Научная статья на тему 'ПОИСК ПУТЕЙ СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ: ГЛОБАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ (ИТОГИ ПРОВЕДЕНИЯ СЕКЦИОННОГО ЗАСЕДАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ В РАМКАХ II МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ АССАМБЛЕИ "МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ" НА ФАКУЛЬТЕТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МГУ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА)'

ПОИСК ПУТЕЙ СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ: ГЛОБАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ (ИТОГИ ПРОВЕДЕНИЯ СЕКЦИОННОГО ЗАСЕДАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ В РАМКАХ II МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ АССАМБЛЕИ "МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ" НА ФАКУЛЬТЕТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МГУ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
237
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГЛОБАЛЬНАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО / НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ И ИНИЦИАТИВА / ФИНАНСОВАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / АНТИРОССИЙСКИЕ САНКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Молчанова Наталья Петровна, Молчанов Игорь Николаевич, Гвозданный Вячеслав Афанасьевич

4-7 октября 2022 г. в Москве прошла II Международная научная ассамблея «Международное сотрудничество в целях устойчивого развития», организованная факультетом глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова. Данная научная ассамблея проведена в рамках ежегодных научных конференций МГУ им. М.В. Ломоносова и факультета глобальных процессов. 6 октября впервые состоялись заседания секции научно-педагогических работников «Нестабильность экономических и финансовых отношений: глобальный контекст» и студенческой секции «Новые форматы международных экономических и финансовых отношений». Организатором выступили кафедра теории и технологий управления и факультет глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова. В работе Секции научно-педагогических работников приняли участие российские ученые, представители ведущих научных организаций и высших учебных заведений Москвы: МГУ им. М.В. Ломоносова, РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Института экономики РАН, МГИМО МИД России, Института демографических исследований ФНИСЦ РАН, Владивостокского государственного университета. В работе студенческой Секции участвовали студенты российских вузов Минобрнауки: МГУ им. М.В. Ломоносова, РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону). На секционном заседании научно-педагогических работников был заслушан и обсужден 21 доклад; на студенческой секции - десять докладов. Число зарегистрированных участников (докладчиков, дискутантов и слушателей) составило 69 человек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Молчанова Наталья Петровна, Молчанов Игорь Николаевич, Гвозданный Вячеслав Афанасьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEARCHING FOR WAYS TO STABILIZE ECONOMIC AND FINANCIAL RELATIONS: THE GLOBAL CONTEXT (RESULTS OF THE SECTIONAL MEETING ON THE PROBLEMS OF ECONOMICS AND FINANCE AS PART OF THE II INTERNATIONAL SCIENTIFIC ASSEMBLY "INTERNATIONAL COOPERATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT" AT THE FACULTY OF GLOBAL PROCESSES OF LOMONOSOV MOSCOW STATE UNIVERSITY)

In October 2022, Moscow hosted the II International Scientific Assembly entitled «International Cooperation for Sustainable Development» (October 4-7, 2022) and organized by the Faculty of Global Processes of Lomonosov Moscow State University. This scientific assembly was held as part of the annual scientific conferences of Lomonosov Moscow State University and the Faculty of Global Processes. On October 6, the first meetings of the section of scientific and pedagogical workers entitled «Instability of economic and financial relations: a global context» and the «New formats of international economic and financial relations» student section were held. The Department of Management Theory and Technologies and the Faculty of Global Processes of Lomonosov Moscow State University served as organizers. Russian scientists, representatives of leading scientific organizations and higher educational institutions of Moscow took part in the Section of Scientific and Pedagogical Workers, uncluding: Lomonosov Moscow State University, RANEPA under the President of the Russian Federation, Financial University under the Government of the Russian Federation, Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, MGIMO of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Institute for Demographic Research of the Federal Scientific Research Center of the Russian Academy of Sciences, Vladivostok State University. The student section was attended by students of Russian universities of the Ministry of Education and Science, such as Lomonosov Moscow State University, RANEPA under the President of the Russian Federation, Southern Federal University (Rostov-on-Don). At the sectional meeting of scientific and pedagogical workers, 21 reports were heard and discussed, while 10 reports were discussed during the student section. The number of registered participants (speakers and attendees) reached 69 people.

Текст научной работы на тему «ПОИСК ПУТЕЙ СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ: ГЛОБАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ (ИТОГИ ПРОВЕДЕНИЯ СЕКЦИОННОГО ЗАСЕДАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ В РАМКАХ II МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ АССАМБЛЕИ "МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ" НА ФАКУЛЬТЕТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МГУ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА)»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

SCIENTIFIC LIFE

DOI: 10.31249/rsm/2023.01.14

Н.П. Молчанова, И.Н. Молчанов, В.А. Гвозданный

ПОИСК ПУТЕЙ СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ: ГЛОБАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ (итоги проведения секционного заседания по проблемам экономики и финансов в рамках II Международной научной ассамблеи «Международное сотрудничество в целях устойчивого развития» на факультете глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова)

Аннотация. 4-7 октября 2022 г. в Москве прошла II Международная научная ассамблея «Международное сотрудничество в целях устойчивого развития», организованная факультетом глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова. Данная научная ассамблея проведена в рамках ежегодных научных конференций МГУ им. М. В. Ломоносова и факультета глобальных процессов.

6 октября впервые состоялись заседания секции научно-педагогических работников «Нестабильность экономических и финансовых отношений: глобальный контекст» и студенческой секции «Новые форматы международных экономических и финансовых отношений». Организатором выступили кафедра теории и технологий управления и факультет глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова.

В работе Секции научно-педагогических работников приняли участие российские ученые, представители ведущих научных организаций и высших учебных заведений Москвы: МГУ им. М.В. Ломоносова, РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Института экономики РАН, МГИМО МИД России, Института демографических исследований ФНИСЦ РАН, Владивостокского государственного университета. В работе студенческой Секции участвовали студенты российских вузов Минобрнауки: МГУ им. М.В. Ломоносова, РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону).

На секционном заседании научно-педагогических работников был заслушан и обсужден 21 доклад; на студенческой секции - десять докладов. Число зарегистрированных участников (докладчиков, дискутантов и слушателей) составило 69 человек.

Ключевые слова: международные экономические и финансовые отношения; глобальная нестабильность; устойчивое развитие; экономический рост; Российское государство; налогово-бюджетная политика; мировой финансовый рынок; предпринимательская активность и инициатива; финансовая стабильность; государственные и частные инвестиции; антироссийские санкции.

