Научная статья на тему 'Показатель надежности спортсменов -основы соревновательной деятельности'

Показатель надежности спортсменов -основы соревновательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2143
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Показатель надежности спортсменов -основы соревновательной деятельности»

основополагающий категориальный аппарат // Теория и практика физ. культуры. - 2002. - № 3. - С. 15-20.

34.Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет : учеб. для высш. спец. физкультут. учеб. завед. / Л.П. Матвеев. - 3-е изд. - СПб. : Лань, 2003.

35.Николаев, Ю.М. Общая теория и методология физической культуры как отражение потребности в модернизации физкультурного образования // Теория и практика физ. культуры. - 2004. - № 7. - С. 2-10.

36.Выдрин, В.М. Динамика разработки теории физической культуры // Культура физическая и здоровье / ВГПУ. - Воронеж, 2004. - С. 5-6.

37.Степаненко, М.В. Философия и методы научного познания / М.В. Степаненко. - Л. : Лениздат, 1972.

ПОКАЗАТЕЛЬ НАДЕЖНОСТИ СПОРТСМЕНОВ - ОСНОВЫ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С. В. Малинина

Спорт перестает быть увлечением сегодня - в начале третьего тысячелетия - для спортсменов. Он становится источником существования, а выступления на соревнованиях становятся определением своего социального статуса. Спорт высших достижений предъявляет повышенные требования к организму спортсмена, что не допускает предполагать в условиях ответственных соревнований срывов, несмотря на то, что организм зачастую находится на грани имеющихся функциональных возможностей. Однако в сложных функциональных системах нашего организма в условиях стресса могут происходить отказы деятельности какого-либо отдельного элемента, что приводит к снижению качества функционирования системы организма, и дальнейшее выступление на соревнованиях становится неэффективным или невозможным. Проявление проблемы надежности в спорте связано с резким увеличением объема и интенсивности физических и психических нагрузок. Поэтому актуально обеспечить надежность результатов выступления спортсменов на ответственных соревнованиях в экстремальных условиях в течение длительного времени.

Проблема надежности как таковая возникла в практике современного производства, где результативность деятельности человека определяет эффективность технологических процессов. Термин «надежность» возникает в рамках инженерной психологии в начале 50-х годов, когда создается теория классической надежности, устанавливающая закономерности возникновения отказов, нарушений; изучающая влияние на надежность внешних и внутренних возмущающих воздействий; определяющая методы их прогнозирования и устранения. Надежность как категория в спортивной науке становится актуальной с середины 70-х годов, что обусловлено рядом объективных и субъективных причин.

Рассмотрение подходов к исследованию надежности позволяет выделить четыре направления [1]:

1. Изучение надежности соревновательной деятельности спортсменов, под которой (надежностью) понимается комплексный результат совершенствования навыков и способностей спортсмена, позволяющий ему эффективно выступать на ответственных соревнованиях в течение определенного периода

времени (Матвеев Л.П). При этом надежность характеризует процесс реализации качества в соответствии с требованиями и не может быть представлена ни как качество, ни как свойство, а что она представляет собой одну из характеристик процесса функционирования и отражает степень реализации присущих ей качеств в конкретных условиях в соответствии с требованиями (Вендрих А.Ф.). Иначе говоря, это вероятность удачной попытки выполнить упражнение в заданных условиях (Коренберг В.Б.). Надежность следует отличать от стабильности, поскольку она является более широким понятием. Стабильность является необходимым признаком надежности. В общем, можно понимать соревновательную надежность как стабильность эффективности в течение заданного времени. [2]

2. Изучение специальной (того или иного вида спорта) надежности спортсменов, где большое внимание уделяется степени технической подготовленности и устойчивости мастерства к воздействию сбивающих факторов (Демьяненко Ю.К., Павлов Г.А.), что обеспечивает безотказное выступление в соревнованиях с заданной результативностью (Силин В.И.).

