European Journal of Arts 3 (2021) 1 |^MIER Section 2. Musical arts - ISSN 2310-5666 -
УДК 78.083 DOI: 10.29013/EJA-21-3-86-90
ЧЖАН ЦЗЮНЬСУН, 1
1 Одесская музыкальная академия имени А. В. Неждановой, Одесса, Украина
ПОИСКИ ВНУТРЕННЕГО СТРОЕНИЯ ЦИКЛА: ФОРТЕПИАННЫЕ СОНАТЫ ФРАНЦА ШУБЕРТА 1815 ГОДА
Аннотация
Цель исследования: определить жанрово-стилевую специфику Первой и Второй фортепианных сонат Ф. Шуберта.
Методология исследования: основана на применении системно-структурного, исторического и аналитического методов.
Результаты исследования: трехчастное построение первых фортепианных сонат Ф. Шуберта создает ощущение драматургической незавершенности. Необычное сочетание частей в цикле: первая часть - сонатная форма, затем анданте и менуэт, а также темповый план сонат, восполняющий состояние «отсутствия финала», свидетельствуют о циклических поисках композитора.
Научная новизна: в проанализированных в статье произведениях начального периода творчества Ф. Шуберта представлен новый подход к трактовке разомкнутого, открытого сонатного цикла.
Практическое применение: данное исследование способствует введению в творческий репертуар пианистов оригинальных ранних фортепианных сонат Ф. Шуберта. Материалы статьи могут быть использованы в курсах истории зарубежной музыкальной культуры и истории фортепианного исполнительства. Ключевые слова: жанр, сонатный цикл, сонатная форма, трехчастность.
Для цитирования: Чжан Цзюньсу. Поиски внутреннего строения цикла: Фортепианные сонаты Франца Шуберта 1815 год // European Journal of Arts, 2021, №3. - С. 86-90. DOI: https://doi. org/10.29013/EJA-21-3-86-90
Постановка проблемы. Важную часть творческого наследия Франца Шуберта составляют фортепианные сонаты. К этому жанру композитор обращается гораздо чаще своих современников. В образцах сонатного цикла Ф. Шуберта проявляется связь, как с классическими традициями, так и поиски романтических тенденций. Автор статьи обращает внимание на то, что начало творческих поисков композитора в циклическом наполнении произведения связано с двумя сонатами Е^иг и С^иг, созданными в 1815 году. Их анализ поможет осмыслить новый подход Ф. Шуберта к трактовке сонатного цикла.
Цель статьи: определить жанрово-стилевую специфику Первой и Второй сонат для фортепиано Ф. Шуберта.
Изложение основного материала. Уже в первом произведении - Сонате Е^иг, написанной в феврале
1815 года, проявляется самобытность творческой личности Франца Шуберта. Трехчастная форма произведения разомкнута содержательно, циклически и тонально: первая часть - Allegro та non troppo, E-dur; вторая часть - Andante, e-moll (довольно далеко одноименное тональное сопоставление) и третья часть - Menuetto, Allegro vivace, H-dur (мажорная доминанта, соответствующая двум тональностям предыдущих частей).
С одной стороны, трехчастное построение отражает поиски раннего романтика и отражает эстетику романтизма, а с другой - демонстрирует новый подход композитора к трактовке сонатного цикла -разомкнутого, открытого, как бы незавершенного. Прежде всего, такое впечатление возникает благодаря тому, что произведение лишено финала, поскольку завершается менуэтом. Ощущение драматургической незавершенности усиливается тональной
Section 2. Musical arts
PREMIER
Publish ng
European Journal of Arts 3 (2021)
ISSN 2310-5666
разомкнутостью. Внутренняя ладовая направленность: мажор-минор-мажор.
Шуберт сохраняет традиционное строение первой части сонаты - она написана в сонатной форме. Наличие всего двух образных и тематических сфер -главной и побочной партий, совмещающих в себе несколько функций (в главной - сочетаются особенности главной и связующей партий; в побочной - побочной и заключительной партий), составляет характерную особенность ее строения. Обе формообразующие сферы характеризуются контрастной многоинтона-ционностью музыкальной насыщенности и написаны в форме свободной двух или трехчастности с вариантной, модулирующей, разомкнутой динамической репризой (повторностью).
