МЕТОДОЛОГИЯ I Экономика качества
ПОИСК РЕЗЕРВОВ РОСТА ЭФФЕКТИВНОСТИ СМК НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА РАСХОДОВ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ
М.А. ДЬЯЧЕНКО,
профессор кафедры «Управление организацией в машиностроении» Государственного университета управления, к.э.н.
Н.А. МУРЗАК,
доцент Коломенского института Московского государственного открытого университета,
к.э.н.
Предлагаемая статья посвящена теоретическим/концептуальным вопросам анализа расходов на качество продукции (РДР-модель); содержит практические рекомендации по диагностике неэффективных «сегментов» в работе СМК в зоне «высоких затрат на обеспечение качества» и «зоне высоких потерь», которая предусматривает анализ цепочки затрат на обеспечение качества продукции и цепочки потерь вследствие брака
О
дним из экономических инструментов поиска резервов повышения эффективности СМК является анализ расходов на качество продукции. Современную методическую базу такого анализа формируют ISO/TR 10014 «Руководящие принципы управления экономикой качества»
и BS 6143:1992 «Руководство по экономике качества» [1, 2].
Исследование показало, что вопросы анализа расходов на качество продукции в теоретическом и методическом плане по-прежнему остаются до конца нерешенными, что затрудняет объективную диагностику экономически узких мест в рабо-
те СМК и разработку управленческих решений по повышению эффективности ее деятельности.
Концептуальные основы анализа расходов на качество продукции
Концептуальные основы анализа расходов на качество продукции формирует PAF-модель американского эксперта по вопросам качества А. Фейгенбаума. Ее главная идея заключается в том, что относительно небольшие вложения в деятельность по предупреждению производства некачественной продукции приводят к значительному сокращению потерь вследствие брака (как внутренних, так и внешних). Затраты на оценку достигнутого уровня качества также снижаются по мере роста объема инвестиций в предупредительную деятельность. На рис 1. представлен графический метод оптимизации расходов на качество с помощью PAF-модели.
Эти кривые являются гипотетическими, они построены учеными на основании мирового опыта исследования зависимости расходов на качество и их элементов (затрат на обеспечение качества и потерь вследствие брака) от уровня бездефектности при условии, что объем производства остается относительно постоянным.
В теории на кривой суммарных расходов на качество выделяют три зоны: зону высоких потерь вследствие брака, зону высоких затрат на обеспечение качества и зону равновесия (рис. 1). В основе такого деления лежат величина расходов на качество продукции и их структура.
Зона равновесия характеризуется минимумом расходов на качество продукции и их оптимальной структурой1.
1 Структура расходов на качество продукции, соответствующая их минимальной величине, рассматривается как оптимальная.
20
В зонах высоких потерь и высоких затрат на обеспечение качества величина расходов на качество превышает их минимум. Только в зоне высоких потерь доля затрат на обеспечение качества ниже оптимальной, а доля потерь вследствие брака - выше оптимальной. В зоне высоких затрат на обеспечение качества наоборот - удельный вес потерь вследствие брака в расходах на качество меньше оптимального, а удельный вес затрат больше.
Таким образом, анализ структуры расходов на качество продукции становится необходимым инструментом поиска путей совершенствования СМК и повышения эффективности деятельности организации.
Недостатки РДР-модели
РЛЕ-модель имеет следующие недостатки.
1. Не у всех предприятий есть возможность использовать уровень бездефектности как аргумент функции расходов на качество продукции. Так, например, для тех отраслей народного хозяйства, которые производят товары, оказывающие критическое влияние на безопасность жизнедеятельности человека, единственно приемлемой считается политика достижения нулевого брака. Примерами могут служить оборонная промышленность, фармацевтика, производство медицинского оборудования, атомная энергетика. Такие отрасли должны производить продукцию 100%-го качества, то есть оптимальный уровень бездефектности готовой продукции должен быть всегда равен 100%. Не признают политику оптимального уровня дефектности и те предприятия, которые работают над индивидуальными заказами и/или специализируются на производстве товаров роскоши. Потребители этих товаров готовы платить высокую цену за 100%-ное качество.
Можно сказать, что в целом оптимальный уровень бездефектности готовой продукции как показатель работы системы качества может быть использован только в условиях массового и крупносерийного производства технологически несложной продукции, что значительно ограничивает область применения РЛЕ-модели.
2. Если организация производит несколько видов продукции, то традиционная РЛЕ-модель может быть разработана только для каждого отдельно взятого вида продукции, что затрудняет ее использование в многономенклатурном производстве. Кроме того, существенная часть расходов на качество не связана с производством конкретного вида продукции, то есть относится к разряду косвенных расходов.