3. Изучение надежности технического мастерства спортсменов определяется как совершенное владение наиболее рациональными двигательными поведенческими структурами спортивных действий при установке на максимум в условиях спортивной борьбы. Выделяют три этапа совершенствования мастерства - поисковый, этап стабилизации и этап адаптации. [3] Рекомендуется использовать те или иные соревнования (тренировочные, подводящие или основные) в зависимости от этапа совершенствования для большей эффективности и надежности освоения техники. Таким образом, высший уровень развития мастерства спортсменов является важнейшим фактором в системе обеспечения надежности. От уровня мастерства зависит уровень самоконтроля - логический, сенсорно-логический или же сенсорный. Это говорит уже о связи мастерства с психической надежностью (Коссов Б.Б.). Кроме того, уровень мастерства определяет экстремальность условий, поэтому характеристику уровня подготовленности следует включать и в характеристику психической надежности.

4. Исследование психической надежности, которая определяется как вероятность стабильного сохранения спортсменом высокого уровня эффективной психической деятельности и положительного психического состояния в экстремальных ситуациях тренировки и соревнований в течение запланированного периода.4 Она обеспечивает устойчивость функционирования психического механизма управления деятельностью и обладает сложной структурой. В частности, В.Э. Мильман в структуре психологической надежности выделяет четыре качества стабильности - помехоустойчивость, соревновательноэмоциональную устойчивость, саморегуляцию и мотивационноэнергетический компонент.

Таким образом, надежность в спорте можно рассматривать как процессуальную, результативную и комплексную характеристику. На основе этого надежность можно определить как свойство системы, эффективно выполняющее поставленные задачи в течение продолжительного времени в экстремальных соревновательных условиях. [1]

Тем не менее, надежность (результативность выступления на состязаниях), при выполнении определенной соревновательной деятельности, зависит от

надежности функциональных систем организма, обеспечивающих рациональное решение двигательной задачи. При этом организм человека, действуя в сложных условиях, должен сохранять работоспособность, противостоять физическим, эмоциональным и умственным перенапряжениям, т.е. обеспечивать частичное восстановление функций систем организма, [5] временно утративших свои свойства в процессе деятельности, мобилизуя другие системы организма. Вовлекая функциональные резервы в системную адаптивную реакцию, формируется состояние, адекватное условиям состязательной деятельности.

Очевидно, что надежность в условиях состязательной деятельности представляет собой одно из условий, определяющих эффективность функционирования организма спортсмена, особенно в случае экстремальных (соревновательных) условий, поскольку известно, что в оптимальных (тренировочных) условиях деятельность всегда надежна.

Экстремальными условиями называются предельные, крайние значения тех элементов ситуации, которые в своем среднем значении создают оптимальный фон или, по крайней мере, не осознаются как источники дискомфорта. Деятельность в оптимальных условиях отличается высокой надежностью и безошибочностью, поэтому для сохранения достаточной надежности в реальных рабочих условиях необходимо заботиться о снижении экстремальности, однако испытание надежности, т.е. высокий результат данного спортсмена, может происходить только в экстремальных (соревновательных) условиях.

Свойствами, характеризующими состояние системы (организма спортсмена), являются работоспособность и готовность. Готовность - это состояние, при котором в данный момент времени возможно функционирование в соответствии с выбранной целью. [6] Работоспособность - это состояние, при котором в данный момент времени система способна выполнять заданные функции с параметрами, соответствующими требованиям.[7] Изучение работоспособности является центральным моментом теории надежности. При этом основной акцент делается на изучении динамики работоспособности, характеристиках ее основных фаз, а также на выяснении основных факторов, от которых зависит продолжительность этих фаз и надежность работы организма спортсмена в условиях соревнований. Учет этих факторов позволяет создать оптимальные условия деятельности. Надежность во многом определяется временем пребывания в оптимальном режиме и способностью спортсмена адаптироваться к экстремальным условиям соревновательной ситуации.

Адаптация к ситуации может проходить по двум направлениям: изменение самой ситуации и изменение своего отношения к ситуации при невозможности ее изменить. Однако те психические резервы, которыми обладает спортсмен, характеризуют степень адаптированности к сложившейся ситуации. Психические резервы позволяют держать связь организма с окружающей средой; если рассматривать их в аспекте психологических проблем надежности, то они являются переходным звеном функциональных возможностей в деятельности спортсмена.8 Психологические механизмы регуляции поведения спортсмена в условиях соревнований, как активного сознательно направленного процесса, приспосабливают его организм к внешним условиям, причем так, чтобы обеспечивалось оптимальное состояние всех подсистем организма. Поэтому надежность и качество работы рассматриваются как соотношение внешних и внутренних факторов, что выражается в субъективной оценке

трудности (уверенности в достижении цели). В результате возникает тот или иной уровень психического напряжения, являющийся одним из главных факторов продуктивности деятельности спортсмена. Важно поддерживать оптимум психического напряжения, при котором наблюдается максимальная эффективность психических процессов.

