Научная статья на тему 'Поиск привлекает внимание одномес'

Поиск привлекает внимание одномес Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
145
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Трубецков Евгений Олегович, Быстрова Татьяна Юрьевна

Архитектор Евгений Трубецков, директор компании «Востокпроект», создал для Уральского федерального университета проекты общежитий научно-образовательного центра. Разговор с ним показал, что у архитектурного решения кампуса УрФУ есть перспективы к развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поиск привлекает внимание одномес»

Беседовала Т. Быстрова

Поиск привлекает внимание

Архитектор Евгений Трубецков, директор компании «Востокпроект», создал для Уральского федерального университета проекты общежитий научно-образовательного центра. Разговор с ним показал, что у архитектурного решения кампуса УрФУ есть перспективы развития.

Трубецков Евгений Олегович

канд. архитектуры, директор проектной фирмы «Востокпроект»

- Евгений Олегович, расскажите о вашей работе по кампусу УрФУ. Какие задачи ставились перед вами и вашим коллективом?

Е. Трубецков: Мы делали жилую часть третьего НОЦа - научно-учебного центра. Такого рода проектирование для меня - нелюбимая работа, потому что она предполагает высокую степень консерватизма мышления человека, которому адресована архитектура. Когда речь идет о жилье, очень важными оказываются привычки, образ жизни. На этой территории люди будут упорно учиться, работать, значит, им нужна комфортная, ясная, понятная для них среда обитания. Я по своей натуре модернист, которому не очень интересен такой консерватизм.

Однако проектирование для университетского кампуса, создаваемого для обучения и проживания магистрантов и аспирантов, - задача в чем-то нетрадиционная, напоминающая разработку космических аппаратов. По существу, мы располагаем жилые единицы в автономной враждебной среде. Это лес, где может быть холодно и неуютно, негде купить сигареты или сломавшуюся авторучку. Жилая единица подобна космической станции с минимальным набором всех компонентов жизнеобеспечения -занятия спортом, еда, чистота и т. п.

Первая жилая единица, которую мы проектировали, - общежитие для магистрантов и аспирантов. Вторая жилая единица - общежитие для ученых-исследователей.

- Есть богатый мировой опыт кампусов и отдельных объектов для них. Дал ли он что-то при проектировании?

Е. Трубецков: За время своей архитектурной карьеры я видел, как эту традиционную стандартную задачу решали коллеги в университете Штуптарта (Германия), Утрехта (Голландия), Парижском университете, Чешском политехническом институте в Праге. Хотя это не были специальные поездки под тему проектирования кампусов, закономерность обозначилась сама собой.

То, что я видел за рубежом, имело двухслойную структуру. Первичный слой составляет жилье, решающее самые элементарные задачи. Но, когда все сыты, возникает архитектурный «десерт» - автономные авангардные решения, рассчитанные на людей, заинтересованных в нестандартном жилье. Например, в Штутггарте молодым ученым дали возможность построить

Ил. 2. Кампус университета в Утрехте, Голландия

дом, создать среду обитания по собственному желанию. Это какие-то подземные катакомбы, самостоятельно построенные сооружения из материалов, взятых чуть ли не со свалки. Они приглашают звезд мировой величины - Atelier 5 из Швейцарии. Те строят, возможно, безобразные дома. Но это знаково.

Университеты Голландии, которая в архитектурном отношении является, можно сказать, необузданной страной, реализуют свободный подход к проектированию жилых и учебных зданий. Многоэтажные дома-мосты, которые привели бы в ужас наших пожарных, или дома с парковками для велосипедов. Таунхаусы, рядом с которыми находятся участки для выпаса овец. Это архитектурная экзотика, которая нам, к сожалению, пока недоступна.

- И что же предлагаете вы?

Е. Трубецков: Для Уральского федерального университета говорить о подобных ходах преждевременно. Нам нужно сделать вполне традиционно, качественно, тем более что такого - традиционного и качественного - пока у нас нет. Эго будут достаточно просторные одномест-

Ил. 1. Кампус университета в Штутггарте, Германия

Ил, З, НОЦЗ, Первый пусковой комплекс, Общежитие на 300 мест, Арх, Е, Трубецков, Г Заварзин

ные жилые ячейки площадью 17 м2 для магистрантов, с ванной (6 м2), кухней-нишей и прихожей.

Конечно, такое предложение не является сенсацией. Беда существующих подобных решений связана с тем, что вместо одного в них расселены три-четыре человека, и это быстро приводит архитектуру к состоянию, близкому к трущобам.

Необходимо строго выдержать политику расселения. Если это получится, в УрФУ будет нормальный стартовый вариант для жизни учащегося.

А вторая жилая единица?

Е. Трубецков: Это здание общежития для семейных пар - шестьдесят двухкомнатных квартир по 37 м2 -обычный, стандартный, известный еще с советских времен вариант. 11 м2 отведено для занятий, 13 м2 - для проживания.