Молчанова Наталья Петровна - доктор экономических наук,

доцент, профессор кафедры теории и технологий управления

факультета глобальных процессов Московского государственного

университета им. М. В. Ломоносова.

Россия, Москва.

E-mail: 2520641a@gmail.com

Scopus Author ID: 57190763402

Молчанов Игорь Николаевич - доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии экономического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова; Департамент общественных финансов, финансовый факультет, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. Россия, Москва. E-mail: 9392940@gmail.com Scopus Author ID: 57190766747

Гвозданный Вячеслав Афанасьевич - кандидат философских наук, доцент, и. о. заведующего кафедры теории и технологий управления факультета глобальных процессов Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Россия, Москва. E-mail: philos75@yandex.ru

Molchanova N.P., Molchanov I.N., Gvozdanny V.A. Searching for ways to stabilize economic and financial relations: the global context (results of the sectional meeting on the problems of economics and finance as part of the II International Scientific Assembly «International cooperation for sustainable development» at the Faculty of Global Processes of Lomonosov Moscow State University)

Abstract. In October 2022, Moscow hosted the II International Scientific Assembly entitled «International Cooperation for Sustainable Development» (October 4-7, 2022) and organized by the Faculty of Global Processes of Lomonosov Moscow State University. This scientific assembly was held as part of the annual scientific conferences of Lomonosov Moscow State University and the Faculty of Global Processes.

On October 6, the first meetings of the section of scientific and pedagogical workers entitled «Instability of economic and financial relations: a global context» and the «New formats of international economic and financial relations» student section were held. The Department of Management Theory and Technologies and the Faculty of Global Processes of Lomonosov Moscow State University served as organizers.

Russian scientists, representatives of leading scientific organizations and higher educational institutions of Moscow took part in the Section of Scientific and Pedagogical Workers, uncluding: Lomonosov Moscow State University, RANEPA under the President of the Russian Federation, Financial University under the Government of the Russian Federation, Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, MGIMO of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Institute for Demographic Research of the Federal Scientific

Research Center of the Russian Academy of Sciences, Vladivostok State University. The student section was attended by students of Russian universities of the Ministry of Education and Science, such as Lomonosov Moscow State University, RANEPA under the President of the Russian Federation, Southern Federal University (Rostov-on-Don).

At the sectional meeting of scientific and pedagogical workers, 21 reports were heard and discussed, while 10 reports were discussed during the student section. The number of registered participants (speakers and attendees) reached 69 people.

Keywords: international economic and financial relations; global instability; sustainable development; economic growth; Russian state; fiscal policy; global financial market; entrepreneurial activity and initiative; financial stability; public and private investment; anti-Russian sanctions.

Molchanova Natalya Petrovna - Doctor of Economics, Associate Professor, Professor, Department of Management Theory and Technologies, Faculty of Global Processes Lomonosov Moscow State University. Russia, Moscow. E-mail: 2520641a@gmail.com Scopus Author ID: 57190763402

Molchanov Igor Nikolaevich - Doctor of Economics, Professor,

Department of Political Economy, Faculty of Economics, Lomonosov

Moscow State University; Department of Public Finance, Faculty of Finance,

Financial University under the Government of the Russian Federation.

Russia, Moscow.

E-mail: 9392940@gmail.com

Scopus Author ID: 57190766747

Gvozdannyy Vyacheslav Afanasievich - Doctor of Philosophy, Associate Professor, Head of the Department of Management Theory and Technologies, Faculty of Global Processes Lomonosov Moscow State University. Russia, Moscow. E-mail: philos75@yandex.ru

«Ошибочно полагать, что время бурных перемен можно, что называется, пересидеть, переждать, что якобы все вернется на круги своя, все будет, как и прежде» [Пленарное заседание 2022].

Ключевые доклады секции научно-педагогических работников «Нестабильность экономических и финансовых отношений: глобальный контекст» и студенческой секции «Новые форматы международных экономических и финансовых отношений» были посвящены анализу причин неустойчивого состояния в экономической и финансовой сферах на международном уровне. В ходе заседания эксперты оценили предпринимаемые правительствами

различных стран действий по преодолению кризисных явлений и рассмотрены мнения экспертов о подходах к сглаживанию неблагоприятных тенденций. Эксперты обосновали превентивные меры и дали конструктивные рекомендации по достижению стабильного функционирования хозяйства и выходу России и других стран мира на траекторию экономического роста. На основе систематизации всех представленных докладов можно выделить несколько приоритетных направлений, которые стали предметом активного обсуждения и дискуссий в рамках двух секций.

В центре внимания был анализ широкого спектра проблем, порождающих неустойчивое функционирование международной финансовой системы. В докладе «Глобальные дисбалансы как источник финансовой нестабильности» доктора экономических наук, профессора Департамента финансовых рынков и финансового инжиниринга Финансового университета К.В. Криничанского подчеркнута возрастающая роль глобальных дисбалансов1 как существенного фактора финансовой нестабильности в мире и их характерные проявления в разные периоды экономической истории. Рассмотрено влияние глобальных дисбалансов на отдельные страны либо целые регионы (например, европейский долговой кризис 2011 г.) и мировую экономику в целом (мировой финансово-экономический кризис 2008 г.). Было указано на методологические особенности измерения глобальных дисбалансов (между странами), источником информации для которого в современной экономической науке традиционно является счет текущих операций в системе национальных счетов (СНС), а его глубина соотносится с величиной сальдо данного счета. Однако, по мнению докладчика, такой подход нельзя рассматривать как в полной мере отвечающий современным реалиям, поскольку и сами дисбалансы, и процесс их «активации» как фактора нестабильности затрагивают гораздо больше сегментов международных экономических и финансовых отношений, нежели внешняя торговля или межстрановые потоки капитала. Анализ сальдо текущего счета и уровня задолженности институциональных секторов в пострановом разрезе показывает большую уязвимость к внешним обстоятельствам государств с низким доходом и доходом ниже среднего, поскольку именно на них приходится существенная доля дефицита текущего счета, а их внешний долг уязвим к текущим трендам роста курса доллара США и повышению процентных ставок. При этом долг развитых стран, несмотря на его внушительные размеры, остается довольно устойчивым, и это позволяет не опасаться дальнейшего уси-

1. Термин «глобальные дисбалансы» имеет достаточно широкую трактовку и в ряде академических источников описывается как, например, чрезмерно раздутый в большинстве развитых стран по сравнению с реальной экономикой финансовый сектор, а внутри финансового сектора - перманентно возрастающие инвестиции в операции с ценными бумагами.

