Научная статья на тему 'Поиски идентичности и столичность Екатеринбурга: у истоков мифа'

Поиски идентичности и столичность Екатеринбурга: у истоков мифа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
387
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕКАТЕРИНБУРГ / УРАЛ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / СТОЛИЦА / СТОЛИЧНОСТЬ / ОБРАЗ / МИФ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / КУЛЬТУРА / "CAPITALNESS" (THE QUALITY OF BEING A CAPITAL CITY) / URALS / IDENTITY / CAPITAL / IMAGE / MYTH / SOCIAL CONSCIOUSNESS / CULTURE / YEKATERINBURG

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Казакова-Апкаримова Елена Юрьевна

Преимущественно на базе исторических источников анализируются истоки мифа о столичности Екатеринбурга во второй половине ХIХ - начале ХХ века. Исследовано влияние экономических и социокультурных факторов на формирование уникального образа города и поиски идентичности. Автор приходит к заключению, что столичная идентификация Екатеринбурга как центра макрорегиона исторически была тесно связана с ростом регионального самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Search for Identity and Yekaterinburg as a Capital: the Origins of Myth

The article provides the analysis of the origins of the myth about the capitalness of Yekaterinburg in the second half of the XIX early XX centuries principally relying on historical sources. The paper researches the impact of economic and social-cultural factors on formation of the unique image of the city and the search for its identity. The author concludes that the capital identification of Yekaterinburg as the centre of the macro-region has historically been closely linked with the growth of the regional identity.

Текст научной работы на тему «Поиски идентичности и столичность Екатеринбурга: у истоков мифа»

КАЗАКОВА-АПКАРИМОВА Елена Юрьевна

Доктор исторических наук, профессор кафедры общей и экономической истории

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-27-12 e-mail: kip@usue.ru

Поиски идентичности и столичность Екатеринбурга:

у истоков мифа1

Ключевые слова: Екатеринбург; Урал; идентичность; столица; столичность; образ; миф; общественное сознание; культура.

Преимущественно на базе исторических источников анализируются истоки мифа о столичнос-ти Екатеринбурга во второй половине XIX - начале ХХ века. Исследовано влияние экономических и социокультурных факторов на формирование уникального образа города и поиски идентичности. Автор приходит к заключению, что столичная идентификация Екатеринбурга как центра макрорегиона исторически была тесно связана с ростом регионального самосознания.

чень много в России претендентов на столичность... Казань к примеру. Новосибирск. Екатеринбург как столица Уральской республики до сих пор воспринимается в Москве как страшный сон неспокойных 1990-х годов», - отмечает исследователь А. А. Овсянников, понимая под столичностью особый социокультурный смысл (признание в культуре, в науке, в религии или в политике каких-либо исключительных или уникальных свойств города) [1. С. 3]. В начале ХХ1 века активизировался миф о «Екатеринбурге - третьей столице», что изначально предполагало актуализацию смысла уникальности, отличительности от других городов. Свердловск, и в советскую эпоху обладая промышленной и интеллектуальной мощью, сформировал особый вид культуры, во многом противостоящий авторитарности официальной центральной власти. Уральский исследователь Е. Г. Соболева пишет: «В символическом поле политики миф о столице Урала как инструмент политического манипулирования позволял ответить на потребности массовой аудитории в самоуважении, которое так унижалось и угнеталось в годы прежнего режима: „Если я живу в столице, значит, я чего-то достиг, я чего-то стою. А наша - уральская - столица противостоит центральной, в которой правят коррупция, несправедливость"» [2. С. 97]. В условиях построения новой России миф о «третьей столице» появился в ответ на потребность общества в идентификации нового субъекта политики - общности людей, объединенных единой историей и территорией. Миф «Екатеринбург - третья столица», подчеркивает Е. Г. Соболева, технологичен, о искусственно создан. Однако не следует забывать о том, что этот миф имеет историчес-2 кие живые корни. Миф о столичности Екатеринбурга («столице Урала») являлся яркой м особенностью общественного сознания горожан уже в конце Х1Х - начале ХХ века. § Понятие «столичный город» получило распространение в России во второй поло-

гу вине Х1Х века, им обозначали промышленные и культурные центры определенного

ей

< -

и 1 Работа выполнена по Программе фундаментальных исследований Президиума РАН, про-

^ ект «Урал в контексте российской цивилизации: геоэкономические, институционально-политические, социокультурные традиции и трансформации (теоретико-методологические подходы © к изучению» (№ 12-П-6-1012).