с с с
3. Процесс сбора и анализа данных с целью получения аналитических зависимостей расходов на качество и их составляющих от уровня бездефектности достаточно трудоемкий. Только по истечении времени организация сможет определить оптимальную структуру расходов на качество продукции, а затем использовать ее для выявления резервов.
Указанные недостатки вызывают критику в отношении практической значимости PAF-модели, в том числе для анализа расходов на качество продукции, который необходим для поиска резервов повышения эффективности СМК. Поэтому на первоначальном этапе анализа мы предлагаем ориентироваться на следующую оптимальную структуру расходов на качество: 10% - потери вследствие брака, 40% - оценочные затраты, 50% - профилактические затраты. Тогда расходы на качество продукции достигают своего минимума: 2-3% от объема товарооборота. Эти данные были получены западными специалистами путем исследования мирового опыта управления расходами на качество продукции.
С учетом вышеизложенного разработаны приведенные ниже методические рекомендации по самооценке СМК на базе анализа расходов на качество, которые позволяют преодолеть перечисленные недостатки РЛЕ-модели.
Методические рекомендации по диагностике экономически неэффективных мест в работе системы качества
Упрощают процедуру диагностики неэффективных мест в работе системы качества процессный подход к управлению организацией и учет затрат по процессам, так как они позволяют построить, а затем проанализировать цепочку затрат на обес-
печение качества и цепочку потерь вследствие брака, учитывая внешние связи с поставщиками и потребителями.
На рис. 2 приведена логическая схема экономического подхода к самооценке СМК на базе анализа расходов на качество продукции. Через
«з и «п, °^зопт и °^попт обозначены соответственно фактические и
оптимальные доли затрат на обеспечение качества и доли потерь вследствие брака в общем объеме расходов на качество продукции.
Рассмотрим эти вопросы более подробно.
1. Поиск резервов роста эффективности системы качества в зоне высоких потерь вследствие брака
(0*п> °^попт и °^з< °*зопт).
В основе поиска резервов роста эффективности системы качества в этой зоне лежит анализ потерь вследствие брака. Он является особенно актуальным для тех предприятий, чьи системы качества находятся в начальной стадии развития, которая в решетке зрелости Ф. Кросби обозначена как «стадия неопределенности». Для нее характерно наличие достаточно весомой доли расходов на качество в объеме расходов организации или в объеме товарооборота (около 20-25% объема товарооборота по данным Ф. Кросби) [4]. Этот факт подтверждают американские эксперты во главе с Дж. Шоттмиллером, который в своей статье пишет, что величина расходов на качество зачастую оказывается выше 25% объема продаж в случае, если организация впервые обращается к экономическим вопросам обеспечения качества продукции, а это значительные резервы экономии [5].
Причиной высокой доли расходов на качество в большинстве слу-
Рис. 1
Графический метод оптимизации расходов на качество
X опт
Уровень бездефектности X, %
Сентябрь 2008
21
а
МЕТОДОЛОГИЯ I Экономика качества
чаев является их неудовлетворительная структура, характеризующаяся преобладанием потерь вследствие брака и низкой долей затрат на обеспечение качества. В этом случае основным резервом роста эффективности деятельности организации является сокращение потерь вследствие брака. Для этого необходимо провести тщательный объективный анализ причин брака и последствий от него.
Основным инструментом поиска причин брака является причинноследственная диаграмма Исикавы. Вопросы ее практического использования достаточно хорошо проработаны в специальной литературе, посвященной семи статистическим методам анализа [3], поэтому нет смысла более подробно рассматривать их в данной статье. Отметим только, что трудность применения схемы Исикавы состоит в том, что часто строят слишком сложную и не всегда четко структурированную диаграмму, что в свою очередь затрудняет быстрое и правильное решение поставленной проблемы. Для того чтобы диаграмма Исикавы служила удобным и простым инструментом поиска причин потерь, целесообразно проводить анализ по местам их возникновения (на базе каждого производственного подразделения) и по каждому виду дефекта в отдельности.
После того как причины брака определены, можно приступать к построению цепочки потерь, руководствуясь принципом контролируемости. В основе этого принципа лежит ответственность за причину, обусловившую возникновение потерь. Например, отчет о затратах на процесс выходного контроля может содержать информацию о затратах на повторный контроль готовой продукции, не предусмотренный планом. В отчете эти затраты классифицированы как потери вследствие брака. Предположим, что причиной повторного контроля является брак в производстве, который в свою очередь был обусловлен неточностью технологического оборудования. Тогда ответственность за потери от брака и повторный контроль готовой продукции должна быть возложена на процесс контроля точности технологического оборудования. В свою очередь нарушения в работе данного процесса могут быть обусловлены более глубокой причиной, например, несовершенством средств измерений и.т.д. Таким образом, руководствуясь принципом контролируемости, потери вследствие брака распределяют между процессами, и формируется цепочка потерь с указанием мест возникновения брака и потерь от
Рис. 2
Схема экономического подхода к самооценке СМК на основе анализа расходов на качество продукции
Огрвдвленне фактической Структуры расходов на кячастэо
Нет
^она высоких потерь вследствие брака
Да......'