Организм спортсмена представляет из себя открытую систему, характеризующуюся материальными, энергетическими (активационными) и информационными свойствами. Материальные свойства определяют возможность системы выполнять поставленные задачи. К ним относятся соматические, костномышечные, вегетативные и сенсомоторные образования. Энергетические свойства определяются активацией организма и влияют на продуктивность деятельности, определяемую как отношение произведенной работы к затраченной энергии. Механизмы адаптации направлены на минимизацию энергетических затрат, однако есть ситуации, когда организм не считается с ними. У человека энергетические свойства определяют потребности, мотивы, установки, заинтересованность, волевые и эмоциональные свойства. Эмоции возникают при большом желании достичь цели и вскрывают энергетические ресурсы, неосознаваемые для человека. Желание нельзя отождествлять с мотивацией - это вторичный процесс субъективно переживаемого отражения конкретно сложившейся ситуации. Воля является фактором сознательного напряжения физических и духовных сил. В ее основе лежит мотив долженствования, понимания необходимости преодоления самого себя. Структурной единицей эмоций является переживание, а воли - волевое усилие. Как правило, волевое усилие имеет в своей основе эмоциональное начало, которое может свести к минимуму необходимость волевого усилия. Таким образом, можно заключить, что эмоции вызывают энергетический всплеск, а воля формирует из него целенаправленный поток, что экономит расходование энергии. [9] Следует заметить, что в результате всегда получается поведение, адекватное сложившейся ситуации, но не объективно актуальной, а мыслимой, представляемой в сознании. Информационные свойства определяются содержанием образноконцептуальной модели, в рамках которой оценивается соревновательная ситуация. Модель ситуации формируется в результате оценки новизны ситуации и возможностей самого спортсмена, что определяет субъективную оценку вероятности достижения цели (уверенность). Оценка возможностей происходит на основе таких базовых характеристик, как индивидуально-психологические, физиологические, биохимические, личностные.

Адаптируясь к ситуации, система становится адекватной поставленной задаче. Внешние условия преломляются через базовые характеристики спортсмена, в результате чего происходит оценка трудности. Трудность - это интегральная оценка индивидом ситуации, для решения которой ему нужна определенная мобилизация своих возможностей. [10] Психическое напряжение можно считать результатом адаптации человека к изменяющимся условиям деятельности, независимо от вызываемых им эффектов. Таким образом, главной задачей механизмов самоорганизации поведения спортсмена является обеспечение оптимального уровня возбуждения, при котором он добивается максимальных результатов, либо поддерживает уровень напряжения в ограниченных рамках, за пределами которых выходные характеристики психических процессов будут ухудшаться. [11] Считается, что значения оптимального и

предельно допустимых уровней напряжения не будут зависеть от специфики деятельности. Однако уровень напряжения во многом зависит от свойств нервной системы, следовательно, от них зависит и общая надежность спортсмена, выступающего на соревнованиях, но она определяется не какой-либо одной типологической особенностью, а их определенным комплексом или сочетанием. Большая роль в обеспечении надежности принадлежит определенным личностным качествам, которые определяют толерантность по отношению к неблагоприятным психическим состояниям и выбор оптимального стиля соревновательной деятельности.

Большое значение в повышении надежности принадлежит фактору самоконтроля. [12] Совершенствование самоконтроля является одним из способов повышения надежности поведения спортсмена в сложных психоэмоциональных соревновательных условиях, связанных с большим потоком информации. Поэтому огромные скрытые резервы организма, за счет которых спортсмены пытаются себя реализовать в экстремальных условиях, определяют адаптацию как личностное свойство, особенность психического состояния, индивидуально-типологическую особенность, что в конечном итоге влияет на надежность спортсменов и представляет собой большой интерес для исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Плахтиенко В.А. Надежность в спорте / В.А. Плахтиенко, Ю.М. Блудов. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 176 с.

