Научная статья на тему 'ПОКАЗАТЬ РАЗВИТИЕ ИДЕИ БОГА: И.В. ТЕЛИШЕВ ОБ АНТИРЕЛИГИОЗНОМ ПОДОТДЕЛЕ ТОБОЛЬСКОГО МУЗЕЯ '

ПОКАЗАТЬ РАЗВИТИЕ ИДЕИ БОГА: И.В. ТЕЛИШЕВ ОБ АНТИРЕЛИГИОЗНОМ ПОДОТДЕЛЕ ТОБОЛЬСКОГО МУЗЕЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОКАЗАТЬ РАЗВИТИЕ ИДЕИ БОГА: И.В. ТЕЛИШЕВ ОБ АНТИРЕЛИГИОЗНОМ ПОДОТДЕЛЕ ТОБОЛЬСКОГО МУЗЕЯ »

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.

2024. № 53. С. 293-301. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2024. 53. pp. 293-301.

ПУБЛИКАЦИИ И РЕЦЕНЗИИ

Научная статья

УДК 069.01(Р571)

doi: 10.17223/22220836/53/24

ПОКАЗАТЬ РАЗВИТИЕ ИДЕИ БОГА: И.В. ТЕЛИШЕВ ОБ АНТИРЕЛИГИОЗНОМ ПОДОТДЕЛЕ ТОБОЛЬСКОГО МУЗЕЯ

Надежда Михайловна Дмитриенко

Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия,

[email protected]

Для цитирования: Дмитриенко Н.М. Показать развитие идеи бога: И.В. Телишев об антирелигиозном подотделе Тобольского музея // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2024. № 53. С. 293-301. doi: 10.17223/22220836/53/24

PUBLICATIONS AND REVIEWS

Original article

TO SHOW THE DEVELOPMENT OF THE IDEA OF GOD: I.V. TELISHEV ON THE ANTI-RELIGIOUS SUB-DEPARTMENT OF TOBOLSK MUSEUM

Nadezhda M. Dmitrienko

National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation, [email protected]

For citation: Dmitrienko, N.M. (2024) To show the development of the idea of God: I.V. Telishev on the anti-religious sub-department of Tobolsk Museum. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul 'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 53. pp. 293-301. (In Russian). doi: 10.17223/22220836/53/24

Документальные публикации по истории музейного дела Сибири первых десятилетий XX в. пользуются вниманием читающей публики [1-3]. Думается, что эта работа может и должна быть продолжена в аспекте археографического исследования Тобольского музея, в частности выявления и опубликования статьи об антирелигиозном подотделе, открытом в 1929 г.

Автор публикуемой статьи Игорь Вячеславович Телишев родился в 1911 г. в семье офицера, участника Первой мировой войны, воевавшего в составе саперного батальона в чине прапорщика. В 1920-х гг. вместе с родителями и младшим братом Вадимом (впоследствии скульптором, заслуженным художником РСФСР) Игорь Телишев проживал в Тобольске, где с 1870 г.

© Н.М. Дмитриенко, 2024

действовал широко известный в Сибири губернский музей. С приходом советской власти он был преобразован в Музей Тобольского Севера, и под руководством директора, орнитолога и фенолога М.П. Тарунина в музее были сформированы новые отделы, в том числе туземный, естественно-географический, промышленно-экономический, культурно-исторический. В 1927 г. М.П. Тарунин организовал в музее кружок юных натуралистов, участники которого проводили фенологические наблюдения, изучали доступную им фауну и флору окрестностей Тобольска, а отчеты о своей работе отправляли в Свердловскую фенологическую станцию Русского географического общества [4]. Один из кружковцев, Игорь Телишев, особенно заинтересовался изучением насекомых и сформировал свою собственную коллекцию насекомых, которую не без гордости сравнивал с коллекцией Тобольского музея и коллекцией штатного сотрудника музея К.П. Самко [5].