ления финансовой нестабильности. При исследовании состояния международной финансовой системы крайне важно принимать во внимание наличие фундаментальных переменных, которые в определенные периоды времени служат своеобразными акселераторами финансовой нестабильности. Наиболее «сильными» из них являются индекс доллара и процентные ставки по основным резервным валютам.

В докладе доктора экономических наук, профессора кафедры макроэкономической политики и стратегического управления экономического факультета МГУ Т.А. Агаповой «Координация краткосрочных и долгосрочных мер бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики в условиях глобальной нестабильности экономических и финансовых отношений» рассматриваемый круг проблем связан с особенностями проводимой в России экономической и бюджетной политики в контексте современной геополитической и экономической ситуации. Представлены результаты ретроспективного анализа важнейших макроэкономических показателей в России и мире за 2013-2021 гг., характеризующие неустойчивость макроэкономической динамики в глобальном масштабе. На основе официальной информации ведущих ведомств Российской Федерации и международных экономических организаций озвучены прогнозные расчеты темпов роста ВВП, уровня инфляции, ключевой ставки и ненефтегазового дефицита федерального бюджета страны в динамике до 20242027 гг. Выводы о возможном стимулировании роста ВВП России связаны с системной реализацией мер государственного регулирования экономики. С одной стороны, необходимо продолжение ответственной денежно-кредитной политики в направлении постепенного снижения процентных ставок и обеспечения устойчивого функционирования банковской системы. С другой стороны, требуется проведение контрциклической бюджетной политики, сочетающей действия по ограничению тарифов на услуги монополий и комплекс мер поддержки несырьевых отраслей, несырьевого экспорта и малого бизнеса. Важная роль отводится либерализации налогообложения, выигрыши от которого должны получать экологически более «чистые» отрасли, а также предпринимательский сектор, занимающийся реабилитацией окружающей среды. Достижение названных ориентиров могло бы способствовать как позитивным сдвигам в структуре российской экономики, так и более тесной координации стратегических и тактических целей макроэкономической политики в условиях сохраняющейся глобальной экономической и финансовой неустойчивости.

Актуальному методологическому вопросу был посвящен совместный доклад научных сотрудников Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Института экономики РАН к. э.н., профессора А.А. Френкеля, к. э.н. Б.И. Тихомирова, к. э.н. Суркова А.А. «Деловая активность в условиях высокой турбулентности социально-экономического развития». На основе рассмотрения факторов роста и развития российской

экономики и ключевых макропоказателей, определяющих уровень деловой активности России, проанализированы возможности формирования Индекса деловой активности Института экономики РАН по базовым сферам экономики (Индекс ИЭ РАН) и обоснованы его преимущества по сравнению с Индексом выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности Росстата (Индекс Росстата). Поскольку с начала 2022 г. в официальных источниках прекращена публикация информации по внешней торговле, исследователями было принято решение исключить данный показатель из расчета Индекса ИЭ РАН. На основе перечня макроэкономических показателей, характеризующих уровень деловой активности сфер национального хозяйства, представленных в Индексах ИЭ РАН и Росстата, проведен анализ их динамики начиная с допандемийного 2018 г. и до начала II полугодия 2022 г. Особое внимание уделено исследованию сопоставимости деловой активности в пан-демийный период и период после начала специальной военной операции на Украине. Установлено, что максимальное падение деловой активности, вызванное в значительной мере ограничительными мерами в связи с пандемией коронавируса, наблюдалось в 2020 г. А в период январь - июль 2022 г. Индекс ИЭ РАН показал более высокий рост деловой активности, чем Индекс Росстата. Рекомендуется при определении уровня деловой активности Российской экономики и проведении межстрановых сравнений применять Индекс ИЭ РАН, как обеспечивающий надежное и точное определение трендов деловой активности и сроков наступления и преодоления кризисных процессов в социально-экономическом развитии.

Доктор э.н., профессор, зав. кафедрой экономики и управления в космической отрасли ФКИ МГУ И.Н. Мысляева выступила с докладом «Изменение экономических функций государства как фактор перехода к устойчивому развитию». Главной причиной неустойчивого экономического развития названо отсутствие теоретических исследований новой роли государства в условиях новой экономической реальности, становление которой обусловлено следующими факторами: переходом к цифровой экономике, формированием нового типа хозяйства и новых методов управления, а также новых способов кооперации участников рынка. Сохранение традиционных форм и методов регулирования экономики в условиях принципиально изменяющихся технологических основ производства приводит к целому ряду негативных процессов: обострению отношений между субъектами хозяйственной деятельности, потере управляемости, нарастанию кризисных явлений в социальной сфере и др. Подходы к преодолению неблагоприятных тенденций были показаны на примере двух направлений государственного регулирования экономики -антимонопольной и социальной политики государства.

В результате распространения платформенных бизнес-моделей монопольный эффект формируется при взаимодействии производителя и потреби-

теля, в процессе непосредственной разработки инструментальных цифровых платформ. Для государства важно создавать условия обеспечения доступа широкого круга разработчиков программных решений к сквозным цифровым технологиям работы с данными, принимать меры по ограничению монопольного поведения разработчиков программных решений, особенно из других стран. Государство может выступать инициатором создания и развития прикладных цифровых платформ, вплоть до объединения в одном информационном пространстве (отрасли) производителей и потребителей конкретных видов товаров и услуг. В условиях цифровой экономики не могут не меняться и механизмы социальной политики государства. Цифровизация за счет массового внедрения искусственного интеллекта, электронной торговли и т.п. неизбежно приведет к сокращению численности занятых. При этом может возникнуть дефицит рабочей силы за счет потребности в работниках, обладающих особым интеллектом и квалификацией, которые необходимы для цифровой экономики. Регулирование рынка труда со стороны государства должно обеспечивать как защиту высвобождаемых работников, так и создание условий для получения работниками новой квалификации, повышение общей информационной грамотности населения, начиная со школы и заканчивая высшими учебными заведениями. В условиях цифровой экономики меняется также характер занятости. Интернет-технологии стали основой для онлайн-занятости и рынка фриланс-услуг. Это делает рынок труда более гибким, а условия труда более приемлемыми для работника. Однако расширение интернет-занятости коренным образом меняет отношения наемных работников и работодателей. Цифровая экономика предоставляет государству новые возможности для совершенствования системы обязательного социального страхования, формирования более комплексного и адресного пакета социальных услуг за счет формирования «цифрового двойника». Создается надежный инструмент анализа реального положения, учета количества социально уязвимых групп населения, что позволяет проводить более эффективную социальную политику. Однако возникает проблема финансирования деятельности фондов обязательного государственного страхования, поскольку традиционные источники их пополнения за счет отчислений работодателей (социальных налогов) сокращаются как по причине снижения налоговой базы при расширении числа самозанятых, так и вследствие экономии на издержках фирм, действующих на базе цифровых платформ. Становится неизбежным вопрос о коренной перестройке и источниках финансирования системы социального страхования.