Вторая часть сонаты - Andante, е-moll написана в сложной трех-пятичастной форме с явными признаками рондо. Каждая из частей формы отличается собственной драматургией, их строение основано на простой двух или трехчастной репризной форме.
Третья часть - Менуэт - Allegro vivace, H-dur создана в традиционной сложной трехчастной репризной форме (da capo) в доминантовой тональности. Повторы крайних частей связаны с традициями классицизма, а сама форма с разработкой в середине менуэта имеет некоторые черты сонатности. Трио - sempre staccato (quasi portamento [см. 1; 2]) - легкого, воздушного характера. Его тональность - G-dur, VI низкая ступень -обнаруживает романтические тональные тенденции.
В целом первый образец сонатного жанра в творчестве Ф. Шуберта представляет собой начало активных поисков композитора в циклическом наполнении произведения. Состояние «отсутствия финала» восполняет темповый план сонаты, представляющий собой контрастное чередование частей, что является типичным для многих циклов: быстро - медленно -быстро, свидетельствующее о классических тенденциях построения цикла. Но также можно предположить, что данная особенность скорее свидетельствует о циклических поисках композитора [4, С. 488].
Вторая соната - C-dur, созданная в сентябре 1815 года, также состоит из трех частей, по строению аналогична предшествующей: Allegro moderato (ma energico), Andante, Menuetto. Это произведение продолжает тенденции нетрадиционного построения цикла в творчестве композитора.
Первая часть сонаты написана в сонатной форме с разработкой и репризой, сохранившей весь тема-
тизм экспозиции. Экспозиция сонаты дважды повторена, как в классических прототипах сонатных форм.
Вторая часть сонаты имеет достаточно сложное интонационное и ритмическое содержание. Это -типичное Аndantе средних частей классических сонат, созданное в традиционной сложной трехчастной форме, в тональности F-dur (то есть в тональности субдоминанты относительно основной - C-dur).
Третья часть сонаты - Менуэт Allegro vivace, a-moll - по темпу выполняет функцию финала циклической формы. Но по форме изложения (сложная трехчастная репризная форма) и тональности (а-moll, то есть параллельная основной) не соответствует фи-нальности. Это - типичный менуэт: по содержанию, по драматургии, по фактуре, классический по форме (сложная трехчастная репризная форма с повторно-стью каждой из составных частей и репризой da capo). Подобное завершение цикла делает другим и соотношение частей сонатного цикла. Менуэт замыкает, вернее, размыкает, сонатный нетрадиционный цикл.
Пытаясь раскрыть лирический смысл драматургии, Шуберт не использует обобщающую лирику венских классиков, а начинает процесс индивидуализации, психологизации образов, что характерно для композиторов-романтиков. В этой сонате, применяя классические структурные соотношения межу частями, Ф. Шуберт продолжает тенденцию воплощение в музыке своего героя - «мечтателя со сложным внутренним миром, с частой сменой настроения» [3]. Здесь раскрывается лирическое содержание, но еще не сформировался полностью песенный тематизм композитора. К песен-ности в сонате C-dur можно отнести часть главной и побочной партий. Сфера танцевальности проявляется в триольном кружении в разработке первой части и в применении жанра менуэта в финале сонаты.
Рассмотрев трехчастные, безфинальные, завершающиеся менуэтами сонаты Ф. Шуберта 1815 года, можно сделать вывод о том, что они наглядно демонстрируют самобытность творческого стиля композитора. В Первой и Второй сонатах соотношение частей сонатного цикла становится совершенно иным. Вместо традиционного контраста быстрой, энергичной первой части и медленной лирической второй части, возникает сочетание двух лирических частей в замедленных темпах, выполняющих функции начальных частей цикла. Используя для третьей, завершающей части традиционный по жанру и форме менуэт, композитор размыкает нетрадиционный сонатный цикл.