По окончании средней школы Игорь Телишев около года сотрудничал в Тобольском музее, участвовал в создании антирелигиозного подотдела, а в 1930 г. он уже учительствует в начальной школе в приобском рыбопромысловом поселке Низямы (около 800 км к северу от Тобольска) и сообщает о своем учительском опыте в московском журнале «Советский Север», печатном органе Комитета содействия малым народностям Севера при Президиуме ВЦИК [6]. Вскоре И.В. Телишев перебрался в Салехард, бывший Обдорск (более 1 700 км от Тобольска), и стал учителем, затем директором средней школы. Летом 1942 г. он был призван в действующую армию, воевал в звании старшего сержанта в саперных частях (наследие отца!) и в январе 1945 г. был награжден медалью «За боевые заслуги» [7]. После победы И.В. Телишев возвратился в родные места и вместе с женой Анастасией Антоновной преподавал в салехардской школе; в 1948 г. у них родился сын Евгений, ставший художником.

С ранней молодости И.В. Телишев занимался зоогеографией приобских территорий, наблюдал и описывал насекомых, птиц и млекопитающих и продвинул границы их обитания в бассейне Оби далеко на север от Тобольска. Свои находки и наблюдения освещал в тобольских, свердловских и московских научных изданиях [8-10].

Одновременно и, возможно, в большей степени, чем орнитология, И.В. Телишева привлекало изучение истории и этнографии. По этой тематике подготовлена его первая научная публикация, характеризующая создание и деятельность антирегиозного подотдела Тобольского музея. Нужно отметить, что организация нового подотдела стала ответом на циркулярное письмо «О мерах по усилению антирелигиозной работы», утвержденное ЦК ВКП(б) 24 января 1929 г. В кратчайшие сроки силами музея и тобольского окружного Союза воинствующих безбожников в культурно-историческом отделе был сформирован и открыт антирелигиозный подотдел «История религии в Тобольском округе» [11. С. 4]. И так же быстро была написана и опубликована статья И.В. Телишева «Краткое описание антирелигиозного подотдела в Государственном музее Тобольского Севера» [12]. Научная оценка статьи, данная Л.А. Лозовой, позволяет квалифицировать открытие антирелигиозного подотдела как попытку приспособиться к требованиям советского руководства об усилении антирелигиозной работы в музеях. Ведь подотдел, названный в статье Телишева как антирелигиозный, в действительности

назывался «История религии в Тобольском округе», и его деятельность была нацелена на показ «развития идеи Бога» и конкретизацию ее в искусстве на территории Тобольского округа. Добавлялась, правда, задача выявления эксплуататорской и реакционной роли духовенства [13. С. 63-64].

Как видно по публикуемой статье, И.В. Телишев выказывает хорошее знакомство с темой «антирелигиозной» экспозиции, со знанием дела описывает многочисленные изобразительные и письменные памятники тобольской истории. Как следствие, новая экспозиция вызвала большой интерес посетителей. По сохранившимся сведениям, за первые два месяца выставку в антирелигиозном подотделе осмотрели около 5 тыс. экскурсантов (как и повсюду в стране, это были члены профсоюзов, учащиеся, комсомольские активисты) [14]. Однако заключительное высказывание И.В. Телишева о том, что экспозиция нового подотдела «будет иметь большое значение в деле антирелигиозной пропаганды в Тобольском округе», осталось без последствий. В первом полугодии 1930 г. по постановлению IV Уральского областного музейного совещания была проведена реорганизации Тобольского музея «в целях исчерпывающего отражения в нем советского хозяйственно-культурного социалистического строительства», и на первый план была видвинута задача «исчерпывающего отражения советского строительства на туземном Тобольском Севере» [15. С. 1; 16. С. 2]. Культурно-историческое направление музейной деятельности в Тобольске отошло на второй план, и, возможно, отъезд И. Телишева далеко на север Западной Сибири был связан как раз с новыми задачами, поставленными перед Тобольским музеем.

Публикуемая статья И.В. Телишева раскрывает забытые страницы истории музейного дела Сибири, характеризует основные направления фондовой работы в Тобольском музее, демонстрирует характерный для своего времени экспозиционный прием, ныне известный как открытое хранение фондов1.

История религии в Тобольском округе

В марте текущего года культурно-исторический отдел государственного] музея Тобсевера открыл для обозрения публики вновь созданный антирелигиозный подотдел. Сообразно с изложенным ниже характером подотдела, ему присвоено название «История религии в Тобольском округе».