региона (административно не столичные). Имперская структура переносилась и на провинцию; в том или ином регионе появлялась своя «столица» не только с органами власти, но и лучшими условиями жизни, соответствующей инфраструктурой, экономическим и культурным потенциалом. «Подобный „областной центр", - пишет Т. О. Сан-никова, - является генератором социкультурных инициатив по отношению к своему региону, одновременно по отношению к Москве - средоточию основных культурных форм, выступает уже по большому счету как их ретранслятор и медиатор» [3. С. 74-75].

Екатеринбург, заложенный в Петровскую эпоху (в 1723 г.), став базой для распространения горного дела, приобрел свою ярко выраженную экономическую специфику. Юридически поселение было объявлено городом в 1781 г. В 1783 г. Екатеринбург получил свой официальный герб (щит, в верхней части которого был изображен герб губернского города Перми, а в нижней, в зеленом поле, - серебряная плавильная печь и рудниковая шахта, что символизировало изобилие руд в округе) [4. С. 32-33]. Город являлся «горной столицей» Урала, именно здесь находилось Управление уральской горнозаводской промышленностью (Главное управление уральских горных заводов).

Особое значение для Екатеринбурга имела транзитная торговля между европейской и азиатской частями России. Журналист, краевед В. А. Весновский, выпускавший путеводители по Екатеринбургу и Уралу, писал: «К столице Урала, как привыкли величать свое детище екатеринбуржцы, ведут три пути современного типа: от Перми, Тюмени и Челябинска» (цит. по: [5. С. 499]). Современники отмечали выгодное географическое положение города (на границе Европы и Азии). Еще один журналист, краевед И. Г. Остроумов в конце 80-х годов Х1Х века подчеркивал, что «благодаря своему центральному положению среди уральских горных заводов и нахождению на пути из Европейской России в Сибирь, Екатеринбург имеет две железные дороги: уральскую - Горнозаводскую, соединяющуюся в Перми с Камой, и Тюменскую, представляющую из себя часть магистрального пути из центральной России в далекую Сибирь» (цит. по: [5. С. 390]). Идеи евразийства и, соответственно, особого статуса города Екатеринбурга в геополитическом пространстве страны и мира активно воспроизводятся и современными масс-медиа [2. С. 100].

Известный уральский писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк увидел еще одну яркую особенность Екатеринбурга: «...на него со всех сторон надвигаются пригородные селения, как Уктус, Шарташ и особенно Верх-Исетский завод. Ряд заимок, дач, мельниц и заводов составляют отдельные звенья одной живой цепи, которая тянется на десятки верст по течению р. Исети. .Екатеринбург в этом случае представляет редкое исключение, являясь действительно „живым узлом" целой области» (цит. по: [5. С. 420]).

Примечательно, что концепт «столица Урала» активно использовался не только самими екатеринбуржцами. Например, геолог-почвовед П. А. Земятченский, посетивший Екатеринбург в составе группы экспертов, командированных правительством на Урал в 1899 г. с целью определить основные принципы хозяйственной политики края, критиковал Екатеринбург и амбициозность екатеринбуржцев: «Екатеринбург называют столицей Урала. Нельзя сказать, чтобы он производил впечатление, соответствующее названию. Или столица плоха сама по себе, или Урал плох, и для него Екатеринбург годится в столицы. Говорят, „по Сеньке шапка!" Правда, город большой, но какой-то унылый, сонный. Как будто он и обустраивается, и как будто разрушается. Особенно неприятное впечатление производит набережная городского пруда, в сущности самой красивой части города. ... В городе довольно много больших хороших построек, но нет жизни, движения. .Правда, я был в Екатеринбурге летом, но для большого торгового или промышленного города не должно быть каникул. Спит Урал, спит и его столица» (цит. по: [5. С. 513]).

Согласно переписи населения 1904 г. в Екатеринбурге насчитывалось 19 фабрик и заводов с 2,7 тыс. рабочих, 321 ремесленное заведение с 1 733 рабочими и учениками.

В 1913 г. число фабрик и заводов выросло до 27 [4. С. 72, 75]. На 70 тыс. жителей Екатеринбурга в 1910 г. было 28 низших и 9 средних учебных заведений (обучалось 5 313 человек, т. е. 7,6% населения). Екатеринбург по уровню народного образования шел впереди многих уездных и губернских городов России [4. С. 124].

