С. 559-561.

14. Факторная структура показателей адаптации учащихся младших классов к влиянию образовательной среды / Е.В. Быков, Е.А. Мекешкин, А.В. Рязанцев, А.В. Чипышев // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2011. - Вып. 29, № 39 (256). - С. 6-8.

15. Филиппов А.С. Развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры с гимнастической направленностью А.С. Филиппов, А.А. Сергин //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. -№ 1. - С. 29-31.

16. Хакимова Н.У. Влияние физических упражнений, игр, развлечений на физическое развитие детей / НУ Хакимова // Вопросы педагогики. - 2018. - № 3. - С. 126-128.

17. Шарманова С.Б. Подвижные игры детей как средство предупреждения плоскостопия у девочек 4-7 лет на спортивно-оздоровительном этапе подготовки в художественной гимнастике / С.Б. Шарманова, Е.В. Орешкова // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. - 2020. - № 3. - С. 16-22.

18. Шауро С. Н. Развитие физических качеств у детей 6-7-ми летнего возраста с преимущественным использованием средств гимнастики : дис. ...канд. пед. наук / Шауро Светлана Николаевна. - Малаховка, 2008. - 156 с.

REFERENCES

1. Baev, I.V. (2018), "Gender features of motor coordination and visual-motor reactions of athletes 9-12 years old, specializing in Wushu-taolu", Vestnik nauki i obrazovaniya, No. 1 (37), pp. 75-79.

2. Baranov, A.A. (2018), "The State of health of children of Russia, the priorities for conservation and strengthening", Kazanskiy meditsinskiy Zhurnal, No. 4, pp. 698-705.

3. Besshaposhnikova, S.Yu. (2006), Development of motor coordination in children aged 5-7 years with the use of gymnastic exercises on a reduced support, dissertation, Shuya.

4. Butko, M.A. (2015), "On the problem of the deficit of motor activity of children of primary school age", Physical culture and health, No 2 (53), pp. 60-62.

5. Bykov, E.V. (2010), Motor activity as a factor of strengthening the health of learning youth, monograph, UralGUFK, Chelyabinsk.

6. Grebennikov, A. I. (2020), "Increase of involvement in physical culture classes of school-age children with the use of means of the TRP complex", Sports movement: experience, problems, development: collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, St. Petersburg, pp. 27-32.

7. Kastalsky, O.O. (2018) "The influence of wushu on the coordination abilities of children of primary school age", Scientific and Sports Bulletin of the Urals and Siberia, No. 3, pp. 11-15.

8. Isaev, A.P., Bykov, E.V., Sabiryanov, A.R. et al. (2005), Oscillatory activity of indicators of functional systems of the body of athletes and children with different motor activity: textbook, Chelyabinsk.

9. Kuzikov, M.M. "Methodology Integrated physical development: an innovative approach to the physical education of children (theoretical and methodological approaches)", Scientific and Sports Bulletin of the Urals and Siberia, Vol. 14. No. 2, pp. 21-28.

10. Mayorova, L.T. (2006), Regularities of the development of coordination abilities in children aged 7-10 years, Krasnoyarsk.

11. Patent 111322 of the Russian Federation (2018), Scheme Model of complex physical development of children: №. 2018501500; application. 30.03.2018 / S.S. Udelov. - URL : https://www1.fips.ru/publication-web/publications/document?type=doc&tab=PO&id=1C12011E-7F02-

416C-9E50-526343C1BEAB

12. Tianyugina, M.V., Tianyugina, A.V., Tortunova, O.B., Bykov, E.V. (2016) "Sportization of schoolchildren by means of the health-improving complex "Lyubava"", National sports: actual problems of development and scientific and methodological support: Materials of the All-Russian scientific and practical conference, Chelyabinsk, p. 249-252.

13. Tianyugina, M.V., Bykov, E.V. Tianyugina, A.V. (2015), "Cheerleading-a variable component of the 3rd lesson of physical culture at school", Problems of physical education: content, orientation, methodology, organization: materials of the IV International Scientific Congress dedicated to the 45th anniversary of the Ural State University of Physical Culture (Chelyabinsk, November 13-14, 2015): in 2 vols., Publishing Center Ural Academy, Chelyabinsk, Vol. 1, pp. 559-561.

14. Bykov, E.V., Mekeshkin, E.A., Ryazantsev, A.V., Chipyshev, A.V. (2011), "Factor structure of indicators of adaptation of students of junior classes to the influence of the educational environment", Bulletin of the South Ural State University. Series: Education, health, physical culture, No 39 (256), pp. 6-8.

15. Filippov, A.S., Sergin, A.A. (2013), "Development of coordination abilities of children of primary school age at the lessons of physical culture with gymnastic orientation", Physical culture: education, education, training, No. 1, pp. 29-31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Khakimova, N.U. (2018), "Influence of physical exercises, games, and entertainment on the physical development of children. Khakimova", Questions of pedagogy, No. 3, pp. 126-128.

17. Sharmanova, S.B., Oreshkova E.V. (2020), "Mobile games of children as a means of preventing flat feet in girls 4-7 years old at the sports and health stage of training in rhythmic gymnastics", Scientific and Sports Bulletin of the Urals and Siberia, No. 3, pp. 16-22.

18. Shauro, S.N. (2008), Development of physical qualities in children of 6-7 years of age with the predominant use of gymnastics, dissertation, Malakhovka.

Контактная информация: bev58@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 21.04.2021

УДК 378.4

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ УДАЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ТРАНСПОРТНОМ

ВУЗЕ

Яна Владимировна Чуб, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург

Аннотация

Рассматривается проблема построения педагогического процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт» в условиях удаленного обучения в вузе. Выявлена актуальность применения в процессе обучения технологии учебного проектирования физкультурно-спортивной деятельности студента. Определены организационно-методические условия, создающие базовые предпосылки формирования у студента навыка целенаправленного применения средств физической культуры в процессе самоподготовки. Обоснованы положения о возможности формирования у студентов транспортного вуза как теоретических знаний по дисциплине, так и приобретение опыта творческой, целенаправленной физкультурной деятельности в самоподготовке по индивидуальным программам тренировок.

Ключевые слова: физическая культура, самоподготовка, удаленное обучение.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p452-455

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL CONDITIONS OF PHYSICAL EDUCATION IN THE PROCESS OF DISTANCE LEARNING IN A TRANSPORT

UNIVERSITY

Yana Vladimirovna Chub, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ural State University of Railway Transport, Ekaterinburg

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.