Целевая установка нового подотдела, к которой приспособлена его общая компановка и подбор материалов, следующая. Во-первых, показать развитие идеи Бога, происходившее на основе эволюции экономических и социально-политических условий, и конкретизацию этой идеи в искусстве в различные периоды истории человечества на территории Тобольского округа, т.е. доказать, что не бог сотворил человека в определенный момент, а человек творил и развивал идею Бога в зависимости от тех или иных экономических и социально-политических условий. Во-вторых, выявить неизменно эксплуататорскую и реакционную роль духовенства всех времен и религий, в частности, контрреволюционную деятельность тобольского духовенства за последние десятилетия.

1 В публикуемой статье сохранены орфография и пунктуация автора, в квадратных скобках раскрыты сокращения (кроме общепринятых).

Теперь, когда подотдел только что заложен и налицо имеется только скелет его, говорить о том, что собранные в нем экспонаты имеют исчерпывающий ответ на поставленные целевые вопросы, еще нельзя, но все же собранные и экспонированные материалы позволяют уже сейчас достаточно ярко иллюстрировать антирелигиозную беседу с направлением на историю религии в нашем крае.

Все выставленные экспонаты разбиты на группы, расположенные по принципу исторической последовательности. Приводим краткую характеристику отдельных групп экспонатов с указанием наиболее интересных из них.

I. Боги доисторических народностей Тобокруга. По этой подтеме экспонирована небольшая коллекция (14 экземпляров]) бронзовых и серебряных божков бронзового века. Они имеют форму или полуфантастических и стилизованных животных, или человеческого лица и фигуры. Собрана коллекция в различных пунктах Тобокруга: близ юрт Истяцких в низовьях Оби и передана из археологического подотдела музея.

II. Боги туземцев Тобсевера. Туземцы, заселяющие в настоящее время наш север, были первыми историческими обитателями Тобокруга. Деревянные, грубо сделанные боги остяков, вогул и самоедов - «шайтаны» и «кули» - уже определенно указывают на преобладание в религии антропоморфизма. 10 шт[ук] экспонированных божков поступили в подотдел из богатого собрания туземного отдела музея.

III. Православная церковь XVII и XVIII веков. В конце XVI века происходит завоевание Зап[адной] Сибири русскими. Для более успешной эксплуатации туземного населения царскому правительству и купцам необходимо было влияние на туземцев господствующей православной церкви. С первыми же отрядами казаков на нынешнюю территорию Тобокруга пришли и представители православного духовенства. Началась постройка церквей, началось «просвещение туземцев светом истинной веры». Чтобы сделать для дикарей легче усвояемым и менее резким переход от язычества к христианству, православная церковь прибегла к помощи церковной скульптуры. Масса статуй христианских богов и святых стала распространяться среди туземцев. В п[од]отделе таких статуй имеется: 12 больших (некоторые выше человеческого роста) и 4 малых. Статуи работы тобольских мастеров XVII-XVIII столетий различного художественного достоинства, начиная от приближающихся к туземным шайтанам и кончая исполненными с большим вкусом. Сюжеты статуй довольно разнообразны: Христос в темнице, пророк Моисей, царь Давид, архангел Гавриил; наиболее часто повторяются «предстоящие» (богоматерь и Иоанн богослов) (4 пары) и Никола Можайский (7 ст[атуй]) некоторые статуи Николая исполнены под тип туземца.

Выставлены также 60 икон, относящихся к концу XVII и началу XVIII века; 38 писанных масляными красками на холсте, на дереве, 3 вышитых, 4 металлических (живопись), 2 резных каменных, 9 резных деревянных, 1 гипсовая (барельеф), 1 на стекле (живопись), 2 медных складня и 1 деревянный. Наибольшее количество икон - изображения Богоматери и Николая Мирли-кийского.