В Екатеринбурге проживали многие деятели науки, искусства, литературы. Период жизни в Екатеринбурге был самым плодотворным в творчестве писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка. И. Г. Остроумов, будучи его литературным оппонентом, в полемике о будущем Перми и Екатеринбурга отмечал горячую любовь Дмитрия Наркисовича к Екатеринбургу: Мамин-Сибиряк, восхищаясь, называл город не только промышленным, но и умственным центром Урала (цит. по: [6. С. 130]). Впрочем, и сам И. Г. Остроумов считал, если «сравнить этот уездный город с прочими русскими уездными городами, то он весьма многие из них оставит позади себя во всех отношениях. Екатеринбург свободно можно сравнивать даже со многими губернскими городами, тем более, что у него есть свое, особое от губернского, епархиальное начальство, окружной суд с тремя отделениями, дворянская опека, полицмейстер с двумя частными приставами; в нем находится управление горною частию на Урале; существует три печатных органа, один из которых - „Екатеринбургская неделя" - вступает уже в десятый год своей жизни, работает шесть типографий, две литографии и т. д. и т. п. » (цит. по: [5. С. 231]).

К слову сказать, екатеринбургская пресса была довольно амбициозна и смела в отношении столичной, позволяя в ее адрес критические замечания. В одной из статей, опубликованных в «Екатеринбургской неделе», говорилось: «Столичные представители русской прессы не прочь время от времени сказать несколько слов о своих провинциальных собратьях, но в большинстве случаев только для того, чтобы, указав на их недостатки, возвеличить себя. .К сожалению, к величайшему сожалению, столичные газеты только всячески эксплуатируют провинциальные, не оказывая им какой бы то ни было помощи и сочувствия, но никогда не отказываются покритиковать их или поглумиться над ними. Положительно редкость встретить, чтоб наиболее интересное сообщение провинциальной газеты было перепечатано столичными с указанием источника позаимствования, а обыкновенно оно выдается за сообщение своего корреспондента для чего и переделывается слегка для уничтожения улики». Далее автор статьи приводил пример заимствования одного сообщения из фельетона «Екатеринбургской недели», иронично указывая на то, что в итоге у столичной прессы оказался «собственный» корреспондент в городе, созданном фантазией провинциального фельетониста [7. С. 231].

Даже скептично настроенный современник, тот же П. А. Земятченский, сменил гнев на милость при более глубоком знакомстве с социокультурной жизнью города: «В Екатеринбурге есть одно достойное внимания учреждение, говорящее, что и здесь есть действительная интеллигенция - это музей Уральского общества любителей естествознания. В нем собрано много прекрасного материала, освещающего естественные богатства края» (цит. по: [5. С. 231]). Горячий патриот Перми, активный сотрудник «Екатеринбургской недели», И. Г. Остроумов тоже был достаточно объективен в оценке значения УОЛЕ в общественной жизни Екатеринбурга и всего Уральского региона: «Как на редкое явление для уездного города, нельзя не указать на имеющееся в Екатеринбурге ученое общество - Уральское общество любителей естествознания, считающее в своем составе весьма значительное количество членов вообще и не малое количество членов деятельных, благодаря чему и получилась возможность добиться скромному обществу всеобщей известности, устроив обширную Сибирско-Уральскую научно-промышленную выставку» (цит. по: [5. С. 391]).

Поиски идентичности являлись в значительной степени продолжением и следствием развития краеведения. Краеведческое движение в целом и деятельность УОЛЕ в частности немало способствовали росту авторитета Екатерибурга как культурного

центра Урала. УОЛЕ действовало в «горнозаводской столице Урала» с 1870 г., занимаясь широкой научно-исследовательской, собирательской, культурно-просветительской, издательской работой. В одном из томов «Записок Уральского общества любителей естествознания» был опубликован доклад, посвященный открытию высшего заведения на Урале. В докладе подчеркивалось, что Екатеринбург являлся «центром местной промышленной и умственной жизни края», сообщалось, что в УОЛЕ к тому времени насчитывалось уже до 400 членов, обществу принадлежали библиотека в 25 000 томов и богатый музей, пользовавшийся «всемирной известностью с его превосходными коллекциями по минералогии» [8. С. 8].

Следует отметить значительную численность общественных организаций в дореволюционном Екатеринбурге - до пятидесяти. В городе одна общественная организация приходилась на 864 человек (50 общественных организаций, 43 239 жителей обоего пола, по данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи) [9. С. 58-59]. Широким был спектр общественных организаций Екатеринбурга: благотворительные общества - 13 (26%); организации взаимопомощи, включая ссудо-сберегательные кассы и товарищества - 13 (26%); потребительские общества - 1 (2%); экономические - 2 (4%); просветительские - 4 (8%); научные - 2 (4%); здравоохранительные - 3 (6%); клубы - 2 (4%); литературно-художественные организации - 3 (6%); спортивно-туристические организации - 5 (10%); иные - 2 (4%). Особую роль в общественной жизни Екатеринбурга играла благотворительность.