European Journal of Arts 3 (2021)
PREMIER
Publishing
Section 2. Musical arts
ISSN 2310-5666
Композитор сохраняет характерные для классицизма репризы (повторы) экспозиций сонатной формы с двумя вольтами, в менуэте - повторы первой и второй-третьей частей, а также форму da capo. Но, если в классической сонатной традиции присутствовал содержательный контраст между главной и побочной партиями, то в творчестве Ф. Шуберта эти сферы значительно сближаются. Они не столько контрастируют, сколько взаимно дополняют друг друга. Главная партия также становится более лирической (мягкой, песенной и неторопливой - Allegro moderato, Moderato).
Ощущается общность интонаций (лейт-интонационность) и стремление к монотематизму: элементы главной партии появляются в побочной; функцию заключительной партии в сонате E-dur выполняет музыкальный материал побочной; можно отметить общность интонационной сферы, идущую от главной к связующей партии. Вместе с тем, в сонатах 1815 года наблюдается тенденция к многотемности, пронизывающая экспозицию; главная партия часто содержит сквозное развитие (типа а-в-с), иногда замыкающееся первоначальным материалом. Побочная партия отмечена нестандартным строением, расширением: трехчастность, рондальность, концентрическая трех-пятичастность и др. В разработках сонат господствует не борьба конфликтных начал, а мотивное развитие отдельных элементов тем, с использованием приема варьирования. Основные темы в разработке могут сохранить свою цельность, иногда дробясь на отдельные мотивы. Репризы сонатной формы обычно повторяют всю экспозиционную тематичность в ее фактурном варианте.
Характерным приемом для композиционного языка Ф. Шуберта являются повторы тактов, двутак-тов, предложений: точные, на октаву выше или ниже, секвентные, со сложным вертикально-подвижным кон-
трапунктом, а также частые вариантно-вариационные повторы. В ранних сонатах Ф. Шуберта господствует гомофонно-гармоническая фактура, аккордовость и достаточно редко полифоничность: имитационность, сложный контрапункт, дуэтная полифония, контраст тематических линий. Внутричастный тональный план Первой и Второй сонат достаточно традиционный, хотя и нестандартно расположенный. Встречаются также и тональности далекого соотношения.
Выводы. Первые ранние сонаты Франца Шуберта для фортепиано, созданные в 1815 году, представляют собой новый этап в развитии данного жанра. Поиски внутреннего строения сонатного цикла приводят к подлинно самобытным открытиям композитора. Рассмотрение специфики жанра фортепианной сонаты в творчестве Франца Шуберта дает возможность отметить особенности внутреннего строения цикла. Кроме того, Первая и Вторая сонаты композитора проанализированы не только с точки зрения циклической общности, но и их внутренней самостоятельности.
Фортепианные сонаты Франца Шуберта многогранны, основной конфликт в них - это конфликт внутреннего порядка. Композитор не показывает непосредственно столкновение человека с внешними препятствиями или борьбу двух противоположных сил, он раскрывает сложный душевный мир человека XIX века, выражая его противоречивые состояния. Именно так он воспринимал несовершенную действительность, неизвестность будущего, его непредсказуемость.
Первая и Вторая сонаты - начальный этап, в котором лишь только намечается отход от классической драматургии и движение к романтизму, к романтическому мышлению и его активному утверждению. Итогом развития станет новый, романтический подход Ф. Шуберта к сонате, сонатному циклу, отражающий романтическую философию.
Список литературы
1. Мирошниченко С. В. Полисемия поняття quasi. Музичне мистецтво i культура. Науковий вшник Одесько! державно! музично! академп iменi А. В. Нежданово!. - Одеса: Друкарський дiм, 2010. Вип. 12. - C. 49-58.
2. Мирошниченко С. В. Полисемия понятия Quasi. Вторая статья. Музичне мистецтво i культура. Науковий вюник Одесько! державно! музично! академи iм. А. В. Нежданово!. - Одеса: Друкарський ддм, 2011. Вип. 13. - C. 9-19.
3. Фортепианное творчество Шуберта URL: http://musike.ru\index. php?id=55
4. Чжан Цзюньсунь. Первая фортепианная соната в творчестве Франца Шуберта как импульс для развития жанра. Музичне мистецтво i культура. Науковий вшник Одесько! нацюнально! музично! академп iменi А. В. Нежданово!. 2020.- Вип. 30.- Книга 2.- С. 478-489.