Особенно интересны и оригинальны по своему сюжету две из икон: первая - «Пророк Иона, исходящий из чрева китова». Иона, молитвенно смотря на небо, вылетает на берег из чудовищной пасти кита, обладающего огром-

ными глазами и ушами и достигающего вдали, за морем, города. Другая икона написана в память победы над турками во взятия Петром Великим города Азова в 1696 году. На ней изображено несколько десятков фигур. В центре -государственный] герб - двуглавый орел, с обычными скипетром и державой в лапах, а на груди орла - образ Богоматери. Выше герба - бог Саваоф и святые. Под гербом слева - Георгий Победоносец, поражающий дракона, в середине - изображающий Турцию барс, которого поражает молния, исходящая из державы орла. Справа герба внизу - Петр с царицей и воинами. Петр говорит (написано): «Слава Господу, даровавшему нам победу». В самом низу иконы изображены развалины города Азова, над которым надпись: «Паде, паде град великий Азов - Капернаум»1. Эта икона имела очевидную цель внушить массам уверенность в божественности царской власти и царей, раз они изображаются на иконах рядом с Богом.

Кроме перечисленного, к настоящей группе экспонатов относятся и другие предметы православного культа и богослужебной бутафории, числом 49 шт[ук]. Из них интересны: 1) кресты-«мощевики» тобольских архиереев. Под таким названием у церковников известны полые напрестольные кресты, приспособленные якобы для «хранения кусочков мощей святых», список которых выгравировывался на крестах. Так, напр[имер], на великолепно исполненном «мощевике» работы московского мастера Данила Семенова конца XVIII века, подобный список содержит 12 имен самых популярных святых. Таких крестов из золоченого серебра в отделе 3. Демонстрация этих крестов, во-первых, дает возможность провести антирелигиозную беседу о мощах вообще, а затем с очевидностью вскрыть лживое утверждение церковников о нахождении частиц мощей в данных крестах, каковых во всех русских церквах имеется огромное количество. 2) 2 архиерейские митры московской работы 1671 и 1687 годов. Первая из них - вклад в тоб[ольский] Софийский собор воеводы И.Б. Репнина, вторая, тоже Софийского собора, «построена на казенные деньги». И 3) «вериги» из Кондинского и Ивановского монастырей, находившиеся в Тобольском округе.

Перечисленные экспонаты настоящей группы перешли в подотдел из полностью влившегося в него подотдела церковных древностей, существовавшего в музее с 1926 г. Большинство экспонатов поступило в музей в 1926 г. из быв[шего] церковного древлехранилища при Тоб[ольском] ка-федр[альном] соборе2.

Следует указать, что экспонаты этого раздела являются также довольно большим и интересным материалом по истории русского искусства XVII и XVIII веков.

Вывешенные копии с двух документов эпохи Петра I ярко выявляют взаимоотношения туземцев и их «просветителей» духовенства в начале колонизации края:

1) Указ Петра I митроп[олиту] Филофею Лещипскому 1710 года о крещении туземцев силой. Он был вызван тем, что «широкая пропаганда» христианства среди «инородцев» была почти безрезультатной, почему указ за-

1 Автор пытается воспроизвести надпись на иконе, на которой два города - Азов и Казикермен -сравнивались с библейскими Вавилоном и Капернаумом: «Паде паде Градъ Великш Вавилонъ. Азовъ»; «И ты Капернаумъ до Небес вознесыся низвержен еси Кизикермен».

2 См.: Журнал «Тобольское церковное древнехранилище». Тобольск, 1902-1904 (прим. автора).

канчивается грозными словами: «А кто остяки учинят противность сему нашему Великого Государя указу, тому казнь смертная». Неудивительно, что Филофей, имея в руках такой «мандат», вскоре официально окрестил большинство туземцев низовьев Оби1.

2) Из другого указа Петра I видно, что среди церковников процветал неприкрытый грабеж туземцев в такой степени, что потребовалось даже правительственное вмешательство. Многие инородцы жаловались, что духовенство отнимало у них рыболовные угодья, пашни с посеянным хлебом и т.д. Особенно отличался в такой экспроприации митрополит тобольский и сибирский - Корнилий.

IV. Православная церковь и общественная жизнь последних десятилетий. Эта группа материалов заключает 16 фотографий и рисунков и 7 документов, переданных из архива историко-революционного подотдела музея.

Исторически первыми в ней являются талантливые карикатуры местного худ[ожника] М.С. Знаменского на тобольского архиерея Ефрема (1872-1880), в которых высмеивается алчность и пьянство последнего как типичного представителя духовенства.