Со временем Екатеринбург стал духовной столицей региона. Д. Н. Мамин-Сибиряк так писал о значении создания Екатеринбургской епархии: «Образование самостоятельной Екатеринбургской епархии в 1887 году служит предвестником имеющейся открыться Екатеринбургской губернии, - последнее, без сомненья, составляет только вопрос времени» (цит. по: [5. С. 421]).

Однако Екатеринбург в конце Х1Х - начале ХХ века являлся не только формальным религиозным центром, о чем свидетельствуют факты общественной жизни (например, значительное число религиозных общественных организаций в городе) [10]. Филологи отмечают, что в русской литературе и публицистике прослеживаются поиски идентичности, которые шли в попытках осознания себя в статусе столичного города, центра уникального региона, но приводили к определенным противоречиям (отдаленность города от центра, старообрядчество). В произведениях Д. Н. Мамина-Сибиряка Екатеринбург вырисовывается как образ горнозаводского и золотопромышленного центра, культурного и торгового города. В творчестве П. П. Бажова Екатеринбург предстает «железным городом». Ю. В. Клочкова, анализируя образ Екатеринбурга в русской литературе, отмечает, что изменения в образе города во многом зависели от внелитератур-ных факторов. В середине Х1Х века Екатеринбург, превратившись в обычный уездный город Пермской губернии, продолжал оставаться для своих жителей негласной «столицей Урала». К началу ХХ века идея столичности подверглась иронической оценке, что нашло свое отражение в популярном в тот период жанре газетного фельетона [11].

Оживление мифа о Екатеринбурге как столице Урала наблюдалось в условиях ослабления (или кризиса) национальной (или гражданской) идентичности и, как следствие, усиления региональной идентичности и формирования уральского областничества, в основе концепции которого лежала идея особого (автономного) развития региона в составе Российского государства. «Дорогая Риточка. Теперь мы с тобой обе счастливы - исполнилось наше желание жить в столице», - начинался фельетон «Из переписки подруг», опубликованный в газете «Горный край» в 1918 г. Его автор иронизировал по поводу политических амбиций Омска и Екатеринбурга в связи с появлением областных правительств. Героиня фельетона горячо доказывала: «Правда, ты скажешь, что только твой Омск - столица, а наш Екатеринбург - ничто. Так ты ничего не понимаешь: у нас и сейчас еще все арки для встречи правительства целы, приготовлены также десятки

приветственных речей, и вообще. Правда, кузен Поль дразнит меня, называя Екатеринбург «без пяти минут столица», но я знаю, в чем дело: он партии ка-дэ, и имеет свои причины радоваться, что столица не здесь». Далее в письме сообщались «столичные» новости: прежде всего то, что «уральского правительства больше не будет», другие важные для общественной жизни города события, в частности возникновение литературно-художественного кружка. В описании «Злого», автора фельетона, написанного в соответствующей жанру манере, проступают реальные контуры оживления общественной жизни Екатеринбурга. Зизи сообщает Риточке: «Я уже записалась (в литературно-художественный кружок. - Е. К.-А.) по совету моего N. Вообще, он меня заставил повсюду записаться. В Общество уральских областников. В Общество изучения Урала. В Общество для исследования уральского народного эпоса. В Общество для ловли мух на Уральском хребте. Не знаю уж, как буду всюду поспевать. N успокаивает, но возлагает на меня большие надежды. Говорит, что его карьера обеспечена, если удастся вывести на свет Божий „сепаратистские вожделения"» [12. С. 3].

В Екатеринбурге, ставшем центром уральского областничества, действовало Общество изучения Урала (Общество уральских областников). Основной задачей Общества провозглашалось развитие идеи областничества и распространение ее на Урале. Предусматривалось многостороннее («со стороны естественно-исторической, общественно-политической и хозяйственно-экономической») освещение этой идеи. У истоков уральского областничества стояли учредители Общества изучения Урала (разработчики устава Общества): С. А. Груздев, А. В. Мурашев, Г. Г. Младов, А. А. Кощеев, И. А. Перльман, С. А. Кожухов, А. М. Холонин, Х. Холонина, Т. А. Перльман, А. В. За-ложнев, А. С. Заспанов, Ф. Мялицын, Д. Янин, С. Котельников, И. Блинов, И. Чирков, И. Г. Александров, К. А. Колпаков, С. Путин, М. Смирнов, П. Ф. Данилов, П. Савин, С. А. Удинцев, Д. Ф. Гибалин [13. С. 3].