Бь явление резаввов на основе анализа цвпоч«и потерь вследствие браш
Зона высоких затрат на обеспеченна качества
і резервов на Обнове і цепочки затрат
на обеспечение качестве
выбор резервов роста эффективности деятельности организации
Разработка плана организационно^ технических мероприятий, правлении* на совершенствование работы системы качества
Организация и контроль выполнения разработанного плана
Зона |
Контроль над деятельностью юцраздапвни йв области обеспечення качества продукции
Такой подход позволяет более объективно оценить весомость той или иной причины брака на языке потерь, а затем с помощью диаграммы Парето проранжировать причины брака и наметить корректирующие и предупреждающие мероприятия. Важно отметить, что для определения приоритетов в порядке устранения узких мест в работе системы качества целесообразен подход с позиций экономической эффективности, учитывающий два фактора: величину потерь вследствие брака, обусловленных той или иной причиной, и цену мероприятия по устранению этой причины и предупреждению ее появления в будущем.
2. Резервы роста эффективности системы качества в зоне высоких затрат на обеспечение качества продукции («з>«зопт и °<п<0<попт).
Если система качества функционирует в зоне высоких затрат на обеспечение качества, то это означает, что основным резервом роста ее эффективности является снижение предупредительных и оценочных затрат, которые в сумме формируют затраты на обеспечение качества продукции. При этом потери вследствие брака могут вырасти, но общая сумма расходов на качество сократится. Кроме того, не исключена ситуация, когда снижение затрат на обеспечение качества будет сопровождаться ростом потерь вследствие брака.
Для того чтобы разработать конкретные мероприятия и обеспечить рост эффективности работы СМК, необходимо изучить внутреннюю цепочку затрат на обеспечение качества в сочетании с цепочками обеспечения качества у поставщика и потребителя. Так, анализ цепочки обеспечения качества продукции у поставщика позволит определить пути снижения затрат на входной контроль качества поступившего сырья, материалов, комплектующих, с учетом экономических интересов поставщика и потребителя. Также при принятии решения о снижении затрат на обеспечение качества необходимо учитывать то, как это отразится на доверии потребителей к качеству продукции, производимой данной организацией; не станет ли это причиной потерь повторных продаж в будущем и, следовательно, причиной ослабления или утраты конкурентных позиций.
В целом можно выделить два способа снижения затрат на обеспечение качества:
1) сокращения затрат на обеспечение качества можно добиться за счет организации работы процесса более эффективным способом, пересмотрев уровень активности данного процесса (например, сократить число контрольных проверок точности технологического оборудования) или усовершенствовать технику и технологию;
Век Качества N° 5
2) необходимо рассмотреть возможность отказа от ведения этого процесса, например, анализ способности поставщика производить продукцию требуемого уровня качества позволит оценить, можно ли отказаться от входного контроля продукции, поступающей от поставщика, и передать эту функцию непосредственно ему.
Длительное взаимовыгодное сотрудничество в области обеспечения качества между организацией и ее поставщиками, а в конечном итоге и потребителями, позволяет проводить тщательный анализ всей цепочки обеспечения качества продукции. Это возможно только при условии организации учета расходов на качество в масштабе отрасли и смежных отраслей.
Повсеместная организация учета расходов на качество позволит проследить цепочку обеспечения качества, начиная с первого звена и заканчивая готовой продукцией, поступающей в эксплуатацию. Это в свою очередь расширит диапазон резервов более рационального использования ограниченных экономических ресурсов, выделяемых на цели обеспечения качества продукции.
Итак, результатом анализа цепочки затрат на обеспечение качества и цепочки потерь вследствие брака является выбор приоритетных направлений роста эффективности деятельности организации за счет совершенствования работы СМК.
В зоне равновесия система качества работает настолько эффективно, что достигнуто практически сто-
процентное качество производимой продукции, а расходы на качество составляют примерно 2-3% от товарооборота. Безусловно, получить ощутимый рост эффективности деятельности организации, управляя менее чем 10% затрат, нереально. В этом случае учет и анализ расходов на качество продукции служат информационной базой управленческого контроля над деятельностью подразделений, участвующих в обеспечении качества продукции.