В период 1906-1917 гг. церковь, фактически возглавляемая Григорием Распутиным (уроженец с. Покровского, б[ывшей] Тоб[ольской] губ[ернии]), играла в руку реакции и всячески совала палки в колесо революции. В числе выставленных материалов, показывающих контрреволюционную роль духовенства в Тобольске за это время, наиболее интересны следующие:

1. Доклад комиссии, избранной для обсуждения мер к улучшению материального и правового положения учащих, общему собранию О[бщест]ва учащих и учивших Тоб[ольской] губ[ернии]. Датирован 21.VI.1905. Указанный доклад содержит проект ряда реформ в школах, в том числе изгнание из школ всех ступеней преподавания Закона божия. Будучи отпечатан в 500 экз[эемпляров] в тоб[ольской] типографии епархиального братства, он, по распоряжению еп[ископа] Антония, не был выпущен из типографии и уничтожен - сожжен.

2. Листовка тоб[ольского] отделения черносотенной партии центра -семь современных прошений молитвы «Отче наш». Семь реакционейших пожеланий для России, расположенных по схеме молитвы.

3. Фотография «святого старца» Григория Распутина.

Февральская революция 1917 года. Февральская революция была

встречена духовенством вообще и тобольским, в частности, спокойно, так как Временное правительство ни капли не посягнуло на существовавшее положение Церкви. Поэтому первые, выставленные в п[од]отделе листовки чиновных церковников Тобольска, призывают «верующих чад церкви» к молениям о святой Руси и к подчинению «благоверному Временному правительству».

Но затем, видя растущую большевистскую Россию и предчувствуя все результаты этого процесса, тобольские церковники уже начинают «скорбеть о гибели России» и призывают народ к всенародному покаянному молебствию для предотвращения надвигающейся грозы большевизма. Последних воззваний в п[од]отделе имеется несколько экземпляров.

1 См.: Андриевич В.К. История Сибири. Ч. 2. СПб., 1859 (прим. автора).

Экспонировано также и весьма характерное заявление тоб[ольского] викарного епископа Иринарха тоб[ольскому] губ[ернскому] комиссару Временного правительства от 2 мая 1917 года, в котором говорится: «...В епархиальное управление поступают из различных мест Тобольской епархии донесения отцов благочинных и причтов о том, что крестьянами захватываются причтовые земельные угодья... крестьяне не позволяют рубить лес на церковных участках... отказываются от аренды причтовой земли... ссылаясь на то, что скоро земля эта и так будет отобрана от причтов. ...Имею честь просить Вас... предупредить явления самоуправства».

Тоб[ольский] архиерей и ссыльные Романовы. Известно, что во время пребывания в Тобольске в 1917-1918 годах в ссылке бывшего царя Николая Романова с семьей, вокруг него составился монархический заговор во главе с еп[ископом] Гермогеном, вовремя, впрочем, пресеченный советской властью. В п[од]о[тделе] имеется фотопортрет еп[ископа] Гермогена и извещение Тоб[ольского] исполкома С[овета] р[абочих], к[рестьянских] и с[олдатских] д[епутатов] от 29 апр[еля] 1918 года, вскрывающее контрреволюционную деятельность Гермогена и объясняющее причину его ареста.

Церковь после Октябрьской революции. Заканчивается подотдел серией снимков со вскрытия «мощей» тоб[ольского] «святого» Иоанна Максимовича в 1922 году. Как известно, вскрытие происходило публично (на площади перед местным кафедр[альным] собором), при участии духовенства и врачей. Вместо «нетленных мощей» в гробу обнаружены были не умело подобранные кости и череп в архиерейской митре.

В настоящее время экспонированы еще несколько фотографий Тоб[ольской] окр[ужной] конференции Союза безбожников и воззвание 1-го Тоб[ольского]. окр[кружного] съезда С[оюза] б[езбожников].

Подотдел еще очень небогат, но несмотря на это, он уже и сейчас привлекает много экскурсий и индивидуальных посетителей. При надлежащем подходе к делу, новый подотдел будет иметь большое значение в деле антирелигиозной пропаганды в Тобольском округе.

Список источников

1. Музееведческое наследие Северной Азии. Вып. 1: Труды музееведов 1920-х гг. / Э.И. Черняк, Н.М. Дмитриенко, И.А. Сизова и др. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2018. 184 с.