В докладе д. э.н., профессора кафедры теории и практики государственного контроля Института государственной службы и управления РАНХиГС И.В. Ишиной «Условия финансовой стабильности государства: реперные точки устойчивого развития» получили развитие вопросы, связанные с упорядочением понятийного аппарата категории «финансовая стабильность», 224

тесно связанные с состоянием бюджетной системы государства. Представлен авторский подход к определению финансовой стабильности и показано, что совокупность условий ее достижения и влияющих на этот процесс факторов охватывает весь спектр экономических отношений как в рамках национальной экономики, так и на глобальном уровне. Определено, что меры, принимаемые для обеспечения финансовой стабильности должны иметь превентивный характер, основываться на стратегически важных приоритетах социально-экономического развития, а для их достижения необходимы соответствующие объемы ресурсов, включая и финансовые. В качестве потенциальных «точек роста» сфер производства и услуг, которые позволили бы стабилизировать неблагоприятные тенденции, повысить устойчивость хозяйствования и в дальнейшем способствовать ускоренному развитию российской экономики, рассматриваются возможности принятия целенаправленных мер по накоплению человеческого капитала, более активному развертыванию деятельности правомочных структур по импортозамещению и участию нашей страны в международном сотрудничестве по реализации глобальных инфраструктурных проектов.

В развитие данной актуальной темы в выступлении аспиранта ИГСУ РАНХиГС О.А. Мурко «Эффективность бюджетных расходов: критерии оценки, инструменты повышения» представлена методика реформирования инструментария оценки эффективности использования государственных ресурсов, реализуемых на основе применения программно-целевого подхода. Проанализирован существующий механизм, недостатки которого проявляются при исполнении национальных проектов и государственных программ. Так, например, законодательно установленные параметры экономности и результативности, характеризующие эффективность использования бюджетных средств [Бюджетный кодекс 1998], а также подходы к трактовке данного термина не раскрывают в полной мере содержание самого понятия «эффективность» [СГА 2021], которое в контексте данной проблематики должно разносторонне отражать качество реализации государственных программ и национальных проектов (НП). По причине несогласованности концептуальных принципов эффективности и ориентиров достижения проектируемых эффектов возникают трудности при оценке социально-экономической эффективности реализации мероприятий государственных программ и национальных проектов. На основе анализа официальных информационных источников автором подготовлены рекомендации по реформированию существующих методических подходов в данной области. На примере НП «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» рассмотрена обновленная модель оценки эффективности бюджетных расходов. Суть предложений заключается в приоритетном учете таких целевых параметров развития сектора малого и среднего предпринима-

тельства (МСП), как выручка, количество работников, производительность труда, рентабельность и др., взамен принятых сейчас финансовых индикаторов (объем предоставленной субсидии региону на оказание государственной поддержки МСП и фактически полученный объем средств субъектами МСП). На первом этапе целесообразно было бы пересмотреть официально установленные определения терминов и параметры индикаторов, а также внести уточнения в методологию оценки эффективности бюджетных расходов [Распоряжение Правительства 2019]. На следующем этапе - внести соответствующие изменения в расчеты и проектируемые результаты по разделам и мероприятиям государственных программ в составе данного НП, задействовав имеющиеся ресурсы федеральных органов исполнительно власти. При оценке эффективности бюджетных расходов при реализации государственных программ и НП целесообразно в качестве приоритетных рассматривать проектируемые целевые параметры производственной деятельности соответствующего сектора экономики. Это позволит повысить эффективность бюджетных расходов, а также создаст необходимую базу для качественного управления располагаемыми финансовыми ресурсами бюджетной системы государства.

Актуальную тему поднял д. э.н., профессор кафедры экономики и финансов факультета финансовой экономики МГИМО МИД России Ю.А. Левин в докладе «Финансовые и технологические аспекты предотвращения киберрис-ков: глобальные проблемы рынков киберстрахования». Исходя из обоснования актуальности вопросов защиты от рисков потери данных, хакерских атак и утечки конфиденциальной информации было показано, что с развитием технологий обработки и хранения данных глобальную угрозу частным и государственным структурам в сфере информационной безопасности представляют высокая масштабируемость, рост частоты и стоимости кибератак. В докладе дана систематизация нарушений информационной безопасности в зависимости от факторов воздействия и форм кибератак, представлена эволюция методов и способов их осуществления, а также потенциальных негативных последствий киберпреступлений. Обращается внимание на технологические ограничения полного предупреждения или исключения хакерских атак, и одновременно - на наличие возможностей переноса рисков взлома, кражи и других киберпреступлений на страховщика. Но при этом подчеркивается: рост спроса на киберстрахование лимитирован финансовыми возможностями, в связи с чем импульс, который продвинул институт страхования, может начать иссякать уже в краткосрочной перспективе и тогда рынок киберстрахования, все еще слаборазвитый, может замедлить свое развитие. В качестве превентивных мер рекомендуются: 1) повышение технологической устойчивости инфраструктуры страховых компаний в целях соблюдения информационной безопасности; 2) расширение финансовых возможностей страховщиков по формированию доступного предложения и адаптации 226

ассортимента продуктов под требования клиентов в условиях растущей цифровой значимости. Базисом развития страхования кибербезопасности и конфиденциальности является совершенствование технологий и стратегий для удовлетворения потребностей рынка. Страховая отрасль должна обеспечить баланс между предложением клиентам финансово доступных привлекательных продуктов и поддержанием необходимой устойчивости и прибыльности в киберсфере с учетом соблюдения критериев надлежащего уровня безопасности, всеобъемлющей прозрачности информации о рисках.