Section 2. Musical arts 1 European Journal of Arts 3 (2021)
- ISSN 2310-5666 -
Информация об авторах
Чжан Цзюньсун, аспирант кафедры теории музыки и композиции, Одесская музыкальная академия имени
А. В. Неждановой, Одесса, Украина
Адрес: 65000, Украина, г. Одесса, ул. Новосельского, 63
E-mail: [email protected]; тел. 38 (063) 230-56-76
ORCID: 0000-0001-8824-1674
ZHANG JUNSONG, 1
1 A. V. Nezhdanova Music Academy of Odessa, Odessa, Ukraine
THE SEARCHING FOR THE INTERNAL STRUCTURE OF THE CYCLE: PIANO SONATAS BY FRANZ SCHUBERT 1815
Abstract
The purpose of the research: is to determine the genre and style specifics of the First and Second Piano Sonatas by F. Schubert.
The methodology of the research: is based on the use of system-structural, historical and analytical methods.
The results of the research: reveal that a three-part arrangement of the first piano sonatas of F. Schubert creates a feeling of dramatic incompleteness. An unusual combination of the parts in a cycle, that is - the first part is a sonata form, then an andante and a minuet, as well as the tempo plan of the sonatas, which makes up for the state of "lack of finale", testify to the composer's cyclical searches.
The scientific novelty: a new approach to the interpretation of an extended, open sonata cycle in the works of the initial period of F. Schubert, which were analyzed in the article, is presented.
Practical application: this research contributes to the introduction of the original early piano sonatas by F. Schubert into the creative repertoire of pianists. The materials of the article can be used within the courses on the history of foreign musical culture and the history of piano performance.
Keywords: genre, sonata cycle, sonata form, three-part form.
Information about the authors
Zhang Junsong, graduate student of the Department of Music Theory and Composition; A. V. Nezhdanova State
Musical Academy, Odessa, Ukraine
Address: 65000, Ukraine, Odessa, st. Novoselsky 63
E-mail: [email protected]; tel. 38 (063) 230-56-76
ORCID: 0000-0001-8824-1674
European Journal of Arts 3 (2021) 1 |^MIER Section 2. Musical arts - ISSN 2310-5666 -
ЧЖАН ЦЗЮНЬСУН, 1
1 Одеська музична академiя iMeHi А. В. Неждановой, Одеса, Укрална
ПОШУКИ ВНУТР1ШНЬО1 ПОБУДОВИ ЦИКЛУ: ФОРТЕП1АНН1 СОНАТИ ФРАНЦА ШУБЕРТА 1815 РОКУ
Анотацт
Мета до^дження: визначити жанрово-стильову специфжу Першо! та Друго! фортепiанних сонат Ф. Шуберта.
Методологiя до^дження: заснована на застосуванш системно-структурного, вторичного i аналiтичного методiв.
Результати до^дження: тричастинна побудова перших фортепiанних сонат Ф. Шуберта створюе вГд-чуття драматурпчно! незавершеностi. Незвичайне поеднання частин в циклЬ перша частина - сонатна форма, попм Анданте i менует, а також темповий план сонат, що заповнюе стан «в^сутносп фшалу», свiдчать про циклiчнi пошуки композитора.
Наукова новизна: в проаналiзованих у стаги творах початкового перiоду творчоси Ф. Шуберта представлений новий тдх^ до трактування розiмкненого, в^критого сонатного циклу.
Практичне застосування: це досмдження сприяе введенню в творчий репертуар ташсив оригiнальних раннiх фортетанних сонат Ф. Шуберта. Матерiали статп можуть бути використанi в курсах юторп зарубiжноi музично! культури та шторп фортепiанного виконавства.
Ключов1 слова: жанр, сонатний цикл, сонатна форма, тричастиншсть.
1нформац1я про автор1в
Чжан Цзюньсун, аспiрант кафедри теорп музики та композицп, Одеська музична академiя iменi А. В. Нежда-ново!, Одеса, Укра!на
Адреса: 65000, Укра!на, м. Одеса, вул. Новосельського, 63 E-mail: [email protected]; тел. 38 (063) 230-56-76 ORCID: 0000-0001-8824-1674