ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ST2 ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ МИШЕНЬЮ ДЛЯ СТАТИНОВ У БОЛЬНЫХ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ СЕРДЦА С ХРОНИЧЕСКОЙ
СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ?
К.В. КОПЬЕВА, А.Т. ТЕПЛЯКОВ, Е.В. ГРАКОВА, М.В. СОЛДАТЕНКО Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук» «Научно-исследовательский институт
кардиологии», Томск, Россия
Цель. Изучить роль нового биомаркера БТ2 в диагностике рестеноза стентов в течение 12 месяцев после эндоваскулярной реваскуляризации миокарда и возможное влияние на его содержание в крови терапии ингибиторами ГМК-коэнзим А-рездуктазы(статинами) у больных ишемической болезнью сердца (ИБС) с хронической сердечной недостаточностью (ХСН).
Материалы и методы. Обследовано 37 пациентов с ХСН ишемического генеза (32 мужчины и 5 женщин), перенесших О-инфаркт миокарда, с фракцией выброса левого желудочка (ФВ ЛЖ) 44% [35%; 52%], в среднем возрасте 62 [57; 67]лет. У подавляющего большинства пациентов - 28 (76,7%) диагностировали стенозы двух и более коронарных артерий; всего имплантировали 1,7[1; 2] стентов, из них 90,9% - стенты с лекарственным покрытием. В исследование были включены больные со стабильной ХСН 1-111 ФК (по ЫУНД). Содержание БТ2 в плазме крови определяли иммуноферментным методом.
Результаты. Ангинозные боли через 12 месяцев и более после реваскуляризации беспокоили 17 (45,9%) больных (из них рецидив стенокардии возник у 7чело-век, 21,2%). Всем этим больным была проведена контрольная коронарография (КГ). У 4 пациентов (10,8%) выявлен рестеноз стентов (3 стента с лекарственным покрытием и в одном случае - голометаллический стент). Установлено, что у больных с рестенозом стента уровень БТ2 в сыворотке крови был больше на 25,58% (р=0,044) и составил 42,6 нг/мл, тогда как у пациентов без рестеноза стента - 31,7 нг/мл. По данным ЮС-анализа выявлено, что уровень БТ2 37,3 нг/мл и более позволяет прогнозировать развитие рестеноза стента (чувствительность - 91,7 %, специфичность - 69,7%, р=0,0003).
В зависимости от получаемой гиполипидемической терапии пациенты были разделены на 3 группы. В 1-ю группу включили 22 пациента (66,7%), получавших аторва-статин в средней дозе 20 [20; 20] мг, во 2-ю - пациентов на терапии розувастатином (п=8, 24,2%) в средней дозе 10 [10; 15] мг, в 3-ю группу вошли пациенты (п=7,9,1%), по различным причинам не принимавшие статины. Не было обнаружено корреляционных взаимосвязей между уровнями БТ2 и показателями липидного спектра. При анализе гиполипидемической терапии выявлено, что 2 пациента с рестенозом стентов (50%) не принимали статины, еще двое из этой группы получали аторва-статин в дозе 20 мг., в связи с чем ни у одного из них не были достигнуты целевые уровни ЛПНП и общего холестерина. При сравнении БТ2 в группах пациентов, получавших аторвастатин или розувастатин, статистически значимой связи между уровнем БТ2 в зависимости от вида статинане было выявлено. Исходно уровень БТ2 у пациентов, получавших аторвастатин, составил 35,4 [27,49; 45,64] нг/мл, а розувастатин - 30,8 [31,8; 13,6] нг/мл, и статистически значимо не различался (р=0,32). Содержание БТ2 в сыворотке крови больных без гиполипидемической терапии составило 31,0 [33,5; 22,96] нг/ мл., что также было статистически незначимо в сравнении с группами аторвастатина (р=0,4) и розувастатина (р=0,95).
Заключение. Уровень БТ2 в сыворотке крови пациентов ИБС с ХСН взаимосвязан с рестенозом стента, и его возможно использовать в качестве неинвазивного маркера для диагностики рестеноза стентов. Взаимосвязи между приемом статинов в низкодозовом режиме и уровнем БТ2 не обнаружено. Продолжается набор материала.
ПОИСК ОПТИМАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К ЛЕЧЕНИЮ СТАТИНАМИ ПАЦИЕНТОВ ВЫСОКОГО И ОЧЕНЬ ВЫСОКОГО КАРДИОВАСКУЛЯРНОГО РИСКА
Н.В. КОРНИЕНКО, Н.Х. ГАФАРОВА, П.Н. РАДЗИВИЛ, В.И. ПЕТРЕНКО Медицинская Академия имени С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского»,
Симферополь, Республика Крым
Важной медико-социальной проблемой во всем мире остаются сердечно-сосудистые заболева-ния (ССЗ), приводящие к инвалидизации трудоспособного населения и смертности. Общеизвестно, что основной причиной ССЗ является атеросклеротическое поражение сосудов. Из всех значимых факторов риска кардиоваскулярных событий ведущую роль занимают дислипидемии, в связи с чем пациентам высокого и очень высокого риска необходима коррекция липидного обмена. В лечении дис-
липидемии самым эффективным и безопасным классом гиполипидемических препаратов остаются статины.
Цель. Исследование динамики показателей липидного спектра крови у пациентов высокого и очень высокого риска при лечении статинами.