В выступлении магистранта ФГП Н.Р. Мирзабекова на тему «Международный опыт нормативно-правового регулирования оборота виртуальных активов: тенденции и перспективы» был проведен анализ особенностей правового статуса виртуальных активов в странах мира. Было подчеркнуто, что в 2021 г. результатом использования криптовалют в противозаконной деятельности стало установление новых рекордных максимумов, а именно: ассоциируемые с незаконной активностью адреса получили транзакций на сумму более 14 млрд долл. Наблюдалась тенденция роста объема средств, направленных на сервисы по отмыванию денег. Было обращено внимание на сложность выбора из нескольких вариантов предпочтительного для Российской Федерации пути нормативно-правового регулирования оборота виртуальных активов, что связано с рядом объективных обстоятельств: во-первых, с пандемией корона-вирусной инфекции, которая выступила одной из причин роста преступности с использованием виртуальных валют в 2020-2021 гг., во-вторых, с введением большого количества антироссийских санкционных пакетов в связи с событиями 2022 г. Для продолжения аналитического исследования и в целях соблюдения принципа репрезентативности автором предполагается сформировать выборку, в которую войдут страны из разных континентов и с разным уровнем экономического развития. Такой подход обусловлен актуальностью данного вопроса в мировом масштабе и необходимостью выработки единых стандартов противодействия отмыванию денег на основании операций с виртуальными активами. На основе анализа международной практики была выявлена необходимость накопления референтного опыта с целью определения перспектив внедрения механизмов законодательного регулирования оборота криптовалюты.

В круге приоритетных вопросов находились проблемы функционирования финансового рынка. В докладе к. э.н., доцента Департамента финансовых рынков и финансового инжиниринга Финансового университета Е.И. Куликовой «Влияние санкций на стратегии частного инвестирования на российском фондовом рынке» внимание было обращено на изменения в предпочтениях инвесторов. Так, длительное время основной стратегией сбережения денежных средств российских граждан были банковские депозиты, однако за последнее десятилетие у граждан начал проявляться интерес к инвестированию на

фондовом рынке. Основной причиной этого стало расширение возможностей, которые регулятор предоставил частным инвесторам. К направлениям, обеспечивающим повышенную доходность вложений, а также в некоторой степени и защиту от рыночных рисков, относится создание новых финансовых инструментов - ОФЗ-н2 и механизмов, предлагающих налоговый вычет при пользовании индивидуальным инвестиционным счетом (ИИС), как некую компенсацию возможных потерь при торговле финансовыми инструментами на фондовом рынке. Данные новации вызвали интерес у российских инвесторов, а снижение ключевой ставки в допандемийный период способствовало интенсификации процесса перетока денежных средств российских граждан из банковской сферы на фондовый рынок.

Воздействие негативных внешних факторов, таких как пандемия СОУГО-19, санкционная политика западных стран, инфляция и др., ожидаемо оказало существенное влияние на инвестиционную деятельность граждан на фондовом рынке. При рассмотрении показателей состояния российского рынка в сфере частного инвестирования были выявлены такие тенденции, как рост числа инвесторов и объемов их активов на различных типах инвестиционных счетов (брокерских, ИИС и др.) при самостоятельном или доверительном управлении инвестиционными средствами. Анализ и сопоставление динамики доходностей различных финансовых инструментов (таких как государственные и корпоративные облигации) в связи с изменением ставки по рублевым депозитам банков позволило доказать финансовую привлекательность рыночных инструментов.

Наиболее сложным периодом для российского фондового рынка в целом и для отечественных инвесторов в частности, оказался 2022 год. В силу сложившейся политической обстановки и ужесточения санкционного давления на российскую экономику резко возросла волатильность на рынке акций, были введены ограничения на торговлю некоторыми иностранными бумагами, а также основными валютами - долларом и евро. Это потребовало от российских инвесторов изменения привычных стратегий инвестирования. Однако снижение котировок большинства ценных бумаг привело на рынок новых инвесторов, решивших воспользоваться «просадкой» рынка для долгосрочного инвестирования в российские ценные бумаги. Благодаря тому, что отечественные частные инвесторы не покинули рынок, тяжелых последствий ухода с рынка иностранных инвесторов удалось избежать. Кризисы 1998 и 2008 гг. многому научили российских инвесторов, поэтому возникшая в 2022 г. ситуация показала достаточно высокую степень готовности фондового рынка к работе в кризисных условиях. Достаточная осмысленность

2. ОФЗ-н - номинированные в рублях облигации федерального займа для населения. Распространяются Минфином России через банки-агенты на упрощенных условиях.

коллективного инвестиционного поведения российских инвесторов состоит в их готовности поддерживать своими действиями отечественный фондовый рынок даже в такой сложной экономической ситуации, в которой в настоящее время находится российская экономика.

Финансовые отношения в аспекте их влияния на уровень жизни населения стали предметом исследования, представленного в докладе д. э.н., профессора, профессора кафедры политической экономии Экономического факультета МГУ, профессора Департамента общественных финансов Финансового университета И.Н. Молчанова «Глобальные вызовы и финансовые отношения в сфере личных бюджетов». Личные финансы рассматривались через отдельные аспекты бедности, в целях установления взаимосвязи неравенства доходов и уровня бедности с проводимой государственной политикой. Общемировой контекст данной проблемы состоит в понимании государствами - членами ООН необходимости преодоления нищеты как «крайнего уровня бедности». Актуальность темы исследования применительно к России определяется своевременностью разработки и реализации в сложной экономической обстановке мер по снижению уровня бедности в России в 2 раза - до 6,6%, сохранению населения, здоровья и благополучия людей [Указ Президента 2020]. На фоне пандемического кризиса 2020-2021 гг. во многих странах обозначились негативные тенденции в сфере занятости и уровне жизни: произошло сокращение продолжительности рабочего времени, занятые частично были переведены на удаленную работу и в неоплачиваемые отпуска, существенно увеличился уровень безработицы. В России произошло снижение реальных располагаемых доходов граждан, появились дополнительные сложности в применении снижения уровня бедности. В докладе представлен предметный анализ прожиточного минимума и его различий по социально-демографическим группам населения, рассмотрена динамика уровня бедности за период с 2000 по 2020 г. Рекомендованы меры по улучшению методического, организационного и статистического обеспечения наблюдений в области неравенства доходов и уровня бедности; развитию методологических основ, методов анализа и прогнозирования, формированию общих баз данных для проведения сравнений и достижения сопоставимых результатов, ознакомления с зарубежным и отечественным опытом исследований по проблематике неравенства доходов и уровня бедности; активизации работы органов управления на национальном и субнациональном уровнях в принятии действий по стимулированию предпринимательской активности, росту занятости и самозанятости, реализации мероприятий по преодолению бедности.