За пределами квартиры находится все необходимое для того, чтобы обеспечить все жизненные проявления - спортзал, зал для фитнеса, небольшой торгово-бытовой центр, где можно будет купить колбасу, тапочки или новую авторучку. Обязательно -структура общепита, бытовое подразделение.

Когда университет решит первые, обязательные для выполнения задачи, можно будет задуматься над нестандартными, нетривиальными идеями.

- Как вы оцениваете отечественный опыт проектирования университетов, в частности, Сколково?

Е. Трубецков: Университетский комплекс такого масштаба в России еще не строился. Мне известен опыт Новосибирска, Владивостока и Сколково. Как уже было сказано, в этих университетах, за исключени-

ем Сколково, не делается ставки на прорывной архитектурный жест. Так или иначе, все проектируется в рамках традиционалистского подхода. Особняком стоит Сколково, где организация проектирования более инновационна. Результат, на мой взгляд, обещает небольшую архитектурную сенсацию.

При оформлении фасадов Сколковского научного центра использованы самые современные материалы. Применены нетрадиционные конструкции - огромные, консольно подвешенные тридцатиметровые блоки. Думаю, что наука будущего должна рождаться в неожиданных, фантастических, провокационных сооружениях. В Сколково эта провокация есть. Мы работали в тематике УрФУ, не имея цели совершить подобную провокацию. Все сценарии предполагают разработку добротного качес-

Ил. 4. НОЦ 3. Первый пусковой комплекс. Жилая зона. Семейное общежитие на 60 мест. Арх. Е. Трубецков, М. Миляев

таенного продукта в рамках определенного бюджета. И денег на эпатаж не предусмотрено.

В Сколково приглашен не слишком известный британский архитектор Дэвид Аджайе. Он использует конструктивное решение, которое не вчера изобретено, возможно, само по себе не является сенсационным, но, тем не менее, выглядит эффектно. Хотелось бы, чтобы УрФУ пораньше пришел к осознанию подобной необходимости. Конечно, есть множество примеров американских или британских кампусов, выполненных в традиционном или псевдоисторическом стиле, и это прекрасно работает. Но поиск привлекает внимание.

- Такие решения могут стать определенным конкурентным приемиуществом?

Е. Трубецков: Конечно. Это связано и с формированием имиджа университета, и с его узнаваемостью.

- Есть мнение, что авангардное решение быстрее станет выглядеть архаичным, ведь современное общество и технологии развиваются быстро.

Е. Трубецков: Для меня не выглядит архаичным Мис ван дер Роэ, проектировавший в 1950-х годах для Иллинойского университета. Это до сих пор очень современные здания, уровня которых по многим параметрам мы еще не достигли.

Оппоненты могут сказать: -«Как реализовать подобный объем в наших климатических условиях?» Отвечу: есть технологии, позволяющие это сделать, например, тройной стеклопакет. И не только это.

Или, к примеру, Ле Корбюзье в Парижском университете. Когда из темного, очень низкого вестибюля с высотой потолков 2,20 м попадаешь в жилое помещение, тоже не очень высокое, оно кажется светлым и просторным. Мастер нашел способ, как победить тесноту.

Лусио Коста, бразильский архитектор, работавший в парижском университете, встраивает в студенческое общежитие театр. И это работает, студенты тусуются в этом пространстве.

Кампусы, которые я видел, пусть и не в массовом порядке, но содержат определенную «перчинку». Для ученых важны «приправы», важно что-то, будоражащее воображение.

- Планируете ли вы дальше участвовать в работе творческого коллектива, проектирующего кампус УрФУ?

Е. Трубецков: Мне хотелось бы участвовать. Работа очень масштабна,

Ил. 6. Библиотека университета в Утрехте, Голландия

жилой комплекс - это не два и даже не десять общежитий. Преподаватели должны размещаться в более комфортных домах, поэтому планируется применить жилье другого типа.

Для приглашенных зарубежных и российских профессоров будут проектировать и строить одно-двух-квартирные коттеджи. Как проектировщики мы более-менее знакомы с ними. Но есть еще средний уровень преподавательских кадров, для которых предназначены таунхаусы, или блокированные дома, выстроенные в цепочку, каждый с отдельным входом. Они имеют рядом небольшой участок под цветник или автостоянку. Это популярный тип жилого дома

Ил. 7. Корпус Иллинойского университета. Арх. Мис ван дер Роэ

в европейских странах. Он дешевле при возведении, но имеет все признаки индивидуального дома. Пока в России эта схема трудно реализуется. Я надеюсь, что через модель университетского жилья нам удастся пропагандировать этот очень перспективный тип.

В целом я понимаю установку на создание добротного качественного жилья. Хочется верить, что следующий слой составит смелая, ошибочная, активизирующая восприятие архитектура.

- Спасибо за беседу, успехов!

Ил. 8. Корпус университета в Штуттгарте. Арх. ВеИтвсЬ & РаПгег

Ил. 5. Общежитие Парижского университета. Арх. Ле Корбюзье

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.