Заключение
Для того что разработать конкретные организационно-технические мероприятия по совершенствованию работы СМК, руководству организаций настоятельно рекомендуем проводить анализ цепочки потерь и цепочки затрат на обеспечение качества (в совокупности с традиционными статистическими методами анализа) с учетом экономических интересов поставщиков и потребителей. Это не только упростит поиск резервов, но и расширит их диапазон.
Для ликвидации неэффективных мест в работе системы качества в большинстве случаев необходимы капиталовложения. Учет расходов на качество, организованный в соответствии с разработанными методическими рекомендациями (изложенными в предыдущей статье), повышает эффективность объективности оценки эффективности капиталовложений, так как он дает более полную информацию, необходимую для оценки эффективности действующими методами, которые предусматривают расчет следующих показателей: чистая дисконтированная стоимость, индекс
доходности, внутренняя норма доходности и срок окупаемости.
Если реализация мероприятий по совершенствованию деятельности в области обеспечения качества не требует осуществления капитальных вложений, то их экономическая эффективность оценивается по изменению прибыли, полученной в результате изменения текущих расходов на качество и роста объемов продаж.
Совершенствование деятельности в области обеспечения качества продукции содействует повышению эффективности деятельности организации и ее конкурентоспособности за счет снижения затрат и роста доверия потребителя к качеству выпускаемой продукции. *>
Литература
1. Британский стандарт Б8 6143:1990. Руководство по экономике качества. Ч. 2. Модель предупреждения, оценки и отказов. - М.: НТК «Трек», 1997.
2. ИСО/ТО 10014. Руководящие принципы управления экономикой качества (первая редакция 01.08.1998). - М.: НТК «Трек», 1999.
3. Михайлова Н.В. Семь статистических методов обеспечения качества продукции и снижения издержек производства: Учебное пособие. - М., 1988. - 83 с.
4. Шанк Дж.К., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами / Пер. с англ. - СПб.: ЗАО «Бизнес Микро», 1999. - 288 с.
5. Шоттмиллер Дж. Затраты на качество стимулируют процессы непрерывного совершенствования // Методы менеджмента качества. 2003. № 2. С. 4-9.
f ХРОНИКА I Мероприятия _±
BOSS • 2008: деловое общение и обмен опытом IX Международный телекоммуникационный IT-форум Billing and OSS Telecom Forum' 2008 будет проводиться с 25 по 26 ноября 2008 года в московском отеле «Ренессанс Москва». B0SS'2008 - важнейшее и масштабное событие в отрасли телекоммуникаций, посвященное проблемам внедрения и эксплуатации современного биллинга, OSS-систем, технологий обслуживания клиентов, управления сервисной и сетевой инфраструктуры операторских компаний. С 2000 г. компания Exposystems ежегодно проводит форум, фокусируя внимание бизнес-лидеров отрасли на стратегических и практических вопросах повышения эффективности и доходности операторского бизнеса за счет внедрения и эксплуатации современных IT-технологий. Ежегодно в форуме принимают участие около 1000 специалистов из всех регионов России, ближнего зарубежья, а также из европейских стран. Это событие невозможно пропустить профессионалам, работающим в OSS/BSS-секторе хоты бы потому, что форум предоставляет уникальную возможность общения с ведущими российскими и зарубежными экспертами не только от компаний—вендоров, но и операторов связи, сервис-провайдеров, интеграторов и консультантов. Здесь можно встретиться с коллегами из других городов, регионов, стран ближнего и дальнего зарубежья. BOSS'2008 предложит участникам практическое понимание и примеры из мировой практики того, как не совершить ошибки при внедрении решений OSS/BSS. В рамках форума пройдут конференция «Поддержка бизнеса и операций в телекоммуникационных компаниях», выставка и презентационная сессия «Биллинговые и информационные системы для бизнеса связи». Конференция соберет вместе на одной дискуссионной площадке ведущих мировых экспертов, консультантов, вендоров, системных интеграторов и операторов связи - лидеров индустрии телекоммуникаций, которые представят лучшие решения, практику и экспертизу по каждому из основных технологических направлений операционной и бизнес-поддержки операторов связи. Докладчики на конференции - специалисты, принимавшие непосредственное участие в реальных проектах по разработке и внедрению решений класса OSS/BSS на сетях операторов связи, и бизнес-лидеры, получившие бесценный практический опыт. На выставке более 30 компаний-экспонентов представят живые демонстрации, презентации продуктов и шоу на выставочной площади более 400 м2. www.exposystems.ru/boss/2008/