2. ДмитриенкоН.М., КараченцевИ.С. Доклад А.Я. Тугаринова на съезде по организации Института исследования Сибири (1919 г.) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2023. № 49. С. 293-302.

3. Музейный мир на переломе эпох. 1914-1921 (Музееведческое наследие Северной Азии. Вып. 4) / публ. Н.М. Дмитриенко, Э.И. Черняка, И.А. Голева, С.Е. Григорьевой, И.С. Караченцева, К.А. Конева. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2023. 176 с.

4. БерезовиковН.Н. Михаил Петрович Тарунин (1889-1967) - орнитолог, фенолог, краевед и первый директор Музея Тобольского Севера // Русский орнитологический журнал. 2018. Т. 27. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/mihail-petrovich-tarunin-1889-1967

5. Телишев И. К фауне насекомых Тобокруга // Бюллетень Общества изучения края при Музее Тобольского Севера. Тобольск, 1930. № 2. С. 28.

6. Телишев И. Год работы в остяцкой школе // Советский Север. М., 1932. № 5. С. 125-130.

7. Награда Игоря Телишева. URL: https://poisk.re/awards /22345073?ysclid= lpt9phr2b3321833581

8. Телишев И.В. Водится ли в низовьях Оби крот европейский? // Уральский охотник. Свердловск, 1931. № 8/9. С. 36.

9. Телишев И.В. Заметка о некоторых промысловых млекопитающих бассейна реки Оби: [ареал колонка и барсука в низовьях Оби по литературным данным и наблюдениям автора] // Уральский охотник. Свердловск, 1932. № 4/5. С. 47-48.

10. Телишев И.В. О распространении некоторых вороновых птиц на севере Западной Сибири // Природа: популярный естественно-исторический журнал, издаваемый Академией наук СССР. М., 1941. № 3. С. 124.

11. Копотилов М. Из текущей работы общества // Бюллетень Общества изучения края при Музее Тобольского Севера. Тобольск,1929. №1-2. С. 1-8.

12. Телишев И. Краткое описание антирелигиозного подотдела в Государственном музее Тобольского Севера «История религии в Тобольском округе» // Бюллетень Общества изучения края при Музее Тобольского Севера. Тобольск,1929. № 1-2. С. 39-44.

13. Лозовая Л.А. История изучения музейного дела Западной Сибири первого послереволюционного десятилетия (1920-е - начало 1990-х годов) : дис. ... канд. ист. наук. Томск, 2013. 222 с.

14. URL: https://studopedia.ru/9_142387_deyatelnost-soyuza-voinstvuyushchih-bezbozhnikov-v-tobolskom-okruge-uralskoy-oblasti-vo-vtoroy-polovine--h-gg.html

15. Копотилов М. Из текущей работы Общества // Бюллетень Общества изучения края при Музее Тобольского Севера. Тобольск,1930. № 1. С. 1-3.

16. КопотиловМ. Из текущей работы Общества // Бюллетень Общества изучения края при Музее Тобольского Севера. Тобольск,1930. № 2. С. 1-3.

References

1. Chernyak, E.I., Dmitrienko, N.M., Sizova, I.A. et al. (2018) Muzeevedcheskoe nasledie SevernoyAzii [Museum heritage of North Asia]. Vol. 1. Tomsk: Tomsk State University.

2. Dmitrienko, N.M. & Karachentsev, I.S. (2023) Lecture of A.Y. Tugarinov at the congress on the organization of the Institute for the study of Siberia (1919). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Culturology and Art History. 49. pp. 293-302. (In Russian).

3. Dmitrienko, N.M., Chernyak, E.I., Golev, I.A., Grigorieva, S.E., Karachentsev, I.S. & Konev, K.A. (2023) Muzeynyy mir na perelome epokh. 1914-1921 [The museum world at the turn of the era. 1914-1921]. Tomsk: Tomsk State University.

4. Berezovikov, N.N. (2018) Mikhail Petrovich Tarunin (1889-1967) - ornitolog, fenolog, kraeved i pervyy direktor Muzeya Tobol'skogo Severa [Mikhail Petrovich Tarunin (1889-1967) -ornithologist, phenologist, local historian and first director of the Museum of the Tobolsk North]. Russkiy ornitologicheskiy zhurnal. 27. [Online] Available from: https://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/mihail-petrovich-tarunin-1889-1967

5. Telishev, I. (1930) K faune nasekomykh Tobokruga [To the insect fauna of Tobokrug]. Byulleten' Obshchestva izucheniya krayapriMuzee Tobol'skogo Severa. 2. p. 28.