Уральские областники проектировали Уральский регион как обширную административную единицу. С. А. Груздев в докладе «Урал и его будущее», сделанном 12 октября 1918 г. в зале Народного университета, отбросив обвинения в сепаратизме, заявил, что «Урал как штат единой Великодержавной России» представляется ему «не в виде только горнозаводского Урала, а в виде обширнейшей области, простирающейся от Ледовитого океана до Аральского моря» [14. С. 4]. В докладе «о границах области Урала с точки зрения административного управления», поданном главноуправляющим по внутренним делам в Совет Временного Областного Правительства Урала, предлагалось руководствоваться при определении границ Уральской области не только «национально-культурно-экономическими соображениями», а «быть может, больше всего» соображениями государственными. В докладе признавалось наличие смежных с уральским пространством крупных административных единиц (Сибирь и объединенные Самарским правительством центральные губернии), но «не принимались во внимание самоуправляющиеся единицы, какими являлись казачьи и башкирские земли», подчеркивалась недопустимость «с точки зрения общегосударственных интересов дробить Россию на множество мелких автономных единиц». Территория Уральской области должна была охватить Глазовский, Сарапульский и Слободский уезды Вятской губернии, Пермскую, Уфимскую и Оренбургскую губернии, «на востоке отодвинуть границу до р. Оби, охватив Курганский, Ялуторовский, Тюменский, Туринский и часть Березовского уездов, на севере включить в область полуостров Ямал, острова Новой Земли. Северо-западная граница должна была пройти от «точки соединения Пермской губернии с Вятской на Усть-Сысольск и, охватив весь Тиманский хребет, выйдет на южную часть Ческой губы». К области предлагалось «присоединить и остров Колгуев» [15]. Идея «Большого Урала», спустя несколько лет - в 1923 г., уже в других исторических условиях была положена в основу создания Уральской области, административным центром которой стал Екатеринбург.

Как видим, миф о столичности Екатеринбурга имеет давнюю историю. Время от времени возрождаются многие стереотипы общественного сознания горожан, когнитивный компонент которых в своей основе достаточно устойчив. Очевидно, что столичная идентификация Екатеринбурга как центра макрорегиона исторически была тесно связана с ростом регионального самосознания.

Источники

1. Овсянников А. А. Социология столичности: смыслы и стратегии // Вестн. МГИМО-Университета. 2009. № 5.

2. Соболева Е. Г. Формирование мифа «Екатеринбург - третья столица» в текстах СМИ // Литература Урала: история и современность : сб. ст. Екатерибург, 2006. Вып. 2.

3. Санникова Т. О. Традиции и новации в процессах взаимодействия столицы и провинции // Лабиринт : журн. соц.-гуманит. исслед. 2012. № 3.

4. Очерки истории Свердловска. 1723-1973. Свердловск, 1973.

5. Злоказов Л. Д., Семенов В. Б. Старый Екатеринбург. Город глазами очевидцев. Екатеринбург, 2000.

6. Митрофанова Л. М. «Урал», «Зауралье», «Россия» и «Сибирь»: перекресток понятий в творчестве Д. Н. Мамина-Сибиряка // Литература Урала: история и современность : сб. ст. Екатерибург, 2008. Вып. 4.

7. Екатеринбургская неделя. 1889. № 11.

8. Записки Уральского общества любителей естествознания. Екатеринбург, 1910. Т. ХХХ.

9. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897. ХХХ1. Пермская губерния : Изд. Центр. Стат. комитета МВД, 1909.

10. Казакова-Апкаримова Е. Ю. Формирование гражданского общества: городские сословные корпорации и общественные организации на Среднем Урале во второй половине Х1Х - начале ХХ века. Екатеринбург, 2008.

11. Клочкова Ю. В. Образ Екатеринбурга/Свердловска в русской литературе: ХУШ -середина ХХ века : дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2006.

12. Горный край. 1918. № 17. 18 (5) дек.

13. Горный край. 1918. № 6. 6 (23) дек.

14. Урал. 1918. № 2. 19 (6) нояб.

15. ГАСО. Ф. 1951 рс. Оп. 1. Д. 8. Л. 40-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.