Материалы и методы. В обследование были включены 110 пациентов (86 мужчин и 24 женщины) в возрасте от 47 до 65 лет с высоким и очень высоким кардиоваску-лярным риском. У всех больных, участвующих в исследо-
вании, диагностирована артериальная гипертензия, у 87 человек выявлена стенокардия напряжения 3-4 функционального класса (ФК), 50 пациентов имели в анамнезе инфаркт миокарда, 62 - признаки ХСН 2-3 ФК, у 28 больных был сахарный диабет (СД). Всем исследуемым исходно и через 1 и 3 месяца проводили стандартное клиническое инструментальное (ХМЭКГ, СМАД, допплер-ЭХОКГ) и лабораторное обследование с определением липидного спектра сыворотки крови. Перед началом наблюдения средние показатели липидограммы были следующие: общий холестерин (ОХ) 6.5 ммоль/л, липопротеиды низкой плотности (ХСЛПНП) 3.6 ммоль/л, липопротеиды высокой плотности (ХСЛПВП) 0.9 ммоль/л, у пациентов с СД определяли гликированый гемоглобин (НЬА1с). Больные были разделены на 3 группы: 1-я группа - 33 человека получали розувастатин в дозах 10-20 мг/сут., 2-я - 37 больных принимали аторвастатин в дозах 20-40 мг/сут., 3-я -40 пациентов (до включения в исследования получавшие аторвастатин и розувастатин и не достигшие целевого уровня ХСЛПНП), которым был назначен питавастатин в дозах 2 и 4 мг/сут.
Результаты. Анализ полученных данных во всех случаях свидетельствовал о благоприятном влиянии стати-
нов на уровень показателей липидного спектра крови. Положительная динамика была достигнута уже через месяц. В 1-й группе через 30 дней было отмечено достоверное снижение ОХ на 10%, ХСЛПНП на 16% и повышение ХСЛПВП на 14% и соответственно снижение на 8% и 18% и повышение на 21% через 3 месяца. Во 2-й группе динамика аналогичных показателей через 1 месяц была менее существенной (Р > 0,05) , что требовало увеличения дозы препарата . В 3-й группе в указанные сроки было зарегистрировано более значительное уменьшение ОХ и ХСЛПНП на 28% и увеличение ХСЛПВП на 25% (Р < 0,01). Уровень НЬА1с у больных СД не менялся и был в пределах 6,1%. В период наблюдения нежелательные эффекты препаратов во всех группах были минимальными.
Выводы. С целью коррекции липидных нарушений целесообразно использовать розувастатин или питавастатин в среднетерапевтических дозах с учетом благоприятного влияния на показатели липидограммы. Лечение питавастатином выявило нейтральное влияние на углеводный обмен, а также способствовало устойчивому повышению уровня ХСЛПВП за более короткий период времени.
РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ФАКТОРОВ КАРДИОВАСКУЛЯРНОГО РИСКА СРЕДИ МУЖЧИН РАЗНОГО ВОЗРАСТА (ПО ДАННЫМ ЭГСЕ РФ)
А.М. КОЧЕРГИНА12, В.О. ЛЕОНОВА2, В.Н. КАРЕТНИКОВА12, О.Л. БАРБАРАШ12 1ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, Кемерово, Россия. 2 Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний», Кемерово, Россия
Актуальность. Принадлежность к мужскому полу является одним из не модифицируемых факторов кар-диоваскулярного риска (ФР). Доля пациентов-мужчин с болезнями системы кровообращения традиционно выше, чем женщин. Важным является дальнейший анализ распространенности среди мужского населения модифицируемых ФР.
Цель исследования. Определить частоту выявления факторов кардиоваскулярного риска у мужчин условно здоровой популяции в группах разного возраста.
Материал и методы. Исследование проведено в рамках многоцентрового эпидемиологического исследования «Эпидемиология сердечно-сосудистых заболеваний и факторов их риска в Российской Федерации (ЭССЕ-РФ). Всего в исследование включено 1628 обследованных в возрасте от 25 до 64 лет включительно, 699 (42,9%) человек - мужчины, 929 - женщины (57,1%). Средний возраст - 46,81 ±11,39 лет. В качестве основных факторов сердечно-сосудистого риска рассматривались АГ, курение, наличие СД, ги-перхолестеринемия (ГХЭ), ожирение. Также у обследуемых оценивали объем талии (ОТ) и объем бедер (ОБ). Регулярно курившими считали лиц, выкуривавших 1 сигарету и более в день.
Результаты. При оценке распространенности ожирения среди мужского населения нами было установлено, что по мере увеличения возраста имеет место достоверный рост как показателя индекса
массы тела (ИМТ), так и абдоминального ожирения. В группе респондентов 25-44 лет повышенный ИМТ регистрировали у 62,14%, в то время как в группе мужчин старше 59 лет этот показатель достиг уже 88,33% (р=0,004). Подобные закономерности выявлены и в отношении патологического индекса ОТ/ОБ: доля лиц с признаками абдоминального ожирения возросла от 57,87% до 67,7% (р=0,000).
С возрастом достоверно увеличивается распространенность артериальной гипертензии (АГ) и приверженность к курению.
Суммарно, в группе мужчин молодого возраста, артериальная гипертензия встречается у 37,82%, абдоминальное ожирение - у 57,87%, привержены к курению 46,15%. Несмотря на то, что с увеличением возраста доля мужчин-курильщиков снижается (34,37%), в возрастной группе 60-73 года наблюдается наибольшая распространенность других ФР. Так, абдоминальное ожирение зарегистрировано у 73,82%, АГ имеют 70,82%, сахарный диабет 2-го типа - 2,08% (р=0,000).
Вывод. Выявлена высокая распространенность модифицируемых ФР среди мужчин молодого возраста. Полученные данные актуализируют необходимость активных профилактических мер в отношении снижения распространенности избыточного веса, курения и АГ у мужчин.