Некоторые актуальные аспекты экономических проблем высшей школы детально были рассмотрены аспирантом Финансового университета А.А. Горбачевым в докладе «Роль эндаумент-фондов в обеспечении финансовой устойчивости государственных учреждений высшего образования».

В научной среде существует мнение, что фонды целевого капитала повышают финансовую стабильность образовательной организации высшего образования. При оценке финансовой устойчивости фонда целевого капитала некоторые ученые предлагают использовать показатели эффективности функционирования эндаумент-фондов. В ходе исследования было обращено внимание на недостаток публикаций, посвященных оценке деятельности фондов целевого капитала; отмечено, что не все организации высшего образования, в том числе и государственные, публикуют информацию о финансовом состоянии эндау-мент-фондов. Был проведен анализ эндаумент-фондов вузов России исходя из их количества, организационно-правовых форм и состава учредителей с использованием форм баланса и других видов отчетности на платформе системы СПАРК. Сделан вывод о том, что приоритетные статьи активов и пассивов бухгалтерской отчетности в целом достоверно отражают экономический механизм работы фондов целевого капитала. Продемонстрирована предлагаемая схема оценки уровня доходности от деятельности фонда целевого капитала. Базируясь на информации официальных сайтов о функционировании некоммерческих организаций предложена методика определения дополнительного дохода, который может быть принесен государственному (муниципальному) учреждению по результатам деятельности фонда целевого капитала. Основываясь на проведенных расчетах, сформулирован методический подход к оценке финансовой устойчивости фонда целевого капитала. Рекомендуемый для применения инструментарий позволяет учитывать качество размещения собственных финансовых ресурсов, определять доходность вложенных в инвестиционные проекты средств и оценивать вклад эндаумент-фонда в доходы государственного учреждения высшего образования. Ввиду того, что для организаций высшего образования имеет значение стабильность функционирования всех входящих в их состав структурных подразделений, существует потребность в актуализации существующих методологических основ и формировании новых методических положений и инструкций, с помощью которых можно было бы детально анализировать и оценивать результаты деятельности фондов целевого капитала вузов с помощью комплекса индикаторов, в составе которых ключевая роль должна принадлежать показателям финансовой устойчивости.

Доктором э.н., профессором кафедры теории и технологий управления ФГП МГУ Н.П. Молчановой и мл. н.с. отдела геоурбанистики и пространственной демографии ИДИ ФНИСЦ РАН Н.С. Рязанцевым был представлен доклад «Новые тренды международного сотрудничества в сфере высшего образования (на примере России и Японии)». Современная особенность развития рынка образовательных услуг состоит в ежегодном увеличении численности иностранных студентов в российских и японских вузах, а также студентов данных стран, обучающихся за рубежом. Это отображает общемировую 230

тенденцию и во многом стало возможным благодаря унификации образовательных стандартов, повышению качества предоставляемого образования, а также внедрения Болонской системы высшего образования [Платонова, Федотова 2022]. В апреле 2022 г. Болонская группа заявила о своем решении прекратить представительство России во всех связанных структурах [Все российские вузы 2022]. Важно отметить справедливое высказывание заместителя председателя Совета безопасности Российской Федерации Д.А. Медведева о том, что поскольку современная трехуровневая система высшего образования России несет в себе различный опыт и сочетает различные традиции с требованиями современного мира, то «демонстративно» отказываться от того, что идет России на благо, нет смысла [Медведев призвал 2022]. В условиях построения многополярного мира у России открываются новые возможности для продолжения построения системы сетевых университетов с дружественными странами. Такое обучение, как правило, предполагает использование нескольких языков, а также включает возможность «перезачета» некоторых дисциплин, если они совпадают, что во многом упрощает обучение, но никак не сказывается в худшую сторону на полученных знаниях. В данном контексте Япония является примером для использования системы обучения и методики экспорта образовательных услуг из страны с целью продвижения своих национальных идей и интересов, используя при этом базу программ сетевых университетов [Рязан-цев, Ростовская, Рязанцев 2022]. Сформулированы выводы, согласно которым в сложившейся к настоящему времени ситуации по вопросам международного сотрудничества в сфере высшего образования и образовательного туризма обстоятельства благоприятно складываются в пользу России. Развитие международных и региональных интеграционных объединений с участием России, таких как СНГ, ЕАЭС, ШОС, БРИКС позволит всем странам-участникам придерживаться общей политики при выработке качественных нововведений по достижению свободы движения рабочей силы, человеческого капитала и, соответственно, товаров, услуг в глобальном интеграционном процессе.

Кандидат э.н., доцент кафедры экономики инновационного развития ФГУ МГУ А.В. Гаврилюк в докладе «Возможности и перспективы технологического развития экономики в условиях глобальных вызовов» охарактеризовал актуальные для Российской Федерации задачи качественного обновления производственно-технологических и социально-экономических процессов, разработки и реализации эффективной научно-технологической и инновационной политики как ответ на актуальные вызовы сохранения конкурентоспособности и достижения высокой производительности труда. Были изложены особенности внешнего экономического давления и негативные последствия антироссийской санкционной политики, создающей риски сокращения объемов инвестиций в наукоемкие отрасли, а также снижения интенсивности реализации международных инновационных проектов. Согласно данным

Министерства торговли США, экспорт технологий в Российскую Федерацию с момента введения санкций в 2022 г. сократился почти на 70%; британскими властями введен запрет на оказание технологических услуг для пользователей из России [Санкции и ограничения]. В докладе представлены стратегические факторы технологического развития экономики, обоснована целесообразность формирования и развития инновационной экосистемы, изложены механизмы трансфера и коммерциализации технологий. Обозначены преимущества цифровых платформенных решений, расширяющих возможности конструирования более сложных проектных взаимоотношений в национальном и международном форматах.

Было отмечено, что в условиях глобальных вызовов важно своевременно применять эффективные инструменты стратегического планирования, позволяющие обеспечить основу для принятия управленческих решений, нацеленных на выполнение стратегических задач Российской Федерации. Одним из таких инструментов выявления основных этапов инновационного процесса, определения возможностей и перспектив использования новейших технологий, обозначения барьеров на пути их трансфера, внедрения и освоения, является разработка технологических дорожных карт. В качестве стратегических возможностей технологического развития экономики Российской Федерации были отмечены: доступное финансирование процессов создания, трансфера, внедрения и освоения инноваций; эффективное взаимодействие субъектов инновационной экосистемы; формирование и развитие культуры инновационной деятельности; совершенствование механизмов защиты объектов интеллектуальной собственности; гибкость и высокая скорость реагирования на достижения в сфере науки и техники; повышение уровня инновационной восприимчивости организаций и устранение институциональных барьеров, ограничивающих взаимодействие между экономическими субъектами.