6. Telishev, I. (1932a) God raboty v ostyatskoy shkole [A year of work in the Ostyak school]. Sovetskiy Sever. 5. pp. 125-130.

7. Poisk.re. (n.d.) Nagrada Igorya Telisheva [Igor Telishev Award]. [Online] Available from: https://poisk.re/awards /22345073?ysclid= lpt9phr2b3321833581

8. Telishev, I.V. (1931) Voditsya li v nizov'yakh Obi krot evropeyskiy? [Are there European moles in the lower reaches of the Ob?]. Ural'skiy okhotnik. 8/9. p. 36.

9. Telishev, I.V. (1932b) Zametka o nekotorykh promyslovykh mlekopitayushchikh basseyna reki Obi: [areal kolonka i barsuka v nizov'yakh Obi po literaturnym dannym i nablyudeniyam avtora] [A note about some commercial mammals of the Ob River basin: [the habitat of the weasel and badger in the lower reaches of the Ob according to literary data and the author's observations]]. Ural'skiy okhotnik. 4/5. pp. 47-48.

10. Telishev, I.V. (1941) O rasprostranenii nekotorykh voronovykh ptits na severe Zapadnoy Sibiri [On the distribution of some raven birds in the north of Western Siberia]. Priroda: populyarnyy estestvenno-istoricheskiy zhurnal, izdavaemyy Akademiey naukSSSR. 3. p. 124.

11. Kopotilov, M. (1929) Iz tekushchey raboty obshchestva [From the current work of the society]. Byulleten' Obshchestva izucheniya kraya pri Muzee Tobol'skogo Severa. 1-2. pp. 1-8.

12. Telishev, I. (1929) Kratkoe opisanie antireligioznogo podotdela v Gosudarstvennom muzee Tobol'skogo Severa "Istoriya religii v Tobol'skom okruge" [A brief description of the anti-religious subsection in the State Museum of the Tobolsk North "History of religion in the Tobolsk District"]. Byulleten' Obshchestva izucheniya kraya pri Muzee Tobol'skogo Severa. 1-2. pp. 39-44.

13. Lozovaya, L.A. (2013) Istoriya izucheniya muzeynogo dela Zapadnoy Sibiri pervogo poslerevolyutsionnogo desyatiletiya (1920-e - nachalo 1990-kh godov) [History of the study of museum affairs in Western Siberia in the first post-revolutionary decade (1920s - early 1990s)]. History Cand. Diss. Tomsk.

14. Borisova, V.V. (2007) Deyatel'nost' Soyuza Voinstvuyushchikh Bezbozhnikov v Tobol'skom okruge Ural'skoy oblasti vo vtoroy polovine 1920-kh gg. [Activities of the Union of Militant Atheists in the Tobolsk District of the Ural Region in the second half of the 1920s]. Traditsionnye obshchestva: neizvestnoe proshloe [Traditional Societies: The Unknown Past]. Proc. of the 3rd Ural-Volga Conference. Chelyabinsk. pp. 100-108.

15. Kopotilov, M. (1930a) Iz tekushchey raboty Obshchestva [From the current work of the Society]. Byulleten' Obshchestva izucheniya krayapri Muzee Tobol'skogo Severa. 1. pp. 1-3.

16. Kopotilov, M. (1930b) Iz tekushchey raboty Obshchestva [From the current work of the Society]. Byulleten' Obshchestva izucheniya kraya pri Muzee Tobol'skogo Severa. 2. pp. 1-3.

Сведения об авторе:

Дмитриенко Н.М. - профессор, доктор исторических наук, главный научный сотрудник НОЦ ТГУ «Музей и культурное наследие». E-mail: [email protected]

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Dmitrienko N.M. - National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The author declares no conflict of interests.

Статья поступила в редакцию 10.09.2023; одобрена после рецензирования 14.11.2023; принята к публикации 15.02.2024.

The article was submitted 10.09.2023; approved after reviewing 14.11.2023; accepted for publication 15.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.