2. Коренберг В.Б. Надежность исполнения в гимнастике / В.Б. Корен-берг. - М.: Физкультура и спорт, 1970.

3. Дьячков В.М. Проблемы технического мастерства как фактора надежности деятельности спортсмена / В.М. Дьячков, Н.А. Худадов // Психологические факторы надежности деятельности спортсмена. - М.: ВНИИФК, 1977. - вып.1 - С.12-18.

4. Худадов Н.А. Психологические факторы надежности спортсмена // Психология спорта высших достижений / Под ред. А.В. Родионова. - М., 1979. - С.122-125.

5. Давиденко Д.Н. Состояние и перспективы развития проблемы резервов адаптации организма к мышечной деятельности / Д.Н. Давиденко // Пути модернизации физической культуры студентов: Сб. научно-метод. работ. -СПб.: СПбГУЭФ, 2005. - С.126-140.

6. Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда / Под ред. А.А. Крылова. - Л. ЛГУ, 1974. - С.122-130.

7. Там же.

8. Волков И.П. К проблеме психологических резервов спортсмена / И.П. Волков, Е.Н. Сурков // Пути мобилизации функциональных резервов спортсмена. - Л., 1984. - С.106-115.

9. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р.А. Пилоян. -М.: Физкультура и спорт, 1984. - С.53-59.

10. Разработка методов оценки эффективности работы оператора в системах УВД на этапах принятия решения // Реферат. - СПбГУ: кафедра инженерной психологии, 1977. - 37 с.

11. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - С.50-62.

12. Никифоров Г.С. Самоконтроль как механизм надежности чело-века-оператора / Г.С. Никифоров. - Л.: ЛГУ, 1977. - 126 с.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ И ТЕХНОЛОГИЙ СПОРТИВНОГО ОТБОРА И ОРИЕНТАЦИИ

Т.М. Мелихова

В настоящее время, наряду с дальнейшей экспериментальной разработкой различных аспектов отбора и ранней спортивной ориентацией все больше возрастает необходимость в концептуальном теоретическом анализе и обобщении многолетних исследовании, создании научно-обоснованных программ отбора талантливых спортсменов на всех этапах многолетней подготовки.

Отсутствие единых методологических подходов к комплексной оценке спортсмена, а также специфика этапов многолетней подготовки требуют определенной ревизии многочисленных показателей отбора и. контроля с точки зрения их информативности [11].

Анализ научно-методической литературы по проблеме показал, что современная система отбора и ориентации требует совершенствования и дальнейшей классификации с целью повышения эффективности и рациональности всего процесса. На это указывают и специалисты, занимающиеся фундаментальными проблемами отбора [3-7, 14, 15].

В теории и практике спорта все чаще выдвигается на первое место проблема спортивной одаренности в спорте, но все равно еще остается не до конца решенным вопрос: на базе каких показателей и как провести отбор, чтобы его эффективность была максимальной.

Реальность сегодняшних дней такова, что нужна не просто система отбора перспективных юных спортсменов, а эффективная, органично вписывающаяся в целостную систему подготовки спортивного резерва.

Проведенный логико-содержательный анализ показал, что в настоящее время на практике представлены в основном две технологии оценки способностей детей при спортивной ориентации и отборе. Первая технология заключается в том., что при ее реализации авторы пытаются сразу же выявить и оценить способности детей к конкретному виду спортивной деятельности, не анализируя спортивную одаренность ребенка в целом. Выбор вида спорта в данном случае осуществляется по принципу "углубленной специализации". Как свидетельствуют результаты исследований и практики спорта, такой, подход к первоначальной ориентации и тренировке приводит к тому, что у многих детей уже в юношеском возрасте происходит резкий рост спортивных достижений. Однако, потом результаты перестают прогрессировать и спортсмены, нередко вообще уходят из спорта.

Вторая технология предполагает на начальном этапе подготовки определение способностей более общего плана, связанных со спецификой не одного, а сразу нескольких видов спорта. В этом случае работу по спортивной ориентации, надо начинать не с поиска среди школьников талантливых гимнастов, пловцов, баскетболистов, а с отбора вообще моторно-одаренных подростков и с последующим выявлением у них того или иного типа спортивной одаренно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.