По результатам работы секции научно-педагогических работников «Нестабильность экономических и финансовых отношений: глобальный контекст» и студенческой секции «Новые форматы международных экономических и финансовых отношений» участниками II Международной научной ассамблеи была принята резолюция. Было отмечено, что доклады профессорско-преподавательского состава вузов и научных работников академических институтов, а также вступления магистрантов и бакалавров позволяют сформировать обстоятельную картину процессов, происходящих в мировой экономике и финансах в условиях геополитической и экономической трансформации международных отношений. Выявлены ключевые аспекты происходящих изменений и определены настоятельные проблемы, на исследовании которых целесообразно сосредоточить внимание при рассмотрении рекомендуемых участниками Ассамблеи способов и инструментов достижения экономической и финансовой стабильности в глобальном контексте. 232

1. Необходимо разработать и использовать широкий перечень индикаторов, системно характеризующих глобальные дисбалансы в мировой экономической системе. Проблемы, существующие в финансово-экономической сфере России не несут явной угрозы существованию Российского государства. Для их решения следует применять комплекс мер государственного регулирования экономики в согласовании с законодательно разрешенными способами активизации предпринимательской деятельности. При определении уровня деловой активности Российской экономики и проведении межстрановых сравнений рекомендуется применять Индекс ИЭ РАН, как обеспечивающий надежное и точное определение трендов деловой активности и сроков наступления и преодоления кризисных процессов в социально-экономическом развитии.

2. Усилия научной общественности и экспертов-практиков следует сосредоточить на разработке новой модели функционирования национальной экономики, максимально использующей исторически сложившиеся ключевые преимущества Российского государства в сферах международного научно-технологического и социально-экономического сотрудничества. Приобретают актуальность вопросы об изменении экономических функций государства в контексте устойчивого развития и перехода к цифровой экономике, формировании инновационных методов управления хозяйством и способов кооперации участников рынка. Становится неизбежной коренная перестройка источников финансирования системы социального страхования. Требуется системная реализация мер государственного регулирования экономики, включающая: продолжение ответственной денежно-кредитной политики в направлении постепенного снижения процентных ставок и обеспечения устойчивого функционирования банковской системы; проведение контрциклической бюджетной политики, сочетающей действия по ограничению тарифов на услуги монополий и комплекс мер поддержки несырьевых отраслей, несырьевого экспорта и малого бизнеса.

3. В целях развития методологии оценки эффективности бюджетных расходов при реализации национальных проектов и государственных программ рекомендуется наряду с принятыми финансовыми индикаторами (такими, как запланированный объем предоставляемой региону субсидии и фактически полученный регионом объем средств государственной поддержки) рассматривать в качестве приоритетных проектируемые ключевые параметры деятельности производственных секторов экономики и сферы услуг. Это позволит повысить эффективность расходования бюджетных расходов, а также создаст необходимую базу для качественного управления располагаемыми финансовыми ресурсами бюджетной системы государства. Важная роль отводится либерализации налогообложения, выигрыши от которого должны получать экологически более «чистые» отрасли, а также предпринимательский сектор, занимающийся реабилитацией окружающей среды.

4. Исходя из высокой актуальности вопросов защиты от рисков потери данных, хакерских атак и утечки конфиденциальной информации приоритетное внимание следует уделить развитию страховой отрасли, которая должна обеспечить баланс между предложением клиентам финансово доступных привлекательных продуктов и поддержанием необходимой устойчивости и прибыльности в киберсфере с учетом соблюдения критериев надлежащего уровня безопасности и всеобъемлющей прозрачности информации о рисках. Рекомендуется повышение технологической устойчивости инфраструктуры страховых компаний в целях соблюдения информационной безопасности, расширение финансовых возможностей по формированию сегментированного предложения на рынке страховых услуг в соответствии с растущими запросами клиентов в условиях цифровизации.

5. В целях стабилизации финансовых отношений в сфере корпоративных и личных финансов рекомендуются меры по повышению инвестиционной активности юридических и физических лиц на финансовом рынке посредством повышения доходности государственных финансовых инструментов: облигаций федерального займа для организаций и населения, брокерских и индивидуальных инвестиционных счетов и др. Для смягчения негативных тенденций в сфере занятости и уровне жизни населения, обозначившихся в период пандемии COVID-19 и усугубившихся вследствие проводимой странами Запада антироссийской санкционной политики рекомендуются меры по улучшению методологии исследований в области неравенства доходов в направлении развития методов анализа и прогнозирования, активизации работы органов управления в принятии действий по стимулированию предпринимательской активности, росту занятости и самозанятости, реализации мероприятий по преодолению бедности и стабилизации доходов населения.

6. Особое внимание обращается на повышение качества обучения в сфере высшего образования. Участие России совместно с дружественными странами в составе таких межгосударственных объединений как СНГ, ЕАЭС, ШОС, БРИКС позволит всем участникам международного сотрудничества придерживаться общей политики при выработке качественных нововведений при построении системы сетевых университетов. Совместное использование передовых методик и практик обучения в совокупности с налаживанием экспорта образовательных услуг будет способствовать продвижению национальных идей и интересов, достижению свободного перемещения человеческого капитала и рабочей силы в глобальном процессе региональной интеграции.

Библиография

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 14.07.2022). Ст. 34 // Консультант плюс. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 11.10.2022).

Все российские вузы исключили из Болонского процесса // РИА Новости. 2022. 06 июня. URL: https://ria.ru/20220606/vuzy-1793490321.html?ysclid=l91nqi5mjf736785215 (дата обращения: 02.10.2022).

Медведев призвал не отказываться от нынешней системы высшего образования // РИА Новости. 2022. 03 окт. URL: https://ria.ru/20221003/obrazovanie-1821202669.html?ysclid= l91oftyxly358796897 (дата обращения: 02.10.2022).

Платонова Е.Д., Федотова О. Д. Международное сотрудничество в российском образовательном пространстве: современные тренды // Cyberleninka. The Scientific heritage. 2022. № 84. С. 43-45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-v-rossiyskom-obrazovatelnom-prostranstve-sovremennye-trendy/viewer (дата обращения: 02.10.2022).

Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума 17 июня 2022 года // Kremlin.ru. Официальный сайт президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/68669 (дата обращения: 11.10.2022).

Подписание договоров о принятии ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в состав России // Kremlin.ru. Официальный сайт президента РФ. 2022. 30 сент. URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/69465 (дата обращения: 12.11.2022).

Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2019 № 117-р <Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах> // Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_317187/ (дата обращения: 20.10.2022).

Речь Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина на XVIII заседании Совещания руководителей органов безопасности и разведывательных служб государств - участников СНГ // Kremlin.ru. Официальный сайт президента РФ. 2022. 30 сент. URL: http://kremlin.ru/events/president/letters/69452 (дата обращения: 12.11.2022).

Рязанцев С.В., Ростовская Т.К., Рязанцев Н.С. Японская модель привлечения иностранной молодежи в систему высшего образования // Образование и международная политика. 2022. Т. 22. № 9. С. 148-173. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yaponskaya-model-privlecheniya-inostrannoy-molodezhi-v-sistemu-vysshego-obrazovaniya?ysclid=l91pbm2zuu153318884 (дата обращения: 02.10.2022).

Санкции и ограничения в области высоких технологий против России // Tadviser. 2022. 4 окт. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ (дата обращения: 02.10.2022).

СГА 104. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Аудит эффективности (утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 09.02.2021 № 2 ПК) // Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_377733/ (дата обращения: 20.10.2022).

Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_380244/ 95306fd63c6d78809f4ae93a22b776b264fcb0d7/ (дата обращения: 27.10.2022).

References

Byudzhetny'j kodeks Rossijskoj Federacii ot 31.07.1998 N 145-FZ (red. ot 14.07.2022). St. 34. [Budget Code of the Russian Federation of July 31, 1998 N 145-FZ (as amended on July 14, 2022). Art. 34]. Konsul'tant plyus. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (date of access: 11.10.2022). (In Russ.)

Medvedev prizval ne otkazy'vat'sya ot ny'neshnej sistemy' vy'sshego obrazovaniya [Medvedev urged not to abandon the current system of higher education]. RIA Novosti. 2022. 03 Okt. URL: https://ria.ru/20221003/obrazovanie-1821202669.html?ysclid=l91oftyxly358796897 (date of access: 02.10.2022). (In Russ.)

Platonova E.D., Fedotova O.D. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v rossijskom obrazovatel'nom prostranstve: sovremenny'e trendy'[ International cooperation in the Russian educational space: modern trends]. The Scientific heritage. N 84. 2022. P. 43-45. URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/ mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-v-rossiyskom-obrazovatelnom-prostranstve-sovremennye-trendy/viewer (date of access: 02.10.2022). (In Russ.)

Plenarnoe zasedanie Peterburgskogo mezhdunarodnogo e'konomicheskogo foruma 17 iyunya 2022 goda [Plenary session of the St. Petersburg International Economic Forum on June 17, 2022]. Kremlin.ru. Oficzcial'ny'j sajt prezidenta RF. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/68669 (date of access: 11.10.2022). (In Russ.)

Podpisaniedogovorov o prinyatii DNR, LNR, Zaporozhskoj i Xersonskoj oblastej v sostav Ros-sii [Signing of agreements on the acceptance of the DPR, LPR, Zaporozhye and Kherson regions into Russia]. Kremlin.ru. Oficzcial'ny'j sajt prezidenta RF. 2022. 30 Sent. URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/69465 (date of access: 12.11.2022). (In Russ.)

Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 31.01.2019 N 117-r <Ob utverzhdenii Koncepcii povy'sheniya e'ffektivnosti byudzhetny'x rasxodov v 2019-2024 godax> [Decree of the Government of the Russian Federation of January 31, 2019 N 117-r <On approval of the Concept for increasing the efficiency of budget expenditures in 2019-2024>]. Konsul'tant plyus. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_317187/ (date of access: 20.10.2022). (In Russ.)

Rech' Prezidenta Rossijskoj Federacii Vladimira Vladimirovicha Putina na XVIII zasedaniya Soveshhaniya rukovoditelej organov bezopasnosti i razvedy'vatel'ny'x sluzhb gosudarstv - uchast-nikov SNG [Speech of the President of the Russian Federation Vladimir Vladimirovich Putin at the 18 th meeting of the Meeting of the Heads of Security Agencies and Intelligence Services of the CIS Member States]. Kremlin.ru. Oficzcial'ny'j sajt prezidenta RF. 2022. 30 Sent. URL: http://kremlin.ru/events/president/letters/69452 (date of access: 12.11.2022). (In Russ.)

Ryazancev S.V., Rostovskaya T.K., Ryazancev N.S. Yaponskaya model' privlecheniya inostrannoj molodyozhi v sistemu vy'sshego obrazovaniya [Japanese model of attracting foreign youth to the system of higher education]. Obrazovanie i mezhdunarodnaya politika [Education and international politics]. Vol. 22. N 9. 2022. P. 148-173. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ yaponskaya-model-privlecheniya-inostrannoy-molodezhi-v-sistemu-vysshego-obrazovaniya?ysclid= l91pbm2zuu153318884 (date of access: 02.10.2022). (In Russ.)

Sankcii i ogranicheniya v oblasti vy'sokix texnologij protiv Rossii [Sanctions and restrictions in the field of high technologies against Russia]. Tadviser. 2022. 4 Okt. URL: https://www.tadviser.ru/ index.php/ (date of access: 02.10.2022). (In Russ.)

SGA 104. Standart vneshnego gosudarstvennogo audita (kontrolya). Audit e'ffektivnosti (utv. postanovleniem Kollegii Schetnoj palaty' RF ot 09.02.2021 N 2 PK) [SGA 104. Standard for external state audit (control). Performance audit (approved by resolution of the Board of the Accounts Chamber of the Russian Federation of February 9, 2021 N 2 PK)]. Konsul'tant plyus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_377733/ (date of access: 20.10.2022). (In Russ.)

Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21.07.2020 N 474 «O nacional'ny'x celyax razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda». Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii [Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 N 474 «On the National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030»]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_380244/95306fd63c6d78809f4ae93a22b776b264fcb0d7/ (date of access: 27.10.2022). (In Russ.)

Vse rossijskie vuzy' isklyuchili iz Bolonskogo processa [All Russian universities were excluded from the Bologna process]. RIA Novosti. 2022. 06 Iyun. URL: https://ria.ru/20220606/vuzy-1793490321.html?ysclid=l91nqi5mjf736785215 (date of access: 02.10.2022). (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.